что такое управление конфликтами

Управление конфликтами: основные методы и варианты действий

Конфликт — это сигнал того, что произошло что-то неладное в коммуникациях либо появились какие-то существенные разногласия. Практика показывает, что существуют три направления (способа) управления конфликтами: уход от конфликта, подавление конфликта и собственно управление конфликтом. Каждое из названных направлений реализуется при помощи специальных методов. Рассмотрим некоторые из них, а также общий алгоритм по воздействию на конфликтную ситуацию и рекомендации относительно поведения в конфликтных условиях.

Существует множество методов управления конфликтами. Укрупненно их можно разделить на несколько групп, каждая из которых имеет свою область применения:

Структурные методы воздействуют преимущественно на участников организационных конфликтов, возникающих из-за неправильного распределения функций, прав и ответственности, плохой организации труда, несправедливой системы мотивации и стимулирования работников и т.п. К таким методам относят: разъяснение требований к работе, использование координационных механизмов, разработку или уточнение общеорганизационных целей, создание обоснованных систем вознаграждения.

Принуждение означает попытки заставить принять свою точку зрения любой ценой. Тот, кто пытается это сделать, не интересуется мнением других. Лицо, использующее такой подход, обычно ведет себя агрессивно и для влияния на других использует власть путем принуждения. Недостаток этого стиля заключается в том, что он подавляет инициативу подчиненных, создает большую вероятность того, что не будут учтены какие-то важные факторы, поскольку представлена лишь одна точка зрения. Подобный стиль может вызвать возмущение, особенно у более молодой и более образованной части персонала.

Решение проблемы означает признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти путь действий, приемлемый для всех сторон. Тот, кто пользуется таким стилем, не стремится добиться своей цели за счет других, а скорее ищет наилучший вариант преодоления конфликтной ситуации. В сложных ситуациях, где разнообразие подходов и точная информация являются существенными для принятия здравого решения, появление конфликтующих мнений надо поощрять и управлять ситуацией, используя стиль решения проблемы.

Переговоры, как метод решения конфликтов, представляют собой набор тактических приемов, направленных на поиск взаимоприемлемых для конфликтующих сторон решений. Для того чтобы переговоры стали возможными, необходимо выполнение определенных условий:

Практика показывает, что существуют три направления (способа) управления конфликтами :

Подавление конфликта в свою очередь предполагает использование различных методов. Например, метод скрытых действий применяется в случаях, когда:

Общий алгоритм по воздействию на конфликтную ситуацию могут быть сведены к следующему.

3. Согласовать процедуру переговоров : определить где, когда и как начнутся переговоры, т.е. оговорить сроки, место, процедуру ведения переговоров, время начала совместного обсуждения.

В порядке основных рекомендаций относительно поведения в конфликтных условиях можно указать на такие ориентиры, как:

Редакция «Клерка» получила информацию от источников в ФНС о том, что в 2022 году налоговики начнут массово снимать расходы компаний.

Чтобы подготовить вас к непростому 2022 году, «Клерк» оперативно разработал уникальный курс по защите при налоговых проверках. Записаться и получить подарок тут.

Источник

Как управлять конфликтами

Понятие «управление конфликтами»

Понятие «управление конфликтами» рассматривается с двух позиций: внутренней и внешней. Первая из них состоит в управлении поведением самого человека в конфликте. Она обладает психологическим характером. Внешняя сторона управления конфликтами характеризует организационно-технологический аспект этого сложного процесса. Здесь субъектом управления выступает как руководитель (директор), так и сотрудник (менеджер), который выполняет служебные обязанности. Тема будет рассматриваться именно во втором аспекте.

Управление конфликтами — это целенаправленное воздействие на конфликтный процесс. С его помощью обеспечивается решение социально значимых для человека задач, включая перевод его в рациональное русло деятельности, осмысленное воздействие на конфликтное поведение социальных субъектов для достижения желаемого результата (ограничение противоборства с помощью рамок конструктивного влияния на общественные процессы).

В соответствии со своей функциональностью конфликты отличаются противоречивым характером. Одни из них могут носить конструктивный характер, способствуя развитию связанных с ними социальных структур при условии адекватного течения конфликта.

Другие обладают деструктивным характером и ведут к разрушению социальной системы. По этой причине субъекты социального управления в соответствии с отношением к определенной социальной системе часто целенаправленно воздействуют на динамику происходящего конфликта в зависимости от собственных интересов.

Проблема использования деструктивных конфликтов в социальной практике представляет собой предмет исследования отдельной отрасли конфликтологии, называемой деструктивной конфликтологией.

Очень важной является именно конструктивная сторона управления конфликтами, где основная цель состоит в предотвращении деструктивных конфликтных ситуаций и способствовании адекватному разрешению конструктивного столкновения.

Бабосов Е. М. выделил несколько основных особенностей управления конфликтами:

Особенности управления конфликтными ситуациями

Специфика конфликта определяет особенности управления ими в качестве сложного социального явления. Важный принцип компетентности был разработан А.Я. Анцуповым и А.И. Шипиловым в 2001 году. В соответствии с ним люди, которые вмешиваются в развитие конфликта, должны иметь общие знания о характере возникновения, развития и завершения конфликтов в целом.

Во-вторых, необходим сбор максимально разносторонней, подробной содержательной информации о конкретной ситуации. Степень радикальности вмешательства в конфликты не может быть выше, чем глубины наших знаний о них.

Управление возможно только тем, что хорошо знаешь. Таким образом, этот процесс состоит из нескольких видов деятельности, представленных на рис. 1.

что такое управление конфликтами. Смотреть фото что такое управление конфликтами. Смотреть картинку что такое управление конфликтами. Картинка про что такое управление конфликтами. Фото что такое управление конфликтами

Рисунок 1. Виды деятельности в процессе управления конфликтом

Условия для результативного управления конфликтами создаются с помощью предвидения возможных вариантов развития событий. Прогнозирование возникновения конфликтов представляет собой в этом случае главную предпосылку эффективной деятельности в сфере их предупреждения.

Прогнозирование конфликта является одним из важнейших видов деятельности, сконцентрированным на выявлении причин этого конфликта в перспективном развитии. Основные источники прогнозирования конфликта представлены изучением объективных и субъективных условий и факторов взаимодействия людей, включая их индивидуальные психологических особенности (рис. 2).

что такое управление конфликтами. Смотреть фото что такое управление конфликтами. Смотреть картинку что такое управление конфликтами. Картинка про что такое управление конфликтами. Фото что такое управление конфликтами

Рисунок 2. Источники прогнозирования конфликтных ситуаций

Особенное место в процессе прогнозирования конфликта занимает постоянный анализ как общих, так и частных их причин.

Предупреждение конфликтной ситуации должно быть направлено на недопущение ее возникновения, что имеет в основе прогнозирование. На основании полученных сведений о причинах назревающего конфликта может быть предпринята активная работа по нейтрализации влияния всего комплекса детерминант (вынужденное предупреждение конфликта).

Конфликт возможно предупредить при осуществлении эффективного управления социальной системой, где управление и предупреждение конфликта представляет собой составную часть общего процесса управления. На это оказывают влияние следующие факторы:

В этом случае главное своевременное осознание нелепости складывающейся ситуации с целью не дать конфликту возможности перейти на эмоциональный уровень. При использовании навыков бесконфликтного поведения конфликт возможно погасить на ранней стадии.

Подобная форма предупреждения конфликтов называется превентивной.

Своевременно обнаружить и успешно провести последующие мероприятия по предупреждению конфликта помогает наблюдательность, поскольку конфликт предваряется часто очевидными сигналами, в том числе дискомфортом; напряжением (возникновением отрицательных установок и предвзятого отношения); недоразумением (ложным выводами из-за отсутствия понимания); инцидентами; кризисом (разрывом связей с партнерами и др.).

Стимулирование конфликта является видом деятельности субъекта управления, который направлен на его провокацию или вызов. Оправданным такое действие можно считать только в отношении конструктивных конфликтов. Средства стимулирования конфликтов включают в себя: вынесение проблемных вопросов для обсуждения на общем собрании или совещании; критика определенной ситуации на совещаниях; выступление с критикой в СМИ и др.

В случае стимулирования конфликта руководитель всегда должен предусматривать способы конструктивного управления. Регулирование конфликта концентрируется на ослаблении и ограничении, обеспечении его развития для разрешения.

Психология рассматривает этапы управления конфликтом и его регулирования. Их важно принимать ко вниманию в управленческой деятельности:

Разрешение конфликта представляет собой деятельность, связанную с завершением. Разрешение можно считать заключительным этапом управления конфликтом.

Разрешение конфликта представлено процесс нахождения приемлемого для всех решения проблемы, которая имеет личную значимость для всех сторон конфликта. На этой основе их взаимоотношения гармонизируются.

Разрешение конфликта может быть полным и неполным.

Полное разрешение конфликта можно достичь, устранив причину, предмет конфликта и конфликтную ситуацию.

Неполное разрешение конфликта характерно для тех случаев, когда происходит исключение не всех причин или конфликтных ситуаций. В этой ситуации неполное разрешение конфликта может стать одним из этапом его полного разрешения.

В ходе разрешения конфликта важно помнить, что для него присуще несколько фаз: возникновение, усиление (обостряются противоречия и начинается борьба его участников) и затухание (ослабляется борьба и взаимоотношения участников постепенно гармонизируются).

Реальная практика управления конфликтами должна учитывать предпосылки, формы и способы разрешения (рис. 3).

что такое управление конфликтами. Смотреть фото что такое управление конфликтами. Смотреть картинку что такое управление конфликтами. Картинка про что такое управление конфликтами. Фото что такое управление конфликтами

Рисунок 3. Предпосылки и формы разрешения конфликтов

Помимо этого необходимо несколько шагов для успешного разрешения конфликтной ситуации.

Бывают случаи, когда разрешение конфликта через компромисс невозможно. Причина заключается в неделимости объекта конфликта или индивидуальных особенностей субъектов.

В последнем случае необходимо использовать несколько рекомендаций:

Средство реализации процесса разрешения конфликта может быть представлено различными тактиками. Тактика состоит из совокупности способов и приемов воздействия на оппонентов в конфликтной ситуации. Это может быть рациональное убеждение, дружеское обращение, заискивание, заключение сделки, демонстративное действие, давление, апелляция к власти, санкционирование, коалиции.

Основное значение в разрешении конфликта имеют факторы, представленные на рис. 4.

что такое управление конфликтами. Смотреть фото что такое управление конфликтами. Смотреть картинку что такое управление конфликтами. Картинка про что такое управление конфликтами. Фото что такое управление конфликтами

Рисунок 4. Социально-психологические факторы, способные влиять на разрешение конфликта

Социально психологические конфликты характеризуются психологическими явлениями, которые затрудняют адекватное отражение конфликта:

Принципы разрешения конфликта

Р. Фишер и У. Юри в известной книге «Путь к согласию, или Переговоры без поражения» предложили основные принципы разрешения конфликта (1990).

Алгоритм деятельности руководителя в ходе управления конфликтами зависит от большого числа факторов, включая содержание самого конфликта, условия его возникновения и развития и др.

По этой причине нельзя выделить универсальный алгоритм действий руководителя, но есть возможность определить основные, целесообразные шаги (рис. 5).

что такое управление конфликтами. Смотреть фото что такое управление конфликтами. Смотреть картинку что такое управление конфликтами. Картинка про что такое управление конфликтами. Фото что такое управление конфликтами

Рисунок 5. Универсальная алгоритмизация деятельности руководителя по управлению конфликтом

Помимо рассмотренных принципов разрешения конфликтов Р. Фишера и У. Юри, процесс управления и разрешения конфликтов и выбор алгоритма такой деятельности для руководителя должен учитывать несколько принципов управления конфликтами: объективность и адекватность в ходе оценки; использование конкретно-ситуационного подхода; гласность; демократическое воздействие, внимание к общественному мнению; комплексное использование способов и приемов воздействия.

