что такое уполномоченный банк в рамках валютного законодательства

Органы и агенты валютного контроля и регулирования в РФ

что такое уполномоченный банк в рамках валютного законодательства. Смотреть фото что такое уполномоченный банк в рамках валютного законодательства. Смотреть картинку что такое уполномоченный банк в рамках валютного законодательства. Картинка про что такое уполномоченный банк в рамках валютного законодательства. Фото что такое уполномоченный банк в рамках валютного законодательства

Что относится к органам валютного контроля в РФ

В законе от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и контроле» органы валютного контроля в РФ представлены в следующей структуре:

Уполномоченные органы исполнительной власти

Расположенные на уровне I Правительство и Центробанк РФ являются органами валютного контроля в Российской Федерации и одновременно являются органами валютного регулирования — издают законодательные акты, обязательные для применения всеми участниками валютных правоотношений в РФ.

Узнать больше о специфике валютного контроля в отношении граждан и организаций вы можете здесь.

Что относится к агентам валютного контроля в РФ

По закону № 173-ФЗ агентами валютного контроля являются:

ВАЖНО! До 01.01.2017 к агентам валютного контроля в Российской Федерации относились также органы таможни и налоговой службы. Однако со вступлением в силу положений закона от 03.07.2016 № 285-ФЗ с 01.01.2017 и ФТС и ФНС (равно как и их структурные подразделения) являются органами валютного контроля.

Подробнее об особенностях валютного контроля, осуществляемого таможенными органами, читайте здесь.

Структурные изменения, вступившие в силу с 2017 года, не коснулись установленного функционала и полномочий органов и агентов валютного контроля. По-прежнему Правительство РФ и Центробанк осуществляют функции органов валютного регулирования в РФ — определяют общие «правила игры» на валютном рынке, а также меры по контролю за соблюдением этих правил.

Эксперты «КонсультантПлюс» разъяснили ключевые нюансы проведения валютного контроля. Получить бесплатный пробный доступ к специальному материалу на эту тему вы можете прямо сейчас.

Как уже отмечалось выше, Правительство РФ и ЦБ осуществляют также функции валютного контроля. В этом статусе:

Можно ли считать Центробанк основным органом валютного контроля в РФ?

Как отмечалось выше, органами валютного регулирования в РФ являются и Правительство РФ, и ЦБ РФ. В ст. 5 закона № 173-ФЗ оба указаны как равнозначные — приоритет не отдан никому.

Если рассмотреть выполняемый функционал и набор полномочий, тоже трудно определить, является ли кто-то из этой пары «главнее».

Поэтому можно сделать вывод, что основных органов валютного контроля, по сути, два: правительство и ЦБ. Выделить какой-то один, чтобы поставить его над другим, затруднительно.

Но не стоит забывать, что фактически валютным контролем занимаются таможенные структуры. Подробнее об этом читайте в специальном материале от экспертов «КонсультантПлюс». Получите бесплатный пробный доступ к нему.

Итоги

Органы валютного регулирования и контроля в РФ состоят:

Единый основной орган валютного контроля и регулирования выделить нельзя. По полномочиям и функционалу Правительство РФ и ЦБ РФ находятся в равнозначном положении.

Источник

Уполномоченные банки как агенты валютного контроля

«Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет», 2008, N 9

В п. 3 ст. 22 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» (Федеральный закон «О ВР и ВК») установлено, что агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы.

Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» // СЗ РФ, 15.12.2003, N 50, ст. 4859.

В связи с этим представляется интересным рассмотреть понятие и правовой статус уполномоченных банков, а также содержание правоотношений, участниками которых является данная группа банков.

Понятие уполномоченного банка установлено в пп. 8 п. 1 ст. 1 Федерального закона «О ВР и ВК», согласно которому к ним относятся:

Закон РФ от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» // СЗ РФ, 05.02.1996, N 6, с. 492.

Заявление Правительства РФ N 983п-П13, ЦБ РФ N 01-01/1617 от 05.04.2005 «О стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года» // Вестник Банка России, N 19, 13.04.2005.

В то же время создание в Российской Федерации филиалов иностранных банков на текущем этапе развития банковского сектора следует считать преждевременным, прежде всего исходя из необходимости поддержания равных конкурентных условий для всех кредитных организаций, оказывающих банковские услуги.

Таким образом, иностранный банк может осуществлять деятельность на территории России только путем регистрации дочерней кредитной организации. Прежде всего, это связано с желанием государства защитить интересы российского капитала в банковском секторе бизнеса. Кроме того, власти пытаются таким образом воспрепятствовать осуществлению противозаконных банковских операций, опасаясь, что вовлеченные в эту деятельность российские банки могут вывести свои операции из-под контроля Центробанка, зарегистрировавшись в офшорных зонах и разместив в России свои филиалы.

Исходя из указанного, на практике к уполномоченным банкам относятся лишь российские кредитные организации, обладающие соответствующими полномочиями на осуществление банковских операций со средствами в иностранной валюте.

Использование применительно к агентам валютного контроля терминологии «уполномоченный» обусловливает необходимость уточнения, кто и каким образом «уполномочил» данных субъектов.

Ответ на этот вопрос дает в первую очередь п. 3 ст. 22 Федерального закона «О ВР и ВК», в которой прямо указано, что уполномоченные банки подотчетны Центральному банку Российской Федерации.

В то же время согласно ст. 59 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций и в целях осуществления им контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает действие указанных лицензий и отзывает их.

Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // СЗ РФ, 15.07.2002, N 28, с. 2790.

По общему правилу уполномоченным банк становится при наличии лицензии на осуществление банковских операций в иностранной валюте. При этом возникает некоторые затруднения, поскольку в законодательстве не сказано, какие именно банковские операции могут входить в правомочия такого банка, а также при каком составе банковских операций со средствами в иностранной валюте банк может быть признан уполномоченным.

Так, в соответствии с п. 8.2 Инструкции ЦБ РФ N 109-И созданному путем учреждения банку могут быть выданы лицензии следующих видов:

В дальнейшем для расширения деятельности банкам могут быть выданы лицензии на осуществление банковских операций в рублях и иностранной валюте, в том числе связанных с привлечением во вклады денежных средств физических лиц, в частности, это касается и генеральной лицензии, содержащей право выполнения по сути всех банковских операций, предусмотренных в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности».

По нашему мнению, банк становится уполномоченным с момента государственной регистрации и получения лицензии на осуществление банковских операций со средствами в иностранной валюте, поскольку его деятельность может и не быть связана с физическими лицами и их вкладами, однако это не лишает его права на совершение каких-либо операций с юридическими лицами и осуществлении в их отношении валютных операций.

Относительно компетенции уполномоченных банков как агентов валютного контроля необходимо отметить следующее: уполномоченные банки выступают как стороны валютных операций, так и как организации, опосредующие валютные операции между своими клиентами или через их счета.

В качестве первой группы полномочий уполномоченных банков как агентов валютного контроля следует обратить внимание на п. 3 ст. 9 Федерального закона «О ВР и ВК», в котором определяется, что без ограничений осуществляются валютные операции между резидентами и уполномоченными банками, связанные:

Таким образом, агенты валютного контроля фактически опосредуют выполнение ряда операций в иностранной валюте.

Вторая группа полномочий связана непосредственно с осуществлением валютного контроля, это касается, в частности, контроля за открытием и ведением счетов в иностранной валюте, а также совершения необходимых мер в области отчетности резидентов по валютным операциям, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

Счета в иностранной валюте могут быть открыты в уполномоченных банках как резидентами, так и нерезидентами.

Право на использование резидентами счетов в иностранной валюте закреплено в ст. 14 Федерального закона «О ВР и ВК», согласно которой резиденты вправе без ограничений открывать в уполномоченных банках банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте, если иное не установлено указанным Федеральным законом.

Примечательно, что в связи с принятием Указания ЦБ РФ от 29.05.2006 N 1688-У с 1 января 2007 г. были признаны утратившими силу ряд нормативных актов Банка России, в том числе предусматривающие порядок открытия и ведения специальных счетов резидентов и нерезидентов в уполномоченных банках.

Указание ЦБ РФ от 29.05.2006 N 1688-У «Об отмене требования обязательного использования специальных счетов при осуществлении валютных операции и о признании утратившими силу отдельных нормативных актов Банка России» // Вестник Банка России, N 34, 15.06.2006.

Инструкция ЦБ РФ от 07.06.2004 N 116-И «О видах специальных счетов резидентов и нерезидентов» // Вестник Банка России, N 36, 18.06.2004.

Инструкция ЦБ РФ от 14.09.2006 N 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)» // Вестник Банка России, N 57, 25.10.2006.

При этом п. 4 ст. 12 устанавливает, что резиденты вправе переводить на свои счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, средства со своих счетов (с вкладов) в уполномоченных банках или других своих счетов (вкладов), открытых в банках за пределами территории Российской Федерации.

Переводы резидентами средств на свои счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, со своих счетов (с вкладов) в уполномоченных банках осуществляются при предъявлении уполномоченному банку при первом переводе уведомления налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) с отметкой о принятии указанного уведомления, за исключением операций, требуемых в соответствии с законодательством иностранного государства и связанных с условиями открытия указанных счетов (вкладов).

Поскольку согласно ст. 10 Федерального закона «О ВР и ВК» нерезиденты вправе без ограничений осуществлять между собой переводы иностранной валюты со счетов (с вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации на банковские счета (в банковские вклады) в уполномоченных банках или банковских счетов (банковских вкладов) в уполномоченных банках на счета (во вклады) в банках за пределами территории Российской Федерации или в уполномоченных банках, то имеет значение тот факт, что в соответствии со ст. 13 указанного Закона нерезиденты на территории Российской Федерации вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации только в уполномоченных банках.

Порядок открытия и ведения банковских счетов (банковских вкладов) нерезидентов, открываемых на территории Российской Федерации, в том числе специальных счетов, также установлен ЦБ РФ в Инструкции N 28-И.

Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // СЗ РФ, 13.08.2001, N 33 (ч. 1), ст. 3418.
Положение ЦБ РФ от 19.08.2004 N 262-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Вестник Банка России, N 54, 10.09.2004.

В заключение необходимо обратить внимание на еще одно полномочие уполномоченных банков, связанное с осуществлением валютного контроля.

Так, согласно ст. 20 Федерального закона «О ВР и ВК» Центральный банк Российской Федерации в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям в соответствии с настоящим Федеральным законом может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами.

Инструкция ЦБ РФ от 15.06.2004 N 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» // Вестник Банка России, N 36, 18.06.2004.

Паспорт сделки оформляется на различные валютные операции между резидентами и нерезидентами, связанные с осуществлением расчетов за вывозимые с таможенной территории Российской Федерации или ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары по внешнеторговому договору.

Уполномоченный банк должен проверить представленные документы, а принятая справка о валютных операциях подписывается ответственным лицом уполномоченного банка, заверяется печатью уполномоченного банка, используемой для целей валютного контроля, зарегистрированной в Банке России в соответствующем порядке, и помещается в материалы валютного контроля.

При этом инструментами валютного контроля при ведении паспортов сделки является формирование соответствующего досье по паспорту сделки в уполномоченном банке, в которое включается:

В то же время уполномоченные банки ведут в электронном виде базу данных по валютным операциям с отражением в ней информации по клиентам.

Необходимо также отметить, что в случае если актами валютного законодательства Российской Федерации и актами органов валютного регулирования установлены требования о передаче органам валютного контроля документов и информации, хранящихся в досье по паспорту сделки, банк передает указанную информацию в порядке, установленном нормативными актами Банка России. Таким образом, по какой-либо внешнеторговой операции орган валютного контроля имеет возможность запросить и получить информацию из уполномоченного банка, что также призвано обеспечить выполнение директив валютного контроля в Российской Федерации.

Источник

В чем суть валютного контроля в таможенных органах?

что такое уполномоченный банк в рамках валютного законодательства. Смотреть фото что такое уполномоченный банк в рамках валютного законодательства. Смотреть картинку что такое уполномоченный банк в рамках валютного законодательства. Картинка про что такое уполномоченный банк в рамках валютного законодательства. Фото что такое уполномоченный банк в рамках валютного законодательства

Цели и задачи валютного контроля в таможне

В соответствии с законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании» с 2017 года ФТС РФ получила статус органа валютного контроля (далее — ВК).

Цели деятельности таможенных органов, в том числе валютного контроля, поставлены в законе «О таможенном регулировании в РФ» от 03.08.2018 № 289-ФЗ. Это:

Как видим, эти цели во многих аспектах тесно переплетаются с валютными правоотношениями, которые регулируются соответствующим законодательством РФ.

Подробнее о системе регулирования правоотношений в сфере обращения валютных ценностей и об участниках этой системы читайте: «ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле».

В плане ВК сами таможенники определяют основную свою цель как противодействие нелегальным схемам вывода валют и валютных ценностей из РФ (см. материалы брифинга Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России от 11.05.2016 по теме «Противодействие незаконному выводу денежных средств, наличных денег и денежных инструментов за рубеж»).

Для достижения поставленных целей ФТС наделена полномочиями, которые перечислены в п. 5 постановления Правительства РФ от 23.04.2021 № 636. Среди них:

Как осуществляется валютный контроль, подробно разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный демодоступ бесплатно.

Остановимся на этих задачах подробнее.

Контроль за расчетами в валюте при экспорте и импорте

При осуществлении контроля за валютными операциями ФТС руководствуется Административным регламентом (утв. приказом ФТС от 17.07.2019 № 1171). Документ содержит:

Согласно п. 23 Регламента процедура контроля разделена на несколько последовательных процедур. Среди них:

Процедура контроля за валютными операциями начинается с предпроверочного анализа, когда в ФТС поступает информация о возможных нарушениях законодательства. На этом этапе таможенники делают запрос в уполномоченный банк о предоставлении документов по сделке. Анализируя полученную информацию, должностное лицо принимает решение о необходимости более тщательной проверки.

Если принято положительное решение, ФТС запрашивает информацию по всему внешнеторговому контракту у проверяемого. При необходимости к проверке привлекаются эксперты. В результате процедуры составляют акт и отражают в нем один из двух вариантов:

Со своей стороны таможня регулярно передает в Банк России сведения о декларациях с признаками ложных или недостоверных сведений.

Какие нарушения можно выявить в отделении на таможне

Согласно п. 2 ст. 23 закона № 173-ФЗ по результатам проведенных проверок таможенные органы вправе:

Участие таможенников в ВК позволяет выявлять и пресекать такие незаконные действия участников валютных правоотношений, как:

Фирма «Б» произвела поставку товаров зарубежному партнеру на сумму 500 тыс. долл. США, что подтверждает отделение ФТС. Оплата от партнера поступила в размере 450 тыс. долл. США. Сроки исполнения обязательств по контракту истекли, фирма никаких действий по взысканию остатка контрактной суммы не предприняла. Банк инициировал проверку сведений о зарубежных счетах фирмы «Б» и обнаружил, что остаток средств по контракту в 50 тыс. долл. поступил на счет представительства фирмы за рубежом напрямую от покупателя «для финансирования деятельности представительства». На руководство фирмы было наложено взыскание по ст. 15.25 КоАП РФ «Нарушение валютного законодательства».

Контроль таможенной стоимости при бартере

В заключение — несколько слов о контроле стоимости товаров при бартере. При бартерных сделках отделения таможни также проводят оценку рыночной стоимости пересекающих границу товаров в обе стороны. Если товар вывозится через одно отделение, а ввозится через другое — отделения обмениваются информацией. Сомнительным моментом, требующим разбирательств, будет считаться несовпадение оценочной стоимости вывозимых и ввозимых товаров в рамках одного контракта.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Существуют различия в проведении таможенных процедур в общем порядке и для участников, являющихся резидентами стран, входящих в Таможенный союз ЕАЭС. В отношении последних таможенники ограничиваются проведением камеральной проверки.

Итоги

Таможенные органы играют существенную роль в области ВК. Часто информация, полученная при оперативных таможенных процедурах, становится основой для дальнейших проверочных мероприятий и выявления нарушений законодательства РФ в сфере валютных правоотношений.

Источник

Валютный контроль 2021: что нужно знать

что такое уполномоченный банк в рамках валютного законодательства. Смотреть фото что такое уполномоченный банк в рамках валютного законодательства. Смотреть картинку что такое уполномоченный банк в рамках валютного законодательства. Картинка про что такое уполномоченный банк в рамках валютного законодательства. Фото что такое уполномоченный банк в рамках валютного законодательства

Автор: Екатерина Кищук Юрист 1С-WiseAdvice

Валютный контроль 2021: что нужно знать

что такое уполномоченный банк в рамках валютного законодательства. Смотреть фото что такое уполномоченный банк в рамках валютного законодательства. Смотреть картинку что такое уполномоченный банк в рамках валютного законодательства. Картинка про что такое уполномоченный банк в рамках валютного законодательства. Фото что такое уполномоченный банк в рамках валютного законодательства

Автор: Екатерина Кищук
Юрист 1С-WiseAdvice

Все бизнесмены, которые работают с иностранными партнерами, должны хорошо разбираться в валютном законодательстве. Ведь цена ошибки здесь весьма велика: штрафные санкции могут достигать 100% от суммы сделки. Если же размер невозвращенных средств превысил 9 млн руб., то виновные попадут под уголовное преследование. Рассмотрим, как предотвратить проблемы при проведении операций с валютой и как быть, если нарушение уже допущено.

Законодательная база

Основной документ в этой области – закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании. ».

Положения, которые касаются операций с валютой, можно найти и в других законодательных актах. В первую очередь – это нормативные документы, регулирующие деятельность тех организаций, которые должны осуществлять валютный контроль. Примером может служить закон «О ЦБ РФ».

Кроме того, Центральный банк и другие государственные органы могут издавать собственные нормативные акты в этой области. Здесь в первую очередь нужно упомянуть инструкцию ЦБ РФ от 16.08.2017 № 181-И, которая подробно регламентирует порядок документального оформления операций с валютой.

Также необходимо помнить, что если международные договоры, заключенные РФ, касаются валютных операций, то положения таких договоров имеют приоритет перед нормами внутреннего законодательства.

Формы и принципы валютного контроля

Организация контрольной работы ориентирована на то, чтобы вмешательство государства в экономическую деятельность было минимальным и не создавало препятствий для добросовестных бизнесменов:

Валютный контроль делится на следующие формы:

Кто осуществляет валютный контроль?

Регулирование в этой области осуществляют:

В функции АВК входит текущий контроль, а в случае необходимости они передают материалы проверок в ОВК.

Сделки, подлежащие валютному контролю

К «подконтрольным» операциям в этой области относятся:

Нужно отметить, что расчеты между резидентами с использованием иностранной валюты в общем случае запрещены. Однако из этого правила закон предусматривает три десятка исключений: расчеты по агентским договорам, при покупке ценных бумаг, оплате командировочных расходов и т.п. Поэтому валютные расчеты между резидентами правильнее назвать «условно-разрешенными».

А вот операции в валюте между резидентами и нерезидентами можно проводить практически без ограничений. Однако эта «свобода» касается только самого факта осуществления операции. Порядок ее оформления, напротив, жестко регламентирован. Основной целью контроля здесь является обеспечение своевременного поступления валютной выручки за товары (работы, услуги) или возврат выданного аванса либо займа.

Причем после изменений, внесенных в законодательство с 1 марта 2018 года, бизнесмены должны при оформлении внешнеторговых сделок сообщать банкам точные сроки поступления валютных средств.

Документы для валютного контроля и сроки подачи СПД

Перечень документов для предоставления в банки зависит от суммы сделки, определяемой в рублях по курсу ЦБ РФ, а также от ее категории.

Сумма

Экспорт

Импорт или кредитование

до 200 тыс. руб.документы предоставлять не нужно, достаточно сообщить банку код операцииот 200 тыс. руб. до 3 млн руб.любой документ, позволяющий банку проставить код операции: контракт, акт, счет и т.п.любой документ, позволяющий банку проставить код операции: контракт, акт, счет и т.п.от 3 млн руб. до 6 млн руб.контракт для регистрациисвыше 6 млн руб.контракт для регистрации

Как видно из таблицы, при крупных суммах сделки бизнесмен должен зарегистрировать в банке контракт, при этом кредитная организация присваивает документу уникальный номер. Эта операция заменяет составление паспорта сделки, отмененное с 01.03.2018.

Для регистрации можно использовать и проект контракта, в этом случае готовый документ нужно предоставить в банк в течение 15 дней после его подписания.

По всем контрактам, подлежащим обязательной регистрации, в банк предоставляется справка о подтверждающих документах (СПД), заполняемая бухгалтерией в соответствии с приложением 6 к инструкции № 181-И Т.к. ведомость по паспорту сделки теперь не оформляется, то СПД по новым правилам является основной формой отчетности по исполнению контрактов, заключенных с нерезидентами.

СПД представляет собой реестр документов, подтверждающих исполнение контракта, с указанием суммы, и, в случае необходимости, – срока возврата валютных средств.

Срок для оформления СПД – 15 рабочих дней с последнего дня месяца, когда российской стороной был исполнен контракт, например – отгружен товар или оказана услуга. При возврате займа 15 дней нужно отсчитывать от завершения того месяца, когда были возвращены деньги. Такие же правила действуют для возврата иностранным партнером аванса при импорте товаров (п. 8.2 инструкции № 181-И).

Штраф за нарушение валютного контроля

Закон здесь предусматривает административную ответственность, а при крупных суммах – возможно и уголовное преследование.

Если сумма неполученной выручки сравнительно «мала» (до 9 млн руб. единовременно или в течение года), то применяется ст. 15.25 КоАП РФ.

Штраф для организаций и ИП в данном случае составит:

Указанные виды санкций могут применяться как по отдельности, так и совместно. Виновные должностные лица будут оштрафованы на сумму от 20 до 30 тыс. руб.

За нарушения в области представления документов для валютного контроля предусмотрены отдельные санкции. Нарушение регламента представления данных документов влечет за собой штраф для юридических лиц в сумме от 40 до 50 тыс. руб., а для ИП и должностных лиц – от 4 до 5 тыс. руб.

При непредоставлении документов размер санкций зависит от длительности просрочки:

Просрочка

Юридические лица

Должностные лица и ИП

до 10 днейот 5 до 15 тыс. руб.от 0,5 до 1 тыс. руб.от 10 до 30 днейот 20 до 30 тыс. руб.от 2 до 3 тыс. руб.более 30 днейот 40 до 50 тыс. руб.от 4 до 5 тыс. руб.

При повторном нарушении сумма санкций существенно возрастает и может достигнуть 150 тыс. руб. для юридических лиц и 15 тыс. руб. – для должностных лиц и ИП.

Если эквивалент невозвращенных средств в российской валюте превысил лимит в 9 млн руб., то начинает работать ст. 193 УК РФ. Тяжесть наказания здесь зависит от суммы «зависших» валютных средств и наличия отягчающих обстоятельств.

Максимальные санкции применяются, в частности, при достижении особо крупных размеров (45 млн руб.) или при использовании «подставного» юридического лица. В этом случае сумма штрафа может достичь 1 млн руб., а срок лишения свободы – 5 лет.

Что делать, если уже нарушил?

Самым распространенным нарушением валютного законодательства является задержка получения валютной выручки. Часто деньги не приходят вовремя из-за нарушений условий контракта, допущенных иностранными контрагентами.

Однако закон в любом случае возлагает ответственность на российскую компанию, которая не сумела получить средства из-за рубежа.

Это подтвердил и Конституционный суд, который отказался принять к рассмотрению жалобу ОАО «Контактор» (определение от 19.05.2009 № 572-О-О). Компания пыталась оспорить правомерность возложения на продавца ответственности за обеспечение поступления выручки от покупателя-нерезидента.

Но судьи указали, что компания-экспортер должна обеспечить выполнение установленных законом обязанностей, в том числе и путем «правильного» выбора контрагента.

КС РФ рекомендовал пострадавшей российской компании в дальнейшем взыскать сумму штрафа с иностранного партнера, нарушившего договорные обязательства. Но понятно, что если нерезидент не оплатил даже полагающуюся по договору сумму, то получить с него еще и компенсацию штрафа будет весьма непросто.

Гарантированно избежать штрафных санкций можно только, если российская компания застраховала риски неисполнения внешнеторгового контракта, но так поступают далеко не все.

Кроме того, состав административного правонарушения не образуется, если контракт не был выполнен по причине форс-мажорных обстоятельств (войны, революции, стихийные бедствия и т.п.). Но на практике такие ситуации встречаются нечасто.

Однако есть и еще одна возможность избежать наказания. Бизнесмен может попытаться убедить проверяющих, а при необходимости – и суд в том, что сделал все возможное для обеспечения поступления выручки по контракту.

В данном случае можно воспользоваться, например, рекомендациями ФТС РФ (письмо от 10.01.2008 г. № 01-11/217), которые предусматривают комплекс «предупредительных» мер на разных стадиях работы с иностранным партнером.

Также избежать наказания (или, как минимум, получить больше времени для решения проблемы) можно, если продлить срок действия договора. Но важно заключить соответствующее дополнительное соглашение до истечения первоначального срока поступления денежных средств.

Однако, даже приняв все перечисленные выше меры, бизнесмен не может быть полностью уверен в том, что наказания удастся избежать. Судебная практика по данному вопросу противоречива.

Например, письмо с требованием об оплате в одном случае учитывается судом (Постановление 9 ААС от 29.07.2011 г. № А40-29737/11-154-218), а в другом – признается недостаточным (Постановление 18 ААС от 16.12.2015 г. №18АП-14087/2015).

А в Постановлении АС СЗО от 08.11.2017 г. по делу N А42-273/2017 был признан недостаточным целый ряд мер, включающих не только претензии, но и подачу иска. Судьи отметили, что меры были приняты несвоевременно и в итоге цель не была достигнута.

Мы несем полную ответственность за соблюдение правил валютного контроля. При возникновении проблем мы можем провести переговоры с контрагентом, а в случае необходимости – представлять интересы наших клиентов в суде.

Вывод

Основной целью валютного контроля в РФ является обеспечение своевременного поступления в страну сумм, предусмотренных условиями контрактов (экспортная выручка, возврат заемных средств, авансов и т.п.).

Санкции за нарушения в этой области могут равняться всей сумме сделки, а при крупном размере – возможно и уголовное преследование.

Если иностранный партнер не выполнил свои обязательства, то нужно принять все меры к тому, чтобы заставить его исполнить контракт. Так как нельзя заранее предугадать, какие именно действия российской компании будут признаны проверяющими и судом достаточными, следует сделать максимум возможного в рамках законодательства и условий контракта.

Сопровождение внешнеторговых сделок юридических лиц с оформлением всей необходимой документации входит в пакет бухгалтерского обслуживания. Специалисты нашей компании знают все тонкости валютного контроля и несут ответственность за оформление полного пакета документов для проведения валютных операций.

Наши клиенты ведут бизнес с зарубежными партнерами, а мы строго соблюдаем все правила валютного контроля для юридических лиц и отвечаем за безупречность оформления внешнеторговых контрактов и проведения валютных операций для наших клиентов.

В сложных и запутанных ситуациях мы предлагаем нашим клиентам помощь высококлассных юристов 1С-WiseAdvice, которые имеют богатый опыт сопровождения внешнеторговых сделок и еще на этапе заключения контракта смогут исключить риски для бизнеса клиента.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *