что такое тюнинг вокала
Что такое автотюн вокала? (autotune, тюнинг голоса)
Для чего нужен тюн (тюнинг/автотюн) вокала? Многих молодых исполнителей данный вопрос сбивает с толку и порой ставит в неловкое положение. Давайте разберем, для чего он нужен, какие его возможности и нужен ли он вообще!
1. Тюн вокала — используют все, без исключения, исполнители.
Когда исполняется песня на концерте, с живыми инструментами или под минусовку, то небольшое интонирование или непопадание в ноты — будет практически незаметно (в силу качества оборудования или акустики помещения). Конечно, есть такие певцы, которые ставят необходимую технику для корректировки исполнения в реальном времени (в определённых стилях).
При записи (особенно с качественным сведением и мастерингом ), такие детали станут более заметны, и легкий тюнинг вокала поможет исправить неточности без явных для слушателя артефактов. Даже самые опытные вокалисты не могут петь идеально. Они попадают в ноты, но полутона присутствуют и это заметно.
2. Автотюн вокала как художественный эффект.
В частности в таких стилях как RnB, хип-хоп и рэп — автотюн может использоваться, как эффект для подчеркивания или смены мелодического посыла песни. Очень часто такое внедряют артисты, чьи голосовые возможности не идеальны, или требуют занятий с преподавателем. Loc-Dog, чье творчество мы слышим на радиостанциях России, берет уроки вокала и это повышает уровень его творчества. Об этом он говорил в одной из серий «Профессия рэпер».
3. Автотюн сделает из любого человека отличного певца!
Вероятно вы слышали о группе Quest Pistols (дебют в 2007 году с песней «Я устал»), о которых изначально ходил слух, что они не умеют петь (т.к. они танцоры) и все что слышит человек — это тюнинг вокала. Это всё миф, если учитывать, что основные возможности тюнинга — это исправление по нотам и длительности.
Если человек наговорит в микрофон, то это будет просто разговор. Как-бы миксинг-инженер не исправлял запись — результат будет не утешительным.
Наша студия предоставляет услугу «автотюн вокала» совершенно бесплатно.
Проверь свои вокальные способности на пробном уроке по скайпу >>>
Вам интересно, что это за такой зверь – автотюн? Сейчас расскажем. Auto-Tune – аудиопроцессор, разработанный компанией Antares Audio Technologies в 1997 году. Он нужен для измерения и изменения высоты тона при записи и исполнении вокальной и инструментальной музыки.
Первопроходцем использования Auto-tune стала американская певица и актриса Шер (в сингле Believe). Благодаря ошеломляющему успеху сингла аудиопроцессор получил название «эффект Шер». Auto-Tune произвел революцию в популярной музыке и теперь используется не только для коррекции вокала. Он стал звуковым эффектом, с помощью которого артисты сознательно искажают голос. Этот эффект не следует путать с вокодером или talk box.
Auto-Tune доступен как VST-плагин в цифровых рабочих станциях. VST (Virtual Studio Technology) – формат плагинов реального времени, которые подключаются к звуковым аудио редакторам, цифровым звуковым рабочим станциям и секвенсорам. Формат был разработан компанией Steinberg Media Technologies в 1996 году.
Принцип работы Auto-tune заключается в постоянном отслеживании высоты входного звука и его сравнении со звукорядом определенной тональности, установленной пользователем. Если входной сигнал точно соответствует тону шкалы, коррекция не применяется. Если входной сигнал отклоняется от желаемого тона шкалы, Auto-Tune будет автоматически регулировать высоту тона в направлении ближайшей ноты.
Плагин имеет широкий спектр элементов управления, которые позволяют производить коррекцию голоса практически без искажений. Базовому пользователю достаточно указать тональность (key), лад (scale) и степень коррекции.
При экстремальных настройках программа начинает корректировать высоту звука очень быстро и резко, что приводит к эффекту «механического», или «синтезаторного» голоса. Этот эффект часто используется в современной хип-хоп и поп-музыке.