В управлении конфликтами важно учитывать некоторые негативные факторы принятия конструктивных решений, представленные в следующей таблице, включая использование разных видов психологической власти (работы X. Корнелиус и Ш. Фэйр (1992).

что такое управление конфликтами. Смотреть фото что такое управление конфликтами. Смотреть картинку что такое управление конфликтами. Картинка про что такое управление конфликтами. Фото что такое управление конфликтами

Рисунок 6. Негативные факторы принятия конструктивных решений по конфликту

С целью конструктивного разрешения конфликтов необходимо использования только власти влияния.

Источник

Управление конфликтами или первая компетенция Темного Властелина

Простите за дурашливое название, оно исключительно для привлечения внимания. Конечно же, компетенция управления конфликтами, лежит вне добра, зла и прочих оценочных суждений. А значит, сможет помочь как тем, кто будет мир порабощать, так и будет полезна для тех, кто займется его освобождением от поработителей… Шутка.

Сразу оговорюсь, что эта публикация – своего рода эссе по ментальной карте в которую я упаковал собственный опыт и приобретенные знания по теме управления конфликтами. Мой взгляд не полон и ограничен, а значит если есть какая-либо дыра в смысловой ткани темы — дайте знать, доработаю (для кого удобнее использовать для понимания ментальную карту — она в конце текста):

В этой статье рассматриваются конфликты класса человек-человек, как самый простой тип конфликтов, в отличии от других, затрагивающих более объемные системы (группа; супер-группа). Сам конфликт понимается как тип отношений между субъектами, наделёнными волей, имеющими собственные интересы и способными в силу этого занимать позицию.

Конфликт, как как частный случай

Ну, вошли в конфликт, что дальше?

Если вы отследили зарождение и развитие конфликта или (что еще лучше!) сами его управляемо спровоцировали, осознавая весь объем влияющих факторов – поздравляю! Вы оказались среди 3% аудитории, кому подобное удается. Все остальные осознают присутствие в конфликте, только по маркерам, которые сопровождаются буйством эмоций (крик, ругань, скандал и т.д.). Так называемое «слепое» вхождение в конфликт происходит либо по причине глубокого отрицания сути конфликта и внутренней боязни последствий, лио из-за неумения управлять процессами подобного типа. Поэтому, прежде чем думать, как из конфликта выходить, нужно полностью осознать причины и влияющие обстоятельства из-за которых вы оказались в зоне высокой интенсивности.

Рефлексия конфликта – несложная операция, которая, однако, требует способности мыслить и быть искренним с самим собой. Для того, чтобы ее совершить, нужно пройти последовательно через череду вопросов, обстоятельно и всецело осмысливая каждый ответ:

— Какой ваш потенциал влияния (власти) на ситуацию?

— Обладаете ли ресурсом влияния (власти), который может существенно переломить баланс сил в конфликте?

— Существует ли у вас доступ к ресурсам, для необходимым для участия в конфликте? В каком количестве?

Рефлексия конфликта позволяет полно представить сложившуюся ситуацию, интересы участников и планировать комплекс действий по управлению ее развитием.

Сколько стоит дом построить? Вот постоем – будем жить!

После осмысления конфликта, когда Вы точно осознаете текущий «карточный расклад», можно высчитать стоимость конфликта с учетом того, что у Вас «на руках». Стоимость конфликта рассчитывается по формуле:

СК = (ВоК+ пДП) – (зК+уК+нДП)

где:
СК – стоимость конфликта
ВоК – выгоды от конфликта, а именно сумма преимуществ, приобретаемых в перспективе конфликта, по сути – цель конфликта;
пДП – положительные долгосрочные последствия, которые приобретает система отношений между участниками конфликта;
зК – затраты конфликта, в виде ресурсной стоимости участия в конфликте;
уК – ущерб от конфликта, наносимый сторонами друг-другу во всех сферах, которые затрагивает конфликт;
нДП – негативные долгосрочные последствия, которые приобретает система отношений между участниками конфликта.

Как ситуацию дозреть или «Леопольд! Выходи, подлый трус!»

Есть два тонких момента в искусстве управления конфликтами – его можно разрешить только когда он обнаружен и дозрел (кроме тех случаев, когда Вы активный автор конфликта). Так вот, существуют сложности, как с первым, так и со вторым процессом.

Дело том, что чаще всего (в 90% случаев) конфликт скрыт. Вернее, скажу по другому – в 90% своего существования конфликт находится в непроявлявленном состоянии – в виде конфликтной ситуации. Находясь за пределами публичного пространства или будучи осознанно скрываемой, конфликтная ситуация растет накапливая массу. Отсутствие коммуникаций, невыполненные обещания, нарушение конфликтогенной гигиены, нереализованные ожидания – лучшая питательная среда. В таком постепенном тлении, накоплении мелких (иногда крупных) несогласованностей, сбоев, ошибок, напряжений происходит эволюция конфликта.

В этой фазе конфликт очень живуч, не требует для своего поддержания ресурсов, в том числе внимания и ему практически не встречаются препятствия для развития. На чистую воду (в активную фазу) конфликт выводит либо изменение обстоятельств либо воля одной из сторон, которая выражается в стимулировании конфликта с помощью: использования конфликтогенов или выведения конфликтной ситуации в публичную плоскость.

А дальше все понятно. Будучи проявленным, конфликт, как костер начинает полыхать и переходит в фазу интенсивного потребления ресурсов. Скорость процессов увеличивается, количество событий и актов принятия решений возрастает в разы, что конечно же ставит стороны перед задачей полностью вовлекаться и упруго взаимодействовать. В тех случаях, когда используются жесткие стратегии, иначе, игра с нулевой суммой, все плюс-минус просто. Сложность начинается, когда стороны желают найти альтернативу войне. В этих случаях до выхода из конфликта может быть как до Луны и на первое место в списке приоритетных задач выходит управление зрелостью конфликта.

Зрелость описать можно как осознание всеми участниками стоимости конфликта. Собственно, управлять вызреванием конфликта достаточно просто, если вы сделали рефлексию. По сути, Вы уже сделали предположения чем все обернется и к чему приведет конфликт. Все что остаётся – это деликатно (так чтобы не вызвать отторжение) погрузить в это знание остальных участников, через правильное использование каналов коммуникаций.

Четыре ноги стола переговоров и столешница в придачу

По теории, после этого, следует всем вместе публично признать реальность конфликта и институционализировать его, тоесть создать территорию (пространство, формат) в котором будет происходить работа над конфликтом, после чего приступить к разрешению конфликта. Но на практике ситуация может складываться далеко не всегда так гладко, как хотелось бы.

Например, вы готовы к поиску переговорному процессу, а другая сторона – нет. В таких случаях может быть необходимо затягивание активной фазы конфликта с целью накопления зрелости. Или, например, когда у Вас достаточно ресурсов и обстоятельства играют на Вашей стороне, можно целенаправленно работать на истощение другой стороны конфликта, чтобы усилить собственную переговорную позицию. И так далее.

В любом случае, у стола переговоров четыре ноги: рефлексия, стимуляция, институционализация и легитимизация, а также зрелость, как столешница. Про три ноги поговорили, по столешнице также закрыли немного вопрос. Осталась четверная, самая непростая нога.

Конфликт становится управляемым и легитимным, когда в его нутро введены графитовые стержни, тормозящие хаотические реакции. Сделать это непросто, особенно, если другая сторона страдает эмоциональной несдержанностью и плохо себя контролирует. В этом случае, определение норм поведения (сядь и успокойся!), правил взаимодействия в конфликте (заткнись и слушай!), формат и регулярность коммуникаций (рот раскроешь, когда я разрешу!) – превращается в то еще испытание.

Одновременно с этим должен идти параллельный процесс – осмысление траекторий дальнейшего развития конфликта, чему может помочь следующая постановка вопросов:

Там же, в статьях Патлаха (часть 2, часть 3) можно найти описания техник, которые могут быть использованы во время конфликта. Знать о них полезно, но использовать – это уже на любителя. Я хочу в целом отметить, что эффективность использования стратегий целиком и полностью зависит от того, насколько стороны конфликта владеют собой, толерантны, мудры, сдержаны и морально устойчивы.

Предупрежден, значит вооружен… или наоборот.

Прежде чем закончить, хочется подчеркнуть еще одну вещь. Если Вами производятся действия в ситуациях с высокой стоимостью, то занимать пассивную позицию по отношению к возможным конфликтам – непозволительная роскошь. Другими словами, если ситуация в которой Вы находитесь Вам действительно важна, то «думай о мире, а готовься к войне».

Личная позиция, в качестве P.S.:

История показала, что управление конфликтами одна из самых полезных компетенция для деятельных и волевых людей. Ведь активное действие всегда имеет цель и в любом случае преследует интересы. Цель и интересы естественным образом конфликтуют, наталкиваясь на ограничения накладываемые внешним (и внутренним) миром. Среди этих ограничений как собственные мозговые тараканы, так и цели/интересы других людей, групп, институтов, обществ и т.д.

Вот именно здесь, на пограничном фронтире столкновения интересов, обстоятельств и воли, возникает бесконечное множество конфликтных напряжений. Создается грозовое облако, в котором мы находимся постоянно — надежный источник стресса. С длительностью жизни меняется потенциал и интенсивность конфликтных взаимодействий, изредка туча громыхает и разряжается молнией кризиса, изредка морфирует в кучевые облака спокойствия и умиротворения. Но в потенции, конфликт есть всегда.

Он вечный спутник процессов развития и роста. Любое изменение сопровождается конфликтной болью, которую бесполезно терпеть. Этот класс страданий лишен смысла и для этого, первым делом, категорию конфликта нужно вывести из-под воздействия примитивных дихотомий — оценочных суждений класса «хорошо-плохо», перестать его отрицать. Экология конфликтных процессов требует рефлексии и осознанного управления. Только тогда дезинтеграция потерь сменяется синергией добавленной пользы.

И… Да… Я призываю к конфликту. Именно так рождается новое знание, именно так появляется новый навык, именно так происходят реформы и изменения, изобретения, инновации. Но что более важно, именно через опыт конфликта появляется ценность/значимость гармонии и мира — опорного состояния наполненности, любви и счастья.

Источник

Конфликтология и управление конфликтами

что такое управление конфликтами. Смотреть фото что такое управление конфликтами. Смотреть картинку что такое управление конфликтами. Картинка про что такое управление конфликтами. Фото что такое управление конфликтамиЧеловек, живущий в современном мире, безусловно, подвержен различного рода влияниям и воздействиям со стороны окружающей его действительности. Это может проявляться и в отношении человека к жизненным ситуациями, обстоятельствам и другим людям, и в отношении к нему окружающих его людей, и, конечно же, в отношении человека к самому себе.

Но пожалуй, наибольшее воздействие на настроение, мировосприятие, психические проявления и даже направленность действий и деятельности каждого из нас оказывают наши отношения с другими людьми.

Вопрос этот очень глубок и многогранен, и рассмотреть его в рамках одной статьи или небольшого цикла статей не представляется возможным. Хотя, если задаться такой целью, а сам вопрос разбить на несколько отдельных составляющих, то желаемого результата можно добиться. Именно поэтому на страницах нашего интернет-ресурса «4Brain» мы уже во всех подробностях освещали такие темы, как психология человека, НЛП, творческое мышление, здоровый образ жизни, тайм-менеджмент и множество других. Наверняка, каждый из этих тренингов, если вы изучали их, смог научить вас чему-то новому и полезному. Настоящий же тренинг мы посвящаем одной из наиболее важных и неотъемлемых составляющих человеческой жизни – конфликтам.

Владеть информацией о конфликтах и уметь ими управлять – это полезный навык для каждого человека. Как известно, все люди отличаются друг от друга не только физически, но также характером, темпераментом, душевной организацией, интересами, вкусами, нравами и т.д. И общение людей не всегда бывает дружественным и конструктивным – по определённым причинам между людьми возникают напряжённые отношения и конфликты. Причём, это могут быть не просто разногласия, споры, скандалы и мелкие неприятности, но и конфликтные отношения более крупных масштабов, вплоть до драк, забастовок, пикетов, восстаний и даже мировых войн. Чтобы убедиться в этом, можно просто включить телевизор и посмотреть утренние или вечерние новостные программы.

Конфликты подстерегают человека буквально на каждом шагу: дома и на работе, в транспорте и общественных местах, в родном городе, где мы провели всю жизнь, и в другой стране, куда отправились на отдых. Конфликтов не избежать. И даже если вы, как сейчас принято выражаться, мегапозитивный человек, в жизни, так или иначе, будут возникать ситуации, когда нужно будет доказать свою точку зрения, войти в положение другого человека, выслушать что-то неприятное в свой адрес, с чем-то не согласиться и, вполне вероятно, даже применить силу, чтобы отстоять свои права или защитить себя или близких.

Естественно, вероятность того, что мы с вами сможем повлиять на ситуацию в мире, ничтожно мала. Да и представленный тренинг по конфликтологии рассчитан не на это. Его задачей является дать вам важную, нужную и полезную информацию, которую вы сможете успешно применить на практике, и которая способна научить вас более эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, находить с ними общий язык, обходить «острые углы», не допускать в отношения негатив и агрессию, а также вести себя именно так, как того требует каждая отдельная напряжённая ситуация, если она всё-таки возникла.

Из нашего тренинга по конфликтологии вы узнаете, во-первых, о том, что это такое – конфликты и конфликтология. Во-вторых, мы поговорим о том, что такое предмет конфликтологии, задачи и функции конфликтологии, и каковы основы конфликтологии. В-третьих, мы расскажем о том, какие на сегодняшний день существуют проблемы конфликтологии, и какую цель преследует современная конфликтология. Но важно понимать, что теоретическая конфликтология и прикладная конфликтология – это две части одного целого. По этой причине, мы дадим вам и практическую информацию на тему того, как осуществляется профилактика конфликтов, управление конфликтами, предупреждение и разрешение конфликтов. Наиболее же продуктивным изучение курса будет, если вы используете дополнительные материалы, так что, после того как вы изучите уроки тренинга, обратите внимание на книги и учебники, а также другие вспомогательные инструменты, которым посвящён отдельный раздел курса.

Содержание:

Что такое конфликтология?

Конфликтология – это дисциплина, которая занимается изучением закономерностей таких процессов, как возникновение, развитие, разрешение и завершение конфликта.

Одним из людей, заложивших основы общей теории конфликта являлся Карл Маркс. Им было разработано учение о противоречии и развита модель социального изменения. После него основы учения о конфликте были сформулированы американским социологом Джонатаном Тёрнером. Кроме того, огромный вклад в развитие конфликтологической науки внесли американский социолог Льюис Козер и немецкий социолог и философ Георг Зиммель. Если же изучить и другие источники, то можно заключить, что в развитии конфликтологии вообще, как в нашей стране, так и за рубежом, принимали участие, главным образом, социологи, психологи и политологи.

Однако несколько существенных обстоятельств позволяют провести грань между отечественной и зарубежной конфликтологией:

Что же касается отечественной конфликтологии, то первые публикации на эту тему появились лишь в 20-х годах XX века (первая работа датируется 1924 годом; её авторами являются М. И. Могилевский и П. О. Гриффин). В этих трудах проблему конфликтов впервые выделили в качестве самостоятельной, а в заголовках самих работ уже фигурирует термин «конфликт». А как отдельная наука конфликтология оформилась в России в начале 90-х годов. В настоящее же время конфликтологии и проблеме конфликта уделяется всё больше внимания российскими исследователями.

Теперь же пришло время сказать несколько слов о центральном понятии конфликтологии – конфликте.

Конфликт в его общем понимании является наиболее острым способом разрешения противоречий во взглядах, целях, интересах, которые возникают при социальном взаимодействии. Суть конфликта заключается в противостоянии его участников, сопровождающемся отрицательными эмоциями. Нередко это противостояние выходит за рамки социальных норм и правил.

Но конфликтология различает два основных вида конфликтов – социальный конфликт и внутриличностный конфликт.

Социальный конфликт является наиболее острым способом развития и разрешения важных для людей противоречий, которые возникают при их взаимодействии. Суть такого конфликта аналогична сути, выраженной в вышеизложенном определении конфликта.

Внутриличностный конфликт является острым негативным переживанием, обусловленным длительной борьбой внутренних психологических структур личности, отражающим противоречивые связи человека с социальной средой, а также затрудняющим и задерживающим принятие решений.

Умение распознавать и предупреждать возникновение конфликта, а также управлять им и нейтрализовывать его открывает перед человеком огромные возможности. Оно позволяет любому человеку не только эффективно разрешать проблемные ситуации и успешно выходить из затруднительных положений, связанных с конфликтами, но и предвидеть потенциально опасные ситуации, предпринимать соответствующие действия для их подавления.

По большому счёту, такой навык способен сделать жизнь человека гармоничнее, окрашенной в более яркие краски и наполненной преимущественно положительными эмоциями. Не стоит, конечно, идеализировать, но если бы все люди на планете применяли в своей жизни принципы эффективного предупреждения и разрешения конфликтов, то, наверняка, в мире стало бы меньше разногласий, ненависти, войн.

Вот простой пример на бытовом уровне: если, например, два члена семьи не знают навыков конфликтологии, то при возникновении спора, непонимания, разногласий ситуация с большой долей вероятности может перетечь в серьёзный семейный скандал, результатом которого могут стать как просто негативные эмоции людей по отношению друг к другу, так и полный разлад и даже разрыв семейных отношений.

Но когда хотя бы один человек владеет навыками конфликтологии, он способен, во-первых, не допустить, чтобы ситуация вышла из под контроля и повлекла за собой разрушительные последствия, а во-вторых, сделать так, чтобы она вообще не появилась, ведь он сможет распознать её ещё до её появления. И это можно применить не только к области семейных отношений, но и к любой другой.

Применение знаний о конфликтах

Как уже говорилось, мы живём в мире, в котором часто возникают всевозможные разногласия, споры, столкновения, противоречия и т.п. И даже если сейчас обстановка вокруг вас позитивная или хотя бы нейтральная, не факт, что дальше всё будет идти, как «по маслу», и не возникнет какой-либо конфликтной ситуации. Даже такой поверхностный взгляд говорит нам о том, что конфликты нужно уметь разрешать.

Но давайте более предметно поговорим о том, для чего нужно применять знания о конфликтах:

Если у человека возник внутриличностный конфликт, это очень опасно для его психического здоровья, а в некоторых случаях и для его жизни. Умея управлять своим внутриличностным конфликтом, личность способна разобраться в себе, нейтрализовать серьёзные переживания, способствовать своему позитивному настрою и хорошему душевному здоровью.
Умение достойно вести себя в конфликтных ситуациях – это один из показателей взрослой зрелой личности, воспитанности, адекватности, конструктивного восприятия реальности и настроенности на продуктивное взаимодействие с обществом. Если же человек привык решать всё кулаками, умеет только спорить и огрызаться, это говорит о том, что его внутренний стержень слаб, психика нестабильна, умение грамотно общаться и находить общий язык отсутствует.
Мир с самим собой и окружающими людьми – это, прежде всего, положительное психическое состояние, а наука уже давно доказала, что психическое состояние находит своё отражение и в физическом плане. Сознание, душа и тело непосредственно взаимосвязаны друг с другом. Внутренние конфликты могут стать причиной серьёзных физических заболеваний, не говоря уже о душевных. А конфликты с другими людьми могут вылиться в увечья, травмы и т.п. Если же человек умеет применять навыки конфликтологии, он может предотвратить ситуации, опасные как для его физического, так и психического здоровья.
Умение улаживать конфликт и подобающим образом вести себя в конфликтных ситуациях говорит о том, что человек склонен к проявлению доброты, положительного отношения к людям, уважения. Оно также говорит и о том, что человек думает не только о себе и своих интересах, не ставит в приоритет только себя и свои собственные желания, но также думает о других. Отношение к такому человеку окружающих практически всегда будет аналогичным, т.е. его будут ценить, уважать, оценивать по достоинству, считаться с его мнением. К тому же, в жизни позитивно настроенных людей хороших событий всегда больше, чем у тех, кто настроен негативно.
Умелое применение знаний о конфликтах – это неотъемлемая составляющая пути к гармонии с самим собой, находящимися рядом людьми и окружающей действительностью.

Польза от применения знаний о конфликтах очевидна. Но не будет лишним заметить, что это далеко не все преимущества данного навыка. В действительности, их гораздо больше, вплоть до положительного влияния на будущее поколение, другими словами, на своих детей, ведь, как известно, приобретённые человеком навыки и умения передаются его детям в виде предрасположенностей на генетическом уровне. Так что, изучая конфликтологию, вы можете быть уверены, что делаете лучше не только свою жизнь, но и жизнь своих сыновей, дочерей и даже внуков.

Как этому научиться?

Продолжая разговор о врождённых и приобретённых навыках, важно сказать, что с рождения у человека нет никаких знаний. Любая информация впитывается человеком с течением времени. Аналогичным образом развиваются и навыки. Если же у человека есть предрасположенность к чему-либо, в нашем случае, к грамотному функционированию в конфликтных ситуациях, с практикой его умения будут оттачиваться и приносить пользу в жизни.

Но если человек не обладает подобной предрасположенностью, учиться приходится исключительно методом проб и ошибок. Но главное – это учиться, ведь, как гласит известная пословица: «Тяжело в учении – легко в бою». Причём, человек обладает потрясающей способностью обучаться чему угодно, естественно, приложив усилия. Обучаться же можно двумя способами: изучая теорию и применяя знания на практике:

Конфликтология в теории – это информация, которую вы можете найти в книгах, учебниках, получить от других людей и из прочих источников. Конфликтология на практике – это использование полученной информации в реальной жизни.

Однако не являются исключением ситуации, когда человек дальше теории не идёт. Да, он владеет информацией, но она не приносит ему никакой пользы. И это не оттого, что информация некачественна или бесполезна, а оттого, как правило, что он просто не знает в какое русло направить свои усилия, чтобы что-то начало получаться.

Учитывая этот нюанс, мы и разработали наш тренинг. Его целью является не просто познакомить читателя с мощной теоретической базой, но довести до его сознания идею её практического применения, научить использовать в своей жизни.

Имейте в виду, что наш тренинг по конфликтологии имеет и теоретический и практический аспекты. Теоретическая часть познакомит вас с основами конфликтологии и ответит на самые распространённые вопросы в рамках рассматриваемой темы. А практическая часть содержит в себе ценные советы, рекомендации и методы, которые вы будете применять. Причём, как теория, так и практика, дополнены простыми наглядными примерами, дабы исключить фактор недопонимания.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Уроки по конфликтологии

После изучения довольно большого количества теоретических материалов по конфликтологии, выделив основные моменты, систематизировав их и адаптировав к практике, мы разработали комплекс уникальных уроков по этой теме. В этих уроках рассмотрены наиболее важные разделы конфликтологии, а также представлены мнения выдающихся учёных и результаты некоторых научных изысканий. Наибольшая же ценность этих уроков заключается в том, что огромное внимание в них уделяется именно практике.

Урок 1. Что такое конфликт: виды, типы и формы конфликтов

что такое управление конфликтами. Смотреть фото что такое управление конфликтами. Смотреть картинку что такое управление конфликтами. Картинка про что такое управление конфликтами. Фото что такое управление конфликтамиНесмотря на то что конфликты – составляющая жизни человека, далеко не каждый способен ответить на вопрос: что же такое конфликт на самом деле? Понятие о конфликтах очень расплывчато в понимании большинства, т.е. это не просто что-то типа: не нашли общего языка, поссорились, подрались или не сошлись во мнениях, а нечто более сложное. А если говорить о том, что конфликты подразделяются на немалое количество типов и разновидностей, то для многих это вообще «тёмный лес».

В первом уроке вы познакомитесь с понятием конфликта, рассмотрите его отрицательные и положительные стороны (поверьте, они есть), узнаете, по каким признакам можно распознать конфликт. Далее вы изучите классификации конфликтов и на примерах узнаете, чем каждый их конфликтов отличается друг от друга. Отдельная часть расскажет вам о том, как современная конфликтология типологизирует конфликты. Невзирая на то, что первый урок, по большей части, теоретический, уже в нём вам будет дано одно замечательное упражнение на проработку своих внутренних состояний.

Урок 2. Причины возникновения конфликтов и этапы их развития

что такое управление конфликтами. Смотреть фото что такое управление конфликтами. Смотреть картинку что такое управление конфликтами. Картинка про что такое управление конфликтами. Фото что такое управление конфликтамиВажно и нужно знать не только о том, что такое конфликты и какие они бывают, но также и о том, по каким причинам вообще возникают конфликтные ситуации. Нередко даже самая безобидная шутка может стать причиной ссоры, что уж удивляться, когда правительства, казалось бы, дружественных государств, не могут мирным способом разрешить вопрос о том, кому принадлежит та или иная территория. Соответственно, причины любых разногласий – это то, о чём нужно знать, прежде чем начинать предпринимать какие угодно практические действия.

Данный урок познакомит вас с несколькими разновидностями причин возникновения конфликтов, а также с их подвидами – этому посвящена первая часть урока. Во второй части речь пойдёт о том, какие этапы проходит конфликт во время своего развития, и какова динамика этого процесса. Каждый этап дополнен наглядными примерами. Вполне возможно, какие-то из примеров покажутся вам очень знакомыми, ведь все они взяты из жизни обычных людей и общества.

Урок 3. Профилактика, предотвращение и управление конфликтами

что такое управление конфликтами. Смотреть фото что такое управление конфликтами. Смотреть картинку что такое управление конфликтами. Картинка про что такое управление конфликтами. Фото что такое управление конфликтамиВозникновению любого конфликта всегда предшествуют определённые обстоятельства. Знание о том, что разжигает конфликт, а также о том, что может его погасить, является основным навыком, который может применить человек во избежание противоборства. Если же предупредить конфликт не удалось, и конфронтация возникла, важно выбрать такую стратегию поведения, которая в наибольшей степени будет соответствовать сложившейся ситуации. Именно об этих вещах и пойдёт речь в третьем уроке.

Вы узнаете о том, что вообще представляет собой процесс предупреждения конфликтов и о причинах, которые могут помешать ему; познакомитесь с технологией, применяя которую, научитесь предупреждать конфликты; узнаете о том, какие существуют способы развития и поддержания сотрудничества и о том, какие бывают нормативные процедуры разрешения конфликтных ситуаций. Основная часть материала этого урока расскажет вам о методах управления конфликтами и о ситуациях, в которых эти методы стоит или не стоит применять. А в конце урока вашему вниманию будут представлены наиболее эффективные рекомендации по управлению конфликтами.

Урок 4. Стратегии разрешения и урегулирования конфликтов

что такое управление конфликтами. Смотреть фото что такое управление конфликтами. Смотреть картинку что такое управление конфликтами. Картинка про что такое управление конфликтами. Фото что такое управление конфликтамиЧеловек, умеющий предупреждать конфликты и управлять ими, имеет гораздо больше шансов избежать неприятных ситуаций, чем тот, кто не умеет этого делать. Однако это не гарантирует на 100%, что конфликт всё-таки не возникнет. Именно по этой причине огромное внимание конфликтология уделяет вопросу разрешения и урегулирования конфликтов. Это можно назвать настоящим искусством, ведь, умея применять соответствующие приёмы, можно извлечь выгоду даже из самой опасной ситуации, а также устранить её.

Предпоследний урок познакомит вас с понятиями разрешения и урегулирования конфликтов и разницей между ними, а также с тем, какие ошибки чаще всего допускают люди, стремясь урегулировать конфликт. Затем вы узнаете о профилактике конфликтов и анализе конфликтных ситуаций. Большое внимание уделено процессу переговоров, ведь именно они представляют собой основной способ разрешения конфликтов, но не будут упущены из виду и другие методы. В заключительной части вы рассмотрите уникальный инструмент для работы с конфликтами – матрицу разрешения конфликтов.

Урок 5. Внутриличностный конфликт: понятие, виды, предупреждение и разрешение

что такое управление конфликтами. Смотреть фото что такое управление конфликтами. Смотреть картинку что такое управление конфликтами. Картинка про что такое управление конфликтами. Фото что такое управление конфликтамиГоворя о конфликтах вообще, не следует понимать их, как процесс взаимодействия между людьми или группами людей. В жизни человека часто встречается особый вид конфликта – внутриличностный конфликт. И он нередко может быть в разы опаснее, чем любой другой, ведь личность, внутри которой возник конфликт, теряет способность к гармоничному существованию, нормальному общению с другими людьми, продуктивной и эффективной деятельности. В самых острых формах внутриличностный конфликт может даже стать причиной суицида или крайне деструктивного антисоциального поведения.

Что такое внутриличностный конфликт? Как он проявляется? Какие существуют разновидности внутриличностного конфликта, и что является его основой? Почему внутриличностный конфликт может быть не только деструктивным, но и конструктивным? Как можно его предупредить или разрешить его, если он возник? Ответы на все эти вопросы вы получите из последнего урока.

Как проходить занятия?

Как уже было не раз подмечено, материалы нашего тренинга по конфликтологии максимально адаптированы под практическое применение, причём, под применение абсолютно любым человеком. Но ни в коем случае не стоит забывать о том, что решающее значение имеет здесь не изучение материала, а его практическое использование. Читать, изучать, знать много всего полезного и интересного – это, конечно же, хорошо. Но если знания, которые могут быть применены в жизни, применены не будут, цена их будет невысока, т.к. никакой пользы они вам не принесут. Имейте это в виду.

Каждый из уроков вы можете изучать поэтапно. В качестве примера можно привести простой алгоритм (но вы можете выработать и свой собственный):

1День первый – изучение материала.
2День второй – повторное изучение материала для закрепления.
3День третий – применение полученных знаний на практике.
4День четвёртый – подведение итогов по применению материала изученного урока.
5День пятый, шестой и седьмой – отдых.

Таким образом, на изучение данного тренинга у вас уйдёт чуть больше месяца. Если для вас этот срок кажется слишком продолжительным, составьте свой график, и изучайте/практикуйте, к примеру, не один урок в неделю, а два. Найдите наиболее комфортный для себя вариант.

Также хочется сказать, что нужно не просто один раз применить навык, пусть даже успешно, а постепенно и целенаправленно оттачивать его, чтобы внедрить в арсенал привычных для вас действий. Старайтесь сформировать у себя полезную привычку (согласно некоторым исследованиям, на это требуется 21 день).

В процессе обучения используйте всевозможные вспомогательные материалы – блокнот для записей, дневник, органайзер, компьютер или гаджет. Например, поставьте в планировщике заданий своего смартфона звуковой сигнал на намеченное для обучения время, чтобы он напоминал вам о том, что пора приступать к занятиям. Или делайте в блокноте краткую запись всякий раз, когда эффективно или неэффективно повели себя в конфликтной ситуации. Вы можете придумать что угодно – главное, чтобы это было вам на пользу.

Дополнительные материалы

В качестве дополнительных материалов к нашему тренингу мы решили использовать книги и статьи, посвящённые рассматриваемой нами теме.

Книги по конфликтологии

Книги по конфликтологии – это прекрасный источник как основной, так и дополнительной информации о конфликтах и всём, что с ними связано. Как правило, их авторами являются авторитетные специалисты в данной области. Воспользовавшись этими книгами, вы сможете глубоко погрузиться в детальное изучение конфликтологии, почерпнуть недостающую информацию и получить ответы на все интересующие вас вопросы.

На нашем сайте есть небольшая подборка книг с небольшим описанием и кратким содержание, которые вы сможете увидеть на данной странице:

Статьи по конфликтологии

Статьи по конфликтологии – это уникальные сборники информации, касающейся конфликтов. Статьи, конечно же, не так объёмны, как книги, зато представляют собой, во многих случаях, квинтэссенцию большого объёма данных, на изучение которого могут потребоваться месяцы кропотливой работы. В статьях вы встретите как ставшие уже классическими точки зрения на проблему конфликта, так и мнения современных специалистов, соответствующие последним тенденциям науки и социальной жизни.

Цитаты известных людей о конфликтах

И в дополнение к вводному уроку мы бы хотели познакомить вас с несколькими интересными изречениями на тему конфликтов, ведь по этому поводу не раз высказывались люди, известные на весь мир. Эти цитаты являются отражением индивидуального отношения разных людей к вопросу о конфликтах:

Мир есть отсутствие внутренних и внешних конфликтов.

что такое управление конфликтами. Смотреть фото что такое управление конфликтами. Смотреть картинку что такое управление конфликтами. Картинка про что такое управление конфликтами. Фото что такое управление конфликтами
Лобсанг Рампа

Не бывает бесконфликтных личных отношений. Конфликты неизбежны в любых отношениях между людьми.

что такое управление конфликтами. Смотреть фото что такое управление конфликтами. Смотреть картинку что такое управление конфликтами. Картинка про что такое управление конфликтами. Фото что такое управление конфликтами
Хорхе Букай

Глубоко в нашем сознании живет неутолимая жажда конфликта. Вы сражаетесь не столько со мной, сколько с человеческой природой.

что такое управление конфликтами. Смотреть фото что такое управление конфликтами. Смотреть картинку что такое управление конфликтами. Картинка про что такое управление конфликтами. Фото что такое управление конфликтами
Шерлок Холмс

Если в жизни есть возможность сделать шаг назад, чтобы избежать конфликта лучше его сделать.

что такое управление конфликтами. Смотреть фото что такое управление конфликтами. Смотреть картинку что такое управление конфликтами. Картинка про что такое управление конфликтами. Фото что такое управление конфликтами
Расим Мусабеков

Мудрый человек всегда найдёт способ, чтобы не начать войну.

что такое управление конфликтами. Смотреть фото что такое управление конфликтами. Смотреть картинку что такое управление конфликтами. Картинка про что такое управление конфликтами. Фото что такое управление конфликтами
Исороку Ямамото

Не конфликтуй: с умным договорись, дурака обмани.

что такое управление конфликтами. Смотреть фото что такое управление конфликтами. Смотреть картинку что такое управление конфликтами. Картинка про что такое управление конфликтами. Фото что такое управление конфликтами
Михаил Литвак

что такое управление конфликтами. Смотреть фото что такое управление конфликтами. Смотреть картинку что такое управление конфликтами. Картинка про что такое управление конфликтами. Фото что такое управление конфликтами
Эвелина Хромченко

Негоже злобствовать на противника после того, как конфликт исчерпан.

что такое управление конфликтами. Смотреть фото что такое управление конфликтами. Смотреть картинку что такое управление конфликтами. Картинка про что такое управление конфликтами. Фото что такое управление конфликтами
Кадзуо Исигуро

Находясь в единстве с самим собой, невозможно даже помыслить о конфликте.

что такое управление конфликтами. Смотреть фото что такое управление конфликтами. Смотреть картинку что такое управление конфликтами. Картинка про что такое управление конфликтами. Фото что такое управление конфликтами
Экхарт Толле

Любой конфликт лучше попытаться разрешить мирными средствами при помощи диалога, простить или попытаться услышать аргументы другой стороны. Потому что это гораздо проще, чем доводить вопрос до конфронтации.

что такое управление конфликтами. Смотреть фото что такое управление конфликтами. Смотреть картинку что такое управление конфликтами. Картинка про что такое управление конфликтами. Фото что такое управление конфликтами
Дольф Лундгрен

А теперь предлагаем приступить к занятиям.

Желаем вам успехов в освоении конфликтологии!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *