что такое тюрбе у мусульман
Зачем кафтаны умерших султанов резали ножницами?
Почему просто не снимали? Что за традиция резать султанскую одежду?
В «Великолепном веке» нам не показали церемоний, связанных с кончиной султана и его похоронами, кроме бальзамирования тела султана Сулеймана. Сначала я хочу немного рассказать о том, что нам не показали в сериале, как всё было в реальности.
Султан Сулейман в сериале «Великолепный век»
Как хоронили султана Сулеймана
Селим II в чёрном кафтане встретил тело своего отца, чья гибель скрывалась более месяца. У повозки с телом Кануни прочли заупокойную молитву. Табут (погребальный короб) Кануни был водружён на каменную плиту, где заупокойная молитва была прочтена вновь.После чего процессия взяла путь на Стамбул отдельно от армии, и всюду по пути её встречали горестным плачем и стенаниями.
В самом Стамбуле шейх-уль-ислам Эбассууд Эфенди прочёл заупокойную молитву над телом Сулеймана в третий раз, после чего султана погребли в недостроенной усыпальнице на территории мечети Сулеймание. Похороны султана Сулеймана изображены на этой миниатюре.
Похороны султана Сулеймана. Миниатюра
По причине отсутствия законченной наземной конструкции купола, первично могилу Сулеймана украсили шатром из ткани. Под контролем Синана была закончена работа над усыпальницей (тюрбе), и на этом завершилась одна из значимых эпох империи.
Тюрбе султана Сулеймана. Современный вид.
С похоронами султанов было связано много интересных традиций и обычаев. В частности, была такая традиция — не снимать через голову одежду с умерших султанов, а срезать ножницами.
Кафтан умершего султана: зачем его разрезали ножницами?
В музее Топкапы есть кафтан Мехмеда Фатиха, который с него сняли, когда тот уже был мёртв. Но почему кафтан разрезан от рукавов и по груди?
Кафтан Мехмеда Фатиха
Одеяние султана не снимали с головы и не тянули. Причина заключалась в том, что он, как полагали, продолжал султанат и халифат, пока новый султан не занял трон. Поэтому рукава кафтана разрезались ножницами, начиная с плеча, и одеяние легко снималось.
Снятие кафтана стало особым ритуалом, причём кафтан нельзя было начинать снимать с тела, пока не определится преемник султана.
Снятие кафтана, последующее омывание тела и заворачивание его в саван происходило в Топкапы, в третьем дворе, вот на этом каменном возвышении. Перед самым захоронением, обязательно в присутствии наследника — шехзаде, становящегося новым султаном.
То самое возвышение в третьем дворе Топкапы
Данное место и сейчас можно посмотреть, будучи на экскурсии во дворце Топкапы.
Войдите в ОК
Как хоронили Османов и что такое тюрбе
Рядом с каждой мечетью, как правило, находятся могилы ее основателя, его жен и детей. В тюрбе (закрытых гробницах) хоронили только святых, султанов и очень важных лиц. Большинство тюрбе представляют собой восьмиугольные здания, в которых каждый угол соответствует именам Аллаха, пророка Мухаммеда и шести имамов. Гробница основателя всегда располагается против двери мечети, а могилы его жен и детей — в симметричном порядке вокруг тюрбе, величина которого зависит от положения усопшего. В тюрбе стоит гроб с прямоугольным основанием и с крышкой в форме призмы. Гробницы покрываются богато вышитыми золотом и серебром черными бархатными покрывалами, а иногда дорогими шалями, побывавшими в Медине, где они лежали на гробнице пророка, или в Мекке. В тюрбе очень знатных лиц есть особые сторожа (тюрбедары), которые постоянно читают Коран.
