что такое сильный голос
Как сделать голос звонче и сильнее
Великие ораторы способны вдохновлять мир. Они ведут речь с сильной позицией и уверенным голосом, который привлекает внимание. Можете ли вы представить, что Мартин Лютер Кинг или Джон Ф. Кеннеди бормотали робкими голосами? То, как вы говорите, определяет, как люди реагируют на вас. Не только женщины, которые вам интересны, но и друзья, незнакомцы, работодатели и все, с кем вы общаетесь. Вы можете хорошо одеваться и иметь лучшие стартовые позиции, но вы не подниметесь высоко без сильного голоса. Как же сделать голос звонче и сильнее?
Понять доминирующую и покорную вокальную тональность
Существует два основных типа вокальной тональности: доминирующая и покорная.
Доминирующие голоса выражают лидерство, уверенность и безопасность. Они показывают, что их владельцы не пытаются произвести на кого-то впечатление. Люди будут больше доверять и уважать вас. Покорные голоса выражают неуверенность, пассивность и сомнения в себе. Они показывают, что хозяева такой тональности ищут одобрения или подтверждения от других. Люди будут недоверчивы к их речи и будут забывать о том, что собеседник пытается сказать. Чтобы изменить ситуацию, рассмотрим, как сделать голос громче и сильнее.
Что делает доминирующий голос и как его достичь?
Вы не должны походить на кричащего сумасшедшего. Но вы должны изменить интонацию, которую вкладываете в свои предложения, особенно ближе к их концу. Доминирующие голоса остаются одинаковыми или более низкими по тону при завершении предложения или фразы. В результате это звучит так, словно они говорят без раздумий. Покорный голос растет в интонации так, как будто говорящий задает вопрос (что на самом деле не так) или ищет ответ. Распознайте и уловите момент, когда вы опять вернетесь к покорному голосу. Это происходит в двух наиболее распространенных случаях: с женщинами и старшими на работе. Ваш голос естественно ослабевает, когда вы нервничаете или находитесь в положении, когда чувствуете себя хуже. Будьте активны и работайте против этого, дальнейшие советы подскажут, как сделать голос звонким и громким.
Упражнение для развития доминирующего голоса
Практикуйтесь, записывая различные фразы доминирующим и покорным тоном. Обратите внимание на то, как тонкие изменения и перегибы заставляют вас звучать увереннее. Почувствуйте разницу в эмоциях, которые вы передаете. Повторяйте, пока это не станет второй натурой в ваших ежедневных разговорах.
Используйте грудь, а не голос
Теперь, когда вы понимаете разницу в вокальном тоне, нам нужно убедиться, что ваш голос проецируется правильно. Это поможет как сделать голос звонче, так и в создании доминирующего, авторитетного голоса. Существуют две среды голосовой проекции: ваша грудь и ваша голова. Грудной голос использует диафрагму, чтобы говорить. Это производит более резонансный, глубокий и привлекательный тон, который он в себе содержит. Им можно буквально прорезать громкую обстановку, не крича и не напрягаясь. Головной голос использует ваше горло, чтобы говорить. Это создает тонкий, легкий и раздражающий тон. Он не будет доноситься далеко, и это является причиной ситуаций, где человек изо всех сил пытается быть услышанным. Затем он компенсирует это криком, который на самом деле вредит его голосовым связкам.
Начните с изучения диафрагмального дыхания
Большинство людей дышат слишком поверхностно, что заставляет их использовать свой головной голос во время разговора. Как только вы научитесь правильно дышать, прозвучит ваш лучший голос. Для начала можете изучить упражнения, которые есть в этой статье. Есть также множество обучающих видео на эту тему.
Упражнение, чтобы найти свой грудной голос
И все-таки, как сделать голос более звонким? Данное упражнение поможет вам в этом вопросе. Начните издавать гудение на удобном для вас тоне. Перенесите тон немного ниже и обратите внимание на то, как чувствует себя ваша грудь. Гудите, пока не почувствуете вибрацию в груди. Продолжайте гудеть и попытайтесь увеличить вибрацию. Затем тон поднимите немного выше, обратите внимание на то, как чувствует себя ваш нос и рот. Откройте свой рот. Гудите, пока не почувствуете вибрацию в языке и губах, позади и над ртом. Продолжайте гудеть и попробуйте снова увеличить вибрацию. Наконец, вернитесь к своей груди еще раз. Повторите все упражнение, всегда заканчивая вашей грудью, чтобы развить полный, сочный звук.
Упражнения для развития грудного голоса
По мере продвижения по алфавиту, делайте вид, что с каждой буквой вы говорите с собеседником, который находится все дальше и дальше. К тому времени, когда вы достигнете конца, голос должен быть очень громким и с сильной интонацией.
Сделайте 7 шагов, чтобы создать свой лучший голос
Измените свой голос к лучшему, и это изменит вашу жизнь!
Упражнения и приемы для развития силы голоса
Как вы думаете, что поможет вам, как оратору, достичь поставленной цели? Ответ: сила голоса — это и сила убеждения, и сила чувств. Нужно научиться пользоваться силой звука, как выразительным средством речи. Гибкое изменение громкости голоса позволяет достичь разнообразия в речи, делает её интереснее и приковывает внимание.
Вспомните, кто из взрослых читал вам в детстве сказки так, что вы живо представляли себе то тихий уединённый замок, в котором томилась принцесса, то гром сражения – конский топот и звон мечей. Таких озвученных воображаемых картин, можно добиться только, если использовать в речи динамические оттенки (муз.), то есть варьировать громкость голоса.
Способы развития силы голоса
Способов несколько, и они призваны развить силу голоса с разных сторон.
Во-первых, со стороны диафрагмы – мышцы отделяющей нашу дыхательную систему от пищеварительной. Чтобы проверить, как задействована в извлечении голоса диафрагма — проведите простой эксперимент: положите себе руку на живот и попробуйте засмеяться. Вы наверняка почувствовали, как диафрагма напряглась, посылая воздух, а вместе с ним и звук импульсами. Развивать её возможно, как физическими упражнениями, так и речевыми.
Упражнение для развития диафрагмы «Ведьмовский хохот»
Речевые упражнения для развития силы голоса
Положите одну руку на грудь, чтобы чувствовать вибрацию грудной клетки. Другой рукой во время упражнения, как бы дирижируем своему исполнению и помогая произносить слова. Проговариваем слова медленно, нараспев, ощущаем силу и глубину собственного голоса:
А: Агу, ага, алое, Анна, аминь, аул, аналой, ауммм, Алла, агония, Аллилуйя.
У: Угу, уголь, уния, умный, юный, юнга, юла.
Э, О, И: Эмма, Элла, Оля, Ольга, Инга, Иглы. Иглы! Инга! Бинго!
М: Монна, манна, мама, муму, Мила, мыло, мина, мимо.
Н: Нума, Нона, Нана, Неля, Нелли.
Л: Лола, лань, Лама, лунный.
Г: Галлон, гармония, гамаюн, галлы, гуманный, гунны, гули-гули, гуга.
«Ауканье»
Представьте, что вы заблудились в лесу. Вы стоите и кричите: «Ау-ау». Произносить звуки надо сначала тихо, потом громче, затем еще громче. Первоначально, возможно вы сможете повысить громкость только дважды. Стремитесь увеличить количество градаций уровня громкости до 3-5. Для облегчения задачи используйте визуализацию того, как далеко летит ваш голос и руче-ручной рефлекс, приставляя руки к губам рупором.
«Гудок паровоза»
Изобразим гудок паровоза: «У-у-у-у». Сначала воспроизводим звук приближающегося паровоза, а потом удаляющегося.
Выбор той или иной степени громкости зависит от того где, с кем вы общаетесь, на каком расстоянии и какая цель вашей коммуникации. Если ваша цель — доверительно поговорить с другом, убаюкать ребенка, утешить человека или выразить кому-то сочувствие, то понятно, что говорить надо довольно тихо. Если же вы стремитесь обратить на себя внимание аудитории, хотите, чтобы услышали ваш призыв, акцентировать важный момент в речи, то тут повышение громкости необходимо.
Громкий голос выручит вас, если вы разделены с собеседником расстоянием, к примеру, на вокзале, многолюдном празднике или в лесу. А вот в общественном месте, ваша громкая речь будет воспринята, как невоспитанность или чрезмерная нервозность. Надо также помнить, что сильное повышение громкости подавляет более тонкие, качественные параметры речи, в частности, упрощает и делает монотонным интонационный рисунок. Тон голоса, с вложенными в него эмоциями, может значительно усилить сказанное вами. Этот прием называется психоэмоциональной силой в голосе.
Упражнение «Сделаешь по-моему»
Это упражнение для развития вашего голоса с совершенно другой стороны. Попробуйте подчинить вашей воле человека, с различной интонацией и громкостью произнеся одну и ту же фразу. Скажите: «Яблоко Алле»
Важно, чтобы не было перенапряжения в области глотки. Конечно же сила звука выросла, возможно, что повысился и тон голоса, однако, следите, чтобы не перейти на визжащую истерию. Попробуйте все тоже самое с фразой «Ландыши Ларе» и другими, возможно, встречающимися в области Вашей деятельности.
