что такое уровень грамотности
Лукоморье, кот и грамотность
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом…»
Сегодня не только День рождения символа русской литературы, Александра Сергеевича Пушкина, но и День русского языка. Поэтому наш воскресный дайджест не может быть ни о чем другом, кроме как о русском языке.
Поговорим о том, что такое грамотность и зачем она нужна в современном мире (и нужна ли?), а также о практических методах, которые помогут эту грамотность измерить и улучшить.
📊 Некоторые цифры
– занимает русский язык по распространению в мире [РБК, 2019].
– занимает русский язык в перечне ведущих языков мира [ТАСС, 2020].
– примерно столько людей будут владеть русским языком к 2025 году [РБК, 2019].
✅ Тест «Стоит ли вам подтянуть русский?»
Сегодня можно лишь набрать в поисковике запрос «тест по русскому», как тут же появятся десятки вариантов самых разных тестов на грамотность. Мы предлагаем вам не кликать по куче ссылок, чтобы подобрать для себя хороший и качественный тест, а пройти небольшое тестирование прямо сейчас.
Несмотря на небольшое количество вопросов, оно сразу поможет понять, стоит ли вам подтянуть свою грамотность.
🎬 Конкретно и по делу
Сто лет назад человек считался грамотным, если он умел писать и читать на родном языке. Сейчас грамотным называют того, кто не только читает и говорит, но и пишет в соответствии с правилами языка, которые нам дают филологи и система образования. В устаревшем смысле мы все грамотные. Но далеко не все из нас всегда правильно ставят знаки препинания или пишут трудные слова.
В этом видео вы увидите, что иногда ошибки делают очень умные или успешные люди, и им это не мешает. Действительно ли нам нужна эта идеальная новая грамотность, навязанная языковедами и школой? Нужно ли быть абсолютно грамотным? И если да, то почему?
Я постараюсь аргументированно ответить на все эти вопросы, затронув тему граммар-наци, прескриптивной лингвистики, эрративов, защиты языка и не только.
📚 Полезные материалы
Чтобы к чему-то двигаться, важно определить, где вы находитесь сейчас – вашу точку А. Это относится и к вопросу грамотности.
В этом блоке мы собрали материалы, чтобы вы смогли оценить свой уровень грамотности на данный момент, а также выяснить, зачем нужна грамотность именно вам:
🙃 Для любознательных
Грамотность – это степень владения навыками письма и чтения на родном языке. Т.е. повышая свою грамотность, вы научитесь не только правильно выражать свои мысли, но и читать литературные и прочие произведения так, как они задумывались авторами.
В этом блоке вас ждут практические рекомендации и упражнения, которые помогут подтянуть грамотность:
📝 Упражнение «Простое повышение уровня грамотности»
Чтобы стать грамотнее, не обязательно штудировать школьную программу по русскому или даже проходить онлайн-курсы. При желании для этого понадобятся лишь какой-нибудь журнал и яркий маркер, а также блокнот с ручкой.
Начните читать любую статью в журнале и по ходу дела выделяйте маркером все слова, где, как вам кажется, вы могли бы допустить ошибку, а также те, значения которых вы не понимаете либо понимаете не до конца.
Закончив со статьей, возьмите ручку и, бегло поглядывая на выделенные слова, начинайте записывать их в блокнот. Таким образом вы сможете понять, какие термины оказываются для вас наиболее трудными, провести работу над ошибками и запомнить правильное написание.
Что же касается понимания, то рекомендуем смотреть значения непонятных или не совсем понятных слов в словаре, постепенно расширяя словарный запас и пополняя копилку знаний. Регулярное выполнение этого упражнения сделает вас более грамотным и эрудированным человеком.
Это полезно
В День русского языка дарим скидку 67% на онлайн-курс «Русский язык» по воскресному промокоду RUSSKIY (промокод уже введен)!
На программе вы пройдете специальный тест, который выявит ваши проблемные темы в русском языке. Для вас будет составлен индивидуальный план обучения, чтобы вы подтягивали именно свои слабые места. Затем на протяжении трех недель два раза в день вы будете проходить специальные задания, целенаправленно повышая свою грамотность.