Над могилой султана Мехмеда II Завоевателя возвышается самая высокая гробница Стамбула, заложенная в 1471 году. Видная издалека, мечеть эта возведена на том холме, где когда-то император Юстиниан воздвиг церковь Святых Апостолов, считавшуюся самой красивой после собора Святой Софии. За историю своего существования церковь Святых Апостолов пережила много разрушений, грабежей и кощунств над могилами императоров и патриархов. А потом ее и вовсе разрушили вместе с храмом Цибис, но султан Мехмед Завоеватель повелел греку Христодулосу возвести нынешнюю мечеть. Постройка ее продолжалась 5 лет, в течение которых прах и кости смешались со щебнем, шедшим на фундамент.Архитектурными шедеврами Османской империи стали 13 великих мечетей, и среди них Сулеймание-джами, построенная архитектором М. Синаном по приказу султана Сулеймана Великолепного и считающаяся одной из красивейших в городе. Она возведена на вершине холма, господствующего над бухтой Золотой Рог, и потому лучше всего смотреть на эту мечеть с Галатского моста. Тогда видно, как вдоль фасада бежит длинная галерея из колонн с арками. Монументальные двери мечети представляют собой искусно выделанные панели с геометрическими узорами, которые в некоторых местах выложены перламутром. Полностью эти двери никогда не открываются, но в них имеется вход поменьше, закрытый кожаным занавесом.
На небольшом кладбище, где похоронены многие выдающиеся особы, к востоку от мечети находится гробница султана Сулеймана Великолепного, с именем которого связан период величия и расцвета Османской империи. Свои походы он распространил на всю Венгрию, осадил Вену, удачно воевал с Персией; турецкий флот господствовал при султане Сулеймане на морях вплоть до Испании и Индийского океана. Он покровительствовал архитектору М. Синану, который прославил свое искусство и правление Сулеймана множеством мечетей, возведенных во всех концах империи, сотней часовен, дворцов и мостов.
Гробница султана представляет собой восьмиугольное купольное здание, окруженное снаружи крытой галереей с мраморными колоннами, на которых держатся островерхие арки. Гробницу султана и его сыновей, Сулеймана II и Ахмеда II, украшает балюстрада резного орехового дерева, инкрустированная перламутром. Великолепный купол мавзолея изнутри поддерживается четырьмя мраморными порфировыми колоннами, и получающаяся таким образом галерея извне освещается аркообразными нишами, снабженными шестью парными окнами. По обеим сторонам от саркофагов стоят большие подсвечники. Гробницы покрыты богатыми тканями, а в головах на них положены белые тюрбаны с султанами из перьев цапли. Вокруг монумента султана Сулеймана Великолепного на особых аналоях лежат великолепные свитки Корана и рельефная карта святых мест Мекки.Хюррем умерла раньше своего мужа и владыки, и тоскующий султан приказал архитектору М. Синану соорудить в саду у мечети усыпальницу. В восьмигранной гробнице, похожей на резную шкатулку, навеки упокоилась хрупкая женщина, которая при крещении была наречена православным именем Анастасия, а погребена по мусульманскому закону под именем Хюррем.
В 1543–1548 годы Синан в честь Магомета — любимого сына султана Сулеймана — возвел мечеть Принцев. Центральный купол этой мечети высоко вздымается над группой второстепенных куполов, так что верхняя часть всего сооружения производит впечатление необыкновенной легкости. А в прекрасном мавзолее покоятся останки принцев Магомета и Джехангира, павших жертвой ревнивой Роксоланы — матери принца Селима II, которая хотела видеть на троне своего сына.
Восьмиугольной формы тюрбе с останками принцев находится на востоке от мечети; его 8 внешних фасадов заканчиваются галереей, украшенной большими сквозными трилистниками. В горлицу входят через перистиль, образованный четырьмя колоннами — двумя из красного мрамора и двумя — из зеленого. Внутренность мавзолея прекрасно оформлена и до самых мелочей отличается законченностью своей отделки. Стены облицованы персидским фаянсом, который придает залу вид печального величия. Свет проникает сюда из двух рядов окон с разноцветными стеклами: окон 32 — по четыре на каждой стороне восьмиугольника. Над гробницами устроен своеобразный балдахин высотой 4 метра, сделанный из орехового дерева и украшенный геометрическими розетками с перламутровой инкрустацией.
В Стамбуле много сооружений, возведенных архитектором Синаном, и среди них — мечеть Пири-паши, напоминающая о любимце султана Сулеймана, на которого были возложено завоевание Родоса. Мечеть Килих-Али-паши посвящена памяти отважного адмирала, который восстановил славу своей родины, поколебленную разгромом при Лепанто. Когда Килих-Али-паша попросил у султана необходимый для возведения мечети участок земли, тот указал ему на море. И тогда адмирал повелел возвести плотину, отвести воду, и на отвоеванном месте возвели мечеть. Внутренность ее украшена прекрасным персидским фаянсом, названным по имени города Кахан кахи.
А большая и красивая мечеть, живописно расположенная у самого входа в долину под Атмейданом, своим происхождением обязана другому адмиралу — завоевателю острова Хиос, хорвату по происхождению. Синан возвел эту мечеть в 1565 году: внутренность ее хоть и отличается простотой, но исполнена тщательно и носит отпечаток величия и значительности. Михраб мечети украшен фаянсом, тонко расписанным синей и белой краской; минбар украшен изваяниями, стекла окон вставлены в бронзовые (а не в железные) рамы. Основатель мечети построил скромный склеп для себя, где и покоятся останки его и детей.
У Садовых ворот, на террасе близ Рыбного рынка — против моста, соединяющего Галату со Стамбулом, находится мечеть султанши Валидэ, построенная в 1640 году архитектором Коджа Касимом. Своей тяжелой формой и куполами, нагроможденными один над другим, мечеть эта производит давящее впечатление. Возводилась она на месте одного из храмов султана Магомеда II, а храм этот за свою внутреннюю темноту был прозван храмом Мрака.[30] В большом погребальном зале мечети, сплошь облицованном фаянсом, покоятся, кроме праха султанши Валидэ, останки еще нескольких монархов Османской империи.
Тюрбе: ворота в вечность
тюрбе Сулеймана Кануни
Слово «тюрбе» в турецком языке означает памятник или мавзолей. В свою очередь мавзолей –это сооружение, внутри которого находится захоронение или несколько захоронений.
Посещая Стамбул можно видеть множество тюрбе рядом с мечетями периода Османской империи.
Исследователи считают, что обычай возводить тюрбе принесли в Анатолию сельджуки, которые, в свою очередь, переняли его у персов. Впрочем, есть предположения, что эти гробницы напоминают по форме жилища кочевых тюрков. Ранние сельджукские тюрбе – низкие постройки восьмиугольной формы, увенчанные куполом. Более поздние тюрбе сельджуков приобрели монументальность и могли достигать высоты десятков метров. Такие саркофаги существуют на побережье Каспийского моря.
Самым древним из сохранившихся тюрбе является Гонбадэ Кабус, расположенная в Горганской области северо-восточной части Ирана, построенная в 1006 — 1007 годах для эмира Шамса аль-Маали Кабуса (умер в 1012 году). Башня достигает высоты 60 м. Ее крыша конической формы является типичной для построек подобного типа, однако основание, имеющее вид звезды с 10 лучами, выделяется своей оригинальностью.
Впрочем, гробницы знатных людей не всегда отличались огромными размерами.
Тюрбе султанов и представителей знати изнутри расписаны каллиграфическими узорами по всей окружности.
Тюрбе также возводились в месте погребения суфийских шейхов. Старейшим из существующих тюрбе такого рода является мавзолей суфийского мастера и поэта Джалал-ад-Дина Руми.
Обычно тюрбе располагается рядом с какой-нибудь мечетью, названной именем покойного.
Османских правителей сначала хоронили в Бурсе, которая была их столицей.
Среди этих захоронений выделяется «Ящиль Тюрбе» («Зелёный мавзолей») Челеби Султана Мехмеда, построенный за 40 дней до его смерти в 1421 году. Он покрыт свинцовым куполом, покоящемся на восьмиугольном основании. Внутренне пространство украшено аятами из Корана, выбитыми на плитах. Саркофаги, покрытые декоративной плиткой, установлены на специальном возвышении.
Еще одно примечательное тюрбе в Бурсе – тюрбе султана Мурада II, который завещал похоронить себя в строении, открытом сверху, чтобы было видно небо, и дождь мог падать на его могилу. Это единственный мавзолей, который изнутри ничем не украшен.
Как отмечает турецкий исследователь архитектуры Октай Асланапа мавзолеи Османа и Орхана гази – это реконструированные в середине 19 века здания, а тюрбе Баязида I, построенное в 1406 году – оригинал.
Султаны часто строили свои мавзолеи еще при жизни. Первым султаном, построившим тюрбе в Стамбуле был Мехмед Фатих. Рядом с мечетью Сулеймание располагается мавзолей султана Сулеймана Кануни, где он похоронен со своей дочерью Михримах. Тюрбе султана представляет собой восьмиугольное купольное здание, окруженное снаружи крытой галереей с мраморными колоннами, на которых держатся островерхие арки. Купол мавзолея изнутри поддерживается четырьмя мраморными порфировыми колоннами и извне освещается аркообразными нишами, снабженными шестью парными окнами.
Рядом располагается еще одно тюрбе – гробница его не менее знаменитой жены Хюррем. Это тюрбе построено знаменитым Синаном в саду перед мечетью.
В Стамубле, по данным министерства культуры и туризма, насчитывается 120 мавзолеев. В 10 из них похоронены султаны и члены хи семей. Остальные – места погребения придворных и суфийских шейхов.
35 мавзолеев являются историческими достопримечательностями, и открыты для посетителей.
Среди многочисленных тюрбе Стамбула необычны те, которые располагаются рядом мечетью Айя София. С южной стороны располагаются три больших мавзолея и один маленький. В первом из них похоронены султаны Ибрагим I и Мустафа I, а в остальных трех – восемь султанов и 140 султанских детей.
Мавзолей Султана Селима II –еще одна работа Мимара Синана.
Кроме него строительством тюрбе занимались такие известные османские архитекторы как Давуд ага и Мехмед ага. В период танзимата своими тюрбе получил известность архитектор Мимар Камалетдин.
Из исторических захоронений стоит также отметить кладбище, расположенное в центре Стамбула — районе Султанахмет, рядом с трамвайными путями, на углу улиц Диван Йолу и Чемберлиташ. Кладбище названо именем Махмуда Паши — полководца, международного деятеля и великого визиря Османской империи.
Кроме этого в Стамбуле есть могила знаменитого сахаба Абу Айюба аль-Ансари. Ему было около 80 лет, когда он принял участие в осаде Константинополя, был ранен и умер во время нее. Его могила была найдена и в 1459 году над ней были возведены мавзолей и мечеть.
10 «темных» секретов Османской империи, о которых не любят вспоминать в Турции
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
1. Братоубийство
Ранние Османские султаны не практиковали первородство, при котором старший сын наследует все. В результате, зачастую на трон претендовали ряд братьев. В первые десятилетия нередкими были ситуации, при которых некоторые из потенциальных наследников укрывались во вражеских государствах и доставляли массу проблем в течение многих лет.
2. Клетки для шехзаде
Политика братоубийства никогда не была популярной у народа и духовенства, и когда Ахмед I внезапно умер в 1617 году, от неё отказались. Вместо того чтобы убивать всех потенциальных наследников престола, их начали заключать в дворец Топкапы в Стамбуле в специальные помещения, известны как Kafes ( «клетки»). Принц Османской империи мог провести всю свою жизнь в заключении в Kafes, под постоянным охранников. И хотя наследников содержали, как правило, в роскоши, многие шехзаде (сыновья султанов) сошли с ума от скуки либо стали развратниками-пьяницами. И это понятно, ведь они понимали, что в любой момент их могут казнить.
3. Дворец как тихий ад
Даже для султана жизнь в дворце Топкапы могла быть крайне мрачной. В то время бытовало мнение о том, что султану неприлично говорить слишком много, поэтому была введена специальная форма языка жестов, и правитель проводил большую часть своего времени в полной тишине.
Мустафа I посчитал, что это просто невозможно вынести и попытался упразднить подобное правило, но его визири отказались утвердить этот запрет. В итоге Мустафа вскоре сошел с ума. Он часто приходил на берег моря и бросал в воду монеты, чтобы «хотя бы рыбы куда-то тратили их».
Атмосфера во дворце была буквально пропитана интригами — за власть боролись все: визири, придворные и евнухи. Женщины гарема приобрели большое влияние и в итоге этот период империи стал известен как «султанат женщин». Ахмет III как-то писал своему великому визирю: » Если перехожу из одной комнаты в другую, то в коридоре при этом выстраивается 40 человек, когда я одеваюсь, то за мной наблюдает охрана. Я никогда не могу побыть один «.
4. Садовник с обязанностями палача
Правители османов имели полную власть над жизнью и смертью своих подданных, и они пользовались ею без стеснения. Дворец Топкапы, в котором принимали просителей и гостей, был ужасающим местом. В нем были две колонны, на которых размещали отрубленные головы, а также специальный фонтан исключительно для палачей, чтобы те могли вымыть руки. Во время периодических чисток дворца от неугодных или провинившихся во внутреннем дворике складывали целые курганы из языков жертв.
Для провинившихся чиновников существовал единственный способ избежать гнева султана. Начиная с конца 18-го века, появился обычай, когда осужденный великий визирь мог избежать своей судьбы, победив главного садовника в гонке через дворцовые сады. Визиря вызывали на встречу с главным садовником и после обмена приветствиями ему вручали кубок замороженного шербета. Если шербет был белым, то султан предоставлял визирю отсрочку, а если он был красным, он визиря должны были казнить. Как только осужденный на казнь видел красный шербет, то он немедленно должен был бежать через дворцовые сады между тенистых кипарисов и рядов тюльпанов. Цель состояла в том, чтобы добраться до ворот на другой стороне сада, которые вели к рыбному рынку.
Проблема была в одном: визиря при этом преследовал главный садовник (который всегда был моложе и сильнее) с шелковым шнуром. Тем не менее, несколько визирей сумели сделать это, в том числе Хачи Салих-паша, последний визирь, который последним участвовал в такой смертельной гонке. В итоге он стал санджак-беем (губернатором) одной из провинций.
6. Козлы отпущения
Несмотря на то что во власти великие визири теоретически уступали во власти только султану, их, как правило, казнили или бросали в толпу на растерзание в качестве «козла отпущения» всякий раз, когда что-то шло не так. За время Селима Грозного сменилось столько великих визирей, что они начали всегда носить с собой свои завещания. Один визирь как-то попросил Селима дать ему знать заранее, если его вскоре казнят, на что султан ответить, что на замену ему уже выстроилась целая очередь желающих. Визири также должны были успокаивать народ Стамбула, который всегда, когда ему что-то не нравилось, приходил толпой к дворцу и требовал казни.
7. Гарем
Пожалуй, самой главной достопримечательностью дворца Топкапы был султанский гарем. В нем состояло до 2000 женщин, большинство из которых были купленными или похищенными рабынями. Этих жен и наложниц султана держали взаперти, а любого постороннего человека, который увидел их, казнили на месте.
Сам гарем охранялся и управлялся главным евнухом, который из-за обладал огромной властью. Об условиях жизни в гареме информации сегодня немного. Известно, что наложниц было так много, что некоторые из них почти никогда не попадались на глаза на султану. Другие же сумели получить на него такое огромное влияние, что принимали участие в решении политических вопросов.
Так, Сулейман Великолепный безумно влюбился в украинскую красавицу Роксолану (1505-1558), женился на ней и сделал ее своим главным советником. Влияние Роксоланы на политику империи было таково, что великий визирь послал пирата Барбароссу на отчаянную миссию, чтобы похитить итальянскую красавицу Джулию Гонзага (графиню Фонди и герцогиню Траетто) в надежде, что Сулейман обратит на нее внимание, когда ее привезут в гарем. План в итоге провалился, Джулию так и похитить так и не смогли.
8. Кровная дань
Набранных мальчиков османские чиновники собирали вместе и отвозили в Стамбул, где их заносили в реестр (с подробным описанием, на случай, если кто-то убежит), обрезали и насильственно обращали в ислам. Самых красивых или умных отправляли во дворец, где их обучали. Эти ребята могли добиться очень высоких чинов и многие из них в итоге становились пашами или визирями. Остальных мальчиков изначально отправляли на работы на фермах в течение восьми лет, где дети параллельно учили турецкий язык и развивались физически.
К двадцати годам они официально становились янычарами, элитными солдатами империи, которые славились железной дисциплиной и верностью. Система кровной дани изжила себя в начале 18 века, когда детям янычар было позволено вступать в корпус, который таким образом стал самоокупаемым.
9. Рабство как традиция
Хотя от девширме (рабства) постепенно отказывались в течение 17 столетия, это явление продолжало оставаться ключевой особенностью Османской системы до конца 19 века. Большинство рабов завозили из Африки или с Кавказа (особенно ценились адыгейцы), в то время как крымскотатарские набеги обеспечивали постоянный приток русских, украинцев и поляков.
Изначально было запрещено порабощать мусульман, но об этом правиле тихо забыли, когда начал иссякать приток немусульман. Исламское рабство в значительной степени развилось независимо от западного рабства и, следовательно, имело ряд существенных отличий. Например, османским рабам несколько легче было получить свободу или достичь какого-то влияния в обществе. Но при этом нет никаких сомнений в том, что османское рабство было невероятно жестоким.
Миллионы людей погибли во время набегов за рабами или от изнурительной работы. И это даже не говоря о процессе кастрации, который применялся, чтобы пополнить ряды евнухов. О том, какой была смертность среди рабов, свидетельствует тот факт, что османы завозили миллионы рабов из Африки, тогда как в современной Турции осталось очень мало людей африканского происхождения.
10. Массовые убийства
При всём перечисленном, можно сказать, что османы были довольно лояльной империей. Помимо девширме, они не делали никаких реальных попыток обратить в свою веру немусульманских подданных. Они принимали евреев, после того, как те были изгнаны из Испании. Они никогда не подвергали дискриминации своих подданных, а империей зачастую управляли (речь идет о чиновниках) албанцы и греки. Но когда турки чувствовали угрозу, то они поступали очень жестоко.
Селим Грозный, к примеру, был очень встревожен шиитами, которые отрицали его авторитет в качестве защитника ислама и могли быть «двойными агентами» Персии. В результате, он вырезал почти весь восток империи (погибли, по меньшей мере, 40 000 шиитов, а их деревни сровняли с землей). Когда греки впервые стали добиваться независимости, османы прибегли к помощи албанских партизан, которые совершили ряд страшных погромов.
По мере того, как влияние империи снижалось, она утратила большую часть своей былой терпимости к меньшинствам. К 19 веку массовые убийства стали намного более распространенным явлением. Это достигло своего апогея в 1915 году, когда в империи, всего за два года до ее распада, вырезали 75 процентов от всего армянского населения (около 1,5 миллиона человек).
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Что такое тюрбе у мусульман
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
ТУРЦИЯ МОИМИ ГЛАЗАМИ. СТАМБУЛ. ГЛАВА 42. МАВЗОЛЕИ (ТЮРБЕ) — ЭКСПОНАТЫ ПАРКА МИНИАТЮРК
После макетов религиозно-культовых сооружений естественно рассмотреть другую группу сооружений, имеющих прямое отношение к религии — мавзолеи, гробницы и тюрбе.
1. Галикарнасский мавзолей (IV в. до н.э.) (Бодрум) — одно из семи чудес Древнего Мира. Это надгробный памятник карийского правителя Мавсола, построенный по приказу его жены Артемисии III в Галикарнасе. Архитектура Мавзолея необычна для греческой архитектуры того времени: если классические эллинские храмы в плане прямоугольны и их высота не превышает длины фасада, то Мавзолей в плане почти квадратный, и его высота значительно превышает сторону основания.
Скульптурное убранство включало 3 скульптурных фриза и почти 330 статуй (скульптурные группы на ступенях цоколя, гигантские статуи представителей династии в проёмах колоннады, колесница на вершине пирамиды, акротерии). Мавзолей простоял 19 веков. В XIII в. он рухнул от сильного землетрясения, а в 1552 г. остатки Мавзолея были разобраны рыцарями-ионнитами на строительство крепости св.Петра. Отдельные части мавзолея сегодня выставлены в Бритапнском Музее. В Миниатюрке мы видим реконструированный макет Мавзолея.
2. Гробница (тюрбе) Мевляны (1274 г.) (Конья). Могила великого турецкого мыслителя и философа с длинным именем Джалаледдин Мухаммед Руми, более известного как Мевляна (проводник — перс.) находится на территории обители дервишей.
Эта одна из красивейших работ Сельджукского периода. Известный во всём мире купол был построен архитектором Бедреддином Тебризи. Семахане (ритуальный зал) и мечеть с большими куполами были построены султаном Сулейманом Великолепным.
3. Мавзолей Денер Кюмбет (вращающийся купол) (1276 г.) (Кайсери). Мавзолей также известен как Купол Шах Сихан Хатун, поскольку он был построен для Шах Сихан Хатун — дочери сельджукского султана Алааддина Кеёкубата I. Каждый из 12 фасадов мавзолея украшен растительными и геометрическими узорами, причём на каждой грани узор разный. Он интересен и сложной формой (23-гранный цилиндр на высоком четверике).
4. Гробница Ашик-паши (1322 г.) (Кыршехир). Она принадлежит эпохе княжества Ерети. Построена из резного камня и имеет сходство с архитектурой Центральной Азии. Гробница была возведена в честь Ашик-паши — суфиста и народного поэта-мистика, известного своими исследованиями в турецком языке. Известно, что он принципиально писал исключительно на турецком языке, отвергая арабский и персидский. Ворота главного входа в виде устричной раковины привлекают своей красотой.
5. Гробница Эртугрул Гази (XIV в.) (Биледжик). Это гробница сельджука Эртугрул Гази, который был отцом Османа Гази, основавшего Османскую империю.
6. Мавзолей Сомунку Баба (XIV в.) (Малатья). Шейх Хамид-и Вали, более известный как Сомунку Баба, был аскетическим учителем ислама в Бурсе, обладавшим большим влиянием в мусульманском мире и известным как мусульманский святой. Он преподавал в Большой мечети Бурсы, куда был назначен султаном Баязидом I.
7. Мавзолей Зейнель Бей (1462-1482 гг) (Батман).
Мавзолей был построен в честь Зейнель Бея — сына Узун Хасана, правителя Аккойунлу, который погиб в сражении при Отлукбели в 1473 г. Круглая гробница из кирпича, облицованного темно-синей и бирюзовой плиткой, привлекает внимание яркими цветами, которыми украшен корпус. Здание напоминает мавзолеи в архитектурном стиле Центральной Азии. Комплекс состоит из 3-медресе, 1-минарета, 1-гробницы, 1-гостиницы и 1-турецкой бани (хамам), которая была построена на берегу реки Тигр. Из-за строительства плотины Илису в 2017 г. эта святыня была перенесена в новый культурный парк Хасанкейф.
8. Мавзолей (тюрбе) султана Мурада I (Косово, Приштина). Мурад I был убит в битве при Косово в 1389 г. Его внутренние органы были захоронены в Косовском поле и остаются по сей день в могиле. Другие останки султана Мурада были доставлены в Бурсу и захоронены там во 2-ой гробнице в комплексе Хюдавендигар. Гробница приобрела религиозное значение для местных мусульман. Тюрбе было построено сыном Мурада I Баязидом I, став первым примером османской архитектуры на территории Косово.
На заднем плане фото под оранжевой крышей находится захоронение Гюль Баба (Венгрия, Будапешт). 8-угольная гробница оттоманского поэта XVI века и дервиша Гюль Баба была построена бейлербеем Буды Мехмедом-пашой (1543-1548 гг) и имеет мелкий купол, покрытый свинцом. Он остался неповрежденным, когда армия Габсбургов захватила этот район во время осады Буды в 1686 г., но была преобразована в римско-католическую часовню иезуитами, которые переименовали ее в «Часовню Святого Иосифа». После того как орден иезуитов распался, усыпальница перешла в частное владение и о ней надолго забыли. В 1885 г. турецкое правительство реставрировало мавзолей. В 1987 г. венгерское правительство профинансировало строительство возле могилы Исламского центра и мечети в комплексе с библиотекой и музеем в традиционном османском стиле.
9. Мавзолей архитектора Синана (Стамбул). Его построил сам архитектор Синан перед своей смертью в 1588 г. Расположен в углу мечети Сулеймание. На окне мавзолея находится 15 стихов, повествующих о жизни великого мастера и написанные Мустафой Сай Челеби.
Синан — один из самых известных османских архитекторов. С 1538 г. на посту главного османского архитектора проводил строительные работы при султане Сулеймане I и его преемниках Селиме II и Мураде III. Руководил возведением гражданских сооружений — мечетей, школ (мектеб), акведуков, а также укреплений, мостов и переправ в военных походах султанов. Спроектировал знаменитые бани Роксоланы и её мавзолей. За свою жизнь Синан построил около 300 архитектурных сооружений. Самые его известные постройки — мечеть Шехзаде, мечеть Сулеймание и мечеть Селимие в Эдирне.
10. Мавзолей Гази Али-паши (Румыния, Бухарест). Мечеть Али Паша Гази (1610 г.) находится в центре города Бабадаг. С восточной стороны мечети находится гробница основателя мечети Али-паши Гази. Мечеть не была разрушена во время русско-турецкой войны в 1876 г. Во время реставрации, выполненной после пожара, были изменены крыша и потолок. По сторонам здания были открыты дополнительные двери и построен новый минарет. Мечеть функционировала как музей до 1989 г. В 1990 г. начался ремонт и восстановление мечети.
11. Гробница султана Ахмеда I (1619 г.) (Стамбул) построена в северо-восточном углу комплекса Султанахмед (Голубая мечеть). После смерти султана Ахмеда I в 1617 г. султаном Мустафой I было начато возведение гробницы и завершено султаном Османом II в 1619 г. Архитектором выступил Седефкар Мехмед Ага, построивший мечеть Султанахмет. Гробница демонстрирует отличный архитектурный стиль среди гробниц XVI века.
Мавзолей представляет собой напоминающее мечеть квадратное здание с куполом, украшенное изразцами, в цветовой гамме которых преобладает голубой цвет, витражами и каллиграфией. Центральную часть купола украшает медальон, в который вписана цитата из Корана. Особого внимания заслуживает дверь мавзолея, выполненная из черного дерева и украшенная инкрустацией из перламутра и панциря черепахи. В постройке не использовался внутренний коридор и двойной купол. У входа был сделан выступ — козырёк. Окна, которые совпадали с положением саркофага султана Ахмеда, были больше, чем другие, и таким образом конструкция приобрела совершенно другой вид. Под крышей этого мавзолея покоятся 34 человека; помимо могилы самого султана Ахмеда и его любимой жены валиде султан Кёсем, здесь находятся могилы детей и внуков султана, в т.ч. сыновей, ставшими султанами: Османа II, Мурада IV и Ибрагима.
12. Гробница святого Исмаила Факируллаха и Ибрагима Хаккы (XVIII в) (Сиирт). После кончины своего учителя св. Исмаила Факируллаха Ибрагим Хаккы сделал для него гробницу и его последней волей было быть похороненным у его ног.
Мавзолей имеет 8-угольную 10-метровую башню, 2 маленькие комнаты, большой зал, покрытый одним большим и двумя маленькими куполами.
13. Вейсел Карани гробница и мечеть (Сиирт). Вейсел (Увайс) ибн Амир аль-Карани — йеменский мусульманин, шахид и табиин. Жил во время пророка Мухаммеда, но ни разу не видел его. Он погиб во время битвы Сиффин в 657 г. Когда он умер, семь падишахов спорили, где он должен быть похоронен, и выставили семь гробов, но он оказался в каждом из них, и теперь у него семь могил, одна из которых находится в провинции Сиирт. В 1901 г. была построена гробница над его могилой. В 1967 г. эта гробница была снесена и был построен новый мавзолей, а рядом с гробницей была построена мечеть. Это одно из самых посещаемых мест в регионе.
Макет расположен рядом с макетом гробницы св. Исмаила Факируллаха.