что такое урок исследование
Исследование урока как форма организации методической работы в школе
Согласно наблюдениям экспертов, примерно 50% учителей по всей России изолированы от школьных коллег в профессиональном аспекте. Но именно учителя могут помочь друг другу решить методические проблемы — например, используя технологию «Исследование урока». О популярной мировой практике рассказала приглашенный спикер, руководитель проекта «Академия Директории», кандидат педагогических наук и магистр организационного консультирования Университета Манчестера — Екатерина Куксо.
Как японская методическая технология оказалась полезна в России
Исследование урока — технология, направленная на повышение качества обучения через совместную работу учителей. Если коротко: команда педагогов ставит перед собой определенную цель и совместно движется к ее достижению, посещая уроки друг друга и акцентируя внимание не на работе коллег, а на действиях и успехах нескольких выбранных учеников.
Технология зародилась в Японии примерно 100 лет назад. После Второй мировой войны, когда страна восходящего солнца приоткрылась для иностранцев, методическая идея просочилась в Европу и США, исследования в этой области расширились. В XXI веке метод пришел и на постсоветское пространство. Везде он имеет свои особенности.
Почему исследование урока набирает популярность в России? Традиционные способы организации методической работы в школе часто работают не так, как хотелось бы. Например, руководители методобъединений заняты бюрократической нагрузкой, и у них не остается времени на посещение уроков. Директорам и их заместителям тоже не хватает времени на взаимодействие с учителями. Но преподаватели могут помочь друг другу: в комфортных условиях работы, по технологии, доказавшей свою эффективность.
Особенности метода «Исследование урока»
Пошаговый план исследования урока (апробирован «Академией Директории» в десятках российских школ)
Технология «Исследование урока» в России чаще всего внедряется администрацией школы. Но учителя и сами могут стать инициаторами проекта. Оптимальное число участников группы: 3-5 человек.
Если собирать большую команду, 6 человек и более, некоторые люди будут просто присутствовать, а не участвовать. Если проектом займется 3 учителя, то каждый из них окажется задействован как преподаватель. Возможна также работа в паре.
Частый вопрос: нужно ли включать в команду кого-то из администрации школы? Это не обязательно, но участие, например, заместителя директора, сразу поднимает статус проекта.
Учителя подбираются не по предметам, а по интересам. Если брать преподавателей одного предмета, то исследование, скорее всего, сведется к проработке учебного материала. Кроме того, во многих школах по некоторым предметам есть только один учитель.
Вначале необходимо выбрать проблему, которая волнует каждого участника группы (общий интерес) и распределить обязанности. Желательно наличие модератора, который поможет раскрыться каждому участнику группы и будет фиксировать все решения. Важно поддерживать одинаковый статус участников, независимо от опыта и должности.
Участники группы устанавливают цели урока, выбирают из класса трех учеников с разной успеваемостью, критерии для каждого из них, договариваются об этапах урока, вопросах для интервью учеников после урока, пытаются спрогнозировать действия и реакции учеников. Здесь очень важно не демонстрировать низкие ожидания, связанные с «отстающими» учениками, а мыслить позитивно, планировать хороший урок, в котором найдется ситуация успеха для каждого.
При постановке целей нужно ответить на 4 вопроса:
Примеры ошибочных целей:
Ключевые точки планирования урока:
Учитель № 1 проводит урок, остальные участники группы присутствуют и наблюдают, или после смотря в записи. По окончании урока присутствующие учителя интервьюируют трех выбранных учеников.
План урока: таблица для заполнения наблюдателями
Группа собирается (как правило, в день проведения первого урока) и проводит анализ. На основе выводов по уроку № 1 планируется урок № 2 для учителя № 2.
По аналогии с первым уроком проводятся и обсуждаются уроки № 2 и № 3.
Группа сравнивает результаты планирования и наблюдения, делает выводы. Как правило, итог исследования презентуется на школьном или внешкольном мероприятии. Если презентация проходит вне школы, то статус проекта в школе, конечно, видится выше.
Представленный пошаговый план оказался наиболее эффективным в условиях российского контекста, но он не является единственно возможным. К слову, самое распространенное препятствие в России на пути к применению технологии «Исследование урока» — острая нехватка времени учителей. Разумеется, при высокой загрузке на собственных занятиях сложно выкроить силы на то, чтобы посетить уроки коллег, участвовать в их планировании. Однако результат совместного проекта, решение острых проблем позволяет в дальнейшем существенно экономить свое время и трудозатраты.
Урок – исследование в начальной школе: технология построения, методы и приёмы, анализ результатов
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок – исследование в начальной школе:
технология построения, методы и приёмы, анализ результатов
Надымова Анна Ивановна,
учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 10 г. Краснокамска
Что же такое «Урок – исследование?» Это такая организация активной познавательной деятельностиобучающихся и учителя, которая обязательно связана с решением обучающимися (при поддержке учителя) творческой, исследовательской задачи. Эта исследовательская задача может быть и с известным, но не знакомым учащимся решением, и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, таких как:
постановка проблемы, выдвижение гипотезы;
повторение теории, посвящённой данной проблематике;
подбор инструментов для исследования и практическое владение ими;
обработка полученного результата, его анализ и обобщение;
Урок – исследование имеет свою особую структуру:
1. Актуализация знаний.
3. Создание проблемной ситуации.
4. Постановка проблемы исследования.
5. Определение темы исследования.
6. Формулирование цели исследования.
7. Выдвижение гипотезы.
8. Проверка гипотезы: проведение эксперимента, лабораторной работы, чтение литературы, размышление, просмотр фрагментов учебных фильмов и т.д.
9. Интерпретация полученных данных.
10. Вывод по результатам исследовательской работы.
11. Применение новых знаний в учебной деятельности.
13. Домашнее задание.
Особенностью урока – исследования является и то, что на уроке ставятся две цели: обучение предмету и бучение исследовательской деятельности.
Основой проектирования урока – исследования стала Технологическая карта, содержащая все этапы подготовки такого урока.
Определить, какой материал должен быть изучен учениками для того, чтобы выявить или обосновать планируемое обобщение.
Спланировать для самостоятельного изучения как материал из учебника, так и из других информационных источников
Эти материалы должны быть различны по уровням сложности.
Пусть они будут самые различные: вербальные, наглядные, тактильные, вкусовые, текстовые, графические, аудиальные и т.п.: Учебник. Словарь. Энциклопедия. Коллекция. Гербарий. Карты. Интернет и Интерактивные пособия. Макеты, реальные объекты. Видеофрагменты и иллюстрации и др.
Формы организации деятельности учеников (какие?)
Наиболее эффективно организовать детей по их желанию: кто – то захочет работать индивидуально, а кто – то – в парах или группах (допустимы, конечно же, и другие способы организации детей).
Проблемная ситуация (задание на выявление затруднения)
Проектирование такого задания, выполнение которого обеспечит возникновение познавательной потребности в раскрытии неизвестного.
Тема урока (для учеников)
Последовательный вариант выдвижения гипотезы предполагает, что сначала выдвигается и проверяется одна гипотеза, затем вторая и т.д. Одновременный вариант – когда определяются все возможные предположения и сразу проверяются.
Как будет организована исследовательская деятельность?Какие задания?
Какой результат (продукт) будет получен и как предъявлен?
Самые различные варианты. Например, макеты, плакаты, листовки, поделки, стенгазеты, модели и даже Wiki – стенгазета и др.
В какой форме будут подведены (оценены) итоги работы?
На этом этапе обязательно возвращаемся к гипотезе исследования, делаем выводы относительно её подтверждения или не подтверждения; намечаем круг новых проблемных вопросов, которые возникли по ходу работы. Часто новые идеи находят своё воплощение уже во внеурочной исследовательской деятельности.
Особо хочется выделить урок – исследование с элементами театрализации, чаще это уроки литературного чтения. Темы таких уроков, как правило, тоже видоизменяются в вопрос и звучат так: «Как инсценировать эпизод произведения….?» На таких уроках дети объединяются в группы: «Актёры», «Костюмеры», «Художники – декораторы», «Режиссёры, сценаристы, постановщики». Каждая группа получает задание, снабжается необходимыми материалами. Итогом совместной творческой, исследовательской деятельности на таком уроке является инсценировка эпизода литературного произведения.
Педагогу очень важно знать, на каком уровне развития находятся исследовательские умения его учеников. На основании исследований А.И. Савенкова, А.Н. Поддъякова, А.В. Леонтовича выделяют 3 уровня сформированности исследовательских умений у младших школьников. Первый: ученик не может самостоятельно увидеть проблему, найти пути решения, но по указаниям учителя могут прийти к решению проблемы. Второй: ученик уже самостоятельно может найти методы решения поставленной проблемы и прийти к самому решению, но без помощи учителя не может увидеть проблему. Третий (высший): ученики сами ставят проблему, ищут пути ее решения и находят само решение.
Понятия «начальный уровень развития» и «высокий уровень развития» достаточно условны, но нужны для обозначения моментов внимания к этапу обучения. Для обеспечения и диагностики отдельных инструментальных исследовательских умений важно обозначить диапазон их развития.
Начальный уровень развития
Высокий уровень развития
Умение видеть проблему
Умение осознать некоторые противоречия, умение рассматривать предмет с разных точек зрения
Умение увидеть, осознать и сформулировать проблему
Умение распределять предметы на группы по определенным признакам
Умение составлять классификационные и структурные таблицы, схемы
Умение задавать вопросы
Умение задавать описательные, каузальные, субъективные вопросы
Умение ставить корректные воображаемые, оценочные и ориентированные на будущее вопросы
Умение определить понятие
Умение дать описание предмета, разъяснить посредством примера
Умение сознательно применять логические приемы мышления: аналогию, сравнение, анализ, синтез
Умение представить понятие на языке символов
Умение придумать понятный значок для обозначения предмета
Умение найти и представить различными образными средствами смысловую идею изучаемого объекта
Умение сформулировать цель исследования
Разработка личной иерархии целей во всех областях жизни и деятельности
Умение назвать этапы собственной деятельности, определить успехи, трудности, примененные способы деятельности
Умение строить разноуровневую рефлексивную модель различных видов деятельностей, происходящих в индивидуально-комплексном образовательном процессе
Зверева И.В. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся в образовательном учреждении.- Волгоград: Корифей, 2007.-112с.
Организация исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС.1 – 4 классы/ авт.- сост. Т.А. Кобзарева – Волгоград: Учитель, 2015. – 166 с.
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. –– Самара: Издательство «Учебная литература», 2004. – 80 с.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. — 2-е изд., испр. и доп.— М.: АРКТИ, 2005. — 80 с.
Урок-исследование как одна из форм реализации деятельностного подхода
Урок-исследование как одна из форм реализации деятельностного подхода
Аннотация. В статье рассматривается актуальность урока-исследование, его структура, уровни и методика проведения. Раскрывается сущность урока-исследование как форма деятельностного подхода в современном образовании.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. По этой причине в основе Федерального государственного стандарта начального общего образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает применение «разнообразных организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности». Универсальными учебными действиями (познавательными, регулятивными и коммуникативными) возможно овладеть только в процессе деятельности.
Данная задача требует от учителя нового подхода к организации процесса обучения. Урок, как и было раньше, остается основной единицей обучающего процесса. Однако специфика системно-деятельностного подхода предполагает и другие типы и, соответственно, другую структуру урока, которая отличается от привычной, классической схемы. В современном образовании выделяются такие типы уроков, как урок «открытия» новых знаний, урок рефлексии, урок общеметодологической направленности, урок развивающего контроля. Новая типология предполагает и определенные виды уроков. Так, например, на уроке «открытия» новых знаний обучающиеся должны выступать в роли исследователя, первооткрывателя новых знаний, умений, способов действия. Поэтому здесь уместно использовать урок-исследование.
Основные характеристики учебного исследования:
1) выявление в учебном материале проблемных точек, предполагающих неоднозначность; специальное конструирование учебного процесса «от этих точек» или проблемная подача материала;
2) развитие навыка формирования или выделения нескольких версий, гипотез в избранной проблеме, их адекватное формулирование;
3) развитие навыка работы с разными версиями на основе анализа свидетельств или первоисточников (методики сбора материала, сравнения и др.);
4) работа с первоисточниками, «свидетельствами» при разработке версий;
5) развитие навыков анализа и принятия на основе анализа одной версии в качестве истинной.
В основе организации урока можно выделить шесть основных этапов методики исследования, которые следуют друг за другом, и один дополнительный.
Методика организации индивидуальных исследований учащихся разработана в достаточной мере. Прежде чем ребёнок почувствует в себе силы для самостоятельного исследования, он должен почувствовать «вкус» к работе такого рода, понять, что она помогает ему самостоятельно найти ответы на вопросы, выходы из трудных учебных ситуаций. Именно на уроке он и получает такую возможность.[2]
Доминирующими приёмами на уроках в условиях реализации исследовательского метода обучения являются: сравнение, анализ, синтез, обобщение, выдвижение гипотез, доказательство и опровержение, обсуждение, комментирование, дискуссии. К основным видам практических работ при использовании исследовательского метода обучения относятся: наблюдение, самостоятельная работа над книгой и документами, сбор информационного материала из различных источников.
Применение метода исследования (или открытия) как единицы обучения, обеспечивающее творческое развитие ребенка в процессе приобретения новых знаний, предполагает наличие некоторых этапов проведения исследования, которые в той или иной мере соотносятся с различными этапами цикла продуктивного мыслительного акта. Эта этапность и характеризует сущность методики обучения, в основе которого и лежит метод исследования.
1.Мотивация (создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение проблемы и предположений, на основе которых формулируется гипотеза).
2.Исследование (поиск решения проблемы, фактов для обоснования или опровержения гипотезы).
3.Обмен информацией (изложение результатов исследования).
4.Организация информации (сортировка или классификация полученных в результате исследования фактов).
5.Связывание информации (открытие и формулирование нового знания: принципа, идеи, обобщения).
6.Подведение итогов, рефлексия (оценивание того, в какой мере достигнуто решение проблемы, обсуждение перспективы дальнейшей работы).
7.Применение (использование приобретённого нового знания в новых условиях для достижения подлинного понимания открытия).
Дальнейшие этапы исследования помогают детям глубже понять обобщение, к которому пришли в результате исследования и возможность перенести это обобщение на другие науки, найти те же закономерности, принципы действия.
Исходя из специфики исследования, можно предложить следующую структуру урока-исследования:
-мотивация учебной деятельности;
-создание проблемной ситуации;
-постановка проблемы исследования;
-определение темы исследования;
-формулирование цели исследования;
-проверка гипотезы (проведение эксперимента, лабораторной работы, чтение литературы, размышление, просмотр фрагментов учебных фильмов и т. д.);
-интерпретация полученных данных;
-вывод по результатам исследовательской работы;
-применение новых знаний в учебной деятельности;
-подведение итогов урока; домашнее задание.
Предлагаемая учащемуся задача для исследования должна соответствовать его интеллектуальным возможностям. При затруднении учащихся выполнить задание, надо ввести дополнительную информацию, снизив тем самым степень проблемности.
Приемы создания проблемных ситуаций:
-подвести учащихся к противоречию и предложить им самим найти способ его решения;
— столкнуть противоречия теоретических знаний и практической деятельности ;
-изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос;
-предложить группе обучающихся рассмотреть явление с различных позиций (например, с позиции командира, юриста, финансиста, педагога, родителя, врача и т. д.);
-побудить учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
-поставить конкретные вопросы: на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения;
-поставить конкретные исследовательские задачи, например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения и др.)[1].
Систематическое применение рассмотренной методики в учебном процессе младших школьников обеспечивает развитие универсальных познавательных действий и приобретение важных исследовательских умений. В ходе осуществления индуктивных и дедуктивных исследований, на разных этапах занятия-исследования, включающего как индивидуальную, так и групповую форму работы, дети учатся:
-ставить исследовательские вопросы;
-составлять план работы;
-планировать и проводить опыты для нахождения необходимой информации и проверки гипотез;
-выделять существенную информацию из разных источников;
-организовывать (систематизировать) информацию;
-представлять результаты работы в разных формах.
По требованиям ФГОС у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. В современном обществе самыми важными качествами личности становятся следующие: творческая мыслительная деятельность; способность к самостоятельному обучению; готовность воспринять новаторскую мысль и создать условия для её воплощения. Поэтому исследовательская деятельность как нельзя лучше подходит для того, чтобы обучающийся стал всесторонне развитой и хорошо социализированной личностью, которая может составить конкуренцию и мыслить неординарно, творчески подходя к решению поставленных задач.
Что такое урок исследование
Урок-исследование
Обзор подготовлен Миловзоровой А.М., Кулягиной Г.П., Беляевой Е.Н. – методистами ГМЦ ДОгМ.
В рамках реализации ФГОС мы сталкиваемся с новым подходом к организации учебного процесса. Парадигма меняется. Попробуем разобраться в том, что такое урок-исследование, и в чем его особенности.
Не следует отождествлять такие понятия, как «исследовательская деятельность учащихся» и «урок-исследование».
Понятие «и сследовательская деятельность гораздо шире, чем «урок-исследование», оно почти не ограничено временными рамками. Это исследование с заранее неизвестным результатом.
Урок-исследование ограничен временными рамками – 45 мин. Перед учащимися ставится исследовательская задача, решение которой в подавляющем большинстве случаев, известно (но не учащимся). Итог урока – новые знания.
Исследование – один из четырех универсальных типов мыследеятельности, наиболее адекватно соответствующий социокультурной миссии образования.
В типичной образовательной ситуации, реализуется стандартная ситуация «учитель – ученик». Учитель транслирует знания, ученик их усваивает; это происходит в классно-урочной схеме.
На уроке-исследовании нет готовых эталонов знания, столь характерных для стандартного урока. Такая ситуация инициирует начало движения к совместному постижению окружающей действительности, выражением которого является взаимодействие «коллега – коллега».
Под уроком-исследованием предполагается деятельность обучающихся и учителя, связанная с решением обучающимися (при поддержке учителя) творческой, исследовательской задачи (возможно и с известным, но не знакомым учащимся решением) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, таких как:
Любое исследование, независимо от научной области, имеет подобную структуру.
Урок с элементами исследования – отработка отдельных учебных приёмов, составляющих исследовательскую деятельность. По содержанию элементов исследовательской деятельности такие уроки могут отличаться разнообразием: уроки по выбору темы или метода исследования, по выработке умения формулировать гипотезу, цели исследования, уроки с проведением эксперимента, работа с источниками информации, заслушивание сообщений, защита рефератов и т. д.
Методическая разработка по математике: «Уроки-исследования»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 16»
Методическая разработка
учителя математики
Груздевой Лилии Геннадьевны
«Наиболее глубокий след оставляет то,
что тебе удалось открыть самому».
Данная работа, посвящена вопросу организации уроков-исследований и уроков с элементами исследовательской деятельности.
Основная цель работы – обобщение педагогического опыта по проведению таких уроков.
Урок-исследование рассматривается как составная часть формирования исследовательского типа мышления учащихся и средство получения новых прочных знаний по математике. Выявляются благоприятные темы для таких уроков, выявляются все плюсы и минусы таких уроков, рассматривается структура урока и выработка действий при подготовке поэтапного плана урока.
Что такое исследовательская деятельность учащихся. 5
Что же такое урок-исследование. 6
Особенности, плюсы и минусы уроков-исследований…………………………6
Основные цели и задачи урока-исследования…………………………………10
На что надо обратить внимание при подготовке и проведении урока-исследования……………………………………………………………………..15
Список использованных источников…………………………………………. 18
«Чем плодороднее поле, тем обильнее оно производит
терновник и чертополох. Так и выдающийся ум полон
пустыми мечтаниями, если его не засеять семенами.
Как действующая мельница, если в нее не подсыпать …
материал для перемалывания, стирает сама себя…
так и подвижный ум, лишенный серьезной работы…
станет причиной своей собственной гибели».
Я.А.Коменский. Великая дидактика.
Каждому ученику от природы дарована склонность к познанию и исследованию окружающего мира, поэтому учебную деятельность надо организовать так, чтобы развить у школьников необходимые для этого умения и навыки. По мнению немецкого педагога Адольфа Дистерверга: «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить». В современном информационном обществе педагог должен не столько давать знания, сколько научить эти знания добывать. Дети приходят в школу учиться, то есть учить себя.
Ещё в XX столетии Антуан де Сент-Экзюпери, человек, далекий от педагогики, размышляя о многочисленных проблемах человечества, не оставляет без внимания и педагогические проблемы. В своем эссе «Цитадель» он пишет: «Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы – пустота, обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов, обучите их приёмам и способам, которые помогут им постигать. Не судите о способностях по лёгкости усвоения. Успешнее и дальше идёт тот, кто мучительно преодолевает себя и препятствия. Любовь к познаниям – вот главное мерило».
Эти советы не потеряли актуальности и в наше время. Современному обществу недостаточно иметь специалистов, напичканных определенным набором знаний. Необходимы специалисты, умеющие оперировать этими знаниями, использовать их на практике, трансформировать соответственно ситуации, постоянно учиться, обновлять знания и практические навыки, творчески их использовать, добиваться новых результатов практической деятельности.
Вот именно таких специалистов мы, учителя, и должны вырастить и подготовить к профессиональному обучению. А для этого важно создавать условия для развития творческой, критически мыслящей личности, способной найти своё место в жизни, адаптироваться в обществе. В связи с этим перед учителем стоит задача поиска, таких
Основным методом всех технологий развивающего обучения является исследовательская деятельность учащихся. Сегодня очень актуально звучат слова В.П.Вахтерова: «Образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать, и умеет добывать эти знания». Он подчеркивал исключительную важность мыслительных умений школьников – умения анализировать, сравнивать, комбинировать, обобщать и делать выводы, «важность умения пользоваться приемами научного исследования, хотя бы в самой элементарной форме».
Что такое исследовательская деятельность учащихся?
Исследовательская деятельность учащихся – это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности.
В качестве основного средства организации исследовательской работы выступает система исследовательских заданий.
Исследовательские задания – это предъявляемые учащимися задания, содержащие проблему; решение её требует проведения теоретического анализа, применения одного или нескольких методов научного исследования, с помощью которых учащиеся открывают ранее неизвестное для них знание.
Цель исследовательского метода – «вызвать» в уме ученика тот самый мыслительный процесс, который переживает творец и изобретатель данного открытия или изобретения. Школьник должен почувствовать прелесть открытия.
Одной из составляющих частей формирования исследовательского типа мышления учащихся является урок-исследование.
Что же такое урок-исследование?
повторение теории, посвященной данной проблематике;
подбор инструментов для исследования и практическое владение ими;
обработка полученного результата, его анализ и обобщение, выводы.
Главная цель урока-исследования – приобретение учащимися функционального навыка исследования, как универсального способа получения новых прочных и глубоких знаний (получаемых самостоятельно и поэтому являющихся личностно-значимыми, а значит прочными), развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе. Таким образом, главным результатом урока-исследования является интеллектуальный, творческий продукт (знания), устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования.
Ведущей ценностью урока-исследования является ценность процесса движения к истине. Урок-исследование – это совместный (учитель и ученик) процесс движения к истине!
Развивающая функция обучения математике требует от учителя не простого изложения знаний в определенной системе, а предполагает также учить школьников мыслить, искать и находить ответы на поставленные вопросы, добывать новые знания, опираясь на уже известные знания. Уместно в связи с этим привести слова французского
философа М.Монтеля: «Мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный».
Особенности, плюсы и минусы уроков-исследований
Чем же можно заниматься на уроках-исследованиях? Направления исследовательской деятельности могут быть самыми различными. Например: изучение свойств фигуры, самостоятельное открытие теоремы, вывод математического правила,
определения и так далее.
Под исследовательской деятельностью на таких уроках понимается проведение практических работ прикладного характера, выявляющих определенные закономерности между математическими величинами (измерения углов и сторон треугольника, нахождение отношения длины окружности к её диаметру и т.д.).
Главное таинство урока-исследования – зарождение идеи решения поставленной проблемы. Основой деятельности учителя на таком уроке является проверка идей (даже неперспективных, пока это не станет очевидным!) учащихся, предлагаемых для решения проблемы. Если таких идей нет – необходимо подвести учащихся к их появлению с предложением хотя бы одной идеи (никогда сразу не предлагайте верную, ученики должны найти ее самостоятельно путем перебора различных вариантов).
В чем заключаются плюсы уроков исследований?
Уроки-исследования по математике являются той деятельностью, в которой у учащихся рождается истина, новое знание или понимание математических законов на практике. Учащимся предлагается собрать проанализировать математические данные, высказать гипотезу и проверить её. Уроки-исследования направлены на самостоятельный поиск знаний.
В процессе урока-исследования ученики знакомятся с такими понятиями как факт, гипотеза, предположение, мнение, доказательство, критерий, вывод и т.д.
-применять ранее полученные знания
-рассматривать проблему с разных точек зрения