Противники плагина утверждают, что Auto-Tune оказывает негативное влияние на восприятие и потребление музыки обществом. В 2004 году музыкальный критик The Daily Telegraph Нил Маккормик назвал Auto-Tune
«особенно зловещим изобретением, которое с 1990-х годов придавало дополнительный блеск поп-вокалу. Автотюн, взяв плохо спетую ноту, помещает ее в идеальную точку, где нота должна была быть».
Несмотря на негативную репутацию, некоторые критики утверждают, что Auto-Tune открывает новые возможности в поп-музыке, особенно в хип-хопе и R&B. Вместо того чтобы использовать его в качестве опоры для плохого вокала, некоторые музыканты намеренно используют эту технологию для усиления своего художественного самовыражения.
Чтобы добиться хорошего стабильного исполнения, рекомендуем вам прочитать короткую статью о 10 привычках хорошего вокалиста.
Большинство исполнителей используют автотюн?
В большом зале с настоящими инструментами некоторое непопадание в ноты при исполнении песни вряд ли будет особенно заметно. Тем более тогда, когда концерт исполняется под минусовку и в помещении с плохой акустикой. И все же многие певцы привозят с собой на выступления специальную технику для корректировки исполнения прямо во время концерта. Особенно часто подобные технические приемы используются в хип-хопе и поп-музыке.
И все же обычно автотюн используется при записи, одновременно со сведением и мастерингом. Подобные технологии позволяют существенно улучшить качество исполнения, убрать мелкие недочеты и артефакты. Даже лучшие артисты не всегда поют идеально, поскольку срабатывает человеческий фактор. Поп-музыканты, конечно, попадают в ноты, но полутона присутствуют, и это бывает хорошо слышно.
Автотюн – что это и как превращается в художественный эффект
Технология Auto-Tune уже давно используется как художественный эффект. Чаще всего ее применяют в R&B, хип-хопе и рэпе. С помощью автотюна можно подчеркивать или менять мелодический посыл музыки. Часто его применяют исполнители, которые поют не совсем идеально. Не всегда применение автотюна оправдано – иногда стоит просто позаниматься с преподавателем вокала и отточить свое мастерство.
Может ли Auto-Tune сделать из любого человека крутого певца?
Возможно, вы что-то знаете о такой группе, как Quest Pistols. Они выпустили первую песню «Я устал» еще в 2007 году. В то время о них говорили, что они только танцуют, а петь – не умеют. А вся их песня сделана с помощью тюнинга. Конечно, это был миф, ведь тюнинг не может спеть за исполнителя – он может только подправить ноты и длительности.
Человек не может наговорить в микрофон – а потом с помощью техники сделать из этого песню. Разговор все равно останется разговором. Современные технологии пока не научились трансформировать речь в исполнение. Поэтому современные люди все еще вынуждены учиться вокальным техникам и оттачивать свое мастерство со специалистами.
запишитесь к нам на пробный урок по скайпу >>>
Обработка голоса и вокала, тюнинг
Экспертная работа с вокальными треками. Исправляем ноты, создаем бэки. Доводим звучание до эфирного.
Содержание
Что такое обработка вокала?
В нашей студии это использование современных компьютерных технологий для придания любому голосу качества звучания мировых хитов. Как говорится в анекдоте — «спойте всё на одной ноте, а мы расставим». Однако преувеличивать значение техники не стоит. Нельзя изменить природный тембр, силу голоса, а так-же эмоции и «накал» исполнения. Невозможно заменить один голос на другой. Если вокалист поет вяло, хрипло, зато фальшиво и неритмично, то сделать из него победителя «Голоса» не получится. Сейчас можно не уметь петь, но при этом делать клевую музыку. Да, мы наловчились делать из непевцов – певцов, но не нужно забывать, что чем лучше качество пения, тем лучше будет результат.
В целом обработка голоса кропотливый и тонкий процесс, требующий мастерства. Если нет желания вдаваться в подробности, можно дальше не читать и сразу перейти к ценам. Для остальных разберем подробнее. Весь путь можно разделить на несколько этапов.
1. Запись, отбор дублей, редактирование, чистка.
Как правило, мы записываем несколько дублей, предварительно распевшись, в перерывах прослушиваем дубль, выявляем огрехи. Звукорежиссер может дать совет по исполнению, указать на неточные ноты, поддержать эмоционально, пока не добьется наилучшего дубля.
Если нужно, прописываем дабл треки, бэки, вокализы и т.п.
2. Тюнинг и исправление нот.
Autotune используем для модного, попсового звучания или рэпа. Вы часто слышите такой эффект, как будто голосом играют на синтезаторе. Можем сделать такой эффект.
3. Частотная обработка
Это классическая «частотная коррекция». На первом этапе фильтруются нежелательные части спектра, например ультра низкие, где ничего полезного нет, прибирается «гулкость», режущие ухо всплески. Используем как статичные так динамические EQ. Затем наступает фаза частотного шейпинга. Добавляем яркости звучания, вырезаем сипы, хрипы, следим за шипящими. В целом это такая полировка природного тембра, к которой можно привлечь и добавление обертонов, и генерацию частот, которых не хватает (например, тех же низких, если в голосе нет полноты)…
4. Динамическая обработка.
5. Придание вокалу стилистического окраса.
В разных музыкальных стилях прижились разные окраски звучания. Например в роке уважаем «прогретый», ламповый звук, а в электронике и клубной музыке- резонансные фильтры или даже наличие конкретных обработок. Это могут быть вокодеры, модуляторы, задержки, имитаторы звучания редких приборов и магнитных лент. Короче, всевозможные «соусы» и «приправы». Добавлять их или нет — решение конкретного «звукового» повара.
Что такое тюнинг вокала
Есть вокалисты очень хорошие, есть просто неплохие, есть и с вовсе отсутствующим голосом, но в не зависимости от своих профессиональных способностей, человек не может стопроцентно точно попасть в тон, как это делает синтезатор.
Все мы люди, и вокалисты в том числе.
Поэтому существуют различные инструменты коррекции высоты, и использовать мы их можем как для исправления небольших неточностей, так и для создания разнообразных специфических эффектов.
Самый популярный, старый и проверенный из инструментов такого рода – Melodyne. Продукт выполнен как в виде самостоятельного редактора, так и в виде VST/AU/RTAS плагина.
После выхода 5-й версии Cubase в его наборе появился штатный инструмент визуально похожий на Melodyne. Этот инструмент получил название VariAudio и может стать также очень удобным решением для людей, использующих в своей работе Cubase 5.
Сегодня мы рассмотрим оба этих инструмента.
Melodyne
Celemony Melodyne выполнена в первую очередь в виде самостоятельной программы, существующей как в версии для Windows так и для Mac OS. Программа представляет собой специализированный звуковой редактор, позволяющий работать как с аудиофайлами, так и собственными многодорожечными проектами (в Melodyne они называются аранжировками, Arrangement).
Однотрековый режим, интерфейс
Начнем с простого случая, в котором нам нужно отредактировать запись, сохраненную в WAV/AIFF-файле (MP3 не поддерживается, да оно и не нужно). В главном меню выбираем File->Open, далее сам файл. После выбора файла Melodyne проанализирует его содержимое и наконец, представит нам свое главное рабочее окно:
Я загрузил акапеллу Funkerman – Speed Up и вы можете наблюдать начальный ее фрагмент в окне редактора.
