что такое упд и укд в бухгалтерии
УПД и УКД. Найдите отличия
Несколько лет назад ФНС разработала для бухгалтера два «гибридных» НДС-документа – универсальный передаточный (УПД) и универсальный корректировочный (УКД). По сути, два документа – счет-фактуру и первичный документ можно заменить одним – УПД. А вместо корректировочного счета-фактуры с «первичкой» выставить УКД. Эксперты бератора расскажут о том, как правильно их заполнять.
Сразу подчеркнем, что формы УПД и УКД рекомендуемые. Если вам они не удобны, можете их не оформлять. В то же время формы этих документов и рекомендации ФНС по их составлению согласованы с Минфином. Так что, если правильно их заполнять, можно подтвердить одновременно право на вычет НДС и расходы по налогу на прибыль. А для бухгалтеров одной «бумажкой» станет меньше.
Итак, чтобы не оформлять на каждую операцию по реализации два документа – первичный и счет фактуру – можно использовать универсальный передаточный документ (УПД).
Он объединяет в себе и счет-фактуру, и накладную на передачу товаров (либо акт о выполнении работ или оказании услуг).
Порядок заполнения УПД и форма этого документа приведены в письме ФНС России от 21 октября 2013 года № ММВ-20-3/96@.
Несмотря на универсальность УПД, ФНС разрешает применять его только при оформлении реализации внутри РФ. А вот использовать этот документ для подтверждения нулевой ставки НДС экспортеры не могут.
Поскольку УПД применяется и как счет-фактура, и как первичный документ, то допущенная в нем ошибка может повлечь за собой проблемы с получением вычетов по НДС. Или по учету расходов при расчете налога прибыль.
Чтобы при предоставлении скидки на уже отгруженный товар или при его возврате не оформлять два документа – первичный и корректировочный счет-фактуру – можно использовать универсальный корректировочный документ (УКД).
УКД объединяет в себе корректировочный счет-фактуру и первичный документ, подтверждающий согласие или уведомление покупателя об изменении стоимости отгрузки. То есть, имеет формат, аналогичный формату УПД.
Форму УКД и порядок его заполнения можно взять из письма ФНС России от 17 октября 2014 года № ММВ-20-15/86@.
Переходить на применение УКД не обязательно, вы вправе оформлять привычный пакет документов.
Будьте всегда в курсе последних изменений в бухучёте и налогооблажении!
Подпишитесь на Наши новости в Я ндекс Дзен!
Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.
*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование
Универсальный корректировочный документ
Универсальный корректировочный документ включает в себя корректировочный счет-фактуру и извещение об изменении цены товара, услуги и т.д. Документ важен для компаний, которые платят НДС, поэтому надо серьезно отнестись к его заполнению, чтобы у налоговой не было претензий. Расскажем подробнее, что представляет собой эта бумага и как правильно внести в нее все сведения.
Общие сведения
Налоговая в своем письме от 17 октября 2014 года №ММВ-20-15/86@ рекомендовала фирмам новый документ — универсальный корректировочный. В Приложении №1 к письму опубликована сама форма, в остальных рассказывается, в каких ситуациях ее нужно заполнять, как правильно это делать и т.д.
Характер названного бланка рекомендательный, поэтому организации сами решают, будут они использовать эту бумагу или нет.
Документ формируют на основании ФЗ №402 от 6 декабря 2011 года («Закон о бухучете»), поскольку изменение цены товара после его отправки — это факт хозжизни организации, его надо подтвердить первичным учетным документом.
Кроме того, п. 3 ст. 168 НК РФ гласит, что при изменении стоимости отправленных или переданных товаров и т.д. организация-продавец должна выставить корректировочный счет-фактуру (далее — КСФ) за 5 рабочих дней. Сам бланк КСФ уже включен в УКД — он помещен в черную рамку.
Когда компании заполняют УКД
Документ не нужно использовать:
Как заполнить УКД
В форме много реквизитов, разберем каждый из них.
Что такое статус УКД и что отметить
Данный реквизит носит информационный характер. Выбирают код «1», если документ выступает как КСФ + первичка, то есть соглашение или уведомление об изменении цены. В этом случае бумага будет основанием для вычета НДС.
Цифру «2» пишут, если документ применяют только в качестве первичного учетного, то есть это просто соглашение или уведомление об изменении цены. Хозсубъекты на упрощенке могут использовать документ со статусом «2», обязанности по перечислению НДС не будет.
Шапка УКД
Здесь необходимо указать такие сведения (они аналогичны тем, что прописаны в бланке КСФ):
Обратите внимание! Если документ выступает как КСФ, то номер присваивают согласно общей хронологии нумерации счетов-фактур. Следует брать во внимание особый порядок нумерации корректировочных документов обособленными подразделениями. Когда УКД имеет статус «2», номер обозначают согласно общему порядку номеров корректировочных документов. Такой реквизит, как номер, не указан в списке обязательных в ст. 9 ФЗ №402-ФЗ.
Что важно знать о датах! В бумаге указывают 2 даты: дату составления (строчка (1)) и дату, когда покупатель согласился на изменение стоимости товара (или дату получения оповещения о изменении стоимости), — это строчка [13]. Первую дату ставит продавец, а вторую — фирма-покупатель.
Если статус «1», то в строку (1) вписывают реальную дату оформления первичного документа и КСФ. День составления — обязательный его реквизит. Выставлять этот документ, согласно законодательству, нужно не позднее 5 календарных дней с момента формирования бумаг, на основании которых осуществляется изменение стоимости товаров.
Если в договоре с клиентом не обозначено, что при изменении стоимости требуется его согласие, то УКД оформляется только для оповещения покупателя, а дата выставления КСФ будет такой, которая указана в строке (1). Если же требуется согласие, то такой датой будет считаться та, что значится в строке [13].
Если статус «2», то должна стоять дата совершения хозоперации (ст. 9 ФЗ №402-ФЗ).
Даты в строках (1) и [13] могут совпадать либо отличаться: в строке [13] отмечена более поздняя, чем в (1).
Основная часть
Здесь нужно заполнить таблицу. Она аналогична той, которая представлена в корректировочном документе.
В конце таблицы нужно подвести итоги — указать получившуюся стоимость.
Далее нужно обозначить реквизиты передаточных/отгрузочных бумаг, документ-основание для корректировки стоимости и какие-либо другие данные.
Особенности подписания
В бланке УКД создано 6 строк для подписания документа. Подписи под таблицей проставляются всегда при статусе бумаги «1». Там расписываются глава фирмы или доверенное лицо и главный бухгалтер. При статусе УКД «2» такие подписи не являются обязательными.
В строчках для подписей [8] и [9] надо отметить сотрудника, который имеет право предлагать покупателю изменить стоимость товаров или оповещать о таком факте. Нужно написать должность сотрудника, его ФИО. Если у него есть право на подписание данной бумаги, то снова подписывать ее не надо. Можно обозначить только должность и ФИО.
В строке [10] надо отметить информацию о сотруднике, который отвечает за оформление факта хозжизни компании. Это лицо может совпадать с тем, что указано выше (строки [8] и [9]): аналогично обозначают только должность и ФИО без постановки подписи.
В строку [12] вписывают данные о работнике, который имеет право согласовывать изменение стоимости товара и т.п. от лица покупателя, если требуется данное действие. В строке [14] расписывается сотрудник, который отвечает за оформление факта хозяйственной жизни организации. Если это тот же сотрудник, что и в строке [12], то указывают ФИО и должность, а подпись второй раз ставить не нужно.
Важно! О заполнении счета-фактуры и КСФ можно прочитать в нашей статье.
Универсальный корректировочный документ: разбираемся с применением и заполнением
Налоговики обнародовали давно ожидавшуюся многими бухгалтерами форму универсального корректировочного документа (УКД). Она приведена в приложении № 1 к письму ФНС России от 17.10.14 № ММВ-20-15/86@. Сегодня мы публикуем первую статью, посвященную УКД. В ней мы расскажем, кем, в каких ситуациях и как именно может применяться новая форма УКД. Последующие материалы будут посвящены вопросам регистрации УКД в книгах продаж и покупок, отражению показателей в регистрах налогового учета, а также исправлению ошибок, допущенных в универсальных передаточных документах.
Что такое универсальный корректировочный документ
Для начала напомним, что при отгрузке товаров, передаче работ, услуг или имущественных прав (далее — «ценностей») не обязательно оформлять отдельно счет-фактуру и отдельно передаточный документ (например, товарную накладную). Все сведения из этих документов можно объединить в одном универсальном передаточном документе — УПД (см. «Универсальный передаточный документ: как его зарегистрировать и как отразить в налоговом учете»). Теперь же ФНС России выпустила форму универсального корректировочного документа (УКД). Область его применения поясним на простом примере.
Пример
Между продавцом и покупателем заключен договор на поставку товаров. Продавец составил передаточные документы и отгрузил продукцию. Однако по факту отгрузки объем товаров отказался меньше запланированного. Продавец и покупатель готовы изменить общую стоимость по договору в сторону уменьшения. В связи с этим стороны заключили соглашение об изменении цены.
По общему правилу, если стороны договорились об изменении стоимости отгруженных ценностей, то при наличии документа (договора, соглашения, иного первичного документа), подтверждающего согласие (факт уведомления) покупателя, продавец должен выставить корректировочный счет-фактуру (абз. 3 п. 3 ст. 168 НК РФ).
При этом законодательство РФ не запрещает вводить в корректировочные счета-фактуры дополнительные реквизиты. В связи с этим налоговики объединили информацию корректировочных счетов-фактур с информацией, которая относится к документу, подтверждающему согласие покупателя на изменение стоимости отгрузки. В результате такого объединения и получился «универсальный корректировочный документ».
Появление формы направлено на решение проблемы избыточного документооборота. При этом налоговики подтвердили, что УКД позволяет:
Кто может применять УКД
Форму УКД могут применять любые организации и индивидуальные предприниматели. В частности, УКД могут применять и те, кто не платит НДС (к примеру, организации, применяющие спецрежимы и использующие освобождение на основании статьи 145 НК РФ, могут применять УКД лишь как первичный документ). Выставление ими УКД не приводит к возникновению обязанности по исчислению и уплате НДС.
Когда начинать применять УКД
Форма УКД является рекомендуемой. То есть, ее применение — это право, а не обязанность. Это дает хозяйствующим субъектам следующие возможности:
Если хочется применять именно рекомендованную форму, то начать это делать можно в любой момент.
Форма УКД
В форме УКД можно выделить два блока:
Таблица 1. Обязательные реквизиты первичных документов в УКД
Обязательный реквизит первичного документа
Значение в УКД
«Универсальный корректировочный документ»
Дата составления документа
Соответствует дате составления корректировочного счета фактуры (строка 1)
Наименование экономического субъекта, составившего документ
Отражается в строках 11 и 15 или в печатях сторон
Содержание факта хозяйственной жизни
Отражается как в составе показателей корректировочного счета-фактуры (в строках 2, 2а, 3, 3а, и в графе 1), так и в строках 5, 6, 7 (то есть, в блоке, который относится к первичному учетному документу);
Величина натурального и (или денежного) изменения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения
Отражается в графах 2–6, 9 счета фактуры и строке 4.
Наименование должности лиц, ответственных за оформление
Строка 10 для продавца, 14 — для покупателя.
Подписи ответственных лиц
Строка 10 для продавца, 14 — для покупателя.
Случаи оформления УКД
В комментируемом Письме налоговики обобщили случаи оформления УКД. Мы приведем их в Таблице 2.
Таблица 2. Когда применятся УКД
Применяется
Не применяется
Для оформления изменения общей стоимости ранее произведенной (надлежащим образом документированной) поставки из-за изменения цены (тарифа) и (или) изменения количества (объема) ценностей, в том случае, когда предложение о таком изменении исходит от продавца и:
— либо требует согласия покупателя;
— либо не требует согласия покупателя, так как возможность изменения стоимости была согласована предварительно.
Во всех случаях возврата товаров, для которых установлен специальный порядок выставления и регистрации счетов-фактур, к примеру:
— возврат принятых к учету товаров покупателем (плательщиком НДС), сопровождающийся выставлением покупателем счета-фактуры, как при реализации товаров (письмо ФНС России от 05.07.12 № АС-4-3/11044@);
— возврат всей партии товаров, не принятых на учет покупателем (плательщиком НДС) при котором продавец регистрирует в книге покупок собственный счет-фактуру, выставленный при отгрузке товаров (письмо ФНС России от 11.04.2012 № ЕД-4-3/6103@).
Для документирования продавцом согласия с претензией покупателя при выявлении покупателем расхождения по количеству и качеству ценностей при их приемке, в случае, если документ о расхождениях (односторонний акт) представителем продавца не подписывался.
Если изменение стоимости отгрузки обусловлено исправлением ошибки, допущенной продавцом в первоначальном комплекте документов (УПД, иного первичного документа на отгрузку и счета-фактуры).
Поле «Статус» в УКД
В левом верхнем углу УКД есть поле «Статус». В это поле можно вписать или «1» или «2». В зависимости от присвоенного статуса меняется и назначение УКД:
Статус «1»
Статус «2»
При статусе «1» в УКД отражаются все обязательные показатели первичных учетных документов и корректировочного счета-фактуры. В таком случае УКД может применяться одновременно:
— в качестве первичного учетного документа;
— в качестве корректировочного счета-фактуры.
При статусе «2» УКД может использоваться в качестве первичного учетного документа, подтверждающего изменение стоимости ранее отгруженных ценностей. В таком случае не заполняются (или ставятся прочерки) в показатели, которые обязательны для корректировочного счета-фактуры, например:
— «к счету-фактуре (счетам-фактурам) №. от. с учетом исправления №. от. » (строка 1б);
— «В том числе сумма акциза» (графа 6);
— «Налоговая ставка» (графа 7).
Заметим, что статус документа, по сути, носит лишь информационный характер. Если ошибиться и поставить статус «2», но заполнить все поля УКД, то такая ошибка не лишит продавца и покупателя права на налоговый вычет.
Подписание УКД и проставление печатей
В первом блоке УКД, дублирующем корректировочный счет-фактуру, предусмотрены подписи:
Подписи в этих строках должны проставляться обязательно. Таково требование пункта 6 статьи 169 НК РФ, предъявляемое к заполнению корректировочных счетов-фактур (разумеется, если УКД присвоен статус «1» и планируется получить налоговый вычет). Если же планируется использовать УКД только как первичный документ (со статусом «2»), то проставлять подписи в первом блоке не нужно. В этом случае подписи сторон нужно проставить в нижней части УКД.
Заметим, что формой УКД предусмотрено место для проставления печатей (со стороны продавца и покупателя). Однако печать не является обязательным реквизитом первичного учетного документа, поэтому отсутствие печати не является препятствием как для вычета НДС, так и для документального подтверждения расходов для целей налога на прибыль. При этом если проставить печать, то полное наименование продавца и покупателя (строки 11 и 15) можно не заполнять.
Дополнительные графы и строки
В УКД можно встретить графы и строки, которые не обязательны для заполнения, например:
С полным перечнем граф и строк и их описанием можно ознакомиться в приложении № 3 к письму № ММВ-20-15/86@. Скажем лишь, что принимать решение о внесении информации в «необязательные» графы налогоплательщик вправе самостоятельно.
Формат электронных документов
На электронный документооборот (ЭДО) с контрагентами уже переведены основные типы документов. Для них ФНС России разработала требования к форматам. Разбираемся, что важно отразить в документах и на какую законодательную базу опираться.
Электронные документы делятся на формализованные и неформализованные. Формализованными называют документы с расширением xml, формат которых разработан ФНС. Обработка таких документов в налоговой происходит автоматически, так как их структура для ЭДО неизменна.
Если организация самостоятельно определяет формат своих документов, они считаются неформализованными. Формат может быть любой: docx, pdf, jpg и др. Юридическая значимость таких документов подтверждается квалифицированной электронной подписью (КЭП), что позволяет отправлять их контрагентам по ЭДО.
В Диадоке все документы соответствуют требованиям налоговой
Формат документов в ЭДО
Формат каждого формализованного документа прописывается в приказах ФНС. Сегодня для ЭДО законодательно утвержден xml-формат. Контрагенты могут выгружать документы из информационной системы в удобном для них формате. Однако для ФНС придется приводить их к утвержденному виду.
Приведем основной перечень документов, которые поддерживают формат xml в ЭДО.
Счет-фактура
В счете-фактуре прописывается сумма НДС, которую продавец включает в стоимость отгруженного товара.
Порядок обмена утвержден приказом Минфина от 05.02.2021 № 14н.
Формат счетов-фактур для ЭДО установлен приказом ФНС от 19.12.2018 № MMB-7-15/820@.
Универсальный передаточный документ (УПД)
УПД нужно использовать при объединении всей информации из первичного учетного документа и счета-фактуры. Документ может быть односторонним или двусторонним. В первом варианте в УПД содержатся вся информация по сделке и подпись продавца. Во втором еще отражены реквизиты покупателя и его подпись.
Формат УПД для ЭДО определяется тем же приказом ФНС, что и для счетов-фактур.
Корректировочный счет-фактура
В некоторых случаях в выставленных документах могут измениться цена, количество товара или услуги. Для фиксации этих изменений существует корректировочный счет-фактура — в нем прописывают разницу между суммами и рассчитывают новый размер НДС.
Для регулирования формата корректировочного счета-фактуры ФНС выпустила приказ от 12.10.2020 № ЕД-7-26/736@.
Акт приемки-сдачи работ (услуг)
Это первичный учетный документ, с помощью которого подтверждается выполнение работ или услуг по договору. Сам акт может состоять из одного или двух xml-файлов, они содержат информацию об исполнителе и заказчике.
Формат акта по ЭДО не унифицирован, но закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» устанавливает обязательные реквизиты для документа. Тем не менее ФНС рекомендует два формата электронных актов, которые описаны в приказах от 19.12.2018 № ММВ-7-15/820@ и 30.11.2015 № ММВ-7-10/552@.
Товарная накладная
С помощью накладной система ЭДО фиксирует передачу товарно-материальных ценностей между организациями. Форма называется ТОРГ-12 и не считается обязательной. Документ состоит из двух файлов — сведений со стороны продавца и покупателя.
Формат накладной в ЭДО утвержден приказами ФНС от 19.12.2018 № ММВ-7-15/820@ и 30.11.2015 № ММВ-7-10/551@.
Универсальный корректировочный документ (УКД)
В таком формате совмещены корректировочный счет-фактура и документ об изменении стоимости работ или товаров. Электронный УКД может быть как односторонним, так и двусторонним — варианты такие же, как у УПД.
Отправка УKД возможна только через оператора ЭДО в формате, утвержденном приказом ФНС от 12.10.2020 № ЕД-7-26/736@.
Подключайтесь к Диадоку и обменивайтесь формализованными и неформализованными документами
Законодательная база
Использование технологий ЭДО регламентируется рядом законов:
Форматы документов регламентируются в ЭДО приказами ФНС. Сам электронный документооборот становится обязательным для компаний. Это касается маркировки и прослеживаемости товаров, а также электронной отчетности и ЭДО в госзакупках.
Вопрос-ответ
В каком формате выгружать и отправлять документы для ЭДО?
При отправке документов через оператора ЭДО необходимо сохранить файл в формате xml, который составлен по требованиям приказов ФНС России. Такие документы принимают в налоговой и судах, их не нужно распечатывать на бумаге.
Неформализованные документы используют для ЭДО между контрагентами в формате doc, xlsx, pdf, jpg и др. Для этого их нужно подписывать квалифицированной электронной подписью. Чтобы сдать такие документы в ФНС, придется выполнить больше действий:
Это приводит к трате ресурсов компании: времени сотрудников, бумаги, картриджей для принтера.
Какая связь у видов и форматов документов ЭДО?
Все формализованные документы имеют формат xml, а неформализованные — любой другой.
Какие были изменения в требованиях к форматам и формам документов в 2021 году?
В конце 2020 года вышел приказ ФНС России № ЕД-7-26/736@, который определил новые требования для формата УКД и корректировочного счета-фактуры с 1 октября 2021 года. Изменения внесли для соответствия документов требованиям систем прослеживаемости и маркировки.
Новая форма счета-фактуры стала действовать с начала работы системы прослеживаемости. С 8 июля 2021 года на импортируемые партии товаров обязательно назначают регистрационный номер (РНПТ). Из-за этих изменений в бумажных счетах-фактурах появились строка 5а для сведений о документе на отгрузку и графа 1 для номера записи.
Контрагенты могут заполнять электронный счет-фактуру в соответствии с требованием приказа ФНС РФ от 19.12.2018 № ММВ-7-15/820@.
Почему формат xml нельзя загружать в систему ЭДО?
В Диадоке такое может произойти из-за того, что формат документа устарел и не соответствует действующим приказам ФНС России. В этом случае система выдает предупреждение и предлагает исправить файл в соответствии с новыми требованиями. Иначе налоговая не примет его.
Выгружать документы из системы ЭДО также удобнее в формализованном виде. Если в учетной системе компании их создают в других форматах, то для передачи по ЭДО необходимо конвертировать УПД и прочие документы в формат xml. Диадок справляется с этой задачей с помощью коннектора «Доставка». Документы, которые создаются прямо в системе ЭДО, автоматически соответствуют установленному формату.
Поможем организовать работу с формализованными документами
Универсальный передаточный документ – альтернатива счету-фактуре и накладной
Для чего был разработан универсальный передаточный документ
Статья актуализирована 14.06.2018г.
Многие реквизиты в счете-фактуре и первичном документе (например, накладной) дублируются. Потребность в едином документе, который позволил бы снизить издержки на обработку информации, назрела уже давно. Но с правовой точки зрения это стало возможно лишь в 2013 году, когда вступил в силу Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», который отменил обязательное применение унифицированных форм первичных документов.
Вслед за ним бухгалтерскому сообществу на форуме ФНС России был предложен для обсуждения проект такого документа (ранее он назывался единый отгрузочный документ).
При разработке проекта формы ФНС России принимала во внимание мнения экспертов в этой области, в частности, специалистов фирмы «1С».
В результате работы над проектом появился единый документ, который ФНС разместила на своем официальном сайте 22 октября 2013 г. – приложение к письму от 21.10.2013 № ММВ-20-3/96@ «Об отсутствии налоговых рисков при применении налогоплательщиками первичного документа, составленного на основе счета-фактуры». В письме налоговики предлагают применять форму универсального передаточного документа (УПД), приводят перечень операций, для оформления которых можно его использовать, а также дают рекомендации по заполнению отдельных реквизитов формы. Текущее законодательство позволяет применять документ уже сейчас.
Зачем нужен УПД
На основании универсального передаточного документа можно вести бухучет, списать затраты по налогу на прибыль, а также заявить налоговый вычет по НДС. Такое объединение функций вполне логично и закономерно, так как надлежаще оформленные первичные учетные документы необходимы не только для бухгалтерского, но и для налогового учета.
Приведем для примера отдельные положения, которые определяет налоговое законодательство для заявления вычетов по НДС:
А вот какая роль отводится первичным документам при исчислении налога на прибыль:
Напомним, что требования к первичным учетным документам изложены в статье 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». В части 1 этой статьи сказано, что каждый факт хозяйственной жизни должен быть оформлен первичным учетным документом (ч. 1 ст. 9). В части 2 перечислены обязательные реквизиты:
Формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9). Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе или при использовании ЭДО в виде электронного документа, подписанного электронной подписью (ч. 5 ст. 9).
В каких случаях можно использовать УПД
За основу при создании универсального первичного документа был взят счет-фактура. Форма счета-фактуры была дополнена обязательными реквизитами, установленными Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Это не противоречит нормам 21 главы НК РФ (письма ФНС России от 23.08.2012 № АС-4-3/13968@, от 12.03.2012 № ЕД-4-3/4061@).
Применяться универсальный передаточный документ может для оформления следующих операций:
УПД может использоваться и как совмещенный документ (первичный и счет-фактура) и как только первичный учетный документ.
Заметьте, использовать новую форму в документообороте не обязательно! Организации и предприниматели могут по-прежнему применять любые другие документы, соответствующие требованиям статьи 9 Закона № 402-ФЗ.
Что включает в себя УПД
Рассмотрим подробнее универсальный передаточный документ (УПД).
Видно, что форма счета-фактуры, утвержденная постановлением №1137, «встроена» в УПД, обведена жирной линией и не претерпела никаких изменений. Помимо показателей счета-фактуры в документе также содержатся семь обязательных реквизитов первички, поименованных в ч. 2 ст. 9 Закона №402-ФЗ:
Что такое статус УПД
В универсальном передаточном документе есть реквизит Статус. Его значение может быть «1» или «2». Если в поле Статус указать «1», то документ применяется одновременно в качестве счета-фактуры и первички.
Если значение статуса равно «2», то УПД будет использоваться только в качестве первичного учетного документа. УПД со статусом «2» могут смело применять «упрощенцы», так как выставление такого документа не приводит к возникновению обязанности по исчислению и уплате НДС. Кроме этого, документ со статусом «2» может применяться при отгрузке товаров комитентом комиссионеру.
Если статус документа «2», то поля, установленные в качестве обязательных исключительно для счета-фактуры, могут не заполняться:
Как присвоить номер УПД
Номер передаточного документа зависит от его статуса.
Напомним: налоговое законодательство предъявляет определенные требования к порядку нумерации счетов-фактур. Так, при выставлении счета-фактуры в строке 1 должен быть обязательно указан его порядковый номер (п.5 ст.169 НК РФ, пп.«а» п.1 Правил заполнения счетов-фактур, утв. Постановлением № 1137). Номера счетов-фактур, в т.ч. корректировочных и авансовых, присваиваются в хронологическом порядке (письмо Минфина РФ от 10.08.2012 № 03-07-11/284). Кроме этого, определен специальный порядок нумерации счетов-фактур обособленными подразделениями (участником товарищества, доверительным управляющим).
Что касается требований к первичному бухгалтерскому документу, то номер не перечислен среди его обязательных реквизитов (ст. 9 Закона № 402-ФЗ). Исходя из этого:
Как заполнить дату УПД
В рекомендуемой форме универсального передаточного документа мы видим три даты:
Вспомним, как законодательство увязывает дату составления счета-фактуры, момент определения налоговой базы и возникновение права на вычет у покупателя. В соответствии с п.5 ст.169 НК РФ, пп.«а» п.1 Правил заполнения счетов-фактур:
Рассмотрим теперь возможные варианты проставления дат в передаточном документе:
Кто ставит подпись в УПД
Кто и в каких строках должен подписывать универсальный передаточный документ? Строки «Руководитель организации или иное уполномоченное лицо», «Главный бухгалтер или иное уполномоченное лицо» заполняются всегда согласно ст. 169 НК РФ, Приложению № 1 к Постановлению № 1137. Нет исключения для заполнения этих строк и при применении статуса «2».
В строке 10 указывается должность, инициалы и подпись лица, отгрузившего товар, или уполномоченного подписывать акты передачи результатов работ (услуг, имущественных прав) от имени организации или предпринимателя. Если это лицо совпадает с лицом, уполномоченным подписывать счет-фактуру, то может указываться только должность и инициалы без повторения подписи.
В строке 13 нужно указать должность, инициалы и подпись человека, ответственного за правильное оформление факта хозяйственной жизни, со стороны продавца. Если это это тот же человек, кто указан и в строке 10, то в строке 13 можно указать только должность и инициалы без повторения подписи.
В строке 15 нужно написать должность, инициалы и подпись лица, получившего товар, или лица, уполномоченного подписывать акты передачи результатов работ (услуг, имущественных прав) от имени экономического субъекта.
В строке 18 указывается должность, инициалы и подпись лица, ответственного за правильное оформление факта хозяйственной жизни, со стороны покупателя. Если это лицо совпадает с лицом, указанным в строке 15, то может указываться только должность и инициалы без повторения подписи.
Обратите внимание: проектом Федерального закона № 192810-6 «О внесении изменений в Федеральный закон от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»» (в редакции от 14.06.2013, принятой Государственной Думой во втором чтении) предложено внести изменения в статью 9 Закона. Поправки в часть 1 статьи 9 ужесточают требования к первичным учетным документам. В частности, «не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие место факты хозяйственной жизни, мнимые и притворные сделки».
Изменения, вносимые в часть 3 статьи 9, разграничивают меру ответственности лиц, подписывающих первичные учетные документы. Так, «лицо, ответственное за правильность оформления факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных. Лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственность за правильность оформления фактов хозяйственной жизни».
Наименование экономического субъекта и печать
В строке 19 нужно указать сведения о хозяйствующем субъекте, составившем документ со стороны покупателя (заказчика), в том числе сведения о лице, ведущем бухгалтерский учет покупателя.
Печать на универсальном передаточном документе не нужна. Во-первых, она не предусмотрена для счета-фактуры (исключена из п. 6 ст. 169 НК РФ с 01.01.2002). Во-вторых, она не является обязательным реквизитом первичного учетного документа. Поэтому отсутствие печати в УПД не будет препятствием, как для вычета НДС, так и для документального подтверждения расходов для целей налога на прибыль.
Однако, если на документе будет стоять печать, имеющая в своем составе полное наименование экономического субъекта, составившего документ, показатели строк 14 и 19 можно не заполнять.
Поля, которые заполнять не обязательно, но полезно
В универсальный передаточный документ введены дополнительные поля, которые необязательны для заполнения, но, могут быть удобны для пользователей. К дополнительным относятся следующие поля УПД:
Как заполнить УПД в программе «1С:Бухгалтерия 8»
Пользователи системы «1С:Предприятия 8» уже сегодня могут использовать в работе универсальный документ, который заполняется в соответствие с данными ФНС рекомендациями. Его форма реализована в следующих программах системы «1С:Предприятие»:
В программе «1С:Бухгалтерия 8» универсальный передаточный документ включен в список печатных форм для документов реализации и выданных счетов-фактур на реализацию.
Распечатать УПД со статусом «1», можно на основании счета-фактуры, который был зарегистрирован для документа отгрузки в информационной базе. При нажатии на кнопку Печать нужно выбрать Универсальный передаточный документ. Программа автоматически заполняет реквизиты УПД по данным учетной системы, однако некоторые показатели придется заполнить в режиме редактирования.
Как исправить УПД в «1С:Бухгалтерии 8»
Если в универсальном передаточном документе обнаружена ошибка, необходимо на основании исправляемого документа реализации сформировать документ Корректировка реализации с видом операции Исправление в первичных документах. Нужно внести исправления, затем зарегистрировать счет-фактуру на исправление. После этого можно выбрать печатную форму документа: либо счет-фактуру, либо УПД. В УПД в строке (1а) будет указана дата и номер исправления.
Корректировка реализации и УПД
Как видим, введение в документооборот пользователя универсального передаточного документа совсем не обременительно, зато имеет очевидные плюсы. К примеру, оно позволит: