что такое удовое дерево
Чем пахнет удовое дерево?
Известный арабский халиф как-то сказал: «Если бы я был купцом, то занимался бы только торговлей удом, ведь если и не будет особой прибыли, зато всегда будет возможность вдыхать чудесный аромат!»
Удовое дерево имеет репутацию самого дорогого дерева в мире, а масло удового дерева – один из самых дорогих и старейших парфюмерных ингредиентов. На Востоке его использовали с незапамятных времен – в основном для религиозных церемоний, но и как составляющую парфюма тоже. Правда, позволить себе такие ароматы могли только шейхи и их приближенные.
Тайна добычи уда хранилась тысячелетиями. Но секрет раскрыт! Уд производится из пораженного особым грибком (parasitica Phialophora) редкого тропического дерева – аквиларии. Его еще называют алойное дерево, райское дерево, орлиное дерево, каламбак, агаровое дерево, удовое дерево и даже «дерево богов». Это тот самый случай, когда ужасное становится прекрасным!
Различают четыре типа «Kyara» – фиолетовый, зеленый, цвет железа и черный. Качество уда не зависит от цвета смолы, а зависит только от оттенка аромата: чем он горче на вкус, тем выше качество. Всего же существует пять уровней классификации аромата уда: сладкий – запах жженого сахара и мёда, соленый – запах водорослей, окуренных дымом, кислый – кислая слива, горький – горьковатый, тонизирующий аромат, острый – аромат горького перца чили на раскаленной сковороде.
Известны три способа получения удового масла, а именно: гидродистилляция, паровая дистилляция и сверхкритическая CO2 экстракция. Масло, получаемое при гидродистилляции, ценится выше, чем полученное в результате паровой дистилляции. Как говорят эксперты, последнему не хватает объемных дымных нюансов, которые приходят во время гидродистилляции. В обоих методах полученное масло проходит фильтрацию, выставляется на солнце и выдерживается некоторое время. Чем больше выдержка масла, тем лучше будет его аромат.
Масло удового дерева, называемое также «жидким золотом», имеет уникальный аромат, считающийся самым сильным афродизиаком, и ценится оно дороже реального золота. Уд является основным компонентом в приготовлении дорогостоящих препаратов, предназначенных как для лечения мужского бессилия, так и для увеличения полового влечения здорового мужчины.
Масло уда является обязательным и одним из самых ценных компонентов в арабских масляных духах. Его используют в качестве основы композиции, в которую добавляют также амбру, мускус, специи и цветочные масла.
Экзотический необычный аромат уда нередко используется в западной парфюмерии, а в последнее время этот тренд используется массово.
Первая встреча с удом оказывается, мягко говоря, неожиданной для тех, кто никогда с ним не сталкивался. Тем более после услышанных восторженных описаний. Запах больницы, в лучшем случае валерьянки, так описывает свои ощущения неподготовленный человек. Но стоит выдержать буквально минутку, больничные покои моментально теряют свои очертания и недоуменное выражение лица «пациента» быстро меняет свою мимику. Безупречная композиция. Аромат совершенной, строгой красоты. Он как бутон изысканной роскошной розы, шипы которой невозможно укрыть спасительной целлофановой упаковкой.
Грань, на которой балансирует аромат слишком острая, удержаться смогут не все. Ведь не каждому дано понять произведения великого Паганини. Для ношения этого аромата требуется стиль и элегантность, один лишний шаг и в лучшем случае вы наткнетесь на непонимание и опасливые взгляды окружающих, в худшем – вам еще обеспечена и головная боль. Но, согласитесь, драгоценности всегда требуют достойного обращения. И если Вы найдете подход к этому аромату, награда не заставит себя долго ждать.
Публикация подготовлена с использованием материалов Нардана и Фрагрантика
Что такое уд, и почему он стоит как самолет? 9 фактов от основателя самой удовой марки
Парфюмер и основатель марки The House Of Oud Андреа Казотти объясняет, почему уд так ценен, и правда ли, что это — афродизиак.
Несколько лет назад уд был самой популярной парфнотой, и не было бренда, который бы на этой волне не выпустил свою версию. Сейчас мода пошла на спад, и марки переключились на другие ингредиенты (например, туберозу). Однако есть и те, кто сделал уд частью своей ДНК. The House Of Oud — из таких.
Когда основатель марки Андреа Казотти приехал в Москву, мы узнали у него, кто такие удовые охотники, можно ли на этом разбогатеть, и почему по внешнему виду дерева нельзя определить, уд это или не уд?
Факт №1. Уд — дерево. Но не совсем
В переводе с арабского «уд» значит «дерево». Но на самом деле это не древесина, не листья и не корни. Все сложнее. В тропиках Юго-Восточной Азии растет агаровое дерево (еще его называют аквилария). Иногда оно заражается определенной бактерией (phialophora parasitica). Чтобы бороться с инфекцией, больная аквилария вырабатывает смолу, которая пропитывает древесину. Вот эта пропитанная смолой деревяшка и есть уд.
Факт №2. За удом охотятся
Аквилария растет исключительно в джунглях. Уд стоит дорого, поэтому люди становятся охотниками за этими деревьями. Однажды я тоже был в такой экспедиции. Представьте, вы высаживаетесь посреди тропиков, кишащих дикими животными, змеями и насекомыми, и вам надо найти какое-то больное дерево. Хорошо, я хоть жару люблю.
Факт №3. Чтобы получить уд, нужно ждать. Долго
Агаровое дерево живет лет 80-100. Заразиться оно может в любой момент. Но чем дольше болеет дерево, тем больше пропитывается смолой, и тем ценнее становится.
Бывает, что охотники встречают дерево, которое заболело только что, и в нем еще мало смолы. Чтобы получить хороший уд, нужно подождать. Примерно лет 15-20. Случается, что дерево это находится на чьей-то чужой территории. Тогда можно пойти к владельцу той части леса и заключить с ним договор о неприкосновенности агара.
Факт №4. Уд исчисляется каплями
Из одного дерева получают всего несколько граммов уда. Сколько именно — зависит от того, как долго оно болело, и каким способом потом получили масло. Причем, поскольку смола образуется только в сердцевине, нельзя срубить часть дерева: аквиларию спиливают полностью.
С другой стороны, это очень насыщенный запах. Если взять небольшую щепку и поджечь ее, аромат заполнит все помещение.
Факт №5. Уд это дорого. Очень
Все эти заморочки с поиском, выдержкой и обработкой сделали уд дороже золота. Самый драгоценный — тот, что найден в диком лесу. Некоторые древние редкие экземпляры стоят больше двухсот тысяч евро за килограмм.
Но сейчас люди научились заражать деревья искусственным путем. Засаживают целые плантации агара и подсаживают к ним бактерию.Такой уд дешевле, хотя это все равно гигантские деньги.
К примеру, мы используем индийский. Не самый дорогой — он стоит 20 000 евро за килограмм. Но нам в год нужно 1,5 килограмма и не только из Индии, а еще индонезийский — он еще дороже.
Факт №6. Каждый уд уникален
Уд очень разный. Индийский — резкий, анималистичный, даже примитивный. Индонезийский, мой любимый, более мягкий, благородный, сладковатый. Их даже сравнивать нельзя — настолько они непохожи. Если говорить о двух деревьях, выросших в одном диком лесу, — аромат тоже будет отличаться.
Факт №7. Удовые ароматы — восточные. Но не обязательно
Для арабской парфюмерии уд — главный ингредиент. Арабам нравится, когда он доминирует.
Для европейского носа такие композиции не годятся. Но уд — прекрасный бустер для других ингредиентов, он подчеркивает и раскрывает их грани. Мне нравится добавлять его именно с этой целью, чтобы показать, каким разным он бывает. Тогда ароматы превращаются в мостик между Востоком и Западом.
Факт №8. С удом сложно работать
Уд непредсказуем. Чуть переборщил — он перекрыл собой всю композицию. Я никогда не могу угадать, как он сработает с остальными ингредиентами. Например, Crop-2016 получился неожиданно мятным, хотя мяты там было пара капель. Но уд их буквально вытащил на поверхность, раскрыл. Для меня это до сих пор один из самых любимых ароматов.
Факт №9. Уд — афродизиак. Но это не точно
Во многих странах уду приписывают разные слегка магические свойства. В Индии, Японии и арабских странах считают, что он полезен для здоровья, его едят, пьют и используют как благовоние. И да, кто-то думает, что он работает как афродизиак. Наверное, из-за анималистичных нот. Но доказательств этому никаких нет)
А как вы относитесь к удовым ароматам? Какие любите?
Ароматы The House Of Oud можно попробовать в бутиках Molecule. Кстати, недавно там появилась коллекция THOO. Состоит из трех ароматов, посвященных времени. Каждая композиция выстроена вокруг (нет, не уда)) редкого ингредиента: гурманский Just Before с нотами пало санто (гваякового дерева), древесный Live in Colours с хиноки (японским кипарисом) и свежий The Time с голубым чаем.
Аромат райского дерева, жидкое золото, уд или мистическая драгоценность Востока
Ароматная древесина благодаря своей редкости и недоступности имеет долгую, не редко легендарную историю в качестве, национального сокровища, а так же роскошного благовония для духовных и религиозных практик.
Уд — это продукт микробной грибковой инфекции, которая превращает агаровую древесину в ароматную, темную и смолистую субстанцию. Оно образуется в сердцевине деревьев рода Aquilaria, произрастающих в тропических лесах Индонезии, Таиланда, Камбоджи, Лаоса, Вьетнама, Малайзии, Северо-Восточной Индии, Бангладеша, Филиппин, Борнео и Новой Гвинеи.
Когда дерево повреждено или заражено грибком, в клетках древесины возникает сложная иммунная реакция, в результате которой в его сердцевине образуются лечебные ароматические смолы, называемые удом, которые служат для регенерации и залечивания повреждений. В течение нескольких лет уд медленно внедряется в сердцевину, образуя темную древесину агарового дерева. Затем это дерево срубают и вручную извлекают кусочки агарового дерева. В естественных лесах только от 7-10% деревьев аквиларии заражаются и производят, содержащую уд агаровую древесину.
Спрос на древесину агарового сильно вырос за последние десять лет и древний аромат стал новым модным трендом в международной парфюмерной промышленности. Кусочки агарового дерева, содержащего уд, перегоняются в эфирное масло, называемое жидким золотом, удом, которое стало драгоценным ингредиентом в высококлассной парфюмерии. Повышенный спрос на эфирное масло агарового дерева привел не только к росту цен на уд, но и обеспечил создание плантаций агарового дерева в целях сохранения диких лесов, где произрастает Аквилария.
На плантациях особые виды Аквиларии выращивают в течение десятилетий для получения ценного удового масла. Его извлекают дистилляцией из щепок, содержащих темное ароматическое вещество. Перед этим проводиться сортировка щепок в соответствии с тем, насколько сильно они насыщены удом.
На ближнем востоке агаровое дерево, известно как уд и является важной частью жизни Обьединенных Арабских Эмиратов, а также арабской культуры в целом. Уд символизирует богатство, высокое положение и по поверьям ограждает человека от зла. Он используется в качестве традиционного аромата и парфюма во многих формах: высококачественной древесной щепы, воскуряемой шейхами в знак почтения для своих гостей, ароматизации личной одежды перед особыми случаями, для освящения, очищения, защиты дома и при подготовке к молитве. Он продается в виде древесной стружки и щепок, в виде масла (как в чистом виде, так и в смеси с другими маслами), в виде парфюмерных композиций и в различных других формах.
Немного из истории:
Рукописная записка из путевых отчетов семнадцатого века из двора Медичи во Флорентийском государственном архиве, описывает применение одной любопытной древесины. В записке это дерево названо «Calambà» или «Lignum Aloes» и описано, что оно настолько ценное, что король Кохинхины (королевство в современном Вьетнаме) хранил кусок размером с ладонь в своей сокровищнице.
Первоначально записка была связана с кусочком каламбы, сегодня известного как агаровое или райское дерево (уд), и отправлена великому герцогу Флоренции одним из агентов двора в Юго-Восточной Азии. Великие герцоги Флоренции Медичи были известны своими коллекциями экзотических ценностей. Древесина агарового дерева и получаемое из него удовое масло, веками использовавшаяся в медицине, а также в качестве благовония и парфюмерии в Азии и на Ближнем Востоке, была необычайной редкостью и долгожданным дополнением к коллекции Медичи. Фактически, в современном каталоге миланского кабинета раритетов отмечается, что великий герцог Фердинандо II Медичи (1610–1670) купил большой кусок агарового дерева за 4000 онгари (разновидность золотой монеты).
Сегодня трудно перевести эту экстраординарную цену в доллары, но вы можете понять, сколько это было, посмотрев на среднюю дневную заработную плату рабочего во Флоренции в начале семнадцатого века. По оценкам историка экономики Ричарда Голдтуэйта, в 1600 году средняя дневная заработная плата во Флоренции составляла 20 сольди. Примерно 140 сольди равнялось 1 золотому флорину. Если бы средний флорентийский рабочий зарабатывал примерно 52 флорина в год, ему потребовалось бы почти 77 лет, чтобы заработать достаточно, для того чтобы купить кусок агарового дерева, приобретенный великим герцогом. Перенесемся на три столетия вперед, и древесина агарового дерева остается одной из самых дорогих пород в мире. Древесина райского дерева первого сорта может стоить до 100 000 долларов за килограмм.
Агаровое дерево ценилось далеко за пределами Италии. По словам британского натуралиста восемнадцатого века Джона Эллиса, он долгое время был и остается «мистической драгоценностью Востока». Самое раннее использование агарового дерева описано в четырех Ведах древней Индии (приблизительно 1500–1000 гг. До н.э.). Он использовался как религиозное подношение Богам, а также как ароматное благовоние, которое, как считалось, способствовало укреплению духовных связей и общению с Богами. Он также использовался знатными людьми для ароматизации своих домов и в качестве символа богатства и власти. Из Индии традиции и обычаи, связанные с древесиной райского дерева, распространились на восток и запад по Шелковому пути, древней сети торговли и коммерции, простирающейся от южной Европы до Восточной Азии. На западе, агаровое дерево вошло в христианскую и исламскую культуры как лекарство и разновидность ладана, а во времена Медичи, как экзотический предмет естественной истории.
Будда говорил, что аромат агарового дерева является подлинным «ароматом нирваны» (состояния достижения Божественности). Четки, насчитывающие 108 бусин в буддизме, изготавливались из агарового дерева.
Национальное сокровище Японии:
Агаровое дерево прочно вошло в традиции Китая и Японии, благодаря чему ароматное драгоценное благовоние превратилось в одну из самых ценных и дорогих пород дерева в мире на протяжении более чем тысячелетия. Впервые алойное дерево было завезено в континентальный Китай из Юго-Восточной Азии где-то в третьем веке и стало незаменимым в качестве благовония и парфюмерии. В южном Китае уд считался престижной роскошью, подчеркивающей высокий социальный статус и быстро стал важной составляющей импорта. Антрополог Дина Юнг утверждает, что «постепенное установление буддизма в Китае способствовало продвижению агарового дерева, поскольку это движение в целом подчеркивало положительную ценность ароматов». Буддизм только увеличил значение агарового дерева, поскольку благовония стали все более привязанными к религиозным практикам.
Использование агарового дерева распространилось вместе с буддизмом, и оба они достигли Японии примерно в шестом веке н.э.. К восьмому веку уд стал важным ароматом в японских церемониях, называемых кодо. Эти элегантные аристократические ритуалы были сосредоточены на наслаждении, идентификации, создании и оценке качества различных ароматических веществ. В Японии есть большой фрагмент древнего агарового дерева, называемый Ранджатаи, который до сих пор глубоко почитается. Это подарок из Китая ко двору японского императора Сёму (724–748 гг. н. э.). Сегодня Ранджатаи находится в сокровищнице буддийского храма и выставлен на обозрение лишь для особых случаев. Эта реликвия японских императоров остается одним из главных национальных достояний Японии. Это национальное достояние похоже на самый обыкновенный кусок дерева, но на самом деле это бесценный артефакт, подаренный Японии китайским императором династии Суй Яном. Этот фрагмент удового дерева символизирует божественное начало и императорскую власть.
Национальное сокровище неприкасаемое и лишь в особых случаях при награждении великих героев, маленький кусочек берется от легендарного дерева. На протяжении всей истории Японии только трое героев удостоились этой чести: Асикага Ёсимаса, Ода Нобунага и Токугава Иэясу.
Сегодня это божественное агаровое дерево хранится в храме Тодайдзи в Японии уже на протяжении более чем 1300 лет, и его статус все еще особенный, с которым не могут сравниться никакие другие национальные сокровища. Были иностранные магнаты, которые предлагали заплатить баснословные деньги, чтобы приобрести хотя бы небольшой кусочек от легенды, но они были категорически отвергнуты японцами, потому что в их сердцах эта священная реликвия является не только национальным достоянием, но и их верой.
Секреты удового дерева
Удовое дерево — один из самых модных и неоднозначных компонентов парфюмерии. В чем причины его сегодняшней популярности, узнали Нина Набокова и Александра Парсаданова.
Удовое дерево — один из самых модных и неоднозначных компонентов парфюмерии. В чем причины его сегодняшней популярности, узнали Нина Набокова и Александра Парсаданова.
Каждый месяц мы получаем множество новых ароматов и всегда тестируем их в редакции. Но только парфюмы с нотами удового дерева неизменно вызывают бурю эмоций. Причем диапазон их широк: от «Что это за гадость? Немедленно проветрите помещение!» до «Боже, какой восхитительный запах! Где он продается?» Последних, честно говоря, меньшинство. А вот число удовых ароматов постоянно увеличивается. Если раньше они появлялись раз в два месяца, то теперь новый экземпляр приходит почти каждую неделю. Интересно и то, что, помимо независимых парфюмеров, этим восточным компонентом увлеклись и «носы», работающие на крупные косметические бренды. В итоге нам захотелось разобраться, чем же так привлекателен уд и почему одни его обожают, а другие на дух не переносят.
Масло удового дерева — один из самых дорогих и старейших парфюмерных ингредиентов. На Востоке его использовали с незапамятных времен — в основном для религиозных церемоний. Считалось, что тягучее дурманящее благоухание уда усиливает энергетику священных мест. В арабских странах уд еще в Средние века стал одним из основных составляющих парфюмов. Правда, позволить их себе могли только шейхи и их приближенные. Но до Европы мода на удовые запахи докатилась лишь в начале этого века. Первопроходцем стала французская марка Montale. Ее основатель Пьер Монталь три года служил придворным «носом» одного из шейхов в Саудовской Аравии. Там он освоил все нюансы работы с удовым маслом и позже сделал его ключевым компонентом своей парфюмерной линии. Сейчас в коллекции Montale более 25 композиций с нотами уда, и это абсолютный рекорд.
На фото: Royal Oud Millesime, Creed, 12 760 руб.; Oud Ispahan, Dior, 7 750 руб.; Opulent Shaik Classic № 77, Shaik, 14 220 руб.; Rose Nacrée du Désert, Guerlain, 8 200 руб.
Успех удовых ароматов Montale впечатлил других европейских парфюмеров. Будто соревнуясь друг с другом, они стали черпать вдохновение в Востоке и представлять свои вариации на тему уда. В 2009 году Килиан Хеннесси создал коллекцию Arabian Nights, by Kilian, из четырех ароматов с этой ценной древесной нотой. Романо Риччи ответил ему композицией Midnight Oud, Juliette Has a Gun, в которой скрестил уд с розой. Бен Горхэм, основатель марки Byredo, парировал композициями Oud Immortel с кардамоном и пачулями и Accord Oud с кожей и ромом. А Франсис Куркджан дополнил свой Oud ирисом и ветивером. И хотя звучание уда неоднозначно и нравится не всем, все новинки обрели поклонников.
С маркетинговой точки зрения уд — мечта любого нишевого бренда. У этого компонента есть своя красивая история, он дорого стоит и раньше был доступен лишь избранным. Стойкое звучание уда невозможно спутать ни с каким другим. В сравнении с привычными цветочными, фруктовыми и даже древесными композициями оно кажется новым и неизбитым. К тому же подходит и мужчинам, и женщинам. Неудивительно, что парфюм Aoud, Roja Dove, стоимостью 495 британских фунтов за первый месяц существования стал номером один по продажам в лондонском Harrods. «Партия этого аромата уходит за день. Мы не успеваем производить столько «Уда», сколько требуется», — рассказывает профессор парфюмерии Роже Дав. У него, кстати, есть своя версия популярности этой ноты: «Уд мгновенно переносит вас в сказочное экзотическое место!»
На фото: Oud Wood, Tom Ford, 7 450 руб.; Gold Intensitive Aoud, Mancera, 6 750 руб.; Scarlet Oud, Illuminum, 7 500 руб.; Pure Oud, by Kilian, 22 800 руб.
Год за годом парфюмеры раскрывали в благоухании удового масла новые грани, экспериментировали с нотами, создавая оригинальные композиции. Так, автор запаха Velvet Rose & Oud, Jo Malone, Фабрис Пеллегрин утверждает: удовый аккорд «добавляет аромату животной страсти и магнетизма». Парфюмерный эксперт Givenchy Франсуаза Донш заявляет, что именно уд сделал звучание новой версии Eaudemoiselle — Bois de Oud — по-настоящему аристократичным. В компании Acqua di Parma с помощью уда осовременили самый классический запах — Colonia. В элитной коллекции Private Blend, Tom Ford, появился Oud Wood. Не отстает и Франсуа Демаши, ведущий парфюмер Дома Dior. Для топ-гаммы La Collection Privée он создал сразу два удовых аромата: Leather Oud и Oud Ispahan.
В этом году уд и вовсе пошел в народ. Парфюм с такой нотой теперь есть даже у Oriflame. Однако поклонникам древесных композиций стоит быть настороже. Головокружительным эффектом обладает только натуральный уд, а не его синтетические аналоги, которые начали активно появляться в ответ на успех этого компонента. Синтетический уд, конечно, пахнет кожей и деревом, но в нем нет бальзамной глубины и стойкости. Настоящее удовое масло стоит дорого (до 50 тысяч долларов за килограмм). Его производят в небольших количествах всего в нескольких странах (Индия, Таиланд, Лаос и т. д.). Кроме того, процесс занимает много лет. Ведь больше всего ценится масло старых деревьев (их возраст может переваливать за сотню). Поэтому высокая цена удовых парфюмов вполне оправданна, да и восторги по поводу его неповторимого пьянящего звучания имеют право на жизнь. Просто кому-то эти ароматы нравятся, а кому-то нет. Узнать, подойдут ли они вам, можно, лишь примерив один из них, как это сделали наши коллеги.