что такое учение о предопределении
Предопределение в христианстве.
Предопределение (лат. praedestinatio или praedeterminatio ) — религиозное представление об исходящей от воли Бога предустановленности событий истории и человеческой жизни. В религии — предварительная заданность жизни человека, его спасения или осуждения в вечности волей Бога. Идея предопределения имеет особое значение в монотеистических религиях, поскольку с точки зрения монотеизма всё существующее определяется волей Бога (в том числе и зло), поэтому проблема предопределения соприкасается с проблемойТеодицеи. Похожие понятия: предвидение, провидение, судьба, промысл Божий — с одной стороны; самоопределение, спонтанность воли, свобода человека — с другой стороны. Предопределение — одно из основных религиозных понятий, включающих в себя противопоставление абсолютной воли Бога и свободы человека.
Предопределение в христианстве
Предопределение — один из труднейших пунктов религиозной философии, связанный с вопросом о божественных свойствах, природе и происхождении зла и об отношении благодати к свободе (см. Религия, Свобода воли, Христианство, Этика).
Существа нравственно свободные могут сознательно предпочитать зло добру; и действительно, упорное и нераскаянное пребывание многих во зле есть несомненный факт.
Для разрешения этих споров было точнее определено на нескольких поместных соборах православное учение, сущность которого сводится к следующему: Бог желает всем спастись, а потому абсолютного предопределения или предопределения к нравственному злу не существует; но истинное и окончательное спасение не может быть насильственным и внешним, а потому действие благости и премудрости Божией для спасения человека употребляет с этой целью все средства, за исключением тех, которыми упразднялась бы нравственная свобода; следовательно, разумные существа, сознательно отвергающие всякую помощь благодати для своего спасения, не могут быть спасены и по всеведению Божию предопределены к исключению из царства Божия, или к погибели. Предопределение относится, следовательно, лишь к необходимым последствиям зла, а не к самому злу, которое есть лишь сопротивление свободной воли действию спасающей благодати.
Вопрос здесь решён, таким образом, догматически.
Священное Писание говорит о предопределении в разных контекстах. Во-первых, о предопределении в мире природы и истории. Предопределение как замысел, или план Творца, согласно которому в мире происходят все события. Во-вторых, о предопределении в духовном мире — участь падших ангелов. В-третьих, предопределена судьба каждого человека и всего человечества в целом. «Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Пс 138.16). В-четвёртых, о Христе: «От века Он был предопределен принести Себя в жертву» (Деян.17:31). Греческий глагол προορίζω (предопределять) появляется только в Новом Завете: один раз в Деян. (4:28), пять раз у апостола Павла (Рим 8:29,30; 1 Кор 2:7; Еф 1:5,11); в русском переводе он два раза передается глаголом «предназначать» — (1 Кор 2.7; Еф 1.11). Существительное «предопределение» нигде не употребляется, однако встречаются термины: «замысел», «изволение» (πρόθησις, βουλή), предведение (πρόγνωσις), напр.: «избранные по предведению Бога Отца» (1 Петр 1.1); избрание (έхλογή) — «Бог от начала… избрал» (2 Фес 2.13). В Библии нет разработанного учения о предопределении. Однако у апостола Павла это действие Божие является важным элементом его понимания замысла Творца. Апостол Павел пишет: «Со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Флп 2.12). Этот антиномичный стих указывает направление, в котором и будет развиваться в истории богословская концепция предопределения.
Идея предопределения тесно связана с доктриной спасения, то есть с вопросом о том, каким образом человек участвует в своем спасении — с помощью своей воли (добрые дела) или только принимая Божественную благодать. Идея абсолютного предопределения впервые появляется у блаженного Августинакак реакция против пелагианства, дававшего человеческой свободе такое широкое значение, при котором не оставалось места не только действию, но и предвидению со стороны Бога. Сам Августин сопровождал своё учение о предопределении различными смягчительными оговорками. Основным текстом Августина о предопределении считается «О предопределении святых».
