что такое уделы богородицы

Четыре удела Богородицы.

В православном предании Удел (Жребий) Богородицы это святая земля, которая находится под Ее особенным покровительством. На Земле известны 4 места: Иверия (Грузия), Святая Гора Афон (Греция), Киево-Печерская Лавра (Украина) и Серафимо-Дивеевский монастырь (Россия).

В письме Императору Николаю I от 7 марта 1854 г. «служка Серафимов и Божией Матери» Николай Александрович Мотовилов писал: «Благословение Ея для всех сих четырех мест состоит в том, что Она по три часа каждодневно обещалась быть Сама лично в каждом их сих мест — и ни одного из жителей их не допустит до погибели».
Источники говорят нам, что в 44 году н.э., когда Ирод Агриппа начал преследовать христиан: обезглавил апостола Иакова(брата апостола Иоанна Богослова), заключил в темницу апостола Петра, святые апостолы, с соизволения Богоматери, признали за лучшее оставить Иерусалим. И чтобы решить куда им направляться для проповеди христианства,кинули жребий. Богородице достались земли Иверии. Когда Богоматерь была уже готова отправиться в путь Ей явился Ангел Божий и сказал: «Страна, выпавшая Тебе, просветится впоследствии, и Твое владычество утвердится там; по прошествии некоторого времени Тебе предстоит труд благовестия в земле, в какую направит Тебя Бог». Господь же возвестил Ей волю Свою: «О Матерь Моя, не отвергну жребия Твоего и не оставлю народа Твоего без участия в небесных благах ходатайством Твоим. Но пошли вместо Себя первозванного Андрея в удел Твой». После этого явления Пресвятая Богородица призвала к Себе апостола Андрея и сказала ему: «Я буду хранительницей жизни людей Иверской страны и, воздевая о них руки к Сыну Моему, буду испрашивать им от Него помощи во всем». Вскоре после этого святой Андрей отправился на проповедь слова Божия, и вера, проповедуемая им, стала укореняться в Иверии.

Афон (Греция)
Вторым уделом Пресвятой Богородицы стал Афон. Когда в 48 году Божия Матерь отправилась на остров Кипр навестить святого Лазаря, воскрешенного Господом, поднялся сильный ветер. Бурей корабль был отнесен к берегу Афонской горы, населенной язычниками. Пресвятая Дева, видя в этом указание воли Божией на данный Ей Жребий на земле, вышла на берег и возвестила язычникам евангельское учение. Впоследствии здесь была основана Иверская обитель.

Пресвятая Богородица, восхищенная красотой этого места обратилась к Сыну Своему, чтобы Он даровал Ей всю Гору Афонскую. Тогда прозвучал глас с небес: «Пусть это место станет Твоим уделом, и садом, и раем, а еще — убежищем для тех, кто жаждет спасения». Проповедь Матери Божией просветила местных жителей, и они приняли святое крещение. Сама Царица Небесная дивным образом приводила на Афон подвижников. Первым из них стал преподобный Петр, которому Божия Матерь сказала: «Для служения Богу нет лучшего места, чем гора Афонская, которую Я приняла от Сына Моего и Бога в наследство Себе, чтобы те, которые хотят отойти от мирских хлопот и соблазнов, приходили сюда и служили Богу. Велика любовь Моя к этому месту, и придет время, когда оно из конца в конец, на север и на юг наполнится многими иноками. И если они от всей души будут служить Богу и хранить заповеди Его, то еще здесь, на земле, получат они Мою помощь; Я стану облегчать болезни и труды их, дам возможность иметь все необходимое, ослаблю вражеские брани против них и плод их прославлю во всей поднебесной».

Перед отплытием с Афона Богородица благословила народ и сказала: «Се в жребий Мне бысть Сына и Бога Моего! Божия благодать на место сие и на пребывающих в нем с верою и со страхом и с заповедями Сына Моего; с малым попечением изобильно будет им вся на земле, и жизнь небесную получат, и не оскудеет милость Сына Моего от места сего до скончания века, и аз буду тепла заступница к Сыну Моему о месте сем и о пребывающих в нем».

Киев (Украина)
О Третьем Уделе Пресвятой Богородицы – Киево-Печерской Лавре, летопись рассказывает так. В XI веке на Афоне подвизался монах Антоний. Уроженец Черниговского княжества он горя желанием увидеть места земной жизни Иисуса Христа, сначала посетил Палестину, а на обратном пути принял пострижение на Афоне, где прожил несколько лет близ монастыря Эсфигмен. Матерь Божия открыла игумену монастыря Феоктисту, что новопостриженному Антонию следует идти к себе на родину, в Киевскую Русь. В напутствие ему игумен сказал такие слова: «Иди обратно в русскую землю, пусть там живущие через тебя преуспевают и утверждаются в вере христианской, да будет с тобой благословение Святой горы». Антоний прибыл с Афона в 1013 году. Он выкопал пещеру в горе около селения Берестово, но через некоторое время возвратился на Афон. После утверждения в 1019 году на великокняжеском престоле в Киеве Ярослава Мудрого игумену Феоктисту в афонском монастыре Эсфигмен вновь было Божественное откровение о том, что необходимо послать монаха Антония в Русскую землю. Игумен призвал к себе Антония и сказал: «Иди опять в Россию, и да будет с тобой благословение Святой горы! Ибо многие черноризцы от тебя имеют произойти». В 1028 году Антоний вернулся на Русь и поселился в пещере на берегу Днепра, недалеко от Киева. Там он неустанно молился Богу и постился. К нему стали приходить христиане за благословением и советом. Некоторые из них постриглись в монахи. Так начала образовываться великая Киево-Печерская лавра. Когда число насельников достигло ста человек, с благословения Антония братия построила на горе первую деревянную церковь Успения Пресвятой Богородицы. При строительстве церкви был обретён один из древнейших нерукотворных образов Богородицы. Читая летописи, тех времен замечаешь, что хотя и существуют многие монастыри, устроенные богатством царей и бояр, однако они не могут сравниться с теми, которые строятся молитвами святых, их слезами, пощением и бдением. Так и преподобный Антоний не имел золота, но своими трудами взрастил обитель, несравнимую с другими, которая явилась первым духовным центром Руси. Житие Антония повествует, что он обладал даром чудотворения и исцелял больных. Последние годы жизни он провёл в уединении, устранившись от управления монастырём. Умер Антоний 7 мая 1073 года. Мощи преподобного находятся под спудом (то есть не обретены и по сей день).

Дивеево (Россия).
Начало Четвертого Удела Пресвятой Богородицы было положено в Киеве. Около 1758 года прибыла в Киев богатая рязанская помещица Агафья Семеновна Мельгунова. В возрасте моложе 30 лет она лишилась мужа и решила посвятить свою жизнь Богу. В Киево-Флоровском монастыре она приняла монашеский постриг с именем Александры и проводила жизнь в посте и молитве под руководством старцев Киево-Печерской Лавры. Однажды после полунощной молитвы Агафия Семеновна сподобилась в тонком видении увидеть Пресвятую Богородицу и услышать от Нее следующее: «Это Я, Госпожа и Владычица твоя, Которой ты всегда молишься. Я пришла возвестить тебе волю Мою. Не здесь хочу Я, чтоб ты окончила жизнь свою. Но как Я раба Моего Антония вывела из Афонского Жребия Моего, Святой горы Моей, чтоб он здесь, в Киеве, основал новый Жребий Мой, лавру Киево-Печерскую, так тебе ныне глаголю: изыди отсюда и иди в землю, которую Я покажу тебе. Иди на север России и обходи все великорусские места святых обителей Моих. И будет место, где Я укажу тебе окончить богоугодную жизнь твою, и прославлю имя Мое там, ибо в месте жительства твоего Я осную великую обитель Мою. Иди же, раба Моя, в путь, и благодать Божия, и сила Моя, и благодать Моя, и милость Моя, и щедроты Мои — да будут с тобою». С благословения старцев Киево-Печерской Лавры, признавших видение истинным, мать Александра отправилась на север России. Обойдя многие места и монастыри, она направилась к Сарову. Это было около 1760 года. За двенадцать верст от монастыря, в селе Дивеево Нижегородской губернии, она присела отдохнуть возле небольшой деревянной церкви и в дремоте сподобилась вторичного видения Богоматери. «Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать на севере России. — сказала Пресвятая Богородица матушке Александре — И вот здесь предел, который Божественным Промыслом положен тебе: живи и угождай здесь Господу Богу до конца дней твоих. И Я всегда буду с тобою, и всегда буду посещать место это, и в пределе твоего жительства Я осную здесь такую обитель Мою, равной которой не было, нет, и не будет никогда во всем свете. Это Четвертый Жребий Мой во вселенной. И как звезды небесные и как песок морской умножу Я тут служащих Господу Богу и Меня Приснодеву, Матерь Света, и Сына Моего Иисуса Христа величающих, и благодать Святого Духа Божия и обилие всех благ земных и небесных, с малыми трудами человеческими, не оскудеют от этого места Моего возлюбленного».
На этом месте была основана Дивеевская община, впоследствии ставшая Серафимо-Дивеевским монастырём.

Источник

Четыре удела Божией Матери на земле и Богородица в Дивеево

Дивеево принято называть четвертым уделом Пресвятой Богородицы. Об этом слышали многие, но не все понимают, что же это такое? Иногда у людей даже возникают мысли, что кроме этих мест – святынь больше нет, хотя это вовсе не так. Святых мест на земле много, но именно четыре удела – Иверия, Афон, Киево-Печерская лавра и Дивеево находятся под особым покровительством Богородицы. Для того чтобы понять, как это произошло, придется обратиться к истории.

Четыре удела Богородицы на земле

После Вознесения Господа апостолы решили собраться в Сионской горнице, дабы бросить жребий. Речь шла о проповеди Евангелия всему миру, а жребий должен был помочь выбрать каждому страну. Богоматерь также изъявила желание участвовать в жребии и идти с проповедью туда, куда направит Её Сам Бог. Жребий пал на Иверию.

Пресвятая Богородица с радостью хотела тут же отправиться в Иверскую страну, но Ангел Божий остановил Её: «Страна, выпавшая Тебе, просветится впоследствии, и Твое владычество утвердится там; по прошествии некоторого времени Тебе предстоит труд проповедования в земле, в какую направит Тебя Бог». Вместо Пресвятой Богородицы в Иверию отправился Андрей Первозванный. Апостол также с радостью подчинился воле Божией и проповедовал в Иверии некоторое время, укрепляя в вере тех, кто этого хотел. А Матерь Божия возносила молитвы о народе Иверии и ждала Божьего благословения на проповедь.

что такое уделы богородицы. Смотреть фото что такое уделы богородицы. Смотреть картинку что такое уделы богородицы. Картинка про что такое уделы богородицы. Фото что такое уделы богородицы

В 48 году Пресвятую Богородицу настигли гонения, воздвигнутые Иродом в Палестине. Ей пришлось скрываться вместе с апостолом Иоанном Богословом. Они направилась на Кипр. В то время там жил воскрешенный Господом четырехдневный Лазарь, ставший епископом Кипра. Но на море началась буря, и путешественникам пришлось пристать к берегу Афонской горы.

Красота Афона и гостеприимство местных жителей восхитило Богородицу, и Она упросила Сына Своего, чтобы Он даровал Ей всю Гору Афонскую. И был глас с небес: «Пусть это место станет Твоим уделом, и садом, и раем, а еще — убежищем для тех, кто жаждет спасения». После проповеди Матери Божией, местные жители приняли святое крещение. «Это место будет Мне от Сына и Бога Моего. Пусть же будет благодать Божия на месте этом и на живущих здесь, с верой исполняющих заповеди Сына Моего. Все необходимое для жизни земной будут иметь они, и не оскудеет к ним милость Сына Моего и Бога до конца века. Этому месту Я буду Заступницей и буду просить о нем перед Богом», — сказала Пречистая.

Впоследствии будущие подвижники приходили на Афон по особому повелению Богородицы. Но и с Афона уходили просвещать новые земли христианской проповедью тоже по особому благословению Богородицы. Например, как это было в начале XI века.

Возле монастыря Эсфигмен подвизался монах Антоний, проживавший ранее в Киевской Руси. Матерь Божия открыла игумену монастыря Феоктисту, что Антонию следует идти к себе на родину.

Будущий великий подвижник монах Антоний повеление исполнил, но первый раз прожил на Руси не долго, и вскоре вернулся на Афон. Но игумену Феоктисту снова было Божие откровение о будущем подвижнике. И вот, в 1028 году Антонию пришлось вернулся на Русь.

Будущая обитель зарождалась в маленькой пещере на берегу Днепра, где преподобный Антоний постился и молился Богу. К нему приходили желающие подвизаться в монашеском подвиге, и вскоре стало очевидным, что на сем месте надо создавать монастырь, который впоследствии стал Киево-Печерской лаврой и Третьим Уделом Пресвятой Богородицы.

что такое уделы богородицы. Смотреть фото что такое уделы богородицы. Смотреть картинку что такое уделы богородицы. Картинка про что такое уделы богородицы. Фото что такое уделы богородицы

Интересно, каким чудесным образом сохранялась преемственность от одного богородичного жребия к другому. Так, будущая матушка Александра, (а пока Агафья Семеновна Мельгунова) – первоосновательница Дивеевской обители овдовев, подвизалась во Флоровском монастыре, что близ Киево-Печерской лавры.

Как-то Агафье Семеновне было видение. Сама Пресвятая Богородица говорила ей:

«Это Я, Госпожа и Владычица твоя, Которой ты всегда молишься. Я пришла возвестить тебе волю Мою. Не здесь хочу Я, чтоб ты окончила жизнь свою. Но как Я раба Моего Антония вывела из Афонского Жребия Моего, Святой горы Моей, чтоб он здесь, в Киеве, основал новый Жребий Мой, лавру Киево-Печерскую, так тебе ныне глаголю: изыди отсюда и иди в землю, которую Я покажу тебе. Иди на север России и обходи все великорусские места святых обителей Моих. И будет место, где Я укажу тебе окончить богоугодную жизнь твою, и прославлю имя Мое там, ибо в месте жительства твоего Я осную великую обитель Мою. Иди же, раба Моя, в путь, и благодать Божия, и сила Моя, и благодать Моя, и милость Моя, и щедроты Мои — да будут с тобою!»

Повеление Матери Божией Агафья Семеновна исполнила, и вскорости отправилась на север. Примерно в 1760 году она добралась до Сарова. И вот в двенадцати верстах от монастыря – в селе Дивеево – случилось новое чудо. Присела матушка отдохнуть возле небольшой деревянной церкви и услышала слова Богоматери.

«Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать на севере России…— сказала Пресвятая Богородица матушке Александре. — И вот здесь предел, который Божественным Промыслом положен тебе: живи и угождай здесь Господу Богу до конца дней твоих. И Я всегда буду с тобою, и всегда буду посещать место это, и в пределе твоего жительства Я осную здесь такую обитель Мою, равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете. Это Четвертый Жребий Мой во вселенной. И как звезды небесные и как песок морской умножу Я тут служащих Господу Богу и Меня Приснодеву, Матерь Света, и Сына Моего Иисуса Христа величающих; и благодать Святого Духа Божия и обилие всех благ земных и небесных, с малыми трудами человеческими, не оскудеют от этого места Моего возлюбленного».

4 удел Богородицы – Дивеево

Именно с тех пророческих слов Богородицы будущей матушке Александре и началась Дивеевская обитель. А вместе с монастырем росло и трепетное отношение к Богородице. Здесь Её почитали по-особому, и во всех житейских бедах и трудностях прибегали к Ней в молитвах, как к главной Заступнице.

что такое уделы богородицы. Смотреть фото что такое уделы богородицы. Смотреть картинку что такое уделы богородицы. Картинка про что такое уделы богородицы. Фото что такое уделы богородицы

В Серафимо-Дивеевском монастыре находится большое количество храмов, посвященных именно Богородице. Старейшей из них является Казанская церковь, построенная на том самом месте, где и было явление Богородицы матушке Александре. В 1829 – 30 годах к паперти Казанской церкви были пристроены два храма, один из которых был в честь Рождества Богородицы.

В Троицком, главном соборе два придела освящены в честь икон Богородицы. Это нижний правый в честь иконы Божией Матери «Умиления», и правый верхний в честь Владимирской Оранской иконы Богоматери. В Преображенском соборе правый верхний предел освящен в честь Тихвинской Иконы Богородицы.

Во пределах святой Канавки находятся монастырские больница и богадельня для стареньких монахинь. Так вот, больничная церковь 1 октября 2008 года была освящена в честь иконы Божией Матери «Целительница». А двумя годами ранее состоялось освящение в церкви «Всех скорбящих Радость» в богадельне.

Еще при жизни батюшка Серафим пророчествовал, что будет в Дивеево храм, посвященный иконе Богородицы «Умиление». И это пророчество сбывается на наших глазах. Уже построен Благовещенский собор, а, как известно, образ «Умиления» Серафимо-Дивееский относится к типу Богоматери «Благовещенской». Пока в соборе идет внешняя и внутренняя отделка и он закрыт для посещения. Служба там бывает лишь в нижнем пределе в честь Успения Божией Матери.

что такое уделы богородицы. Смотреть фото что такое уделы богородицы. Смотреть картинку что такое уделы богородицы. Картинка про что такое уделы богородицы. Фото что такое уделы богородицы

Есть еще небольшая Казанская церковь на Казанском источнике. Кстати, богородичных источников на дивеевской земле немало. Это и Казанский и Иверский источники, находящиеся непосредственно в Дивеево. И маленький родник, освященный в честь иконы Богоматери «Всецарица» (местоположение его недалеко от источника Михаила Архангела, близ деревни Маевка). В селе Кременки славится своими целебными водами источник Явленный.

что такое уделы богородицы. Смотреть фото что такое уделы богородицы. Смотреть картинку что такое уделы богородицы. Картинка про что такое уделы богородицы. Фото что такое уделы богородицы

В Серафимо-Дивеевской обители можно поклониться и чудотворным иконам – Казанской и «Умилению». О скорой помощи после молитв у этих икон свидетельствуют украшения на киотах, подаренные благодарными людьми.

Богородица на Канавке в Дивеево

Но самая главная Дивеевская святыня – и единственная в мире – это святая Канавка. Построенная по повелению Самой Богородицы, она является местом особой молитвы. Именно сюда приезжает большинство паломников, дабы хоть раз в жизни исполнить молитвенное богородичное правило непосредственно на Канавке. И люди чувствуют благодать над этим местом, иногда кажется, что даже воздух здесь иной.

что такое уделы богородицы. Смотреть фото что такое уделы богородицы. Смотреть картинку что такое уделы богородицы. Картинка про что такое уделы богородицы. Фото что такое уделы богородицы

Усердная молитва на святой Канавке творит чудеса. Страдающие бесплодием вымаливают здесь детей, бедные студенты ищут помощи перед поступлением в ВУЗы. Решившие переехать в Дивеево и уставшие от поисков подходящего жилья тоже идут на Канавку, чтобы со слезами попросить помощи у Богородицы. Впрочем, сюда идут с любой бедой и проблемой, с охладевшем сердцем, с неспокойной душою. И многие именно на Канавке получают не только просимое, но и особое утешение от Богородицы.

Многие с удивлением узнают, что на Канавке молится можно и в 3 часа ночи. И здесь у недоумевающих паломников возникает сразу два вопроса: как это можно осуществить технически, монастырь-то на ночь закрывается? И откуда пошло такое поверье?

Вот тут придется снова обратить взор к истории. Мы приведем выдержку из одного документа, речь в котором идет о всех четырех уделах Богородицы и о самой Пречистой.

В письме Императору Николаю I от 7 марта 1854 года

«служка Серафимов и Божией Матери» Николай Александрович Мотовилов поясняет: «Благословение Ея (Богородицы) для всех сих четырех мест состоит в том, что Она по три часа каждодневно обещалась быть Сама лично в каждом их сих мест — и ни одного из жителей их не допустит до погибели».

Николай Александрович Мотовилов был верным чадом батюшки Серафима, и много бесед душеспасительных, которые вел с ним старец. записал потом для всех православных потомков. Так вот, по преданию именно на границе ночи и раннего утра Богородица и посещает Дивеево, и в три часа ночи идет по Канавке. И многие благочестивые монахини и в прошлое время, и уже в наше видели следы ее.

что такое уделы богородицы. Смотреть фото что такое уделы богородицы. Смотреть картинку что такое уделы богородицы. Картинка про что такое уделы богородицы. Фото что такое уделы богородицы

Что касается технического момента: как попасть в монастырь ночью, то это решаемо. Ведь об этом предании знают и монахини. И у охраны есть благословение пускать паломников на Канавку на ночную молитву. Но попасть в монастырь в это время можно только из центральных, главных ворот, остальные ночью закрыты. В конце и начале Канавки дежурит охранник, и ночных молитвенников никуда кроме Канавки не пустят. Так что не советуем искателям приключений искушать судьбу и пытаться гулять по ночному монастырю.

В завершении всем паломникам хочется сказать, что если приезжать в Дивеево без придуманных ожиданий, а с чистым сердцем, то можно прочувствовать благодать. Особое покровительство Богородицы над святой обителью и Дивеевом в целом. Прочувствовать, не смотря на внешние неустройства, искушения и суету.

Как и при зарождении обители, Богородица обещала хранить Дивеево, так и сейчас хранит. А нам лишь остается благодарно величать Пресвятую Богородицу и прибегать к Ней в молитве.

Источник

Успение Пресвятой Богородицы: «в Гефсимании похороните тело мое»

Значение Богородицы в Православии

Пресвятая Богородица пользуется особым почитанием среди православных христиан. Каждый день Святая Церковь возносит Ей свои молитвы. Согласно православным догматам, Дева Мария стала Матерью Сына Божия, в Которую вселился Сам Создатель. Так свершилась великая и непостижимая Тайна Боговоплощения. Христиане верят, что Богоматерь никогда не оставляет без помощи призывающих Ее имя. Православная Церковь имеет множество свидетельств о благодатной помощи, которую христиане получают от Богородицы по молитвам перед Ее иконами. Также православными особо почитаются 4 удела Пресвятой Богородицы. Это священные места, находящиеся под особым Ее покровительством.

«Любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует» (преподобный Силуан Афонский).

Четыре удела Богородицы на земле

После Вознесения Господа апостолы решили собраться в Сионской горнице, дабы бросить жребий. Речь шла о проповеди Евангелия всему миру, а жребий должен был помочь выбрать каждому страну. Богоматерь также изъявила желание участвовать в жребии и идти с проповедью туда, куда направит Её Сам Бог. Жребий пал на Иверию.

Пресвятая Богородица с радостью хотела тут же отправиться в Иверскую страну, но Ангел Божий остановил Её: «Страна, выпавшая Тебе, просветится впоследствии, и Твое владычество утвердится там; по прошествии некоторого времени Тебе предстоит труд проповедования в земле, в какую направит Тебя Бог». Вместо Пресвятой Богородицы в Иверию отправился Андрей Первозванный. Апостол также с радостью подчинился воле Божией и проповедовал в Иверии некоторое время, укрепляя в вере тех, кто этого хотел. А Матерь Божия возносила молитвы о народе Иверии и ждала Божьего благословения на проповедь.

В 48 году Пресвятую Богородицу настигли гонения, воздвигнутые Иродом в Палестине. Ей пришлось скрываться вместе с апостолом Иоанном Богословом. Они направилась на Кипр. В то время там жил воскрешенный Господом четырехдневный Лазарь, ставший епископом Кипра. Но на море началась буря, и путешественникам пришлось пристать к берегу Афонской горы.

Красота Афона и гостеприимство местных жителей восхитило Богородицу, и Она упросила Сына Своего, чтобы Он даровал Ей всю Гору Афонскую. И был глас с небес: «Пусть это место станет Твоим уделом, и садом, и раем, а еще — убежищем для тех, кто жаждет спасения». После проповеди Матери Божией, местные жители приняли святое крещение. «Это место будет Мне от Сына и Бога Моего. Пусть же будет благодать Божия на месте этом и на живущих здесь, с верой исполняющих заповеди Сына Моего. Все необходимое для жизни земной будут иметь они, и не оскудеет к ним милость Сына Моего и Бога до конца века. Этому месту Я буду Заступницей и буду просить о нем перед Богом», — сказала Пречистая.

Впоследствии будущие подвижники приходили на Афон по особому повелению Богородицы. Но и с Афона уходили просвещать новые земли христианской проповедью тоже по особому благословению Богородицы. Например, как это было в начале XI века.

Возле монастыря Эсфигмен подвизался монах Антоний, проживавший ранее в Киевской Руси. Матерь Божия открыла игумену монастыря Феоктисту, что Антонию следует идти к себе на родину.

Будущий великий подвижник монах Антоний повеление исполнил, но первый раз прожил на Руси не долго, и вскоре вернулся на Афон. Но игумену Феоктисту снова было Божие откровение о будущем подвижнике. И вот, в 1028 году Антонию пришлось вернулся на Русь.

Будущая обитель зарождалась в маленькой пещере на берегу Днепра, где преподобный Антоний постился и молился Богу. К нему приходили желающие подвизаться в монашеском подвиге, и вскоре стало очевидным, что на сем месте надо создавать монастырь, который впоследствии стал Киево-Печерской лаврой и Третьим Уделом Пресвятой Богородицы.

Интересно, каким чудесным образом сохранялась преемственность от одного богородичного жребия к другому. Так, будущая матушка Александра, (а пока Агафья Семеновна Мельгунова) – первоосновательница Дивеевской обители овдовев, подвизалась во Флоровском монастыре, что близ Киево-Печерской лавры.

Как-то Агафье Семеновне было видение. Сама Пресвятая Богородица говорила ей:

«Это Я, Госпожа и Владычица твоя, Которой ты всегда молишься. Я пришла возвестить тебе волю Мою. Не здесь хочу Я, чтоб ты окончила жизнь свою. Но как Я раба Моего Антония вывела из Афонского Жребия Моего, Святой горы Моей, чтоб он здесь, в Киеве, основал новый Жребий Мой, лавру Киево-Печерскую, так тебе ныне глаголю: изыди отсюда и иди в землю, которую Я покажу тебе. Иди на север России и обходи все великорусские места святых обителей Моих. И будет место, где Я укажу тебе окончить богоугодную жизнь твою, и прославлю имя Мое там, ибо в месте жительства твоего Я осную великую обитель Мою. Иди же, раба Моя, в путь, и благодать Божия, и сила Моя, и благодать Моя, и милость Моя, и щедроты Мои — да будут с тобою!»

Повеление Матери Божией Агафья Семеновна исполнила, и вскорости отправилась на север. Примерно в 1760 году она добралась до Сарова. И вот в двенадцати верстах от монастыря – в селе Дивеево – случилось новое чудо. Присела матушка отдохнуть возле небольшой деревянной церкви и услышала слова Богоматери.

«Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать на севере России…— сказала Пресвятая Богородица матушке Александре. — И вот здесь предел, который Божественным Промыслом положен тебе: живи и угождай здесь Господу Богу до конца дней твоих. И Я всегда буду с тобою, и всегда буду посещать место это, и в пределе твоего жительства Я осную здесь такую обитель Мою, равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете. Это Четвертый Жребий Мой во вселенной. И как звезды небесные и как песок морской умножу Я тут служащих Господу Богу и Меня Приснодеву, Матерь Света, и Сына Моего Иисуса Христа величающих; и благодать Святого Духа Божия и обилие всех благ земных и небесных, с малыми трудами человеческими, не оскудеют от этого места Моего возлюбленного».

Житие Богородицы

По Преданию, у немолодых супругов из города Назарет, праведных Иоакима и Анны, не было детей. Всю жизнь они стремились исполнять Божью волю, служить ближним. Благочестивые супруги обещали Господу, что если у них родится ребенок, то они посвятят его на служение Ему. Бог услышал их моление, праведная Анна родила Марию, будущую Богородицу.

С трехлетнего возраста Дева Мария жила при Иерусалимском храме. Свои дни Она проводила в постоянной молитве. В раннем детстве она была приучена трудиться: прясть пряжу и шить облачения для священников. Мария дала Богу обет (обещание) сохранить свое девство (девственность), посвятив эту жертву Творцу. 14 лет от роду ей пришло время покидать храм. Ее обручили с престарелым Иосифом, который должен был хранить и защищать Деву.

В Назарете Пресвятой Деве явился архангел Гавриил, возвестивший о будущем рождении от Нее Сына Божия. Через Богородицу в вифлеемской пещере свершилось спасительное для человечества событие — Рождество Христово. При земной жизни Спасителя Богородица постоянно находилась рядом с Сыном, внимательно постигая и запоминая Его учение.

«Божия Матерь – не просто какой-то случайный человек, которому сильно, как в лотерее, повезло. То, Кем Она стала, – результат прежде всего огромной ее работы над собой. Церковное Предание говорит, что Мария была самой лучшей, самой верующей из людей. Благочестивый вымысел? Но если внимательно вчитаться в то, что нам говорит Священное Писание, в те крупицы информации, которые там содержатся, мы увидим, что Она, действительно, абсолютно предана и послушна Господу. Эта удивительная девушка верна Закону Господа и больше всего в жизни хочет служить Его воле» (священник Константин Пархоменко).

История возникновения первого удела

44 год н.э. ознаменовался гонениями христиан со стороны Ирода Агриппы, был обезглавлен апостол Иаков, заключен в темницу апостол Петр. После этих событий Богоматерь вместе со святыми апостолами приняла решение покинуть Иерусалим и нести Слово Божие в другие земли.

Кому куда отправиться решали с помощью жребия. Святой Божией Матери выпала доля идти в Иверию, однако ее путешествие закончилось, не успев начаться.

По преданию, Деве Марии явился посланец Господа Бога и велел не покидать Святой Город, дав обещание, что она сможет исполнить свой жребий, когда придет время. Поле этого Богоматерь поручила двум апостолам – Андрею Первозванному и Симону Кананиту – проповедовать Евангелие в Иверии и передала им Свой нерукотворный образ. Таким образом было положено начало грузинской православной церкви.

Молитва Пресвятой Богородице

О, Пресвята́я Де́во, Ма́ти Го́спода Вы́шняго, всеми́лостивая Засту́пнице и Покрови́тельнице все́х, к Тебе́ с ве́рою прибега́ющих! При́зри с высоты́ небе́сныя сла́вы Своея́ на мя́, припа́дающаго к подно́жию Твоему́, услы́ши смире́нную моли́тву мене́, гре́шнаго и недосто́йнаго раба́ Твоего́, и принеси́ ю́ пред возлю́бленнаго Сы́на Своего́.

О, Преблагослове́нная Богоро́дице! Ты́, имену́емая все́х скоропослу́шница и скорбя́щих ра́досте, услы́ши и мене́ ско́рбнаго; Ты́ – утоле́ние печа́ли, утоли́ и моя́ душе́вныя боле́зни и печа́ли; Ты́ – купино́ неопали́мая, сохрани́ ми́р и все́х на́с от вредоно́сных о́гненных стре́л вра́жиих; Ты́ – взыска́ние поги́бших, не попусти́ мене́ поги́бнути в бе́здне грехо́в мои́х; Ты́ цели́тельница стра́ждущих, исцели́ и мене́, уя́звленнаго от не́мощей душе́вных и теле́сных; Ты́ – неча́янная ра́досте, ра́достию спасе́ния Твоего́ оте́мли от мене́ стра́х гряду́щаго муче́ния; Ты́ – спору́чница гре́шных, бу́ди и мне́, гре́шнику, благосе́рдою спору́чницею покая́ния и спасе́ния моего́.

На Тебе́ по Бо́зе все́ мое́ упова́ние возлага́ю, бу́ди ми́ вы́ну неусы́пная хода́таица и всеси́льная предста́тельница пред Сы́ном Твои́м, Го́сподом на́шим Иису́сом Христо́м, укрепи́ во мне́ ве́ру в Него́, утверди́ в любви́ Его́, научи́ мене́ люби́ти и сла́вити и Тебе́, Пресвяту́ю Ма́терь Бо́жию, Преблагослове́нную Мари́ю: вседержа́вному покро́ву Твоему́, Богоро́дице, вруча́ю себе́ на вся́ ве́ки. Ами́нь.

Тропарь

В Рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота: и молитвами Твоими избавляеши от смерти душы наша.

Кондак

В молитвах Неусыпающую Богородицу, и в предстательствах непреложное Упование гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь к животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную.

Торжество христианства в Грузии

До IV века нашей эры в Грузии было распространено язычество, однако в результате трудов равноапостольной Нины на смену языческой религии пришло христианство. Нина увидела во сне Богородицу, которая передала ей крест, сделанный из лозы винограда и повелела нести Слово Божие в Georgia. Когда женщина очнулась от сна, то обнаружила, что держит приснившийся ей крест. Святая сохранила его и отправилась в Грузию, где проповедовала Евангелие. Дорога была тяжелая и опасная, но благодаря покровительству Девы Марии святая Нина благополучно добралась до своей цели.

В Грузии святая Нина соорудила себе шалаш в зарослях ежевики на окраине древней столицы Иверии. На этом месте находится женский монастырь, а возле кустов ежевики возведена небольшая церковь. Святая, обитая в своем непритязательном жилище, вела проповеди и исцеляла болящих.

По примеру правящей семьи Грузии постепенно крестилось все население. Начиная с 326-го года н.э. официальная государственная религия Georgia – христианство. С тех пор ежегодно в первый день второго месяца осени проводится массовое крещение всех желающих.

Собор Светицховели

Патриарший собор построен в XI веке н.э., его называют православным духовным сердцем Грузии. Собор Светицховели знаменит тем, что под ним захоронен Хитон Господень.

Реликвия оказалась в Грузии на заре христианства, в I веке. Раввин Элиоз из Иерусалима смог выкупить хитон у солдат-израильтян и привезти его Сидонии, своей сестре во Христе. Сидония была потрясена соприкосновением со святыней и умерла, не выдержав этого напряжения. Реликвия осталась в объятиях женщины и после смерти, так как ее не получилось извлечь из рук Сидонии. Христианка похоронена под собором вместе с хитоном.

Предание повествует, что на месте захоронения выросло дерево, из которого были вырезаны три креста и установлены с трех сторон страны. Это было сделано по указу царя Мариана, к которому пришла святая Нина и убедила срубить дерево, изготовив из него кресты. История на этом не закончилась.

Пень, оставшийся от дерева, начал выделять благодатное миро, способное исцелять болящих. По этой причине святыня получила название Животворного столба, иначе – Светицховели.

Это же название получил местный собор. Здание многократно подвергалось нападениям и было до основания разрушено войсками Тамерлана в XIV веке. Однако древние чертежи собора были сохранены и на их основании святыня была восстановлена в следующем столетии.

Патриарший собор служит местом захоронения грузинских царей и патриархов, а также является центром важных церковных событий, в том числе – настолования Предстоятелей.

Илия II

Илия II с 1977 года является Грузинским Патриархом, полное титулование «Святейший и Блаженнейший Патриарх-Католикос всея Грузии, Архиепископ Мцехтский и Тбилисский». Илия II является духовным лидером всех грузин, проживающих на Земле. Грузины считают своего Патриарха святым и превозносят его при каждом удобном случае.

Илия II строго соблюдает древний обычай массовых крещений в водах реки Арагви, больше того – он сам проводит обряд крещения для каждого 3-го ребенка, становясь крестным отцом для этих детей. Как говорят – для увеличения рождаемости. Грузины охотно следуют этому правилу, стремясь заполучить патриарха-католикоса в крестные.

Уровень религиозности в Грузии очень высокий. В память об апостоле Андрее Первозванном, ставших первым христианским проповедников в землях Иверии, 12 мая объявлен государственным праздником и официальным выходным днем.

Храм Джвари

Храм Святого Креста расположен на въезде в предместья современной грузинской столицы. Мцехта – древняя столица страны, сейчас этот район Тбилиси является духовным центром Грузии, его легко найти на карте города. Грузия сменила свою столицу в V веке нашей эры, а до этого главным городом Иверии была Мцехта.

Древний город был основан в I до н.э. в месте, где сливаются две реки – Кура и Арагви. Название возникло по имени основателя поселения – царя Мцхетоса. История православной Мцехты тесно связана со святой Ниной.

Проповедница воздвигла на скале крест из дерева, к которому потянулись паломники, в том числе – новоявленные крещеные грузины. В месте паломничества, во время правления царя Гуарама (2-я половина VI века н.э.), возле креста был построен маленький храм. Существующая в наши дни церковь, возведенная над самим крестом, была заложена царем Степанозом I 15 веков назад.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *