что такое учебная ситуация на уроке математики по фгос
Учебные ситуации на уроках математики в начальной школе
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
1.Урок математики 1класс
Тема: «Сложение и вычитание в пределах 10».
Цель: закрепление приемов сложения и вычитания в пределах 10.
Этап урока: актуализация опорных знаний и способов действий. Устный счет
Учебная ситуация на примере игры «Гость».
У ребёнка на парте карточка с десятью примерами на отработку темы «Сложение и вычитание в пределах 10». Он играет роль хозяина, к нему приходит гость. Хозяин предлагает решить примеры гостю, сам в это время выступает контролирует решение. Если гость правильно решил все примеры, получает от хозяина гостинец – фишку, прощается и пересаживается на освободившееся место за другой партой. Итогом данной игры является подсчёт фишек и выявление победителей.
В результате данной учебной ситуации формируются коммуникативные, личностные, познавательные и регулятивные УУД.
2. Урок математики 2 класс
Тема: « Приемы сложения и вычитания в пределах 100.»
Цель: закрепление вычислительных приемов сложения и вычитания в пределах 100.
Этап урока: актуализация опорных знаний и способов действий. Устный счет
Учебная ситуация на примере игры «Невезучий математик»
На доске записаны числовые выражения с пропущенными цифрами и знаками
32+3=… ; …-2=27; 26…24=2; 13…9=22; 77-…=70; 56+3=…
В результате данной учебной ситуации формируются коммуникативные, личностные, познавательные и регулятивные УУД.
3. Урок математики 1 класс
Тема: «Четные и нечетные числа»
Цель: закрепить понятия «чётные» и «нечётные числа»; уметь определять чётное число или нечётное, составлять равенства и неравенства.
Этап урока: первичное закрепление материала.
Учебная ситуация на примере игры “ Старик Хоттабыч”.
Задания (на рисунке кувшин с любыми числами)
Найдите “ лишнее” число.
Выпишите чётные, нечётные числа.
Составьте равенства и неравенства.
Увеличьте числа на2.
Уменьшите числа на 2.
Добрый Джин-наш старый друг.
Кто решит все без подсказки,
Всех возьмет с собою в сказку.
Дети самостоятельно по заданному алгоритму выполняют задания, затем выполняют самопроверку.
В результате данной учебной ситуации формируются коммуникативные, личностные, познавательные и регулятивные УУД.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Примеры учебных ситуаций на уроках математики и информатики
В помощь учителю в подготовке к уроку. Примеры учебных ситуаций на уроке помогут провести урок интереснее.
Просмотр содержимого документа
«Примеры учебных ситуаций на уроках математики и информатики»
Фамилия, имя, отчество педагога Тихонова Галина Ивановна Предмет Геометрия 7 класс
Тема урока: Сумма углов треугольника
Прием УС невыполнимое практическое задание
Учитель (использует побуждающий диалог)
Ученики (формулируют тему урока)
Постройте треугольник с углами 900, 120, 600 градусов.
— Вы можете начертить такой треугольник? (Побуждение к осознанию противоречия.)
— Какой же вопрос возникает? (Побуждение к формулировке проблемы.)
Диалог, побуждающий к выдвижению и проверке гипотезы.
— Какие результаты у вас получились?
— К какому круглому числу приближаются ваши результаты?
— Что же можно предположить о сумме углов треугольника?
— Сверим вывод с учебником.
— А почему у вас получились неточные результаты?
— Думают, рассуждают, пробуют.
— Нет, не получается! (осознание затруднения.)
— Почему не строится треугольник? (Проблема как вопрос, не совпадающий с темой урока.)
— Сверяют вывод с учебником.
— Неточность измерения углов транспортиром.
Формулируют тему урока.
Фамилия, имя, отчество педагога Тихонова Галина Ивановна Предмет Математика 6 класс
Тема урока: Сложение чисел с разными знаками
Тип УС противоречие Вид УС затруднение _
Прием УС Отсроченная отгадка
Учитель (использует побуждающий диалог)
Ученики (формулируют тему урока)
В начале урока устный счет примеры на повторение, среди которых есть примеры по новой теме.
В ходе решения возникает диалог:
– Вы смогли выполнить все задания?
– Почему не все примеры решаемы? (Побуждение к осознанию противоречия.)
Чему сегодня будем учиться? (Формулирование проблемы.)
– Слагаемые в некоторых примерах имеют разные знаки. (Осознание затруднения.)
– Складывать числа разных знаков. (Учебная проблема как тема урока.)
Фамилия, имя, отчество педагога Тихонова Галина Ивановна Предмет Математика 5 класс
Тема урока: Сравнение обыкновенных дробей с разными знаменателями
Прием УС Формулирование нового правила
Учитель (использует побуждающий диалог)
Ученики (формулируют тему урока)
В начале урока задания на повторение.
– Как мы сравниваем обыкновенные дроби с одинаковыми числителями и знаменателями? Предлагаются примеры:
Предлагаются примеры. Сравнить
— Чем отличаются от предыдущих примеров?
– Над чем на уроке будем работать?
– Над каким вопросом подумаем? (Побуждение к формулированию проблемы.)
– Какие дроби мы уже умеем сравнивать?
– Как же сравнить дроби с разными числителями и знаменателями?
– Какие есть предложения?
– Привести дроби к одинаковому числителю или знаменателю.
— Формулируют правила. Решают примеры.
– Числители и знаменатели разные.
– Сравнение обыкновенных дробей. (Тема урока.)
– Правила сравнения обыкновенных дробей.
– С одинаковыми знаменателями и числителями.
— Привести дроби к одинаковому числителю или знаменателю. (Формулировка правила, открытие нового знания.)
Фамилия, имя, отчество педагога Тихонова Галина Ивановна Предмет Информатика 7 класс
Тип УС Неопределенность Вид УС Неожиданность
Прием УС открытие нового знания
Учитель (использует побуждающий диалог)
Ученики (формулируют тему урока)
Сегодня мне на электронную почту пришло странное сообщение, но я ничего не смогла в нем прочитать.
У К О У Д И У Р О У В А У Н И У Е У И Н У Ф О У Р М У А Ц У И И
Как вы думаете, сможете ли вы мне помочь?
А может быть, вы сможете разгадать, о чем говорится здесь?
Следовательно, что необходимо знать приемнику информации, для того, чтобы понимать ее смысл?
— Итак, какой вывод мы можем сделать?
— Слушают сообщение учителя. Рассматривают странное сообщение.
— Нет, так как мы не знаем шифра, с помощью которого написано это письмо.
— Надо знать шифр, с помощью которого можно ее разгадать, нужно заранее договориться о значении знаков, с помощью которых она зашифрована.
— Для того чтобы произошла передача информации, приёмник информации должен не только получить сигнал, но и расшифровать его.
Фамилия, имя, отчество педагога Тихонова Галина Ивановна Предмет Информатика 7 класс
Тема урока: Редактирование текста. Редактируем текст.
Тип УС Ошибка Вид УС Проблемная ситуация и ее решение
Прием УС открытие нового знания
Учитель (использует побуждающий диалог)
Ученики (формулируют тему урока)
— Представьте себе, что вы являетесь редактором школьной газеты. Вам принесли текст небольшой заметки.
— Скажите, можно ли сразу данный текст отдать в печать?
— Обоснуйте свой ответ. Что нужно сделать, чтобы данную заметку можно было опубликовать в газете?
— Учитель им сообщает, что они сейчас работали редакторами.
— Ребята, подумайте и скажите, можно ли при помощи компьютера вносить изменения в набранный текст несколько раз.
— Молодцы, применили свои знания на деле и справились с практической работой.
Доклад «Учебные ситуации на уроках математики в 5-6 классах»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
(Слайд 1) Учебные ситуации на уроках математики в 5-6 классах.
(Слайд 2) Основная задача современной школы – формирование активной, творческой личности, способной самостоятельно решать разнообразные задачи.
(Слайд 6) Одним из видов этого подхода является создание учебных ситуаций на уроках. Эффективность этого метода заключается в том, что п овышается не только уровень знаний ученика, но и его мыслительная активность.
(Слайд 8) Поставив целью развитие творческих способностей детей, я выделила ряд задач:
поддерживать и развивать интерес к предмету;
формировать приемы продуктивной деятельности, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция и т.д.;
развивать логическое мышление, пространственное воображение учащихся;
учить основам самообразования, работе со справочной и научной литературой, с современными источниками информации (интернет);
показывать практическую направленность знаний, получаемых школьниками на уроках математики;
учить мыслить широко, перспективно, видеть роль и место математики в общечеловеческой культуре, ее связь с другими науками.
Их решение позволит сделать процесс обучения захватывающим, интересным и для ребенка, и для учителя.
(Слайд 9) Можно сформулировать три основные постановки учебной ситуации на уроке:
сообщение темы урока в готовом виде, но с применением мотивирующего приема («яркое пятно»).
Вот несколько примеров создания разных учебных ситуаций и диалогического выхода из них на уроках математики в 5–6-х классах.
Например. 6-й класс. Тема: Сложение чисел с разными знаками.
В начале урока устный счет примеры на повторение, среди которых есть примеры по новой теме. В ходе решения возникает диалог:
– Вы смогли выполнить все задания?
– Почему не все примеры решаемы? (Побуждение к осознанию противоречия.)
– Слагаемые в некоторых примерах имеют разные знаки. (Осознание затруднения.)
Чему сегодня будем учиться? (Формулирование проблемы.)
– Складывать числа разных знаков. (Учебная проблема как тема урока.)
(Слайд 13) Например. 5-й класс. Тема: Сравнение обыкновенных дробей с разными знаменателями.
В начале урока задания на повторение. Идет обсуждение повторение изученного ранее материала.
– Как мы сравниваем обыкновенные дроби с одинаковыми числителями и знаменателями? Предлагаются примеры:
Учащиеся формулируют правила. Решают примеры.
Предлагаются примеры. Сравнить Чем отличаются от предыдущих примеров?
– Числители и знаменатели разные.
– Над чем на уроке будем работать?
– Сравнение обыкновенных дробей. (Тема урока.)
– Над каким вопросом подумаем? (Побуждение к формулированию проблемы.)
– Правила сравнения обыкновенных дробей.
– Какие дроби мы уже умеем сравнивать?
– С одинаковыми знаменателями и числителями.
– Как же сравнить дроби с разными числителями и знаменателями?
– Какие есть гипотезы?
– Привести дроби к одинаковым числителю или знаменателю. (Формулировка правила, открытие нового знания.)
Например. 6-й класс. Тема: Отрицательные числа.
Учитель: Первые числа появились натуральные, когда древний человек подсчитывал количество предметов. Когда же он столкнулся с делением меньшего числа на большее, пришлось “придумать” дробные числа. Однако и этих чисел оказалось мало. Когда люди занялись торговлей, им приходилось иметь дело с долгами и имуществом, поэтому возникла потребность в числах, которые в настоящее время называют отрицательными. Вот о таких числах поговорим сегодня на уроке.
Так же иногда на уроках для создания проблемных ситуаций использую следующие задания:
(Слайд 17) Задачи с несколькими решениями. Три класса (5, 6, 7) посадили 120 рябинок. 5 класс посадил 25% всех рябинок, а 6 – 45% всех рябинок. Сколько рябинок посадил 7класс? Решите задачу несколькими способами. Какой из них наиболее простой.
(Слайд 18) Задачи с излишними данными. Автомобиль проезжает за 2 часа 150 км, а автобус за 3 часа 180 км. Автомобиль был в пути 5 часов, а автобус 6 часов. На сколько скорость автомобиля больше скорости автобуса?
(Слайд 19) Задачи на нахождение ошибки. Постройте треугольник со сторонами 2 см, 3 см, 5 см и найдите его периметр.
Выход из созданной ситуации я предлагаю ребятам найти либо самостоятельно, либо в парах, либо в группах. Затем проводим обсуждение и делаем общий вывод.
(Слайд 20) Правильная постановка учебной ситуации – порождение у учеников мотивации к познанию нового на уроках математики.
(Слайд 21) Данная технологическая схема позволяет целенаправленно добиваться высоких результатов на уроке, а самое главное не теряется интерес к предмету. Приходя на урок, ученики ожидают, чему удивятся сегодня.
Презентация » Создание учебной ситуации на уроках математики»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода Учитель математики Тучковской СОШ №3 Ивашененко Галина Ивановна
Обучение рассматривается как специально организованный процесс, в ходе которого ребенок осуществляет учебную деятельность – выполняет учебные действия на материале учебного предмета, и в ходе психологического процесса интериоризации («вращивания») эти внешние предметные действия превращаются во внутренние (мышление, память, восприятие)
Деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.
Урок личностно-ориентированный его основа (в отличие от традиционного) не этап, а учебная ситуация
Учебная ситуация это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.
Учебная ситуация является особой структурной единицей учебной деятельности, содержащей ее полный замкнутый цикл наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); выполнение учениками определенных действий для приобретения недостающих знаний; выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; формирование у школьников умения контролировать свои действия (как после их завершения, так и по ходу); включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Проектирование учебных ситуаций специфика учебного предмета, учебная ситуация в математике качественно отличается от учебной ситуации других предметных областей, но есть и общее- Работа с печатным текстом (различные типы текстов) Учащиеся читают ряд текстов, связанных с изучаемой темой или с другой проблемой, представляющей интерес, анализируют, выбирают главное. Учащиеся могут составить схему-опору или кластерную таблицу и т.п.
Гуманитарные дисциплины Работа с печатным текстом (различные типы текстов) Учащиеся читают и сортируют ряд текстов, связанных с изучаемой темой или с другой проблемой, представляющей интерес. Для обоснования классификации к каждой группе текстов, они пишут предложения ( 1-3 )и обосновывают предложенную классификацию.
СИТУАЦИИ ситуации стимулирования; ситуации выбора; ситуации успеха; проблемные учебные ситуации, ситуации решения проблемных учебных задач; ситуации помощи и взаимопомощи; ситуации самооценки; ситуации общения; ситуации соревнования и соперничества; ситуации сопереживания; игровые ситуации; ситуации ответственных решений; ситуации освоения новых способов деятельности; ситуации выражения веры и доверия; ситуации предъявления требований;
Ситуация успеха это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Переживание учеником ситуации успеха: повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности; стимулирует к высокой результативности труда; корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку; развивает инициативность, креативность, активность; поддерживает в классе благоприятный психологический климат
Технологические операции создания ситуаций успеха Снятие страха – “Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться”. “Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения”. Авансирование успешного результата – “У вас обязательно получиться”. “Я даже не сомневаюсь в успешном результате”. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности – “Возможно, лучше всего начать с…..”. “Выполняя работу, не забудьте о…..”. Внесение мотива – “Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…” Персональная исключительность – “Только ты и мог бы….”. “Только тебе я и могу доверить…”. “Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…” Мобилизация активности или педагогическое внушение – “Нам уже не терпится начать работу…”. “Так хочется поскорее увидеть…” Высокая оценка детали – “Тебе особенно удалось то объяснение”. “Больше всего мне в твоей работе понравилось…”. “Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы…”.
Ситуация выбора Ситуация самостоятельного и осознанного выбора способствует реализации индивидуального подхода. Она заключается в обучении на основе личной активности каждого ученика, которая проявляется, в частности, в индивидуальной избирательности детей к содержанию, виду, форме учебного материала и способам учебной работы.
Создание ситуации выбора Ситуация выбора Выбор содержания обучения Выбор методов обучения Выбор формы обучения Право выбора предоставления учеником своих знаний для оценки или нет Пример Выбор содержания домашнего задания Выбор уровня сложности задания Изучение с помощью учителя или самостоятельно Работа индивидуально, в паре, в группе Работа в классе или на учебной прогулке Место на сомнение и место на оценку
Учебная задача и проблемная ситуация Учебная задача и проблемная ситуация предполагает наличие проблемы, т. е. соотношения нового и известного, учебно-познавательной потребности обучающегося и его способности и возможности решать эту задачу
Что такое учебная задача? Вид УУД Состав-ляющие Типовые задачи Связь с учебными предметами Регуля-тивные Целепо- лагание Постановка учебной задачи (выход учащихся в коллективной деятельности на новый способ действия через «интеллектуальный конфликт»). Индивидуальное целеполагание на этапе контроля и работы над причинами ошибок. Учебные предметы
Учебная ситуация с системно-деятельностным подходом на уроке
Презентация к уроку
Цель: передача педагогического опыта с целью повышения профессиональной компетентности педагогов.
Форма проведения: мастер-класс.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал, сигнальные карточки.
Добрый день, уважаемые гости!
Сл 1. Волшебный дар цветов и их красота творят чудеса. Общаясь с этим прекрасными творениями природы, человек становится добрее, нежнее, духовно богаче. Цветы лучшие посредники в общении между людьми. Цветы сопутствуют нам постоянно в течение жизни, дарят радость, олицетворяют любовь и внимание (Каждому вручается фрагмент картинки с изображением цветка)
За одну минуту Вам необходимо собрать изображение цветка и занять своё место (формирование рабочих групп).
Сначала несколько слов о том, как мы будем работать. На ваших столах лежат бабочки: синяя, зелёная и красная. Для голосования вам потребуются красные и синие бабочки. =Красная бабочка означает ответ “НЕТ”,= синяя “ДА”.= Если у вас возникает вопрос, вам необходимо поднять бабочку жёлтого цвета. Давайте еще повторим и эти правила:
1. Давать конкретный ответ на вопрос.
2. Исключить детали, которые не являются необходимыми.
3. Не уклоняться от темы.
4. Соблюдать регламент.
5. Уважать выступающего.
По-вашему, что такое деятельность?
Мы посмотрели определение деятельности в разных словарях и предлагаем Вашему вниманию вот такое определение:
Деятельность – процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели. Деятельностью можно назвать любую активность человека (в отличии от поведения).
Хотелось бы процитировать из стандартов ФГОС НОО:
Таким образом, произошла смена акцентов: вместо регламентации содержания, которое раньше должно было излагаться на уроках ученикам, главным становятся результаты, которых они должны достичь в результате своей учебной деятельности. Понимаем, что в школе должны вводиться новые формы учебных занятий. Но основной формой обучения в начальной школе сегодня по-прежнему остаётся урок, современный, стоящий на уровне своего века, отвечающий духу и требованиям своего времени
Ход познания – “от учеников”. Учитель составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися, использует в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.
Преобразующий характер деятельности обучающихся: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности. То есть пробудить к мыслительной деятельности, и их планированию.
Интенсивная самостоятельная деятельность обучающихся, связанная с эмоциональными переживаниями, которая сопровождается эффектом неожиданности. Задания с включением механизма творчества, помощью со стороны учителя или других учеников в парной или коллективной деятельности. Учитель создает проблемные ситуации – коллизии.
Коллективный поиск, направляемый учителем (вопросы, пробуждающие самостоятельную мысль учеников, предварительные домашние задания). Учитель создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.
Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.
Гибкая структура. Учитель использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъективный опыт обучающихся.
Я предлагаю вам составить кластер, выбрав, через что реализуется системно-деятельностный подход на современном уроке.
Проверьте себя по эталону (слайд)
Найдите на столе солнышко с 6 лучиками, обозначающими выбранные компоненты. Теперь отметьте на каждом, на сколько баллов Вы, как учитель, на уроке, реализуете с-д подход. Соедините эти точки и у вас получится круг. Это колесо деятельности ученика. Покажите ваши колёса друг другу.
Удобно ли ученику ехать на этом колесе? Можно заметить, что создание учебных ситуаций на ваших рисунках, имеет разный уровень, поэтому я предлагаю Вам сегодня обогатить свои представления по данной теме.
Давайте, работая в группах, систематизируем свои представления об УС как технологии. Заполните в течение 2-х минут 1 и 2 столбец таблицы “ЗХУ”.
Рефлексия по таблице “ЗХУ”.
Итак, что знает об УС каждая группа? (Заслушивание групп)
А что хотите узнать? (Заслушивание групп)
После работы с карточкой внесите в 3 колонку таблицы то новое, что вы узнали. А если остались вопросы и было что-то непонятно, то мы постараемся их раскрыть в ходе практической работы.
УС на уроке можно создать или перевести из учебной задачи (СЛАЙД).
Рассмотрим примеры (СЛАЙДЫ)
Чтобы выполнить самостоятельное практическое задание по составлению УС, в помощь предлагаем разные виды ситуаций.
Выбор. Дается ряд готовых решений. Среди них и неправильные. Надо выбрать правильное.
Неопределенность. Неоднозначные решения ввиду недостатка данных
Неожиданность. Вызывает удивление необычностью, парадоксальность.
Конфликт. Ситуация, рассматривающая противоположности.
Несоответствие. Не “вписывается” в уже имеющийся опыт и представления.
Заполняя карточку, работаем в группах 5 минут.
Тема урока окружающего мира у всех групп одна “Реки и озера” (ОС “ШКОЛА-2100”).