Что значит быть грамотным в современном мире
Умеете ли вы писать и читать? А умеют ли делать это ваши родные, друзья и знакомые? Нет ничего удивительного, если эти вопросы вызывают у вас недоумение, ведь в умении читать и писать тоже нет ничего удивительного. Но можете ли вы с уверенностью сказать, что каждый человек, с которым вы общаетесь, является грамотным? Далеко не все ответят на этот вопрос утвердительно, ведь чтение и письмо отнюдь не синоним грамотности, по крайней мере, в наши дни.
Так что же все-таки значит быть грамотным? Какого-то единого понимания сущности и уровня образовательных навыков, раскрывающих суть понятия «грамотность», сегодня нет. Но с уверенностью можно сказать, что под грамотностью сейчас люди понимают нечто совершенно иное, чем, к примеру, полвека назад, хотя бы потому, что уровень грамотности, бывший актуальным в то время, сегодня просто не позволит человеку нормально жить и эффективно работать.
Короче говоря, предлагаем вам вместе с нами порассуждать на тему того, что значит быть грамотным, и попытаться разобраться в особенностях данного вопроса в этой небольшой статье (кстати, если вы еще не знакомы с нашим материалом «Грамотность. Нужна ли она в современном мире», обязательно его почитайте, т.к., вполне вероятно, он тоже наведет вас на интересные мысли о грамотности и ее значении в жизни человека).
Особенности грамотности в условиях современного технического прогресса
Проблема грамотности населения стоит сегодня необычайно остро, и для системы непрерывного образования она представляет особый интерес, ведь она самым прямым образом касается вопросов содержания, целей и технологического обеспечения процесса обучения.
На протяжении столетий грамотность ограничивалась лишь обучением чтению и письму и основывалась на стандартном наборе правил. А в сознании общественности термин «грамотный» был синонимичен термину «образованный». Сегодня же, за счет усложнения форм и каналов коммуникации, изменений в культурном и лингвистическом разнообразии мира, понятие грамотности расширилось.
Например, в 1958 году грамотными стали считать людей, которые умеют читать и понимать суть текста, а также в краткой форме письменно излагать сведения о повседневности. В середине 1960-х годов появился термин «функциональная грамотность», и немногим позже функционально грамотными стали считать людей, способных принимать участие во всех видах деятельности, где грамотность нужна для эффективного функционирования.
Если мы обратимся к современным официальным и научно-методическим текстам, мы найдем в них информацию о других видах грамотности, таких как грамотность чтения, математическая грамотность, естественно-научная грамотность, библиографическая грамотность и прочие виды, обусловленные ориентацией в отдельных предметных областях.
21 столетие характеризуется как мир экранной культуры, для которой необходим соответствующий уровень компетентности прочтения и специфическая визуальная грамотность. Последняя в свою очередь выводит образование в сферу восприятия учебной информации на «языке изображений». Это значит, что грамотный человек должен обладать способностью к анализу и синтезу зрительной реальности.
Кроме того, в последние десятилетия все чаще стали реализовываться проекты в сферах научной и технологической грамотности, причиной чему стало повсеместное распространение возможности использовать информацию, применять для коммуникации современные научно-технологические ресурсы.
Здесь речь идет об умении использовать СМИ, компьютеры и глобальные сети. В 2005 году в Александрийской библиотеке проходил Коллоквиум по вопросам информационной грамотности и образования на протяжении всей жизни, и на нем приняли декларацию, согласно которой жизненно важными видами грамотности 21 века стали информационная и компьютерная грамотность.
Тут же будет очень кстати упомянуть о появлении термина «медиаграмотность», который вместе с аудиовизуальной грамотностью предполагает умение человека работать с медиапродуктами, а это означает, что он должен учиться чтению и оценке медиатекстов.
Что касается компьютерной грамотности, то она означает способность человека, во-первых, осознавать потребность в информации, а во-вторых, иметь навык ее эффективного поиска, оценки и использования с соблюдением этических норм.
В 2000 году Ассоциация колледжей и библиотечных исследований предложила стандарты оценки информационной грамотности в сфере высшего образования. Началась разработка всевозможных программ «погружения» в информационную грамотность. А в 2010 году появилась схема, демонстрирующая компоненты информационной грамотности. Среди них информационная этика, критическое мышление, использование СМИ и библиотечных ресурсов.
Вместе с информационной грамотностью особую актуальность стала приобретать сетевая грамотность, ведь сетевая коммуникация сегодня является новым видом общения, в том числе и общения обучающего. Сетевая грамотность напрямую связана с использованием Интернета.
И уже здесь мы можем сделать первые выводы о том, что современный грамотный человек как никогда должен обладать критическим восприятием, ведь ему ежедневно приходится взаимодействовать с информацией, поступающей из огромного количества самых разных источников.
Особенности грамотности в условиях современной культуры
Выше мы обозначили требования к грамотности человека в условиях технического прогресса, но есть и другие требования – обусловленные современным культурным контекстом. На культурную грамотность влияет степень причастности людей к конкретному культурному фоновому знанию. Также она зависит и от способности к пониманию формального и неформального языка (и контекста), которые создают и представляют современную культуру.
Культурная грамотность требует, чтобы человек разбирался в широком круге базовых знаний, служащих ядром культуры, в которой он живет, а также умел свободно применять эти знания в повседневной, профессиональной и деловой жизни. Культурная грамотность включает в себя целый комплекс производных от нее видов грамотности, которыми требуется обладать современному человеку:
При этом специалисты не проводят между представленными видами грамотности четких границ, указывая на то, что все они составляют одно целостное семейство. «Грамотностей» человека может быть очень много, но все они будут связаны друг с другом, а какой-либо единой системы, которая могла бы объединить все человеческие мысли, не существует. Однако все чаще предпринимаются попытки к объединению усилий профессионалов из различных областей в поиске единого понимания феномена грамотности. Но давайте подытожим.
В заключении этого раздела статьи мы приходим ко второму важному выводу на тему требований, предъявляемых грамотностью к современному человеку. Он состоит в том, что каждый, кто желает быть грамотным в самом широком понимании этого слова, должен расширять свои границы и в обязательном порядке заниматься изучением родной и других культур, а также быть заинтересован в решении вопросов, связанных с экологическим проблемами, пусть даже на уровне своего личного поведения.
Характеристики современной грамотности
При изучении особенностей современной грамотности может сложиться впечатление, что человеку нашего времени необходима какая-то особая грамотность, являющаяся многогранной и всеобъемлющей, обладающая универсальными свойствами и критериями оценки. Это и привело к тому, что сегодня все чаще можно услышать термин «новая грамотность» (а впервые о нем упоминал исследователь Дэвид Букингем еще в начале 1990-х годов в своих статьях).
Рассмотреть характеристики современной грамотности можно на примере ряда новейших видов грамотности, чаще остальных интересующих людей. К ним относятся:
Исходя из сказанного выше, современный человек должен уметь писать и читать, применяя принципиально новые средства, такие как ноутбуки, планшеты, клавиатуры, смартфоны и т.п. Отдельного внимания заслуживает еще и онлайн-грамотность, ведь люди часто сталкиваются с ситуативным поступлением информации. К тому же исследования Калифорнийского университета Санта-Барбары, начатые еще в 2005 году, показали, что обычное чтение и чтение онлайн – это два принципиально разных вида умственной активности.
Новая грамотность включает в себя еще и такие важные сегодня умения и навыки как поиск информации с помощью ПК, ведение блога, поддержка веб-сайта, использование электронной почты, скайпа и других мессенджеров, ведение рассылки, посещение интернет-магазина и т.д. Сюда же относятся и специфические профессиональные умение: создание цифровых продуктов, администрирование веб-ресурсов и т.п.
Ко всему прочему можно добавить, что в настоящее время в образовательной практике все чаще используются высокотехнологичные средства обучения, рассчитанные на разные методы как предъявления, так и восприятия учебной информации. И это еще раз указывает на необходимость современного человека овладевать новой грамотностью.
Но, даже беря во внимание все вышесказанное, все же не следует говорить о сумме рассмотренных видов грамотности. На сегодняшний день для человека более важно осознать жизненную потребность в освоении новых способов взаимодействия как с реальным, так и с виртуальным миром, творческой адаптации к природе информации, а также к новым характеристикам пространства информации.
Современный человек должен не просто уметь работать с традиционными бумажными носителями информации (как это было раньше), а еще и быть способным считывать данные, заложенные в знаковых системах различных по своей природе.
Выводы
В заключении статьи можно сделать вывод, что люди 21 столетия в большинстве своем отличаются так называемой частичной грамотностью. Так, многие образованные люди, например, в недостаточной степени владеют тем же компьютером или коммуникацией. Это называется функциональным ограничением, т.к. их уровень грамотности ориентирован только на решение определенных профессиональных и жизненных задач.
Здесь можно привести аналогию, где человек знает только одну часть той же таблицы умножения или алфавита. Ситуация не из лучших, но все же она задает направление для развития содержательной части непрерывного обучения человека, происходящего на протяжении всей его жизни.
Если люди не будут соответствовать требованиям современной грамотности, они будут по-современному безграмотными. Если в прошлые века на грамотных и неграмотных людей разделила способность к письму, а затем – способность печатать тексты, то сегодня эту границу может провести развитие Интернета с порождаемыми им новыми видами письма, чтения и даже общения.
Грамотность же в перечисленных в нашей статье пониманиях и областях обеспечивает людям полноту жизни, позволяет им участвовать в жизни общества и сохранять конкурентоспособность в разных сферах деятельности. Человек настоящего должен всегда сохранять алертность, т.е. быть готовым при необходимости повышать как свою общую, так и функциональную грамотность (подробнее о том, что это такое, мы писали в статье «Современные виды грамотности»).
Все, что мы сказали о новой грамотности, указывает на необходимость расширения содержательной части обучения, а также о развитии способности человека выстраивать любые коммуникации в разных знаковых системах и свободно выражаться в их контексте. Для достижения этой цели в образовательный процесс должны внедряться соответствующие особенностям нашего времени инновации.
Но пока способы решения этих задач находятся только на уровне разработки, ответственность за становление по-современному грамотным человеком лежит на плечах каждого из нас. Во-первых, мы должны принять необходимость непрерывного образования (в нашем случае – самообразования). А во-вторых, мы сами должны обеспечивать свое движение по этому пути.
Быть грамотным в современном мире, как и раньше, означает уметь читать, писать, изъясняться и общаться с окружающими людьми на темы происходящего в повседневности. Но еще это означает идти в ногу со временем, следить за достижениями и открытиями в областях науки, техники, образования, уметь пользоваться современными технологиями, быть свободным от стереотипов и предубеждений, деструктивно влияющих на сознание.
Не станем спорить, что тема современной грамотности может быть рассмотрена намного глубже, чем в нашей статье. Однако, создавая этот материал, мы преследовали цель не провести полноценное исследование, а указать на те направления, в которых нужно развиваться современному человеку, желающему быть по-настоящему образованным и грамотным. Надеемся, нам удалось этой цели достичь.
Никогда не прекращайте своего образования. «Век живи – век учись» – эта народная мудрость не потеряла своей актуальности даже в наше время. Ставьте перед собой новые цели, достигайте их, ежедневно стремитесь стать хотя бы чуточку умнее и лучше, узнавать новое и учиться тому, чего еще вчера не умели, – это и будет говорить о вас, как о грамотном человеке.
Грамотность. Нужна ли она в современном мире?
Вы можете прочесть этот текст? Если да, спешим вас поздравить, ведь 800 миллионов людей в мире сделать этого не могут, а это значит, что они не имеют возможности погружаться в удивительный мир литературы и поэзии, не могут писать красивые письма, не могут строить карьеру (больше любопытных фактов в статье «Интересные факты о грамотности»).
Несмотря на то, что уровень безграмотности в мире стал намного ниже, если сравнивать его с прошлыми столетиями, о чем свидетельствуют данные ЮНЕСКО [Literate And Illiterate World Population, 2016], в общем и целом дела с грамотностью обстоят не очень хорошо. В частности, это касается России.
По данным социологического опроса, проведенного аналитическим центром «Левада-Центр» [«Россияне очень плохо помнят школьную программу», 2018], лишь 2,3% респондентов смогли справиться с тестом, состоящим из вопросов школьной программы. Остальные не смогли правильно ответить всего на семь вопросов по программе средней школы.
Если же мы переведем разговор конкретно на тему знания россиянами родного языка, то увидим достаточно интересные показатели. Например, по данным информационного агентства ТАСС [Результаты социологического опроса ВЦИОМ, 2018], знание русского языка на «хорошо» и «отлично» оценивают всего 62% жителей России, а 58% опрошенных хотели бы стать грамотнее.
Считают, что знают русский язык на «5», всего 12% респондентов, на «4» – 50%, на «3» – 35%, и на «2» – 2%. Интересно также, что 2% опрошенных вообще считают, что грамотно говорить и писать, придерживаясь правил русского языка, совсем не важно. Удивляет еще и тот факт, что 33% россиян старше 24 лет считают разговорной нормой не словарные правила, а то, как говорят остальные люди (этого же мнения придерживаются 24% опрошенных от 18 до 24 лет).
Однако, по мнению генерального директора ВЦИОМ Валерия Федорова, говорить нужно так, как предписывают нам учебники и филологи, а не так, как нам удобно и как мы привыкли. Мы считаем, что к этому мнению есть смысл прислушаться, ведь грамотность, как бы мы к ней ни относились, оказывает на нашу жизнь огромное влияние… как и безграмотность.
К чему приводит безграмотность
Чем чревата безграмотность для современного человека – плохим настроением от отметок в дневниках и тетрадках или же каким-то более ощутимым ущербом? Давайте вместе поговорим о том, как низкий уровень грамотности может испортить не только нашу речь, но и нашу жизнь в общем и целом.
Многие люди, даже те, кто относится к грамотности без особого уважения, часто обращают внимание на то, как мы разговариваем. И порой такое внимание может стать для нас не только неожиданностью, но и причиной не очень приятных событий, например, несерьезного восприятия нас собеседником.
Сюда же можно добавить отсутствие доверия со стороны окружающих, их нежелание вступать или продолжать вести с нами диалог (в том числе и в письменной форме). Это и не мудрено, ведь безграмотная речь, какой бы формы она ни была, усложняет понимание, а порой вообще не позволяет понять, что мы имеем в виду.
Другая сторона вопроса – это профессиональная сфера деятельности. Безусловно, дома или в компании друзей можно общаться, как угодно. Но когда дело касается хорошей работы, серьезного карьерного роста или бизнеса, безграмотность просто неуместна. Стоит ли человеку рассчитывать на высокие результаты, когда он не способен связать двух слов на собеседовании или делает ошибку за ошибкой в паре предложений о себе?
Можно отыскать немало случаев, когда людей не брали на работу только из-за того, что их резюме было похоже на черновик детского сочинения. Устная же речь вообще часто служит показателем образованности, эрудированности и интеллекта. И если она бедна и полна нелепиц, человек рискует в мгновение ока оказаться в кругу людей, общению с которыми не хотят уделять время.
Есть у безграмотности и еще один эффект, состоящий в неумении различать и по назначению использовать стили речи. Согласитесь, что редко какой бродяга сможет понять вас, если вы будете изъясняться с ним на языке академика наук. Точно так же и в среде интеллигентов не стоит налегать на блатной жаргон или молодежный сленг.
Да, есть люди, для которых подобные вещи – сущая ерунда. Они привыкли изъясняться, как бог на душу положит, а понятие правописания из их сознания бесследно исчезло, как только они окончили школу. Но есть и те, кому есть дело до культуры речи и письма, до собственной грамотности. И речь здесь не столько о том, чтобы ежегодно получать «отлично» на Тотальном диктанте, сколько о самоуважении. Разве можно не знать свой родной язык?
А что мы сможем передать нашим детям, когда они начнут, словно губка, впитывать все наши слова, знания и манеры общения? Если мы хотим видеть в своих детях достойных людей и желаем им хорошего и успешного будущего, мы обязаны прививать им грамотность. Но чтобы это делать, мы должны быть грамотны сами.
Кстати, по данным ЮНЕСКО [New UNESCO data proves education transforms development, 2013], если бы каждая женщина в мире получила хотя бы начальное образование, на одну шестую сократилась бы детская смертность и на две третьих – материнская. А если бы каждая девочка в Азии и Африке получила начальное образование, стало бы на 14% меньше детских браков (а среднее образование сократило бы их количество на 64%)
И пусть жителей этих стран мало что объединяет с Россией и русским языком, мы в любом случае можем сделать вывод о том, насколько важна грамотность в современном мире. Ее фундаментальное значение прослеживается на всех уровнях – от бытового до глобального (в дополнение можете почитать статью «Почему важно быть грамотным»). Но не будем затрагивать глобальных вопросов, а продолжим беседу о грамотности в нашем родном языке.
Основные причины безграмотности
Еще несколько столетий назад умением читать, грамотно писать и говорить могли похвастаться только сливки общества. Сегодня же такую возможность имеет каждый. Но, как ни странно, огромное количество людей этим не пользуется. А потому и грамотность многих находится на очень невысоком уровне. Но почему же так происходит?
По мнению многих лингвистов, главная причина безграмотности людей заключается в том, что они просто-напросто мало читают. Конечно, с этим можно и не согласиться, ведь все мы регулярно просматриваем по утрам новости в Интернете, изучаем рассылку, приходящую на электронную почту, работаем с текстами на компьютере, в свободную минутку можем почитать журналы или полистать интересные каталоги и т.д.
Да, все это действительно так, но ничего из перечисленного нельзя назвать литературой, которая прививает грамотность и культуру речи. Во-первых, в подобном чтиве содержится масса самых разных ошибок – орфографических, пунктуационных, стилистических, смысловых, причем некоторые из них делаются умышленно, дабы добавить тексту оригинальности, зацепить взгляд читателя.
Во-вторых, зачастую там присутствует сленг и различные новомодные слова. И вместе с ошибками все это превращается в норму, легко входит в обиход и становится частью нашего повседневного общения – как бытового, так и профессионального и делового. И здесь можно сделать первый вывод – люди читают не то, что стоит читать.
Другая серьезная причина состоит в том, что многие сосредотачиваются на чтении узкоспециализированной литературы. Однако чтение журналов и прочих изданий по определенной тематике или отрасли приводит к сужению кругозора и ограничению словарного запаса. Впитывать же нужно разностороннюю информацию, тогда и развитие будет происходить в разных направлениях.
Не следует сбрасывать со счетов и современное образование. Да, оно доступно каждому – это его плюс, но есть у него и минус. Дело в том, что молодые педагоги, как и все остальные люди, подвергаются новым тенденциям безграмотности. Они учат только тому, что знают сами, а в этих знаниях нередко есть серьезные пробелы. Мы ни в коем случае не говорим, что это касается всех и каждого педагога, но если у вас есть дети, стоит подстраховаться и держать процесс обучения своего ребенка под личным контролем. Не исключено, что какие-то знания придется подтягивать самостоятельно.
Бесспорно, не всегда причина безграмотности является субъективной – такой, на которую мы можем повлиять. Причины могут быть и объективными. К таковым можно отнести специфические недуги, влияющие на умение читать (дислексия) и писать (дисграфия). Их влияние обязательно нужно учитывать, но касается это в большей степени, опять же, детей. И если вы замечаете, что ваше чадо с трудностями воспроизводит услышанные звуки или пропускает слоги, есть смысл проконсультироваться со специалистом.
Мы с вами рассмотрели самые распространенные причины безграмотности, которые первыми приходят на ум. Больше информации на эту тему вы найдете в нашей статье «Причины безграмотности», где мы рассматриваем этот вопрос более детально и приводим много интересных фактов. Далее мы хотим перевести разговор уже в более практическую плоскость – поговорить о том, есть ли у проблемы безграмотности решение.
Можно ли самостоятельно повысить грамотность?
Есть разные способы повышения грамотности. Ссылки на некоторые из них вы найдете в конце этой статьи, а здесь мы укажем на наиболее простые. Применять их может совершенно любой человек. Нужно лишь ежедневно выделять на занятия немного времени – зависит это уже от ваших личных предпочтений.
Итак, что же нужно делать, чтобы стать грамотнее:
И здесь же еще несколько дополнительных практических рекомендаций:
Несложно сделать вывод, что самостоятельно стать более грамотным человеком достаточно просто. Возможностей сегодня великое множество, и все зависит от вашего личного желания работать над собой и устранять пробелы в знаниях. А если вам хочется уже после прочтения данной статьи попробовать какую-нибудь хорошую методику повышения грамотности, спешим познакомить вас с одной из таких.
Эффективная методика повышения уровня грамотности
Автором оригинальной методики «Хочу быть грамотным!» является учитель русского языка, литературы, истории и обществознания, а также психолог в системе народного образования Мельникова Вера Александровна. Методика была разработана с учетом многолетнего (более 35 лет) опыта педагогической деятельности и проверена на практике в работе с детьми и взрослыми.
Чтобы получить от применения методики максимальный результат, необходимо соблюдать несколько обязательных условий:
Если вы готовы соблюдать эти условия, можете смело переходить к практике. Методика состоит из двух обязательных частей:
Так выглядит на практике методика быстрого повышения уровня грамотности В. А. Мельниковой. Несмотря на кажущуюся простоту, она на самом деле оказывается очень эффективной. Трудность кроется лишь в том, чтобы заниматься ежедневно в течение трех месяцев. Но мы уверены, что ваша целеустремленность позволит вам не сбиться с намеченного пути.
Также заметим, что рассмотренная методика основана на том, что задействует пять видов человеческой памяти:
Очевидно, что все эти виды памяти активизируются в процессе применения данной методики. А еще одно ее преимущество в том, что по мере выполнения заданий вы будете многократно повторять то, с чем испытываете трудности. В результате уже всего через 2-3 недели вы будете знать намного больше, чем раньше.
В заключение только добавим, что ваша основная цель – продержаться три месяца. По истечении этого срока вы поразитесь тому, насколько меньше стали делать письменных и речевых ошибок. К тому же за это время вы сформируете у себя полезную привычку повышать грамотность, и подобная работа станет частью вашей повседневной жизни.
А когда диктанты из сборников закончатся, вы сможете перейти к любимым произведениям литературы. Точно таким же образом можно поступать и с узкопрофильными изданиями – если вдруг надо подтянуть знания в конкретной области, ведь грамотным нужно быть в самом широком понимании этого слова (кстати, почитайте нашу статью «Виды грамотности»).
Возможно, вам известно выражение знаменитого писателя и поэта Оскара Уайльда: «Три письма, которые вы мне написали после нашего разрыва, так хороши и в них так много орфографических ошибок, что я до сих пор не могу удержаться от слез, когда перечитываю их». Так давайте же не будем теми, кому можно адресовать такие строки.
Правильно заметил в первой половине 20 века выдающийся польский ученый и математик Хуго Штейнгауз: «Просвещение распространилось настолько, что ныне можно читать, писать и публиковать, оставаясь неграмотным». И даже сегодня эти слова остаются актуальными, возможно, даже более актуальными, чем раньше.
Давайте становиться грамотными, ведь грамотность – это уважение к себе и людям, с которыми нам приходится общаться. А чтобы это давалось легче, возьмите на заметку несколько полезных материалов по повышению грамотности:
И настоятельно рекомендуем пройти нашу онлайн-программу по русскому языку. Она поможет вам устранить пробелы в знаниях по всем направлениям и стать тем, кто сможет с гордостью сказать, что он действительно знает свой родной язык. Желаем вам успехов и гармоничного всестороннего развития!