что такое творческое задание
Статья «Творческое задание на уроке: основные признаки и структура (на примере заданий по литературе)»
Творческое задание на уроке: основные признаки и структура (на примере заданий по литературе)
Что такое творческое задание? Чтобы ответить на этот вопрос, попытаемся применить творческий подход. Дело в том, что ни в одном источнике нет чёткого определения понятия «творческое задание». Разберемся в значении каждого из слов вышеуказанного понятия.
Что такое задание?
Приняв за основу одинаково звучащую формулировку, будем считать, что задание – это поручение. В учебной работе это поручение учителя ученику осуществить какую-либо деятельность.
Теперь выясним значение слова «творчество». Поскольку оно является ключевым в определении, попытаемся учесть разнообразные нюансы толкования.
Нетрудно заметить, что каждое из толкований творчества опирается на понятия новизны, уникальности. Следовательно, именно эти особенности являются отличительными.
Сформулируем теперь полное определение творческого задания.
Творчество, если говорить образно,– это фантазия, таинство, волшебство. Это то, что порождается вдохновением, а не догмой, схемой или инструкцией. Это задание, не предполагающее один верный ответ.
Варианты заданий (тем сочинений, устных монологических выступлений, диалогов) творческого характера:
Какова общая структура творческого задания для школьников?
Творческое задание включает в себя три основных пласта:
— теоретическая (предметная) база задания,
— личностно-продуктивный пласт (предполагаемый вид продукта),
— методологический пласт (предполагаемые способы решения).
Рассмотрим задание по литературе на этапе знакомства с биографией писателя (поэта).
Не рассказывая пятиклассникам о качествах М.Ю.Лермонтова, его жизни, можно предложить им дать характеристику поэта по портрету или автопортрету (предметная база задания).
Осветить методологический аспект: внимательно рассмотреть портрет, отобрать существенные детали внешности и одежды, сделать вывод о состоянии поэта и качествах его характера.
Предполагаемый вид образовательного продукта: стихотворение (для обучающихся со способностями к стихосложению), сочинение-миниатюра (для обучающихся, предпочитающих излагать свои мысли в прозе, умеющих использовать изобразительные средства), устный рассказ или логическое суждение (для обучающихся с бедным словарным запасом, для тех, кому ещё предстоит постичь тайны сочинительства) и т.п.
Может ли одно и то же творческое задание выполнять несколько образовательных функций?
Если творческое задание направлено на то, чтобы выполняющий его ученик усвоил новый материал, предусмотренный темой урока, то ребёнок непременно приобретает опыт созидательной деятельности, к тому же отрабатывает навыки использования ранее полученных знаний.
Рассмотрим задание, которое уместно предложить ученикам в качестве сочинения-продолжения художественного произведения. Например, написать продолжение романа А.С.Пушкина «Дубровский». Образовательные функции такого творческого задания:
— возможность получения образовательного продукта,
— приобретение опыта творческой деятельности,
— апробация умений использования в письменной речи изобразительно-выразительных средств,
— отработка навыков написания различных орфограмм, пунктограмм,
— развитие умений включать в создаваемый текст диалоги или прямую речь и т.п.
Бесспорное преимущество творческих заданий в том, что они многофункциональны, причём функции «не притянуты извне», а логически взаимосвязаны.
Таким образом, творческие задания подразумевают эвристическую деятельность обучающегося, направлены на то, чтобы ученик проявил самостоятельность в процессе осмысления задания, его целей, содержания, среди нескольких возможных выбрал наиболее оптимальные формы и методы для его реализации.
Литература
Виды интересных творческих работ и заданий на уроках и в качестве домашних заданий
Каждый ребенок от природы творец. Однако способность и стремление самовыражаться могут погаснуть со временем. Нужно предлагать школьнику различные творческие работы, охватывающие, в том числе, сферу его интересов, чтобы сохранить желание к творчеству на всю жизнь.
Творческие работы бывают двух видов: обязательные (они предлагаются в качестве задания на оценку) и по желанию. В максимальной степени отражают творческий потенциал вторые, но путь к ним лежит через первые. Многие ребята не чувствуют в себе таланта или решимости выполнять творческие задания — обязательная работа может их подтолкнуть к этому.
Виды творческих заданий
Рисование
Самый распространенный вид детского творчества. В зависимости от учебного предмета и возраста ученика можно предложить нарисовать иллюстрацию к литературному произведению, к собственному сочинению, сделать карточки с иностранными словами и картинками для младших школьников, изобразить в ассоциативном рисунке процесс фотосинтеза или реакцию нейтрализации.
Можно сделать эту работу групповой.
Аппликация, лепка, различные виды ручного творчества: квиллинг, бумагопластика, оригами и прочее
Суть работы та же, только эти виды творчества обычно требуют более качественного владения техникой и хорошего пространственного мышления.
Создание книги
Это настоящий творческий проект (индивидуальный или групповой). Можно выполнять в разной технике. Это может быть рукописная книга с собственноручными иллюстрациями; можно оформить книгу аппликацией; можно сделать книгу на компьютере и распечатать на принтере.
Содержание любое: памятка «Реакции бензола», книжка по биологии «Кенгуру: что это за зверь?», сборник «Фразеологизмы со словом «Рука», иллюстрированный словарь по английскому языку на тему «Хобби», задачник по математике и т.д..
Научные проекты по предметам или интегрированные
Могут быть исследовательские или практико-ориентированные, но в любом случае речь идет о научном творчестве. Обычно используется групповая форма работы, но возможны и индивидуальные проекты.
Примеры исследовательских проектов:
Примеры практико-ориентированных проектов:
Сочинение-характеристика
Эта типичная для уроков литературы форма может с успехом применяться и на других предметах. Ведь речь идет о форме последовательного изложения сведений о чем-либо:
Сочинение-сравнение
И снова перед нами форма, которую можно использовать на любом школьном предмете: необязательно сравнивать Онегина и Печорина, можно сравнить ромб и квадрат, Меркурий и Венеру, Францию и Испанию, Русско-японскую и Первую мировую войны.
Сочинение проблемного характера
Чрезвычайно полезная форма словесного и научного творчества. Примеры тем сочинения:
Эссе в формате ЕГЭ
Это, конечно, работа по русскому языку и притом очень специфическая. Старшеклассники могут выполнять ее в полном объеме, а младшим ребятам можно ее упростить. В начальной школе предложить текст с уже сформулированной проблемой и предложить высказать свое обоснованное мнение по ней. В средней школе ребята должны уже учиться определять авторскую позицию, а также подбирать аргументы.
Буриме и другие стихотворные произведения
Буриме — это сочинение стихотворения по заданным рифмам; можно придумывать также вторые строки к первым и т.д.
Составление кроссвордов, шарад, ребусов, анаграмм
«Перевертыши»
Игра, при которой все слова названия меняются на противоположные или просто другие. Например, «Зеленый башмачок» — «Красная шапочка», «правило буравчика» — «исключение пробки» и т.п. Можно предложить детям и отгадывать, и придумывать такие перевертыши.
Составление задачника или сборника упражнений
По любому предмету можно предложить составить тест, опросник, задачник и тому подобный сборник для одноклассников или младших ребят. Можно усложнить задание, предложив придумать смешные задачи в стиле «Задачника» Г. Остера или такие, в которых все слова начинаются на одну и ту же букву.
«Угадай, кто это»
Творческая игра, которую можно проводить постоянно или от случая к случаю и в разных вариантах.
Суть ее сводится к тому, что ученик загадывает человека (литературного героя, ученого, исторического деятеля) или явление (отрасль промышленности, химический элемент, страну), а другие отгадывают. Варианты:
«Шесть шляп»
Учащихся можно разделить на группы и предложить «приобрести» одну из шляп. Дальнейшее зависит от цвета шляпы.
Этот прием заимствован у американских педагогов. Название произошло от первых букв слов:
Суть приёма заключается в том, что школьник создает высказывание от имени выбранного персонажа. Причём исполнитель роли должен учитывать и все обстоятельства, в которых оказывается персонаж. Роль и обстоятельства предлагаются учителем, можно по жребию.
Мы представили лишь немногие из возможных творческих заданий, которые можно использовать на уроках, охватить же их все невозможно, ведь новые появляются буквально каждый день. А какие творческие задания используете вы? Поделитесь в комментариях к статье.
Об авторе: Сафонова Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория, стаж
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.
Кстати, такая возможность есть
на всех страницах нашего сайта
Творческие задания (методическая разработка)
Методическая работа является составным элементом деятельности каждого педагога дополнительного образования. Методическая работа учреждения ДО детей – вид педагогической деятельности, содержанием которой является анализ и обобщение современных форм и методов образовательно-воспитательного процесса воздействия на личность, внедрение передового опыта в практическую деятельность, изучение и внедрение новых технологий работы с детьми. Она основана на конкретном анализе результатов работы собственно учебно-воспитательного процесса, его условий, направлена на достижение оптимальных результатов обучения, воспитания и развития личности.
Методической работе характерна целостность, многоуровневость, множественность специфических функций.
Целью моей методической работы является:
Совершенствование учебно-воспитательного процесса путём внедрения новых технологий, разработки показателей и критериев оценки по развитию творческих способностей детей.
Методическая тема: Развитие творческих способностей детей средствами декоративно-прикладного искусства и изобразительной деятельности в УДО.
Проанализировать литературные источники;
Анализ опыта коллег
Разработать комплекс мероприятий по развитию творческих способностей;
Внедрение в педагогическую практику;
Разработать рекомендации по развитию творческих способностей детей на основе занятий ДПИ;
Провести самооценку эффективности педагогической деятельности и поделиться опытом с педагогическим сообществом города.
Творчество – это целенаправленная деятельность человека, создающая новые ценности, обладающие общественным значением. Творчество всегда содержит в себе элементы новизны и неожиданности (И.Б.Гутчин)/
Современные ученые выделяют три уровня развития творческих способностей:
Генеративный (импровизация) – проявление творчества в рамках традиции.
Занятия по изобразительной деятельности (рисование, лепка) направлены на развитие у детей творчества. Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребёнок создаёт новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения.
Творческое задание – это учебное задание, содержащее творческий компонент, для решения которого обучающемуся необходимо использовать знания, приёмы, способы решения никогда им ранее не применяемые.
Частое проведение таких заданий приучает обучающихся постоянно думать и искать различные варианты выполнения учебных заданий. Воображение обучающихся получает время и пространство для своего развития.
— «Волшебная капелька» (рисование)- на лист бумаги наклеивается цветная капелька, нужно дорисовать, придумав свой сюжет;
— «Чудо-шар» (лепка)- либо «В стране цилиндров», «В стране конусов»; раскатать шар, добавляя детали, превратить в кого-нибудь (кот, смешарики)
— «Несуществующее животное» (рисование)- придумать животное, которое в природе не существует и которое ребёнок не видел ни в книгах, ни в фильмах;
— «Нечистая сила» (лепка)- по представлению (лешие, лесовики, домовые);
— «Волшебный кувшинчик» (рисование)- выдаётся шаблон кувшинчика, обвести его и превратить во что-либо (можно объединять несколько штук);
— «Братья по разуму»- инопланетяне, инособаки, инодеревья, летающие тарелки и др. Рисунок, рассказ, лепка;
Для развития творческих способностей обучающихся используются дидактические игры и упражнения:
— «Лото» (овощи, фрукты, ягоды);
— «Симметричные предметы» и т.п.
Планируемый результат: развитие творческих способностей детей, их фантазии, воображения, пробуждение в детях потребности в занятиях творчеством и самовыражение через творчество.
Методическая разработка «Народная игрушка».
1. Живое, непосредственное (не подготовленное учителем) восприятие.
2. Отражение этого восприятия в рисовании игрушек с натуры.
3. Беседы о промыслах, мастерах; рассматривание игрушек и фотофрагментов, выявляющих художественные особенности пластики, графики, цвета и т.д.
5. Свободные композиции по теме.
6. Свободные композиции по свободной теме.
7. Разбор работ и сопоставление-анализ выполнения заданий №2,5,6 проводится с подведением общей, итоговой оценки работ обучающихся. Эта итоговая оценка выводится из суммы частных, выставленных за: образность, выразительность (пластическую, графическую, цветовую), композицию, фантазию и декоративность.
Планируемый результат: формирование представления о декоративно-прикладном искусстве, народных промыслах.
Творческие задания как средство развития информационных компетентностей учащихся
Описание разработки
Развитие творческих способностей учащихся является актуальной проблемой для образования, в основе которого лежит комптенетностный подход. Для решения данной проблемы на своих занятиях я использую творческие задания.