И в-третьих, голос кажется более сильным, и оказывает буквально магическое действие, когда главная фраза сказана громче по отношению к тихому фрагменту до этого. К.С.Станиславский утверждал, что даже с небольшим голосом, используя контраст piano (тихо) и forte (громко) можно удесятерить иллюзию своих природных данных. При этом, в погоне за тем, чтобы научиться извлекать звук на forte, многие не могут удержать голос на опоре на piano. Поэтому полезно тренировать именно переход с одной громкости на другую.
Прочитайте стихотворения, выбирая нужную степень громкости. В зависимости от того, какие слова в тексте – так и читайте:
Сны приходят к детям.
Ветры, бури, ураганы,
Дуйте, что есть мочи!
Вихри, вьюги и бураны,
Разыграйтесь к ночи!
В облаках трубите громко,
Вейтесь над землею.
Пусть бежит в полях поземка
Была тишина, тишина, тишина.
Вдруг грохотом грома сменилась она!
И вот уже дождик тихонько — ты слышишь? —
Закрапал, закрапал, закрапал по крыше.
Наверно, сейчас барабанить он станет.
Уже барабанит! Уже барабанит!
Желаю вам освоить этот материал легко и быстро. Применяйте на практике, и обязательно пишите в комментариях о своих успехах и проблемах.
«Не ори!» или Что такое сильный голос
Многие считают, что сильный голос – это громкий голос. Однако, в звучании громкость голоса – не главное. Сильный голос – это голос богатый, наполненный тембрами, резонирующий во всем теле. Конечно, соответствующая громкость может быть необходимой в разных ситуациях. Но подчеркнем снова, – звучность не равняется громкости!
Так что такое резонанс? Если посмотреть на музыкальный инструмент, например, на гитару, то у нее вибрируют струны. У фортепиано, если заглянуть внутрь, также можно обнаружить вибрирующую часть. Что касается человеческого голоса, то это тоже своего рода музыкальный инструмент, а вибрирующая его часть называется голосовые связки. Именно они, смыкаясь на воздушном потоке, рождают изначальный звук голоса.
Резонанс – это феномен передачи вибрации от одной вибрирующей части другой. Вы когда-нибудь замечали, что, когда у гитары вибрирует одна струна, ее вибрация передается другим струнам? У фортепиано тоже так. И в нашем голосе – точно так же.
Когда мы звучим, голосовые связки вибрируют, а вслед за ними, начинают вибрировать соседние части тела. Рождаются звуки выше (их называют обертона) и ниже основного тона. Так происходит резонанс. Нижние тона резонируют более тепло, а верхние тона более полетно, звонко. Изначально голос производится голосовыми связками, и это лишь небольшой процент полного звучания голоса, которое и дают резонаторы. Специалисты выделяют среди сотен резонирующих полостей тела три основных объема: головной, грудной, брюшной резонаторы.
Каждая часть резонирует определенным тоном: грудная издает теплые звуки, головная (назальная) издает яркие звуки. Мелодичный сильный голос будет богатым и полным, он может быть и громким, но все равно сохранит свое тембровое изобилие. Для интереса, послушайте вокалистов, которые вам нравятся, «новыми ушами». Оцените полноту их голоса, отметьте их резонансные особенности. Услышьте разницу голосов и стилей их исполнения.
Тренируя свой голос, мы достигаем того, что называется полным, богатым, наполненным звучанием. Его можно приравнивать к голосу профессионалов, и, при этом, наши голосовые связки не страдают. Однако, работая с голосом, на Спонтанном пении мы в первую очередь работаем с телом! Ведь от его свободы, раскрепощенности, и зависит сила и объем подключенных резонаторов.
Как развить силу голоса?
Как известно, сила голоса служит превосходным подспорьем в деятельности профессиональных артистов, которые зарабатывают себе на жизнь, применяя свой голос в работе. Однако сила и уверенность в голосе может сослужить хорошую службу не только людям, так скажем, творческим, но и совершенно обычным, занимающимися обычными мирскими делами, развивающими собственный бизнес, продвигающимися по карьере, да и просто тем, кто привык и любит взаимодействовать с другими людьми.
Ни для кого не секрет, что посредством грамотной расстановки акцентов в голосе, постановки ударений и других подобных манипуляций можно достичь поистине потрясающего эффекта, например, оказать необходимое влияние на людей при переговорах, создать о себе первоклассное впечатление или воздействовать на какого-либо человека так, чтобы он сделал то, что вам нужно.
Но могут ли люди со слабым голосом как-то повлиять на него, чтобы он стал сильнее? Конечно же, могут, ведь для этого существует немало действенных способов.
Как сделать голос сильнее?
Во-первых, следует сказать о том, что методика повышения силы голоса состоит из трёх важных составляющих:
Рассмотрим каждый из этих пунктов подробнее.
Тренировка мышц для усиления голоса
Для тренировки мышц с целью усиления голоса специалисты рекомендуют выполнять следующие упражнения:
Упражнение №1
Нужно подойти к зеркалу, широко открыть рот и постараться увидеть свою гортань и миндалины. Если вы попробуете напрячь горло или что-то сказать, то увидите, что мышцы горла переходят в напряжённое состояние, а затем снова расслабляются. Постарайтесь прочувствовать эти мышцы. Для этого не потребуется большого количества времени.
Как только этот результат будет достигнут, начинайте целенаправленно напрягать и расслаблять мышцы гортани. Старайтесь проделывать эту процедуру, не прилагая больших усилий и контролируя темп сокращения.
После некоторого количества тренировок можно будет выполнять это упражнения уже без использования зеркала, ведь вы уже приобретёте навык контроля напряжения своего горла.
Упражнение №2
Подобным же образом необходимо тренировать и другие составляющие формирующей голос системы. К таким относятся резонаторы, которые управляют звуками, что вы произносите. Эти резонаторы являются источниками звука и существуют трёх видов – это грудной, горловой и носовой резонаторы.
К тренировке резонаторов подходите так: снова встаньте перед зеркалом и начинайте издавать продолжительные звуки «и», «э», «а», «о», «у», стараясь изменять их звучание. Пробуйте менять тон с низкого на высокий и наоборот.
Имейте в виду, что представленная последовательность звуков выбрана не случайно, т.к. каждый из них определённым образом воздействует на организм: звук «и» улучшает кровообращение, звук «э» активизирует мышцы горла и шеи, звук «а» положительно воздействует на область грудной клетки, звук «о» усиливает кровоснабжение сердца, а звук «у» делает голос более глубоким и низким.
Не следует забывать и о нескольких важных составляющих второго упражнения:
В заключение этого раздела можно отметить, что тренировке нужно подвергать не только отдельные мышцы, а весь организм вообще. Только в этом случае можно достичь хорошего результата в постановке голоса.
Тренировка правильного произношения звуков
Тренировка правильного произношения звуков так же предполагает выполнение ряда упражнений.
Упражнение №1
Для начала стоит приступить к освоению звука «р». Чтобы проработать звук «р», рекомендуется проделывать упражнение в три этапа:
Старайтесь делать так, чтобы произносимый вами звук был как можно более правильным, звонким и чётким – это позволит вам сделать голос сильнее, добавив ему несколько «металлическое» звучание.
Но прежде чем тренироваться в размашистом произношение звука «р», нужно подготовить к работе мышцы при помощи тех способов, что мы рассмотрели выше, а также посредством потягивания кончика языка к верхнему нёбу в области верхних зубов. Придав языку такое положение, произносите какие-либо слова, где присутствует буква «р» или же издавайте громкое рычание, представив себя, например, свирепым тигром.
Упражнение №2
Второе упражнение представляет собой довольно оригинальную методику по увеличению силы голоса через необычное поведение. Звучит немного необычно, но вы должны начать вести себя, словно Тарзан из известного фильма.
Для этого встаньте прямо, сильно сожмите руки в кулаки и начинайте произносить по очереди все те звуки, о которых мы говорили ранее, или какие-то другие.
Но помните, что произносить звуки требуется как можно громче и на выдохе, а руками вы должны время от времени колотить себя в грудь, имитируя поведение вышеупомянутого героя. Если же Тарзан у вас не ассоциируется с таким образом, вы можете представить себя гориллой – тогда у вас точно всё получится.
«Тарзанистое» или «обезьянистое» упражнение не только поможет вам сделать голос сильнее, но также очистит вашу диафрагму от загрязнений, слизи и влаги. Так что, не удивляйтесь, если вдруг вас одолеет кашель. А после того как откашляетесь, побудьте «Тарзаном» ещё немного, чтобы закрепить результат.
Интересно также и то, что к этому упражнению специалисты по постановке голоса советуют прибегать по утрам, указывая на то, что оно послужит эффективной зарядкой для организма в целом. А учитывая то, что впереди предстоит долгий день, это способно принести вам двойной результат.
Диета для усиления голоса
Помимо того, что сегодня можно найти массу всяких диет, благотворно сказывающихся на физическом и даже душевном здоровье, есть и особая диета, которая оказывает целенаправленное влияние на силу голоса. Но если вы подумали, что теперь вам нужно будет кардинально изменить рацион своего питания, то спешим вас успокоить: особо ничего менять не придётся.
На сегодняшний день доподлинно известно, что яичный желток, если употреблять его в сыром виде, прекрасно воздействует на поверхность голосовых связок и горла, делая их более мягкими и упругими. По этой причине диетологи профессиональных артистов настаивают на том, что каждое утро нужно обязательно употреблять в пищу одно сырое яйцо.
Кроме яиц, есть и другие продукты, способные помочь в усилении голоса. В первую очередь, говоря о таких продуктах, нужно сказать о молоке – оно, как и яйца, делает голосовые связки эластичными и мягкими. Но молоко нужно употреблять никак не холодным, но и не горячим. Оно должно быть тёплым, т.е. его температура должна быть ниже, чем температура молока, которое многие из нас пьют при простудных заболеваниях, иначе вы просто напросто обожжёте свои связки.
Если же вы не любите молоко или у вас, не дай бог, аллергия на него, можно заменить этот продукт сладким тёплым чаем. Сахар здесь упоминается не случайно, ведь в нём содержится глюкоза, которая также влияет на эластичность связок.
Вот, собственно, и всё. Проделывайте представленные нами упражнения хотя бы раз в день, и уже через неделю ваш голос станет сильнее и бархатистее. А введя эти упражнения в систему, через некоторое время вы уже и не вспомните, что когда-то ваш голос был слабым, т.к. организм адаптируется и привыкнет к новым нагрузкам.
Урок 6. Громкость и сила голоса
Тема сегодняшнего урока – громкость и сила голоса. Это одна из основных характеристик голоса, о которой мы уже получили представление, а сейчас изучим подробнее. Большинство людей, заинтересовавшихся постановкой голоса, в первую очередь хотели бы развить силу голоса и научиться говорить так, чтобы их было отлично слышно в аудитории любого масштаба.
Цель урока – увеличить силу голоса, научиться управлять громкостью, добиться такого звучания, при котором вас будет отлично слышно независимо от того, насколько громко вы говорите.
В этом уроке мы разберемся, как сделать голос сильнее, как можно делать голос тихим, но слышимым, и как этим пользоваться на практике.
Содержание:
Итак, к делу. После нашего сегодняшнего урока вы будете звучать еще сильнее, громче, лучше!
Сила и громкость звука: общие сведения
Для начала напомним материал предыдущих уроков. Сила звука (она же громкость) зависит от амплитуды механических волновых колебаний. Больше амплитуда – сильнее звук. В контексте нашего курса нас интересует именно такая трактовка силы и громкости звука. Единица измерения силы звука – децибел (дБ). Для примера: шелест листьев – около 10 дБ, а громкий разговор – до 90 дБ.
В принципе, научная трактовка предлагает более развернутое определение силы звука как потока звуковой энергии, проходящей в единицу времени через единицу площади, которая изменяется пропорционально квадрату звукового давления. Если энергия возрастает относительно начального уровня в 10 раз, громкость звука увеличивается на 10 дБ, если в 100 раз, громкость возрастает на 20 дБ, в 1000 раз – на 30 дБ и т.д.
Нам эти сведения могут пригодиться для лучшего понимания, как именно происходит изменение громкости, а также для более наглядной демонстрации зависимости громкости от энергии, вложенной в звук, и ее распределения на единицу площади. Другими словами, если кто-то громко кричит в лесу «ау» – это одно, если кто-то будет кричать «ау» столь же энергично у вас над ухом, это будет восприниматься как более громкий звук.
Таким образом, выбор той или иной громкости голоса всецело зависит от ситуации. Если вы находитесь в шумном месте или отделены от собеседника большим расстоянием (лес, поле, река), нужно говорить и даже кричать громко. Если же вы находитесь рядом и тем более в общественном месте, нужно выбирать умеренное или негромкое звучание. Громкий разговор в общественном месте вполне заслуженно воспринимается как невоспитанность, а избыточная громкость голоса во время деловых переговоров приведет, скорее всего, к их провалу.
Отдельная тема – монолог-выступление перед аудиторией. Тут очень важно сбалансировать звук так, чтобы вас хорошо слышали в последнем ряду, но вы не оглушили голосом первый ряд. Вкратце мы уже затрагивали данный аспект в предыдущих уроках, поэтому вы помните, что за слышимость вашего голоса без необходимости бесконечно увеличивать громкость отвечает такая характеристика как полетность.
Далее можно возвращаться к этим упражнениям 1-2 раза в неделю, чтобы не терять наработанную форму. Более того, можно распределить упражнения по дням недели. Допустим, в понедельник и четверг вы работаете с дыханием и опорой, во вторник и пятницу – с одним из резонаторов, а среду и субботу посвящаете чему-то особо актуальному лично для вас: дикции, артикуляции, интонированию, развитию нижнего или верхнего диапазона голоса и т.д. Этот график мы привели исключительно в качестве примера, и вы всегда можете составить свой индивидуальный план занятий.
Вернемся к теме силы и громкости звука. Для лучшего понимания, что такое громкость и сила звука, приведем некоторые данные в цифрах. Они вам помогут ориентироваться в звуках окружающего мира и примерно представлять, какой силы звук вы должны выдать в той ли иной ситуации.
Громкость звука – источник звука:
Заметим, что 30 дБ – это максимально допустимый шум в жилых помещениях в ночное время с 23.00 до 7.00, а 40 дБ – это норма для жилого помещения в остальное время, т.е. с 7.00 до 23.00 [СНиП 23-03-2003 «Защита от шума», 2004]. Болевой порог находится в районе 120-130 дБ.
Самый громкий человеческий голос в мире – у жительницы Великобритании Джилл Дрейк. Во время празднования Хэллоуина в Millennium Dome в Лондоне в октябре 2000 года она издала крик громкостью в 129 децибел. Этот результат внесен в Книгу рекордов Гиннеса [Guinness World Records, 2000]. Это громче, чем музыка на рок-концерте, отбойный молоток, раскат грома вблизи, и всего на 10 децибел тише реактивного самолета. Такой громкий крик может доставить физическую боль окружающим.
До октября 2000 года самый громкий голос на нашей планете был мужским и принадлежал Саймону Робинсону из ЮАР. Так, в 1988 году он издал крик громкостью 128 децибел [ИА REGNUM, 2019].
Для субъективного восприятия звука как громкого и раздражающего играет роль не только громкость в децибелах, но и источник звука. Так, истошные вопли маленьких детей раздражают и вызывают желание как-то прекратить этот звук, а такая же или даже большая громкость музыки и пения на рок-концерте дарит радость и желание слушать любимых исполнителей дальше.
Таким образом, для коммуникаций и публичных выступлений нужно научить свой голос красиво звучать в диапазоне от 40 до 60-70 дБ. Для концертных выступлений используется аппаратура звукоусиления, которая позволит вам перекричать вертолет и мотоцикл, спеть с оркестром. Точно измерить громкость звука можно, скачав приложение «Шумомер» (Sound Meter) и разрешив ему доступ к микрофону:
Теперь, когда вы знаете, что такое сила и громкость звука, и понимаете, к чему можно стремиться, самое время поговорить о том, как развить силу и громкость голоса. Сила и громкость – это одни из основных характеристик голоса, предопределяющих его звучание, в целом.
Сила и громкость голоса: как развить
«Как говорить громче?» «Как научиться громко петь?» «Как сделать голос сильным и выносливым?» Эти вопросы волнуют практически всех, кто, так или иначе, сделал коммуникации и выступления на публике своей профессией, будь то учитель, певец, лектор, топ-менеджер. Причем понятие «сила голоса» часто употребляется не только в значении «громкость», но и в значении «выносливость», когда говорить или петь можно не уставая и долго.
В реальности, возможности человеческого голоса очень велики. Так, 26 сентября 1960 года на XV сессии Генеральной Ассамблеи ООН тогдашний лидер Кубы Фидель Кастро произнес речь длительностью 4 часа 29 минут. Это самая долгая речь в стенах ООН:
Рэпер ST (Александр Степанов) читал рэп в течение 24 часов подряд, делая перерывы раз в час на 5 минут [InterMedia, 2019]. Онлайн-трансляция стартовала 3 апреля 2019 года в 13.00 в официальной группе рэпера во «ВКонтакте» и завершилась спустя сутки, 4 апреля 2019 года в 13.00. Правда, под конец трансляции ST уже хрипел, но все еще мог петь. Оба достижения занесены в Книгу рекордов Гиннеса:
Далеко не все публичные личности подвергают свой голос таким нагрузкам ради рекорда. Так, ныне покойный лидер Венесуэлы Уго Чавес регулярно баловал аудиторию длинными речами по 7, а то и 11 часов. Михаил Горбачев в бытность Генсеком ЦК КПСС тоже увлекался длинными речами. В эпоху его правления был популярным анекдот следующего содержания: «Можно ли в газету завернуть автобус? Можно, если в газете напечатана речь Горбачева».
