что такое учебная автономия
Умение учиться: 7 элементов автономии для студентов
Автономия в образовании — это способность студентов брать ответственность и самостоятельно отслеживать свой прогресс. То есть, умение учиться: способность к самообучению параллельно со стандартным учебным процессом. Далеко не все студенты имеют навыки автономии, но учитель может их развить.
Разберем 7 элементов, помогающие студентам стать «независимыми».
Умение учиться
Помогите своим ученикам не просто учить лексику и грамматику английского языка, но и самим проводить исследования, находить интересные материалы, разбираться в грамматике, читать транскрипцию. Для этого нужно:
— научить пользоваться различными словарями, как онлайн, так и книжными
— объяснить, как читать и писать транскрипционные знаки
— помочь составить грамматические таблицы
— научить методу запоминания слов через ассоциации
— показать, как написать словарные карточки
— познакомить с известными интернет-ресурсами книг и учебников на английском
Правильная оценка прогресса
Мы уже говорили о том, что автономия студентов — это умение брать ответственность за свой прогресс на себя. Помогите студенту правильно сформулировать цели обучения, объясните важность промежуточных целей и регулярных занятий, составьте трекер задач.
После каждого урока спрашивайте студента, что именно ему запомнилось, что нового он узнал, чему научился, что может сразу применить на практике. Побудите его самостоятельно достигнуть одну из его промежуточных целей, например, посмотреть интересную лекцию TED и составить по ней собственный quiz.
Участие во внеклассных занятиях
Изучение языка происходит не только в стенах реального или виртуального класса, но и за его пределами. Дайте ученикам задание выполнить максимальное количество действий из вашего чек-листа на английском языке. Помогайте ему в выполнении, подсказывайте, как выполнить задание или где найти инструменты. Будьте доступны.
Примерный вариант чек-листа:
— Вести дневник на английском
— Писать мемуары о своем путешествии за рубеж на английском во время отпуска
— Посмотреть фильм или сериал на английском
— Составить тест по формату «вопрос-ответ» по нему
— Дублировать свои посты в социальных сетях и на английском
— Объяснить кому-то правила грамматики так, будто он преподаватель
— Проверить не свою домашнюю работу на ошибки
— Составить список песен, где используется прошедшее время/сравнения/ оборот I wish…
— Устроить челлендж «одного дня на английском»
— Купить свою любимую книгу на английском, прочесть ее и составить по ней словарь
Проведение исследований
Личный пример самый наглядный. Задача преподавателя не просто помочь студенту понять принцип самообразования, но и помочь оценить важность этого процесса. Благодаря личному примеру, мы поможем развить в себе независимость и желание самосовершенствоваться не только на примере английского языка.
Например, студент забыл грамматические правила по теме 1st/2nd/3rd Conditionals. Вместо того, чтобы вновь объяснять ему все или подсказывать, устраняя преграду на пути к выполнению его задачи, помогите ему самостоятельно провести исследование и найти необходимую информацию. Сделать это можно в несколько этапов:
— подскажите источник с базой грамматических тем
— дайте студенту время на самостоятельный разбор правила
— задайте ему составить свою таблицу с примерами
— попросите его объяснить вам разницу в Conditionals
— вернитесь к упражнению, в котором возникла проблема
Самостоятельная работа над ошибками
При проверке домашних работ или контрольных заданий учителя часто видят пробелы своих учеников. Ни для кого не секрет, что каждая письменная работа — хорошая возможность для преподавателя наглядно увидеть, в чем еще ученика стоит подтянуть. Прекрасным элементом автономии для студента является самостоятельная работа над ошибками. Как ее проводить:
— после проверки его письменной работы, поработайте над лексикой и грамматикой, в которой были ошибки, например, составить с ней примеры
— попросите его объяснить вам пройденный материал
— верните ему его работу, в непроверенном виде и попросите самостоятельно найти ошибки
Это упражнение хорошо помогает увидеть, какие еще недочеты остались после повторного обсуждения темы, а также повышает мотивацию ученика и его способность самостоятельно видеть возможности для прогресса.
Повышение мотивации
Для эффективного процесса обучения нужна сильная мотивация. Особенно важна она при самообразовании или самостоятельном выполнении каких-либо учебных заданий. Научите студентов не просто учить язык, но и быть мотивированным для этого процесса.
— Обсуждайте на уроках примеры людей, которые своим трудом и усердием добились отличных результатов в изучении иностранного языка или обсуждайте топики о мотивации и привычках высокоэффективных людей
— Попросите своего студента составить персональный список дел, помогающих вернуть или сохранить мотивацию
— Помогите ему оценить свое эмоциональное состояние до/во время/после уроков, тестов или языковых клубов на английском
— Создайте вместе трекер эмоций и привычек
— Интересуйтесь его успехами
Самостоятельное построение плана занятий
Пусть ваш студент сам выберет те темы и материалы, которые хочет проходить на уроках с вами. Для этого ему будет нужно:
— определить свою цель изучения языка;
— выявить свой уровень владения с вашей помощью;
— исследовать список тем и лексики, который необходим для достижения его цели;
— выбрать те, которые он хочет пройти в первую очередь;
— написать план курса и обсудить его с вами;
— прислушаться к вашим методическим советам (некоторые грамматические темы невозможно освоить без знания других).
— составить план урока, с учетом проработки всех навыков: говорения, аудирования, чтения и письма;
— подобрать материалы или курсы из тех, что вы предложите;
— отслеживать свой успех.
Эти 7 элементов автономии помогут вам привить своим студентам навыки самообразования, как школьникам, так и взрослым. Это пригодится им в изучении абсолютно любых предметов и дисциплин, а также сильно облегчит вашу задачу, как учителя. Большинство психологов и методистов сходятся во мнении, что автономия студента — одна из основ высокой эффективности людей, побуждающая их к успехам в карьере и образовании.
Презентация Суть и задачи учебной автономии в развитии современной системы образования
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Суть и задачи учебной автономии в развитии современной системы
образования
Нестерова Татьяна
Описание слайда:
Предпосылки появления учебной автономии
средневековая педагогическая мысль
Галилео Галилей говорил: «Нельзя чему-то научить человека. Можно лишь помочь ему открыть это в самом себе»
Описание слайда:
Описание слайда:
Учебная автономия
способность брать на себя ответственность за свою учебную деятельность
Описание слайда:
Д. Дикинсон: учащиеся, сами проявляющие инициативу в обучении, преуспевают больше тех, кто пассивно ожидает, когда их чему-нибудь научат.
учебная автономия как ответственность обучающегося за изучение нового и распределение этой ответственности в учебном процессе
Описание слайда:
три педагогических принципа, необходимых для формирования учебной автономии:
1) вовлечение в учебную деятельность (проявление ответственности за собственную учебную деятельность);
2) учебная рефлексия (критическое рассмотрение плана обучения, самой учебной деятельности и полученного результата)
3) использование целевого языка в качестве средства обучения
Описание слайда:
автономное обучение – это непрекращающийся процесс самопознания, в ходе которого человек осознаёт тот максимум автономии, данный как индивидуальное качество
Описание слайда:
Термины «самостоятельная работа» и «самообучение» требуют разграничения из-за некоторой схожести с понятием «учебная автономия».
Описание слайда:
роли преподавателя в автономном обучении
Организатор
Фасилитатор
Консультант
Описание слайда:
учебная автономия – это приобретённая способность учащегося брать на себя ответственность за свой учебный процесс, выражаемая на нескольких уровнях:
1) постановка необходимых для разрешения целей и задач;
2) выбор индивидуальной образовательной стратегии;
3) промежуточная и контрольная рефлексия
Описание слайда:
Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года
разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи,
формирование навыков самообразования и самореализации личности;
непрерывность образования в течение всей жизни человека.
Описание слайда:
Задача преподавателя
помочь воспитаннику стать полноценным членом общества
подготовить будущего выпускника к самостоятельной жизни
Описание слайда:
цель обучения иностранному языку
формирование поликультурной языковой личности, обладающей готовностью к межкультурному общению
Описание слайда:
автономия обучающегося
проявление высшего уровня самостоятельности, как способность личности к принятию решений, к анализу и оценке учебной ситуации, к рефлексии своего речевого и учебного опыта, к осознанию себя в качестве ответственного субъекта процесса учения в различных образовательных контекстах.
Описание слайда:
Компоненты учебной автономии
Описание слайда:
Факторы, которые затрудняют формирование учебной автономии
нехватка учебного времени;
отсутствие опыта обучения, предполагающего учебную автономию;
учащийся надеется на помощь преподавателя;
отсутствие языковой практики вне аудитории;
чрезмерная сосредоточенность на оценках;
недостаточно высокий уровень владения английским языком;
учебники, предписанные программой;
недостаточная учительская автономия;
неспособность учителя определить реальные возможности учащихся.
Описание слайда:
Этапы становления полноценного автономного учащегося
1) этап подготовки
2) этап тренировки
3) этап практики
4) этап самооценки
Описание слайда:
Ценность формирования учебной автономии у обучающихся заключается в развитии самостоятельности при достижении самостоятельно поставленных целей, что необходимо каждому обучающемуся вне зависимости от образовательной ступени
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Организация образовательного процесса: воспитательная работа, дополнительное образование, внеурочная деятельность
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Конспект: Урок по развитию логического мышления у младших школьников в 1-2 классе
Статья: Словарь по социально-педагогической психологии
Статья: Конфликтные ситуации и стратегий поведения учителя с це-лью их разрешения
Утренник «Прощание с Азбукой»
Утренник «Прощание с начальной школой»
Классный час «Моя малая родина _ Ставрополье»
Классный час «Урок трезвости»
Блочное планирование воспитательной работы
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5376492 материала.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Во Франции планируют ввести уголовное наказание за буллинг в школе
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря
Время чтения: 1 минута
Утверждено стратегическое направление цифровой трансформации образования
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Статья на тему: «Образовательная автономность или учебная автономия: к вопросу о дефиниции и структуре»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Образовательная автономность или учебная автономия:
к вопросу о дефиниции и структуре
Что же такое образовательная автономность? Основываясь на результатах исследований Х. Холека, Д. Литтла, Е.Н Солововой, Т.Ю. Тамбовкиной и др. мы определяем ее как интегративное качество личности, предполагающее ее способность и готовность самостоятельно регулировать свою учебную деятельность в соответствии со своими потребностями и целями, отбирая содержание и методы такого обучения и оценивая его результаты.
Что же включает в себя образовательная автономность при изучении иностранных языков и какова ее структура? В общем виде состав данного интегративного качества можно представить в виде схемы.
Рассмотрим предлагаемые компоненты образовательной автономности более детально.
Мотивационный компонент. Определяя первый из компонентов, зададимся допросом: с чего начать создание лингводидактических условий формирования образовательной автономности учеников старших классов на занятиях по иностранному языку? Заранее оговоримся, что качество это, скорее всего, невозможно сформировать «прямым» путем, найти одну-единственную универсальную методику, т.к. каждый обучаемый индивидуален и руководствуется своими собственными убеждениями, принципами при организации своего учения. Педагог лишь может действовать «с флангов», создавая на уроках такие лингводидактические условия и психологическую атмосферу, чтобы ученики могли сами взращивать в себе образовательную автономность. На наш взгляд, первым таким действием педагога должно стать создание условий развития внутренней учебной мотивации обучаемых.
Внутренняя мотивация отличается от внешней, прежде всего, тем, что она вызывается не раздражителями извне, а порождается самим человеком. Как с отмечают С.Д. Семенова и Г П. Талесник, «внутренняя мотивация связана не с внешними обстоятельствами, а непосредственно с самим предметом. Человеку нравится непосредственно иностранный язык, нравится проявлять свою интеллектуальную активность. Действие внешних мотивов (престижа, самоутверждения и т. д.) может усиливать внутреннюю мотивацию, но они не имеют непосредственного отношения к содержанию и процессу деятельности» (Семенова, Талесник, 2011). Важность влияния сформированности внутренней мотивации на успешное развитие образовательной автономности подтверждается еще и тем, что эффективность самообучения старшеклассников, стремящихся к образовательной автономности, зависит от сформированности их внутренней мотивации (Капаева, 2001).
Внутренняя мотивация изучающих иностранный язык подразделяется большинством методистов (С.Д. Семенова,О.В. Диордиященко, А.В. Капаева, и др.) на коммуникативную, лингвопознавательную и инструментальную.
Коммуникативная мотивация выражает готовность и стремление обучаемых к непосредственному общению на иностранном языке, она является их «первой и естественной потребностью» (Диордиященко, 2007). Однако, как отмечает О.В. Диордиященко, «именно этот тип мотивации труднее всего сохранить. Дело в том, что при овладении иностранным языком в атмосфере родного языка, иностранный язык предстает как искусственное средство общения. Он никак не может конкурировать в этом смысле с родным языком, совершенным и всеобъемлющим средством общения. Поэтому обращение к воображению учащихся, к фантазии, к игре является органичным компонентом эффективного обучения на иностранном языке» (Диордиященко, 2007). Таким образом, поддержание коммуникативной мотивации как неотъемлемой части иноязычной коммуникативной компетенции может осуществляться учителем за счет придания как можно большему числу заданий коммуникативного характера (например, провоцирования дискуссий, проведения бесед, обсуждений и т.д.).
Лингвопознавательная мотивация выражает интерес учащихся к самому языку, языковым явлениям, языковой материи, изучению ее новых свойств (Семенова, Талесник, 2011; Диордиященко, 2007). О.В. Диордиященко отмечает два пути развития такой мотивации — опосредованный, т.е. через развитие коммуникативной мотивации, и непосредственный, т.е. путем стимулирования поисковой активности обучаемых в языковом материале (Диордиященко, 2007). Хорошей поддержкой лингвопознавательной мотивации может послужить выполнение учениками заданий, связанных с работой с различными типами иноязычных словарей (Соловова, 2010).
Инструментальная мотивация выражает положительное отношение учеников к различным видам работы с языком. Для того чтобы она развивалась, учителю необходимо вооружить обучаемых такими приемами овладения иностранным языком, смысл которых был бы очевиден и импонировал им. Учащихся следует в большей мере ставить перед необходимостью самостоятельного знакомства с новым языковым материалом, показав им оптимальный путь к этому (Диордиященко, 2007). Здесь эффективным нам видится обучение отбору лексических единиц, наиболее подходящих для использования в той или иной ситуации общения (устного или письменного).
Только при достаточной степени сформированности всех трех компонентов внутренней мотивации можно говорить о том, что обучаемый действительно психологически готов к дальнейшему изучению иностранного языка, активному использованию его в различных ситуациях общения, наиболее полному познанию языковых особенностей и явлений.
В нашем исследовании в структуре саморегуляции мы выделяем самоконтроль учащихся, их самооценку и такое качество, как ассертивность. Остановимся на этом подробнее.
1) научиться понимать и принимать контроль учителя;
2) научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей;
3) научиться осуществлять самонаблюдение своей учебной деятельности, анализ, корректировку и оценку (Капаева, 2001).
Самооценка — это показатель отношения обучаемых не только к себе, но и к результатам своей деятельности (в нашем случае учебной). Самооценка учащихся (особенно на старшей ступени обучения) тесно связана с их самоконтролем, и от уровня ее показателей (заниженная, адекватная, завышенная и т.д.) зависит, в какой степени обучаемый сможет брать на себя ответственность за процесс своем учения и самообучения, сможет ли он отслеживать динамику возникновения затруднений и принимать соответствующие меры. Разумная рефлексия собственных поступков и умеренно критичный подход к оцениванию промежуточных и конечных результатов собственной учебной и внеучебной деятельности, постоянная работа над собой со временем могут сформировать у старшеклассников адекватную самооценку, основанную на признании и принятии как собственных сильных сторон, так и недостатков. А.Е. Капаева видит этапы формирования адекватной самооценки старшеклассников в последовательности «оценка учителя — взаимооценка учеников — самооценка обучаемых» и в следующей схеме действий:
Педагог знакомит учащихся с критериями своей оценки и ставит ее.
Ученики оценивают друг друга, пользуясь критериями оценки. Данной учителем.
Школьники сами оценивают свою деятельность (Капаева. 2001)
Как видим, механизм формирования самоконтроля обучаемых весьма схож с механизмом формирования их сомооценки.
Итак, единство самоконтроля, само-оценки и ассертивности старшеклассников, сформированных на должном уровне, может указывать на наличие их стабильной саморегуляции как подсистемы общей регуляции обучения иностранным языкам на старшей ступени обучения.
Таким образом, рассмотренные в данной статье компоненты образовательной автономности являются ее неотъемлемыми частями и тесно взаимосвязаны между собой. Внутренняя мотивация необходима старшеклассникам для поддержания стабильного интереса как к самому языку, так и к его изучению, а также для осуществления не фрагментарной, а постоянной саморегуляции учебной деятельности и возможности быстрее адаптироваться к новым учебным условиям. Саморегуляция являясь главным показателем сформированности образовательной автономности как качества не только обучаемого, но и личности в целом, позволяет ученику быстрее вырабатывать адекватные схемы действий по отношению к учебному мате-риалу, позволяет повысить вероятность его успешной адаптации к изменяющимся условиям обучения. В свою очередь, успешная адаптация обучаемых позволяет им сохранить свое интегративное качество как целостность и максимально снижает «уровень ситуативной тревожности на занятиях по иностранному языку» (Чаплина, 2006), уменьшает количество стрессов, а также создает позитивное отношение к своим собственным познавательным возможностям. Предложенные дефиниция и структура образовательной автономности являются логическим основанием дальнейшего методического освоения процесса обучения старшеклассников иностранным языкам, ориентированного на создание условий формирования их образовательной автономности и задают направление научного поиска содержания и лингводидактических методов такого обучения.
Сущность понятия «учебная автономия» и обучение стратегиям автономной учебной деятельности в образовательном процессе по иностранному языку
Корозникова Анастасия Андреевна,студентмагистерской программы «Языковое образование», направление 44.04.01 Педагогическое образование ФГБОУ ВПО «Шадринскийгосударственный педагогическийинститут», г.Шадринскkoroznikova@yandex.ru
Сущностьпонятия «учебная автономия» и обучение стратегиям автономной учебной деятельности
в образовательном процессе поиностранному языку
Аннотация.Статья посвящена всестороннему анализупонятия «учебная автономия», а также характеристике учебных стратегий, позволяющихформироватьумения автономной учебнойдеятельностиобучаемых в образовательном процессе поиностранному языку. Ключевые слова: учебная автономия, автономная учебная деятельность; непрерывное образование, иностранныйязык, учебные стратегии.
Изменения в образовании XXI века ориентированы на формированиекомпетентности, мобильности, самостоятельности, развитие и саморазвитие личности обучаемых. Согласно Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года, наряду с другими основными целями и задачами современного образования выделяют: разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, формирование навыков самообразования и самореализации личности;непрерывность образования в течение всей жизни человека.Задача преподавателя помочь воспитаннику стать полноценным членом общества, подготовить будущего выпускника к самостоятельной жизни. Способность брать на себя ответственность исамостоятельно управлять собственной жизнью является необходимым качеством современной человека, поэтому проблема учебной автономии занимает важную позицию в современной педагогике и актуальна на всех ступенях обучения, начиная от начальной школы и заканчивая высшим образованием.Рассмотрение сущности понятия «учебная автономия» предполагает анализ значения термина «автономия» и подходы ученых к его толкованию применительно к сфере образования. Согласно этимологическому словарюМ. Фасмера, врусском языкеслово «автономия» является заимствованием из польского языка[11; с. 60]. Слово «автономия» общеевропейское и распространено во многих других языках мира. Первоисточником является греческая основа auto «сам» и nomos«закон».В Древней Греции данное понятие применялось по отношению к независимым городамгосударствам, полисам. Лишь в эпоху европейского Просвещения автономия стала также пониматься как свойство личности. В философии более полная трактовка автономии как личностного качества была предложена И. Кантом. Кантовскую концепцию часто называют «моральная автономия». Моральная автономия личности подразумевает, что автономная личность, с точки зрения морали, самостоятельно осуществляет выбор нравственных принципов и, в связи с этим несет ответственность за сделанный выбор перед собой и обществом. Большинствосовременных ученых(среди них Аникина Ж.С., КоряковцеваН.Ф., Насонова Е.В. и другие)рассматривает автономию как внутреннее качество, присущее личности. Автономную личность характеризуют повышенная способность к самоконтролю, самоанализу, независимости суждений, а также к критической оценке собственных действий. Автономная личность в определённом смысле является противоположностью личности с конформистским типом поведения. Конформизм проявляетсяв склонности избегать принятия самостоятельных решений, отсутствиикритического осмысления собственных поступков и пассивномпринятиисложившегося образа действий в той или иной ситуации.В рамках педагогической науки о необходимости формирования учебной автономии одними из первых заговорили европейские мыслители. Изучив исторические аспекты становления понятия «учебная автономии» в зарубежной педагогике, Ж.С. Аникинаотмечает,чтоеще Галилео Галилей заметил то, что для того, чтобы человек научился чемулибо, он должен открыть это знание для себя самостоятельно[2;c. 23]. Интересна в рамках исследования истории развития учебной автономии концепция естественного воспитания Ж.Ж. Руссо. Свобода, по мнению философа, представляет собой главное условие реализации естественного воспитания. Опережая ход времени, Ж.Ж.Руссо, высказал идею о роли учителя в учебном процессе. Согласно его теории, учительвоспитатель, выполняют направляющую функцию в роли наставника, что актуально и длясовременной педагогической практики, т.к.особое внимание уделяется развитию самостоятельного критического мышления под чутким руководством преподавателя.Концепция автономии была заново осмыслена в XXвеке преподавателями иностранного языка. Концепт учебной автономии впервые проник в область языкового образования в 1971 г. в рамках языкового проекта, курируемого Советом Европы. Целью проекта стало предоставить взрослым возможность получать образование длиною в жизнь(lifelong learning). В результате возник центр изучения языков и применения полученных результатов (CentredeRecherchesetd‱ApplicationenLangues, CRAPEL) на базе французского университета в г.Нанси.