С левой стороны расположен вертикальный пиано-ролл, по которому программа разбивает загруженное аудио по высоте тона. Под главным меню в левой части расположена панель инструментов, позволяющих нам совершать основные действия по редактированию. Здесь все довольно прозрачно, но давайте все-таки рассмотрим назначение каждого из представленных инструментов:
Выделение | |
Изменение высоты тона выбранного фрагмента | |
Изменение форманты | |
Изменение амплитуды (громкости) | |
Изменение длительности (или проще говоря тайм-стретч) | |
Разрезание выделенного фрагмента (двойной клик с выбранным инструментом) |
Изменение горизонтального масштаба осуществляется при помощи двух небольших кнопочек, расположенных в правом нижнем углу рабочей области:
Как мы можем видеть, все просто и интуитивно понятно.
Однако, есть несколько неочевидных нюансов и самый главный из них – это то, как происходит корректировка высоты. При перетаскивании выбранного звука мышью вверх или вниз мы изменяем его высоту на целое количество полутонов. Однако если высота звука имела некий сдвиг относительно своего полутона (даже на какие-то центы), этот сдвиг при перемещении останется неизменным:
Поэтому если мы хотим скорректировать высоту какого-либо звука до ближайшего полутона, нам будет нужно воспользоваться функцией Correct Pitch вызываемой из меню Edit или комбинацией [Ctrl+Alt+P]:
Глубина коррекции задается при помощи ползунков Correct Pitch Center и Correct Pitch Drift. Давайте взглянем, как изменилась высота нашего выбранного звука:
Как мы можем видеть, первый фрагмент встал ровно по тону.
Многодорожечный режим
В случае, если вам необходимо вносить изменения не в одну, а сразу в несколько дорожек, или иметь возможность прослушивать записанный вокал вместе с акомпонементом (например, гитарой или минусом), Melodyne предоставляет нам специальный многодорожечный редактор.
Для начала нужно создать новый проект: File->New Arrangement. Далее мы можем импортировать нужные нам файлы в проект, для этого нужно сначала выбрать дорожку (кликнув по ее корешку) и выбрать пункт меню File->Import:
Двойной клик по корешку дорожки откроет ее в отдельном окне редактор, интерфейс которого нам уже знаком по синглтрековому режиму работы Melodyne. Для каждой дорожки имеются кнопки Solo и Mute. В общем, присутствуют все необходимые элементы многодорожечного редактора.
Транспортная панель
В Melodyne также имеется транспортная панель (что это такое, я думаю, говорить не нужно?). Если транспортная панель скрыта мы можем в любой момент вызвать ее из меню Window->Transport Bar или нажатием комбинации клавиш [Ctrl+Shift+T]:
Здесь мы можем управлять воспроизведением дорожки, задавать общий темп, включать метроном. Также в Melodyne присутствуют точки входа и выхода и возможность зацикливания воспроизведения выбранного отрезка (Cycle). В общем-то стандартные возможности для любой хост-программы. По расположению элементов очень напомнило Cubase.
После завершения редактирования записи мы можем сохранить отредактированное аудио, а также экспортировать информацию о высоте звуков в виде MIDI-файла.
Melodyne Plugin
Помимо основной (standalone) версии Melodyne также существует в виде плагина с поддержкой форматов VST/AU/RTAS. Сам интерфейс в данном случае не отличается от описанного выше интерфейса самой программы, и основное различие в данном случае заключается в методе получения аудиосигнала из хост-программы.
Рассмотрим работу Melodyne Plug-in в Cubase. Итак, мы имеем проект с аудиодорожкой, на которой расположен вокал и хотим произвести тюнинг фрагмента этой дорожки при помощи Melodyne:
Плагин необходимо установить в Insert канала дорожки, далее в окне плагина нажать кнопку Transfer и проиграть в секвенсоре нужный фрагмент дорожки. Проигранный фрагмент будет записан в Melodyne и проанализирован им:
После этого мы можем производить над фрагментом все необходимые нам операции, и при дальнейшем прослушивании дорожки в секвенсоре те фрагменты, которые были выписаны в Melodyne, будут воспроизводиться из его буфера с учетом всех коррекций, а все остальное пройдет сквозь плагин с исходной дорожки.
Такой подход, кажущийся на первый взгляд немного странным на самом деле очень удобен, так как мы передаем Melodyne только нужные фрагменты, не заставляя его обрабатывать всю дорожку, и соответственно, излишне тратить ресурсы компьютера.
В остальном работа с Melodyne plugin ничем не отличается от работы со standalone-версией Melodyne.
Все просто, прозрачно, и довольно-таки удобно.
VariAudio в Cubase 5
В 5-й версии Cubase появился встроенный инструмент для питч-коррекции получивший название VariAudio.
Меня как пользователя лицензионного Cubase 5 этот инструмент заинтересовал сразу, ведь Melodyne стоит несколько сотен долларов, что в наше тяжелое посленовогодне-кризисное время, если не сказать что ужасно, но все-таки играет роль.
Поэтому сразу же возник вопрос – насколько удобен VariAudio и какое качество обработки обеспечивает, ведь Melodyne – продукт уже проверенный временем, используемый практически на всех студиях мира и не имеющий никаких нареканий по качеству, а VariAudio – решение новое и посему вызывающее небольшое недоверие. Попробуем понять.
Итак, VariAudio расположен в редакторе семплов Cubase, вызываемом двойным кликом по нужному аудиофрагменту:
Далее нам необходимо выбрать в левой панели вкладку VariAudio и нажать на кнопку Pitch & Warp. После этогобудут активированы средства для коррекции темпа и времени звучания нот, а фрагмент звуковой дорожки будет поделен на сегменты по тонам. Мы можем проводить коррекцию как, вручную перемещая и растягивая ноты в редакторе, так и воспользоваться квантизацией питча при помощи ползунка Pitch Quantize. При помощи этого ползунка те звуки, которые слегка уплыли вверх или вниз будут выровнены до ближайшего полутона:
Также далеко не все изменения высоты звука можно уложить в рамках одного сегмента. Эти изменения показаны в виде кривых микропитча. При помощи ползунка Straighten Pitch мы можем выровнять глубину этих внутренних изменений тона:
Если зажать и удерживать выбранный фрагмент, Cubase воспроизведет его. Перетягивая его вверх или вниз, мы можем изменять его высоту (как и в Melodyne по целым полутонам, а ухватив за боковую сторону и перетаскивая мышь вправо или влево – изменять время его звучания (стретчить).
В VariAudio имеется функция экспорта информации о высоте звуков в MIDI (Functions->Export to MIDI в левой панели), а также функции отмены произведенных изменений и повторного анализа аудио, расположенные в меню Reset той же панели:
Здесь мы имеем следующие варианты действий:
Джентельменский набор. Этих средств вполне достаточно для любых операций по тюнингу вокала и реализовано все это в довольно удобной и понятной форме.
Другие варианты применения
Инструменты работы с высотой звука могут быть полезны не только для тюнинга вокала, но и в работе над ремиксами начинающим продюсерам, ведь далеко не все и всегда имеют достаточно развитой слух, чтобы точно попасть в тон. Функции определения высота тона и экспорта данных в MIDI могут стать неплохим подспорьем. Но увлекаться этим не стоит, лучше все-таки развивать слух.
Но, на мой взгляд, подобными инструментами нужно пользоваться очень аккуратно, дабы не испортить натуральную красоту человеческого голоса.
Вместо заключения
Оба рассмотренных инструмента очень удобны в использовании и имеют простой, интуитивно понятный интерфейс.
Касаемо качества звучания, как мне показалось, Melodyne работает немного мягче и вносит в обрабатываемый звук менее заметные искажения. Вполне возможно, причиной тому является намного более старый и отлаженный алгоритм у Melodyne против относительно свежего инструмента Steinberg.
Но и последний отлично подойдет для большинства задач по не очень глубокой и сложной коррекции, что станет приятным дополнением для всех пользователей Cubase 5.
Редактирование голоса. Тюнинг вокала. Автотюн. Elastic audio.
Редактирование голоса, тюнинг интонирования — это то, что позволило в начале 2000х вылезти на сцену сотням не умеющих петь исполнителей. Цифровые технологии и Фурье-преобразования позволяют разложить одноголосную мелодию в набор нот. И конечно же, смотреть и изменять высоту этих нот. Причем, речь не только о вокале, но и о любом другом инструменте. Лишь бы одновременно звучала только одна нота. Все духовые и струнные тоже отлично тюнятся! Сказочные возможности для любого музыканта, не правда ли?:)
Когда после перестройки нашу эстраду захлестнула волна фонограмм, у продюсеров еще все-таки оставалась головная боль — из артиста хотя бы один раз нужно было выжать хорошее исполнение, записать его в студии. А если артист мажет мимо нот или плохо соображает — одну песню можно записывать более двух дней! При этом и артист устает, психует, не понимает, что еще от него хотят. И звукорежиссер не рад такой работе. Получается достаточно дорогое производство фонограммы…
Но дальнейшее развитие компьютеров полностью решило часть проблемы. Теперь, если у артиста хорошая внешность и\или приятный тембр голоса — уметь петь ему совсем не обязательно. Достаточно кое-как напеть, без совсем уж сильных въездов в ноты, и дальше звукорежиссер все вычистит-выправит. Попадать в ноты не обязательно. Грубо говоря, запись будет звучать настолько хорошо, насколько хорошо от природы звучит тембр голоса певца. И выправка вокала в одной песне — максимум три часа работы.
Понятно, что платить за работу глупой симпатичной девочке, которая в ноты-то попасть не может, можно на порядок меньше, нежели певице с образованием, отучившейся 5-15 лет. А когда концерты можно проводить под фонограмму — вообще нет никакого смысла нанимать профессионалов. Это убыточно!
Радует, что последнее время интерес публики к живым выступлением повысился и все больше молодых отечественных артистов работает в живую. Впрочем, ладно. Это было небольшое лирическое отступление на тему сегодняшней статьи:) Сегодня я покажу, как редактировать голос, как вычистить из него все неправильные ноты.
Записываем голос под минусовку
В одном из прошлых уроков я показал, как создать проект в Samplitude и записать голос. Создаем новый проект. Петь будем под минусовку песни Лабиринт Григория Лепса (о которой я рассказывал в статьях по гармонии). Чтобы скачать минусовку, нажмите сюда правой кнопкой мыши и выберите «Сохранить как …».
Добавляем минусовку на «Дорожку 1»: File->Import->Load audio file, там выбираем скачанный файл. На «Дорожке 2» настраиваем запись с микрофона (как это сделать описано тут). Включаем запись и поем какой-нибудь фрагмент. Я спел припев. Вот что получилось:
Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.
Готовим дорожку к тюнингу
Вокал звучит задавленно. Нужно его скомпрессировать. Я расскажу об этом подробнее в следующих статьях. Сейчас Вы можете ничего не делать (или сделайте дорожку с минусовкой потише). Я же повесил на дорожку с вокалом компрессор Waves RVox со значением Comp «-18db». Вот как изменилось звучание голоса:
Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.
Да… До звания ‘певец’ мне очень далеко:) Не очень благозвучно, грязненько, а в одном месте спета вообще не та нота! Но ничего страшного, сейчас все исправим и зазвучит чище;)
Для начала, разрежем вокал по фразам. Так будет в дальнейшем проще монтировать — заменять или двигать фрагменты. При нарезке уже затюненных фрагментов иногда возникают глюки программы.
Если у Вас слишком мелкий масштаб рабочей области, скорректируйте ее с помощью кнопок ‘+’ и ‘-‘ справа внизу.
Я начну исправлять с самой грубой ошибки — в пятом фрагменте я спел вообще не ту ноту. Нажимаем правой кнопкой на пятый фрагмент, в появившемся меню выбираем «Object editor». В нем — слева «Time Pitch«, а там нажимаем кнопку «Elastic Audio».
Elastic audio. Как пользоваться тюном?
Итак, мы зашли в модуль для тюнинга звука Samplitude. У него есть два режима работы — Relative и Direct. Первый позволяет без анализа содержимого звуковой дорожки влиять на высоту звука — поднять или опустить относительно первоначального состояния. В этом режиме удобно работать, если нужна грубая корректировка «на слух», либо если второй режим плохо распознает ноту.
Нам интересен второй режим — Direct. Он позволяет проанализировать звуковой фрагмент, отображает график изменения нот во времени. Когда мы заходим сюда впервые — анализ еще не проведен и звуковой фрагмент выглядит монолитно.
На панели слева внизу нажимаем кнопку Detection. Elastic Audio проанализирует фрагмент и картинка изменится.
Обратите внимание на ноту в начале 52 такта. Что-то среднее между ми-бемоль и ми. Но в песне на этом месте нота фа. Перетащим эту ноту мышкой повыше.
Прослушаем фрагмент (мышкой нажимаем на метрическую панель сверху в нужном месте, затем нажимаем ‘Пробел’ для воспроизведения). То-то, теперь звучит хорошо! Будто так и спел:)
Ну, если придираться, то немного слышно ненатуральность голоса по сравнению с соседними нотами. Когда изменяешь высоту ноты более, чем на пол тона — это ощутимо. А если более чем на полтора тона — может зазвучать криминально. Но в данном случае будет незаметно. Особенно, если наложить реверберацию.
Настройка тюнера Algorithm
Важной настройкой для каждого аудио фрагмента является Algorithm. До манипуляций это поле содержит Standart. После манипуляций автоматически включается Resample. Есть и другие значения, например — Monophonic voice и Smooth. Чем они отличаются?
Математическим алгоритмом — за счет чего будет меняться высота звука. В случае Resample будет изменяться скорость. Самый натурально-звучащий режим. Если мы понизили ноту — она будет звучать дольше. Повысили — короче. Как на пленочном магнитофоне — в ускоренном режиме голоса звучат выше. Это единственный режим, когда звуковой сигнал не достраивается компьютером. Обратите внимание, что если сильно изменить первую ноту в длинном фрагменте — все остальные ноты уедут по времени вперед или назад! Отчасти из-за этого нужно нарезать звуковую дорожку до Elastic Audio.
Используйте Resample, если нужно исправить всего одну ноту, а ее длительность не критична. Предварительно вырежьте эту ноту (до Elastic Audio), чтобы другие не съехали по времени.
Остальные алгоритмы оставляют длительность звука неизменной. Если Вы подняли ноту, то чтобы не произошло укорачивания звука, программа достроит недостающую длину на основе оригинального фрагмента. Другими словами, синтезирует ее. Аналогично и с опусканием ноты — тогда на основе оригинального удлинненого сигнала будет рассчитан усредненный с длительностью, как у оригинала.
Я обычно использую Monophonic Voice. При некоторых правках возникают щелчки — тогда я пробую другие алгоритмы. Или более мелко нарезаю сигнал перед Elastic Audio. Сейчас выберем именно Monophonic Voice.
Справа снизу нажимаем OK и закрываем Object Editor. Так мы исправили одну ноту. Конечно, в целом запись не стала звучать чище — остальные ноты-то такие же лажовые, как и были. Поэтому аналогичным образом просматриваем все фрагменты и вносим исправления.
Нюансы тюнинга вокала
Автоматическая подстройка ноты
В Elastic Audio выделите нужные фрагменты и нажмите кнопку Tone: Tune слева-снизу. Программа автоматически подвинет ноту по высоте к ближайшему полутону. Когда нота исполнена с какой-либо вибрацией, на глаз определить высоту звука сложно (из-за неравномерной амплитуды). Есть два пути — либо руководствоваться слухом, двигать и переслушивать; либо использовать автоматическую подстройку.
Обратите внимание, что автоматическая подстройка срабатывает, видимо, по среднему значению. То есть если фрагмент не порезан на ноты, но реально представляет из себя два разных по высоте звука, результат подстройки может оказаться неправильным. Ровно как и со въездами/съездами — они могут помешать правильной работе автоподстройки.
Автоматическая перерисовка ноты
Я не пользуюсь этим режимом и не буду про него рассказывать. Поэкспериментируйте сами — за него отвечает вторая кнопка Tune, расположенная чуть выше чем та, о которой шла речь выше.
Некорректное распознавание нот — въезды и согласные
Некоторые ноты могут не распознаваться, либо распознаваться неверно. Причиной может быть хитрое или неправильное звукоизвлечение, плохая дикция. Например, въезд в начале ноты или съезд в конце. На картинке снизу (изображено самое начало припева) присутствует сразу несколько таких ошибок. Первый и третий синие прямоугольники — это неверное распознавание на въезде и согласном звуке. Видно, что в неправильном синем прямоугольнике почти нет полезного содержания — мало изображения звукового сигнала и много пустоты. Можно не обращать внимание на такие вещи. Чаще всего я не трогаю такие звуки, реже — исправляю вместе с соседним слогом (выделяю и двигаю сразу два).
Некорректное распознавание нот — недоразделенные ноты
Иногда программа неправильно бьет ноты по длительностям. Рассмотрим 4 и 5 фрагменты с предыдущей картинки укрупненно.
Здесь присутствуют два слога. Текст «вглу-ХУ-Ю». Но программа распознала только снятие слога «Ю» как отдельную ноту. Хотя на картинке видно, что слог изменился раньше (понижение графика в правой части). Чтобы исправить такие места, их можно разрезать. Для этого на панели инструментов сверху есть кнопочка «Cut» с изображением ножниц. Выбираем ее.
Теперь разрежем ноту.
Ну вот. Ее можно двигать отдельно.
Ошибки интонирования, которые нельзя исправить подвинув ноту целиком
Присмотритесь к предыдущему изображению и прислушайтесь к записи. Слог «вглу-ХУ» дергается, дрожит в начале. Звучит неприятно. Используем инструмент «Pen» (карандаш), чтобы перерисовать ноту.
Вместо дерготни проведем более-менее гладкую линию (стремиться рисовать прямые не надо, это будет звучать неестественно).
Ноты можно тянуть за один конец, а другой будет оставаться на оригинальном месте
Такой метод хорош, когда исполнитель взял ноту точно, но под конец сполз. Или наоборот. В общем, если ноту перекосило. В комбинации с другими способами правки — очень эффективно.
Комбинированные методы
Конечно, часто все не так просто исправляется и нужно применять комбинации всех вышеописанных методов. Резать цельную ноту на части, двигать концы одних частей, перерисовывать другие части, поднимать или опускать целиком третьи…
Заключение
После того, как я выправил свой записанный голос, получилось следующее:
Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.
Согласитесь, звучит поприличнее?:) В будущем перепишем пару слов, подвигаем уже записанные и наложим реверберацию. Уведем поглубже в микс, подожмем — будет еще приличнее!;))))
Вот и все, что я использую, когда исправляю интонирование🙂 Есть различные плагины, выполняющие корректировку в автоматическом режиме. Солирующий инструмент или вокал — это не то, к чему допустимо применять автоматику. Нужно корректировать каждую нотку с любовью, чтобы все звучало естественно и чисто. Поэтому я не буду рассматривать такие плагины.
А в следующей статье скажу пару слов о монтаже — нарезке и склейке фрагментов. Надеюсь, кому-то была полезна эта статья! Если у Вас есть замечания по манере изложения, по сути или просто хотите что-то сказать — пишите в комментариях! Не надо писать мне в личку — ведь Ваши вопросы могут быть интересны и другим. Я обязательно отвечу. И не забывайте подписываться на обновления (теперь можно не только через соц. сети, но и по e-mail) — в правой колонке сайта:)