Блаженный Августин полагал, что первородный грех в корне извратил духовные силы человека, что зло неодолимо для него без помощи Божией. Августин пришёл к убеждению, что в деле спасения свободная воля человека не играет существенной или даже вообще какой-либо роли. Свободной воли у человека после грехопадения в строгом смысле вообще не существует. Спасение же совершается исключительно всемогущим действием божественной благодати. Августин опровергал главный тезис полупелагианцев, что человек обретает веру в сотрудничестве с Богом. Такое понимание веры для Августина означало то, что человек присваивает себе то, что принадлежит Богу. Тот, кто хочет выступать «соработником Бога», принижает благодать Божью, желая заслужить её.Вера есть дар Божий. А если человек не способен сам уверовать, то Бог Сам должен избрать, кому дать веру и кого спасти. А значит, избрание не обусловлено ничем, что Бог мог предвидеть в человеке, ничем, кроме воли Божией. С точки зрения Августина избрание состоит не в том, что Бог предвидел, кто откликнется на евангельский призыв, и тех предопределил ко спасению, а в том, что Бог предопределил неспособных уверовать грешников к тому, чтобы дать им веру и тем самым спасти их.
Пелагианская ересь названа по имени своего основателя монаха Пелагия родом из Британии. Возникла в конце IV века. Пелагий написал ряд сочинений, где утверждал, что неодолимого греха не существует. Пелагианцы проповедовали свободу воли и выбора, по мнению ортодоксальной церкви, преуменьшая тем самым роль Божественной благодати. Отрицали божественное предопределение. Считали, что первородный грех не может иметь принципиального значения для человеческого рода, ибо является личным делом самогоАдама, поэтому грехопадение не до конца извратило положительные качества человека и, таким образом, природа человека не является изначально грешной. Пелагианство вызвало вV веке большие споры в Церкви на Западе.
На Карфагенском Соборе 419 года были приняты 8 правил «против ереси Пелагия и Целестия» (правила 123—130 в «Книге правил святых Апостолов, святых Соборов Вселенских и поместных, и святых отец»), и пелагианство было окончательно признано ересью. Однако споры о соотношении человеческой воли и благодати не прекратились. В 20-е годы V в. в Южной Галлии, в Марселе появилось так называемое Полупелагианство — учение о благодати и свободе, примыкающее скорее не к Пелагию, а к учителям церкви до Августина, и приближающееся к православному. Полупелагианство особенно распространялось среди монахов, для которых вопрос стяжания благодати при помощи личной аскезы стоял более чем актуально. Представителями этого учения былипреподобный Викентий Леринский и Иоанн Кассиан, который учил, что Божественное предопределение одних к спасению, других к погибели основывается не на безусловной воле Божией, а на Божественном предведении, примут люди благодать или нет, то есть Бог избирает людей ко спасению на основании предузнанной веры. Тем самым Иоанн Кассиан предпринял попытку занять позицию между Августином и Пелагием.
Полупелагианцы утверждали, что для первоначального акта веры благодать не нужна. Первородный грех ухудшил изначальную природу человека, но не настолько, чтобы он не мог желать и не мог быть способным после падения делать добро. В то же время полупелгианцы не допускали, чтобы человек мог спастись без благодати. Благодать сообщается человеку только в том случае, когда он прилагает максимальные усилия для того, чтобы стать достойным её. Такое учение придавало монашеству особый статус, особенно в аспекте его аскетической практики.
По сути, это учение представляет собой православное учение о синергии, 13-е собеседование преп. Кассиана считается классическим его выражением.
В последние десятилетия V века полупелагианство было представлено в лице наиболее выдающегося учителя Южной Галлии, Фавста из Риеца, который одинаково восставал как против Пелагия, так и против опасных заблуждений учения о предопределении Августина. Фавст в своем учении ещё менее зависит от Августина, чем Иоанн Кассиан. Он учил о том, что в вере как знании и стремлении воли к самосовершенствованию заключается обусловленная первичной благодатью заслуга; ей сообщается спасающая благодать, и её совместная с волей деятельность создает истинные заслуги. Вера как первичная заслуга. Полупелагианство было признано правильным на соборе в Арле в 475 году, но на соборе вОранже в 529 году, одновременно с утверждением учения Августина, полупелагианство было определено как материальная ересь, то есть неумышленное заблуждение в важных вопросах веры.
Одобрение со стороны папы Бонифация II увеличило авторитет постановлений собора в Оранже, с которыми считался и Тридентский собор. Выдвинутые там пункты согласуются с учением Августина, но ясное учение о предопределении отсутствует (предопределение к греху отвергается и предается анафеме), также не отведено достаточно места внутреннему процессу, совершаемому благодатью, который у Августина больше всего подчеркивался. Таким образом, на одном из сложнейших и неоднозначных понятий богословия была поставлена точка. Однако такая неопределенность побуждала богословов делать очередные попытки развития темы предопределения. В средние века появляется учение о двойном предопределении. Готшальк (ум. 868) учил, что существует двоякое предопределение — не только ко спасению, но и к погибели (praedestinatio gemina ad vitam et ad mortem), из чего следовало, как обвиняли его противники, бессилие таинств, добрых дел и бессмысленность повиновения церкви и её распорядкам. Его учение было признано ересью.