Отцом учебной автономии в языковом образовании считают Ива Шалона, основателя CRAPEL. Однако определение понятия«учебной автономии» впервые было сформулировано Анри Олеком, который после смерти Ива Шалона возглавил центр изучения языков. Согласно А. Олекупонятие«учебная автономия»трактуется следующим образом: «умение брать на себя ответственность за свою учебную деятельность». Позднее другие исследователи предложили свои взгляды на интерпретацию данного термина.Необходимо подчеркнуть, что изначально учебная автономия рассматривалась применительно к обучению взрослых. Самостоятельное управление собственным обучением включало в себя постановку целей, организацию учебного процесса, а также оценку проделанной работы. Результатом такого обучения являлось приобретение навыка учебной автономии. Новшеством языкового центра CRAPELстало введение курсов самостоятельного обучения и предоставление учащимся доступа к аутентичным материалам и иноязычным словарям. Подобные центры получили распространение в Азии, Европе и Северной Америке. В современных центрах самостоятельного обучения помимо фотокопий упражнений с ответами предоставляется доступ к интерактивным компьютерным программам в сети Интернет. В подобных центрах обязательно работают консультанты, которые помогают учащимся преодолеть возникающие трудности в обучении. Согласно многим исследователям, обучение в подобных центрах получило положительные отзывы обучающихся и во многом способствовало развитию навыков, необходимых для формирования учебной автономии. Следующий этап в развитии терминологии концепции учебной автономии связан с уточнением первоначальной формулировки концепта, предложенной А. Олеком. Д. Литтл дает следующее определение: «Автономия это способность к независимым и самостоятельным действиям,критической рефлексии, принятию решений»[5;с. 1].На протяжении 198090х гг. исследователи учебной автономии постепенно приходят к мысли, что для успешного самообучения иностранному языку учащегося необходимо научить учиться. А. Олек в статье «Qu‱estcequ‱apprendreaapprendre» отмечает, что «самостоятельное выполнение задания учит лишь ответственно относиться к выполнению задания»[14; с. 77]. В то время как понастоящему автономный учащийся активно участвует в организации своего собственного обучения, самостоятельно принимает решения относительно того, что и каким образом он должен изучить. Как бы то ни было, даже при высоком уровне учебной автономии, преподаватель остается незаменимым участником учебного процесса. Полная автономия идеалистична, поэтому обучаемый попрежнему нуждается в помощи преподавателя. В чем же заключается новая роль преподавателя? Основной формой взаимоотношений ученика и учителя становится сотрудничество. Традиционно, учитель служил источником информации, «транслятором» знании. В рамках же нового подхода, учитель должен научить учащегося самостоятельно добывать знания, стать его наставником. В отечественной методике обучения иностранным языкам вопросу учебной автономии посвящены работы Ж.С. Аникиной, Н.Ф. Коряковцевой, Е.Н. Солововой, Т.Ю. Тамбовкиной, Т.Ю. Терновых,И.Д. Трофимовойи других исследователей. Так, Н.Ф.Коряковцевапредлагает обратить внимание на теорию развивающего бучения. В рамках этой теории рассматривается концепт «субъектность». Проведя сопоставительный анализ, Н.Ф. Коряковцеваприходит к выводу о том, что в рамках теории развивающего образования субъектность, как цель образования, во многом сходится с понятием «учебной автономии», предложенногоА. Олеком и Д. Литтлом. Субъектность, согласно Н.Ф. Коряковцевой, это категория, которая формируется в процессе развития личности и характеризуется определенным уровнем независимости, самостоятельности[7; с. 11]. И.Д. Трофимова рассматривает автономию обучающегося как проявление высшего уровня самостоятельности, как способность личности к принятию решений, к анализу и оценке учебной ситуации, к рефлексии своего речевого и учебного опыта, к осознанию себя в качестве ответственного субъекта процесса учения в различных образовательных контекстах[10; с. 16].
В трактовке, предложенной Е.Н. Солововой[9;с. 83], подчеркивается значимость сотрудничества преподавателя и учащегося: учебная автономия предполагает «равную/разделённую ответственность учащихся и педагогов за результаты учебного труда».Е.А. Насонова среди важных характеристик учебной автономии выделяет мотивационный компонент и дает следующее определение понятия учебной автономии: учебная автономия это «желание и способность личности выступать в качестве ответственного субъекта процесса учения, осуществлять самостоятельную учебную деятельность и саморазвиваться в образовательном и профессиональном аспектах»[6; с. 320].В целом, отечественные исследователи сходятся во мнении относительно того, что автономия является индивидуальным свойством личности. Е.Е. Бухтеева и О.И.Кравец под учебной автономией понимают «личностную характеристику молодогочеловека, которая включает определенные свойства, такие как активность, свобода выбора, принятие ответственности, способность к саморегуляции, к самоуправлению»[4; с. 39]. Обобщая выше изложенное, можно сделать вывод о том, что на настоящий момент учеными предложено описание сущности понятия «учебная автономия» и доказана необходимости ее формирования. Тем не менее, как отмечают С. Борг и С.С.АльБусаиди в своем исследовании, на современном этапе недостаточно подробно освещён вопрос о том, как формировать / развивать учебную автономию в процессе обученияиностранномуязыку[12]. Сцелью выяснить, что мешает формированию и дальнейшему развитию учебной автономии у учащихся, С. Борг
и С.С.АльБусаидипровели опроспреподавателей языкового центра в университете им. султана Кабуса (SultanQaboosUniversity) в Омане. Согласно проведенному опросу,формирование и дальнейшее развитиеучебной автономии обучаемых в образовательном процессе по иностранному языку сопряженыс определенными трудностями. Среди факторов, которые затрудняют формированиеучебной автономии, выделяют следующие[12; с. 19]:нехватка учебного времени; отсутствие опыта обучения, предполагающего учебную автономию;учащийся надеется на помощь преподавателя;отсутствие языковой практики вне аудитории;чрезмерная сосредоточенность на оценках;недостаточно высокий уровень владения английским языком;учебники, предписанные программой;недостаточная учительская автономия;неспособность учителя определить реальные возможности учащихся.Мы разделяем мнение Н.Ф.Коряковцевой, что «переориентация с непосредственного обучения иностранному языку на изучение иностранного языка, т.е. актуализация самостоятельной учебной деятельности учащихся по овладению языком и культурой позволит повысить степень их автономии в языковой и образовательной среде, а такжеих реальной самостоятельности» [8; с. 5].Как известно развитие качеств личности происходит в процессе деятельности. Вслед за А.А. Бекк под автономной учебной деятельностьюмыбудем понимать организованную и управляемую совместнос преподавателем продуктивную образовательную деятельность обучающегося, направленную на создание личностного образовательного продукта, включающую рефлексиюданной деятельности, конструктивное и творческое взаимодействие обучающегося с образовательной средой и субъектами образовательной деятельности [1;с.13].Целесообразно начинать формирование умений автономной учебной деятельностипод контролем преподавателя. Однако, роли учащегося и преподавателя несколько видоизменяются. Учащийся приобретают большую свободу в выборе стратегий, постановки задач и целей своего обучения. Учитель, в свою очередь, помогает сделать этот выбор. Условно процесс становления полноценного автономного учащегося Е.А. Насоновапредлагаетподелить на четыре этапа: 1) этап подготовки, 2) этап тренировки, 3) этап практики и 4) этап самооценки[6;с. 321322].На первом этапе задача преподавателя сформировать позитивный настрой к изучению учебного предмета, максимально заинтересоватьучащегося, ознакомить с учебными стратегиями, позволяющими организовать автономную учебную деятельность по изучению / овладению иностранным языком, устранить возможные трудности.На втором этапе преподаватель помогает учащемуся выбрать собственный (индивидуальный) стиль изучения иностранного языка,интегрируя те/иные учебные стратегии в самостоятельную деятельность с учетом его предпочтений. На третьем этапе уже можно говорить оботносительно полной автономии, то есть учащийся способен к автономной учебной деятельностибез участия преподавателя.На четвёртом уровне учащийся может самостоятельно оценивать достигнутыерезультаты и проводить коррекционную работу в случае необходимости.Таким образом, основная работа по формированию и развитию учебной автономии осуществляется преподавателем на первых двух этапах. В.В. Борщёва и Я.Г. Григорян предлагают следующие рекомендации для преподавателей иностранного языка[3; c. 4748]:•предлагать планировать учебный процесс совместно;•предлагать учащимся всевозможные способы изучения материала;•ознакомить с ресурсами интернета;•интегрировать инновационные технологии в процесс изучения иностранного языка;•формировать учебные стратегии учащихся;•содействовать в формировании групп самообучения;•использовать технологию портфолио;•периодически коллективно обсуждать результаты самостоятельной работы.Перенос акцента с обучения языку на изучения языка предполагает овладение определенными инструментамиработы с языком, такими как учебные стратегии. Вслед за Р.Оксфорд подучебными стратегиями мы понимаем«определенные действия, их последовательность, некий алгоритмдействий, а также особыеметоды, используемые учащимися с целью улучшить эффективностьсвоего обучения, нр, поиск партнерасобеседника, решительный настрой на преодоление трудностей» [15;с. 2].Анализ зарубежной научной литературы по проблеме исследования позволяет говорить о разнообразных подходах к классификацииучебных стратегий. Так,Э.Д. Коухени С.Д.Уивервыделяют четыре группы учебных стратегий[13; с. 44]:1.Стратегии для изучения языка;2.Стратегии для использования языка;3.Стратегии, выбор которых зависит от типа речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо);4.Стратегии, которые выполняют определённую функцию.Дадим их краткую характеристику.Стратегии для изучения языка заключаются в сознательном выборе способа изучения языкового материала. Данная группа включает следующие стратегии:отбор материала, которыйнеобходимо заучить, нр, выделение в тексте информации текстовыделителем/карандашом;
выделениематериала,необходимогодля заучивания, нр, созданиесписка слов для заучивания;группировка материала для более лёгкого запоминания, нр, группировка слов на части речи;практика, нр, активная работа в классе и регулярное выполнение домашнего задания;
проверка проделанной работы, нр, заучивание наизусть.Стратегии для использованияязыкаподразумеваютосознанный процесс выбора изученного материала для осуществления коммуникации на изучаемом языке:
извлечение из памяти, нр, при помощи визуализации (абзаца, диаграммы, таблицы);«репетиции», нр, повторение слов и фраззаранее;коммуникационные стратегии, нр, умение выразить мысль при ограниченном словарном запасе, избегание незнакомых тем, умение удерживать внимание слушателей до тех пор, пока не будет найдено подходящее слово;умение производить впечатление человека с более богатым словарным запасом, чем на самом деле, нр, избегать употребление глагола, если не уверен, как он правильно спрягается.Стратегии, выбор которых зависит от типа речевой деятельности. Примерами могут бытьследующие стратегии:
в аудировании стратегии узнавания на слух звуков в речи на изучаемом языке;
в чтении просмотровое чтение, умение резюмировать прочитанное;
в письме стратегии составления плана эссе, его написания и проверки на наличие ошибок;
в говорении стратегиивключенияв беседу, поддержаниядиалога, не смотря на ограниченность словарного запаса;
расширение словарного запаса и стратегии перевода, нр, стратегии заучивания новых слов, стратегии перевода на родной язык.Стратегии, которые выполняют определённую функцию. Данная классификация была предложена Р.Л.Оксфорд. Онавыделяет шесть групп учебных стратегий при изучении иностранного языка [15;с. 1215]:1)когнитивныестратегии помогают учащемуся оперировать изучением языка на прямую, другими словами, при помощи анализа, составления конспектов, создания опорных схем, реорганизации материала для большего удобства, составления плана в качестве опоры. 2)метакогнитивныестратегии заключаются в выборе собственного стиля обучения, в поиске необходимого материала, создания собственного учебногорасписания, самостоятельном нахождении ошибок и оценивании собственного прогресса.3)стратегии сохранения материала в памятимогут быть разнообразными: использование рифмы, картинок, звуков, а также двигательная активность.4)компенсаторныестратегии предполагают использование контекстуальной догадки, синонимов, умений выразить мысль доступными средствами,а также использованиемимикии жестикуляции.5)аффективные стратегииимеют отношение к умению контролировать свои негативные эмоции. Примером данного вида стратегий может послужить умение снижатьуровеньбеспокойства, вести подбадривающий разговор с самим собой, умения обсуждатьсвои эмоции.
6)социальные стратегии ориентированы на взаимодействие учащегося с другими людьми с целью поиска ответа на сложный вопрос, возможности обсудить непонятный материал. К социальным стратегиям изучения иностранного языка можно также отнести общение с носителем языка.В отечественной методической литературе по проблеме исследования также сделана попытка систематизации учебных стратегий по формированию умений самостоятельной учебной деятельности изучающих иностранный язык.Н.Ф. Коряковцева выделяет две большие группы учебных стратегий: общеучебные и специальные[8; с. 47].К общеучебным стратегиямотносятся:метакогнитивные,учебноинформационные,стратегии учебного сотрудничества.В состав специальных учебных стратегийвходят:компенсационные,лингводидактические,конкретнопрактические.Раскроем сущность предлагаемых стратегий и приемы их реализации в процессе изучения иностранного языка.Метакогнитивные стратегииобеспечивают общие процессы мыслительной и информационнопознавательной деятельности. Данная группа учебных стратегий включает в себя когнитивные иинформационные стратегии. Н.Ф. Коряковцева рекомендует использовать следующие приемы реализации данных стратегии в образовательномпроцессе по иностранному языку: сравнение и классификация фактов; обобщение, систематизация; соотнесение с имеющимся опытом/знаниями; выводы, умозаключения; логическая индукция/дедукция;поиск и выделение информации; организация информации; обобщение информации; оценка и интерпретация информации; изложение информация.Учебноинформационные стратегиирекомендуются учащимся при работе с различной учебной литературой и дополнительными информационными и справочными источниками.Используемые приёмы:составление плана; составление логикосмыслового наброска прочитанного/прослушанного; составление тезисов; заметки на полях, составление краткого обобщения; составление доклада/презентации; сжатие текста; составление аннотации; конспектирование; заполнение схем, таблиц, графиков.Стратегии учебного сотрудничествапозволяют учащемуся более продуктивно решать учебные задачи за счёт взаимодействия с преподавателем и другими учащимися.Используемые приёмы:составление/обмен учебнотренировочными заданиями; совместная, интерактивная речевая практика; составление языковых и речевых заданий для группы; корректорское чтение, редактирование и оценка письменных произведений товарищей в группе; редактирование и оценка устных сообщений товарищей в группе.Компенсационные стратегииобеспечивают процесс общения, несмотря на наличие незнакомых элементов или недостатка выразительных средств. К компенсационным стратегиям относятся: компенсация языковых средств, поиск опор, стратегии социального взаимодействия.Стратегии компенсации языковых средствреализуются посредством следующих приемов: использование языковой/контекстуальной догадки; пользование словарями; перифраз; выражение мысли более простыми средствами; использование интонации; выражение неумения, незнания.Стратегии поиска опорпредполагают владение следующими приемами работы: использование таблиц, графиков, картинок в качестве изобразительной опоры; выделение структурных и логический частей текста; выделение ключевых фраз; опора на заголовки, подзаголовки; выделение понятийного ряда слов; использование примеров, разъяснений. Стратегии социального взаимодействияподразумевают использование таких приемов как: переспрос с целью уточнения; просьба привести пример; обращение за помощью к собеседнику; высказывание побуждения, просьбы, извинения и других коммуникативных намерений; изменение, уход от темы разговора.Лингводидактические стратегииимеют отношение к освоению неродного языка и культуры. Данная группа учебных стратегий подразделяется на семантические, когнитивноконцептуальные (лингвокультуроведческие), лингвосистематизирующие.Семантические стратегииреализуются посредством таких приемовкак: выделение новых значений в контексте; толкование стилистических особенностей текста с точки зрения говорящего/пишущего; наблюдение, поиск новых слов в известном контексте и известных слов в новом контексте.Когнитивноконцептуальные (лингвокультуроведческие) стратегиипредполагают использование приемов: толкование лингвокультурной информации, содержащейся в безэквивалентной лексике; соотнесение реалий с историческим и социокультурным контекстом; Лингвосистематизирующие стратегииреализуются обучаемыми посредством приемов: соотнесение нового значения с другими в ряду известных; построение системы синонимичных языковых средств; построение системы противоположных значений; обобщение и систематизация языковых средств по тезаурусному признаку; выстраивание сравнительносопоставительной системы языковых средств родного и иностранного языка.Конкретнопрактическиеучебные стратегииотвечают за практическое овладение языковыми средствами, самостоятельную тренировку и речевую практику. Сюда входят стратегии самостоятельной речевой практики, ресурсные стратегии, а также стратегии самоконтроля и коррекции языковых навыков и коммуникативных умений, экзаменационные стратегии.Владениестратегиямисамостоятельной речевой практикив чтении/аудировании предполагает, чтообучаемые могут выполнять следующие действия: составление круга самостоятельного чтения/аудирования; составление библиотеки/аудиотеки для самостоятельного чтения/аудирования; определение встречных информационных ожиданий на основе заголовка, знания специфики текста, автора; определение цели и адекватных стратегий чтения/аудирования;в говорении/письместратегии самостоятельной речевой практики включают действия по: созданию/инициированиюситуаций общения; выборустратегии общения и взаимодействия; выборуадекватных языковых средств и оформлениювысказывания; мониторингуадекватности и корректности своей устной/письменной речи.По мнению Н.Ф. Коряковцевой, для развития учебной автономии и осуществления автономной учебной деятельностиобучаемых целесообразно ознакомитьсресурснымистратегиями: отбор и составление учебных материалов и дидактических средств; ведение различного рода учебных записей; ведение словариков; составление различного рода рабочих опорных схем, таблиц; ведение грамматических и других справочников по типу «грамматика для себя»;стратегиямисамоконтроля и коррекции языковых навыков и коммуникативных умений;экзаменационнымистратегиями:понимание целей экзамена и объектов уровневого контроля; осознание критериев оценки и показателей уровня владения ИЯ; знание типичных экзаменационных вопросов и ориентация в стандартных заданиях по разным объектам контроля для определённого уровня владения ИЯ; хронометрирование выполнения теста[8; с. 59].Исследования по проблеме формирования и развития учебной автономии свидетельствуют о том, что некоторые учащиеся интуитивно пользуются учебными стратегиями. Но большая частьучащихся не могут самостоятельно открыть для себя наиболее приемлемый способ изучения материала. Как во многих видах деятельности процесс достижения успеха в учебе обладает некоторыми закономерностями. Высокие результаты в учебной деятельности это не только упорный труд, но и показатель хорошо сформированного умения учиться, т.е. умения автономной учебной деятельности. Дж. Рубин даёт следующую характеристику ученика, успешно изучающего иностранный язык[16; с. 4548]:активно пользуется языковой догадкой,использует общение для получения новых знаний,не боится сделать ошибку, главное для него быть понятым,ищет способы для лучшей организации полученной информации,постоянно практикуется в говорении (письме)на изучаемом языке,наблюдает за своей речью и речью окружающих,на первое место ставит смысл высказывания, нежели его грамматическое оформление.На основе выше сказанного можно сделать вывод, что применение учебных стратегий облегчает и улучшает процесс изучения иностранного языка. Овладение учебнымистратегиямипомогают учащемуся организовать самостоятельное изучение иностранного языка, тем самым формируя его учебную автономию. Обобщая материалы научноисследовательскихработ и публикаций по проблеме исследования, можно сделать вывод, что учебная автономия личностное качество, которое является основой обучения «через жизнь». Ключевыми компонентами учебной автономии являются умения нести ответственность за свою учебную деятельность и умение учиться. Человек будущего это независимая личность, способная к самообразованию и самосовершенствованию. Именно поэтому проблеме формирования учебной автономииуделяется особое внимание в современной методике преподавания иностранных языков.
Ссылки на источники1.Автономная учебная деятельность в иноязычном образовании (теория и практика): монография / Н. Ю. Милютинская [и др.]; под ред. Н. М. Платоненко. Ижевск: Издво «Удмуртский университет», 2011. 266 с.2.Аникина, Ж.С. Развитие учебной автономии при обучении иностранному языку: к истории вопроса в зарубежной педагогике / Ж. С. Аникина, Л. И. Агафонова. // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. №4. С. 23 27. 3.Борщёва,В.В. Развитие учебной автономии студентов в процессе изучения иностранного языка в неязыковом вузе / В.В.Борщёва, Я.Г.Григорян. // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. 2014.
№1. С. 4348.4.Бухтеева, Е. Е. Личностно ориентированный подход как основа учебной автономии / Е.Е. Бухтеева, О. И. Кравец. // Среднее профессиональное образование. 2014. № 12. С. 3840.5.Маргарян, Т.Д.Формы автономного обучения в техническом ВУЗе в группах ESP (английский для специальных целей) / Т. Д. Маргарян // Гуманитарный вестник (МГТУ им. Н.Э.Баумана) : электронный журнал. 2014. №2 (16). URL: http://hmbul.bmstu.ru/cat…edu/pedagog/166.html, свободный (дата обращения: 20.01.2016). Загл. с экрана.6.Насонова, Е.А. Развитие учебной автономии студентов неязыковых вузов при обучении иноязычному общению / Е.А. Насонова. // Вестник гуманитарного факультета Ивановского государственного химикотехнологического университета. 2009. №4. С. 318322.7.Коряковцева, Н.Ф. Автономия учащихся в учебной деятельности по овладению иностранным языком как образовательная цель / Н.Ф. Коряковцева.// Иностранные языки в школе. 2001. № 1. С. 914.8.Коряковцева,Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык: пособие для учителей. М.:АРКТИ, 2002. 176 с.9.Соловова, Е.Н. Методическая подготовка и переподготовка учителей иностранного языка: интегративнорефлексивный подход : монография/ Е. Н. Соловова. М.:ГлоссаПресс,2004.336 с.10.Трофимова, И.Д. Методика формирования стратегий автономного чтения у студентов языкового вуза (немецкий язык, I курс) [Текст] / И.Д.Трофимова. Дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / И.Д. Трофимова. УланУдэ, 2003. 222 с11.Фасмер,М. Этимологический словарь русского языка: в4х т.: пер. с нем/ М. Фасмер.2е изд., стереотип. М.: Прогресс, 1986. Т. 1. 576 с.12.Borg, S. Learner Autonomy: English Language Teachers‱ Beliefs and Practices / S.Borg, S. AlBusaidi. London: British Council. 2012. 45 c.13.Cohen, A. Styles and StrategiesBased Instruction: A Teachers‱ Guide / A. Cohen, S.Weaver. Minneapolis: Centre for Advanced Research on Language Acquisition, University of Minnesota. 2006. 177 p. 14.Holec, H. Qu‱estce qu‱apprendre a apprendre/ H. Holec // Mélanges pédagogiques.1990. pp. 75 87.15.Language learning styles andstrategies: an overview URL: http://http://web.ntpu.edu.tw/
language/workshop/read2.pdfl, свободный (дата обращения: 16.01.2016). Загл. с экрана.16.Rubin, J. What the «Good Language Learner» Can Teach Us / J. Rubin // TESOL QuarterlyVol. 9№1 1975. pp. 4151.