что такое упование на бога

Упование

Упова́ние — 1) осно­ван­ная на вере надежда на Бога, дове­ри­тель­ное отно­ше­ние к Боже­ствен­ному Про­мыслу); 2) надежда на осу­ществ­ле­ние жела­е­мого, «вера» в осу­ществ­ле­ние чего-либо в буду­щем.

Не явля­ется ли для хри­сти­а­нина упо­ва­ние на посмерт­ное воз­да­я­ние пози­цией раба или наём­ника, но не сына?

На сего­дняш­ний день на воору­же­нии кри­ти­ков хри­сти­ан­ской дог­ма­тики и этики состоит и такой аргу­мент: все хри­сти­ане — чрез­вы­чайно корыст­ные люди.

Причём, (будто бы) их корысть про­яв­ля­ется даже тогда, когда они дей­ствуют во имя Добра на даже, каза­лось бы, совер­шенно бес­ко­рыст­ной основе (напри­мер, жерт­вуют скуд­ные накоп­ле­ния на содер­жа­ние лечеб­ниц, мона­сты­рей, тру­дятся во Славу Божью без зара­бот­ной платы, помо­гают без­дом­ным и пр.), ведь в дей­стви­тель­но­сти даже фор­мально бес­ко­рыст­ное хри­сти­ан­ское дела­ние моти­ви­ро­вано сугубо корыст­ными инте­ре­сами: стя­жать блага в буду­щей жизни, уна­сле­до­вать Цар­ство Небес­ное, избе­жать адовых мук.

Так ли это? — Не так. Те вечные нетлен­ные блага, к кото­рым стре­мится хри­сти­а­нин, состав­ляют не пред­мет его коры­сти, а усло­вия его буду­щего сча­стья. Между же гре­хов­ной коры­стью и стрем­ле­нием к под­лин­ному сча­стью лежит огром­ная, прин­ци­пи­аль­ная раз­ница.

Гре­хов­ная корысть, как и любой грех вообще, про­ти­во­ре­чит есте­ствен­ным чело­ве­че­ским потреб­но­стям, есте­ствен­ным стрем­ле­ниям чело­ве­че­ского сердца, тогда как стрем­ле­ние к сча­стью — напро­тив, есте­ственно для всех без исклю­че­ния людей. Ведь Бог создал чело­века не для вечной скорби, а для веч­ного бла­жен­ства. Хри­сти­ан­ское созна­ние соеди­няет поня­тие о высшем сча­стье с жела­нием радо­сти бого­об­ще­ния и обще­ния с ближ­ним.

Хри­сти­а­нин стре­мится к Богу как к Источ­нику жизни и радо­сти, благ и бла­жен­ства. Корыст­ный же чело­век стре­мится не к Богу и не к Небес­ному сча­стью, но к земной выгоде.

Хри­сти­ан­ское доб­ро­де­ла­ние обу­слов­лено любо­вью к ближ­нему и свя­зано с чув­ством отзыв­чи­во­сти. Гре­хов­ная же корысть нередко зиждется на про­ти­во­по­лож­ной основе: на обо­жа­нии земной выгоды, эго­изме, жела­нии благ для себя в ущерб прочим людям (кон­ку­рен­там, сопер­ни­кам, просто нуж­да­ю­щимся).

Будучи сопря­жено со ску­по­стью и стя­жа­тель­ством, коры­сто­лю­бие спо­собно втя­нуть чело­века в идо­ло­по­клон­ство — почи­та­ние мам­моны, что оттолк­нет его от Бога ( Мф.6:24 ). Стрем­ле­ние же к Цар­ству Небес­ному не только не оттал­ки­вает чело­века от Гос­пода, но и спо­соб­ствует укреп­ле­нию союза.

Конечно, на первом этапе при­об­ще­ния чело­века к цер­ков­ной жизни может слу­чаться, что его рас­суж­де­ния о стя­жа­нии Цар­ства будут иметь ана­ло­гию с дово­дами коры­сто­любца: я буду делать то-то и то-то потому, что это сулит мне бес­спор­ную выгоду.

Иногда эта стадия духов­ного взрос­ле­ния хри­сти­а­нина условно и алле­го­рично име­ну­ется наём­ни­че­ством. Однако по мере духов­ного вос­хож­де­ния к Богу чело­век, как сын Божий по бла­го­дати, совер­шает добро, будучи движим самой любо­вью к добру, потому что может, умеет и хочет делать добро.

Может ли быть ложное упо­ва­ние на Бога (свя­зан­ное с надеж­дой, что Бог спа­сает неза­ви­симо от нашей жизни)?

При­меры над­ле­жа­щего упо­ва­ния на Бога известны со времен Вет­хого Завета ( Пс.61:8 ). Такое упо­ва­ние испы­ты­вали, напри­мер, Божьи про­роки. Со времён созда­ния Церкви Хри­сто­вой упо­ва­ние на Бога явля­ется одним из про­яв­ле­ний хри­сти­ан­ской веры.

Чем более твёр­дой явля­ется вера хри­сти­а­нина, тем более силь­ным бывает и его упо­ва­ние. Однако, сле­дует пом­нить, что упо­ва­ние упо­ва­нию — рознь. Наряду с бого­угод­ным упо­ва­нием нередко встре­ча­ется ложное. Пра­виль­ное бывает обу­слов­лено верным пони­ма­нием цер­ков­ного учения о Боге и Его Про­мысле, тогда как ложное — ложно интер­пре­ти­ро­ван­ным уче­нием Церкви или незна­нием этого учения, лож­ными, субъ­ек­тив­ными пред­став­ле­ни­ями и надеж­дами).

Одна из наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ных на сего­дняш­ний день форм лож­ного упо­ва­ния на Бога свя­зана с уве­рен­но­стью, что в конеч­ном итоге все без исклю­че­ния люди станут при­част­ни­ками Цар­ства Славы, вне зави­си­мо­сти от образа их земной жизни. Такая уве­рен­ность зиждется на воз­зре­нии, что поскольку Гос­подь чело­ве­ко­лю­бив, благ, добр, мило­сер­ден, постольку Он не пре­даст на вечные, бес­ко­неч­ные муки ни одного чело­века, пусть даже этот чело­век, живя на земле, вёл отвра­ти­тель­ную, бого­про­тив­ную земную жизнь.

В своё время подоб­ного рода учение отста­и­вал Ориген, но впо­след­ствии ори­ге­низм был осуж­ден на V Все­лен­ском Соборе. Из святых отцов Церкви мысль о спа­се­нии всех людей вообще выска­зы­вал Гри­го­рий Нис­ский. Согласно этой мысли, осуж­ден­ные на адовы муки греш­ники под дей­ствием неуга­си­мого адского пла­мени, кото­рое, будет ока­зы­вать них вра­чу­ю­щее дей­ствие, нрав­ственно пре­об­ра­зятся и рано или поздно соеди­нятся со свя­тыми. Дли­тель­ность пре­бы­ва­ния греш­ни­ков адском огне будет зави­сеть от сте­пени их гре­хов­но­сти.

Однако, несмотря на то, что свя­ти­тель Гри­го­рий Нис­ский почи­та­ется Цер­ко­вью как один из вели­ких отцов, эта, выска­зан­ная им мысль не имеет обще­цер­ков­ного при­зна­ния. Боле того, против подоб­ных идей выска­зы­вался даже родной брат Гри­го­рия Нис­ского, свя­ти­тель Васи­лий Вели­кий, выска­зы­вался резко, под­чер­ки­вая, что они не соот­вет­ствуют духу веро­уче­ния Церкви и спо­соб­ствуют греш­ни­кам успеш­нее отва­жи­ваться на грех.

Многие, страха ради или стыда чело­ве­че­ского, или ради того, чтоб уго­дить людям, не делают зла, – что одно и то же, как бы они делали его, как, наобо­рот, кото­рые делают добро по таким же побуж­де­ниям, то же, что как бы и не делали его. Кто делает добро в угоду людям или по другой какой стра­сти, непо­тре­бен пред Богом. Надобно во всяком добром деле, слове и помыш­ле­нии иметь целию уго­жде­ние Богу и славу Его, как учит святой Апо­стол Павел, говоря: аще ясте, аще ли пиете, аще ли ино что тво­рите, вся во славу Божию тво­рите ( 1Кор.10:31 ).
пре­по­доб­ный Симеон Новый Бого­слов. Слово 30

Источник

Православная Жизнь

Предлагаем вниманию нашего читателя отрывок из творения выпускника Киевских духовных школ, святителя Иоанна (Максимовича), митрополита Тобольского « Илиотропион, или cообразование с Божественной волей ».

Итак, мы жалки и весьма бедны! Сколь малое познание имеем о Боге! Мы получаем лишь малую часть света Божиего, как луч, проходящий через скважину: мы знаем то, что Бог есть величайшее добро, до того неизмеримо великое, что все то, о чем позволительно (не противозаконно) нам просить или желать, можем получить от Него смиренной молитвой в свое время, если будем терпеливы, не будем унывать (ослабевать сердцем), но, возвышенные сердечной любовью к Богу и несомненным упованием на Него, привыкнем надеяться и молчаливо ожидать спасения Божия. Долготерпение (при обидах или при ожидании помощи Божией) – драгоценный камень для надеющихся, куда ни обратятся, везде успевают они (ср.: Притч 17,8 ); Благ Господь к надеющимся на Него, к душе, ищущей Его (Плач з, 25). В чем же состоит упование на Бога и чем оно утверждается?

Сначала заметим, что упование – выше надежды, превосходит ее; ибо упование не какая бы то ни было надежда, но надежда крепкая, совершенная, не поколебимая никакими сомнениями. Различие это выразил Сенека следующими словами: «О тебе я имею надежду, но не упование»; последнее, то есть упование на Бога, должно обнимать собой все действия человеческие; тот только уповает на Бога, кто благорассудно содержит в себе это упование во всех предметах, как важных, так и маловажных, в каждом мгновении своей жизни верит истинно, всей душою, что Бог в свое время не оставит своего возлюбленного раба. Представим этому примеры.

Царь Давид учредил училище для обучения воинскому делу и повелел учить иудеев стрельбе. Прежде же установления такого воинского обучения в нем был весьма искусен Иоанафан, который был удостоен похвалы самого Давида: без крови раненых, без тука сильных лук Иоанафана не возвращался назад ( 2Цар 1, 22 ): нелегко иногда попасть и в не прикрытые шлемом или панцирем части тела, но стрелы Иоанафановы пронзали обыкновенно самую броню. Упование на Бога есть таковой лук Иоанафанов: оно (упование) касается сердца Божия и проникает в Него, не возвращаясь без Божией милости к уповающим на Бога. Всех царей израильских и иудейских вместе было тридцать девять; но сколько же из них могли (заслуживали) пронзать сердце Божие своим упованием на Него?

Всего три или четыре из тридцати девяти: Давид, Езекия, Иосия, к ним же мог бы причислен быть и Иосафат, если бы он уничтожил нечестивые жертвоприношения на высотах. Сердца этих царей были поистине правы пред Богом и исполнены несомненным, твердым упованием на Бога.

Когда великое множество моавитян и аммонитян, объединившись, пошли войною на Иосафата, он, не в силах противиться врагам, обратился с величайшим упованием к Богу: весь предался молитвам ко Господу; объявил пост по всей Иудее. И общенародное собрание пред лицеи Господа для умилостивления Бога и для общего совета, и молитву свою заключил словами: Боже наш! Ты суди их (врагов).

Ибо нет в нас силы против множества сего великого, пришедшего на нас, и мы не знаем, что делать, но к Тебе обращаем очи наши! И помощь Божия немедленно явилась: здесь же, в этом собрании, находился благочестивый муж Иозиил, на которого сошел Дух Господень, и он вещал: слушайте все Иудеи и жители Иерусалима и царь Иосафат! Так говорит Господь к вам: не бойтесь и не ужасайтесь множества сего великого, ибо не ваша война, а Божия. Не вам сражаться на сей раз; вы станьте, стойте и смотрите на спасение Господне, посылаемое вам (2 Пар го, 1, з, 12,14–15,17).

Войско же Иосафатово вступило на возвышенное место и увидело одни трупы врагов, лежащие на земле, и не было ни одного врага, который бы не избежал смерти. На месте вражьего междуусобного побоища Иосафат увидел множество дорогой одежды, драгоценных сосудов и велел народу своему забирать добычу: три дня собирали ее, так она была многочисленна. Смотрите, как могущественно крепкое, истинное упование на Бога, во всех случаях жизни оно сильнее всех других средств – словом, оно непобедимо!

Если во всех наших делах, как сказано выше, благопотребно упование на Бога, то тем более оно необходимо, когда мы совершаем молитвы или перетерпеваем какие-либо неприятности. Об этом поговорим в следующей главе, а о молитвах скажем здесь.

Размышляя о молитве, один красноречивый учитель сказал: «Молитва у многих людей бывает или страшливой и боязливой, или нерадивой, или же безрассудной. Боязливая молитва не доходит до неба, потому что безмерная боязнь смущает ум до того, что молитва не только не восходит на небо, но даже не может быть произносима. Нерадивая молитва в своем восхождении слабеет от лености (уныния) и изнемогает до того, что совершенно теряет силу.

Безрассудная молитва хотя доходит до неба, но падает оттуда и возвращается назад, потому что встречает себе препятствие и не только не получает милости от Бога, но и раздражает Его своею безрассудностью.

Молитва же верная, смиренная и горячая восходит беспрепятственно на небо и не может быть неуслышанной». Итак, прежде всего необходимо чтобы молитва была верной. Как многие из нас, прежде чем начать молиться, начинают уже сомневаться: «Господь не услышит меня, не умолю Его о том, чего буду просить, напрасно буду взывать к Нему». О, такая молитва – бедный посланник до Бога!

Только что вышел из дому, тотчас же падает, не опираясь на упование. Каково же должно быть упование при богоприятных молитвах, тому поучает нас Христос Господь: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего. Но он долгое время не хотел ( Лк 18,2–4 ); безбожный медлитель! Наконец, побежденный безотступным беспокойством, причиняемым ему вдовой, правильно рассудил спор ее с соперником. Вот крепкое упование вдовы, постоянно твердившей: «Сегодня судья защитит меня», но когда надежды ее не оправдал истекший день, она говорила: «Не сегодня, так завтра защитит меня, или в третий день, или через месяц, в этом году дело кончится непременно». Итак, долготерпеливое упование вдовы наконец одержало победу.

Христос представил нам эту притчу как доказательство тому, что неотступное прошение (молитва) имело и у неправедного судьи такую силу, тем более оно действительно и благотворно у премилосердного Небесного Отца.

Ум наш, подобно упомянутой вдове, насчитывает множество противников себе. Зачем же он медлит? Зачем не обращается к всеправеднейшему Судии и все свои необходимые нужды и дела не откроет и не поручит Ему с совершенным упованием на Него? Бог ли не защитит избранных своих, вопиющих к Нему день и ночь, и долготерпения их (то есть не в ту ж минуту наказывает их гонителей, если предвидит их исправление)?

Блаженный царь Давид, побуждая нас обращаться к Богу за помощью, говорит: Открый ко Господу путь твой и уповай на Него, и Той сотворит (то есть все приведет в порядок, поможет и защитит тебя) ( Пс 36,5 ). Что ужасаешься? Что падаешь духом неверия? Тебя оговаривает кто, ругает? Передай Господу, и Он совершит. Плоть ли твоя не покоряется духу разума? Помолись со слезами, и Он совершит.

Различные искушения, или наветы бесов, не дают тебе покоя? Призови Бога в помощь, и Он совершит. Все, что ни делаешь, уповай на Бога, и Он совершит.

Продолжим начатую нами беседу о прошении, или молитве. Иисус Христос предлагает нам еще и другой пример: если кто, имея друга, придет к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба. Ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему. А тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мной на постели; не могу встать и дать тебе. Если (говорит Христос) он не встанет, не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему сколько просит. И Я скажу вам (слова Христовы): просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам (Лк и, 5–9).

Нет ничего приятнее Богу, когда мы к Нему прибегаем и умоляем Его о помощи себе с таким упованием, как друг к другу; ни один человек и никогда не должен думать о том, что уже не время призывать ему Бога, то есть никогда не должен отчаиваться в спасении Божием. Смотрите, как убогий бедняк, чтобы получить грош или кусок хлеба, терпеливо стоит пред дверьми или бежит за проезжающим на повозке и смиренно кланяется, прося подаяния. Что же нам нужно делать, когда просим себе милости и помилования у всещедрого и всемилостивого Бога?

Нам необходимо быть постоянными и терпеливыми, когда скоро не получаем просимого, и иметь несомненное упование, что Бог не оставит наше прошение без благотворных для нас последствий. Возлюбленный ученик Христов Иоанн так говорит об этом: вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную. И вот какое дерзновение (уверенность) мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас во всем, о чем бы мы ни просили, – знаем и то, что получаем просимое от Него ( 1Ин 5,13–15 ). Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? Или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него ( Лк 11, 11–13 ).

Но часто бывает, что мы безрассудно просим себе не хлеба, но камня, не рыбы, но скорпиона: ибо мы не знаем часто, о чем молиться, как должно; но Сам Дух Святой ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными ( Рим 8,26 ). И если Бог, остерегая нас от погибели, не исполняет наших молитв, то мы недовольны, ропщем на чадолюбивого Отца, говоря: «Он не видит и не слышит».

О безрассудные! Часто ли родители препятствуют своим детям есть несозревшее яблоко и какой-либо другой вредной пищи, хотя они приготовляют для них и завещают многотысячные наследства?

Святой апостол Павел прилежно молился Богу о том, чтобы быть свободным от искушения плоти, думая, что просит праведной и полезной вещи, но молитва его не была услышана Богом, отвечавшим ему: довольно для тебя благодати Моей против искушений ( 2Кор 12, 9 ).

Когда и мы не получаем просимого нами у Бога, то да будет нам известно, это делается потому, что или исполнение нашего прошения вовсе для нас не полезно, или же полезнее отложить его до большей благопотребности, или, наконец, что Бог предвидит и предназначает время более благоприятное для нас, в которое будет совершено наше прошение, чтобы мы между тем с большим упованием умоляли бы Его о милости.

Но просить у Бога чего-либо жестокого, бесчеловечного (например, смерти врага своего) недопустимо: во-первых, потому что Бог, как милостивый Отец наш, откажет в нашем прошении, а во-вторых, как Праведный Судия, обратит просимое для другого против нас самих и молитва наша из молитвы обратится в тяжкий грех (см.: Пс 108,7 ).

Да будет нам известно и то, что всякая молитва наша, произносимая с должной покорностью воле Божией, бывает всегда услышана, и мы получим или просимое нами у Господа, или Он дает нам другое, что для нас лучше. Это весьма укрепляет наше упование на Бога. Все, о чем молясь просим по воле Божией, Он услышит и даст нам.

Источник

Упование на Бога

Уповайте на Господа вовеки, ибо Господь Бог есть твердыня вечная. Ис.26,4

Я же беден и нищ, но Господь печется о мне. Ты – помощь моя и избавитель мой, Боже мой! не замедли. Пс.39,18

Даруй награду надеющимся на Тебя, и да веруют пророкам Твоим. Сир.36,17

Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных. 1Тим. 4:10

Но оставлю среди тебя народ смиренный и простой, и они будут уповать на имя Господне. Соф.3,12

А я буду взирать на Господа, уповать на Бога спасения моего: Бог мой услышит меня. Мих.7,7

Боящиеся Господа! уповайте на Господа: Он наша помощь и щит. Пс.113,19

Господь за меня – не устрашусь: что сделает мне человек? Пс.117,6

Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека. Пс.117,8

Душа наша уповает на Господа: Он – помощь наша и защита наша. Пс.32,20

..приносите жертвы правды и уповайте на Господа. Пс.4–5

..прибежище моё и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю! Пс.90,2

Ибо ты сказал: «Господь – упование моё». Пс.90,9

Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога; ибо я буду ещё славить Его, Спасителя моего и Бога моего. Пс. 42,5

Я же воззову к Богу, и Господь спасёт меня. Пс.54,17

Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя. Никогда не даст Он поколебаться праведнику. Пс.54,23

А я на Тебя, [Господи,] уповаю. Пс.54,25

В Боге восхвалю я слово Его; на Бога уповаю, не боюсь; что сделает мне плоть? Пс.55,5

На Бога уповаю, не боюсь; что сделает мне человек? Пс.55,12

Господь часть моя, говорит душа моя, итак буду надеяться на Него. Плач.3,24

Имя Господа – крепкая башня: убегает в неё праведник – и безопасен. Притч.18,11

Я же уповаю на милость Твою; сердце мое возрадуется о спасении Твоем; воспою Господу, облагодетельствовавшему меня, [и буду петь имени Господа Всевышнего]. Пс.12,6

Храни меня, Боже, ибо я на Тебя уповаю. Пс.15,1

Господь – твердыня моя и прибежище мое, Избавитель мой, Бог мой, – скала моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего и убежище моё. Пс.17,3

Не радуйся ради меня, неприятельница моя! хотя я упал, но встану; хотя я во мраке, но Господь свет для меня. Мих.7,8

А я на Тебя, Господи, уповаю; я говорю: Ты – мой Бог. Пс.30,15

Много скорбей нечестивому, а уповающего на Господа окружает милость. Пс.31,10

Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся. Притч.16,3

И увидит это неприятельница моя и стыд покроет её, говорившую мне: «где Господь Бог твой?» Насмотрятся на неё глаза мои, как она будет попираема подобно грязи на улицах. Мих.7,10 .

Гнев Господень я буду нести, потому что согрешил пред Ним, доколе Он не решит дела моего и не совершит суда надо мною; тогда Он выведет меня на свет, и я увижу правду Его. Мих.7,9

Кто знает, может быть, ещё Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем. Ион.3,9

И скажут в тот день: вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его! Ис. 25,9

Посему, [возлюбленные,] препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа. 1Пет.1,13

И Египтяне – люди, а не Бог; и кони их – плоть, а не дух. И прострет руку Свою Господь, и споткнется защитник, и упадет защищаемый, и все вместе погибнут. Ис.31,3

Господь – твердыня моя и крепость моя и избавитель мой. 2Цар.22,2

Вот, Бог – спасение моё: уповаю на Него и не боюсь; ибо Господь – сила моя, и пение моё – Господь; и Он был мне во спасение. Ис.12,2

..скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет вас. Ис.35,4

Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя. Евр.13,5

..ибо Ты был убежищем бедного, убежищем нищего в тесное для него время, защитою от бури, тенью от зноя; ибо гневное дыхание тиранов было подобно буре против стены. Ис.25,4

..не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба. Ин.3,27

Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние. Евр.10,35

Итак я надеюсь на Господа,… и уповаю на Него. Ис.8,17

Бог мой – скала моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего, ограждение мое и убежище мое; Спаситель мой, от бед Ты избавил меня! 2Цар.22,3

Предай Господу путь твой, и уповай на Него, и Он совершит. Пс.36,5

..так что мы смело говорим: Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек? Евр. 13,6

Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него! Пс.33,9

И на пути судов Твоих, Господи, мы уповали на Тебя; к имени Твоему и к воспоминанию о Тебе стремилась душа наша. Ис.26,8

Уповай на Господа, и делай добро; живи на земле, и храни истину. Пс.36,3

А Христос – как Сын в доме Его; дом же Его – мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца. Евр.3,6

Да будет милость Твоя, Господи, над нами, как мы уповаем на Тебя. Пс.32,22

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Упование

. Должно нам всегда познавать свою немощь и благодать Божию; и не отчаиваться, если что-либо случится с нами, но и отнюдь не быть дерзновенными, думая, что мы значим что-либо, но более уповать всегда на Бога со смирением (сщмч. Петр Дамаскин, 74, 81–82).

Бдительно внимай себе, чтобы, представляя себя всегда перед Богом, ничего не ожидать тебе ни от кого, но во всем с верою надеяться на Него единого (прп. авва Исаия, 59, 186).

Кто возложил упование на золото, тот падет; а кто возложил упование на Господа, тот спасется (прп. Ефрем Сирин, 30, 154). Источник.

Всегда перед очами своими имей Господа; потому что спасает Он уповающих на Него (прп. Ефрем Сирин, 30, 198). Источник.

Блажен, кто упование свое возлагает всегда на Господа своего, Которого имя не преходит, и слава не имеет конца! (прп. Ефрем Сирин, 33, 284).

Твердо уповай на единого Бога; потому что уповающие на Него блаженны и в сем, и в будущем веке (прп. Ефрем Сирин, 33, 356).

. Человеку благочестивому и верующему надобно так крепко полагаться на обетования Божии, чтобы, видя и противоположные им события, не смущаться и не отчаиваться в их исполнении (свт. Иоанн Златоуст, 44, 180). Источник.

Уповающий на Бога поддерживается надеждой самой великой, славной и непоколебимой, а уповающий на человека держится надеждой непрочной, слабой, обманчивой и весьма часто разрушающейся. Посему людям благоразумным надлежит держаться первой, как священного якоря, а воздерживаться от второй. (прп. Исидор Пелусиот, 62, 173–174).

. И богатство. будь оно велико и теки отовсюду; и достоинство, будь оно царское; и умственные дарования, украшайся они даром слова, ничего не значат, если не соединены с упованием на Бога. Ибо гнило то богатство, которого не присуждает Бог, часто с корнем вырывается и отьемлется у приобретших, подобно бесплодному и дикому растению, которое делает вред близким к нему деревьям. Небезопасна и царская власть, не управляемая непобедимою Десницею. Умственные дарования, не украшенные божественною мудростию, бесполезны, как не знающие самообуздания; Господь отвращает вспять мудрыя, и советы, их обуяет (ср.: Ис. 44, 25 ). Посему если и здешнее не прочно для нетвердых перед Богом, а будущее еще ненадежнее, то возьмемся за священный якорь (прп. Исидор Пелусиот, 62, 314 315).

Предел упования – преселение ума к чаемым благам (блж. Диадох, 91, 7).

. Кто уповает на Бога, тот тверд в сердце, и всем людям явна досточестность его, и перед врагами его похвала его (прп. Исаак Сирин, 58, 291). Источник.

В том и заключается неложное и твердое упование, чтобы выражать надежду творением добрых дел (прп. Максим Грек, 68, 4). Источник.

. Вместе с совершенным от себя самих отречением потребно еще нам водрузить в сердце совершенное упование на Бога и полную в Нем уверенность, потребно. полным сердцем чувствовать, что нам решительно не на кого надеяться, как на Него одного, и ни от кого другого, как от Него одного, можем мы ожидать всякого добра, всякой помощи и победы. Ибо как от самих себя, которые есмы ничто, не ожидаем мы ничего, кроме преткновений и падений, по причине которых и отлагаем всякую на себя надежду: так, напротив, всеконечно от Бога получим мы всякую победу, как только вооружим сердце свое живым на Него упованием и полною уверенностью в получении от Него помощи. Источник.

Утвердиться в такой надежде, и ради ее помощь всякую получить помогут нам следующие помышления:

То, что ищем помощи у Бога, Который, как Всемогущий, может сделать все, что ни восхощет; следовательно, и нам может помочь. Источник.

То, что ищем ее у Бога, Который, как Всеведущий и Премудрый, знает все наисовершеннейшим образом; следовательно, вполне знает и то, что пригоднее для спасения каждого из нас. Источник.

То, что ищем такой помощи у Бога, Который, как бесконечно благий, с неизреченною любовию предстоит нам, всегда желательно готовый с часу на час и с минуты на минуту подать всякую помощь, потребную нам для одержания полной победы в духовной, действующейся в нас брани, тотчас, как только притечем в объятия Его с твердым упованием.

Четвертый. способ к оживлению твердого упования на Бога и привлечению Его скорой помощи есть пересматривание в памяти всех опытов скорой от Бога помощи, изображенных в Божественном Писании. Опыты сии, столь многочисленные, наияснейше показывают нам, что никогда не был оставляем постыженным и беспомощным никто из возуповавших на Бога. Воззрите на древния роды, взывает премудрый Сирах, и видите: кто верова Господеви и постыдеся ( Сир. 2, 10 )? Источник.

Такими четырьмя оружиями облекшись, брате мой, мужественно выступай на дело брани и веди ее бодренно, в полной уверенности, что тебе дано будет одержать победу. Ибо ими всеконечно стяжаешь ты совершенное упование на Бога, а такое упование непресташю будет привлекать к тебе помощь Божию и облекать всепобедительною силою. То же и другое, наконец, глубоко укоренит в тебе полное ненадеяние на себя (прп. Никодим Святогорец, 70, 23–25). Источник.

Все упование, конечно, Господь. В Нем и успокойтесь, вопия: помилуй мя! (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, 191).

Приискание и своих средств, при уповании на Бога, не умаляет силы упования: ибо сие искание должно совершаться с упованием (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, 234). Источник.

Слабость веры. и скудость упования помилования производятся врагом нашим (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 30). Источник.

. Ждите желаемого, но не предрешайте, что так и определит Господь, а предавайте сие на волю Его с полною покорностию принять от Господа, что благоугодно Ему будет послать вам (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 152). Источник.

Предайте себя в руки Божии. И Он не оставит вас. (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 169). Источник.

Коль скоро упованием мало-мало отклонитесь от Господа, все дело тогда покривляется: ибо тогда Господь отступает, говоря как бы: ну и оставайся с тем, на что упование полагаешь (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 172). Источник.

Чувство упования на Бога – великое дело. Оно есть итог всех чувств наших к Богу, особенно глубокой веры в Промысл о нас Божий (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 52). Источник.

Уповайте на Господа, Он блюдет тех, которые Ему себя посвящают (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 68).

А если все упование свое возложите на Господа, то Он непременно доведет вас до конца. Сомнения в этом не допускайте даже на волос (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 72). Источник.

Внимайте себе и, Господа предзря перед собою, Ему предавайте себя. Однако же не для того, чтобы, сложивши руки, сидеть, а чтобы, ревнуя всесильною ревностию, успеха чаять от единой благодати (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 120). Источник.

Извольте. продолжать и более и более углубляться в самоосуждение. Только смотрите строго, первое – не словами только самоосудительно (а сердце самодовольно) и второе – при всем сознании своего непотребства, не теряйте упования спасения в Господе Иисусе Христе. Это последнее значительнее первого (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 25).

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *