что такое урок рефлексии
Урок рефлексии как способ закрепления знаний
Надежда Шумик
Урок рефлексии как способ закрепления знаний
Обеспечение мотивации изучения иностранного языка на разных этапах, связь учебного материала с жизненными ситуациями, организация такой речевой практики, которая предполагает высокую активность, развитие творческой инициативы, некоторые пути повышения коммуникативной направленности – цели каждого учителя.
Мотивирование, формирование положительного отношения к учению, способность к самооценке составляют группу ЛИЧНОСТНЫХ УУД.
Ребёнок учится принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить коррективы в действия, т. е. развивает РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД.
Целью действия ребёнка является узнавание, открытие, освоение,поэтому он выполняет целый комплекс ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД: работает с информацией, осуществляет синтез, анализ, использует общие приёмы решения задач…
В процессе учения дети будут контролировать действия товарища, использовать речь для регуляции своего действия, договариваться, учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение. Это значит, что будут развиваться КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД.
В связи с этим не остаются без внимания технологии проведения урока:
— информационные и коммуникативные технологии (коммуникация – общение);
— технология, основанная на создании учебной ситуации (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира);
— технология, основанная на реализации проектной деятельности;
— технология, основанная на уровневой дифференциации обучения;
— технология деятельностного метода;
— игровые технологии и т. д.
Они рассматриваются учителем как развитие инициативы и самостоятельности школьников, а также усиление мотивации.
Урок рефлексии:
oДеятельностная цель: формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.
oСодержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий, понятий, алгоритмов и т. д.
Урок рефлексии я предлагаю проводить на заключительном этапе работы над темой или на обобщающих уроках. Использование различных игр обеспечивает постоянный интерес детей к речевой деятельности. Примером фрагмента такого урока может быть деловая игра.Приблизительно я начинаю так: “Dear friends! Try to forget that we are at the lesson. We are going to have a friendly talk about. ’’ и предлагаю детям стать «редакторами» и «репортёрами» журнала или газеты. И в течение изучения темы ученики создают странички журнала. Учитель сам может вносить материал, либо попросить детей найти интересную информацию и предложить классу.
Примерные странички журнала по теме “Traveling”: Listen to the contents of our magazine! :
1. The Page of Kinds of Traveling.
Класс делится на группы.Учащимся могут быть предложены следующие задания:
а) каждой группе предлагается написать 2 или 3 предложения по теме или дополнить предложения; б) группа получает карточку с названием вида путешествия и рассказывает о его преимуществах, пользуясь данными опорами.
2. The Page of Great Travelers.
Учитель начинает: The people have always dreamt to learn about our planet. Brave sailors traveled to new lands by ships, on foot. It was very hard, difficult and dangerous. Because the ships were primitive, there were many wild animals. However, they discovered new lands, new islands and new continents. They gave names to them and made maps. They described the life of people, their traditions and nature. Now we know that our planet is round. The largest country is Russia, and the smallest is the Vatican. There are six continents. We have read about some travelers. Today we shall look through some information about other discoverers: Amerigo Vespuchi, Vasco da Gama, James Cook, Marko Polo.
На картинках дети находят нужную информацию.
Класс делится на 3 команды. Каждой группе даются карточки с краткой информацией. Ученики первой команды задают серию вопросов учащимся из второй команды. Третья команда, услышав ответы и вопросы, должна составить краткий рассказ. Затем команды меняются ролями.
3.The page of Columbus.
а) Now listen to the story about Columbus who discovered America.
Команды слушают текст о путешествии Колумба и подбирают картинки к фрагментам текста. Каждая команда получает по одному баллу за правильный ответ. Учитель отмечает самые интересные и удачные ответы;
б) Учащиеся делятся на группы. Учитель раздаёт текст, разрезанный по предложениям или по абзацам, таблички с именами персонажей. Нужно составить рассказ, проверить и проиграть по ролям.
Домашнее задание:найти информацию о великих русских путешественниках и ответить на вопросы: Which Russian explorers do you know? Which lands did they discover? Then choose one of the Russian famous explorers and tell the class about his achievements. Информацию дети могут представить в виде проектной работы, презентации или эссе.
I sailed with Columbus!
Columbus was born in Italy in about 1451. In 1492 he sailed from Spain to America on the Santa Maria. Diego was the ship’s boy. Here is his story:
I was eleven years old when I sailed with Columbus. He had three ships. I was on his ship, the Santa Maria. It was bigger than the Nina or the Pinta, but it was the slowest.
We worked hard and at night we were always tired. We slept in hammocks. We ate salt meat and biscuits. Sometimes we fished. We didn’t have a lot of water, so we were often thirsty.
It was a very long journey. On the thirty-fourth day we were very afraid and we wanted to go back to Spain, but Columbus said ‘No’.
On the thirty-sixth night I was with my friend Juan. There was a moon and a lot of stars. Suddenly, we saw land. We ran quickly and told Columbus.
The next day we landed on an island. There were a lot of Indians on it. They gave us water and fruit. Columbus gave them knives, beads
Домашнее задание:найти информацию о великих русских путешественниках и ответить на вопросы: Which Russian explorers do you know? Which lands did they discover? Then choose one of the Russian famous explorers and tell the class about his achievements. Информацию дети могут представить в виде проектной работы, презентации или эссе.
Художественное творчество, как средство закрепления полученных ранее знаний об окружающем мире Все знают, что планирование работы в ДОУ придает процессу образования и воспитания детей организованный характер. Это делает работу педагога.
Видео-урок «Как слепить улитку». Поэтапный урок лепки №4 Лепка – «Улиточная семейка» 3+ На нашем уроке по лепки – «Улиточная семейка» Вы научитесь: 1. Рисовать по цветному фону. 2. Лепить объёмные.
Конспект логопедического занятия по профилактике дисграфии посредством закрепления знаний по лексической теме «Птицы» Тема: «Зимующих птицы». Цель: профилактика дисграфии через упражнения по актуализации и закреплению знаний по лексичекой теме «Птицы».
Конспект НОД «Дидактические игры как способ закрепления математических представлений» Сентябрь 2018г. Материалы и оборудование: магнитная доска, цифры, настольная игра, набор цифр на каждого ребенка, карточки с заданиями (цветные.
Лепбук для закрепления знаний детей о здоровом образе жизни во второй младшей группе Здоровье детей и их развитие – одна из главных проблем семьи и детского сада. Воспитатели и родители группы смастерили лепбук для закрепления.
Развитие рефлексии у педагогов, как метод познания себя Тренинг для педагогов «Развитие рефлексии у педагогов, как метод познания себя». Цель: развитие навыков рефлексии у педагогов. Задачи:.
Видео-урок «Как нарисовать белочку. Поэтапный урок живописи» Живопись гуашевыми и акварельными красками С ветки на ветку могу я летать. Рыженький хвост никому не поймать. Некогда летом в лесу мне.
Видео-урок «Как нарисовать Лес. Поэтапный урок живописи» Живопись акварельными красками «Пальто для леса» с детьми 5 «С любовью к нежной, беззащитной перед человеческой деятельностью природой.
Видео-урок «Как нарисовать рыбку». Поэтапный урок эксперимент №4 Как нарисовать рыбку (поэтапный урок эксперимент № 4) Эксперимент – трансформация «Чудо-Юдо рыба» 5+На нашем уроке Вы научитесь: 1. Рисовать.
Рефлексия на уроках в начальной школе: примеры, особенности в условиях ФГОС
Одним из ключевых действий, которым необходимо овладеть школьнику, является умение рефлексировать. Для этого он должен иметь навыки самоанализа и самооценки, научиться определять уровень своих результатов в учебной деятельности и находить причины успехов или неудач. Как же нужно проводить рефлексию на уроках в начальной школе по ФГОС, какие есть примеры таких упражнений?
Что такое рефлексия
Принципами современного обучения в начальной школе должны быть активность, сознательность и творчество. Каждое действие ученика должно быть полностью осознанным. Именно на этом должен быть основан интеллектуальный процесс познания.
Ребенка необходимо постоянно возвращать к анализу своих действий, к осознанию пройденного пути. Он должен отметить все, что было им усвоено, обдумано, понято. Важно не просто зафиксировать в сознании обучающегося результаты урока, но и помочь ему выстроить смысловую цепочку проведенной познавательной деятельности. Подтолкнуть его к выделению методов и способов исследования материала, которые были применены на уроке, и сравнить их со своими.
Поэтому по ФГОС рефлексия в начальной школе должна являться обязательным элементом на уроках. Причем, важно не просто провести такой вид работы, а готовить школьника к внутреннему самопознанию, учить размышлять о своем внутреннем состоянии. Перед ним должны ставиться вопросы: «Что я знал?», «Что я узнал нового?», «Каким образом мне удалось получить новые знания?», «Какие личностные качества мне помогли на уроке или помешали добиться успеха?», «В какой момент урока я получал положительные эмоции?», «При выполнении какого упражнения я ощущал дискомфорт?».
Рефлексия может проводиться на любом этапе урока. В зависимости от обстоятельств, необходимо использовать такие виды рефлексии:
Выбирая упражнения для проведения рефлексии, следует ориентироваться на цели, которые преследуется этим видом работы:
Ученик, овладевший навыком рефлексирования, научится управлять собой. То, что он может давать оценку своей деятельности на уроке, доставляет радость ребенку и вызывает чувство собственной значимости.
Виды упражнений для рефлексии
Для проведения рефлексии на уроках в начальной школе по ФГОС предлагаются различные упражнения, приведем их примеры. Наиболее простыми являются задания с эмоциональной окраской. Они используются на начальном этапе формирования рефлексивных умений. Целью таких упражнений является дать символьную оценку своей деятельности и ее результатов.
«Смайлики»
Учитель должен подготовить изображения смайликов, которые раздаются каждому ребенку. Это упражнение может иметь несколько видов.
В первом случае используется изображение лиц, выражающих различные эмоции: радость, недовольство, грусть, удивление, восхищение. Дети должны выбрать тот смайлик, который будет отражать их ощущение от урока или выполненного задания, оценивать их участие в ходе изучения материала.
Второй вариант данного упражнения предполагает использование изображения лица, на котором присутствуют не все детали (отсутствует рот, брови). Каждому ребенку предлагается дорисовать эти элементы таким образом, чтобы отразить необходимую эмоцию.
«Солнышко и тучки»
Ученики получают карточки с изображением улыбающегося солнышка, хмурящего солнышка, выглядывающего из-за тучки и грустной тучки. Детям нужно дать предельно простой ответ:
Можно попросить школьников показать с помощью таких изображений степень усвоения учебного материала и т.д.
Часто во время проведения упражнений рефлексии используют цветовые ассоциации.
«Карточка настроения»
Для такого упражнения необходимо иметь набор однотипных карточек разного цвета. Школьники имеют возможность выбрать одну из них, цвет которой будет символизировать их ответ на поставленные вопросы. При этом можно предлагать детям уже готовую картотеку символического значения цветов, например:
Также учитель может попросить детей показать выбранную карточку и самостоятельно пояснить значение своего цвета.
«Букет настроения»
Упражнение носит характер творческой игры. Дети имеют возможность составить букет своего настроения. Это должна быть коллективная работа, при которой каждому ребенку нужно выбрать на полянке цветок соответствующего цвета (красный — есть проблема, желтый — нужна помощь, зеленый — все хорошо) и поставить его в вазочку. Преобладающий цвет букета, покажет степень положительных результатов деятельности.
Аналогично можно использовать другие ассоциативные символы:
Тему для рефлексивного упражнения можно подбирать в соответствии с содержанием урока.
«Маятник настроения»
Для упражнения понадобится коллективное фоновое панно, которое разделено на три полосы: черную, серую и белую. Детям можно раздать стикеры любого вида (фишки, бейджики, фигурки и т.д.). Им необходимо разместить свой стикер на той полосе, которая отвечает их настроению.
В зависимости от уровня подготовленности школьников и времени на уроке представленные упражнения можно проводить только для фиксации эмоционального ощущения детей или же предлагать им объяснить свой выбор.
Более сложные виды заданий для рефлексии предполагают выражение не эмоций, а словесных оценок и результатов самоанализа.
«Пять пальцев»
Для этого упражнения достаточно раздать детям чистые белые листы бумаги. Им необходимо обвести свою ладошку и на каждом пальце написать короткие ответы на соответствующие вопросы:
«Таблица результатов»
Такое упражнение лучше разделить на два этапа. Первую часть нужно провести в начале урока во время актуализации имеющихся знаний обучающихся. Детям раздаются карточки с пустой таблицей, имеющей столбцы: «Знал», «Узнал», «Не совсем понял». После озвучивания темы урока ребята должны перечислить, какие знания они уже имеют.
Вторая часть упражнения проводится на заключительном этапе урока. Дети анализируют усвоенную в ходе познавательного процесса информацию и заполняют два оставшиеся столбца.
Эти же карточки можно сохранить, дополнять записи на протяжении следующих уроков и подвести итоги полученных результатов на уроке обобщения по теме.
«Плюс – минус»
Карточки для этого упражнения могут иметь различную форму. Основной принцип — разделить ее на две части. Дети по окончании урока должны перечислить все положительные моменты, которые они хотят отметить на уроке, а с противоположной стороны — все отрицательные.
Это упражнение можно провести коллективно. На две части делится плакат и прикрепляется на доску. Школьники получают несколько пустых стикеров (можно сделать их двухцветными) на которых делают записи по теме урока. Затем эти стикеры прикрепляются на плакат. В завершение рекомендуется провести обсуждение негативных моментов на уроке. Можно предложить детям, которые показали, что хорошо поняли материал урока, помочь своим товарищам разобраться с возникшими затруднениями.
Есть ряд упражнений, которые способствуют созданию духа конкуренции, соревнования. При этом детям предлагается сравнить собственные достижения с результатами своих одноклассников.
«Лесенка»
Такое упражнение помогает развитию самооценки у ребенка. Для большей наглядности своего результата детям предлагается карточка с изображением лесенки, у которой 5-7 ступенек:
Необходимо нарисовать свою фигурку на той ступеньке, которая, по мнению ребенка, соответствует степени его участия в работе на уроке.
«Письмо благодарности»
Интересная форма проведения рефлексии, которая предполагает проведение не только самоанализа, но и оценивание деятельности своих товарищей. Детям предлагается написать на стикере имя и слова благодарности тому однокласснику, который каким-то образом помог ему на уроке понять изучаемый материал.
Овладение ребенком умением рефлексирования служит фундаментом для дальнейшего успешного обучения. На основе этого навыка происходит формирование критического мышления, развитие таких необходимых для современного взрослого человека качеств, как самостоятельность, конкурентоспособность, предприимчивость, самоменеджмент.
Об авторе: Гладко Марина Павловна, учитель начальных классов, стаж работы 23 года.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Уроки рефлексии в рамках ФГОС
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Примерный план урока рефлексии
и способы его проведения.
Моисеева Евгения Петровна,
Полякова Наталья Анатольевна,
ГБОУ гимназии № 402
имени Алии Молдагуловой..
Современные требования, предъявляемые к организации учебной деятельности и проведению уроков, предполагают непременное развитие самоконтроля, самоанализа и самооценки.
Учителю необходимо научить ребенка ставить цели, разрабатывать планы достижения этих целей, анализировать свои поступки и действия.
То есть ребенок должен научиться ставить перед собой учебную задачу самостоятельно и решать ее.
Формированию такого умения и средств контроля и оценки помогает особый тип урока — урок-рефлексия по ФГОС.
Рефлексия — это особый навык, направленный на самосознание, умение отслеживать свои эмоции, свои поступки, умение анализировать их и оценивать.
В упрощенном понимании-это «разговор с самим собой».
Определяем цели урока рефлексии.
По требованиям ФГОС, к каждому уроку необходимо указать две цели:
содержательную и деятельностную.
Содержательная: повторение, закрепление; обобщение пройденного материала.
Деятельностная: формирование у учащихся способностей к рефлексии и реализации коррекционных норм.
(То есть — научить фиксировать собственные трудности, выявлять причины этих затруднений и находить способы их преодоления).
Для проведения урока рефлексии мы руководствуемся
I. Мотивация (самоопределение) к коррекционной деятельности.
На данном этапе мы стараемся создать в классе такую атмосферу, чтобы каждый ученик «включился» в работу, чтобы он захотел учиться, а не заставлять его это делать.
Приемов много: начать урок с улыбки, добрых пожеланий, привести высказывания известных людей о работе над собой и своими ошибками, провести интеллектуальную разминку, привести интересный факт.
II. Актуализация и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.
III. Локализация индивидуальных затруднений
Цель на данном этапе — учить школьников шаг за шагом анализировать свои действия и понять, почему именно это задание вызвало затруднения;
учить работать по вопросам:
какое задание я выполнял?
каким способом я решал задачу?
по какому алгоритму я действовал?
где возникло затруднение?
Чего мне хватает для правильного решения?
IV. Построение плана коррекции выявленных затруднений.
На данном этапе урока необходимо составить индивидуальный (или групповой) план решения проблемы.
общая цель: коррекция знаний, устранение пробелов.
для каждого ученика (или группы) цель должна быть конкретной.
что поможет школьникам достичь цели?
что понадобится ( учебник, конспект, алгоритм, таблица, дополнительная литература и т.д. ).
составляем план, как будет решаться проблема.
ВАЖНО: в перспективе учащиеся должны научиться самостоятельно планировать свои действия.
V. Реализация построенного плана.
Это — самостоятельная работа по составленному плану.
VI. Обобщение затруднений.
Учащиеся должны выполнять задания по тем правилам, применение которых вызвало у них наибольшее затруднение, при этом обязательно проговаривают порядок действий.
ВАЖНО: в этойчасти урока каждое действие сопровождается рефлексией (обдумыванием: как это делается, что именно нужно делать, все ли стало понятным).
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Каждый ученик работает самостоятельно, выполняет задание по усвоенному способу и сам оценивает — насколько хорошо у него получилось, получилось ли вообще применять вновь усвоенное правило.
VIII. Включение в систему знаний и повторение.
Теперь учащиеся получают задания, которые связывают новое знание с уже пройденным материалом или задания, подготавливающие к восприятию следующей новой темы.
Хорошо подходят задания, содержащие игровые элементы, блиц-опросы, викторины и т.п..
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Учащиеся оценивают свою активность, вновь приобретенные знания, закрепляют алгоритм действий и ставят себе оценку.
Остановимся подробнее на втором этапе.
Этап актуализации и фиксации затруднений в индивидуальной деятельности
очень важен, потому что
учитель готовит учащихся к самостоятельному выполнению определенного задания. Заданий не должно быть много: 4- 5.
ВАЖНО: все задания должны подбираться с таким учетом, чтобы можно было применить все новые изученные правила и способы работы.
Примеры заданий для урока рефлексии.
Кластер. Многие используют этот прием на этапе рефлексии. В начале урока составление кластера поможет быстро обобщить и структурировать теоретический материал.
РАФТ. Ученик выбирает роль и рассказывает о себе. Например, на уроках математики: «Ты — уравнение. Расскажи о себе» и т.д.
Да/нет. Учитель зачитывает суждения, определение терминов, понятий. Учащиеся либо соглашаются, либо опровергают.
Текст с пропусками. Методика знакома всем. Причем этот прием можно использовать не только на уроках по гуманитарным предметам.
Корзина идей. Каждый ученик в течение двух минут записывает все, что ему известно по теме. Далее начинается групповой этап: учащиеся (в группах, по парам) делятся знаниями, обмениваются информацией. На третьем этапе (коллективном) каждый называет одно сведение, факт по теме (без повторов!). Все сведения записываются на доске (в корзину) без комментирования. Cразу видно, кто активно «наполняет корзину», а кому требуется помощь.
Наш опыт показал, что использование сорбонок идеально на уроках геометрии, причем на всех ступенях обучения.
Перед вами пример сорбонки, и спользованный одной из нас на уроке геометрии в 7 классе.
Достоинства применения сорбонок:
увеличение частоты повторения;
экономия времени на уроке;
формирование умений самоконтроля, самопроверки, взаимоконтроля.
Задача блиц – опроса: ответить на вопросы и обосновать ответ с помощью известных фактов, формул, аксиом, теорем и свойств геометрических фигур.
Перед вами пример блиц-опроса, и спользованный одной из нас на уроке геометрии в 10 классе.
Завершается данный этап урока рефлексией, где учитель подводит школьников к выводу, что ошибки — это не беда, а повод задуматься.
высокий уровень активности и познавательного интереса;
умение активно решать поставленные задачи в группе;
способность к самоанализу и самооценке своей деятельности;
умение взаимодействовать с педагогом и другими учениками.
формирование гармоничной и всесторонне развитой личности с высоким уровнем креативности и самостоятельности, что является одной из целей
Федеральных Государственных образовательных стандартов.
Мы рассмотрели примерную структуру урока рефлексии по ФГОС,
который поможет учащимся не просто совершить работу над ошибками,
а ещё и научит самоанализу и самокоррекции.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО
Курс профессиональной переподготовки
Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-555094
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Учителям истории предлагают предоставить право бесплатно посещать музеи
Время чтения: 2 минуты
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В МГПУ сформулировали новые принципы повышения квалификации
Время чтения: 4 минуты
В России планируют создавать пространства для подростков
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.