что такое твинпорт на опель
Каких «сюрпризов» ждать от опелевского мотора 1.4 с технологией Twinport?
На самом деле ничего сверхъестественного в процессе эксплуатации мотор 1.4 Twinport (Z14 XEP) от автовладельца не требует. Качественные ГСМ, своевременная замена расходных материалов, то есть все то, в чем нуждается любой двигатель современного автомобиля. По «железу» мотор считается беспроблемным: при соблюдении вышеназванных условий его хватит на долгие годы и не одну сотню тысяч километров. Впрочем, это не значит, что двигатель совсем не будет требовать к себе внимания.
Например, цепной привод ГРМ вряд ли стоит рассматривать как вечный механизм. Его замена может понадобиться уже при пробеге 200.000 км и, между прочим, обойдется дороже комплекта ремня и роликов. Далее можно вспомнить пресловутый клапан EGR, который со временем может выйти из строя и потребовать замены или решения проблемы одним из «альтернативных» способов. Впрочем, о системе рециркуляции выхлопных газов мы довольно подробно рассказывали, так что не будем повторяться.
Соединенные тягой заслонки открываются и закрываются одновременно при помощи вакуумного регулятора, управляемого через электронный блок двигателя. На ряде модификаций (в том числе и на двигателе Z 14 XEP до 2006 г.в.) также используется реостатный датчик положения заслонок, позволяющий ЭБУ отслеживать работу системы.
Как видим, ничего сверхсложного Twinport собой не представляет. Тем не менее со временем система может преподнести автовладельцу «сюрпризы». Например, не так уж редко считывание кодов ошибок при появлении сигнала check engine может указать на неисправность датчика положения заслонок. При этом реальная причина может крыться даже не собственно в отказе самого датчика, а в выдаваемых им некорректных показаниях. Причиной этого являются люфты, возникающие в приводном механизме заслонок: механизм работает исправно, но на ЭБУ посылаются ложные данные.
По какой бы причине ни отказал Twinport, следствием будет ухудшение тягово-мощностных характеристик. В зависимости от того, в каком положении «зависли» заслонки, автомобиль начинает «тупить» либо в зоне низких, либо в зоне высоких оборотов. Возрастает расход топлива, загорается check engine, при чтении выдается ошибка Р1113.
В общем-то, эти симптомы и становятся поводом обратить внимание на Twinport. В зависимости от проблемы могут быть применены решения, которые впору назвать «народными», так как официально система считается неремонтопригодной, в случае чего коллектор меняется в сборе.
Стоит ли предпринимать какие-то превентивные меры к Twinport до наступления проблем, чтобы отдалить их возникновение? В ответ на этот вопрос специалисты вспоминают старую поговорку «Не мешай машине ездить». Просто так снимать коллектор смысла не имеет. Другое дело, если при выполнении других ремонтных работ придется иметь дело и со впуском. Вот тогда не будет лишним осмотреть систему, очистить ее каналы от отложений и при обратной установке убедиться в том, что все работает как надо. Банальное «глушение» Twinport (путем демонтажа заслонок или установки их в одном из положений) проблемы не решает, так как в этом случае в тех или иных режимах не будет возникать условий для качественного смесеобразования со всеми вытекающими из этого последствиями.
Ещё раз о технологии TWIN РORT или на хрена нам XЕР
Официальный сайт GM дает такое определение:
Остроумная технология, разработанная компанией Opel для бензиновых двигателей рабочим объемом до 1,6 литра с четырьмя клапанами на цилиндр, позволяющая экономить топливо. Управление геометрией впускного коллектора при помощи дроссельных клапанов, установленными в одном из двух впускных портов каждого клапана, а также высокая степень рециркуляции отработавших газов позволяют снизить расход топлива при обычных условиях вождения на величину до 10 процентов. В то время как при частичных нагрузках до 25 процентов рабочей смеси составляют отработавшие газы, максимальная мощность и приемистость двигателя при полной нагрузке остается неизменной.
Для начала заметим, что такая «остроумная технология» применялась в автомобилях Toyota еще 80 годах прошлого века. Система T-VIS (Toyota Variable Intake System) подозрительно похожа на разработку фирмы Opel, примененную в двигателе Z16XEP, которую сначала называли PDA (Port DeActivation). Но видимо слово deactivation навевало покупателей на грустные мысли и было решено заменить название на загадочное Twinport.
В чем суть технологии и зачем она нужна.
Дело в том что трудно создать одинаково хорошие условия для приготовления топливо-воздушной смеси во всем диапазоне оборотов и нагрузок двигателя. Конечно инженеры разработчики стараются спроектировать впускной тракт двигателя так что бы достичь максимальных результатов и по мощности и по экономичности. Но это к сожалению взаимоисключающие целевые установки. Одной из проблем, с которой встречаются разработчики, это низкая скорость воздушного потока, направляемого в цилиндры. Из за этого смесеобразование происходит не достаточно качественно, что приводит к худшему сгоранию смеси. Если уменьшить сечение впускных каналов, то скорость конечно увеличится, но на высоких оборотах уменьшенные каналы не смогут предоставить нужного количества воздуха. Отсюда родилась идея сделать впускной тракт с изменяемой геометрией, в зависимости от нагрузки и оборотов. Эта идея была реализована в двигателях, имеющих два впускных клапана (двойной порт — twin port ), следующим образом. Один из впус
кных каналов перекрывается заслонкой на режимах частичных нагрузок и уменьшает общее сечение впускного канала. На режимах полных нагрузок заслонка открывается и мотор дышит в полную силу. Заслоночка ставятся непосредственно у одного из впускных клапанов (т.е. 4 цилиндра — 4 заслонки). Это создает дополнительный вращающий вектор и смесь завихрятся в цилиндре. Это так же создает предпосылки для лучшего смесеобразования.
Теперь уместно было бы вспомнить тот факт, что одним из способов улучшить топливную экономичность, является направление части выхлопных газов обратно в цилиндры. Это не уменьшает мощность двигателя, но улучшает его экономичность и детонационную устойчивость смеси. Этим занимается система EGR, которая представляет из себя клапан, открывающийся при достижении определенных оборотов. На малых оборотах открывать клапан для выхлопных газов не желательно как раз по причине плохих условий для приготовления смеси. Но с внедрением системы Twinport эти условия резко улучшились и появилась возможность открывать клапан EGR раньше и пропускать большую долю выхлопа обратно в цилиндры. Именно тут кроются те 6% топливной экономичности, которые отделяют двигатель Z16XE (без Twinport) от Z16XEP (c Twinport). Причем, что важно, экономия происходит в режиме частичных нагрузок, то есть в режиме городской езды.
Не заметил никакого увеличения расхода топлива. Единственное, на холодную тупит на низах, но и ствин портом был тупняк, может чуть лучше…
Чем так хорош двигатель Opel 1.6 Twinport (Z16XEP)?
В 2002-м году компания Opel представила 1,6-литровый мотор Z16XEP. Будучи модернизацией двигателя Z16XE, он стал значительным шагом вперед. Например, ГБЦ лишилась гидрокомпенсаторов, для впускного коллектора предусмотрели заслонки с блокировкой половины каналов, была снижена масса цилиндров и поршней, применена охлаждаемая система EGR, в которой термостат управляется электроникой. Помпа охлаждения работает не от ремня ГРМ, а от ремня навесного оборудования.
В целом двигатель получил широкое распространение. Его устанавливали на такие модели как:
В нашем случае представлен двигатель 2006-го года, снятый с хэтчбека Opel Astra H. Подробнее о нем – в статье и видео:
Надежность двигателя
В отличие от предшественника, немецким мотористам удалось решить проблему с жором масла, даже при условии облегчения поршневой группы и утончения маслосъемных колец.
Сложности добавляет фирменная система TwinPort, потребуется очень точная регулировка тепловых зазоров и повышенное внимание к вентиляции газов в картере двигателя.
Дроссельная заслонка
Проблем с ее эксплуатацией нет. Возможно загрязнение масляным налетом, но он легко удаляется чисткой. После установки потребуется сброс предыдущих адаптаций, в противном случае заслонка будет несвоевременно добавлять обороты, действуя хаотично.
Каталог контрактных запчастей нашей компании предлагает широкий выбор дроссельных заслонок для двигателей Opel, поэтому подобрать необходимый вариант не составит сложности.
Мембрана клапана вентиляции картерных газов
Данный клапан в двигателе спрятан в пластиковую крышку. Наличие мембраны необходимо для сглаживания разницы давления газов в картере и впускном коллекторе, куда данные газы выводятся из двигателя.
Именно мембрана выступает слабым местом, подверженным образованию трещин. В этом случае в картере образуется разряженное пространство, причем его сила такова, что при работающем на холостом ходу двигателе человеческих сил не хватает, чтобы вытащить щуп проверки масла или открыть крышку горловины для доливки масла.
Вместе с этим начинается огромный жор масла, попадающего во впускную систему. В самых сложных случаях показатели расхода масла достигают 1 литра на каждые 100 пройденных километров. Происходит повышенный износ масляного насоса, а в случае израсходования всего запаса смазки, возникает риск заклинивания двигателя.
Разряженный воздух в картере засасывается в двигатель, приводя к появлению посторонних шумов, свиста и скрипа. Одним из признаков разрушения мембраны является увеличенное число оборотов двигателя в режиме холостого хода.
В такой ситуации повышенную важность играет своевременность обнаружения неисправности, пока она не привела к выходу из строя силового агрегата.
Если раньше требовалось полностью менять клапанную крышку в сборе, что требовало значительных финансовых затрат, то сегодня можно воспользоваться восстановленным клапанами, что существенно снижает стоимость устранения неисправности.
После того, как проведена смена мембраны, необходимо снятие впускного коллектора для очистки от масла.
Приобрести клапанную крышку для двигателя Opel вы всегда сможете в нашем магазине, перейдя в соответствующий раздел каталога контрактных запчастей.
Стук выпускного коллектора
Структура выпускного коллектора делает его похожим на многослойный бутерброд. Впускные каналы формируются за счет наличия в коллекторе перегородки, крепление которой осуществляется на несколько винтов.
По мере эксплуатации автомобиля крепеж ослабевает, появляются зазоры, заслонка начинает вибрировать, что приводит к появлению дребезжания. Шум схож с грохотом металлических шаров или стальной цепи. Со стороны может показаться, что возникла серьезная неисправность в двигателе, но все не так страшно, как кажется со стороны.
Устраняется проблема путем снятия и полной разборки впускного коллектора. Все элементы очищаются, а ребра дополнительно проклеиваются герметиком.
В каталоге контрактных запчастей нашей компании подобрать впускной коллектор для двигателя Opel не составит труда.
Ошибка по датчику положения заслонок TwinPort
Система TwinPort в числе прочего ограничивает подачу воздуха в цилиндры двигателя при работе на малых оборотах за счет закрытия заслонок прямых каналов. Работа заслонок осуществляется от вакуумного актуатора. В свою очередь впускной коллектор несет на себе потенциометр, отслеживающий текущее положение заслонок.
Сами по себе заслонки продолжают штатно работать даже после многих лет эксплуатации, но потенциометр, отвечающий за определение их положения, начинает ошибаться. Датчик неправильно позиционирует заслонку, что становится причиной возникновения на экране бортового компьютера ошибки P1113 (низкое напряжение датчика положения).
Существует несколько вариантов дальнейших действий, но их суть сводится к установлению правильного начального положения заслонок. Для потенциометра устанавливается минимальное исходное положение путем установки трубки на крепежную втулку датчика. Рычаг датчика соприкасается с втулкой, а за счет «искусственного» увеличения ее толщины, появляется возможность откорректировать начальное положение, принимаемое потенциометром.
В качестве альтернативных вариантов можно попробовать провернуть датчик или подпереть рейку заслонок самодельным упором. Возможно также усиление сопротивления потенциометра в среднем на 540-680 Ом путем его припайки к проводу коричневого цвета.
Появление ошибки может быть связано и с сильным загрязнением каналов продуктами горения или возникновением люфта хода заслонок.
В случае, если рейка заслонок в силу возраста износилась, ее меняют или просто глушат отверстия.
Модуль катушки зажигания
Используемый в моторе модуль зажигания полностью идентичен моторам Opel объемом 1,6 литра с дополнительной турбиной. Его стоимость на рынке в оригинальном исполнении составляет около 250 долларов. В качестве замены ему многие рекомендуют модуль-аналог от Delphi стоимостью в 90 долларов. Есть на рынке и более дешевые варианты, но их качество будет существенно ниже.
Основной проблемой модуля выступает пробитие искрой изоляторов при значительных пробегах. Особенно часто случается подобное при старых свечах. Как результат, пропуски зажигания, проблемы со стартом с места, появление ошибок на экране. Раньше места пробоев дополнительно изолировали, но сегодня проводят замену модуля зажигания на полностью новый или б/у.
Клапан EGR
Для двигателя предлагается клапан EGR с наличием обратной связи. Для его корректной работы целесообразно проводить чистку после двух замен масла или после каждой смены.
Ситуации, когда заклинивание клапана происходит в открытом положении – крайняя редкость. Признаком неисправности являются сложный пуск двигатель или глохнущий мотор в первые секунды после запуска.
Более распространенными симптомами выступают появление детонации, резкая потеря мощности или глохнущий мотор при переключении на «нейтралку». В большинстве случаев оказывается достаточно чистки клапана, но не исключено и перегорание сервопривода с необходимостью его замены.
Стоит признать, что проблемы с EGR для двигателей Z16XEP связаны не только с работой клапана.
Если вам требуется клапан EGR на двигатель Opel, заходите в каталог контрактных запчастей «АвтоСтронг», и выбирайте необходимый вариант.
Используемый на двигателе термостат с подогревом открывается при достижении охлаждающей жидкостью температуры в +105 градусов. В результате происходит снижение температуры жидкости в системе до +90 градусов.
Замена термостата обойдется в несколько тысяч рублей. Качественный аналог на рынке стоит около 45 долларов, и это при условии, что в последнее время стоимость на них существенно снизилась.
Заходя в каталог контрактных запчастей, вы сможете без проблем найти и заказать термостат для двигателя Opel.
Каналы подачи отработавших газов
Каналы обустроены во впускном фланце, расположенном между коллектором и ГБЦ. По ним газы поступают в вихревые каналы, не оборудованные заслонками.
Засорение каналов неминуемо, а вместе с ограничением поступления газов в системе оказывается обычный воздух. Установленный здесь лямбда-зонд распознает кислород, и принимает его за недостаточный уровень обогащения создаваемой топливно-воздушной смеси, сигнализируя об этом ошибкой.
Решается проблема путем чистки каналов, но данный процесс весьма трудоемкий, так как коллектор располагается за двигателем.
Форсунки
Основной проблемой для форсунок двигателя Z16XEP выступает подтекание топлива по уплотнительным кольцам. Купить запасные не представляется возможным, поэтому необходимо подбирать подходящие по размеру. Это могут быть колечки от двигателя Opel Z16XER или силовых агрегатов, устанавливаемых на отечественные автомобили Lada.
Приобрести бензиновые форсунки для двигателей Opel можно у нас, каталог контрактных запчастей магазина предлагает варианты для различных моделей силовых агрегатов.
Регулировка тепловых зазоров клапанов
Проверка тепловых зазоров для данного двигателя рекомендуется через каждые 100 тысяч километров пробега. Процесс весьма длительный, требующий подбора толкателей тарированной толщины. Всего их 17 вариантов. Для впускного клапана допустимый зазор 0,25мм ±0,04мм, а для выпускного несколько больше 0,3мм ± 0,04мм.
Отклонение величины зазоров от установленных норм приводит к пропускам зажигания, резкому падению мощности, возникновению дерганий двигателя. Зачастую при таких симптомах владельцы проводят ремонт других элементов, но никаких улучшений не наступает.
Прокладка масляного насоса
Протечки масла в систему охлаждения Z16XEP крайне редкое явление. Заметить его можно по более темному цвету жидкости. Причиной их возникновения могут быть проблемы с прокладками ГБЦ или корпуса масляного насоса.
Масляный насос устанавливается непосредственно на переднюю крышку мотора, к ней же крепится помпа. Отсутствие же теплообменника позволяет минимизировать риски соединения масла с охлаждением.
Необходимый масляный насос для двигателя Opel вы всегда найдете в каталоге контрактных запчастей «АвтоСтронг».
Поршни
Поршни обладают Т-образным профилем, компрессионные и маслосъемные кольца обладают высотой 1,2мм и 2мм соответственно, то есть они ниже колец, применяемых на двигателе Z16XE. За счет более высокого качества изготовления они обеспечивают отсутствие жора масла в «нормальном» режиме работы. Для цилиндропоршневой группы двигателя предусматривается единственный ремонтный размер.
Обращаясь в компанию «АвтоСтронг», вы можете купить двигатель для Opel Astra, Opel Meriva, Opel Zafira, Opel Vectra. Наш каталог контрактных запчастей объединяет десятки доступных силовых агрегатов немецкого производителя.
Наш сервис позволяет отслеживать автомобили Opel, имеющиеся на разборке в настоящее время, заказывая с них необходимые запчасти.
Twinport (Твинпорт) на Z16XE1
Сильно не ругайтесь, возможно выражаюсь косноязычно, профессия у меня совсем другая)) В данном видео чисто мои умозаключения о принципе работы твинпорта. Снял по просьбам трудящихся читателей)
Opel Astra 2007, двигатель бензиновый 1.6 л., 105 л. с., передний привод, роботизированная коробка передач — наблюдение
Машины в продаже
Комментарии 19
Приветствую, как нибудь решили проблему износа штока? И на что это вообще может влиять?
Здравствуй. Катаюсь так, вроде работает. Как появятся ошибки положения заслонок, так буду заморачиваться. Последствия… по идее самое заметное, это подергивания. Но они могут быть и из-за засранного ЕГР и каналов ЕГР. Если же заслонки вообще зависли, то зависит от того в каком положении они зависли, если в открытом, то будет ехать, но расход должен быть выше нормы. Если в закрытом, то тяжело будет развивать высокие обороты.
у меня каналы почищены пару недель назад, сам егр не чистил. Но я прошился недавно, отшив его и твинпорт. Поэтому думаю, сильно ли влияет это. Может просверлить их, вставить какую нибудь тонкую трубку и винт в нее, чтобы винт как напильник не работал.
Сами заслонки остались, а мозги их не видит?
Да, прошивка неофициальная, смогли отшить твинпорт. Но хочется все равно, чтобы ваакумник и заслонки работали. Летом буду колхозить, сверлить и шпильку какую нибудь вставлять
Получается сейчас заслонки постоянно в закрытом положении? Тяга на высоких норм?
я открыл их руками, тяга норм, но и расход 12 по городу
Вообще, то что меня беспокоило изначально, дерганья на малых оборотах, из-за чего я и полез каналы чистить, недавно решилось простой заменой свечей. Стояли иридиум нгк, заменил на подходящие для моего двигателя denso. Так что сейчас меня все устраивает в работе)
Вопрос еще такой. Когда чистил впуск, почему то он был весь в масле, что это может быть? Мембрана эта злополучная? Но вроде крышку и щуп не присасывает
Немного масла из вентиляции картера все-равно поступает, особенно если ездить на высоких оборотах. У меня тоже было немного масла и куча нагара, который не содрать.
Фотки не мои, с украинского форума, у себя всё руки не доходят проделать это, думаю это и есть причина ошибки, ну и износ штока тоже
У меня мотор тот же, снимал я коллектор, чтоб почистить заслонки рециркуляции отработанных газов, очень рекомендую туда заглянуть будете удивлены)) у меня же насос пашет, вакумник тоже работает, ошибка P111261 одна единственная весит, а всё дело скорее всего в датчике и причуда в том что там скорее всего выходит из строя резистор и на самой плате выгнила сквозная метализация которая соединяет верх платы с нижней её частью
У меня с твинпортом все нормально. Я снимал как раз таки каналы егр почистить, работу твинпорт снял для нуждающихся)
Спасибо большущее. Завтра еду в сервис. Сначала осмотрят внешне всю систему, если ничего в глаза не бросится, то будут снимать коллектор.
Кстати интересно, если раньше плавали обороты и была только ошибка P111261, то сейчас обороты стоят ровно. Подумал, что замена свечей и высокие обороты могли что-то прочистить. Но педальный тест показал, что появилась ещё одна ошибка P111262. Если правильно понял, то это отключение системы ТвинПорта.
Пожалуйста. Похоже мозг перешел в аварийный режим и теперь игнорирует твинпорт, соответственно расход должен вырасти, но работает стабильнее. Кстати, этот вакуумник можно снять без снятия всего коллектора, не удобно отсоединять шланги, но вполне реально. Сняв привод заслонок, можно проверить и свободно ли двигаются заслонки и вакуумник и, при наличии тестера, работу датчика положения заслонок. Снятие впуска думаю по цене может выйти в копеечку, поэтому можно начать со снятия привода заслонок, он на 2 болтах держится, по видео видно.
хех, не хотели мне диагностику делать. Говорят нечего там смотреть, или коллектор целиком менять или отшивать твинпорт. Типо чаще всего заслонки клинит.
Настоял на диагностике нормальной. И о чудо, оказывается у меня мелкий вакуумный клапан полетел, что под цифрой 7 на схемах и под номером 55561101 в каталогах. Заказал пьерьургский, держу пальцы в надежде, что забуду теперь об этой проблеме.
Вот и отлично! Эти чудо-сервисмены так и думают как бы сдернуть побольше денег с честного народа)) У нас этот клапан 2,2 тыс стоит, это несравнимо дешевле чем впуск целиком и можно самому поменять, там делов на 10 мин)