что такое универсал человек
Универсальный человек
Формально говоря, понятия «универсальный человек» (лат. homo universalis ), «энциклопедист» могут относиться к кому-либо, кто много знает (так трактует, например, словарь Владимира Даля), но такой характеристике в современном языке более соответствует термин эрудит.
Известные полиматы
Примечания
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Универсальный человек» в других словарях:
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ — УНИВЕРСАЛЬНЫЙ, универсальная, универсальное; универсален, универсальна, универсально (от лат. universalis всеобщий). Разносторонний, охватывающий многое. Универсальные знания. Универсальный человек. || Пригодный для многого, с разнообразными… … Толковый словарь Ушакова
Универсальный M113 — Легкий универсальный плавающий транспортер, созданный в 1960 х годах для нужд армии США, с экипажем из двух человек, бронированный алюминиевыми плитами, способный перевозить десантное отделение численностью до 11 человек, а также служить… … Энциклопедия техники
ЧЕЛОВЕК — универсальный символ жизни, посредник между небом и землей, выражение основных космических принципов. Согласно Библии (Книга Бытия), определение человека дается исходя из его отношения к Богу, по образу и подобию которого он был сотворен. Человек … Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия
универсальный тренажер — Тренажер оператора СЧМ, предназначенный для подготовки операторов СЧМ к выполнению идентичных результирующих действий в различных СЧМ. [ГОСТ 26387 84] Тематики система Человек машина … Справочник технического переводчика
универсальный — ая, ое; лен, льна, льно. [от лат. universalis всеобщий] 1. Охватывающий всё, многое; всеобъемлющий. У ое явление. У. закон природы. // Пригодный для многих целей, с разнообразным назначением. У. станок. У. магазин. У ое средство. 2. Обладающий… … Энциклопедический словарь
Универсальный тренажер — 39. Универсальный тренажер Тренажер оператора СЧМ, предназначенный для подготовки операторов СЧМ к выполнению идентичных результирующих действий в различных СЧМ Источник: ГОСТ 26387 84: Система «Человек машина». Термины и определения… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Молот (Универсальный Дворец спорта, Пермь) — Универсальный Дворец спорта «Молот» 58.024192, 56.29622 … Википедия
ГОСТ 26387-84: Система «Человек-машина». Термины и определения — Терминология ГОСТ 26387 84: Система «Человек машина». Термины и определения оригинал документа: 41. Автономный тренажер Тренажер оператора СЧМ, функционирующий без СЧМ Определения термина из разных документов: Автономный тренажер 43.… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Люди Возрождения в XXI веке: кто такие полиматы, чем они лучше остальных и как стать одним из них
Людей, которые были талантливы в нескольких сферах одновременно, в период Возрождения называли «полиматами» (от греч. πολυμαθής — «многознающий»). Один из первых, кого исследователи единогласно зачисляют в эту славную когорту, — Леонардо Да Винчи, художник, скульптор, архитектор, физик, философ, геолог и биолог. Многие известные личности были «универсалами»: Томас Эдисон, Мария Кюри, Ричард Фейнман, Ньютон, Птолемей, Аристотель. Самые успешные предприниматели нашего времени — Билл Гейтс, Стив Джобс, Уоррен Баффетт, Ларри Пейдж, Джефф Безос — специалисты в нескольких областях. А вы?
Малкольм Гладуэлл в своей книге «Гении и аутсайдеры» сформулировал популярный ныне тезис: чтобы стать экспертом в какой-либо сфере, необходимо 10 000 часов практики. Полиматы же действуют по-другому: они не зацикливаются на чем-то одном, а захватывают нужные им навыки сразу в нескольких областях, чтобы потом применить их в нише, где конкуренции практически нет.
Например, сотни лет социология и биология существовали как самостоятельные науки. До 70-х годов прошлого века никто не догадался заниматься ими параллельно, и энтомолог Эдвард Уилсон буквально изобрел социобиологию — дисциплину, изучающую связь между эволюцией и поведением человека.
Илон Маск совместил интерес к физике, инженерии, программированию, дизайну, производству и бизнесу, чтобы создать несколько многомиллионных компаний в совершенно разных областях.
Он обладает нестандартным набором не только навыков, но и личных качеств, таких как осторожность, ненасытность, эмоциональность и самодисциплина. Чарлз Дарвин тоже был полиматом: в работе над знаменитой теорией эволюции ему понадобились знания в области геологии, естествознания, вулканологии и биологии.
«Не распыляйся», «найди свое призвание», «стань специалистом в одной нише» — все эти академические установки постепенно уходят в прошлое. Сегодня стремление попробовать себя в разных сферах и обзавестись соответствующими навыками уже не слабость, а преимущество. Главным принципом «универсалов» становится комбинация увлечений, которые на первый взгляд слабо сочетаются между собой.
Так, Стив Кэмб, большой фанат сериалов о супергероях и физической активности, придумал Nerd Fitness — платформу, помогающую гикам полюбить тренировки. Стив создает команды «супергероев», которые набираются сил, чтобы объединиться в борьбе с таинственной организацией, пропагандирующей нездоровое питание и прокрастинацию.
Современные карьерные гуру учат, что если вы хотите преуспеть, то у вас есть два пути: стать лучшим в одной сфере — или неплохо, на среднем уровне, разбираться в двух и более областях.
В первом случае успех маловероятен. Давайте честно: вы вряд ли войдете в десятку лучших хоккеистов планеты или запишете платиновый альбом. Второй вариант выглядит значительно проще. Каждый из нас припомнит как минимум пару занятий, в которых он умеренно хорош. Возьмите, например, Дюрана, создателя комиксов. Его техника рисования далека от совершенства, но, сочетая ее с оригинальным юмором и нестандартными сюжетами, он сумел добиться популярности среди интернет-пользователей.
То же самое можно сказать и об академических исследованиях. Социолог Брайан Уцци проанализировал около 26 миллионов научных статей и выяснил, что наиболее важные работы последних лет были написаны не одним человеком, а командами ученых. Работа в группе побуждала людей действовать изобретательно и привносить в проекты знания из сторонних областей. Даже свое социологическое исследование Уцци провел в паре с коллегой-экономистом, анализируя групповое поведение в комплексе с индивидуальными рациональными решениями.
Суперспособности полиматов
Писательница и полимат Эмили Вопник в своей TED-лекции упоминает три суперсилы универсального человека.
1. Синтез идей
Позволяет «скрестить» две сферы и образовать новую. Создатели ювелирного бренда Meshu совместили свою любовь к картам, математике и дизайну и придумали украшения на основе мест, в которых вы побывали.
2. Быстрое обучение
Если полимат начинает по-настоящему интересоваться какой-то областью, он погружается в нее с головой. Этих людей не смущает ощущение «новичка», они испытывают его всегда, когда берутся за что-то в первый раз. Поэтому им не так страшно пробовать новое и выходить из зоны комфорта, в отличие от тех, кто специализируется только на одной области. Полученные знания полиматы применяют в не связанных друг с другом сферах — и находят ниши, которые никто не догадался заполнить до них. Так что не бойтесь заниматься тем, что вам показалось новым и интересным, — приобретенные навыки могут понадобиться в совершенно неожиданных ситуациях.
3. Способность быстро адаптироваться
Этим ценным качеством обладают, например, футболисты сборной Исландии. Конечно, игроков нельзя назвать совсем уж любителями, но у многих из них есть основная профессия, которой они посвящают немало времени.
Вратарь Ханнес Халльдоурссон по совместительству режиссер, ассистент тренера Хеймир Хадльгримссон — дантист, а нападающий Йон Дади Бодварссон на старте карьеры подрабатывал в порту.
Сегодняшний мир меняется очень быстро и непредсказуемо, поэтому наиболее ценны те, кто способен быстро перестраиваться и приспосабливаться к обстоятельствам. Чем больше у вас будет опций для карьерного развития, тем лучше.
Еще одна отличительная черта полиматов — их пытливость. Актер, писатель, комик и эрудит Стивен Фрай говорит, что люди многих талантов становятся таковыми из-за своей любознательности. Самое важное — это желание получать информацию всегда и везде, начальный импульс. А багаж знаний сродни весу, который можно набрать незаметно для себя.
Как стать полиматом
Сейчас стать полиматом проще, чем когда-либо. Качество знаний во всех отраслях растет, а доступ к базам данных получить довольно просто: для этого вам нужно только конкретизировать свои запросы. Кроме того, осваивать новые навыки стало легче легкого из-за огромного количества контента от специалистов в самых разных областях. Не важно, чему именно вы хотите научиться — вязанию, готовке или хип-хопу, — на ютубе уже есть пара сотен видео на любую тематику. Прибавьте к этому многочисленные онлайн-курсы, открытые лекции и мастер-классы. Всё, что требуется от вас сейчас, — это время (и оплаченный интернет).
Раньше героине ролика пришлось бы искать студию дабстепа, тратиться на спортивную форму и покупать диски с видеоуроками. А ютуб помог ей сделать это бесплатно
Что общего у этих профессий: разработчик приложений, эсэмэмщик, инженер беспилотных автомобилей, специалист по облачным вычислениям, аналитик больших данных? Еще 15 лет назад ни одной из них не существовало.
Представляете, что было бы, если бы вы могли вернуться назад во времени? Вы стали бы специалистом в этих профессиях и зарабатывали миллионы! Но не нужно сокрушаться, у вас всегда есть возможность получить навыки в самых неожиданных областях, даже если сейчас они кажутся малополезными.
Прекрасный пример полимата — Симона Герц, «королева хреновых роботов». Она совместила свою любовь к программированию и стендап-выступлениям и создала видеоблог о провальных «умных» механизмах, которые должны помогать с повседневными делами. Как правило, они только всё портят, но смотреть на это безумно весело. А еще Симона мечтает полететь в космос, и, пока NASA не отвечает на ее твиты, она придумала программу «DIY-астронавт».
Какие умения будут цениться через 20 лет
Вы знаете? Вот именно. Никто не знает. Возникает логичный вопрос: стоит ли тратить силы на всё подряд?
Еще как стоит! За счет умений и знаний, которые можно получить в разных сферах, полиматы защищают себя от потери профессии. Быстрое развитие технологий не всегда позволяет четко представить, не заменят ли нас роботы в нашей сфере. Полиматы же могут скомпоновать навыки основной деятельности и применить их для самосовершенствования в других областях.
Узкопрофильные специалисты рискуют стать заложниками своего успеха. У них есть ограниченный набор умений, репутация и неплохой достаток. Но их карьера всегда находится под угрозой.
Со временем профессии устаревают или развиваются, а уже признанному специалисту часто бывает неинтересно следить за новейшими открытиями. Полиматы же, наоборот, всегда в авангарде и идут в ногу со временем.
Универсальный человек
Требования сегодняшнего дня предполагают предельную социальную мобильность. Несмотря на теоретическую понятность такой формулировки, на практике это совершенно новые условия существования
Будь Леонардо да Винчи нашим современником, его бы, разумеется, бесконечно ругали за разбросанность. Предлагали бы как-то уже определиться с профессией — чай, не мальчик. Однако в кризисной обстановке он бы сориентировался быстрее всех: сократили художника — обернулся инженером, изгнали из НИИ — пошел бы в оркестр. Нынче отличное время для появления универсального человека. Оно продиктовано не призрачными этическими идеалами, а суровой экономической необходимостью.
Полигамия в профессиональной сфере традиционно вызывала подозрения. Если уж перебежчик из одной конторы в другую в рамках одного занятия обидно именовался «летуном», то что говорить о прыгунах в другую сферу деятельности. И хотя это советское словцо давно вышло из употребления, отношение-то осталось. Когда представляют собеседника — в гостях ли, в журнале или в телевизоре — как литератора, аниматора и ресторатора одновременно, как-то сомневаешься: не с великим ли комбинатором имеешь дело?
Между тем представляют так все чаще и чаще. То знакомый редактор вдруг окажется еще и ювелиром. То маркетолог обернется мыловаром. То айтишник предстанет учителем сальсы. То шустрая пиарщица оставит светскую жизнь и уйдет в гувернантки. В свою трудовую книжку уже даже и не заглядываешь — там давно удивительное видовое разнообразие. И не то чтобы какая-то эстетская игра на понижение — просто идешь туда, где есть что ловить.
Теперь-то уже ясно, что кризис переформатировал целые отрасли, повыбрасывав многих сотрудников за борт и затуманив перспективы возвращения. Конкуренция выросла, зарплаты упали, а кушать, как гласит народная мудрость, хочется всегда.
Требования сегодняшнего дня предполагают предельную социальную мобильность. Несмотря на теоретическую понятность такой формулировки, на практике это совершенно новые условия существования. Хотя узкая специализация была нам, в общем-то, чужда и раньше, официальную профессию полагалось иметь все-таки одну. По крайней мере в каждый конкретный момент времени, который по инерции растягивался на годы. Отсюда, кстати, и вечный абитуриентский надрыв с его выбором судьбы, и кризис тридцатилетия (и уж тем более — сорокалетия) с невозможностью обнулиться.
Перестраиваться, как ни странно, приходится, скорее, психологически — особых трудностей с освоением запасных профессий нет. Уже лет десять как в моде всяческие хобби, днем с огнем не сыщешь нынче человека, который бы ничем не увлекался. При определенных условиях эти увлечения не только окупают финансовые вложения (обычно хобби недешевы), но и могут приносить доход. От классических кройки и шитья до экзотических — китайской живописи, боди-арта или танцев живота: подучившись, можно продавать свои работы и навыки или даже взять учеников — желающие находятся в любые времена.
К тому же у многих вторая профессия была и раньше. Иногда — смежная: тысячи специалистов преподают без отрыва от производства. Иногда — совершенно иная: в конце концов, даже самый бесполезный менеджер какого-либо звена в состоянии трудиться таксистом. Очевидно, что в предлагаемых обстоятельствах многообразие навыков станет конкурентным преимуществом. И, кроме того, не придется утаивать от потенциального работодателя свои параллельные занятия, чтобы не показаться ему попрыгуньей-стрекозой.
Однако нынешний «универсальный человек» принципиально отличается от своего постперестроечного предшественника. В начале 90-х радикальная социальная мобильность — из инженеров в «челноки» — была для множества людей чуть ли не единственным способом выживания. Сегодня можно быть востребованным в разных качествах одновременно, не сжигая мосты и не эмигрируя в новую профессию со всеми потрохами. Ситуация не слишком благосклонна к новым бизнес-проектам, зато благоволит к разноплановым умениям, вторым и даже третьим профессиям. Теперь за двумя зайцами погонишься — и поужинаешь, и согреешься.
Фото: Валерий Горохов для «РР»; иллюстрация: Александра Новоженова
Универсальность Универсал Универсальный
Лучше иметь одну блестящую грань, чем быть всесторонне тусклым
Музыка — универсальный язык человечества.
Смерть более универсальна чем жизнь — все умирают, но не все живут.
Универсальность как качество личности – способность обладать разными знаниями, навыками, выполнять разнообразные функции; проявлять разносторонность, широту кругозора; всеобъемлюще охватывать какие-то проблемы.
Однажды Учитель собрал всех учеников и спросил их: — Что вы умеете делать, кроме того, чем занимаетесь сейчас? — Ты имеешь в виду Школу? — улыбнулся один из учеников. — Молодец! — похвалил его Учитель и уточнил вопрос. — Что вы умеете делать, кроме того бизнеса, ради которого пришли в Школу? Часть учеников рассказала, что они умеют. Оказалось, что кто-то умеет чинить механизмы, некоторые разбираются в бухгалтерии, оказалось даже, что один из учеников в прошлом был ветеринаром и лечил животных. Однако около половины признались, что не владеют никакими другими навыками, кроме умения продавать. Тогда Учитель сказал этим ученикам, чтобы они покинули Школу Пути до тех пор, пока не овладеют каким-то новым умением. Прошло около полугода, все эти ученики снова вернулись в Школу. Через какое-то время они поинтересовались у Учителя, для чего это было нужно. — Когда ты знаешь, — сказал Учитель, — что универсален, что в любой момент можешь бросить продажи и заняться чем-то другим, ты лучше относишься к продажам. И они к тебе. Доподлинно известно, что с тех пор в Школу принимались лишь те, кто уже имеет «посторонние» навыки. Это наглядно демонстрирует динамичность Учителя, доказывая, что он не придерживался раз и навсегда заведённых им же правил, а всегда готов был что-либо изменить. Конечно, к лучшему.
Универсальность – это претензия на энциклопедичность, разносторонность и общезначимость. Универсальность – это стремление постигнуть всё, объять необъятное, охватить все явления природы и духа. Во времена Леонардо да Винчи, Михаила Ломоносова и Вольтера задача всеохватности человеческих знаний была, в какой-то степени, по плечу людям гениальным, одержимым и одаренным. В современных условиях, когда знание стремительно специализируется, невозможно быть искусным мастером, универсальным специалистом даже в пределах одной науки. Трудно представить в одном лице нейрохирурга, патологоанатома и педиатра.
Великий русский ученый К.А. Тимирязев писал: «Надо знать обо всём понемножку, но всё о немногом». То есть нужно быть подлинным профессионалом в деле, которому ты служишь, в деле, где реализуется твоё жизненное предназначение, где ты можешь принести наибольшую пользу людям и, в то же время, быть всесторонне образованным человеком с планетарным мышлением и неподдельным интересом ко всему происходящему.
Н.В. Гончаренко в качестве важнейших самостоятельных характеристик универсальности выделял: 1. «Качество мировоззрения и творчества, которое характеризуется способностью уловить ритм, гармонию и дыхание мироздания, постичь, часто скрытую закономерную связь причин и следствий, определить доминирующее направление в развитии науки, искусства, духовной жизни…» 2. Способность к различным видам творчества, дополненные широтой кругозора и объемом знаний.
Универсальность настолько исключительна, что о ней вспоминают лишь, когда речь заходит о гениях масштаба Леонардо да Винчи. В его случае стразу становится уместным употребление союза «и»: и живописец, и инженер, и механик, и патологоанатом, и ботаник, и искусствовед. В то же время, чтобы не ослепнуть от универсальности гения, посмотрим более внимательно, может, в его универсальности были и негативные стороны?
Известный автор «Жизнеописания» Леонардо Вазари находит для Леонардо да Винчи эпитет «небесный», но после этого добавляет: «Обладая широкими познаниями и владея основами наук, он добился бы великих преимуществ, не будь он столь переменчивым и непостоянным». Вот здесь мы и видим, какую черную тень образует универсальность для своего обладателя. Оказывается, — как пишет биограф Леонардо — Игорь Михайлов, — при таком разностороннем и неохватном интересе к окружающему миру, столь характерному для любого человека эпохи Возрождения вообще, и довольно-таки продолжительном сроке жизни, отведённым творцу судьбой, Леонардо мало что по-настоящему успел из задуманного им воплотить в реальности.
Тут, конечно, и беспокойная жизнь, начавшаяся столь удачно в одном из центров мировой культуры, во Флоренции, в правление покровителя наук и искусств Лоренцо Медичи, внесла свои поправки. Ведь Медичи был, грубо говоря, олигархом. А у олигархов, как известно, век недолог.
После кончины Леонардо осталось огромное количество записей, сделанных им по разному поводу на различные темы в записных книжках и тетрадях и на отдельных листах, множество рисунков и около десятка живописных полотен. Но, по замечанию Абрама Эфроса, из всех его полотен лишь «Тайная вечеря» — «единственное произведение Леонардо, которое в самом большом смысле слова можно назвать гармоничным». Другие же несут на себе печать незавершенности и дисгармоничности. А «Мона Лиза», по замечанию Лосева, «двусмысленная улыбка-гримаса». Всё это касается не только художественного творчества Леонардо.
Как пишет в своей книге «Эстетика Возрождения» тот же Лосев: «Его научная деятельность не в меньшей степени поражает своим размахом, с одной стороны, а с другой — своей несистематичностью, разбросанностью, фрагментарностью дошедшего до нас наследия, которое и принципиально несводимо к целому».
Не менее пессимистичен в выводах об универсализме Леонардо и итальянский философ Бенедетто Кроче: «…всесторонность его умаляется хотя бы тем, что мы склоны устранять его из области чистой философии, а так же и тем, что, как полагают, он вообще был равнодушен к судьбам своей родины и государств вообще. Аполитичность едва ли совместима с универсальностью».
Впрочем, у современников претензии к Леонардо были ещё более существенными. Они его упрекали в малообразованности. На что Леонардо реагировал весьма болезненно: «Хорошо знаю, что некоторым гордецам, потому что я не начитан, покажется, будто они вправе порицать меня, ссылаясь на то, что я человек без книжного образования. Глупый народ!…Они расхаживают чванные и напыщенные, разряженные и разукрашенные не своими, а чужими трудами…и меня, изобретателя, презирают».
С универсальностью Михаила Ломоносова дела обстояли удачнее. Борис Щергин в книге «Слово о Ломоносове» пишет: «…Диссертации свои сдает ранее сроков. Они блещут творческим проникновением в предмет. Недавно он затеял ученый спор с самим Гагеном об атмосферных осадках. Ломоносов – северный помор, и умозаключения его о плавающих айсбергах прелюбопытны!…»
Ломоносов также отдавал должное этому своему учителю: «…любовь мою к физике и математике переношу я на Вольфа и Эйлера. Это люди отменитые, а не по ихнему немецкому ранжиру поступают. Во студенчестве я от Вольфа всегдашнее снисхождение и добро видал. Немцы любят науку засолить да завялить, и солониною без нужды кормят старого и малого. У Вольфа малые сии едят молоко…»
Этим свойством истинного педагога – уметь преподнести знание не в виде сухарей, дерущих рот, а в виде… «млека и меда», то есть сделать предмет живым и интересным, – этим свойством в высшей степени одарен был сам Ломоносов – «отец наук российских»…
В Марбург Ломоносов заехал по пути, да и прогостил три года. Кроме точных наук, кроме языков и литературы штудировал он здесь новейшую философию. Литературу, прозу и поэзию, Ломоносов любил не как развлечение. Он испытывал и исследовал все, о чем горела душа.
Вот он приехал во Фрейберг учиться горному делу. Из металлургической лаборатории его палкой не выгонишь и пряником не выманишь. Однако в это же время особенно серьезно, внимательно и плодотворно работает он над теорией русского стихосложения. Оценив изящество и звучность стиха французского и немецкого, Ломоносов страстно принялся думать, в какой же склад и лад лучше и глаже укладывается русская поэтическая речь?… Уже было ясно, что латинские и польские вирши, которым доселе подражали русские стихотворцы, не могут оставаться образцами.
Работой над стихом Ломоносов начал одно из великих дел своей жизни – преобразование русского литературного языка. Как раз в это время Россия взяла у турок город Хотин, и Ломоносов послал в Петербург стихи в новом вкусе: «Ода на взятие Хотина». Ода понравилась. Ее поднесли ко двору.
Обыкновенно бывает так: кто посвятил себя поэзии или живописи, тот равнодушен к математике, к физике. Но талант Ломоносова был всеобъемлющ. Вдохновенно любя стихи и поэзию, едва ли не с большим волнением слушал он лекции Генкеля о богатствах земных недр. Мысленному взору юноши представлялись сокровища Урала и Сибири раскрытыми, явленными…»