Такие испытания для голоса среднестатистическому человеку вряд ли грозят, а с разумными нагрузками справиться вполне под силу. Для вас, как для людей, уже прошедших несколько уроков нашего курса, тут никакого секрета нет. Все, что нужно, чтобы голос был сильным и звучал слышно на любой громкости, вы узнали из урока 2, когда работали над дыханием, опорой, артикуляцией и резонаторами – природными усилителями голоса внутри нашего организма.
Громкость голоса регулируется выдыхаемым воздушным потоком и перенаправлением его в тот или иной резонатор. Перенаправление воздушного потока происходит за счет изменения положения органов голосообразования. Кроме того, подключив артикуляцию и поменяв положение органов речи, мы можем изменить форму и объем резонирующих полостей и силу резонанса в резонирующих полостях. Изменив силу резонанса, мы изменяем и силу голоса.
Добиться громкого звучания помогает головной резонатор, прозвучать тихо и убедительно можно с помощью грудного резонатора. Вам осталось только продолжить ранее начатую работу с голосом и усложнить упражнения на резонаторы, если все предыдущие у вас получились хорошо.
Например, вам уже знакомо упражнение на соединение грудного и ротового резонаторов, когда вам предлагалось просто посмеяться, но сделать это ярко и убедительно: «ха-ха-ха». Так вот, данное упражнение в усложненном варианте помогает не только соединению резонаторов, но и развивает силу голоса, а также тренирует уверенное звучание на разной громкости.
Свой вариант упражнения предлагает наставник по ораторскому мастерству, профессиональная актриса с опытом работы на радио и телевидении Елена Литвиненко:
Кроме того, Елена Литвиненко считает полезным для развития силы голоса имитировать гудок паровоза: сначала приближающегося, когда звук нарастает, а потом удаляющегося, когда звук затихает [Е. Литвиненко, 2018]. Также полезно читать стихи вслух: актерское чтение широко практикуется в театральных и прочих вузах, где готовят артистов различных жанров. А еще полезно кричать «ау», постепенно увеличивая громкость, но без давления на голосовые связки.
Как сделать так, чтобы во время тренировок голоса не напрягались голосовые связки и как не сорвать голос? Для этого дыхание должно быть глубоким диафрагменным, челюсть и гортань расслабленными, тогда голосовые связки тоже не будут напрягаться. Нам нужно вдыхать в нижнюю часть легких и удерживать бока и живот раздутыми, чтобы сохранять опору для голоса. Так ваш голос не будет уставать.
А еще Елена Литвиненко разработала авторское упражнение «Яблоко – Алле, ландыши – Ларе» [Е. Литвиненко, 2018]. Чтобы с ним справиться, нам потребуются знания из урока 4, где мы учились интонировать. В данном случае интонирование поможет вывести голос на нужную громкость. Суть упражнения в следующем.
Как повысить голос – упражнение:
Регулярное повторение упражнений позволит вам увеличить силу голоса и научиться регулировать его громкость. Вообще, опыт телеведущих и радио-ди-джеев – это поистине кладезь полезных наработок по развитию голоса. Что логично, ведь радио-ди-джеям приходится вести многочасовые эфиры с перерывами на короткие музыкальные композиции, а телевизионные ток-шоу давно прославились перебранками на повышенных тонах, когда ведущим приходится демонстрировать недюжинные голосовые способности, чтобы урезонить разбушевавшихся гостей студии.
Так, весьма интересны советы, которые дает радио-ди-джей Юлиана Романова. По ее мнению, развить силу голоса помогают упражнения на филировку звука [Ю. Романова, 2010]. В переводе с французского filer un son означает «вращать звук», что вполне отображает суть метода. В таких упражнениях практикуется постепенное увеличение силы звука (крещендо/crescendo), постепенное уменьшение силы звука (диминуэндо/diminuendo) и переход после крещендо к диминуэндо:
Упражнения на филировку звука:
Если вам почему-либо окажется неудобно работать с буквой «м», вы вполне можете заменить ее буквой «н» и попробовать сделать все вышеприведенные упражнения, просто заменив в слогах «м» на «н». Самое главное, следите, чтобы у вас не напрягались голосовые связки, а после занятий не было ощущения дискомфорта в горле, шее, плечах.
Великий Станиславский уделил немало внимания развитию силы голоса и умению варьировать громкость речи в своей книге «Работа актера над собой». Он считал, что даже с небольшим диапазоном голоса можно сделать свою речь выразительной и стать мастером слова, хорошим актером, умеющим передать большой спектр эмоций [К. Станиславский, 2017].
По Станиславскому, если использовать в речи контрастное звучание piano (тихо) и forte (громко), можно создать иллюзию, что ваш голос в 10 раз сильнее, чем есть на самом деле. Он акцентировал внимание, что при переходе между piano и forte важно не потерять диафрагменное дыхание и опору голоса, что достигается упорными тренировками.
Поэтому выбирайте фразу, которую вы хотите сделать выразительной, к которой желаете привлечь внимание аудитории, и тренируйте изменение громкости звучания внутри нее. Тогда изменение громкости звучания станет выразительным средством речи, позволит достичь ее разнообразия и в целом сделать вашу речь интереснее для зрителя и слушателя.
Как видим, наличие сильного голоса и умение управлять его громкостью имеет весомые преимущества в самых разных сферах жизни.
Преимущества сильного голоса:
1 | Возможность говорить долго и не уставать. |
2 | Возможность варьировать громкость, высоту, темп речи. |
3 | Возможность сделать речь более выразительной. |
4 | Большая убедительность речи. |
5 | Больше шансов на успех в переговорном процессе. |
6 | Больше шансов решать вопросы в свою пользу. |
7 | Более широкий выбор интересных профессий. |
8 | >Более быстрый карьерный рост в любой из выбранных профессий. |
9 | Большая привлекательность для лиц противоположного пола. |
10 | Больший авторитет в общении с детьми. |
И, конечно, огромное значение сила и громкость голоса имеют для певцов. В нашем курсе пению посвящен отдельный урок, однако вы уже начали потихоньку тренироваться, и можете продолжить сейчас. Вы помните, что добиться громкого звучания помогает головной резонатор, прозвучать тихо и убедительно можно с помощью грудного резонатора. Поэтому логично дополнительно поработать над грудным и головным голосом.
Как увеличить силу грудного голоса:
Как правильно выполнять эти упражнения, можно увидеть в видео, которое подготовил певец, музыкант, автор блога, посвященного вокалу Иван Радьков:
Как увеличить силу головного голоса:
Как именно делать некоторые из этих упражнений, вы тоже сможете посмотреть в видео от Ивана Радькова:
Эти упражнения и тренировки помогут подготовить ваш голос к мощному и громкому пению. Кроме того, в рамках подготовки к следующему уроку по вокалу рекомендуем прямо сейчас потренироваться петь громко, но при этом не напрягая связки. Сначала проделайте несколько коротких упражнений, которые предлагает певица и педагог по вокалу Александра Стройцева:
И, наконец, полезная распевка от Александры Стройцевой для всех, кто хочет освоить диафрагменное дыхание и научиться удерживать диафрагму так, чтобы обеспечить опору для голоса. По сути, это одно из упражнений, рекомендуемых Сетом Риггсом в его книге «Как стать звездой», но адаптированное для русскоговорящей аудитории [С. Риггс, 2000]:
При желании вы можете аккомпанировать себе сами, скачав имитатор фортепиано Perfectpiano. Теперь вы полностью готовы к тому, чтобы сделать шаг к развитию собственного вокала. Если работа с голосом успела стать вашей полезной привычкой за предыдущие несколько уроков, вы обязательно добьетесь результатов, которые вас вдохновят на дальнейшие подвиги.
Если вы последовали нашей рекомендации в начале курса и записали на диктофон свой голос (стихотворение, речь, песню, частушку) обязательно сделайте еще одну запись того же стихотворения, песни или частушки после того как изучите урок, посвященный пению. Напоминаем вам об этом заранее, пока вы не погрузились в волшебный мир музыки. Вы убедитесь, что перемены к лучшему уже есть, даже если у вас пока получаются не все упражнения курса.
Подведем итоги. В этом уроке мы разобрались, как сделать голос сильнее, как можно делать голос тихим, но слышимым, и как этим пользоваться на практике. Мы вышли на новый уровень сложности в работе с голосом, а именно с дыханием, опорой, артикуляцией, резонаторами. Мы дополнительно проработали грудной и головной резонаторы и вплотную подошли к развитию певческого голоса, чем детально займемся в нашем курсе чуть позже. А сейчас предлагаем закрепить материал урока и пройти проверочный тест.
Тест на усвоение материала урока
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
А теперь самое время перейти к теме вокала.