что такое турникеты в школе
Нужны ли в школах турникеты?
Турникеты в школах предназначены для повышения уровня защищенности учеников и помещений образовательных учреждений. Турникеты основаны на системе автоматического контроля доступа в здание школы, позволяющей обеспечить защиту от несанкционированного проникновения в школу посторонних лиц с помощью индивидуальных бесконтактных карт доступа.
Турникет обеспечивает ограничение доступа посторонних в здание школы, контроль посещаемости школы учениками и сотрудниками с возможностью мониторинга и составления аналитических отчетов, оповещение родителей о времени входа и выхода ребенка из здания школы с помощью SMS-сообщений, отправку школьных информационных сообщений родителям учеников о родительских собраниях и других школьных мероприятиях, о необходимости оплаты дополнительных образовательных услуг и т.д.
Услуга «SMS-информирование» (отправка SMS — сообщений на мобильный телефон родителя в момент входа и выхода ребенка из здания школы) предоставляется родителям на коммерческой основе.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Школа нестрогого режима: почему турникет в школе просто необходим
Конечно, я идеалист. То ли это знак зодиака на меня влияет, то ли профессия у меня излишне романтическая. Но мне просто на эмоциональном уровне не нравится идея турникета, пропускающего в школу только по карточкам и только детей и учителей.
Как-то это слишком режимно и очень ассоциируется с другими закрытыми учреждениями, где вход только по пропускам, а выход вообще под вопросом. Да и наверняка эти турникеты могут стать препятствием в случае экстренной эвакуации или в случае, когда у шестого класса физкультура на лыжах на улице. Ведь известно, что разрушительная мощь 6 класса ─ одна из самых непобедимых сил на свете.
Но бывают такие дни, когда я не просто согласна, я мечтаю о турникете.
Когда родителей не ждали
Однажды в субботу, например, было так. Я сидела в кабинете и готовилась к урокам. Впереди у меня три урока с подростками, спецкурс по подготовке к ЕГЭ и классный час в 8 классе. В планах ничего не забыть взять с собой и успеть сбегать в столовую, которая в субботу работает не как я, а до обеда. И тут входит группа родителей в верхней одежде в поисках моей коллеги-завуча. Невооруженным глазом вижу, что мамы на взводе, а папы хотят домой. Я говорю, что нужного им завуча нет, приёмный день у неё четверг до семи, о встрече в другое время можно договориться по внутришкольной сети, на следующей неделе у всех классов собрания, там она будет обязательно.
И понеслось! Расстроенные тем, что зря зашли, женщины в шубах начали коллективно наступать, повышать голос, требовать директора, изменения режима работы завучей и увольнения ряда педагогов. Закончилось благополучно. Дамы успокоились, но не без помощи супругов, конечно, и поделились проблемой, из-за которой мы познакомились. Оказывается, учительница по физике редко собирает тетради с домашними заданиями, а когда собирает и задания не выполнены, ставит двойки, и не разрешает их исправлять.
Был бы турникет, эта проблема потерпела бы до родительского собрания, а я бы успела поесть до уроков. И у подростков была бы в тот день сытая, позитивно настроенная учительница вместо голодной злобной тётки.
А в среду на той неделе было так. Зачем-то, видимо, так было необходимо, в школу пришла чья-то мама с грудничком на руках. Мы вели уроки, а она пыталась успокоить кричащего младенца. Мы сначала позакрывали двери в кабинеты, хотя это у нас не принято, и продолжили уроки. Но ребёнок плакал громко. На крики и вид грудного вскармливания сбежались пятиклассники, дежурный администратор и свободные учителя. Женщина, отстаивая своё право кормить ребенка где ей удобно, перешла границу спокойного общения. Конечно, ребенок, чувствуя эмоционально состояние мамы, успокаиваться не собирался. Дежурный администратор как-то всех развел в разные стороны. Минут десять урока пропали. Нагонять их буду на следующих уроках, то есть за счет чьих-то других детей. Возможно, этот эпизод помог уважению в обществе к кормящим матерям. Но, вообще-то, школа не для этого.
О доверии (и недоверии) учителям
Я понимаю, что нам, педагогам, страшно доверить своего ребёнка. Ну не заслужили мы доверия. И хочется время от времени своими глазами видеть и убеждаться, что с доченькой все в порядке. Или появляется потребность после вчерашней двойки за контрольную прийти и посмотреть в глаза этой химичке и этому директору, который их всех на работу понапринимал. И право такое за собой чувствуется. И моральное и (Именем Конституции!) в плане гражданских свобод. Но признавая свои права, доверяя себе в плане безопасности детей в школе, куда вы приходите без приглашения, готовы ли вы, уважаемые родители, так же доверять всем остальным родителям? Ведь если вы можете прийти в школу, когда считаете нужным, вести себя так, как считаете возможным, значит, любой родитель любого другого ребёнка может сделать то же самое. Вы готовы оставить своего ребёнка в школе, куда могут запросто входить и скандалить родители других детей? Ведь если одна семья считает себя вправе приходить и влиять на порядок в школе, она должна понимать, что все остальные семьи вправе делать то же самое.
Когда родителей ждёшь
Дело не в том, что я не хочу видеть родителей в школе. Я хочу. У меня и приёмные часы есть. В удобное для работающих родителей время, после шести. Если родитель предлагает встретиться, я ни разу не отказывалась. И сама такие встречи инициирую.
Я не хочу, чтобы одни родители, стараясь решить проблемы своего ребёнка, создавали трудности другим детям
Например, пытаясь на ходу поговорить со мной на перемене, не надо мешать мне готовиться к уроку. Или, приходя в неустановленное время без предварительной договоренности, не надо требовать, чтобы я выставила из кабинета ученика (у него тоже есть родители), с которым мы договорились встретиться и обсудить вопрос заранее. А в остальном я уверена, что работать с детьми можно только с поддержки их родителей. Когда родители хотят, умеют сотрудничать со школой, дети оказываются в выигрыше.
Например, в субботу в восьмой класс, где я классный руководитель, на классный час пришли родители и вместе с детьми спланировали праздники. В четверг написали, что придут. И пришли. И их встретила спокойная, заранее уведомленная учительница, предупрежденные дети, открытый и проветренный кабинет. И ушли они тоже спокойные.
И просто о безопасности
На самом деле, всю эту статью я начала не из-за злости на родителей с претензиями или подглядывающих в щелочку за математичкой двух бабушек из шестого класса (к ним мы даже привыкли). Все из-за мужика с пакетом. Это было в пятницу. Сидела в том же кабинете после планерке. Ничем важным, если честно, не занята. Пила кофе с конфеткой. И зашёл мужик с пакетом. Большим, черным, непрозрачным пакетом. И говорит: «Где у вас тут можно книги на продажу оставить?» Я чуть не подавилась. «Вы как прошли?» ─ спрашиваю. «Сказал, что я папа первоклассника, принес подарки к празднику». Я, конечно, психанула самым непрофессиональным образом. Прогнала. Он по боковой лестнице поскакал. Я к охране. Они говорят, что просто физически не могут знать всех пап в лицо. Ведь некоторые папы приходят редко, а у первоклассников они и мам не всех знают. И что? Любой мужик с пакетом может сказаться папой и принести что угодно.
«Школа окажется бессильна, только если исчезнет электроэнергия и весь город обесточит»
В саду, куда у меня пять дней в неделю ходит собственный ребенок, всё ещё страшнее. Чтобы войти, нужно набрать на домофоне номер группы и ответить, за кем ты пришёл. Мой муж, например, суровым низким голосом говорит: «За Владом». И дверь открывается. И занести можно хоть гранатомет. Вахтера нет, охранника нет.
Иногда я думаю, особенно после просмотра новостей, что, может, и правда, нужен хотя бы турникет…
Организация СКУД в школах: характерные особенности и специфика внедрения
Екатерина СОБКИНА, инженер компании «ПромАвтоматика»
Зачастую установкой и монтажом систем контроля и управления доступом (СКУД) в школах занимаются фирмы, не имеющие прямого отношения к отрасли систем безопасности. Отсутствие профессионального опыта может привести к организации системы, не учитывающей в полной мере все особенности объекта.
1. Основные требования к СКУД школы
Любая информационная система, внедряемая на объекте, должна учитывать его специфику, от этого напрямую зависит не только эффективность, но и удобство ее использования. Поэтому в первую очередь необходимо выделить главные требования к СКУД со стороны школы и определить полноту их реализации в устанавливаемой системе.
Эффективное управление доступом
● В школах не требуется настройка сложных режимов доступа, единственным правилом является невозможность проникновения на территорию посторонних лиц. Однако часто происходят ситуации, когда нужно пропустить человека, не имеющего пропуск. Это может быть ученик, забывший карту дома, или родственник, разово помогающий забрать ребенка из школы, рабочий, производящий ремонт, и т. п., поэтому для возможности выяснения обстоятельств допуска все случаи прохода, санкционированные охранником с пульта, должны обязательно протоколироваться системой.
● Некоторые системы позволяют также зафиксировать проход ученика без карты путем выбора охранником его из списка в программном интерфейсе.
● Фотоидентификация при проходе, т. е. всплывающая фотография, отображаемая на экране охранника. Помогает верифицировать личность проходящего и исключить использование идентификатора посторонним. При наличии интеграции с СВН или IP-камерами возможна также видеоидентификация.
● Каждый год из школы выпускается и принимается вновь большое количество учеников (от нескольких десятков до нескольких сотен), поэтому заведение карточек персонала и учащихся в СКУД должно быть не только простым и понятным, но и удобным. Возможность импорта данных, например, из таблицы Excel или стороннего сайта сильно упростит и ускорит данную работу.
● Контроль повторных проходов или antipassback. При наличии данной опции становится невозможным проход нескольких человек по одной карте доступа. Организуется за счет разделения территории объекта на зоны, ограниченные одной или несколькими точками доступа. Контроллером СКУД анализируется информация о нахождении каждого идентификатора (карты) и пресекаются попытки доступа из тех зон, где он в текущее время не зафиксирован. В случае школ способствует повышению дисциплины, пресечению передачи карты ученика, уже находящегося в школе, другому лицу и безошибочному определению местонахождения учащихся в экстренных ситуациях.
Соответствие требованиям МЧС
Физически контроль доступа достигается за счет ограничения возможности несанкционированного прохода на территорию объекта. К самому распространенному способу ограничения относится установка турникетов и ограждений при входе – для школ это вестибюль или фойе первого этажа здания. Для соответствия СКУД требованиям МЧС необходимо предусмотреть грамотное формирование зоны прохода, т. е. размещение ограждений и турникетов с соблюдением условий беспрепятственной эвакуации людей во время пожара. К числу таких требований относятся:
● Распашная калитка или легкосъемное ограждение должно располагаться на расстоянии не менее 1,5 м от дверного проема входа в вестибюль параллельно плоскости дверей.
● Ширина ограждения должна быть не менее ширины дверного проема входа в вестибюль, но и не менее 1,2 м.
Помимо этого при возникновении экстренных ситуаций СКУД должна обеспечивать разблокировку преграждающих устройств (турникетов, замков, ограждений) для прохода потока людей. Разблокировка может осуществляться как вручную охранником, так и в автоматическом режиме при соответствующем оснащении турникетов и ограждений.
Идентификация учащихся
Современные технологии предлагают массу различных способов идентификации личности, однако не все они могут использоваться в школьных СКУД.
Бесконтактные карты
Самыми распространенными из них на сегодняшний момент являются бесконтактные карты. Они удобны в использовании, имеют минимальную цену, а также допускают персонализацию, т. е. нанесение изображения, включающего персональные данные владельца или другую информацию. Кроме карт бесконтактные идентификаторы могут быть выполнены в виде брелоков и браслетов. Преимуществом брелоков является их более высокая стойкость к повреждению.
В таблице представлены основные формы бесконтактных идентификаторов, используемых в школах.
Сравнительные характеристики разных форм бесконтактных идентификаторов
* означает самое низкое значение показателя
Одним из наиболее важных параметров бесконтактных идентификаторов является формат, т. е. протокол взаимодействия карты и считывателя, который напрямую влияет на защищенность данных. Самым популярным все еще остается формат EM Marine, однако он совершенно не защищен от копирования и подделки.
Альтернативой ему может служить формат Mifare, являющийся на сегодня наиболее популярным и доступным среди карт с защитой от копирования. Идентификационные данные у таких карт хранятся во внутренней памяти, доступ к которой защищается специальным ключом, поэтому их копирование практически невозможно. Форма исполнения также варьируется от карт до брелоков, браслетов и проч.
Стоит отметить, что идентификаторы Mifare могут совмещать функции проездных или социальных карт и пропуска в школу, но считыватели для них стоят дороже, чем для EM Marine, и требуют специальной настройки.
Биометрия
В современных СКУД возможно использование в качестве идентификаторов биометрических признаков.
Самым распространенным на сегодня является отпечаток пальца. Его нельзя забыть дома или потерять, что удобно для учащегося. В отличие от карты его нельзя передать другому лицу, однако такой метод идентификации тоже имеет свои недостатки:
● большой поток одновременно проходящих учеников, грязные руки и царапины приведут к частому возникновению ошибок идентификации и, как следствие, очередей на входе и выходе;
● биометрические считыватели, как правило, невандалостойкие, что может привести к их частому выходу из строя;
● по сравнению со считывателями бесконтактных карт биометрические считыватели имеют более высокую стоимость;
● скорость считывания и распознавания отпечатка пальца ниже, чем идентификации карты, поэтому для обеспечения должной скорости прохода понадобится большее количество турникетов.
Идентификация без поднесения идентификатора (hands free)
Нужно упомянуть и о системах, регистрирующих проходы без поднесения идентификатора, организованных, например, на основе считывателей дальнего действия. Удобство использования, заключающееся в отсутствии необходимости каждый раз предъявлять идентификатор, перекрывается имеющимися недостатками:
● отсутствует физическое преграждение доступа;
● расположение металлического предмета рядом с картой, например телефона, существенно сокращает дальность считывания;
● ориентация карты относительно считывателя влияет на безошибочность идентификации;
● не определяется направление прохода при одновременном нахождении нескольких человек в зоне считывания.
Системы, использующие в качестве идентификатора распознанное лицо человека, также имеют особенности, не дающие преимуществ при использования в школах. К ним относится высокая стоимость и требовательность к месту установки, а также частое возникновение ошибок при большом потоке одновременно проходящих учеников.
Любые СКУД, не имеющие физического преграждения доступа (например, на основе терминалов учета рабочего времени), также значительно уступают в эффективности системам с использованием турникетов.
Информирование родителей
Информирование родителей о приходе и уходе ученика из школы, денежных средствах, потраченных на питание, дате родительского собрания или введения карантина – важный функционал СКУД для школ.
Информирование может быть реализовано разными способами:
● Предоставление online-доступа на сайт, где родитель сам может найти интересующую его информацию, например электронного дневника.
● Оперативное sms-информирование. sms формируется и отправляется СКУД автоматически при входе или выходе ученика из школы. Принимая во внимание то, что ученики могут выходить на улицу и на переменах, некоторые производители СКУД добавляют функцию подавления отправки sms при кратковременных выходах учащихся, что позволяет отправлять только значимые сообщения.
● Оперативное информирование при помощи рush-уведомлений. Рush-уведомления – наиболее современный способ информирования, используемый на смартфонах и планшетах. Рush-уведомление также отправляется системой автоматически при входе или выходе ученика из школы. Для получения уведомления необходима установка специального приложения на телефон и наличие мобильного интернета. Такой вид оповещения менее затратен по сравнению с sms, однако присутствует не во всех существующих СКУД.
Статистика и отчетность
Большинство современных СКУД позволяют не только управлять доступом, но и формировать отчеты на основе информации, хранящейся в их базе данных. Это могут быть сведения об учащихся и сотрудниках, о фактах совершенных проходов как в автоматическом режиме, так и санкционированных с пульта и фактах запрета доступа, а также данные о посещаемости и местонахождении учащихся на конкретную дату или отчетный период. Наличие автоматизированной отчетности значительно упрощает и ускоряет сбор статистических сведений.
Дополнительные возможности
Для большего удобства некоторыми производителями СКУД в состав программного обеспечения включается модуль автоматизации расчетов в школьных столовых. Он позволяет организовать безналичные расчеты за школьное питание при помощи той же карты, что используется для прохода, с возможностью оперативного информирования родителей о совершенных платежах.
Помимо сбора статистических данных об учениках СКУД может использоваться для учета рабочего времени персонала школы.
Возможно также расширение системы для организации контроля доступа во внутренние помещения, например, учительскую или хозяйственную часть.
Интеграция СКУД со сторонними системами
Некоторые производители СКУД ориентируются на удобство и эффективность использования интегрированных решений и реализуют механизмы взаимодействия с системами видеонаблюдения (СВН), охранно-пожарной сигнализации (ОПС), интернет-ресурсами и др.
Подключение к охранно-пожарной сигнализации позволяет полностью автоматизировать процесс разблокировки дверей и турникетов при возникновении пожарной тревоги.
Основной функцией интеграции с СВН является визуализация событий, т. е. просмотр видеоизображения или кадра, снятого IP-камерой, соответствующего событию входа/выхода. Используется в основном для установки личности прошедшего человека при возникновении происшествий.
Интеграция с интернет-ресурсами
Все более распространенной практикой становится донесение сведений об успеваемости учащихся при помощи ресурсов электронных дневников. При интеграции СКУД с такими ресурсами появляется дополнительная возможность информирования родителей о приходах и уходах учеников из школы.
Кроме этого некоторые производители СКУД реализуют в своих системах механизмы интеграции, позволяющие автоматически загружать с партнерских сайтов различную информацию, например, фотографии и сведения об учащихся, координаты родителей, используемые услуги и сроки их оплаты, что исключает двойную работу по занесению и актуализации данных. При этом со своей стороны СКУД может отсылать на сайт партнера дату/время зафиксированных проходов учащихся, информацию о совершенных платежных операциях и при наличии установленных IP-камер фотографии, сделанные во время проходов.
Турникеты в школе: за и против
Инициативная группа родителей лицея № 8 исследовала закон о персональных данных, требования пожарной безопасности и Конституцию России, чтобы запретить установку в школе турникета.
Директор лицея № 8 решила установить на входе турникет. Это не распоряжение Департамента образования, такое решение любой директор школы может принять самостоятельно — он ответственен за безопасность учеников.
С инициативой установить турникет в начале года вышла на лицей частная фирма. Сразу пояснив, оборудование, его установка и обслуживание — все фирма делает бесплатно. Но собрании председателей родительских комитетов — инициатива была поддержана. И лишь позже часть родителей решила вникнуть в вопрос.
Основные претензии родителей выглядят так:
1. Родители боятся разглашения персональных данных своих детей. По их информации, фирма, устанавливающая турникет, не имеет соответствующей лицензии на обработку персональных данных.
2. Школа не проводила конкурс на данную госзакупку. Согласно закону: «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
3. Установка турникетов противоречит требованиям пожарной безопасности.
4. Фирма собирается зарабатывать на детях и их родителях, а между тем государство гарантирует «беспрепятственный и бесплатный доступ к образованию».
5. И вообще все очень подозрительно.
Группа родителей начала распространять по школе свое обращение к родителям и даже встретилась с директором лицея. Но пока конфликт так и не разрешился. 18 мая в школе пройдет общее родительское собрание. Но, как говорит директор лицея, вопрос уже решен. И к 1 сентября турникет должен появиться. А кто не хочет получать карточку для прохода через турникет и платить за нее 150 рублей, может этого не делать, их ребенка в лицей будет пропускать дежурный администратор.
Представитель инициативной группы родителей Олег Иванов:
— Какая у турникета цель — вот в чем вопрос? От террористов он не спасает. Директор нам отвечает: «Я имею право». Хорошо, тогда как минимум, должен быть проведен конкурс. Мы ей все доводы свои изложили. Она нам сказала: «Я вас услышала». Но на следующий день после того, как мы были у нее на приеме, она начала продавливать классных руководителей, чтобы они быстрее собирали с родителей согласие на обработку персональных данных. Тогда мы и написали это обращение к родителям и стали его среди родителей распространять. Меня больше всего возмущает то, что в школе висит план пожарной эвакуации, там обозначен главный вход как основной при эвакуации. Наша школа же отличается от многих городских школ, это старый проект, и там просто мало места. Там давка на входе-выходе происходит при переменках всегда, даже сейчас, когда нет турникетов. Там не протолкнуться в коридорах. А они туда еще хотят поставить турникет, что запрещено категорически, есть техрегламент о безопасности.
— Потом я начал изучать вопрос о персональных данных. Посмотрел этой фирме в открытых источниках: она в 2015 году организована, зарегистрирована у директора фирмы на квартире. Я знаю по работе нормативы по обработке персональных данных. И эта фирма им вообще не соответствует. Я понимаю взрослые, наши телефоны есть уже во всех магазинах. Но когда дело касается детей, размещения где-то их фотографий. Они хотят вести видеофиксацию ребенка при его входе, привязать это все к его телефону, адресу. Там могут быть не просто злоупотребления, но могут быть и просто тяжелые последствия для ребенка.
Я не хочу, чтобы фотографией моего ребенка некая фирма распоряжалась без моего ведома. Подробности по здоровью нашего ребенка, по его успеваемости могут появиться в неких доступных источниках. Сомневаюсь, что эта фирма обладает компетенциями, чтобы эти персональные данные нормально обработать и главное защитить.
Вот у нас племянница ходит в 32 гимназию, бабушка ее забирает, и она говорит: «Вот сколько я ее туда приводила-забирала, турникет на время пересменки всегда выключен, зачем его тогда устанавливали — я не понимаю, почему родители за это платят я тоже не понимаю».
Директор лицея № 8 Алина Чолокоглы:
— Турникет устанавливают в целях обеспечения дополнительной безопасности. Время-то тревожное. Мы просто упорядочиванием вход в лицей. В начале 2017 года к нам от частной фирмы поступило предложение. На собрании трудового коллектива это предложение было поддержано. 10 марта этого года мы провели родительское собрание, на котором присутствовали председатели родительских коллективов классов или лица их замещающих. Большинство родителей поддержали эту идею. Установка и обслуживание турникета бесплатно.
— А на чем фирма собирается заработать?
— Они только входят на рынок, далее собираются развиваться, например, они собираются подключать к личному кабинету услугу питания (родители могут выбрать и оплатить то или иное питание в школьной столовой). Изготовление карточек — это 150 рублей. Карта изготавливается один раз и на весь срок. Наверное, они будут зарабатывать на смс-оповещениях (когда ребенок ушел, когда пришел), но это по желанию родителей.
— Как на ваш взгляд турникет может обезопасить? Родители боятся, что просто им будет сложнее пройти в лицей.
— Турникет — это дополнительный способ ограничения входа нежелательных людей. Если родителю необходимо пройти, пусть обращаются к администратору, к охраннику, к классному руководителю.
— С точки зрения возможной эвакуации — турникет не будет мешать?
— Мы никогда при тренировках не эвакуируем детей через этот вход. У нас есть еще четыре эвакуационных входа, через них мы детей и выводим. А вообще скорость прохождения через турникет: 30 человек в минуту. Так что все должно быть нормально.
Как пояснил нам ответственный за безопасность в лицее № 8 Владимир Бланк, по правилам пожарной безопасности действительно запрещено устанавливать турникеты. Но с 2017 года в свод противопожарных правил внесены изменения и если рядом с турникетом будет калитка размером не менее 1,2 метра и она фиксируется, то тогда установка турникета разрешена.
— У данной фирмы есть лицензия на обработку персональных данных?
— У них есть лицензия.
— Когда к вам родители приходили, вы почему-то не сказали им, что у фирмы есть такая лицензия.
— Я уточнила этот момент после беседы с родителям. Лицензия есть.
— Вы узнавали в других школах — их опыт установки турникетов?
— Они довольны, нет заторов, поток родителей немного сдержан. Тенденция к тому, что все больше школ устанавливают турникет. В случае если родитель по какой-то причине не хочет подписывать разрешение на обработку персональных данных своего ребенка, он их не подписывает. Тогда карточку его ребенку изготавливают обезличенную. Никакой фамилии и имени. Но 80 процентов родителей уже дали свое согласие. Случаев, чтобы забирали свое согласие обратно, не было. Хорошо, что у нас родители тревожные, это правильно. Родители должны принимать участие в жизни школы, мы только это приветствуем. Если родитель отказывается покупать карточку, тогда ребенок будет проходить в лицей через дежурного администратора.
В общем, ребенок, который в лицее учиться, пройти в него сможет: если не через турникет, так через охранника или администратора. Защитит ли турникет от террористов или иных преступников — мнения разнятся. В любом случае родители вправе знать, что происходит в школе и хотели бы, чтобы их мнение было учтено.