Новое развитие концепция предопределения получила в эпоху Реформации. Для Лютера идея предопределения была оборотной стороной учения об оправдании и обоснованием для уверенности в спасении. Лютер, как и другие реформаторы, считал, что можно быть уверенным в своем спасении. И эта уверенность есть признак горячей веры, так как спасение основано не на человеческих способностях, а на верности Божией Своим милостивым обещаниям.»Формула Согласия» побуждает верующих «правильно и с пользой для дела думать или говорить о вечном избрании или предопределении и предназначении чад Божьих к вечной жизни».
Другой великий реформатор Меланхтон в 30-е годы XVI в. отказался от идеи жесткого детерминизма в предопределении. Он настаивал на том, что человек должен принять божественную любовь как свободный дар Бога. Он называет три действующие причины обращения — Слово Бога, Святой Дух и человеческую волю. Эта концепция часто подвергалась критике, поскольку в ней усматривали идею о том, что человек способен содействовать собственному спасению.
Позднее лютеранство оставило в стороне взгляды Лютера на Божественное предопределение, изложенные им в 1525 г., и предпочло развиваться в рамках свободного человеческого отклика Богу, а не суверенного Божественного избрания конкретных людей. Для лютеранства конца XVI в. «избрание» означало человеческое решение возлюбить Бога, а не Божественное решение избрать определенных людей.
Основную идею Реформации о бессилии человечества и всемогуществе Бога абсолютизировал Жан Кальвин. Учение Кальвина о предопределении является одним из аспектов его доктрины спасения, которую он считал развитием августинианских взглядов. Кальвин излагает свою доктрину предопределения в третьей книге «Наставлений в христианской вере» издания 1559 г. как один из аспектов доктрины искупления через Христа. Предопределение, по Кальвину, должно рассматриваться в правильном контексте. Оно является не «продуктом человеческих размышлений, а тайной Божественного откровения» («Наставлений в христианской вере»I.ii.2; III.xxi.1-2). Кальвин исходил из понятия об избранничестве человека Богом (ср. Еф.1:4). Вера, деятельное стремление к святости полностью обусловлены не свободой человеческого выбора, но непостижимым и милосердным Божественным избранием. «Природа избрания состоит в том, что чистая благость Бога сделала досягаемым для нас спасение» («Женевский катехизис»). А поскольку Бог вечен, то вечно и это избрание. Поэтому, одни люди предопределены к вечному блаженству, другие — к вечному проклятию. Утверждая абсолютную власть Бога, Кальвин подчеркивает активное участие Бога в творении будущего состояния человека. Предопределение поэтому является «вечным повелением Божиим, которым Он определяет то, что Он желает для каждого отдельного человека. Он не создает всем равных условий, но готовит вечную жизнь одним и вечное проклятие другим». Человек, существо греховное и непослушное, не отвергнут Богом, но должен уповать на вечное спасение, которое не может быть основано на достоинствах человека. Человек ничего не может сделать для своего спасения. Однако, несмотря на существование предопределения к погибели, человек не может знать, кто избран погибнуть.
Феноменологически можно увидеть только спасающихся — тех, кто уверовал во Христа, — поскольку время спасения каждой личности индивидуально. Кроме того, нет четкого критерия принятия Христа, поэтому уверенность в спасении проистекает из индивидуальной веры в свою избранность. С одной стороны, здесь нивелируется свобода воли, с другой стороны человек (в случае приятия Христа) получает уверенность в своем спасении, а заодно и ослабление чувства ответственности за каждый конкретный поступок. Единственное дело, которое может и должен человек делать (после принятия Христа) — проповедовать Христа, нести благую весть, с помощью чего происходит выявление других избранных, составляющих Божий народ. Реформатская доктрина об избранности и предопределении была ведущей силой экспансии Реформатской Церкви в семнадцатом веке. Доктрина предопределения по Кальвину давала ответы также на вопросы социального порядка. Например, проблема несправедливости в распределении материальных и духовных даров среди людей решалась сведением к Божественному предопределению, которое основано на суверенной и неподвластной человеческому пониманию воле Бога.
Позже в протестантской среде учение Кальвина оспаривалось и критиковалось, однако основной круг проблем и понятий сохранил свою актуальность до сего дня (К. Барт, Р. Нибур). Позже учение Кальвина развивали такие теологи как Петр Мартир Вермигли и Теодор Беза, которые акцентировали тему «избранничества».
В начале XVII в. голландский теолог Якоб Арминий (1560—1609) выступил против основных тезисов Кальвина. В 1610 арминиане обратились к церковным властям с представлением (remonstrantia), которое считается изложением доктрины арминиан, или ремонстрантов. Они выступили против пяти пунктов учения Голландской церкви: 1) о двойном предопределении — к спасению или погибели — в результате свободного акта Божественной воли; 2) о том, что избранный непременно спасется, а осужденный — погибнет; 3) о том, что Христос умер только ради избранных ко спасению; 4) о том, что Бог дает благодать только избранным ко спасению; 5) о том, что получившие спасающую благодать никогда её не утрачивают. В 1618—1619 реформатский синод в Дордрехте официально осудил учение арминиан. Реформатское социальное мировоззрение в этот период было основано на кальвинистской концепции богоизбранности и «завета благодати». Реформатские общины рассматривали себя как новый Израиль, новый народ Божий, который находится в особых отношениях с Богом — отношениях Завета. Понятие завета как договора человека с Богом с последующим разделением ответственности (верность человека Богу и верность Бога Своим обетованиям) дает широкие основания для дальнейших социально-политических преобразований в протестантском обществе (напр., понятие общественного договора Гоббса и т. д.).
Католическая реакция на протестантское учение о предопределении была явлена на Тридентском соборе. На шестом заседании Тридентского собора 1547 г. был утвержден Декрет об оправдании. Тридентский собор настаивал на том, что «никто не может знать с определенностью веры, не подверженной ошибкам, получили ли они благодать Божию или нет». По теме предопределения собор в общем подтвердил определения Оранжского собора 529 г.
Восточная (православная) церковь миновала полемику вокруг предопределения. Св. Иоанн Златоуст использовал вместо понятия предопределение понятие предвидение Бога, затем Иоанн Дамаскин учил о том, что «Бог все предвидит, но не все предопределяет». В православной традиции закрепилось воззрение о том, что Бог хочет спасения всех людей, однако Он не определяет их ко спасению, оставляя, таким образом, место для свободной воли человека.
Современное католическое богословие придерживается тенденции отождествлять предопределение с понятием «предназначение». Напр: Иоанн Павел II: «Эти слова существенным и достоверным образом разъясняют, в чем состоит то, что на языке христианства мы называем „предопределением“ или „предназначением“ (лат. praedestinatio)» («Верую в Бога Отца»). В понятии «предназначение» акцент переносится на призыв Бога к спасению. Призыв, который может остаться без ответа со стороны человека. Тем самым подчёркивается свободная воля человека в определении своей вечной участи.
Критика предопределения
Учение о предопределении и свободе выбора человека
В чем заключается учение о предопределении и содержится ли оно в Библии? В своих ответах вы неоднократно говорили, что эта идея не является библейской. Если так, как вы объясните отрывок:
«…предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодетельствовал нас в Возлюбленном». Ефесянам 1:5-6
Это всего лишь один из многих библейских стихов, которые говорят на тему предопределения. К сожалению, это никогда не обсуждалось на тех собраниях церкви, где я присутствовал, потому что христиане не могут согласиться с этим.
В Послании к Римлянам 8:29 довольно ясно сказано, что Бог предопределяет, что некоторые люди будут спасены. Что я думаю об этом стихе, так это то, что эти «предопределенные» люди — те, кто получил призвание, и их долгом является приводить других людей к вере, независимо от того, кто они. Я прав?
В Послании к Римлянам 8:24 Павел утверждает следующее: «Мы БЫЛИ спасены». Похоже, что они уже были спасены и, следовательно, похоже, что это согласовывается с кальвинистской мыслью. Что вы думаете об этом?
Учение о предопределении, Кальвинизм и Библия
Я настоятельно рекомендую вам прочитать книгу Пауля Копана «Является ли Бог Моральным Монстром?». Она отвечает почти на всю вашу критику. Я ненавижу уклончивые ответы, но на все ваши вопросы про учение о предопределении есть очень разумные ответы. Поэтому здесь мы остановимся на одном вопросе, хорошо?
На самом деле, я сказал, что не верю в идею предопределения, предложенную Джоном Кальвином. Вы взяли мои слова несколько вне контекста. Несколько лет назад на церковной конференции я выступал с темой «Предопределение». В начале урока (в переполненном зале, между прочим) я спросил: «Кто здесь верит в предопределение?» Я был буквально единственным в комнате, кто поднял руку. Я сказал собравшимся: «Как вы можете читать Римлянам 8-9 главы и не верить в предопределение?» Кстати, я, конечно, мог бы добавить Ефесянам 1:5-6. Вот как я понимаю эту тему.
Основная истина заключается в том, что у нас есть свободная воля. Бог создал нас по образу и подобию. Бог вмешивается в нашу жизнь ОЧЕНЬ редко, и когда Он это делает, это всегда на пользу. Бог не меняет красные огни на зеленые. Он не помещает мысли в наш разум, или если Он делает это, то ОЧЕНЬ редко.
Однако, безусловно, существует библейское учение о предопределении. Вот что предопределил Бог. Он предопределил, что мы, люди, имеем возможность для спасения и отношений с Ним, несмотря на то, что мы грешники, которые заслуживают осуждения. Насколько я знаю, все божественные вмешательства (технические, а не на словах!) в истории (например, в Красном море и даже в 2 Царств 12:11, а также с Иудой и с 30 сребрениками, выплаченными ему) проводились с определенной целью и должны были подготовить путь к Божьему плану нашего спасения.
Бог вмешивается в историю ОЧЕНЬ редко, точно так же, как Он ОЧЕНЬ редко вмешивается в нашу жизнь. Почему? Потому что Он дает нам выбор. Тот факт, что Он дает нам выбор, не делает невозможным то, что Он предопределил для всех нас возможность спасения. Бог более умный и могущественный, чем вы или я. Я считаю, что Он вмешивается достаточно, чтобы достичь Своей цели, например, путем помещения пророчеств в сознание пророков или создания условий, которые предвещают события в жизни Иисуса. Я полагаю, что действия Бога таковы, что Он предлагает нам спасение. Он вмешался в жизнь фараона, но фараон все еще мог раскаяться в конце. Он вмешался в ситуацию с Иудой, но и Иуда мог покаяться в итоге. В обоих случаях Он вмешался, но Он сделал это в человеке, который уже был склонен в какой-то мере действовать так.
Я категорически отвергаю кальвинизм, чье учение о предопределении заключается в том, что Бог выбирает, кто будет спасен, а кто погибнет. Это делает Бога автором как добра, так и зла, что не является библейским. Об этом никогда не говорилось в Библии (хотя есть люди, я признаю, которые любят использовать стихи по-своему). Суверенная воля Бога подразумевает то, что у человека есть своя собственная суверенная воля. Мой любимый отрывок на эту тему:
Ибо тем, кого Он узнал ещё до сотворения мира, Он предопределил стать подобными Сыну Своему, чтобы Тот был первенцем среди многих братьев и сестёр. Тех, кому Он предопределил это, Он также призвал, призвав, оправдал их перед Собой, а оправдав, прославил. (К Римлянам 8:29,30)
Верно то, что в Послании к Римлянам 8:29 говорится о предопределении, но неверно то, что в нем говорится о том типе предопределения, о котором учит кальвинизм. Учение о предопределении в Кальивинизме, так же как у Цвингли и Августина, является твердым видом предопределения. Кальвин, подобно Августину, учил тому, что называется двойным предопределением. Кальвин и Цвингли учили, что Бог предопределяет Небеса для тех, кто спасен, но также они одинаково учили, что Бог предопределяет вечное уничтожение тех, кто погиб. Кальвин отрицал влияние реальной свободы выбора на спасение. Августин учил, что до спасения нашим единственным выбором является то, как грешить, но не в то, ответим ли мы на призыв Христа. Кальвин преподавал полную развращенность, ограниченное искупление и безусловное избрание. Цвингли учил, что те, кто отправляются в ад, воздают хвалу Богу так же, как и те, кто спасен. Кальвинисты считают, что у нас нет выбора, будем мы спасены или потеряны. Это не то, чему учит Библия в Послании к Римлянам 8:29.
Бог желает, чтобы все люди были спасены (1-е Послание к Тимофею 2:4). Послание к Титу 2:11 учит, что благодать Божия, ведущая ко спасению, доступна для всех людей. Если бы Бог предназначил подавляющему большинству человечества вечное проклятие, как верил Кальвин, то это было бы доказательством, что Бог не любит все человечество. Это бы означало, что Бог не относится ко всем людям одинаково и что Он не справедлив. Это не библейское утверждение, и это не то, чему учит Послание к Римлянам 8:29.
Послание к Римлянам 8:29 учит о тех, кого Бог предузнал в принятии Его предложения спасения. Именно тех, кого Бог предузнал, кто раскается, сделает Иисуса своим Господом и кто будет крещен. В данном отрывке об этих людях говорится, что Бог также предопределил их, призвал, оправдал и прославил. Бог предопределил всех ко спасению. Бог подготовил комнату для каждого из нас, но многие отказываются от этого приглашения.
Разве можно обратить к покаянию тех, кто отвернулся от Христа? Я говорю о тех, кто познал истину, получил дар Божий и приобщился Святого Духа. Эти люди слышали слово Божье, видели великую силу нового мира Божьего и удостоверились в том, что всё это — добро, а потом отсту-пились от Христа. Их не вернуть на путь раскаяния, ибо они вновь распинают Сына Божьего и при всех подвергают Его унижению. (К Евреям 6:4-6)
Библейское учение о предопределении отличается от учения кальвинизма. Вся 9 глава Послания к Римлянам обсуждает предопределение Бога. Что было предопределено, так это то, что Иисус умрет за грехи всего мира, а не за часть (1-е Послание Иоанна 2:2). Бог любил (т.е. выбрал) Иакова, но «ненавидел» (т.е. не выбрал) Исава. Это было предвестием спасения по вере и исполнения Божьего обетования Аврааму. Бог даже ожесточил сердце фараона, чтобы создать историческое предзнаменование нашего спасения «вторым Моисеем», в которого мы крестились (1-е Послание к Коринфянам 10:1).
Итак, от Бога у нас есть предопределение предложения спасения всем людям. Все, что имеет отношение к этому предложению, было предопределено Богом, но Он не предопределяет никого для ада. Это богохульство. Кальвин, возможно, был великим ученым и очень искренним, но мы не должны принимать его учение о предопределении. Отрывок Послание к Римлянам 8:29 не является доказательством для кальвинизма.
Божье предопределение
На самом деле, ваш отрывок из послания Ефесянам является моим вторым любимым отрывком, но отрывок послания Римлянам дает нам более конкретную информацию. То, чему нас учит этот отрывок, состоит в том, что Бог действительно «предвещает» тех, кто будет спасен. Если мы будем думать об этом, это может беспокоить нас, но Бог находится вне времени, как я понимаю. В Послании к Римлянам 8:29-30 сказано, что для тех, кого Бог предузнал, Он предопределил их призвание, оправдание и прославление. Другими словами, Бог подготовил судьбу для всех (не только для тех, кто согласился на Его предложение), в том, что они могут быть спасены, но для тех, кто сказал «да», путь их призвания, оправдания и прославления подготовлен и предопределен. Но Бог желает, чтобы все люди были спасены, хотя не все согласны принять Его предложение.
Кто хочет, чтобы все люди были спасены и познали истину. (1-е Тимофею 2:4)
Итак, предопределение Бога, как я понимаю, заключается в том, чтобы мы были спасены, если мы готовы принять Его предложение. Я считаю, что это может быть применено к отрывку из Ефесянам 1 главы, о котором вы упоминаете. Если вы хотите получить хорошую ссылку на тему предопределения, я предлагаю прочитать «Жизнь в Сыне» Роберта Шанка. Эта книга действительно хороша.
Предопределение Бога и свобода выбора человека
Давайте продолжим разбор этой непростой темы. Похожий вопрос пришел к нам от еще одного читателя. Вот, что он пишет.
Как сочетаются свобода выбора человека и учение о предопределении? Я заметил, что на Вашем сайте есть немного информации о предопределении и верховенстве Бога. Тем не менее я все еще не понимаю идею, какую роль играет в этом свободный выбор. Я прочитал отрывки из Библии, которые, по-моему, передают мысль об избрании:
«Кто будет обвинять избранных Божиих?» (Послание Римлянам 8:33).
И дальше в послании Римлянам:
«Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего, как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел». (Послание Римлянам 9:11-13).
Хотя Иаков был тем, кто обманом похитил благословение своего брата, что было лживым и греховным. «Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего» (Послание Римлянам 9:16). Так поэтому мы не понимаем?»Итак, кого хочет [Бог], милует; а кого хочет, ожесточает» (Послание Римлянам 9:18). «и Господь отверз сердце её внимать тому, что говорил Павел» (Деяния 16:14). «Я ожесточу сердце его, и он не отпустит народа» (Исход 4:21).
В то же время, в Библии столь же много отрывков, которые говорят, что наша судьба – это полностью наш выбор, например:
«Посему Я буду судить вас, дом Израилев, каждого по путям его, говорит Господь Бог; покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших, чтобы нечестие не было вам преткновением. Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух; и зачем вам умирать, дом Израилев? Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь, и живите!» (Иезекииль 18:30-32).
Таким образом я прихожу к выводу, что мы находимся в иллюзии об имеющейся у человека свободе выбора, потому что мы живем во временных рамках, но в действительности каждое принятое нами решение было предопределено и Бог укрепляет нас / открывает наше сердце (в результате раскаяния) к принятию информации, как Ему это угодно. «А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?» Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?» (Послание Римлянам 9:20-21).
Я понимаю что Бог – это Господь и Он имеет право делать то, что Ему заблагорассудится, но если Он не получает удовольствия от смерти любого человека, почему Он формирует людей, которым суждено ожесточиться и попасть в ад? Я чувствую себя игрушкой. Прочитав написанное на Вашем веб-сайте, я знаю, что вы не кальвинист и, возможно, не приходите к тому же выводу, что я сделал по данному вопросу. Не смотря на то, как сильно я стараюсь, я не вижу, что философия кальвинистов согласуется с посланием Римлянам (особенно Римлянам) и, как результат, я не могу спать по ночам. Что я пропускаю: как сочетаются Свобода выбора и верховенство Бога?
Да, Бог дал человеку свободу выбора и да, Бог верховенствует. Господь достаточно велик, чтобы быть верховным правителем и при этом давать нам свободу выбора. Это был суверенный выбор Бога дать человеку свободу, чтобы любить или не любить Его. В контексте Римлянам 9 Павел имеет дело с евреями, которые обвинили Бога в том, что Он предлагает спасение язычникам. Он говорит этим эгоистичным евреям: «Если Бог хочет предложить такое же спасение и язычникам, то кто вы такие, чтобы сказать Ему нет?». Бог верховен, и Он может делать то, что Ему нравится, но Он еще любит и любит давать выбор. Господь мог ожесточить сердце фараона, но это было для очень конкретной цели: чтобы создать предзнаменование спасения, которое мы имеем во Христе. Как Моисей, будучи прообразом Мессии, освободил Израиль, так Иисус освободил нас. Фактически, Бог не стеснялся подвести Иуду к выбору того, что он сделал, потому как во всем, что касается Иисуса, умирающего на кресте, Бог был более, чем готов вмешаться в историю, чтобы принести то, что по Его воле.
Господь может делать все, что Ему угодно и у нас нет права задавать Ему вопрос об этом. Именно это мы и видим в Библии. Бог предопределил ВСЕ для спасения, но по Своей суверенной воле, Он дал всем нам возможность выбирать, дав нам свободу выбора. Бог знает заранее все, что мы сделаем, но Он не определяет наши действия. Решаем мы. Это может казаться не «логичным» с точки зрения человеческого мышления, но Бог гораздо больше нашей логики.
Да, ограниченный вид предопределения можно найти в Библии. Бог предопределил обстоятельства, которые привели Иисуса в мир, чтобы спасти нас от наших грехов. Как правило, Бог дает своим творениям работать самим, а вмешивается только по определенной причине. Человеческий разум борется с верховенством Бога и свободой воли, но совершенно ясно, что Библия учит обоим этим понятиям. И не потому, что Библия противоречит сама себе, но потому, что нам ограниченным человеческим разумом сложно понять, как соединение двух этих понятий может быть реализовано в действительности.
Кальвин, Августин, Цвингли и друзья – не правы. На нас нет вины из-за греха Адама и мы не предопределены для ада. Это ужасное учение. Оно делает медвежью услугу Богу, Который по определению есть любовь. Бог предопределил все для спасения, но Бог не предопределил все для принятия этого спасения, не смотря на то, что предложение остается в силе до тех пор, пока мы живы. Предопределение является библейской идеей, а кальвинизм – нет.
Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».