что такое унифицированные контрольные знаки

Определен образец унифицированного контрольного знака для нового механизма маркировки товаров

С 08.07.2021 вступит в силу новый механизм маркировки товаров. Товары будут маркироваться унифицированными контрольными знаками (УКЗ) или средствами идентификации (СИ). В связи с этим определены образцы (п. 1 постановления Минфина N 34):

— защищенных материальных носителей с нанесенными СИ;

1. УКЗ

УКЗ — это документ с определенной степенью защиты, предназначенный для маркировки товаров (п. 17 Перечня используемых терминов и их определений N 243). Он будут иметь формат 18 х 18 мм и содержать:

— уникальную последовательность символов в машиночитаемой форме, представленную в виде двумерного штрихового кода DataMatrix, включающую в себя переменную информацию, в том числе серию и номер УКЗ.

Напомним, что перечень товаров, подлежащих маркировке УКЗ, установлен в приложении 1 к постановлению N 1030 в ред. от 22.04.2021. Особенности маркировки товаров УКЗ изложены в Положении о маркировке товаров УКЗ.

2. Защищенные материальные носители с нанесенными СИ

Под ними понимаются контрольные (идентификационные) знаки, предназначенные для маркировки товаров по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха» (подсубпозиции единой ТН ВЭД ЕАЭС 4303 10 901 0 — 4303 10 906 0 и 4303 10 908 0) (п. 2 Перечня используемых терминов и их определений N 243). Они будут одного формата 80 х 53 мм, но разные для маркировки предметов одежды из меха:

— произведенных в Республике Беларусь. Для них предусмотрены следующие коды защищенных материальных носителей с нанесенными СИ: 250001 — на самоклеящейся основе; 250002 — на пластиковой основе; 250005 — на текстильной основе;

— импортируемых. Для них предусмотрены следующие коды защищенных материальных носителей с нанесенными СИ: 251003 — на самоклеящейся основе; 251004 — на пластиковой основе; 251006 — на текстильной основе.

Напомним, что сам механизм маркировки предметов одежды из натурального меха с 08.07.2021 не изменится, за исключением последнего этапа (Порядок действий субъектов хозяйствования при маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками с RFID-метками; п. 9 — 11 Положения о маркировке товаров СИ; подп. 3.3 п. 3, п. 7 Положения о системе маркировки):

— описание товаров в межведомственной распределенной информационной системе «Банк данных электронных паспортов товаров» (Банк электронных паспортов товаров) на основании заключенных договоров с научно-инженерным республиканским унитарным предприятием «Межотраслевой научно-практический центр систем идентификации и электронных деловых операций» Национальной академии наук Беларуси;

— приобретение защищенного материального носителя с нанесенным средством идентификации, которым будет являться контрольный (идентификационный) знак (для меховых изделий), у оператора;

— инициализация RFID-метки самостоятельно субъектом хозяйствования, или подчиненными Минфину госорганизациями, осуществляющими деятельность, за которую уполномочен отвечать Департамент государственных знаков Минфина, или Центром систем идентификации;

— маркировка товаров защищенными материальными носителями с нанесенными СИ, которыми будут являться контрольные (идентификационные) знаки;

— передача сведений о нанесенном на товар СИ в систему маркировки (сейчас — в Банк электронных паспортов товаров).

3. Знак защиты

Под знаком защиты понимается документ с определенной степенью защиты, предназначенный для защиты от подделки материального носителя СИ, не содержащего элементы (средства) защиты от подделки (п. 3 Перечня используемых терминов и их определений N 243).

Знак защиты будет иметь формат 18 х 10 мм и содержать:

Данный знак будет наноситься на товар или его упаковку совместно с СИ (п. 3 и 5 Положения о СИ).

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

Источник

Маркировка товаров унифицированными контрольными знаками

С 8 июля 2021 г. вступила в силу новая редакция Указа N 243, которая в том числе заменила ранее действующую систему маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками (КИЗ) на маркировку унифицированными контрольными знаками (УКЗ).