Такие задания являются открытыми – они не имеют в принципе однозначных решений, требуют от ученика получения оригинального продукта.
Применяются следующие виды творческих заданий:
ü составление задач учащимися;
ü конструирование обратных задач;
ü реферат, информационное сообщение;
ü составление кроссворда по теме;
ü разгадывание ребусов по информатике;
ü составление тестов для контроля знаний по предмету;
ü создание видеороликов, мультфильмов;
ü создание тематических презентаций, плакатов, календарей;
Для своих курсов рабочие программы я разрабатывала таким образом, что после изучения определенного раздела учащийся должен выполнить творческое задание, проект (мультимедийная презентация, графическая работа, web-сайт, видеоролик, мультфильм и т. д) и представить его.
Чем чаще применяются на занятиях задания такого характера, тем активнее развивается воображение учащегося, творческое мышление, внимательность, наблюдательность, критичность, потребность к самовыражению и самореализации. Сначала оценивается каждый проект на занятии, затем устраиваются просмотры, выставки, конкурсы. Учащиеся с интересом смотрят работы других и учатся оценивать их. В ходе таких просмотров происходит рефлексия относительно своей работы, в последствии, ее доработка. Лучшие работы выставляются на городские, региональные, всероссийские и международные конкурсы, становятся призерами и их работы отмечают в разных номинациях.
При изучении курса «Создание компьютерного видеоролика в Adobe Premiere» творческие задания выдаются после каждой темы, придерживаясь принципа построения от простого к сложному:
Система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формирования полноценного восприятия художественного произведения
Под творческой работой понимают особую форму организации учебной деятельности, осуществляемой под прямым или косвенным руководством учителя, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью творчески выполняют различного вида задания с целью развития знаний, умений и личностных качеств.
Необходимо детей научить учиться, то есть развивать их познавательные и творческие силы и способности, спорить и доказывать. Таким образом, будет идти развитие совместной творческой деятельности.
Творчество и творческая деятельность определяет ценность человека, стремление к творчеству характерно для школы наших дней. Главное в идеях творчества – не дать угаснуть Божьему дару, не помешать расцвести “таинственному цветку” в душе ребенка.
Творчество доступно детям, более того, оно оживляет познавательный процесс, активизирует личность и формирует ее.
В творчестве осуществляются самовыражение, самораскрытие личности ребенка.
Уроки литературного чтения обладают богатыми возможностями творческого обогащения.
Практика организации творческой работы на уроках литературного чтения в начальной школе позволила сформулировать условия, способствующие ее эффективности:
– наличие системы в использовании заданий для организации творческой работы;
– разработка планирование заданий творческой работы, как по форме, так и по содержанию;
– соответствия уровня сложности заданий уровню учебных возможностей учащихся;
– последовательное усложнение содержания задач творческой учебной деятельности учащихся;
– стимулирование учащихся к выбору заданий высокого уровня сложности;
– разумное сочетание творческой работы с другими формами и методами обучения.
Развитие умения учиться у младшего школьника является одной из архиважных задач обучения в начальной школе. Это умение включает в себя следующие составляющие:
С этой целью на уроках литературного чтения практикую разнообразные виды творческих работ.
1. Творческие задания практического действия при работе с текстом на уроках литературного чтения.
Кроме немногих, все картины к художественным произведениям в учебниках по литературному чтению сюжетного характера. Их цель иллюстративная.
Лучше всего, если учитель будет идти от текста к иллюстрации и предложит ученикам, максимально опираясь на текст, устанавливать степень соответствия и несоответствия данной картинки содержанию того эпизода или места в тексте, к которому она относится.
Мною был опробован и показал неплохие результаты следующий прием детского иллюстрирования прочитанных текстов.
На одном из уроков я рассказала о том, как создаются художниками иллюстрации к произведениям. Сначала художник внимательно прочитывает весь текст и старается ярко представить себе все, что в нем изображено писателем. Художник задумывается над каждым действующим лицом и пытается разобраться в нем и его поступках. Потом живописец устанавливает, какой эпизод в произведении наиболее важен в смысловом отношении. Он рисует в своем воображении живую картину этого эпизода, а потом переносит ее на бумагу.
Свой рассказ я конкретизировала определенной, заранее отобранной иллюстрацией к знакомому детям тексту из учебника.
Интересную работу мы проводили по созданию своих диафильмов на основе прочитанного произведения.
– по материалу прочитанного произведения попробуйте составить свой диафильм, продумайте содержание отдельных кадров;
– какие строки из текста вы соотнесете с ними;
– определите количество кадров.
Это введение системы “заменителей” (условных обозначений) жанров, тем, героев, а также составление схематических планов и модели обложки книги.
Таким образом, моделирование позволяет:
– включить каждого ученика в процесс познания литературы как искусства слова;
– дать возможность ученику работать в соответствии со своими возможностями;
– создать игровую ситуацию при овладении читательскими умениями;
– поддержать интерес к художественной литературе;
– обогащать духовный мир ребенка;
– осознанно воспринимать художественные произведения. (Приложение №1)
Одно из самых интересных заданий для ребят– это работа с книжками – самоделками, каждая из которых изготовлялась детьми с творческой выдумкой и воображением. Есть книжки в форме елочки, грибка, домика, кораблика и т.д. Сами книжки дети изготовляли дома. Каждая книжка имеет свое название, которое представлял и защищал автор на конкурсе книжек в классе.
Например, у Юли Даниловой книжка “Котик вам расскажет” имеет силуэт котика. А у Данила Юдина “Веселый поезд”: странички – вагончики.
В этих книжках– самоделках дети записывают произведения только собственного сочинения. Это первые шаги в их творчестве, пусть не всегда удачные, но большинство ребят тянутся к такой работе, пытаются проявить себя.
2. Задания творческого характера речевой деятельности на уроках литературного чтения.
Начиная с 1-го класса учу детей не только грамотно отвечать на вопросы, заданные учителем, но и составлять вопросы по данному тексту. Эта работа формирует умение выделять главное как в общем, так и в конкретном случае составлять вопросительные предложения, предполагающие подробные или конкретные ответы (да, нет).
Цель творческого пересказывания – вызвать у учеников эмоциональный отклик на читаемое произведение, помочь им глубже осознать идею, пережить вместе с героем те чувства, которые заложены автором в произведении. Для творческого пересказывания отбираются произведения, позволяющие читателю поставить себя в положение литературного героя, понять его психологию, посмотреть глазами героя на тех людей и те события, о которых рассказывается в произведении. Творческий пересказ может вестись с изменением лица рассказчика или творческим дополнением к тексту автора. Почти всегда требуется работа по отбору материала или по добавлению к нему, т.к. пересказчику неизвестны какие-то факты или, наоборот, ему потребуется рассказать о переживаниях, которые не описаны автором.
Например, пересказывая рассказ Л.Н. Толстого “Прыжок” от лица сына капитана Бердияров Сережа опускает упоминания о поведение матросов, о том, какая участь ждет мальчика, когда он возьмет шляпу, и другие детали. Но Сережа подробно рассказал о том чувстве, которое вызвали у мальчика проделки обезьяны, описал состояние ужаса, пережитое мальчиком при взгляде на палубу, почему он повиновался отцовской команде.
Для развития творческих способностей использую написание детьми сочинений. Творческое сочинение вводит учащихся в чтение и разбор литературного произведения особым путем: они должны попытаться разрешить задачу, близкую к той, которую разрешил писатель в своем произведении.
Значение творческого сочинения как формы вводных занятий:
– привлечение внимания учащихся к теме изучаемого литературного произведения;
– мобилизация всех знаний, связанных с данной темой;
– упражнения в самостоятельном построении сочинения.
Все это должно обострить интерес учащихся к чтению и разбору произведения, повысить их наблюдательность, привлечь их внимание к таким сторонам литературного произведения, которые раньше ими не замечались.
Сочинения дети пишут на отдельных листочках и по своему желанию могут их проиллюстрировать, придавая им оригинальную форму: листка, снежинки, цветка и т.д.
Очень важным средством развития творческих способностей является составление сказок, рассказов, мифов, басен, стихов. Дети сами придумывают сюжеты, главных героев. Лучшие произведения зачитываются и обсуждаются.
Со 2-го класса пробуем писать стихи. Сначала это были рифмовки, продолжение поэтических строчек. Но гораздо больше ребятам самим быть в роли поэтов. На уроках литературного чтения дети очень любят минутки поэзии, на которых читают собственные стихи.
Хочу привести некоторые стихотворения.
Снег летит ко мне в окошко.
Засыпая все дорожки.
К нам во двор пришла зима.
Будет долгая она!
У меня есть кошка.
Она глядит в окошко.
И хочет поскорей
Найти себе друзей.
Осень золотая!
Как ты хороша!
Красные листочки,
Желтая трава.
Такая работа способствует развитию творческого воображения, чувства слова.
У детей имеются тетради для творческих работ. В них они учатся сочинять стихи, загадки, сказки, басни, хокку и другое. Именно в этой работе дети шаг за шагом открывают себя, развивают творчество и все это помогает им полноценно воспринимать любое художественное произведение.
Каждая сказка, как жемчужина из шкатулки мудрости и красоты, предлагает массу ситуаций для обыгрывания и слова– творчества.
Вот некоторые темы, которые подсказала сказка.
Сказки Х-К. Андерсена (предметные: “Штопальная игла”, “Серебряная монета”)– “Умные вещи” (возможность вжиться в образ собственного портфеля, зубной щетки, тапочек, будильника и посмотреть их “глазами” на мир).
Однажды я просмотрел на своего хозяина. Надо же, он совсем не такой, как я. Он совсем не такой круглый, как я. И у него нет таких стрелок, как у меня. Интересно, кто его заводит?
Прочитав сказку “Снежная королева” дети писали “Письмо Герде”
Вот некоторые из писем.
Герда, ты спасла Кая. И я поумнела от этой сказки. И если бы я потеряла Кая, то поступила, как ты. Дорогая Герда, твоя сказка самая добрая, которую я видела в моей жизни.
Герда, я тебя понимаю, тебе задали много испытаний. Я очень рад, что ты осталась такой же доброй. Я очень рад, что в тебя не попал осколок. Ты стала еще мужественнее. Герда, ты сильнее всех.
При чтении “Синей птицы” М. Метерлинк была подсказана такая тема, как “Разговор стихий” (ощущения воды, воздуха, земли, огня).
Прочитав произведение А.Сент-Экзюпери “Маленький принц” дети писали “Письмо Маленькому принцу”. Вот один из примеров.
Дорогой Маленький принц, если ты очень любишь свою розу и ей не будет хватать воды, то я попрошу своего знакомого сантехника, и он сделает тебе на планете водопровод, и ты всегда сможешь поливать свою розу.
Одним из видов сочинений, позволяющих научить ребенка высказывать собственную позицию по отношению к прочитанному произведению, является отзыв о книге. В нем ученик может не только высказать оценку прочитанному, но и глубже усвоить смысл произведения.
В своей практике я организую письмо отзыва следующим образом. В классе вывешивается лист картона с большим конвертом внизу. На листках учащиеся помещают свои отзывы, составленные по определенному плану. Затем проверяю поданные отзывы, ученики их переписывают, затем листочки вывешиваются в уголок чтения. Отзывы читаются товарищам. После ознакомления с ними всех учащихся отзывы складываются в конверт, в на их месте вывешиваются новые отзывы.
Не позднее 3-го класса я приучаю учащихся к ведению записей о прочитанном. Образцы этой записи показываю на отдельных уроках. В особой тетради (Дневнике) ученики записывают фамилию автора и название книги, чтобы у него получился перечень книг, им прочитанных. Он может записать тут же имена главных действующих лиц, чтобы при надобности (например, для рассказывания в классе) легче было вспомнить содержание книги. Желательно, чтобы тут же были рисунки ученика в связи с прочитанным и соответствующие подписи под рисунками. Учащимся, более сильным, можно рекомендовать делать выписки понравившихся мест.
Аннотация в книге помещается на обороте титульного листа. Из нее можно узнать, о чем говорится в книге, так как в аннотации есть сжатое изложение содержания. Часто аннотация пишется так, чтобы заинтересовать читателя.
Для написания аннотации к книге я предлагаю детям следующую памятку.
Памятка
3. Творческие задания игрового действия на уроках литературного чтения.
Наиболее эффективным заданием творческой работы считаю составление кроссвордов по прочитанным произведениям. Их составление повышает интерес детей к учению, развивает их наблюдательность, дает возможность полноценнее воспринимать художественное произведение.
Составление викторин к прочитанному произведению способствует более внимательному и вдумчивому отношению к произведению.
Эта работа нравится детям, и они стремятся читать произведение как можно внимательнее, чтобы составить викторину посложнее, а ответить на вопросы своих товарищей без ошибок.
Этот вид задания творческого характера надо выделить как особо важное иллюстративное средство, притом же применяется во всех классах начальной школы.
Детям предлагается представить чудесную сказочную ситуацию, вообразить действия героев сказки, предать их характер и настроение походкой, жестами, голосом.
Называю возможные формы драматизаций:
– пальчиковый театр;
– кукольный театр;
– костюмированные представления по известным произведениям;
– музыкальные инсценировки;
– спектакли по собственным сценариям.
Есть компонент творчества, без которого немыслимо создание нового. Это творческое воображение. Воображение– основа любого творчества. Большое значение в активизации творческой активности имеют игровые моменты, вносящие элемент занимательности в творческий процесс.
Одним из видов игры является составление сказочных объявлений и телеграмм.
Учитель стимулирует творчество детей. Так, учитель может спросить, какое объявление может дать Мальвина, ослик Иа-Иа, Медведь или Маша, доктор Айболит, дед Мазай, Дениска и его мама; кто дает данную телеграмму? Это чрезвычайно важная работа, несмотря на видимость шуточности, поскольку она требует от ребенка выявления определенной сюжетной линии литературного произведения. (“Ищу свой хвост”, “Учу детей грамоте”, “Лечу зверей и птиц”) или нравственной коллизии (“Жду гостей на свой день рождения”, “Меняю “Азбуку” на билет в кукольный театр” и т.д.).
Дети с большим удовольствием сами составляют сказочные объявления и телеграммы, оформляют их и предлагают своим одноклассникам. (Приложение №3)
4. Литературные игры творческого характера при работе с текстом на уроках литературного чтения.
Развивают творческое воображение и литературные игры, которые дают полноценнее воспринимать художественные произведения в дальнейшем.
Простое речевое творчество детей легко проявляется в игровой деятельности.
Привожу некоторые примеры таких игр, которые провожу на уроках литературного чтения со своими детьми.
Учителем или ребенком предлагается (произносится и записывается) начало поэтических строк придуманных самими. Ученики должны самостоятельно закончить, развернув дальнейший сюжет начатого. На выполнение игрового задания отводится определенное время. Можно разделить всех ребят на команды, предложив для выполнения разные стихотворные начала.
По окончании работы мини-поэтические тексты обсуждаются. Предлагается провести авторскую защиту своей творческой работы. Детей радует, увлекает такая работа, развивает их речевое творчество. Не случайно очень часто рождаются маленькие шедевры. Вот один из них.
Учитель.
Маленькая кнопочка.
Лежала в коробочке…
Аня Б.
Тут девочка пришла
И кнопочку нашла.
Марина Г.
Прошептала она:
– Ах, я одна. Ах, я одна.
Никому я не нужна.
Сережа Б.
Она вышла тихонько
И вдохнула легонько.
Юля Д. Попасть хотелось ей туда,
Куда звала ее душа.
Когда записан ответ на последний вопрос, листок весь разворачивается и с выражением читается получившаяся небылица.
Дети сами составляют цифровые диктанты по прочитанному произведению и предлагают их в виде игры своим одноклассникам.
Записывают дети только две цифры:
0 – если утверждение неверное и 1– если оно верно.
Цифровой диктант может быть проведен в устной форме или может быть записан на доске. Это один из наиболее интересных способов активизировать внимание детей, полноценнее воспринимать художественное произведение.
Можно использовать любое количество предложений цифрового диктанта, но удобнее когда их число кратно трем.
Один читает произведение, а другие мимикой лица, жестами, пантомимой реагируют на услышанное.
Или предлагается детям прочитать конкретный текст голосом героя-сладкоежки, ворчуна, по-медвежьи и т.д.
Все приемы задания творческого характера, о которых шла речь выше, помогают мне в своей педагогической практике существенно повысить качество уроков литературного чтения, активизировать мыслительную деятельность учащихся, воображение, стимулирует развитие умения учиться, полноценнее воспринимать любое художественное произведение.