что такое удобный ребенок
Удобные дети — хорошо это или плохо?
Часто встречаю мамочек, которые характеризуют ребенка двумя категориями – удобный или неудобный. Удобный ребенок – это тот, который слушается, помогает, не убегает, хорошо спит, хорошо ест, в общем, не требует много внимания. Неудобный – часто ребенок-бунтарь, который все время пытается доказать какие-то свои права. Он и правда неудобен – за ним надо следить, потом извиняться за него, компенсировать поломки…
А что потом? Этим вопросом редко задаешься, когда ребенку 2-5-10 лет. Главное, что сейчас хорошо и удобно. Одна моя знакомая рассказывала о своих детях примерно так:
«Старшая Маша это ужас. С ней ни отдыху, ни покоя. Все время бегает, все время требует внимания, на площадке все время рев, в школе учиться тоже не хочет. Зато младший Вова – просто подарок. Все делает, о чем ни попросишь. Помогает. Спать ложится сам — с полутора лет. Не капризничает. В магазине сроду ни одной истерики»
К слову, Маша и Вова – мои ровесники. И сейчас Маша – вполне успешная женщина. У нее семья, трое детей, любимая работа, любящий муж. Несмотря на аттестат с тройками и мамину характеристику.
А Вова – и сейчас спокойный мальчик. Тридцати лет. Он живет с женой и мамой. И периодически уходит в запой. У него нет любимого дела – он работает там, где платят. От этого он еще сильнее пьет – ведь радости от работы нет.
Единичный ли это случай? Оказывается, нет. И когда я написала об этом небольшую заметку, она собрала очень много перепостов и комментариев. Люди узнавали себя. Или своих близких. И соглашались, что удобство ребенка часто идет ему во вред.
Еще одна история – девочки. Хорошей девочки Кати. Старшая в семье. За ней – еще трое погодок. Суммарно – четверо детей. Мама работающая. После родов через месяц-два уже выходила на службу, выполнять план пятилетки. Дети росли с бабушкой. И Катей. Лет с четырех она уже могла остаться одна с малышами – следила за ними, кормила, укладывала спать. В пять лет бабушки не стало. И теперь она отводила брата и сестру в сад, а сама сидела с малышом.
В школьные годы она сперва всех забирала из сада или школы, кормила, делала с ними уроки….
Первая любовь случилась в старших классах. Но прошла незамеченной. Она и подумать не могла о том, чтобы улыбнуться ему или прийти на праздничный вечер. Ей было чем заняться. Дома убраться, приготовить всем поесть, сделать уроки, подготовиться к экзаменам. Маму расстраивать нельзя…
Кате уже за сорок. У нее был муж. Но она так и не решилась стать матерью. Трое «детей» у нее есть. Куда ей еще ответственности. А муж все время раздражался от того, что она не знает, чего хочет.
Да, такой ребенок – это очень удобно. Это и помощь, и минимум внимания и времени, и повод гордиться. Рождаются дети, у которых есть такая предрасположенность. Например, спокойные и добрые. А еще так часто бывает у старших сестер – или тех, кто воспринимает себя старшей. Или у тех, у кого в семье уже есть «бунтарь», чтобы как-то выделиться на его фоне и завоевать капельку любви.
Удобный ребенок не просит ничего в магазине. Может быть, он и стоит рядом с витриной, в которой стоит красная «Волга». Но не попросит. И скажет: «Давай сестренке новую куклу купим!». А удобная дочка будет ходить в старом платье, пока младшая купается в обновках. И никому это даже не покажется странным. Она сама согласится, что из двух подаренных кукол та, которая с одним глазом, — будет ее. Потому что сестренка расстроится из-за такого подарка.
Такой ребенок отдаст все самое вкусное маме или братику с сестрой. Хотя внутри на эту тему и будет протест. Вообще внутри у них происходит столько всего, что диву даешься. Никто из близких даже и не заподозрит, какие бури там бывают. Потому что с такими детьми и людьми не появляется даже повода об этом подумать. Они делают все, чтобы рядом с ними было комфортно. А когда комфортно — нет необходимости чинить то, что и так хорошо работает.
Хорошо – для мамы, папы, мужа, жены, детей. Для всех. Кроме него самого. Но как же тут догадаешься-то…
Но это и есть самое опасное состояние. Опасность именно в том, что мама не чувствует, когда пора вмешаться, она не видит и не понимает, в какой момент он отказывается от себя, ради ее любви. И, конечно, все это не со зла. Просто зачем поливать дополнительно то, что и так хорошо растет, правда?
А здесь урожай богатый – ребенок как подарок или курорт. На него никто не жалуется, ведет себя всегда идеально, ничего не требует… Помогает — часто и просить не надо.
Только вот потом, когда он вырастает… И не знает, чего хочет. И не умеет отстаивать свои желания. И не умеет быть собой — умеет только приспосабливаться к чужим нуждам — это ли не самое страшное? Он легко сможет помочь кому-то достичь желаемого, а для себя никогда ничего не сделает. Не попросит. Потому что даже не поймёт, чего просить.
Он когда-то в детстве выбрал такую тактику – по каким-то причинам, и до сих пор ее придерживается. Неосознанно. Может быть. Нравилось быть значимым маминым помощником. А может быть, в семье был уже один «плохой» — и нужно было стать «хорошим», самым хорошим. Может быть, он любовь получал только тогда, когда был удобным… Так и живет до сих пор. Чтобы всем вокруг удобно было…. И если кому-то рядом с ним плохо — он сразу чувствует свою вину. Огромную. Сжирающую все его существо.
Ребенок-бунтарь знает, чего хочет. Он слышит себя и чувствует. Поэтому и бунтует. Поэтому и неудобен – ведь он тогда не хочет чужие мечты исполнять и следовать за чужими ожиданиями. Не думайте, что они маму не любят. Еще как любят. Но это не повод отказаться от себя.
Ребенок-исследователь любопытен, изучает мир и часто бывает «неудобен» родителям — тут сломает, там разобьет. Он следует за своим любопытством – и может за это получить. Но все равно продолжит изучать этот мир.
А удобный ребенок… Он и правда удобен. Лет двадцать. Тридцать. Сорок. Пока его с головой не захлестнет кризис. И что потом? Бывает по-разному. Такими бурями и потопить всех вокруг можно.
Своих близких, которые вообще не поймут, что происходит…
Ведь внутри у него тоже масса всего, но это все отвергаемое, игнорируемое, подавляемое. Оно словно никому не нужное, словно ничье…. И этому всему нужен выход, выплеск…
Идите и купите себе эту «Волгу»! Или куклу с двумя глазами. Самую лучшую. Для себя. Или килограмм любимого мороженого (вы, кстати, знаете, какое у вас любимое?). Или новое платье «ужасного» по мнению мамы цвета.
Сходите на балет, который все остальные считают ерундой. Или на хоккей, который никогда не нравился маме. Или….
Просто возьмите и сделайте хоть раз то, что вы любите. А не то, чего от вас ожидают. Хотя бы раз. И вдруг вам понравится?
Пусть вам с собой будет не менее удобно и комфортно, чем окружающим. Потому что на самом деле вашим близким станет легче, когда вы найдете контакт с собой. И они начнут хоть немного понимать вас и слышать. Появится ощущение, что рядом человек, а не идеальный биоробот, на фоне которого вечно выглядишь не совсем совершенным. Позвольте им видеть ваши чувства и переживания (только не все сразу – испугаются такого объема!).
А главное – позвольте себе быть собой. Чувствовать, хотеть, просить, радоваться, не соглашаться на то, что вам не нравится. Тогда вы найдете и любовь, которую столько лет ищете и зарабатываете. Любовь приходит тогда, когда вы сами можете любить. То есть чувствовать, выражать эмоции и обмениваться ими.
Это не такая простая задача. И совсем не такая удобная, как просто выполнять обязанности жены по списку, правда? Но счастье не там, где удобство. Счастье – в искренности.
Поделитесь, пожалуйста, статьей в любимой соцсети или мессенджере. Это очень важно
Удобный ребенок. Всегда ли послушание – это хорошо?
В обыденной психологии есть такое интересное понятие: удобный ребенок. С этими детьми приятно иметь дело всем взрослым. Они всегда приходят по первому зову, выполняют указания родителей, педагогов и врачей, не балуются, не капризничают. В общем, не дети, а настоящие ангелы. Что же будет, когда удобный ребенок повзрослеет? Всегда ли послушание идет во благо детям?
Мнение родителей
Елена, мама 6-летней девочки: «Вчера кто-то назвал Алису «послушной» и сказал, что это очень удобно. Однако почему-то меня это больше огорчило, чем обрадовало. И я, и мой муж не слишком любим слово «послушание» по отношению к детям. Он него веет чем-то неправильным. Как будто ребенок должен даже не слушаться, а повиноваться, независимо от того, правы родители или нет.
Я предпочитаю говорить «хорошее поведение». Это означает, что ребенок понимает, как нужно себя вести. Послушание же, по моему мнению, указывает на «слепое принятие». Думаю, что многие из вас не согласятся со мной, но почему-то именно так я ощущаю слово «послушание».
Мы хотим, чтобы наша Алиса:
…и я надеюсь, что мы достаточно зрелые, чтобы справиться с вопросами Алисы (и критикой) и вести ее вперед, по правильному пути. Пусть это даже будет не очень удобно».
Почему удобные дети – это плохо?
Как правило, каждый ребенок в годовалом возрасте активен, шаловлив и чрезвычайно любознателен. Он пытается все посмотреть и пощупать, все попробовать и везде побывать. Родителям такой малыш доставляет много неудобств: за ним нужно следить, оберегать от опасностей. Гораздо проще сделать его послушным, очень спокойным и управляемым – в общем, удобным во всех отношениях. И все это происходит в ущерб маленькому проказнику.
Встречались ли вам такие дети, которые и в магазин сходят, и комнату уберут, а потом тихо и спокойно сидят дома, не занимаясь ничем особым? Что скажешь, то всегда и делают. Но ведь такой ребенок хочет угодить не только маме с папой, воспитателю или учителю, но и всем, кто старше или сильнее его. В том числе, и тем детям, которые согласятся признать его своим при одном условии – он должен курить, употреблять алкоголь, воровать и издеваться над более слабыми.
И вот такие бывшие удобные дети взрослеют и становятся такими же удобными мужьями и женами, стремящимися выполнить любое желание супруга и отбросить собственные потребности и мысли. Согласитесь, не каждому понравится подобное соглашательство.
Что делать?
Спокойные, беспроблемные дети – это настоящая мамина радость. Они не приносят родителям лишних проблем, и, главное, они такие удобные. Гораздо сложнее, когда у маленького ребенка есть собственные желания и своя, особенная точка зрения. Но ведь именно это и нужно для счастливой взрослой жизни. А вы хотите видеть своего малыша счастливым или удобным?
Читаем также:
Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал, страницу в Facebook, или группу ВКонтакте.
Развивающие игры для детей от 2 до 10 лет:
Я придерживаюсь мнения, что все хорошо в меру. Да, хотелось бы видеть ребёнка самостоятельным и формирующийся как личность. Но и полную свободу действий ему предоставлять нельзя, может вырасти эгоистом.
Ребенок, который привык бесприкословно исполнять все, что ему прикажут, вырастает беспомощным. Когда-то родители привыкли решать все за него, не давали слово вставить, когда дело касалось его судьбы. Таким человеком будут манипулировать на работе и дома, он забудет про собственное “Я”.
У меня ребенок, по-сравнению с другими детьми из нашего окружения, очень спокойный, но я не считаю что воспитала “удобного для себя ребенка”, он просто воспитанный – он понимает, что всему есть время и место. Но в то же время у него есть своя точка зрения, свои желания и право выбора, ну и конечно “подикошарить” тоже может.
Вы правы,Светлана. Я не могла остаться жить на родине, потому, что моя семья решила, что мне будет лучше жить в США.
Удобными детьми не рождаются, а становятся (и никогда не имеют собственного мнения)
На приём к психологу часто приходят родители с вопросом, почему их дети к подростковому возрасту перестают их слушаться. Ведь до этого ребёнок был самым послушным на свете. В подростковом возрасте причин для непослушания и плохого поведения много. Психолог Евгений Ланге рассказывает про феномен «удобного ребёнка», который вырастет в «удобного взрослого», если ничего не менять.
Если вы уже столкнулись с подростковым кризисом у вашего ребёнка, то, возможно, именно эта статья поможет вам улучшить или даже возобновить с ним отношения. А если же ваш ребёнок ещё не достиг этого возраста, то, вероятно, вам удастся предотвратить возникновение трудностей в будущем.
Кто такие «удобные дети». И почему к подростковому возрасту они перестают быть такими же удобными
Большинство психологов называет удобными тех детей, которые беспрекословно слушаются взрослых. Это послушание выражается практически во всём — от выбора спортивной секции до предпочтений в еде. Родителям даже не нужно прикладывать видимых усилий, чтобы ребёнок полностью существовал по их сценарию. Такие дети перед принятием любого решения ориентируются на мнение значимого взрослого. Если же у ребёнка есть сформированное мнение по какому-либо вопросу, а родитель с ним не согласен, то мнение тут же меняется в приемлемую для взрослого сторону.
Учителя отзываются об удобных детях как о послушных, вежливых, уступчивых. Некомпетентный педагог сразу определит такого ребёнка в любимчики.
Таким образом, удобный — значит социальножелательный. До поры до времени никаких протестных настроений и агрессии у ребёнка не проявляется. На первый взгляд всё описанное кажется идеальной картинкой! Ведь любой родитель просто мечтает о таком ребёнке.
Действительно ли картинка так идеальна? В этом нам помогут разобраться три вопроса.
Ребёнок появляется на свет с генетическими, биологическими, физиологическими и психологическими особенностями. Но если сравнивать новорождённого с чистым листом, на котором только предстоит что-либо написать, то каждый лист, в зависимости от материалов из которых он изготовлен, обладает различными свойствами и особенностями. Листы бумаги могут быть разных цветов, сделаны из разных материалов, обладают разной текстурой письма.
Автору, будь то писатель, художник или бухгалтер, нужно лишь подобрать подходящие чернила или краску, чтобы этот лист зажил своей жизнью и получил своё предназначение.
Так же происходит и с воспитанием ребёнка. Если родитель подберёт правильный стиль воспитания, то чернила лягут ровно и не будут царапать бумагу.
То есть дети рождаются с разной предрасположенностью. Кто-то будет чуть более взбалмошным, кто-то, возможно, чересчур спокойным, но при правильном подходе все эти неровности можно сгладить. Зависит это только от того, захочет ли родитель воспитать самостоятельную, реализовавшуюся личность или же будет самоутверждаться за счёт ребёнка и решать свои детские проблемы.
Отвечая на вопрос, рождаются ли удобными дети или становятся, могу с уверенностью ответить — становятся. Ведь, несмотря на индивидуальные особенности каждого ребёнка, почти всё зависит от стиля воспитания.
Ребёнок, чью «удобность» поощряют, не имеет своего собственного мнения, постоянно нуждается в одобрении своих поступков и не имеет внутренних ориентиров
Удобный ребёнок при принятии решений полностью ориентируется на мнение окружающих и не обладает своими собственными принципами, жизненными ориентирами и приоритетами. Такими людьми очень легко манипулировать. То есть бывшие «удобные дети» станут «удобными взрослыми».
У удобных взрослых очень мало шансов построить собственную карьеру, так как они не умеют принимать самостоятельных решений, не оглядываясь на мнение окружающих. «Удобные взрослые» почти всегда исполнители, исполнители чужих задач и целей.
В семье удобный мужчина будет исполнять любую прихоть жены, а удобная женщина будет рабой для властного мужчины, идеализируя его во всём. Такая модель семьи более вероятна, так как застенчивые, неуверенные в себе люди ищут людей, которые будут принимать решения за них и говорить им, что делать. Это на время снимает тревогу от неопределённости и создает иллюзию ценностных ориентиров. С другой стороны, властные, доминантные мужчины и женщины ищут себе именно таких «удобных» партнёров, так как им необходимо кем-то руководить и командовать. Мужчины и женщины, у которых существует потребность не к доминированию, а к разделению обязанностей и равноправному партнёрству, быстро разглядят в потенциальном объекте любви «удобного» человека и в скором времени потеряют к нему интерес.
Именно поэтому удобные взрослые, прощаясь с тревогой от неизвестности лишь на время, обрекают себя на постоянные помыкания и манипулирование.
При этом удобные взрослые, в отличие от удобных детей младшего школьного возраста, осознают своё положение и страдают от него, не имея возможности что-то изменить. Ведь по-другому они жить не умеют, а чтобы начать что-то менять, сначала нужно быть уверенным в себе и в своих решениях.
Собирательный образ семьи, где воспитывается «удобный ребенок»
Очень часто родители стремятся воспитать ребёнка «по образу и подобию своему», то есть для таких родителей это не просто ребёнок, а ребёнок — проект. Логично, что у ребёнка-проекта не должно быть своего мнения, потому что «родителям видней». Чтобы установить границы между воспитанием и проектированием, нужно понимать, что, конечно, до наступления 18 лет большая часть ответственности за ребёнка лежит на родителе. Но мудрый взрослый в течение жизни ребёнка не только даёт ему всё больше и больше личной ответственности, но и советуется по некоторым семейным и личным вопросам, к примеру, куда поехать отдыхать, какие продукты купить, что делать в выходные.
Родителя, для которого ребёнок является проектом, личное мнение ребёнка мало интересует. Когда ребёнок подрастёт, он вряд ли придёт за советом к своим родителям, ведь всё, что он услышит, это критику поступков и чёткую инструкцию к действиям.
Мудрый же родитель знает, что уже в старшем дошкольном возрасте ребёнку можно не указывать, а предложить выбор и объяснить последствия каждого из выборов.
Предлагаю небольшой тест, являетесь ли вы авторитарным родителем
Просто попробуйте ответить на эти вопросы.
1. В нашей семье не принято обсуждать решения родителей. Как мы сказали, так и будет.
2. Я очень огорчаюсь, когда дети оспаривают мои решения.
3. Когда я понимаю, что у меня не хватает аргументов или терпения в споре с ребёнком, то я просто говорю, что разговор окончен.
4. Мой ребёнок может постоять за себя, когда взрослых нет рядом.
5. У моего ребёнка громкая и чёткая речь.
6. Мне не очень понятны увлечения моего ребёнка. Мне кажется, что всё, чем он занимается или смотрит, это ерунда.
7. Я чётко контролирую то, что мой ребёнок смотрит по телевизору или в интернете.
8. Я покупаю моему ребёнку только те вещи или игрушки, которые сам считаю нужным.
9. Я могу запретить своему ребёнку общаться с тем или иным его сверстником, если тот мне неприятен.
10. В школе мой ребёнок лучше пишет самостоятельные и домашние работы, чем отвечает у доски.
Здесь я не буду давать ключ к ответам, чтобы не навешивать ни на кого ярлыки, пусть даже таким опосредованным способом. Но думаю, каждый смог найти для себя темы, над которыми стоит подумать.
Возможно, некоторых читателей удивил вопрос о громкости и чёткости речи ребёнка. Стиль и сила нашей речи напрямую связана с нашими внутренними ощущениями. Нерадивый ученик, не знающий материал урока, скорее всего, отвечая у доски, будет мямлить и переминаться с ноги на ногу. Это связано с тем, что по объективным причинам он не уверен в своих словах и, скорее всего, боится либо реакции учителя, либо неизбежно плохой оценки, либо того и другого.
Что чувствуют родители, когда ребёнок отдаляется, и как помочь всей семье
Неуверенный в себе ребёнок находится в таком состоянии практически постоянно, так как у него отсутствуют внутренние ориентиры. То есть он не может оценить, вправе ли он сейчас выражать своё мнение или нет, даже если это сущий пустяк.
Кстати говоря, на уроках удобные дети часто боятся поднять руку, даже когда они уверены в ответе. Соответственно, и у доски они ведут себя как нерадивые двоечники из нашего примера.
Причём такие дети могут превосходно справляться с письменными заданиями, особенно с домашними. Так происходит, потому что непосредственно во время выполнения задания ребёнка никто не оценивает, и он меньше тревожится. Ну и ещё, конечно, потому что родители заставляют по нескольку раз переписывать черновик, затем работа проверяется строгой родительской комиссией, заверяется бабушкиной печатью, а уже потом при строжайшем надзоре дедушки переписывается на чистовик. Искренне надеюсь, что вы так не делаете, иначе о хорошо выполненных письменных самостоятельных заданиях не может быть и речи.
Само собой, такая неуверенность ведёт к ухудшению успеваемости и, как следствие, ещё большей замкнутости ребёнка. Если школьный психолог или классный руководитель говорит вам, что у вашего ребёнка схожие проблемы, то самое время мысленно пробежаться по десяти вопросам теста.
Почему родители подростков обращаются к психологу
С началом подросткового кризиса у детей меняется множество приоритетов. Интерес к учёбе сменяется интересом к общению, а авторитет взрослых сменяется авторитетом сверстников. Несмотря на то, что у разных подростков этот период проходит с разной степенью интенсивности, все эти и многие другие изменения абсолютно нормальны. И чем лучше родитель подготовлен к этому периоду жизни, тем мягче он пройдет для ребёнка и для всей семьи.
Подростковый кризис — это не только психологические, но и физиологические, и биологические изменения
Вести себя определённым образом подсказывает не таинственный внутренний голос, а физиология.
Именно поэтому родители удобного ребёнка чувствуют, что теряют над ним контроль. К сожалению, именно боязнь потери контроля, а не общее плохое самочувствие ребёнка беспокоит родителей. Но и их можно понять, ведь на протяжении 11-12 лет их ребёнок беспрекословно слушался, не грубил и вообще не причинял какого-либо беспокойства, а сейчас привычная комфортная картина мира рушится, и родители остаются практически у разбитого корыта.
Первой вопрос, на который родители ищут ответ: как вернуть этот самый контроль. Но взрослым нужно беспокоиться не об этом, а о том, в каком состоянии сейчас находится их ребёнок. Ведь теперь он совершенно сбит с толку.
20 вопросов о жизни подростков, которые чаще всего задают «Яндексу»
Физиология говорит ему: «Хватит учиться, иди общаться с друзьями». А он не очень-то и хочет, да и не умеет, но и учиться больше не может. Физиология продолжает настаивать: «Хватит слушаться маму, будь самостоятельным, принимай свои собственные решения, бунтуй!». Он бы и рад, да не знает, как их принимать, но вот маму уже действительно слушаться не будет.
Такая ситуация может привести к тому, что без срочного изменения модели воспитания ребёнок просто застрянет в этом состоянии и вырастет в того самого удобного взрослого.
Кроме того, замкнутые и застенчивые дети к подростковому периоду часто обращаются к различным субкультурам, уходят в компьютерную зависимость и просто перестают интересоваться чем-либо. Конечно же, я рисую чуть утрированную, но тем не менее вполне себе реальную картину.
К сожалению, получив такого ребёнка, если родители и обращаются к психологу, то со словами «Сделайте с ним что-нибудь, он какой-то не такой». Психологу в этой ситуации ничего не остается, кроме как развести руками, ведь чаще всего родители не готовы признать, что прежде всего нужно измениться им самим.
Что могут сделать в этой ситуации родители
В первую очередь вам необходимо дать ребёнку возможность снова почувствовать почву под ногами. Для этого поговорите с подростком о том, что его беспокоит и что бы он хотел изменить.
Скорее всего, вы услышите что-то вроде «Меня всё устраивает, у меня всё хорошо, отстань от меня». Не отчаивайтесь! Задача этого разговора дать понять, что теперь вы не просто диктуете ребёнку свои условия, а готовы его услышать. В разговоре с ребёнком вам необходимо установить границы и создать правила.
Сделать это проще всего следующим образом:
Таким образом, и у вас, и у ребёнка будет некая опора, благодаря которой вы сможете двигаться дальше.
Во время бесед с ребёнком соблюдайте важные правила
1. Всегда объясняйте, почему вас не устраивает то или иное поведение ребенка
Ребёнку нужно учиться находить ценностные ориентиры и избавляться от тревоги, а инструкции, как себя нужно вести без объяснения причин, лишь загоняют его в тупик.
2. Вам нужно научиться объяснять даже такие простые вещи, как и почему нужно ходить в школу
Не доказывайте ребёнку, что это в первую очередь нужно ему и что это для его же блага. Сейчас его учёба в первую очередь нужна вам, а он всего лишь запутавшийся подросток, которому на данный момент жизни не нужно ничего. Признайтесь в этом себе и будьте честны перед собой и перед ребёнком.
3. Будьте готовы услышать критику со стороны ребёнка и отвечайте на неё спокойно и конструктивно
Для родителей, которые воспитывают удобных детей — это самое суровое испытание, ведь им придётся снять броню непререкаемого авторитета и услышать о своих промахах и ошибках в воспитании.
Отнестись к этому спокойнее вам поможет понимание, что правильно услышанная критика поможет вам стать лучше, чем вы есть сейчас. Пройдёт время, и вы уже будете ждать совета от подростка, как вам лучше его воспитывать, ведь только тогда вы будете понимать, что движетесь в правильном направлении.
4. В диалоге с ребёнком не используйте фразу «Если ты… то я…»
Семья — это не аукцион и не базар. Когда вы договариваетесь с ребёнком и используете эту словесную конструкцию, то лишь даёте, в первую очередь себе, возможность манипулировать ребёнком. Но и ребёнок не останется в стороне.
Вы должны искренне слушать, и если просьбы ребёнка просты и объективны («Не повышай на меня голос, пожалуйста»), то не нужно сразу же говорить ему что-то вроде «А ты меня не зли». Это ни к чему не приведёт.
С другой стороны, вы должны уметь отсекать такие манипуляции и со стороны ребёнка –«Я буду делать русский, только если ты разрешишь мне приходить домой после двенадцати».
Само собой, вы не можете на это пойти, поэтому просто объясните, почему вы не можете этого сделать. И если он хочет больше свободы, то этого можно добиться другим способом.
Также не стоит говорить что-то вроде: «Сделай уроки, тогда можешь идти гулять». Нужно хотя бы дать возможность ребёнку завоевать ваше доверие. Вы можете прямо сказать, что хотите, чтобы он учился лучше, так как это важно для вас. И вы можете дать ему свободу и не давить, но через какое-то время должны увидеть результат.
5. Не будьте категоричны в суждениях
Не давите на ребёнка своим авторитетом, он сразу это поймёт и уйдёт от разговора. Всегда объясняйте свою позицию. Не бойтесь быть открытым.
6. Не устанавливайте правила, не договорившись с ребёнком и не объяснив свою позицию
Правила устанавливаете не только вы, но и ребёнок, и вся система будет работать, только если каждый будет понимать, почему и зачем он соблюдает то или иное правило.
Конечно, одного разговора недостаточно, чтобы решить проблему. Но, безусловно, этот разговор послужит началом к изменению отношений с вашим ребёнком.
Вы должны дать ребёнку понять, что теперь вы не бездушный надзиратель, а компаньон, который поможет ему выпутаться из трудной ситуации
Главное, постоянно поддерживать с ним контакт, соблюдать правила и не давить.
Ребёнок воспитывался «удобным» больше десяти лет и, конечно, всё не изменится в одно мгновение. Результаты появятся ровно тогда, когда сами родители поймут, что изменились. Что им проще идти на компромиссы, что они не испытывают горечь обиды от критики, что готовы договариваться со своим ребёнком.
Чтобы «удобное» поведение не возникало
Если вы только начали понимать, что ваш ребёнок не уверен в себе и не может за себя постоять, даже когда он полностью прав, то в первую очередь с ним нужно обсудить эту ситуацию.
Если ребёнок знал урок, но постеснялся ответить у доски и получил двойку, не следует критиковать и ругать его. Спросите, как он считает, почему сложилась такая ситуация, чего он боялся и что может сделать, чтобы такая ситуация не повторилась? Если же ребёнок не знает, что ответить, то сами предложите ему на выбор два-три возможных решения.
В любой ситуации неуспеха очень важно проговаривать возможные варианты решений. Не критиковать и говорить, как надо было поступить, а именно предлагать. После обязательно проговорите с ребёнком, получилось ли использовать новые варианты поведения.
В моей практике очень часто возникали ситуации, когда дети из-за страха перед учителем или боязни конкуренции прогуливали занятия неделями, придумывая отговорки о плохом самочувствии или семейных обстоятельствах.
Если ваш ребёнок стал прогуливать уроки из-за неуверенности в себе, не спешите его ругать
Попробуйте на минуту поставить себя на его место. Ребёнок просто не знает, как преодолеть свой страх. А что делают дети, когда чего-то боятся? Конечно же, они от этого убегают. И бегство — единственная известная стратегия поведения удобного ребёнка.
Ложь — лучшая подруга такого бегства. Она просто необходима удобным детям для того, чтобы оставаться хорошими в глазах взрослых. Для такого ребёнка будет настоящей пыткой знать, что о нём кто-то думает плохо.
С возрастом вместо того, чтобы просто сказать «нет» на неудобную просьбу, он будет придумывать байки, что как раз в это время у него важное совещание.
Зачем развивать критическое мышление
Для того, чтобы ваш ребёнок умел сам отличать чёрное от белого и имел свои ценностные ориентиры. Сделать это можно, периодически задавая лишь один простой вопрос — что ты думаешь по этому поводу?
С самого раннего детства, читая ребёнку сказку, спрашивайте, что ему понравилось или не понравилось в сказке, как он оценивает поступки главного героя и что он думает про злодея, при каких обстоятельствах он мог исправиться и стать хорошим? На прогулках интересуйтесь, что ему нравится больше всего делать — кататься на качелях или кидаться листьями, или бегать по лужам. Спрашивайте его мнение обо всём — о песне, мультике, походе в поликлинику.
5 шагов, которые помогут развить критическое мышление
И это нужно совсем не для того, чтобы ребёнок стал первоклассным демагогом. Выражая своё мнение по любому поводу. Ребёнок раскрывает вам свой внутренний мир и находится с вами в постоянном диалоге, а вы уже можете соглашаться или не соглашаться с ним и высказывать свою точку зрения. К примеру, вы можете не согласиться с мнением ребёнка о том, что прививки — это бесполезное занятие, но тогда вам необходимо отстоять свою позицию. Именно так, без давления и доминирования, а в диалоге ребёнок будет познавать мир, уважать позицию взрослого, а также иметь свою.
При этом родитель, конечно, должен уметь говорить ребёнку строгое и бесповоротное «нет». Иначе высока вероятность впасть в другую крайность — эгоизм и полное непризнание родительского авторитета.
Но эти слова ребёнок должен слышать, только когда речь идёт о жизни и здоровье окружающих или его самого, или когда он нарушает морально-этические принципы.
В любом случае, не злоупотребляйте своим авторитетом, не самоутверждайтесь за счёт детей и будьте к ним внимательны. Ведь каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок вырос в самостоятельного и уверенного в себе взрослого. А такое возможно, только если у ребёнка самостоятельные и взрослые родители.