что такое упор в гимнастике
Термины
Хват — способ удержания спортсмена на снаряда в процессе выполнения упражнения. Различают виды хвата: сверху, снизу, снаружи, оборотный хват рук с внутренней стороны снаряда, смешанный, скрестный, дальний и узкий.
Вис — положение тела, при котором плечи находятся ниже точки хвата.
Упор — положение тела, при котором плечи располагаются выше точек опоры.
Подъем — перемещение из виса в упор или из более низкого упора в более высокий. Может выполняться силой, махом вперед или назад, переворотом-силой, махом вперед или назад — разгибом, дугой.
Переворот — вращательное движение тела с полным переворачиванием через голову вперед или назад без промежуточной опоры или с опорой руками.
Оборот — круговое движение тела вокруг гимнастического снаряда или точек хвата, начинающееся в упоре и заканчивающееся либо в упоре, либо в висе или в стойке на руках при исполнении не касаясь снаряда.
Большой оборот — круговое движение тела вокруг оси гимнастического снаряда или точек хвата, начинающееся и заканчивающееся в стойке на руках или с максимальным удалением центра тяжести тела.
Перемах — маховое движение одной или двумя ногами над гимнастическим снарядом в упоре, не отпуская рук или отпуская одну или обе руки.
Круг — круговое движение ногами над снарядом или его частью.
Перелет — перемещение из виса или упора с одной стороны (части) снаряда в вис или упор на другой стороне (части) снаряда с отпусканием обеих рук.
Группировка — положение тела, при котором оно максимально согнуто в тазобедренных и коленных суставах, колени прижаты к груди, а руки обхватывают нижнюю часть ног.
Согнувшись — положение тела, при котором оно максимально согнуто в тазобедренных суставах.
Прогнувшись — положение, при котором тело сохраняется прямым или слегка прогнутым.
Сальто — полный переворот через голову без промежуточной опоры на руки с места, с разбега или в полёте.
Флик-фляк (фляк) — прыжок вверх-назад с двумя фазами полета: прогибаясь в первой части до опоры на руки и сгибаясь во второй части после толчка руками.
Пируэт — сальто назад прогнувшись с поворотом на 360 градусов.
Угол — положение в висе или упоре, когда прямые ноги располагаются под прямым углом по отношению к туловищу.
Крест — положение на кольцах, в котором опора осуществляется разведенными в стороны руками.
Шпагат — положение сидя с максимально разведенными ногами с опорой на всю их поверхность (угол между двумя ногами составляет примерно 180º).
Элемент — составная часть упражнения (комбинации). Отдельное законченное движение или действие определенной структуры, имеющее начало, основу и окончание.
Соединение — сочетание двух или более элементов, выполняемых слитно.
Упражнения (комбинации) — сочетания отдельных элементов и соединений в целостном едином и композиционно определенном порядке. Имеют начало, основу и окончание (соскок) определенной трудности.
Переход — перемещение спортсмена на снаряде вправо или влево при выполнении какого-либо технического элемента.
Выкрут — выполнение упражнения вращательным движением в плечевых суставах.
Физическая культура. 10 класс
Конспект урока
Конспект на интерактивный видео-урок по предмету «Физическая культура» для «10» класса
Урок № 37. Разновидности висов и упоров – техника выполнения заданий на брусьях.
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
В теоретической части представлены:
Урок посвящен разновидностям висов и упоров и технике выполнения заданий на брусьях.
Исходное положение (ИП) — начальное положение, из которого начинают совершать упражнение.
Упоры — положения, при которых плечи находятся выше точек опоры.
Вис — это упражнения на гимнастических снарядах. Основная цель таких упражнений – удержание тела на весу.
Хват — это положение рук при висе.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ
Вис – это элемент гимнастики, во время которого линия плечевого пояса гимнаста находится ниже точек хвата.
Спортсмены выполняют висы на гимнастических снарядах, например, брусьях и кольцах.
Различают следующие висы:
Вис присев – смешанный вис, при котором согнутые ноги ступнями касаются пола или опоры, к примеру, на брусьях разной высоты.
Вис прогнувшись – вис, при котором выпрямленное или слегка прогнутое тело находится вниз головой перед снарядом или позади него.
Вис согнувшись – положение, во время которого тело сгибается в тазобедренных суставах так, что прямые ноги находятся над туловищем, перед снарядом или позади него.
Кроме этих положений бывают висы сзади, висы стоя, висы стоя сзади, висы лежа.
Давайте рассмотрим основные правила выполнения висов. В положении виса тело старайтесь по максиму выпрямить тело. Для этого нужно провиснуть в грудино-ключичных и плечевых суставах и расслабить мышцы в районе поясницы. Руки должны быть прямые, но при этом не напряженные. Ноги выпрямите в коленных и тазобедренных суставах, носки оттяните. Следите за верным положением головы – держите ее прямо между руками. Не стоит заваливать голову назад или прижимать к груди.
Упоры – положения, при которых плечи находятся выше точек опоры.
Есть две разновидности упоров – простые и смешанные.
Простой упор – положение, при котором упор приходится только на руки.
Смешанный упор – положение, при котором упор приходится кроме рук на другие части тела.
Существуют упоры боком, кольцом, лежа, горизонтальный, стоя согнувшись, упор присев, упор ноги врозь и другие.
На женских брусьях используется разный упор, когда одна рука находится в упоре на нижней жерди, а другая – в упоре на руке на верхней.
При выполнении гимнастических упражнений очень важно соблюдать технику безопасности. Давайте повторим основные правила.
1) Важно выбирать правильное месторасположение спортивных снарядов в зале. Нужно располагать их на достаточном расстоянии друг от друга и от стен.
3) Обложите снаряды гимнастическими матами, учитывая места приземления после соскоков, а также возможных срывов и падений. В месте приземления уложите двойной слой матов. Важно, чтобы гимнастические маты плотно прилегали друг к другу, между ними не было зазоров.
4) Перед занятием на брусьях проверьте вместе с учителем их высоту. Высоту жердей обычно нужно устанавливать одновременно с обоих концов. Во время этого процесса нельзя, чтобы кто-то находился под ними.
5) Во время установки перекладины и брусьев разной высоты обратите внимание на вертикальное положение стоек и равномерное натяжение тросов у грифа перекладины или у жердей брусьев, чтобы не было их захлестываний. Чтобы проверить это, возьмитесь за тросы и сильно потяните их на себя. Перекладина и брусья установлены правильно, если они находятся в строго вертикальном и устойчивом положении. Перед началом урока протрите гриф перекладины сухой ветошью и зачистите мелкой наждачной бумагой.
6) Важно, чтобы в подготовительной части занятия учитель указал, какую дистанцию ученикам нужно соблюдать, чтобы избежать столкновений друг с другом.
7) Обязательно проведите разминку перед основной частью урока. Попросите учителя показать вам технику выполнения гимнастических упражнений и ответить на все ваши вопросы по их технике.
Для соблюдения мер безопасности во время выполнения гимнастических упражнений важно соблюдать правила страховки и самостраховки.
Во время страховки безопасность при выполнении упражнений обеспечивают учитель или подготовленные к этому школьники. Страховать может один человек или несколько – это зависит от сложности элемента.
Важно, чтобы все ученики владели и навыками самостраховки, знали, какие приемы предотвратят возможные травмы. К примеру, чтобы избежать срыв со снаряда, необходимо своевременно соскочить со снаряда, прекратить движение или выполнить дополнительные движения (согнуть руки, ноги и туловище для замедления инерции). Научитесь правильно приземляться во время падения.
При падении назад присядьте, согнитесь и выполните перекат назад. При падении вперед сделайте кувырок вперед или падайте в упор лежа, упруго сгибая руки.
Если вы травмировались сами или кто-то из ваших одноклассников, немедленно сообщите об этом учителю. Строго выполняйте все его рекомендации. При необходимости вызовите скорую помощь.
ПРИМЕРЫ И РАЗБОР РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ ТРЕНИРОВОЧНОГО МОДУЛЯ
1. Слова по теме урока
Найдите шесть слов по теме урока.
Все слова связаны с темой урока. Попробуйте вспомнить, о каких понятиях упоминалось на занятии.
Соедините изображение и текст.
Упор на руках Упор сзади Упор присев
Решение: обратите внимание на положение тел спортсменов, как они держатся за опору. Правильный ответ: 1) упор присев, 2) упор на руках, 3) упор сзади.
Определение висов и упоров. Виды висов и упоров.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
— вис присев. Смешанный вис, при котором согнутые ноги ступнями касаются пола или опоры (напр., на брусьях разной высоты).
— вис прогнувшись. Вис, при котором выпрямленное или слегка прогнутое тело находится вниз головой (отведена назад) перед снарядом или позади него.
— вис сзади. Вис на отведенных назад руках.
— вис согнувшись. Вис, при котором тело согнуто в тазобедренных суставах так, что прямые ноги находятся над туловищем, перед снарядом или позади него.
— вис стоя. Смешанный вис, при котором тело выпрямлено и отклонено назад, а ноги касаются ступнями пола под местом хвата.
— вис стоя сзади. Смешанный вис на отведенных назад руках, при котором выпрямленное тело наклонено вперед, а ноги касаются ступнями пола под местом хвата.
На высокой перекладине это положение (вис) является исходным для всех без исключения упражнений. Особенно важно правильное выполнение виса для набора маха достаточной амплитуды и последующих размахиваний.
В положении виса тело должно быть максимально выпрямлено. Это достигается провисанием в грудино-ключичных и плечевых суставах, а также расслаблением мышц в области поясницы. Руки также выпрямлены, но не напряжены. Ноги должны быть выпрямлены в коленных и тазобедренных суставах, носки оттянуты. Обучение вису целесообразно проводить целостным методом.
Правильное положение нижних конечностей обеспечивается напряжением соответствующих мышц, которое должно сохраняться при выполнении последующих размахиваний. Сгибание в тазобедренных суставах или прогибание в поясничном отделе позвоночника при выполнении виса недопустимы. Наличие таких ошибок очень часто является следствием неправильного положения головы: отведения её назад или, наоборот, опускания на грудь. В правильном положении голова удерживается прямо и находится между руками.
Упор: 1. Гимнастический элемент. Положение, при котором плечи располагаются выше точек опоры. Различают упоры простые и смешанные.
— упор боком. Смешанный упор. Положение с прямым телом боком к снаряду и опорой одной рукой и ногами.
— упор верхом. см. УПОР ноги врозь правой (левой).
— горизонтальный упор. Упор, при котором прямое или слегка прогнутое тело находится в горизонтальном положении.
— упор кольцом. Смешанный упор. Положение лежа на животе с опорой руками и бедрами согнутых назад ног, касаясь ступнями головы.
— упор лежа. Смешанный упор. Положение с опорой прямыми руками и носками вытянутых ног.
— упор лежа на бедрах. Смешанный упор. Положение лежа с опорой прямыми руками и передней поверхностью бедер.
— упор на коленях. Смешанный упор. Положение стоя на коленях с опорой руками.
— упор на предплечьях. Положение с опорой на предплечья.
— упор на руках. Положение на брусьях с опорой на руки по всей их длине.
— упор на руках согнувшись. Упор на руках, в котором поднятые прямые ноги находятся над туловищем.
— упор ноги врозь вне. Упор с прямыми широко разведенными горизонтально нога ми, расположенными за руками.
— упор присев. Смешанный упор. Положение приседа, колени вместе, с опорой руками около носков.
— простой упор. Положение с опорой только руками.
— смешанный упор. Положение с опорой не только руками, но и др. частью тела.
— упор стоя ноги врозь. Смешанный упор с прямыми разведенными ногами.
— упор стоя согнувшись. Смешанный упор. Стоя наклон вперед с опорой руками.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ВИСЫ И УПОРЫ
Для студентов 2 курса очного отделения «Физическая культура и спорт»
Учебная дисциплина: Виды школьной программы с методикой преподавания.
____ ____________2016 г.
Заместитель директора по УНМР
Составитель: Шарафан Н.В. преподаватель ГАПОУ ТСПК
Средства гимнастики, безусловно, являются наиболее эффективными в физическом воспитании детей и подростков, оказывают значительное влияние на их здоровье, развитие физических качеств.
Урок физической культуры с гимнастической направленностью как основная форма занятий считается одним из ведущих критериев, отражающих уровень профессионально – педагогической подготовленности специалистов физического воспитания для средних общеобразовательных школ. Однако, как показывает анализ научно – методической литературы, учебников, в которых более детально и систематизировано, раскрывалась бы технология планирования учебного материала, обучения и применения на уроках и при самостоятельных занятиях традиционных и нетрадиционных видов упражнений, использование современных методов и средств, на сегодняшний день практически не имеется.
Методическое пособие в определенной степени восполнит этот пробел.
Упражнения в висах и упорах представляют собой различные положения (горизонтальные, вертикальные и наклонные) и перемещения занимающихся на гимнастических снарядах в этих положениях. Упражнения в висах и упорах доступны детям с 7-8 лет. В учебную программу по физическому воспитанию они включены с I класса.
В I классе учащиеся овладевают лазанием на гимнастической стенке, скамейке, разными видами лазанья, перелезаний и подлелезаний, а со II класса приступают к освоению висов и упоров.
Принятие различных положений в висах и упорах, уравновешивания тела в определенных позах связаны с тоническими сокращениями всей мускулатуры. Тонические сокращения при небольших статических нагрузках, которые характерны для описываемых упражнений, требуют меньших энергетических затрат, чем мышечные сокращения фазного характера. Выполнение упражнения в висах и упорах, оказывают обще укрепляющее воздействие на организм, способствует гармоническому развитию всех физических качеств, особенно статической силы, а перемещение тела из одного положение в другое требуют динамических мышечных усилий, что важно для развития скоростно-силовых качеств.
Для выполнения упражнений в висах и упорах в зависимости от коррекционной сложности и наличия соответствующего оборудования могут быть использованы фронтальный, групповой и поточный способы организации учащихся.
Гимнастическая терминология
В энциклопедической трактовке терминология — это совокупность, система терминов какой-либо науки, области техники, вида искусства и т.д. Специальной терминологией пользуются во многих областях знаний, в различной производственной, двигательной деятельности c целью краткого обозначения предметов, явлений, понятий, процессов. B физическом воспитании, в частности на занятиях физической культурой, терминология играет очень важную роль.
Она облегчает общение между преподавателями и учениками во время занятий, помогает упростить объяснение и описание гимнастических упражнений. В учебном процессе краткие слова-термины оказывают существенное влияние на формирование двигательных навыков, способствуют лучшей настройке на выполнение упражнений, делают учебный процесс более компактным и целенаправленным, что подтверждается исследованиями.
Требования, предъявляемые к терминологии – создание современной гимнастической терминологии, осуществленное на базе словарного фонда родной речи, сделало ее понятной, удобной для изучения, доступной широким кругам специалистов физической культуры и спорта. От слов общепринятой лексики термины отличаются точностью и специализированностью своего значения. Слова, становясь терминами, приобретают необходимую однозначность (вис, упор, мост, выпад, спад, наклон и др.). При этом термины не только обозначают то или иное понятие, действие, но и уточняют его, отделяя от смежных понятий.
K терминам предъявляются определенные требования:
Правила сокращений. Для краткости принято не указывать целый ряд общепринятых положений, движений или их деталей. Обычно опускаются следующие слова:
Основные термины гимнастических упражнений
Исходные положения (И. п.) — это положения, из которых выполняются упражнения.
Основная стойка (О. с.) — соответствует строевой стойке. Из низких исходных положений переход в любое положение стоики обозначается термином встать.
Сед — положение сидя на полу или снаряде.
Присед — положение занимающегося на согнутых ногах.
Выпад — движение (или положение) c выставлением и сгибанием опорной ноги.
Упор — положения, в котором плечи выше точек опоры.
Круг — движения руками, ногами, туловищем, головой по окружности.
Наклон — термин, обозначающий сгибание тела.
Вис — положение занимающегося на снаряде, в котором плечи находятся ниже точек хвата. Смешанные висы и упоры — это такое положение, при котором используется дополнительная опора другой частью тела (ногой, ногами и др.).
Maх — свободное движение относительно оси вращения.
Прыжок — преодоление расстояния: высоты, длины, препятствия или снаряда в свободном полете после отталкивания ногами. Опорный прыжок выполняется c дополнительной опорой (толчком) руками. Различают прыжок согнув ноги, ноги врозь, боком, углом, переворотом.
Кувырок — вращательное движение тела c последовательной опорой и переворачиванием через голову.
Переворот — вращательное движение тела c полным переворачиванием (c опорой руками, головой или тем и другим) c одной или двумя фазами полета.
Мост — дугообразное, максимально прогнутое положение тела спиной к опоре. Шпагат — сед c предельно разведенными ногами (c касанием опорой всей длиной той или другой ноги).
Полушпагат — аналогичное положение, но c согнутой ногой, находящейся впереди.
Одноименные — подразделяются на одновременные, поочередные, последовательные, одноименные и разноименные, однообразные. Одноименные, совпадающие по направлению co стороной конечности (руки, ноги).
Одновременные — выполняемые конечностями в одно и тоже время.
Поочередные — выполняемые сначала одной конечностью (рукой или ногой), затем другой.
Последовательные — выполняемые одно за другим c отставанием одной конечности на половину амплитуды.
Волнообразные — соединение одновременных и последовательных движений в нескольких суставах, сгибание и разгибание в суставах ног, туловища и рук, которое совершается последовательно от одного сустава к другому.
Все движения туловища, конечностей и головы могут выполняться в трех основных плоскостях:
Круговые движения руками: из исходного положения руки вниз и руки вверх выполняется круг руками вперед, круг руками назад, круг руками наружу, круг руками вовнутрь, круг руками вправо и круг руками влево; из исходного положения руки вперед и в стороны выполняется круг руками книзу и круг руками кверху.
Стойка– это положение на ногах.
1. Основная стойка (О.С.) (она соответствует строевой стойке, но, в отличие от этого, возможны различные положения рук). 2. Узкая стойка (ст.) ноги врозь. 3. Стойка ноги врозь. 4. Широкая ст. ноги врозь. 5. Сомкнутая стойка (носки и пятки плотно сжаты). 6. Ст. ноги врозь правой (левой) (когда одна нога ставится на шаг вперед на носок). 7. Скрестная ст. правой (левой). 8. Ст. ноги врозь скрестно правой (левой). 9. Ст. на правой (левой), левую (правую) в сторону (ст. на одной ноге, другую ногу в сторону). 10. Ст. на правой (левой), левую (правую) в сторону (назад) на носок. 11. Ст. на коленях. 12. Ст. на правом колене (левая нога впереди) и наоборот.
1. Сед. 2. Сед, ноги врозь. 3. Сед, согнув ноги. 4. Сед углом. 5. Сед согнувшись (ноги вертикально). 6. Сед на правом бедре (на левом). 7. Сед согнув ноги скрестно правой (левой).
Упор – положение с опорой руками и (чаще) другими частями тела (смешанные упоры).
1. Упор стоя согнувшись. 2. Упор присев. 3. Упор лежа. 4. Упор стоя на коленях. 5. Упор стоя на одном колене. 6. Упор лежа на бѐдрах. 7. Упор лежа на предплечьях. 8. Упор лежа сзади прогнувшись. 9. Упор лежа на правом (левом) боку. 10. Упор лежа на согнутых руках.
Положения лежа
1. Лежа на спине. 2. Лежа на животе. 3. Лежа на правом (левом) боку. 4. Лежа на груди с опорой коленом. 5. Лежа кольцом (рыбка).
Положения рук (положения рук и других частей тела указывается по отношению к телу)
1. Руки вперед (ладони друг к другу). 2. Руки вверх. 3. Руки в стороны (ладони вниз). 4. Руки назад. 5. Руки вниз. 6. Промежуточные положения: вперед-вверх, вперед-в стороны и др.
Положения с согнутыми руками
1. Руки (Р.) на пояс. 2. Р. перед грудью. 3. Р. к плечам. 4. Р. за голову (в замок). 5. Р. на голову (в замок). 6. Р. за спину. 7. Р. перед собой. 8. Р. Скрестно. 10. Р. к плечам. 11. Р. к плечам, локти в сторону (локти вперед).
Положения кисти
1. Кисть в кулак. 2. Кисть свободно (пальцы расслаблены). 3. Кисть расслаблена (вся кисть расслаблена). 4. Кисть поднята (опущена). 5. Кисть вправо (влево). 6. Пальцы врозь. 7. Пальцы согнуты.
Движения кистью
1. Сгибания и разгибания пальцев. 2. Волна кистью. 3. Восьмѐрка кистью.
Положения ног и движения ног
1. Правая вперед на носок. 2. Правая вперед (900). 3. Правая вперед-кверху (450 от вертикали).
Движения согнутыми ногами
Для обозначения сгибания ног в коленном суставе подаѐтся команда «Согнуть».
1. Согнуть правую (стопа касается голени). 2. Согнуть правую вперед (стопа вертикально). 3. Согнуть правую назад. 4. Согнуть правую в сторону (отвести ногу в сторону и согнуть в коленном суставе). 5. Согнуть праву, колено в сторону. Движения туловища и головы
1. Наклон (имеется в виду вперед). 2. Наклон влево (вправо, назад). 3. Наклон прогнувшись. 4. Полунаклон. 5. Наклон с захватом (хват за голеностопы). 6. Пружинистые наклоны.
Поворот – движение тела вокруг вертикальной оси. Различают повороты отдельными частями тела, поворот туловища и поворот всего тела.
1. Поворот направо (налево) (900), 2. Поворот кругом (1800), 3. Полповорота (450), 4. Остальные повороты выражаются в градусах, например: поворот на 30 градусов.
Круговые движения
(2 термина): Круг – полное круговое движение. Дуга – неполный круг. Направление круговых движений: 1. В лицевой плоскости (вверх, внутрь, наружу, вниз). 2. В боковой плоскости (вперед, книзу, кверху, назад). 3. В горизонтальной плоскости (внутрь, наружу, вперед, назад).
Правила и формы записи упражнений
K правилам записи относится: порядок записи, установленный для отдельных групп гимнастических упражнении; соблюдение грамматического строя и знаков, применяемых при записи. Запись общеразвивающих упражнений осуществляется следующим образом.
При записи отдельного движения надо указывать:
Терминология строевых упражнений
Назначение и особенности строевых упражнений. Строевые упражнения представляют собой совместные или одиночные действия в том или ином строю. С помощью строевых упражнений успешно решаются задачи воспитания и коллективной деятельности. Строевые упражнения служат средством постепенного и умственного разогревания мышц, а так же формируют правильную осанку и регулируют эмоциональный настрой учащихся.
Классифицируются на четыре группы:
Основные строевые понятия:
Строй – установленное размещение занимающихся для совместных действий.
Шеренга – размещение занимающихся на одной линии.
Колонна – строй, в котором занимающиеся расположены в затылок друг другу.
Фланги – правая и левая сторона оконечности строя.
Фронт – сторона строя, в которую занимающиеся обращены лицом. Интервал – расстояние по фронту между занимающимися Дистанция – расстояние между занимающимися в глубину.
Направляющий – занимающийся, идущий в колоне первым.
Замыкающий – занимающийся, идущий в колоне последний.
«Становись!» — по этой команде занимающийся встает в строй, принимает строевую (основную) стойку.
«Равняйсь!», «Налево — равняйсь!», «На середину — равняйсь!» — по этой команде все занимающиеся, кроме (право-) левофлангового или среднего поворачивают голову направо (налево).
«Смирно!» — по этой команде занимающиеся принимают строевую стойку.
«Отставить!» — по этой команде занимающиеся принимают предшествующее ей положение.
«Вольно!» — по этой команде занимающийся, не сходя с места, ослабляет одну ногу в колене. В разомкнутом строю занимающийся отставляет правую (левую) ногу на шаг в сторону, распределяет тяжесть тела на обеих ногах и ставит руки за спину.
«Разойдись!» — по этой команде занимающиеся действуют произвольно. Повороты на месте (команды «Направо!», «Налево!», «Кругом!», «Полповорота налево!»).
Расчет: команды «По порядку — рассчитайсь!», «На первый и второй – рассчитайсь!», расчет начинается с правого фланга; каждый называя свой номер, четко поворачивает голову к стоящему слева и затем принимает исходное положение.
Построения и перестроения
Построение в шеренгу: команда «В одну (две, три и т.д.) шеренгу становись!». Преподаватель, подавая команду, становится лицом к фронту, а группа выстраивается слева от него (или самостоятельно).
Построение в колонну: команда «В колонну по одному (два, три, четыре и т.д.) — становись!». Группа выстраивается за преподавателем в затылок (или за направляющим).
Построение в круг: по распоряжению «Встаньте в круг!». Перестроения — переходы из одного строя в другой. Перестроение из одной шеренги в две: после предварительного расчета на 1-й и 2-й подается команда «В две шеренги — стройся!». По этой команде вторые номера делают левой нагой шаг назад (счет «раз»); правой ногой, не приставляя ее, шаг вправо (счет «два») и, вставая в затылок первому, приставляют ногу (счет «три»). Для обратного перестроения подается команда «В одну шеренгу — стройся!». Перестроение проводится в порядке обратном построению.
Перестроение из одной шеренги в три: после предварительного расчета (по три) подается команда «В три шеренги — стройся!». По этой команде вторые номера стоят на месте, первые номера делают шаг правой ногой назад, не приставляя ногу, шаг левой в сторону и, приставляя правую ногу, становятся в затылок вторым номерам. Третьи номера делают шаг левой ногой вперед, шаг правой в сторону и, приставляя левую ногу, первые становятся впереди вторых номеров. Для обратного перестроения подаѐтся команда: «В одну шеренгу — стройся!». Перестроение проводится в порядке, обратном построению.
Передвижения осуществляются по прямым, косым и закругленным линиям. По мере овладения техникой передвижений, фигуры усложняются различными заданиями: переход с ходьбы на бег; прыжки, танцевальные шаги и т.д. Занимающиеся должны знать, что все строевые движения начинаются с левой ноги, а танцевальные — с правой.
Переход из движения на месте к передвижению: команда Прямо!» подается под левую ногу, затем делается шаг правой на месте и с левой ноги начинается движение вперед. Походный шаг (обычный): нога поднимается свободно, ставится на пол как при обычной ходьбе.
Разновидности ходьбы: походная (или обычная); на носках; на пятках; на внутренней и наружной стороне стоп; с опорой руками о колени; с высоким подниманием бедра; в полуприседе; в приседе; выпадами; приставными, скрестными шагами вперед и в сторону; пружинный шаг — с различными положениями рук.
Разновидности бега: обычный бег; с высоким подниманием бедра; со сгибанием ног назад; со взмахом прямых ног вперед, назад или в стороны; скрестным шагом вперед и в сторону; спиной вперед; с поворотами с различными положениями рук. Разновидности прыжков и подскоков: на двух и на одной ноге; ноги врозь и вместе; ноги врозь скрестно; с ноги на ногу; с различными положениями рук; с поворотами; с движениями рук, туловища, ног.
Фигурная маршировка:
Размыкания и смыкания
Размыкания – способы увеличения интервала или дистанции строя.
Смыкания – приемы уплотнения разомкнутого строя.
Размыкания и смыкания в движении: команда “Вправо (влево, от середины) на 2-3 шага разомкнись!” Занимающийся, от которого начинается размыкание, движется в полшага, а остальные в полповорота направо (налево), продолжая движение, размыкаются на указанный интервал.
Методические указания при проведении строевых упражнений:
Методика обучения терминологии
Чтобы исключить разночтение отдельных положений и движений, предлагается терминология ОРУ с рисунками и техническим описанием их выполнения. Правильное применение терминологии способствует более точному и краткому объяснению упражнений. Кроме того, необходимо знакомить учащихся с терминологическим названием упражнений и их назначением.
Для обучения терминологии можно применять следующие методические приемы: