что такое уполномоченное агентство
Что такое турагентство
Дата публикации: 19.09.2014
Турагентством называют турфирму, занимающуюся розничной продажей туров от туроператоров. Основная задача турагентства заключается в работе с клиентами, как частными лицами, так и с корпоративными клиентами.
Функции турагентства:
Турагентства предоставляют услуги за определенное, установленное вознаграждение, эта сумма входит в стоимость тура. Так называемое начальное вознаграждение турагентства составляет от 8 до 10 % от общей стоимости тура.
Стоимость тура определяет туроператор, она не может быть ниже стоимости, указанной туроператором. Однако, стоимость тура может быть ниже, чем запрашивает туроператор в случае, если турагентство проводит акции, таким образом клиент получает скидку.
Однако, покупка тура напрямую у туроператора не будет ниже той цены, которую предлагает туристическое агентство. Начальная стоимость тура одинакова, как у туроператоров, так и у турагентств.
Все действующие турагентства можно разделить на три типа: независимые, уполномоченные и франчайзинговые.
Сетевые турагентства осуществляют свою деятельность под названием компании туроператора.
Уполномоченные агентства создает туроператор для продажи собственных туров.
Независимые турагентства имеют свое собственное название, они сотрудничают с различными туроператорами.
На сегодняшний день, большая половина турагентств, являются независимыми. Это, пожалуй, единственный тип турагентств, которые работают исходя из интересов клиентов.
Работа таких агентств полностью зависит от профессионализма работающих в них менеджеров. Профессионализм менеджеров по туризму заключается в умении оперативно мониторить стоимость туров от разных туроператоров, а также быстро подыскать клиенту оптимальное предложение, исходя из критерия «цена – качество». Именно к услугам таких агентств рекомендуют обращаться специалисты, только там вы сможете приобрести тур, который будет полностью отвечать вашим потребностям.
Франчайзинговые турагентства находят своих клиентов благодаря обширной рекламе, которую предоставляет управляющая компания, таким образом, происходит обеспечение турагентства клиентами.
Курс лекций по Туроператорская и турагентская деятельности
Главная > Закон >Физкультура и спорт
Преимущества продвижения и реализации туристского продукта
через сбытовую сеть «туроператор-турагентства»
Увеличение объемов продаж туруслуг;
Проведение информационной, консультати- вной работы с клиентами;
Сокращение расходов на содержание собственного персонала, аренду помещения, его оснащение и т.д.;
выход на новые туристские рынки.
Освобождение от деятельности по планированию и разработке условий тура, их согласованию с поставщиками услуг, получению иностранных виз и др.;
уменьшение доли ответственности перед клиентом;
расширение сферы деятельности благодаря сотрудничеству с несколькими туроператорами, специализирующимися на разных по содержанию и качеству турпродуктах;
обеспечение коммерческой выгоды в результате использования имиджа фирмы-туроператора.
Зачастую, во многих фирмах каналы продвижения турпродукта комбинированные, т.е. наряду с существующими структурами и подразделениями собственных продаж действует также и контрагентская сеть.
Для определения числа посредников на каждом уровне канале сложились три основных подхода: интенсивное распределение, эксклюзивное распределение и селективное распределение.
В рамках интенсивного распределения предприятие предоставляет право заниматься реализацией туристского продукта любому посреднику, имеющему желание и возможности.
Эксклюзивное распределение характеризуется сегментированным охватом целевого рынка, снижением затрат и издержек на поддержание его функционирования, высокой степенью управляемости и возможностями контроля и осуществляется на основании агентского соглашения, предоставляющего турагенту определенные привилегии в виде:
предоставления исключительных прав на реализацию турпродукта на определенной территории;
более низкой цены туристского продукт;
повышенного комиссионного вознаграждения;
предоставления гарантированной квоты на туристский продукт.
При этом туроператор получает определенные рычаги воздействия на агента, такие как:
возможность фиксировать конечную цену продукта;
установление стандартов и технологических требований к обслуживанию клиентов;
возможность контроля над сбытом турпродукта;
ограничение турагента в сотрудничестве с другими туроператорами.
В настоящее время на туристском рынке существуют следующие формы организации сбытовой сети туроператора.
1. Сеть независимых турагентов
система интенсивного распределения турпродукта, при котором целью является привлечение максимального числа партнеров к сбыту
простота и быстрота формирования: чтобы стать агентом туроператора достаточно оформить типовой договор на выставке или на сайте туроператора;
относительная дешевизна сети для топератора: турагентства работают на условиях полной хозяйственной самостоятельности и не имеют особых финансовых условий сотрудничества
для стимулирования агентов туроператор обычно разрабатывает партнерскую программу, предусматривающую повышение агентского вознаграждения в зависимости от объемов продажи туристского продукта турагентством, и специальные бонусы
туроператор имеет право расторгнуть договор с агентством в любой момент согласно условиям договора
большое количество прямых договоров у туроператора: агентская сеть крупных российских туроператоров насчитывает от 2000 до 6000 туагентов;
финансовый риск для туроператора в случае неоплаты туристского продукта агентом до начала обслуживания, для исключения таких случаев необходима жесткая система контроля оплаты заказов и автоматической аннуляции неоплаченных туров;
туроператор не может влиять на качество работы турагентства при организации продажи (профессионализм сотрудников, качество подбора турпродукта, предоставление клиенту информации, документооборот, оснащение офиса и т.д.)
Сеть генеральных (уполномоченных) турагентов
Особенности формирования и работы сети генеральных агентов:
Генеральный или уполномоченный агент выбирается туроператором из турагентств региона, как партнер с наибольшим объемом продаж, или при выходе на новый рынок выбирается крупное региональное агентство или местный туроператор, который имеет собственную агентскую сеть, для быстрого завоевания позиций на региональном рынке. Часто агентства сами обращаются к туроператору с предложением о партнерстве на правах генерального или уполномоченного агента
Туроператор имеет прямой договор с генеральным агентом, который заключает договоры с субагентами и несет ответственность с туроператором за их деятельность
Генеральный агент получает повышенное вознаграждение, которым он делится со своими субагентами, обычно вознаграждение генерального агента составляет от 15%, субагентам выплачивается 10-12%, принцип такой работы – агентство должно получать при работе через генерального агента не меньше, чем напрямую от туроператора
Как правило, такая схема работы применяется в нескольких регионах, где сложилась практика работы мелких фирм через крупные региональные туристские компании
Генеральный агент может работать как по системе эксклюзивных прав (в этом случае туроператор обязуется не заключать прямые договоры в городе или регионе), так и наряду с сетью независимых агентств, которых обычно бывает небольшое количество
В рамках сети независимых агентов возможно наличие у агента субагентов, но только в случае, если это предусмотрено договором между туроператором и турагентом
Сокращение расходов туроператора на продвижение турпродукта в регионе, генеральный агент берет на себя рекламно-информационную компанию, несет основные расходы на выставочную деятельность в своем регионе
Сокращение объемов договорной работы туроператора, бухгалтерской отчетности, документооборота и т.д.
Генеральные агенты – это, как правило, крупные компании со сложившейся технологией работы, узнаваемым на местном рынке брэндом, способные обеспечить качественную реализацию турпродукта на региональном рынке
Возможность быстро выйти на новый региональный рынок с наименьшими затратами
Снижение доходности туроператора за счет более высокого агентского вознаграждения, выплачиваемого генеральным агентам, которое составляет от 15 до 20% стоимости туристского продукта
При заключении договора с эксклюзивными правами для генерального агента есть опасность сделать ставку не на ту фирму, особенно при выходе на новый рынок, что означает провал продажи на данном направлении
3. Франчайзинговые агентства туроператора
Особенности создания и работы сети франчайзинговых агентств:
Туроператор формирует сеть турагентств под своим брэндом (популярным и узнаваемым), заключая с агентством договор франчайзинга с целью организации реализации турпродукта по стандартам туроператора (программное обеспечение, внешний вид офиса и сотрудников, подготовка сотрудников, сайт турагентства, рекламно-информационные материалы, документы и т.д.)
Условия сотрудничества определяются франчайзинговым договором, обычно агентство выплачивает туроператору определенную сумму (роялти) за пользование брэндом, которая рассчитывается для каждого агентства индивидуальном по разработанной туроператором методике
Агентство остается хозяйственно самостоятельной единицей, обычно имеет собственное юридическое название, но работает под брэндом и по стандартам туроператора на условиях договора франчайзинга
Помимо франчайзинговых сетей, создаваемых туроператорами под своими брэндами, на рынке активно развиваются независимые франчайзинговые сети турагентств, которые возглавляются управляющей компанией, отвечающей за организацию продажи турпродукта и продвижение брэнда сети, которая получает роялти от агентств, входящих в сеть (например, «Магазин горящих путевок», «Горячие туры» и т.д.) Условия вхождения в такие сети определяются управляющей компанией и обычно публикуются на сайтах сетей в Интернете
Обеспечение высокого качества реализации туристского продукта по стандартам туроператора
Продвижение брэнда туроператора, формирование в глазах потребителя модели обслуживания под единым брэндом, начиная с покупки тура и заканчивая обслуживанием на курорте
Увеличение объемов продаж на региональном рынке
Дополнительный доход при получении роялти
Необходимость разработки технологии работы франчайзинговой сети, расходы на обеспечение контроля за деятельностью франчайзинговых агентств и поддержание работы сети
Франчайзинговые агентства, не выполняющие условия работы и не соблюдающие стандарты туроператора, способны нанести серьезный ущерб репутации брэнда на региональном рынке
Снижение доходности за счет выплаты повышенного агентского вознаграждения
Для турагентства (особенно подходит вновь открывающемуся агентству):
Быстрое завоевание позиций на рынке благодаря узнаваемому брэнду
Экономия на рекламных расходах, так как рекламу брэнда осуществляет туроператор и предоставляет агентству все рекламно-информационноые материалы
Получение готовых стандартов и технологии работы от туроператора
Повышение квалификации сотрудников
Повышенное вознаграждение при реализации турпродукта туроператора
Жесткая привязка в продаже к турпродукту туроператора – франчайзинговое агентств не имеет право реализовывать продукт другого туроператора, если свой туроператор имеет такой же продукт, это может приводить к потере клиентов в случае наличия у других операторов более выгодных предложений
Строгая регламентация деятельности турагентства условиями франчайзингового договора
уполномоченная организация
3.1 уполномоченная организация: Организация, независимая от работодателя, уполномоченная органом по сертификации подготавливать и проводить аттестационные экзамены.
3.7 уполномоченная организация :Организация, располагающая экспертами по аккредитации испытательных лабораторий (ИЛ) и уполномоченная аккредитующим органом для организации и проведения работ по аккредитации ИЛ и инспекционному контролю за деятельностью ИЛ [3].
3.7 уполномоченная организация :Организация, располагающая экспертами по аккредитации испытательных лабораторий (ИЛ) и уполномоченная аккредитующим органом для организации и проведения работ по аккредитации ИЛ и инспекционному контролю за деятельностью ИЛ [3].
3.1.11 уполномоченная организация: Организация, удовлетворяющая критериям национального органа по стандартизации для выполнения работ в определенной области стандартизации и уполномоченная им (или выигравшая конкурс) на проведение данных работ.
3.3.1.11 Уполномоченная организация : Организация, уполномоченная высшим руководством ОАО «Газпром» на координацию работ по функционированию системы менеджмента качества ОАО «Газпром» и взаимодействие с внешними организациями по вопросам оценки систем менеджмента качества в соответствии с требованиями стандартов СТО Газпром серии 9000.
Смотри также родственные термины:
уполномоченная организация по проведению инспекционного контроля: организация Госстандарта России, располагающая сертифицированными экспертами по аккредитации испытательной лаборатории.
Полезное
Смотреть что такое «уполномоченная организация» в других словарях:
УПОЛНОМОЧЕННАЯ ИЗГОТОВИТЕЛЕМ (ПРОДАВЦОМ) ОРГАНИЗАЦИЯ ИЛИ УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ИЗГОТОВИТЕЛЕМ (ПРОДАВЦОМ) ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ (УПОЛНОМОЧЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИЛИ УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ) — организация, осуществляющая определенную деятельность, или организация, созданная на территории Российской Федерации изготовителем (продавцом), в том числе иностранным изготовителем (иностранным продавцом), выполняющие определенные функции на… … Юридическая энциклопедия
уполномоченная организация по регистрации — выступает посредниками между пользователями и органами сертификации. Они получают запросы от пользователей и перенаправляют их органам сертификации в соответствующей форме (МСЭ Т Х.1122, МСЭ Т Х.1141, МСЭ Т Н.235.2.). [http://www.iks… … Справочник технического переводчика
уполномоченная организация по проведению инспекционного контроля — уполномоченная организация по проведению инспекционного контроля: организация Госстандарта России, располагающая сертифицированными экспертами по аккредитации испытательной лаборатории. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Уполномоченная изготовителем (продавцом) организация, индивидуальный предприниматель — уполномоченная изготовителем (продавцом) организация или уполномоченный изготовителем (продавцом) индивидуальный предприниматель (далее уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель) организация, осуществляющая… … Официальная терминология
Уполномоченная сетевая организация по работе с потребителями — (уполномоченная сетевая организация) электросетевая организация, осуществляющая в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы технологическое присоединение конечных потребителей к распределительным электрическим сетям на … Официальная терминология
ОРГАНИЗАЦИЯ УПОЛНОМОЧЕННАЯ — УПОЛНОМОЧЕННАЯ ИЗГОТОВИТЕЛЕМ (ПРОДАВЦОМ) ОРГАНИЗАЦИЯ ИЛИ УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ИЗГОТОВИТЕЛЕМ (ПРОДАВЦОМ) ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ … Юридическая энциклопедия
Уполномоченная расчетная НКО — Уполномоченная РНКО расчетная небанковская кредитная организация, заключившая с Банком России договор о взаимодействии при осуществлении операций в соответствии с настоящим Положением и отвечающая требованиям Банка России, изложенным в Приложении … Официальная терминология
Организация трубопроводного транспорта — собственник магистрального трубопровода или уполномоченная им организация;. Источник: Постановление Правительства РФ от 21.12.2009 N 1039 (ред. от 20.07.2012) О порядке подключения нефтеперерабатывающих заводов к магистральным нефтепроводам и… … Официальная терминология
уполномоченная сторона — 3.12 уполномоченная сторона (responsible authority): Орган, устанавливающий требования независимо оттого, относится он к первой, второй или третьей стороне. [ИСО 2859 1, 3.1.12] Примечание 1 Уполномоченной стороной может быть: a) отдел качества… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
уполномоченная научная организация по стандартизации — 2.3 уполномоченная научная организация по стандартизации : Научная организация любой организационной формы собственности, основным предметом деятельности которой является проведение работ или оказание услуг в области стандартизации и которая… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Уполномоченное предприятие
Смотреть что такое «Уполномоченное предприятие» в других словарях:
Постановление 908-ПП: О порядке установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации в городе Москве и регламенте подготовки документов Комитетом рекламы, информации и оформления города Москвы заявителям в режиме «одного окна» — Терминология Постановление 908 ПП: О порядке установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации в городе Москве и регламенте подготовки документов Комитетом рекламы, информации и оформления города Москвы заявителям в режиме… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
заказчик — 4.9 заказчик (customer): Организация или лицо, получающие продукт или услугу. Примечание 1 Заказчик может быть внутренним или внешним по отношению к организации. Примечание 2 Адаптировано из ИСО 9000:2005. Примечание 3 Другие термины,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
поставщик — 4.47 поставщик (supplier): Организация или лицо, которое вступает в соглашение с приобретающей стороной на поставку продукта или услуги. Примечание 1 «Поставщиком» может быть подрядчик, производитель, торговец или продавец. Примечание 2 Иногда… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Эксплуатирующая организация — 59. Эксплуатирующая организация организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации и признанная соответствующим органом управления использованием атомной энергии пригодной эксплуатировать объекты ЯТЦ и осуществлять… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Международные рейтинговые агентства — (International rating agencies) Рейтинговые агентства это организация, занимающаяся оценкой платёжеспособности субъектов финансового рынка Международные рейтинговые агентства: кредитный рейтинг стран, Fitch Ratings, Moody s, S&P, Morningstar,… … Энциклопедия инвестора
Биржа — (Bourse) Биржа это форма организации торговли для проведения регулярных торгов, продажи финансовых активов и контрактов Работа на бирже труда, спрос предложений и ценновая политика товарной биржи, деятельность фондовой биржи, валютные Лонднские и … Энциклопедия инвестора
ГОСТ Р 53984-2010: Мобильные подъемники с рабочими платформами. Требования безопасности и контроль технического состояния при эксплуатации — Терминология ГОСТ Р 53984 2010: Мобильные подъемники с рабочими платформами. Требования безопасности и контроль технического состояния при эксплуатации оригинал документа: 3.4 ввод во владение: Передача прав по эксплуатации или контролю за МПРП… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ Р 52249-2004: Правила производства и контроля качества лекарственных средств — Терминология ГОСТ Р 52249 2004: Правила производства и контроля качества лекарственных средств оригинал документа: 1 аттестация (валидация) (qualification, validation): Доказательство того, что методика, процесс, оборудование, материал, операция… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Документальное оформление служебных командировок — юридическими лицами всех форм собственности при направлении работников в служебные командировки и по возвращении из них должны применяться следующие унифицированные формы документов: приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия
Ломоносов, Михаил Васильевич — — ученый и писатель, действительный член Российской Академии Наук, профессор химии С. Петербургского университета; родился в дер. Денисовке, Архангельской губ., 8 ноября 1711 г., скончался в С. Петербурге 4 апреля 1765 года. В настоящее… … Большая биографическая энциклопедия
Кто такой уполномоченный агент? (С.В. Булаев, «Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение», N 4, июль-август 2014 г.)
Кто такой уполномоченный агент?
В турбизнесе это тот, кто уполномочен туроператором на заключение с другими агентствами субагентских договоров на реализацию туристских продуктов клиентам. Уполномоченным турагентом нередко становится потенциальное обособленное подразделение туроператора в том или ином регионе. Чтобы не загромождать бухгалтерский учет и не мучиться с налогообложением, проще выделить все функции регионального представителя для передачи другому лицу. При этом оно может быть взаимозависимым с туроператором, что влияет на условия заключенного договора и сумму вознаграждения. Схема интересная, рассмотрим ее подробнее.
С точки зрения права
По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала (п. 1 ст. 1005 ГК РФ). Агент вправе в целях исполнения договора заключить субагентский договор с другим лицом, оставаясь ответственным за действия субагента перед принципалом (п. 1 ст. 1009 ГК РФ). Субагент представляет агенту отчет с приложениями о выполненной работе (оказанных услугах) или иные другие документы. На основании отчета субагента агент составляет свой отчет по выполненным услугам и представляет его принципалу.
Субагент не вправе заключать с третьими лицами сделки от имени лица, являющегося принципалом по агентскому договору, за исключением случаев, когда субагент может действовать на основе передоверия. Порядок и последствия такого передоверия определяются по правилам, предусмотренным для передоверия исполнения поручения (ст. 976 ГК РФ). Но в этом случае из цепочки исключается агент, который вряд ли будет рад такому замещению. Поэтому п. 2 ст. 1009 ГК РФ и защищает его интересы.
По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала. Как меняет эти правила субагентская схема? В ГК РФ нет прямого ответа на этот вопрос. Если «наложить» одно агентирование на другое, то субагент также может приобрести права и стать обязанным по сделке, совершенной от своего имени, но в интересах агента (принципала). Можно, конечно, оформить субагентский договор от имени агента, тем самым переложив на него все обязанности. Но такой вариант вряд ли понравится туристам, которые все вопросы предпочитают решать с тем, кто продал туристский продукт.
Как вести бухгалтерский учет?
Уполномоченное турагентство, само являясь посредником, привлекает еще посредника. Каждый из посредников из выручки от продажи продуктов принципала взимает вознаграждение. В этом состоит экономическая сущность операций. Когда дело доходит до цифр, появляются новые вопросы, связанные с отражением стоимости реализованных туристских продуктов и вознаграждений посредников.
Ситуация 1. Туристский продукт продается субагентом по фиксированной цене туроператора.
Агент производит расчеты с двумя партнерами: туроператором и субагентом. Для них следует открыть отдельные субсчета, например 76-ТО и 76-СА.
В бухгалтерском учете будут сделаны такие проводки:
Отражена реализация туристского продукта субагентом
Получена плата за турпродукт от субагента
Отражены в доходах все посреднические
Отражено вознаграждение субагента
Перечислены деньги туроператору
Отражена реализация туристского продукта субагентом
Получена плата за турпродукт от субагента
Отражено в доходах вознаграждение агента
Отражено вознаграждение субагента
Перечислены деньги туроператору
Как видим, первый вариант отличается от второго тем, что агент показывает в своих доходах всю сумму вознаграждения, которая удерживается из поступлений в пользу туроператора. Соответственно, названный показатель уменьшается на то, что причитается субагенту, в итоге на счете 90 остается только прибыль агента.
Ситуация 2. Туристский продукт продается субагентом с «накруткой» к цене туроператора.
Сразу скажем, что такой подход не отражает сущность агентских (субагентских) отношений. Ведь агент действует по поручению принципала и, следовательно, продавать туристский продукт должен по той цене, что указал принципал. Однако законодательство не запрещает продавать туристский продукт с так называемой дополнительной выгодой. Она должна делиться по условиям договора между участниками сделки. Правда, в таком случае может ничего не остаться субагенту, если для него не предусмотрено отдельного вознаграждения. Поэтому, чтобы не путаться, дополнительная выгода остается в распоряжении субагента, а сам агент удерживает свое вознаграждение из средств, перечисляемых туроператору за продажу туристского продукта. Это просто и понятно.
Организация приобретает по агентскому договору у туроператора путевку стоимостью 91 000 руб. Агентское вознаграждение составляет 3 000 руб., при этом агент привлекает субагента, который продает туристский продукт за 100 000 руб.
В бухгалтерском учете уполномоченного агента будут сделаны такие проводки:
Отражена реализация туристского продукта субагентом
Получена плата за турпродукт от субагента
Отражена дополнительная выгода в доходах агента*
Отражены удерживаемые субагентом средства в составе расходов*
Отражено в доходах вознаграждение
Перечислены деньги туроператору
* Агенту можно дополнительную выгоду, а по сути, вознаграждение субагента, в бухучете не отражать, так как она не является экономической выгодой агента. То есть обе названных проводки можно «свернуть», так как они в совокупности дают нулевой результат. Но автор сознательно выделил эти проводки, чтобы наглядно показать, как дополнительная выгода может отражаться отдельно от реализации самого туристского продукта. Ряд экспертов предлагают считать эти суммы платой за сопутствующие услуги, например, консультирование клиента. По мнению автора, тогда подменяется сущность хозяйственной операции, смысл которой в том, что субагент получил доходы за продажу турпродукта, а не за какие-то сопутствующие услуги.
Бухгалтерский учет субагента в обоих случаях практически одинаков, так как он отражает продажу туристского продукта, исходя из фактической реализации. В бухучете субагента будут сделаны следующие проводки:
Отражена продажа туристского продукта
Получена плата за турпродукт от клиента
Перечислены деньги на расчетный счет
Отражена выгода (вознаграждение) субагента
Перечислены деньги агенту
Как организовать документооборот?
У действующих уполномоченных турагентств этот вопрос наверняка решен, но мы напомним, что одной из главных целей бухгалтерского документооборота является подтверждение совершаемых хозяйственных операций и фактов хозяйственной жизни. Проще говоря, каждая проводка в бухучете должна иметь документ-основание.
Выше на практических примерах были показаны основные бухгалтерские записи агента и субагента. Часть из них подтверждается кассовыми и банковскими документами по приходу и расходу денежных средств. Другая же часть операций, связанная с отражением реализации туристского продукта и оказанием посреднических функций, должна подтверждаться другими документами.
Причем не обязательно на каждую операцию составлять отдельный документ. Подобного требования нет в ст. 9 Закона о бухгалтерском учете. Можно одним документом подтверждать сразу несколько хозяйственных операций. И таким документом служит отчет агента (субагента). Унифицированной формы такого отчета нет, да она и не нужна в условиях, когда хозяйственные субъекты свободны в использовании «первички».
Напомним, основным документом в расчетах туроператора с турагентом является отчет последнего. Такой же документ составляет и субагент, только не для оператора, а для агента. В обоих названных отчетах указывается сумма, по которой реализуется туристский продукт, а также сумма вознаграждения агента (субагента). На основании этих данных отражаются соответствующие хозяйствующие операции.
Остается дискуссионным лишь вопрос с указанием дополнительной выгоды субагента в его отчете. Есть мнение, что эта сумма не имеет значения в отношениях между агентом и субагентом, между агентом и принципалом. Однако это смелый вывод и автор его не разделяет, так как дополнительное вознаграждение все равно связано с реализацией туристского продукта. Поэтому его все же следует указать, хотя бы для достоверности представляемой в отчете посредника информации.
Как правильно посчитать налоги?
Многие уполномоченные агенты применяют УСНО с объектом налогообложения «доходы» либо «доходы минус расходы». Как им определить базу по единому налогу?
Допустим, субагент представил уполномоченному туроператором агенту отчет. В нем указаны стоимость реализованного туристского продукта в размере 100 000 руб. и вознаграждение 9 000 руб. Для субагента в целях исчисления единого налога на УСНО вознаграждение является доходом, а для агента расходом (с объектом налогообложения «доходы минус расходы»). Далее уполномоченный агент составил отчет принципалу (туроператору), указав в нем стоимость удерживаемого вознаграждения в размере 12 000 руб. (включая средства, удержанные субагентом). Это вознаграждение является доходом агента (турагента) и расходом принципала (туроператора) независимо от того, какой он применяет налоговый режим («упрощенку» или традиционную систему).
Скажем несколько слов о так называемой дополнительной выгоде, которая образуется при превышении фактической цены продажи туристского продукта над изначально установленной ценой его реализации. По мнению Минфина, дополнительная выгода, причитающаяся организации-агенту (субагенту), должна учитываться в доходах для целей налогообложения вместе с полученным агентским (субагентским) вознаграждением (Письмо от 01.11.2013 N 03-11-06/2/46735). Если говорить о дополнительной выгоде, получаемой субагентом, у него она в обязательном порядке включается в состав доходов. Иное будет означать сокрытие доходов от налогообложения.
Агент на эту выгоду не претендует, хотя по правилам налогообложения он вправе учесть ее в составе доходов и расходов одновременно, о чем речь шла выше. Немного сложнее туроператору. В общем случае в облагаемых налогом на прибыль или единым налогом на УСНО доходах он должен учесть все поступления от реализации туристского продукта, включая дополнительную выгоду. Между тем это не всегда удается сделать, так как туроператор работает с отчетами агента. Если в них не отражена дополнительная выгода, которая фактически является вознаграждением субагента, то можно предполагать, что такая выгода не будет учтена при налогообложении у туроператора. Причем как в доходах от реализации турпродукта, так и в расходах, связанных с выплатой агентского (субагентского) вознаграждения. Так что налоговая база не будет занижена.
Что еще нужно знать уполномоченному агенту?
Практика показывает, что нередко уполномоченные агенты взимают с партнеров-субагентов так называемые депозиты в обеспечение исполнения обязательств по оплате забронированных и подтвержденных туристских продуктов. Как агенту отражать эти средства в учете? Нужно ли их включать в облагаемые единым налогом на УСНО доходы, учитывая кассовый метод признания последних? Надо ли с них начислять НДС как с аванса в счет оказания услуг?
Начнем с первого вопроса. Депозит у его получателя отражается в составе кредиторской задолженности, ее квалификация по времени (краткосрочная или долгосрочная) зависит от срока действия договора с субагентом, в течение которого обязателен депозит. Соответственно, у самого субагента внесенный депозит отражается в составе краткосрочной или долгосрочной дебиторской задолженности.
Второй вопрос непрост, потому что список облагаемых доходов «упрощенца» открыт. В него включаются доходы от реализации и внереализационные доходы (п. 1 ст. 346.15 НК РФ). В то же время есть кассовые поступления (ст. 251 НК РФ), которые не учитываются ни при расчете налога на прибыль, ни при расчете единого налога на УСНО.
В их числе доходы в виде имущества, имущественных прав, которые получены в форме залога или задатка в качестве обеспечения обязательств. В силу п. 1 ст. 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться и иным способом. Поэтому сумма депозита, перечисленная в обеспечение обязательств по заключенному договору, не учитывается в доходах при расчете единого налога на УСНО, о чем сказано в Письме Минфина РФ от 12.05.2012 N 03-11-06/2/68.
эксперт журнала «Туристические и
гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение»
«Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение», N 4, июль-август 2014 г.
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства «Аюдар Инфо»
Издатель: ООО «Аюдар Инфо»
Почтовый адрес: 125124, г. Москва, 1-я улица Ямского поля, д. 15
Телефон редакции: (495) 925-11-73 (многоканальный)