что такое урочная деятельность
Учебная (урочная и внеурочная) и внеучебная деятельность в контексте реализации ФГОС общего образования
Учебная (урочная и внеурочная) и внеучебная деятельность в контексте реализации ФГОС общего образования
Недопонимание термина «внеурочная деятельность» порождает проблемы при реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897) и среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413).
Внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»).
Основная образовательная программа любого уровня образования в соответствии с требованием федерального государственного стандарта общего образования реализуется образовательной организацией через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189).
Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы образовательная организация определяет самостоятельно в соответствии с ее типом, видом, целями и задачами, а также запросами всех участников образовательного процесса (федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897). Важно понимать, что по целям, задачам и содержанию обучения образовательная деятельность в рамках реализации основной образовательной программы каждого уровня общего образования делится на учебную и внеучебную.
Учебная (по целям, задачам и содержанию) деятельность по форме организации подразделяется на:
урочную – учебные занятия в рамках учебного плана по предметным областям, организуемые в классно-урочной форме;
внеурочную – учебные занятия в формах, отличных от классно-урочной, проводимые в рамках учебного плана по предметным областям, по программе формирования и развития универсальных учебных действий, программе коррекционной работы, программе формирования ИКТ-компетенций, программе учебно-исследовательской и проектной деятельности, другим подпрограммам основной образовательной программы общего образования; научно-практические конференции, школьные научные общества, поисковые и научные исследования и т. д.
Внеучебная (по содержанию) деятельность по форме организации является внеурочной деятельностью, осуществляется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в формах экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований, общественно полезных практик, социальных практик, художественных студий, спортивных клубов и секций, юношеских организаций, краеведческой работы, военно-патриотических объединений и т. д.).
На каждом уровне общего образования предлагается свой вариант использования часов внеурочной деятельности: для начального и среднего (полного) образования определена максимально возможная нагрузка обучающихся – до 1350 и до 700 ч соответственно; для основного общего образования образовательная организация самостоятельно определяет такой объем. Как правило, общий объем распределяется по годам и неделям (например, на уровне начального общего образования – до 10 ч в неделю), при этом отсутствие минимальной границы нагрузки обусловливает вариативность подходов к решению задачи внеурочной деятельности.
Внеурочные занятия должны отличаться от урочных по ряду существенных признаков:
существенный акцент на формирование метапредметных и личностных результатов;
практико-деятельностная основа внеурочных занятий;
выбор учащимися видов деятельности в рамках внеурочных занятий;
свободное передвижение по кабинету (местности), в котором проводится внеурочное занятие;
отсутствие отметочной формы оценивания, накопление портфолио достижений;
проектная организация взаимодействия в ходе внеурочного занятия;
выполнение педагогом иных функций: тьютора, фасилитатора, навигатора, руководителя проекта.
Проведение таких внеурочных занятий будет обеспечивать снижение общей перегрузки обучающихся, т. к. одним из педагогических рисков в работе по ФГОС общего образования является перегрузка учащихся. Причина ее – проведение внеурочных занятий в той же форме, что и классно-урочных. Учащиеся сидят за теми же партами, где 20–30 мин назад проходил урок, на внеурочных занятиях используются те же самые формы и методические приемы организации учебного процесса. Родители обучающихся называют подобные внеурочные занятия «второй сменой».
Для реализации программы курсов внеурочных занятий предполагается как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий (аудиторных, внеаудиторных), так и возможность организации занятий крупными блоками (походы, экспедиции, экскурсии, коллективно-творческие дела и т. д.). Возможно использование части часов внеурочной деятельности в период каникул – для организации тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных организаций и образовательных учреждений дополнительного образования детей.
Карта реализации разделов основной образовательной программы через урочную и внеурочную деятельность
Чем внеурочная деятельность отличается от урочной
С терминами «урочная» и «внеурочная деятельность», приходится сталкиваться ежедневно каждому из учащихся. Основное отличие урочной и внеурочной деятельности, сводится к их обозначению и по этому, если вы хотите знать, почему эти понятия столь сильно друг от друга отличаются, вам следовало бы с ним ознакомиться.
Что подразумевают под словами «урочная деятельность»?
Урочной деятельностью называют занятия, которые проводятся педагогами в рамках специально отведенного, для этого дела, времени. Таким образом, можно уверено говорить о том, что эти занятия включены в школьное, либо-же классное расписание. В качестве структурной единицы всех этих занятий, выступает урок, который всегда считался основной формой учебно-воспитательной работы, проводимой в любой современной школе. За счет правильно проведенных урочных занятий, существует возможность обеспечить четкое планирование и последующую организацию учебно-воспитательной работы.
Кроме этого, именно урочной деятельностью обеспечивается систематический контроль процесса, а также результатов, которые получаются в результате учебно-познавательной деятельности каждого из учащихся. В урочной деятельности существуют также и свои минусы. Первыми и возможно самыми главными такими недостатками, являются ограниченные возможности для ведения творческой деятельности, а также невозможность создания условий, необходимых для самостоятельной деятельности учителей, не говоря уже об учащихся. Урочная деятельность не учитывает личностные особенности педагогов и школьников, а также негативным образом сказывается на их социальной адаптации и развитие дружеских или хотя бы партнерских взаимоотношений.
Отличительные особенности «внеурочной деятельности»
Эта форма деятельности, является полной противоположностью предыдущей. По этому, каждое из вышеупомянутых недостатков урочной деятельности, является преимуществом внеурочной деятельности. Если копнуть чуть глубже, то можно узнать, что внеурочная деятельность способствует построению пространства для саморазвития, всячески способствует индивидуализации, а также выращиванию свободной и самобытной личности, которая будет независимой и сможет похвастаться наличием собственного мнения.
Такое образование, является реабилитирующим и всячески развивает учащихся, помогая им раскрыть какие-либо личные интересы, склонности и так далее. Кроме этого, именно с ее помощью, существует возможность раскрыть ценностно-смысловые компоненты, необходимые для развития детской самодеятельности.
Цель урочной и внеурочной деятельности, является одинаковой. Ее суть сводится к развитию умственных способностей каждого из учащихся. При этом, совершенно разным в урочной и внеурочной деятельности, является процесс учебы. Отличаются также и преимущества ведения урочной и внеурочной деятельности. Так, к примеру, если урочная деятельность не учитывает каких-либо личностных особенностей человека, причем не только педагогов, но также и учеников, то в случае с внеурочной деятельностью такая проблема отсутствует.
Отличают два этих понятия также и то, что урочная деятельность, в отличие от внеурочной, ограничивает развитие личности школьников. Она не создает для них оптимальных условий учебы и ограничивает их в рамках школьной программы. При этом, сложно говорить наверняка о том, какое из рассматриваемых нами сегодня понятий, является лучшим, поскольку в отличие от внеурочной деятельности, урочная, развивает в учениках дисциплину, учит их быть ответственными, а в некоторых случаях и пунктуальными.
Урочная, внеурочная, внеклассное, дополнительное образование. В чём разница?
Урочная, внеурочная, внеклассное, дополнительное образование. В чём разница? В форме таблицы показаны
Деятельность
Время и место
Результат
Род деятельности
Реализация деятельности
Содержимое разработки
основная обязательная часть общеобразовательной программы.
Учебные занятия в рамках учебного плана по предметным областям, организуемые в классно-урочной форме занятия включены в школьное, классное расписание в определенное время
Направлена на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ
Занятия проводимые по нормативным учебным программам, а также большинство факультативных занятий по учебным предметам.
Четкое планирование организации учебно-воспитательной работы в рабочей программе, а также систематический контроль процесса и результатов учебно-познавательной деятельности учащихся.
В З А И М О С В Я З Ь
неотъемлемой и обязательной частью основной общеобразовательной программы.
Внеурочные занятия проводятся как в школе, так и вне ее.
Направлена на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ
Активность и самостояте-сть обучающихся; сочетать индивидуальную и групповую работу; обеспечивать гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность), переменный состав обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность (в т.ч. экспедиции, практики), экскурсии (в музеи, парки, на предприятия и др.), походы, деловые игры и пр.
Рабочая программа внеурочной деятельности является обязательным элементом основной образовательной программы, подлежит аккредитации.
организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеурочное время
собрания, линейки, митинги, классные часы, заседания, органы самоуправления, стенгазеты, экскурсии, походы, фестивали, информации, газеты, тематические вечера, студии, секции, выставки, утренники, вчера, капустники, посиделки, концерты.
формирование познавательного интереса к предмету;
связывание школьного предмета с жизнью;
развитие способностей учащихся;
Содержание внеклассных занятий и формы их организации должны быть всегда интересны учащимся.
— Большое значение следует придавать самостоятельной работе учащихся.
— Должна осуществляться глубокая связь индивидуальной, групповой и коллективной работы.
— Необходимо сочетание добровольности работы с обязательностью ее выполнения
Рабочей программы не имеет.
Деятельность внеклассных мероприятий прописывается в воспитательной программе классного руководителя
Вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (п. 14 ст. 2 Закона об
Организация свободного времени ребенка и взрослых (п.2 ст. 75 закон об образовании РФ) является добровольным.
Обеспечение адаптации участников образования к жизни в обществе, профессиональная ориентация, а также выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности (ст.75 Закон об образовании в РФ).
Исследовательский, творческий характер. А также предусматривать активность и самостоятельность обучающихся; сочетать индивидуальную и групповую работу; обеспечивать гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность), переменный состав обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность (в т.ч. экспедиции, практики), экскурсии (в музеи, парки, на предприятия и др.), походы, деловые игры и пр.
Дополнительные общеобразовательные программы разрабатываются и утверждаются организацией самостоятельно (общеразвивающие и предпрофессиональные). П.2 ст.75 закон об образовании в РФ.
Программы не проходят аккредитации.
Формы внеурочной деятельности должны предусматривать активность и самостоятельность обучающихся; сочетать индивидуальную и групповую работу; обеспечивать гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность), переменный состав обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность (в т.ч. экспедиции, практики), экскурсии (в музеи, парки, на предприятия и др.), походы, деловые игры и пр.
В зависимости от конкретных условий реализации основной общеобразовательной программы, числа обучающихся и их возрастных особенностей допускается формирование учебных групп из обучающихся разных классов в пределах одного уровня образования.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности –
условие повышения качества образовательных результатов.
В связи с переходом на ФГОС изменяются требования к общему уровню образованности, культуры, компетентностям обучающихся. Обеспечение этих требований предполагает постоянное обновление форм, методов и содержания образования.
В современной общеобразовательной школе существует ярко выраженное противоречие , кроющееся в содержании учебно-воспитательного процесса: обязательное освоение федерального государственного образовательного стандарта, ориентирующего педагогов, с одной стороны, на достижение школьниками обязательных результатов обучения и, с другой – на свободное творческое развитие личности ребёнка.
Проблема взаимосвязи урочных и внеурочных занятий школьников связана с фундаментальной педагогической проблемой целостности учебно-воспитательного процесса.
Как показал практический опыт, именно интеграция школьных и внешкольных занятий способствует созданию полноценных условий для совместной работы педагогов и воспитанников. В условиях интеграции формируется у учащихся творческий стиль жизнедеятельности и саморазвитие личности.
Анализируя исходные условия, содержание требований государства, потребности детей, учитывая высокий уровень образовательных запросов социума, пришли к выводу, что для поддержания конкурентоспособности, организации эффективного образовательного процесса, успешного развития и социализации обучающихся необходимо разработать и внедрить модель образовательного пространства школы, используя свои преимущества, накопленный опыт в интеграции урочной и внеурочной деятельности.
К урочным занятиям относятся занятия, проводимые по нормативным учебным программам, а также большинство факультативных занятий по учебным предметам. Урочные занятия обеспечивают четкое планирование и организацию учебно-воспитательной работы, а также систематический контроль процесса и результатов учебно-познавательной деятельности учащихся. Вместе с тем, данные занятия имеют ограниченные возможности для вариативной творческой организации обучения, воспитания и развития личности школьника, создания оптимальных условий для самостоятельной деятельности учителей и учащихся, для учета личностных особенностей педагогов и школьников, региональных возможностей и потребностей, для реальной индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания детей, для их эффективной социальной адаптации, для развития дружеских партнерских взаимоотношений взрослых и детей в совместной деятельности.
Успешная реализация вышеперечисленных позиций возможна во внеурочной деятельности. Она ориентирует педагогов и школьников на систематический интенсивный творческий поиск форм и способов совместной жизнедеятельности, продуктивное сотрудничество, взаимодоверие и взаимоуважение. Внеурочная работа «открывает» школу, создает условия для позитивного сотворчества в педагогическом процессе школьных учителей, учащихся, их родителей, работников детских учреждений дополнительного образования, культурных и спортивных учреждений. Внеурочные занятия проводятся как в школе, так и вне ее.
Урочная и внеурочная деятельность взаимно дополняют друг друга
Построение научно-рациональной картины мира и способов нормативно целесообразной деятельности.
Раскрытие ценностно-смысловых компонентов этого мира и развитие самодеятельности детей.
Усвоение предметных знаний и способов их употребления. Освоение общеучебных умений и навыков, как универсальных способов деятельности и познания.
Освоение возрастного нормативного пространства.
Построение пространства саморазвития.
Социализация детей, формирование социально-адаптированной личности
Индивидуализация, «выращивание» свободной, самобытной личности.
Опора на общечеловеческий опыт познания.
Опора на личный опыт практической жизнедеятельности ребенка
Адаптирующее и корректирующее образование
Развивающее и реабилитирующее образование
Интеграция урочной и внеурочной деятельности способствует более успешному формированию и развитию универсальных учебных действий обучающихся в урочной и внеурочной деятельности, формирующих социальный опыт младших школьников .
В основе интеграции лежат следующие принципы:
1. Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности. Речь идет о возможности выбора направления деятельности и темпов продвижения ребенка по конкретной программе, форм предоставления результатов своего труда, степени участия в коллективных делах.
2. Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка.
3. Возможность свободного самоопределения и самореализации. Обязательная связь свободы с воспитанием ответственности и умения соотносить свою свободу со свободой других людей.
4. Усиление внимания к формированию личностных качеств.
5. Практико-деятельностная основа образовательного процесса. Создание условий для участия детей в создании конкретного творческого продукта.
Интеграция урочных и внеурочных занятий может осуществляться на разных уровнях.
Низкий уровень интеграции характеризуется полным отсутствием целенаправленности связи урочных и внеурочных занятий. Эти виды занятий функционируют независимо друг от друга. Например, если использовать на уроке дополнительный учебный материал, получаемый школьниками на внеурочных занятиях. Или, наоборот, в ходе кружковой работы ученики используют знания, умения и навыки, полученные на уроках.
Средний уровень интеграции характеризуется целенаправленной, но односторонней связью внеурочных занятий с урочными, или, наоборот, урочных занятий с внеурочными. Например, можно запланировать изготовление наглядных пособий, творческих заданий, докладов и т.п. со школьниками на кружковых занятиях, чтобы в дальнейшем применить их в урочной работе.
Высокий уровень интеграции достигается тогда, когда целенаправленно спланированы связи между урочными и внеурочными занятиями. Учителю целесообразно составить первоначально календарно-тематический план уроков по предмету, а затем, изучив возможности интеграции урока с различными формами внеурочных занятий, осуществить параллельное планирование таковых в соответствии с составленным планом проведения урочных занятий.
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (личностных, метапредметных, предметных). Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Поэтому важное место в организации внеурочной деятельности детей занимает создание условий для духовного становления личности, подготовки ребенка к предстоящему жизненному самоопределению, формирование у него активной гражданской позиции, готовности учащегося к самостоятельному нравственному выбору, становление у него системы ценностей и способности реализовать их в практической деятельности, потребность в самосовершенствовании, самореализации в социально и личностно значимой деятельности, формирование у младшего школьника определенного отношения к окружающему миру и к самому себе, и др.
Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других.
Младших школьников интересует причины вещей и явлений, особенности устройства окружающего мира. Каждая новая глобальная тема предполагает возвращение к уже пройденной, но уже в другом «ключе», на новом витке спирали. Урок-исследование рассчитан на два часа (два спаренных урока). Работа ведется в группах. Как показала практика, это позволяет формировать универсальные учебные действия. Выбрать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Формируется индивидуальная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
Проследить преемственность урочной и внеурочной деятельности можно на любом предмете. Возьмем уроки литературного чтения. В каждом курсе есть раздел посвященный разным видам сказок. Как известно сказка – это один из самых интересных жанров произведений. И одно из самых увлекательных заданий это проигрывания сказки или фрагмента из сказки по ролям. Одного урока недостаточно чтобы подготовится и проиграть всем группам. Большую часть проделанной работы можно плавно перенести на внеурочную деятельность.
В настоящее время широкую популярность приобрели проектные и исследовательские методы обучения, которые можно применять в каждой предметной линии. Можно ли осуществить проект за один урок? Конечно, нет. На уроке невозможно выполнить всю работу только часть, например, составили план работы и инструкцию, распределили роли в группе, если это групповой проект. А остальная работа переходит во внеурочную деятельность. Во время выполнения проектов и исследовательских работ у детей формируются все виды универсальных учебных действий.
Подготовка и проведения интеллектуальных марафонов, олимпиад, викторин, конференций все проводится во внеурочное время.Также во внеурочную деятельность относится и посещение различных спортивных секций, художественной и музыкальной школы.
После выше изложенного можно сказать что, урочные и внеурочные занятия школьников в педагогическом процессе генетически взаимосвязаны и взаимозависимы. Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности педагогов и школьников позволяет успешно интегрировать различные виды и формы нормативных и самодеятельных занятий, изобретаемых участниками педагогического процесса (как в содружестве, так и индивидуально).
Внеурочная деятельность — это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. Главное при этом — осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности.