что такое финансирование долга
Финансирование
Опубликовано 06.06.2020 · Обновлено 06.11.2021
Что такое Финансирование?
Финансирование – это процесс предоставления средств для деятельности, совершения покупок, или инвестирования. Финансовые учреждения, такие как банки, занимаются предоставлением капитала предприятиям, потребителям, и инвесторам, чтобы помочь им достичь своих целей. Использование финансирования является жизненно важным в любой экономической системе, поскольку оно позволяет компаниям приобретать товары, находящиеся вне их непосредственной досягаемости.
Иными словами, финансирование – это способ использовать временную стоимость денег (TVM), чтобы использовать будущие ожидаемые денежные потоки для проектов, начатых сегодня. Финансирование также использует тот факт, что некоторые люди в экономике будут иметь избыток денег, который они хотят использовать для получения прибыли, в то время как другие требуют деньги для осуществления инвестиций (также с надеждой на получение прибыли), создавая рынок для денег.
Ключевые моменты
Понимание финансирования
Существует два основных типа финансирования, доступных для компаний: долговое (заемное) финансирование и акционерное (долевое) финансирование. Долговое финансирование – это кредит, который необходимо выплачивать, часто с процентами, но он обычно дешевле, чем привлечение капитала, из-за налоговых вычетов. Акционерное финансирование не требует возврата, но при этом владелец отказывается от права собственности. И долговое, и акционерное финансирование имеют свои преимущества и недостатки. Большинство компаний используют комбинацию обоих видов финансирования.
Виды финансирования
Акционерное финансирование
«Акция» – это еще один термин для обозначения собственности в компании. Например, владельцу сети продуктовых магазинов необходимо увеличить объемы операций. Вместо долга владелец хотел бы продать 10% акций компании за 100 000 долларов, оценивая фирму в 1 миллион долларов. Компании любят продавать акции, потому что инвестор несет весь риск; если бизнес терпит крах, инвестор ничего не получает.
В то же время отказ от собственного капитала означает потерю контроля. Инвесторы в акции хотят иметь право голоса в управлении компанией, особенно в трудные времена, и часто имеют право голоса в зависимости от количества принадлежащих ей акций. Таким образом, в обмен на право собственности инвестор отдает свои деньги компании и получает права на будущую прибыль.
Некоторые инвесторы довольны ростом в виде стоимости акций усмотрения; они хотят, чтобы цена акций росла. Другие инвесторы ищут защиту основной суммы и доход в виде регулярных дивидендов.
Преимущества долевого финансирования
Финансирование вашего бизнеса через инвесторов имеет ряд преимуществ, в том числе следующие:
Недостатки акционерного финансирования
Точно так же есть ряд недостатков, связанных с долевым финансированием, в том числе следующие:
Долговое финансирование
Большинство людей знакомы с долгом как формой финансирования, потому что у них есть автокредиты или ипотека. Долги также являются распространенной формой финансирования нового бизнеса. Долговое финансирование должно быть погашено, и кредиторы хотят получить процентную ставку в обмен на использование своих денег.
Получить долг легче за небольшие суммы денежных средств, необходимых для конкретных активов, особенно если актив может использоваться в качестве обеспечения. Хотя долг необходимо возвращать даже в трудные времена, компания сохраняет право собственности и контроль над бизнес-операциями.
Преимущества долгового финансирования
Есть несколько преимуществ финансирования вашего бизнеса за счет долга:
Недостатки долгового финансирования
Кредитное финансирование вашего бизнеса имеет ряд недостатков:
Особые соображения
Средневзвешенная стоимость капитала (WACC) является средним арифметическим расходов всех видов финансирования, каждый из которых взвешивается ее использование пропорциональной в данной ситуации. Взяв таким образом средневзвешенное значение, можно определить, сколько процентов должна компания за каждый доллар, который она финансирует. Фирмы будут определять подходящее сочетание долгового и долевого финансирования, оптимизируя WACC для каждого типа капитала, принимая во внимание риск дефолта или банкротства с одной стороны и количество владельцев собственности, готовых уступить с другой.
Поскольку проценты по долгу обычно вычитаются из налогооблагаемой базы, а процентные ставки, связанные с долгом, обычно ниже нормы прибыли, ожидаемой для капитала, обычно предпочтительнее использовать заем. Однако по мере накопления большего количества долга кредитный риск, связанный с этим долгом, также увеличивается, и поэтому к этому долгу следует добавлять собственный капитал. Инвесторы также часто требуют доли в капитале, чтобы зафиксировать будущую прибыльность и рост, которые долговые инструменты не обеспечивают.
Финансирование дебиторской задолженности
Опубликовано 05.06.2020 · Обновлено 06.06.2021
Что такое Финансирование дебиторской задолженности?
Финансирование под дебиторскую задолженность (AR) – это вид соглашения о финансировании, при котором компания получает финансовый капитал, связанный с частью ее дебиторской задолженности. Соглашения о финансировании дебиторской задолженности могут быть структурированы по-разному, обычно на основе продажи активов или ссуды.
Общие сведения о финансировании дебиторской задолженности
Финансирование под дебиторскую задолженность – это соглашение, которое включает основной капитал в отношении дебиторской задолженности компании. Дебиторская задолженность – это активы, равные непогашенным остаткам счетов, выставленных клиентам, но еще не оплаченных. Дебиторская задолженность отражается в балансе компании как актив, обычно это оборотный актив, по которому требуется оплата счета в течение одного года.
Дебиторская задолженность – это один из видов ликвидных активов, который учитывается при определении и расчете коэффициента быстрой ликвидности компании, который анализирует ее наиболее ликвидные активы:
Коэффициент быстрой ликвидности = (Эквиваленты денежных средств + Рыночные ценные бумаги + Дебиторская задолженность со сроком погашения в течение одного года) / Текущие обязательства
Таким образом, как внутри компании, так и за ее пределами, дебиторская задолженность считается высоколиквидными активами, которые имеют теоретическую ценность для кредиторов и финансистов. Многие компании могут рассматривать дебиторскую задолженность как бремя, поскольку ожидается, что активы будут оплачены, но требуют взыскания и не могут быть немедленно конвертированы в наличные. Таким образом, бизнес по финансированию под дебиторскую задолженность быстро развивается из-за проблем с ликвидностью и бизнесом. Более того, чтобы удовлетворить эту потребность, вмешались внешние финансисты.
Процесс финансирования под дебиторскую задолженность часто называют факторингом, а компании, которые специализируются на нем, можно назвать факторинговыми компаниями. Факторинговые компании обычно уделяют основное внимание финансированию дебиторской задолженности, но в целом факторинг может быть продуктом любого финансиста. Финансисты могут пожелать структурировать соглашения о финансировании под дебиторскую задолженность по-разному с множеством различных потенциальных положений.
Ключевые моменты
Структурирование
Финансирование под дебиторскую задолженность становится все более обычным явлением с развитием и интеграцией новых технологий, которые помогают связать записи о дебиторской задолженности предприятий с платформами финансирования дебиторской задолженности. В целом, финансирование под дебиторскую задолженность может быть немного легче для бизнеса получить, чем другие виды капитального финансирования. Это может быть особенно актуально для малых предприятий, которые легко соответствуют критериям финансирования под дебиторскую задолженность, или для крупных предприятий, которые могут легко интегрировать технологические решения.
В целом существует несколько широких типов структур финансирования дебиторской задолженности.
Финансирование под дебиторскую задолженность обычно структурируется как продажа активов. В этом типе соглашения компания продает дебиторскую задолженность финансисту. Этот метод может быть похож на распродажу части ссуд, которую часто делают банки.
Бизнес получает капитал в виде денежного актива, заменяющего стоимость дебиторской задолженности в балансе. Бизнесу также может потребоваться списание любых нефинансированных остатков, которые будут варьироваться в зависимости от соотношения основной суммы к стоимости, согласованного в сделке.
В зависимости от условий финансист может оплатить до 90% стоимости неоплаченных счетов. Этот тип финансирования также может быть осуществлен путем связывания записей о дебиторской задолженности с финансистом, финансирующим дебиторскую задолженность. Большинство платформ факторинговых компаний совместимы с популярными системами бухгалтерского учета малого бизнеса, такими как Quickbooks. Связывание с помощью технологий помогает создать удобство для бизнеса, позволяя им потенциально продавать отдельные счета-фактуры по мере их бронирования, получая немедленный капитал от платформы факторинга.
При продаже активов финансист берет на себя счета-фактуры дебиторской задолженности и берет на себя ответственность за сборы. В некоторых случаях финансист может также обеспечить дебетование наличных денег задним числом, если счета-фактуры собраны полностью.
Большинство факторинговых компаний не будут стремиться покупать просроченную дебиторскую задолженность, а сосредоточатся на краткосрочной дебиторской задолженности. В целом, покупка активов у компании переносит риск дефолта, связанный с дебиторской задолженностью, на финансирующую компанию, который факторинговые компании стремятся минимизировать.
При структурировании продажи активов факторинговые компании зарабатывают на основной сумме спреда стоимости. Факторинговые компании также взимают комиссию, что делает факторинг более прибыльным для финансиста.
BlueVine – одна из ведущих факторинговых компаний в сфере финансирования дебиторской задолженности. Они предлагают несколько вариантов финансирования, связанных с дебиторской задолженностью, включая продажу активов. Компания может подключаться к нескольким бухгалтерским программам, включая QuickBooks, Xero и Freshbooks. При продаже активов они оплачивают приблизительно 90% стоимости дебиторской задолженности, а оставшуюся часть за вычетом комиссионных выплатят после полной оплаты счета.
Финансирование под дебиторскую задолженность также может быть оформлено в виде кредитного договора. Ссуды могут быть структурированы по-разному в зависимости от финансиста. Одним из самых больших преимуществ ссуды является то, что дебиторская задолженность не продается. Компания просто получает аванс на основе остатков дебиторской задолженности. Ссуды могут быть необеспеченными или обеспеченными счетами в качестве залога. По ссуде под дебиторскую задолженность бизнес должен погашать.
Компании, занимающиеся кредитованием дебиторской задолженности, также извлекают выгоду из преимущества привязки системы. Связывание с записями о дебиторской задолженности компании через такие системы, как QuickBooks, Xero и Freshbooks, может позволить незамедлительно получать авансы по отдельным счетам или управлять лимитами кредитной линии в целом.
Андеррайтинг
Факторинговые компании принимают во внимание несколько элементов при принятии решения о включении компании на свою факторинговую платформу. Кроме того, условия каждой сделки и предлагаемая сумма в отношении остатков дебиторской задолженности будут различаться.
Дебиторская задолженность крупных компаний или корпораций может быть более ценной, чем счета-фактуры небольших компаний или частных лиц. Точно так же более новые счета-фактуры обычно предпочтительнее старых. Как правило, срок действия дебиторской задолженности будет сильно влиять на условия соглашения о финансировании, при этом более краткосрочная дебиторская задолженность приводит к лучшим условиям, а также к более долгой или просроченной дебиторской задолженности, потенциально ведущей к более низким суммам финансирования и более низким отношениям основной суммы к стоимости.
Преимущества и недостатки
Хотя финансирование под дебиторскую задолженность предлагает ряд разнообразных преимуществ, оно также может иметь негативный оттенок. В частности, финансирование под дебиторскую задолженность может стоить дороже, чем финансирование через традиционных кредиторов, особенно для компаний, которые, как считается, имеют плохую кредитоспособность. Компании могут потерять деньги из-за спреда, уплаченного по дебиторской задолженности при продаже активов. При структуре ссуды процентные расходы могут быть высокими или могут быть намного больше, чем могли бы быть скидки или списания по умолчанию.
Переток денег внутри группы компаний: займ, вклад в УК или имущество, перевод долга и другие работающие методы
Многосубъектность же зачастую сталкивается с задачей перенаправления денег, скопившихся в одном секторе бизнеса (обычно низконалоговом), в другой (там где они фактически нужны): на пополнение оборотных средств, на покупку имущества и т.п. Учитывая, что это фактическое перекладывание денег из одного кармана в другой, логично чтобы оно не влекло налоговых обязательств у внешне самостоятельных налогоплательщиков.
И вообще в 80% клиентских компаний мы обнаруживаем, что деньги внутри бизнеса ходят плохо. Больше того, чем эффективнее бизнес оптимизирован, тем хуже ходят деньги. Не забывайте и о том, что накапливаемая «кредиторка» является сильным аргументом для назначения выездной налоговой проверки.
Между тем займы далеко не единственный способ внутреннего финансирования, для этого есть и другие инструменты, однако их использование требует учета отдельных нюансов. И мы с вами ими поделимся:
Для начала нужно определить исходные данные, влияющие на выбор конкретного инструмента безналогового движения денег или их комбинации. Предполагаемое финансирование осуществляется на возвратной или безвозвратной основе? Связаны ли инвестор и получатель средств «родственными» отношениями в разрезе корпоративного участия в уставном капитале друг друга? Возможно ли финансирование из чистой прибыли либо принципиально учесть переданные средства в расходах при налогообложении? Насколько допустима демонстрация во вне длительной дебиторской задолженности (если речь идет о займах), которая также может быть расценена контролирующими органами и банками как доказательство принадлежности субъектов к единой группе. Практические ситуации зачастую очень многогранны и многоаспектны и оказывают существенное влияние на выбор конкретного инструмента.
Вот базовые из них.
1. Предоставление денег по договору займа
Вы относительно беспрепятственно можете пользоваться договором займа, если в группе компаний из низконалоговых центров прибыли (розница на ЕНВД, хранитель активов на УСН) требуется переместить деньги в компанию с высокой скоростью оборота (закуп, например), а значит у заемщика не будет проблем с их возвратом и займы не «зависнут».
Что требуется: оформить договор займа, одобрить сделку (по критерию крупной или с заинтересованностью, если она подпадает под эти критерии).
Простота в оформлении. Проценты по займу в большинстве случаев уменьшают налогооблагаемую прибыль (ст. 269 НК РФ). Идеален для возвратного финансирования.
Займы должны возвращаться. Если все же возврат денег не предвидится, зависшая кредиторская задолженность может вызывать вопросы контролирующих органов, кредитующих банков.
Если же возврат денег невозможен, то механизмы безналогового финансирования могут быть следующими:
2. Вклад в уставный капитал/паевой фонд/складочный капитал
Это наиболее известный способ предоставления компании ее участниками любого имущества. Участник коммерческой организации (АО, ООО, Производственного кооператива (ПК), Хозяйственного партнерства (ХП), Полного товарищества (ПлТ)) может внести вклад в Уставный (и аналогичный ему для других форм компаний) капитал (УК), причем как на стадии создания организации, так и в процессе ее деятельности.
Вклад в уставный капитал коммерческой организации освобождается от налога на прибыль у получающей стороны (пп. 3 п. 1 ст. 251 НК).
1. При определении налоговой базы не учитываются следующие доходы:
3) в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав, имеющих денежную оценку, которые получены в виде взносов (вкладов) в уставный (складочный) капитал (фонд) организации (включая доход в виде превышения цены размещения акций (долей) над их номинальной стоимостью (первоначальным размером).
Дополнительные нюансы
Например, для оплаты доли в уставном капитале в ООО в 10 тысяч рублей участник вполне может внести 15 млн рублей. При этом величина номинальной стоимости его доли составит 10 000 рублей. Именно так и будет указано в ЕГРЮЛ. И данный взнос (в том числе, в части превышения реального размера вклада над номинальной стоимостью доли) не включается в налогооблагаемую базу принимающей стороны (пп. 3 п. 1 ст. 251 НК). Это не мы придумали, так написано в налоговом кодексе и это подтвердил суд.
Вклад в уставный капитал учитывается в составе расходов на приобретение доли в случае выхода участника из компании, продажи своей доли и т.п. Если есть понимание, что доля в последующем может быть отчуждена, либо организация будет официально ликвидирована, то финансирование такой компании лучше строить по пути вкладов в уставный капитал.
В случае, если собственник внес в УК общества вклад, превышающий номинальную стоимость его доли, полученный при продаже (выходе, ликвидации) доход также можно будет уменьшить на всю сумму реально понесенных расходов по приобретению доли, то есть в полном объеме.
Фактически безвозвратный способ финансирования.
Также это способ требует внесения изменений в ЕГРЮЛ в отношении новой величины уставного капитала с уплатой соответствующей гос. пошлины и визитом к нотариусу.
3. Вклад в имущество без увеличения уставного капитала
участие в уставном капитале получающей/передающей стороны.
предполагает безвозмездную передачу участником (акционером) своей компании неких благ (денежные средства, доли (акции) в других юридических лицах, недвижимое имущество и т.п.). При этом уставный капитал не увеличивается, номинальный размер долей участников не меняется, вносить изменения в ЕГРЮЛ не надо.
безвозвратный способ. Возможен не для всех организационно-правовых форм. Перечисленные средства нельзя учесть в составе расходов на приобретение доли при получении последующего дохода (при ее продаже, при выходе из общества или его ликвидации).
Если устав принимающей стороны не содержит исключений из общего правила, то вклад в имущество возможен только деньгами и только пропорционально всеми участниками (акционерами).
В Налоговом кодексе предусмотрены два льготных механизма, которые позволяют освобождать безвозмездные по своей сути вклады от налогообложения:
3.1. Взнос в имущество по пп. 11 п. 1 ст. 251 НК. Особенности:
Собственники компании должны оформить соответствующее решение о внесении вклада (вкладов) в имущество организации. Вклад в имущество могут осуществлять не все участники (или не пропорционально долям участия), если такая возможность закреплена в Уставе. Порядок принятия решения о внесении вкладов в имущество организации также может быть детально проработан в корпоративном договоре.
Плюсы и минусы данного способа очевидны: Подобный вклад может внести только один участник с долей более 50% (минус).
Величина уставного капитала не меняется (плюс), при этом величина доли финансирующей стороны так же не меняется (и плюс, и минус в зависимости от ситуации), как и не увеличиваются его официальные расходы на приобретение доли (минус).
«Дочерний подарок»
«Экономические отношения между основным и дочерним обществами могут предполагать не только вложения основного общества в имущество дочернего на стадии его учреждения, но и на любой стадии его деятельности. Кроме того, экономическая целесообразность в отношениях дочернего и основного обществ может вызывать необходимость и обратной передачи имущества. При этом отсутствие прямого встречного предоставления является особенностью взаимоотношений основного и дочернего обществ, представляющих собой с экономической точки зрения единый хозяйствующий субъект».
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ.
3.2. Вклад в имущество в целях увеличения чистых активов (ЧА) по пп. 3.4 п. 1 ст. 251 НК РФ.
Ключевой особенностью этого способа является отсутствие требования обязательной величины доли в уставном капитале, принадлежащей финансирующей стороне. При этом движение может быть только односторонним: в адрес компании. Принципиальное условие: осуществление вклада именно в целях увеличения чистых активов. Самое любопытное, что такой способ установлен только для хозяйственных товариществ и обществ, то есть невозможен в производственных кооперативах и хозяйственных партнерствах. Величина доли передающей стороны также не изменяется.
Взнос в имущество в целях увеличения ЧА является более удобным и универсальным, по сравнению с взносом в имущество по подп. 11 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ.
Важный нюанс: вкладом в целях увеличения чистых активов может быть не только передача имущества (включая деньги), но и освобождение получателя от исполнения ранее возникших обязательств. Например этим инструментом можно прекратить обязательства компании по займу перед ее участником. Для этого достаточно принять решение о прощении долга в целях увеличения чистых активов Общества.
1. При определении налоговой базы не учитываются следующие доходы:
3.4 в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав в размере их денежной оценки, которые переданы хозяйственному обществу или товариществу в целях увеличения чистых активов, в том числе путем формирования добавочного капитала и (или) фондов, соответствующими акционерами или участниками. Данное правило распространяется также на случаи увеличения чистых активов хозяйственного общества или товарищества с одновременным уменьшением либо прекращением обязательства хозяйственного общества или товарищества перед соответствующими акционерами или участниками, если такое увеличение чистых активов происходит в соответствии с положениями, предусмотренными законодательством Российской Федерации или положениями учредительных документов хозяйственного общества или товарищества, либо явилось следствием волеизъявления акционера или участника хозяйственного общества, товарищества, и на случаи восстановления в составе нераспределенной прибыли хозяйственного общества или товарищества невостребованных акционерами или участниками хозяйственного общества, товарищества дивидендов либо части распределенной прибыли хозяйственного общества или товарищества;
4. Реорганизация
Реорганизация юридического лица, особенно в форме выделения, является отличным способом безналоговой передачи имущества, в том числе и денежных средств. Однако, как правило, в своей практике этот все же непростой инструмент мы используем именно для передачи недвижимого имущества без налоговых последствий, нежели сугубо денежных средств. Если цель оправдывает средства, то на реорганизацию можно и «заморочиться».
передача имущества без налоговых последствий. В том числе, с возможностью выделения имущества (денежных средств) в общество с «третьим» лицом в составе его участников.
При выделении образуется второе юридическое лицо, которое не является правопреемником реорганизованной организации в части ее налоговых обязательств, за исключением случаев, когда налоговый орган докажет, что единственной целью выделения было уклонение от погашения задолженности перед бюджетом (п. 8 ст. 50 НК).
Выделение подразумевает «отпочкование» от старой компании новой компании. Имущество передается по передаточному акту и его стоимость не является расходом у старого юридического лица и не является доходом у новой компании. То есть нет никаких последствий по налогу на прибыль.
Передача имущества в рамках выделения не является реализацией. У компании на ОСН нет обязанности начислить НДС или его восстановить (п. 8 ст. 162.1, п. 3 ст. 170 НК РФ). Новая компания не может принять НДС к вычету, но и НДС платить не обязана.
При этом выделяемая компания может применять сразу с момента своего создания любой режим налогообложения (прежде всего УСН): таким образом мы можем выделить имущество на «упрощенца».
При процедуре выделения из ООО участниками нового юрлица могут стать:
В случае с акционерным обществом при выделении возможны только первые два варианта. Либо новая компания становится 100% «дочкой» реорганизуемой, либо участниками выделенной компании становятся те же самые акционеры в тех же пропорциях.
Кроме того, разрешены смешанные реорганизации в форме выделения, когда можно из АО выделить ООО или наоборот.
5. «Оплата по договору».
В случае отсутствия корпоративного родства и желания предоставлять деньги по договору займа, напрашивающимся решением может стать осуществление платежа по договору поставки/подряда/возмездного оказания услуг и т.п. Конечно, если времени нет, пойти по этому пути можно. Но при условии, что в будущем у налогового органа передающей стороны реальность сделки не вызовет сомнений с непреодолимым в таком случае желанием исключить произведенные оплаты из расходов при налогообложении прибыли. Либо проведенную оплату вообще не учитывать в расходах.
Принципиальный момент: любые отношения должны иметь деловую цель. Не забывайте, что помимо ФНС назначением ваших платежей особо интересуются банки с Росфинмониторингом. По этой причине мы не поддерживаем идею «продать что-нибудь ненужное», либо оплатить маркетинговые и консультационные услуги в адрес никак не связанного с этой сферой деятельности лица.
Изначально построение любой юридической модели бизнеса должно происходить только на основе его организационной структуры и в связи с его реально существующими бизнес-процессами. Только так можно включить в модель законные способы налоговой экономии, не вызывающие вопросы контролирующих органов. И только так можно обеспечить регулярный возврат денежных средств в бизнес и/или возможность их перераспределения в группе. Создание Центра рефинансирования, о котором повествуем далее.
6. Оплата третьему лицу, переводы долга и т.п.
Скорейшая потребность в совершении платежа может быть разрешена прямым перечислением денег стороннему адресату. Благо действующее законодательство это прямо позволяет.
1. Кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника третьим лицом, если исполнение обязательства возложено должником на указанное третье лицо.
2. Если должник не возлагал исполнение обязательства на третье лицо, кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника таким третьим лицом, в следующих случаях:
должником допущена просрочка исполнения денежного обязательства.
Учесть перечисленное в составе расходов вряд ли удасться. Экономического обоснования совершения платежа у «инвестора» скорее всего не будет. В такой ситуации возникает кредиторская задолженность, судьбу которой нужно будет решать отдельно (погашение, прощение долга в целях увеличения чистых активов и т.п.).
Здесь же переводы уже имеющегося долга в группе компаний для перенаправления денежного потока в нужное русло. Как правило, подобные переуступки/займы/оплаты «за друга» превращаются в финансовую паутину, излишне демонстрирующую в действительности единство всей группы и регулярно вызывающую головные боли у фин.директоров.
7. Финансирование совместной деятельности
Возможным способом финансирования какого-либо проекта в группе компаний может стать использование договора Простого товарищества (договора о совместной деятельности). Об особенностях данной конструкции лучше узнать из наших отдельных материалов. Кратко же суть в следующем: два и более коммерческих субъекта (в том числе и ИП) объединяют свои вклады для совместного ведения предпринимательской деятельности. В этом варианте получатель средств и их источник могут заключить подобный договор, если, конечно же, в этом есть экономический смысл, например, открытие нового направления деятельности.
вклады в Простое товарищество не образуют налогов, а полученная прибыль от совместной деятельности облагается по соответствующей «своей» ставке налога у товарища.
вся деятельность в простом товариществе облагается НДС. Хотя иной раз это не минус, а плюс, позволяющий и спец.режим применять, и НДС, так принципиально важный контрагентам, уплачивать.
Отношения между товарищами регулируются договором простого товарищества, который устанавливает размеры вкладов, порядок ведения совместной деятельности и взаимодействия в ходе нее, а также принципы распределения полученной прибыли. Уникальность данной гражданско-правовой конструкции состоит в том, что она позволяет не только связать между собой несколько хозяйствующих субъектов, имеющих целью достижение совместного результата, но и достаточно гибко подходить к регулированию налоговых последствий деятельности каждого.
8. Выход физического лица из ООО. Выплата дивидендов
Раз уж речь зашла о специфических инструментах, упомянем и выход физического лица из ООО.
Передача денежных средств физическому лицу на безвозвратной основе.
Их скорее всего больше, чем плюсов. Но, опять же, если цель оправдывает средства, то переток денежных средств здесь можно оформить выходом участника из ООО. При выходе физическое лицо должно заплатить НДФЛ с разницы между полученной действительной стоимости доли и его расходами, связанными с приобретением доли (на вклад в уставный капитал, на покупку доли). В этом случае участник прекращает свое участие в компании.
Закон об Обществах с ограниченной ответственностью (ФЗ «Об ООО») позволяет участнику Общества выйти из него путем отчуждения своей доли Обществу независимо от согласия других его участников или самого Общества. Но только, если это предусмотрено уставом (ст. 26 Закона). При этом логично, что невозможна ситуация, когда из ООО выходит его единственный участник либо в результате выхода не остается ни одного (п. 2 ст. 26 ФЗ «Об ООО»).
Заявление участника о выходе из Общества должно быть нотариально удостоверено (п. 1 ст. 26 ФЗ «Об ООО») и подано на имя Общества. С даты получения заявления участник считается прекратившим участие в ООО и с этого же момента его доля переходит к Обществу, о чем руководитель компании должен уведомить налоговый орган в течение 30 дней для внесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ (см. ст. 23 ФЗ «Об ООО»). С момента получения Обществом такого заявления участника он автоматически лишается возможности участвовать в собраниях участников, требовать предоставления документов и иным образом принимать участие в жизни компании.
В течение трех месяцев со дня получения заявления о выходе Общество обязано выплатить вышедшему участнику действительную стоимость доли, Уставом (можно изменить срок выплаты, увеличив его максимум до 1 года, а также предусмотреть рассрочку платежа и т.п.) (п. 6.1., п. 8 ст. 23 ФЗ «Об ООО»).
Действительная стоимость доли, хотя и определяется в соответствии с законом на основании данных бухгалтерского баланса, на практике должна оцениваться с учетом рыночной стоимости имущества общества за вычетом его обязательств. На это неоднократно указывали высшие судебные инстанции (определение ВАС от 22 ноября 2007 года N 14448/07, постановление Президиума ВАС РФ от 29 сентября 2009 г. N 6560/09).
Здесь же возможным способом перечисления физическому лицу денежных средств является официальная выплата дивидендов. Минусы очевидны: выплата осуществляется из чистой прибыли с последующей уплатой НДФЛ 13%.
9. Вексель как проверенный инструмент для перетока денег в группе компаний
Несмотря на то, что слово «вексель» в умах налоговых органов вызывает стойкую ассоциативную связь со «схемами» и «необоснованной налоговой выгодой», точечное использование этого инструмента остается весьма успешным и по сей день. И ценность векселя в его множественной природе:
Словосочетание «ничем не обусловленное обязательство» указывает на абстрактный характер вексельного обязательства, т.е. на отсутствие у векселедержателя обязанности доказывать, откуда он получил вексель и рассчитался ли за него; должник в любом случае обязан оплатить предъявленный ему вексель.
Более того, поскольку чаще всего векселя передаются от одного лица к другому на основании бланкового индоссамента (т.е. без указания лица, приказу которого должен платить должник), любое лицо, владеющее векселем, признается его законным держателем, т.е. зачастую невозможно проследить всех владельцев конкретного векселя (особенно если это физические лица и ИП, не обязанные вести бухгалтерский учет), что и позволяет предпринимателям решать те или иные задачи.
Как любая ценная бумага, вексель должен соответствовать установленной для него форме и содержать совершенно конкретные реквизиты, перечисленные в Положении о простом и переводном векселе. В то же время, вексель может быть составлен на простом листе бумаги, т.е. использование специальных бланков не требуется.
Для простоты понимания, как вексель может быть использован в перетоке денежных средств в группе компаний, приведем пример: ООО Торговый дом имеет непогашенный долг по договору поставки перед ООО Закуп, счета которого по каким-то причинам заблокированы. Отдельным соглашением они новируют данное обязательство в вексельное с выдачей Торговым домом своих векселей. Полученные векселя ООО Закуп передает дочерней компании в качестве вклада в целях увеличения чистых активов. Далее ООО Закуп предъявляет векселя к погашению Торговому дому, получая требуемую ему сумму денежных средств. Все свои обязательства погасили, деньги получили. Достаточно примитивный пример, задача которого продемонстрировать уникальные особенности векселя, эффективно решающего точечные вопросы.
Другой пример, когда нужно перенаправить средства из одного бизнес-направления в другое с одинаковым составом участников:
ООО Ткани взамен погашения дебиторской задолженности получает от своего должника вексель. Этот вексель общество передает своему единственному участнику в виде выплаты дивидендов. При получении векселя физическим лицом облагаемый НДФЛ доход возникает у него только в момент фактического получения им денежных средств по векселю (См. Постановление Президиума ВАС РФ от 11.04.2000 г. №440/09). То есть, налога нет. Затем этот же единственный участник другой компании передает ей вексель в чистые активы без налоговых последствий. Далее ООО Стройка предъявляет вексель к погашению, получив требуемое ему финансирование.
10. Создание центра рефинансирования
Компании из сектора розничная торговля, уплатив ЕНВД, воспользовались самым низким налогообложением из всех возможных. Если они будут передавать денежные средства далее по любому основанию в группе компаний, например, по «услуговому» договору, то у получателя средств возникнет налог. Для него это выручка.
Здесь же розничные компании учреждают юридическое лицо, даже если оно на ОСН это не страшно, поскольку оно не ведет НДСной деятельности. Компания-Розница делает вклады в чистые активы, эти денежные средства безвозвратные. То есть компании из сектора розничной торговли не могут потребовать их обратно (но могут, теоретически, потребовать выплату дивидендов).
А Финансовый центр далее вкладывается в какие-то новые направления, в приобретение оборудования и т.п., участвуя в уставных капитал получателей средств и осуществляя вклады в их чистые активы.