Перечень товаров, подлежащих маркировке УКЗ (далее — товары), утвержден в приложении 1 к Постановлению N 1030. Он состоит из 21 наименования товаров и включает в себя:

— продовольственные товары (например, масло растительное, разлитое в упаковку любой вместимости и предназначенное для употребления в пищу, классифицируемое кодом ТН ВЭД ЕАЭС из 1507 — 1517);

— непродовольственные товары (например, масло моторное, разлитое в упаковку любой вместимости, классифицируемое кодом ТН ВЭД ЕАЭС из 19, из 3403).

При определении, попадает товар в перечень товаров или нет, надо руководствоваться кодом ТН ВЭД ЕАЭС и наименованием товара.

Образец УКЗ установлен в приложении 1 к Постановлению N 34. В отличие от КИЗ унифицированный контрольный знак одинаков для всех наименований товаров.

Если у субъектов хозяйствования на 08.07.2021 остались неиспользованные КИЗ, ими можно продолжать маркировать товары до полного их использования (ч. 2 п. 2 Указа N 9).

Маркировку товаров производят субъекты хозяйствования, осуществляющие (п. 2 Положения о маркировке унифицированными контрольными знаками):

1) ввоз товаров на территорию Республики Беларусь из ЕАЭС, из-за его пределов. Ввозимые из ЕАЭС товары маркируют за пределами республики или на уполномоченных складах. Если товары ввозятся из-за пределов ЕАЭС — на территории Республики Беларусь (на уполномоченных складах, на таможенном складе, СВХ) или за ее пределами;

2) производство товаров на территории Республики Беларусь. Товары маркируют в местах их производства, упаковки (переупаковки), хранения;

3) оптовую и (или) розничную торговлю на территории Республики Беларусь товарами, возвращенными покупателями, и (или) комиссионную торговлю на территории Республики Беларусь непродовольственными товарами на основании договоров комиссии, заключенными с физическими лицами (не являющимися ИП). Маркировка осуществляется до реализации товаров.

Справочно
Под субъектом хозяйствования понимают юридическое лицо Республики Беларусь, иностранную организацию, осуществляющую в Республике Беларусь деятельность через постоянное представительство, ИП (п. 14 приложения 3 к Указу N 243).

Суть маркировки товаров унифицированными контрольными знаками заключается в следующем (п. 3 Положения о маркировке унифицированными контрольными знаками, ч. 2 п. 3 Инструкции о порядке маркировки товаров, подп. 1.1.3 п. 1 приложения 2 к Постановлению N 17):

1) на товар, этикетку или его упаковку наносится УКЗ. К порядку нанесения установлены требования: знак должен быть нанесен таким образом, чтобы четко просматривались его серия и номер. Кроме того, он не должен препятствовать прочтению информации о потребительских свойствах товара;

2) в систему маркировки передается информация об использованных УКЗ и о товарах, на которые они нанесены. Информацию передают субъекты хозяйствования, на которых возложена обязанность маркировать товары УКЗ. Юрлица, иностранные организации, осуществляющие деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, передают ее в виде электронного документа. ИП могут до 01.07.2022 передавать на бумажном носителе (ч. 3 подп. 3.4 п. 3 Положения о функционировании системы маркировки).

Если на товары не нанесены УКЗ или нанесены неправильно либо в системе отсутствуют сведения о таких товарах и нанесенных на них УКЗ или в систему переданы недостоверные сведения, оборот таких товаров на территории Республики Беларусь запрещен. Исключение составляют отдельные товары, поименованные в приложении 1 к Указу N 243 (абз. 2 подп. 2.3 п. 2 Указа N 243). Отметим, что под оборотом товаров понимают ввоз, хранение, транспортировка, использование, получение и передача товаров, в том числе их приобретение, предложение к реализации и реализация на территории Республики Беларусь, а также трансграничная торговля (п. 10 приложения 3 к Указу N 243).

Обратите внимание!
По разъяснению МНС (письмо N 8-2-12/33360 от 14.07.2021) в период с 08.07.2021 по 30.09.2021 субъекты хозяйствования вправе не подавать в систему маркировки информацию об использовании УКЗ (КИЗ).
Подать информацию об использовании УКЗ (КИЗ) для маркировки товаров с 08.07.2021 по 30.09.2021 надо будет:
— не позднее 20.10.2021 — субъектам хозяйствования, за исключением ИП — плательщиков единого налога (далее — ИП);
— не позднее 01.11.2021 — ИП.
Субъекты хозяйствования по 20.10.2021 (ИП — по 01.11.2021) могут осуществлять оборот товаров, маркированных в период с 08.07.2021 по 30.09.2021, независимо от наличия информации об использовании УКЗ (КИЗ) в системе маркировки.

Для более подробного изучения вопросов маркировки товаров нашими экспертами подготовлен Помощник по маркировке товаров унифицированными контрольными знаками. Он состоит из следующих разделов:

1. Что такое унифицированный контрольный знак

2. Порядок приобретения знаков

3. Какие товары подлежат маркировке УКЗ. Маркировка остатков товаров

4. Какие субъекты хозяйствования и когда обязаны маркировать товары УКЗ

5. Когда товары считаются маркированными. Запрет на оборот немаркированных товаров

6. Кто обязан передавать информацию в систему маркировки. Состав, сроки и способ ее передачи

7. Маркировка товаров, возвращенных покупателями, а также товаров, принятых от физлиц по договорам комиссии

8. Особенности оформления ЭСЧФ при ввозе, реализации товаров, подлежащих маркировке УКЗ

9. Отражение УКЗ в учете организации

В Помощнике содержатся ссылки на официальные разъяснения, комментарии, а также на консультации по отдельным вопросам.

что такое унифицированные контрольные знаки. Смотреть фото что такое унифицированные контрольные знаки. Смотреть картинку что такое унифицированные контрольные знаки. Картинка про что такое унифицированные контрольные знаки. Фото что такое унифицированные контрольные знаки

* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

Если у вас еще нет доступа к ilex,
запросите доступ к демонстрационной версии

Источник

Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 06.01.2021 N 9

Татьяна Николаевна Кушнер,
экономист

Остановимся подробней на изменениях в сфере маркировки товаров.

На территории Республики Беларусь:

— определен компетентный (уполномоченный) орган в соответствии с Соглашением о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС. Им будет являться МНС ;

Справочно
К функциям компетентного (уполномоченного) органа, в том числе с учетом абз. 3 ст. 1 Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС, относится обеспечение контроля за соблюдением законодательства о маркировке товаров унифицированными контрольными знаками (УКЗ), средствами идентификации (СИ), функционирования системы маркировки, координация деятельности других государственных органов по этим вопросам и разъяснение вопросов маркировки товаров УКЗ и (или) СИ.

Справочно
В системе маркировки будет аккумулироваться информация об обороте товаров, подлежащих маркировке как в Республике Беларусь, так и в государствах — членах ЕАЭС, а также об УКЗ и СИ.
Из системы маркировки посредством общедоступных информационных сервисов будет предоставляться информация субъектам хозяйствования, контролирующим (надзорным) органам, а также потребителям.
Посредством системы маркировки будет обеспечиваться информационное взаимодействие с интегрированной информационной системой ЕАЭС и другими государствами — членами ЕАЭС при трансграничной торговле маркированными СИ товарами в случаях, когда маркировка таких товаров будет введена на территории всех государств — членов ЕАЭС, а также на территории нескольких государств — членов ЕАЭС.

— перечень товаров, подлежащих маркировке унифицированными контрольными знаками (далее — перечень УКЗ), пришел на смену перечню товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками, за исключением товаров, информация о производстве и (или) ввозе на территорию Республики Беларусь которых подлежит внесению в межведомственную распределенную информационную систему «Банк данных электронных паспортов товаров». В данном случае произошло переименование контрольных (идентификационных) знаков на унифицированные контрольные знаки. Подходы к маркировке товаров существенных изменений не претерпели;

Справочно
В настоящее время в перечень товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками, за исключением товаров, информация о производстве и (или) ввозе на территорию Республики Беларусь которых подлежит внесению в межведомственную распределенную информационную систему «Банк данных электронных паспортов товаров», включено более 20 товарных позиций.
Маркировка каждой товарной позиции осуществляется контрольными (идентификационными) знаками с указанием на них соответствующего сокращенного наименования. Кроме того, в пределах каждой товарной позиции контрольные (идентификационные) знаки дополнительно подразделяются на виды в зависимости от места происхождения товара (Республика Беларусь либо импорт) и его номинала.
Широкий ассортимент контрольных (идентификационных) знаков, а также различные объемы их выпуска в зависимости от товарных групп и номиналов существенно удорожают стоимость их изготовления. Кроме того, такой ассортимент контрольных (идентификационных) знаков усложняет их использование и учет субъектами хозяйствования.
Стоимость контрольных (идентификационных) знаков в зависимости от товарной группы и номинала варьируется в пределах от 1 копейки до 2 рублей, что не редко вызывало определенные вопросы у субъектов хозяйствования.
Предположительно для решения данных вопросов Указом N 243 в новой редакции вводятся в обращение УКЗ вместо контрольных (идентификационных) знаков. За счет сокращения ассортимента и увеличения тиражей унификация контрольных (идентификационных) знаков путем перехода к использованию УКЗ позволит сократить производственные затраты и, соответственно, снизить себестоимость их изготовления.

— перечень товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации (далее — перечень СИ), пришел на смену перечню товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками, информация о производстве и (или) ввозе на территорию Республики Беларусь которых подлежит внесению в межведомственную распределенную информационную систему «Банк данных электронных паспортов товаров». В соответствии с данным перечнем подлежат маркировке предметы одежды из натурального меха, подходы к маркировке которых не изменились. Новшества Указа N 243 в новой редакции затрагивают маркировку новых товаров, которые будут включены в перечень СИ.

Справочно
На территории ЕАЭС помимо введения маркировки предметов одежды из натурального меха принято еще пять решений Совета ЕЭК, предусматривающих маркировку товаров средствами идентификации:
— решение N 72 (вступило в силу 12.09.2019), согласно которому запрет на оборот немаркированных обувных товаров, классифицируемых кодами 6401 — 6405 единой ТН ВЭД ЕАЭС, может быть введен государством — членом ЕАЭС не ранее 01.03.2020;
— решение N 127 (вступило в силу 12.06.2020), согласно которому запрет на оборот немаркированных товаров легкой промышленности, классифицируемых кодами 4203 10 000, 6106, 6201, 6202, 6302 единой ТН ВЭД ЕАЭС, может быть введен государством — членом ЕАЭС не ранее 01.01.2021;
— решение N 128 (вступило в силу 12.06.2020), согласно которому запрет на оборот немаркированных духов и туалетных вод, классифицируемых кодом 3303 00 единой ТН ВЭД ЕАЭС, может быть введен государством — членом ЕАЭС не ранее 01.10.2020;
— решение N 129 (вступило в силу 12.06.2020), согласно которому запрет на оборот немаркированных шин и покрышек пневматических резиновых новых, классифицируемых кодами 4011 10 000 3, 4011 10 000 9, 4011 20 100 0, 4011 20 900 0, 4011 40 000 0, 4011 50 000 1, 4011 50 000 9, 4011 70 000 0, 4011 80 000 0, 4011 90 000 0 единой ТН ВЭД ЕАЭС, может быть введен государством — членом ЕАЭС не ранее 01.12.2020;
— решение N 130 (вступило в силу 12.06.2020), согласно которому запрет на оборот немаркированных фотокамер (кроме кинокамер), фотовспышек и ламп-вспышек, классифицируемых кодами 9006 30 000 0, 9006 40 000 0, 9006 51 000 0, 9006 52 000 1, 9006 52 000 9, 9006 53 100 0, 9006 53 800 1, 9006 53 800 8, 9006 59 000 1, 9006 59 000 8, 9006 61 000 0, 9006 69 000 1, 9006 69 000 9 единой ТН ВЭД ЕАЭС, может быть введен государством — членом ЕАЭС не ранее 01.10.2020.
Кроме того, на территории ЕАЭС активно обсуждается вопрос введения маркировки молочной продукции.
Таким образом, при утверждении Совмином перечня СИ существует вероятность включения в него вышеперечисленных товарных групп.

На заметку!
СИ представляет собой уникальную последовательность символов в машиночитаемой форме, представленную в виде штрихового кода, или записанную на радиочастотную метку, или представленную с использованием иного средства (технологии) автоматической идентификации, предназначенную для идентификации экземпляров товаров. К СИ относится в том числе уникальный серийный номер чипа RFID-метки, записываемый его производителем, и (или) идентификатор контрольного (идентификационного) знака, записанный на RFID-метку, представленный в виде линейного или двухмерного штрихового кода
.
Для формирования СИ используется код маркировки (КМ), генерируемый оператором системы маркировки, представляющий собой уникальную последовательность символов .
Иными словами, КМ — цифровое представление символов, СИ — визуализированное представление символов, которое можно прочитать с использованием считывателей.

Кроме перечней, на Совмин (или уполномоченные им органы) возложены обязанности по определению :

— порядка и сроков маркировки товаров УКЗ или СИ, в том числе порядка их нанесения на товары;

— порядка маркировки остатков товаров, возникающих на дату включения этих товаров в перечни УКЗ или СИ, при установлении такой необходимости;

Справочно
В отличие от ранее действующей нормы об обязательности маркировки остатков товаров при введении маркировки новой товарной группы сейчас такую необходимость будет определять Совмин.

— состава обязательной информации;

— дополнительных операций (этапов оборота товаров), при осуществлении которых у субъектов хозяйствования, осуществляющих оборот товаров, подлежащих маркировке, возникает обязанность по передаче сведений о них и дополнительных операциях (этапах оборота товаров) в систему маркировки и (или) иные информационные системы.

Справочно
Аналогичная норма содержится в п. 2 ст. 5 Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС, полномочия по установлению дополнительных этапов оборота делегированы Совету Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).

— порядка передачи информации в систему маркировки из иных функционирующих в Республике Беларусь информационных систем при установлении такой необходимости;

— состава информации, передача которой предусмотрена в ч. 1 подп. 3.1, ч. 1 подп. 3.2, абз. 1 подп. 3.3, ч. 1 подп. 3.4 п. 3, п. 4 и 5, ч. 1 п. 6, ч. 1 п. 7 Положения о системе маркировки;

ВАЖНО.
Указом N 243 в новой редакции отменяются отчеты об использовании контрольных (идентификационных) знаков и об объемах производства, ввоза, реализации, использования товаров, промаркированных контрольными (идентификационными) знаками. Вместо них на субъектов хозяйствования возлагается обязанность по представлению информации в систему маркировки. Сроки представления такой информации аналогичны срокам, установленным сейчас для представления отчетов.

— функциональных требований к системе маркировки;

— перечня уполномоченных складов, а также требований, предъявляемых к ним и их владельцам;

Справочно
В настоящее время перечень таких складов установлен постановлением N 17. Новацией Указа N 243 в новой редакции является необходимость законодательного закрепления требований, предъявляемых к уполномоченным складам, в том числе критериев их включения в перечень уполномоченных складов и исключения из него.
Использование уполномоченных складов возможно в отношении всех товаров, маркируемых УКЗ, а также СИ, в случаях, когда такая маркировка будет введена только в Республике Беларусь. В отношении товаров, подлежащих маркировке СИ на территории ЕАЭС, использование таких складов для хранения и маркировки товаров СИ невозможно, так как в соответствии с Соглашением о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС трансграничная торговля должна осуществляться уже промаркированными СИ товарами с передачей импортером товаров сведений в национальный компонент информационной системы маркировки о СИ, которыми промаркированы товары.

— стоимости УКЗ, КМ, защищенных материальных носителей с нанесенными средствами идентификации, знаков защиты;

— порядка оборота УКЗ;

— порядка оборота КМ, СИ, защищенных материальных носителей, защищенных материальных носителей с нанесенными средствами идентификации, знаков защиты, характеристик СИ;

— порядка хранения, транспортировки и реализации товаров, подлежащих маркировке УКЗ или СИ.

Указ N 243 и ранее претерпевал много существенных изменений, его редакция с течением времени стала сложной для восприятия. С целью устранения сложившейся ситуации в Указе N 243 общие подходы к маркировке изложены по тексту документа, а особенности маркировки товаров УКЗ и СИ изложены в следующих Положениях к нему:

Случаи нераспространения требований о маркировке товаров УКЗ и СИ перенесены в приложение 1 «Перечень товаров без унифицированных контрольных знаков либо с нанесенными на них унифицированными контрольными знаками, на которые не распространяется запрет оборота на территории Республики Беларусь» и приложение 2 «Перечень товаров без нанесенных на них или их упаковку средств идентификации либо с нанесенными на них или их упаковку средствами идентификации, на которые не распространяется запрет оборота на территории Республики Беларусь» к Указу N 243 в новой редакции. Большинство таких случаев соответствуют изъятиям, предусмотренным в настоящее время Указом N 243, а также ст. 8 Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС. Отдельные случаи включены для обеспечения дополнительных условий при вывозе товаров за пределы Республики Беларусь и будут применяться, когда маркировка товаров средствами идентификации введена только в Республике Беларусь.

Ранее выдачу контрольных (идентификационных) знаков, сейчас — реализацию УКЗ и защищенных материальных носителей с нанесенными средствами идентификации (контрольные (идентификационные) знаки для маркировки предметов одежды из меха) осуществляет РУП «Издательство «Белбланкавыд» (оператор системы маркировки). Кроме того, на оператора системы маркировки возложены обязанности по генерации КМ, а также реализации КМ, средств идентификации, защищенных материальных носителей и знаков защиты.

Для единообразного понимания законодательства о маркировке товаров УКЗ или СИ Указом N 243 в новой редакции определены в отдельном приложении термины и их определения. В целях согласованности Указа N 243 в новой редакции и Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС термины аналогичны терминам Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС.

Положение об УКЗ

Как отмечалось ранее, Положение об УКЗ регулирует маркировку товаров УКЗ (ранее — контрольных (идентификационных) знаков).

— импортеры товаров — то есть субъекты хозяйствования, осуществляющие ввоз товаров, подлежащих маркировке УКЗ, на территорию Республики Беларусь;

— производители товаров — то есть субъекты хозяйствования, признаваемые производителями товаров, подлежащих маркировке УКЗ. К производителям товаров для целей маркировки приравниваются также субъекты хозяйствования, осуществляющие упаковку (переупаковку) ввезенных на территорию Республики Беларусь или приобретенных на ее территории товаров в потребительскую упаковку, в том числе из потребительской упаковки одной емкости в потребительскую упаковку другой емкости, для их дальнейшей реализации;

— субъекты хозяйствования, осуществляющие торговлю товарами, возвращенными покупателями;

— субъекты хозяйствования, осуществляющие комиссионную торговлю непродовольственными товарами на основании заключенных с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, договоров комиссии;

— субъекты хозяйствования, осуществляющие оптовую и (или) розничную торговлю остатками товаров, образовавшимися на дату введения маркировки (в случае если Совмином будет принято решение об их маркировке).

Момент маркировки дополнен возможностью маркировки товаров, ввозимых из третьих стран, на уполномоченных складах. Со вступлением в силу Указа N 243 в новой редакции маркировка товаров может осуществляться :

1. За пределами Республики Беларусь;

2. На территории Республики Беларусь:

2.1. на уполномоченных складах:

— если в отношении товаров не совершаются таможенные операции и не проводится таможенный контроль;

— если в отношении товаров совершаются таможенные операции и проводится таможенный контроль — после помещения таких товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или реимпорта;

2.2. на таможенном складе после помещения товаров под таможенную процедуру таможенного склада либо на складе временного хранения, владельцем которого является лицо, ответственное за содержание ведомственного пункта таможенного оформления, размещенного на территории такого склада временного хранения — если в отношении товаров совершаются таможенные операции и проводится таможенный контроль;

2.3. в местах производства, хранения, упаковки (переупаковки) товаров их производителями — до начала их реализации или транспортировки. Допускается транспортировка немаркированных товаров между структурными подразделениями субъектов хозяйствования, местами осуществления их деятельности (местами хранения, эксплуатации, производства, использования, реализации, добычи, заготовления), осуществляемой работниками организации или индивидуального предпринимателя, являющимися материально ответственными лицами, без выезда на автомобильные дороги общего пользования, выхода на земли общего пользования или в пределах торгового центра, рынка, строительной площадки;

2.4. субъектами хозяйствования, осуществляющими оптовую и (или) розничную торговлю на территории Республики Беларусь товарами, возвращенными покупателями, и (или) комиссионную торговлю на территории Республики Беларусь непродовольственными товарами на основании заключенных с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, договоров комиссии, — до реализации таких товаров, в том числе до их предложения к реализации, выставления в месте реализации, демонстрации их образцов или представления информации о них в месте реализации.

Субъекты хозяйствования будут приобретать УКЗ у оператора системы маркировки без предварительного размещения заявки в электронном банке данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции (ЭБД) на их приобретение через налоговые органы.

Справочно
В связи с передачей оператору системы маркировки функций по реализации УКЗ будут упразднены осуществляемые налоговыми органами административные процедуры в отношении субъектов хозяйствования:
— по размещению в ЭБД заявки на реализацию контрольных (идентификационных) знаков;
— возврату денежных средств, внесенных в оплату стоимости возвращенных неиспользованных контрольных (идентификационных) знаков.

Оператор системы маркировки имеет право отказать субъекту хозяйствования в реализации УКЗ в двух случаях :

— неполная оплата стоимости УКЗ;

— нахождение субъектов хозяйствования в процессе ликвидации (прекращения деятельности).

Приобретенные УКЗ, как и ранее, не подлежат отчуждению или иной передаче другим лицам. Исключение составляют следующие случаи :

— передача УКЗ для нанесения их на товар или его упаковку;

— передачи УКЗ правопреемнику при реорганизации;

— возврата неиспользованных УКЗ оператору системы маркировки.

Неиспользованные УКЗ с производственным браком могут быть возвращены оператору системы маркировки в течение одного года с момента их приобретения. Для возврата необходимо будет также оформить товарно-транспортную или товарную накладную на бумажном носителе или в виде электронного документа.

На заметку
Под производственным браком понимаются:
— механические повреждения, морщины, складки, отслоение от несущей ленты УКЗ;
— несчитываемость двухмерного штрихового кода;
— невозможность отделения знаков от несущей ленты УКЗ;
— недостаточное количество номеров УКЗ в бобине (ленте), упаковке, обнаруженное при вскрытии упаковки;
— несоответствие содержания упаковки информации, указанной на ярлыке (этикетке) данной упаковки.

Оператором системы маркировки будет организована экспертиза подлинности и качества УКЗ по заключенным договорам о проведении экспертизы с субъектами хозяйствования. В случае если брак УКЗ подтвердится, то субъект хозяйствования не будет оплачивать стоимость их экспертизы. В противном случае, а также в случае неподтверждения подлинности возвращаемых УКЗ денежные средства, внесенные в оплату их стоимости, не возвращаются субъекту хозяйствования. Кроме того, субъект хозяйствования будет обязан возместить стоимость экспертизы.

Положение о СИ

Положение о СИ регулирует маркировку товаров СИ.

Забегая вперед, отметим, что механизм маркировки предметов одежды из натурального меха не изменился, за исключением последнего этапа. Он, как и раньше, включает :

— описание товаров в межведомственной распределенной информационной системе «Банк данных электронных паспортов товаров» (далее — Банк электронных паспортов товаров) на основании заключенных договоров с научно-инженерным республиканским унитарным предприятием «Межотраслевой научно-практический центр систем идентификации и электронных деловых операций» Национальной академии наук Беларуси (далее — Центр систем идентификации);

— приобретение защищенного материального носителя с нанесенным средством идентификации, которым будет являться контрольный (идентификационный) знак (для меховых изделий), у оператора;

— инициализацию RFID-метки самостоятельно субъектом хозяйствования или подчиненными Минфину государственными организациями, осуществляющими деятельность, за которую уполномочен отвечать Департамент государственных знаков Минфина, или Центром систем идентификации;

— маркировку товаров защищенными материальными носителями с нанесенными СИ, которыми будут являться контрольные (идентификационные) знаки;

— передачу сведений о нанесенном на товар СИ в систему маркировки (ранее — в Банк электронных паспортов товаров).

Механизм маркировки товаров СИ схож с механизмом маркировки предметов одежды из натурального меха. Для того чтобы промаркировать товары СИ, необходимо:

1. Зарегистрироваться в системе маркировки.

Технология создания КМ и СИ не предполагает возможности их возврата, в связи с чем перед их приобретением субъекту хозяйствования необходимо просчитать их количество.

4. Одним из выбранных способов промаркировать товары СИ.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС маркировка товаров незащищенными СИ допускается только при создании условий, исключающих возможность нахождения в законном обороте товаров, маркированных нелегальными СИ.

1-й вариант. Нанесение на товар или его упаковку СИ со знаком защиты.

2-й вариант. Нанесение СИ на защищенный материальный носитель и последующая его аппликация на товар или его упаковку.

Субъект хозяйствования может самостоятельно промаркировать товары СИ или привлечь для этих целей стороннюю организацию.

В случае ввоза товаров из государств — членов ЕАЭС в рамках трансграничной торговли и (или) в рамках деятельности одного юридического лица без перехода права собственности товары, одновременно подлежащие маркировке в государствах — членах ЕАЭС, будут признаваться маркированными при условии:

— нанесения на них или их упаковку СИ и поступления от операторов систем маркировки государств — членов ЕАЭС из информационных систем этих государств сведений в систему маркировки о таких товарах и нанесенных на них или их упаковку СИ;

— достоверности сведений о таких товарах (в том числе сведений о нанесенных на них или их упаковку СИ), переданных субъектом хозяйствования в систему маркировки.

Положение о системе маркировки

В Положении о системе маркировки закреплены общие положения функционирования системы маркировки, а также информационное взаимодействие при функционировании системы маркировки.

На оператора системы маркировки возложены следующие обязанности :

— круглосуточное и бесперебойное функционирование системы маркировки;

— надежность функционирования системы маркировки в течение всего периода ее эксплуатации;

— восстановление в течение 24 часов работоспособности системы маркировки в случае сбоя в работе ее комплекса программно-технических средств;

— хранение информации, поступившей в систему маркировки, в течение семи лет с даты ее поступления;

— защиту полученной информации в соответствии с законодательством об информации, информатизации и защите информации;

— круглосуточный и бесперебойный удаленный доступ к информации, содержащейся в системе маркировки, на безвозмездной основе Оперативно-аналитическому центру при Президенте Республики Беларусь, органам КГК, внутренних дел, таможенным, налоговым и иным контролирующим (надзорным) органам при наличии оснований, предусмотренных законодательными актами;

— безвозмездное предоставление по запросам Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь, органов КГК, внутренних дел, таможенных, налоговых и иных контролирующих (надзорных) органов информации из системы маркировки;

— круглосуточный и бесперебойный удаленный доступ субъектов хозяйствования к системе маркировки на безвозмездной основе посредством использования глобальной компьютерной сети Интернет с сайта оператора системы маркировки либо мобильного приложения;

— обучение на безвозмездной основе работников (сотрудников) Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь, органов КГК, внутренних дел, таможенных, налоговых и иных контролирующих (надзорных) органов работе с системой маркировки.

В систему маркировки будет поступать информация :

— от субъектов хозяйствования, обязанных осуществлять маркировку товаров УКЗ и (или) СИ;

— оператора системы маркировки;

— операторов систем маркировки государств — членов ЕАЭС;

— организаций, изготовивших УКЗ, защищенные материальные носители, защищенные материальные носители с нанесенными СИ, знаки защиты;

— Центра систем идентификации;

В отношении УКЗ предусматривается возможность передачи индивидуальными предпринимателями информации двумя способами — в виде электронного документа или на бумажном носителе (до 01.07.2022). Во втором случае услуги по внесению информации будут оказываться оператором системы маркировки на договорной основе.

Необходимость передачи в систему маркировки информации, имеющей юридическую значимость, обязывает субъектов хозяйствования использовать электронную цифровую подпись (ЭЦП). Субъекты хозяйствования, которые не использует ЭЦП, понесут дополнительные расходы на эти цели.

В заключение отметим, что принятие Указа N 9 — это важный шаг государства к переходу на цифровую маркировку товаров. Совмину и по его поручению уполномоченным органам предстоит проделать большую работу по приведению законодательства о маркировке в соответствие с принятым Указом N 9. Субъектам же хозяйствования желательно незамедлительно приступить к изучению всех новаций, активно участвовать в проводимых семинарах по вопросам маркировки товаров. Это позволит избежать вопросов с оборотом маркируемых товаров после 08.07.2021.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *