что такое турачка на судне
6.3. Швартовное устройство
Рис.6.32. Швартовное устройство
Рис. 6.33. Названия швартовных концов
Швартовные тросы (канаты). В качестве швартовных концов используются растительные, стальные и синтетические тросы.
Стальные тросы применяются все реже, так как они плохо воспринимают динамические нагрузки, требуют больших физических усилий при передаче с борта судна на причал. Наиболее распространенными на морских судах являются стальные швартовы диаметром от 19 до 28 мм. Хранят стальной швартов на ручных вьюшках, оборудованных тормозом, прижимаемым педалью к щеке барабана. На крупнотоннажных судах устанавливают швартовные вьюшки с приводом.
Широкое распространение получили швартовы, изготовленные из синтетических тросов. Они легче равнопрочных им стальных и растительных швартовов, обладают хорошей гибкостью, которая сохраняется при относительно низких температурах. Не разрешается использовать синтетические тросы, не прошедшие антистатическую обработку и не имеющие сертификатов.
Чтобы использовать положительные качества синтетических тросов различных видов выпускаются комбинированные синтетические тросы. На швартовых лебедках, где швартовы стальные, та его часть, которая идет на берег, изготовляется из синтетического троса в виде так называемой «пружины».
На судах, перевозящих наливом воспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки паров ниже 60°С, пользоваться стальными тросами разрешается только на палубах надстроек, не являющихся верхом грузовых наливных отсеков, если по этим палубам не проходят трубопроводы приема и выдачи груза. Применять на танкерах тросы из искусственного волокна можно только по специальному разрешению Регистра (при разрыве этих тросов возможно образование искр).
Для своевременного обнаружения дефектов швартовы должны не реже 1 раза в 6 месяцев подвергаться тщательному осмотру. Осмотр также необходимо производить после стоянки на швартовых в экстремальных условиях.
Рис. 6.35. Креп швартовых на береговой тумбе
Кнехты представляют собой парные чугунные или стальные тумбы, расположенные на некотором расстоянии друг от друга, но имеющие общее основание (рис. 6.36). Кроме обыкновенных кнехтов, в некоторых случаях, особенно на низкобортных судах, применяются крестовые кнехты, которые могут быть как двойные, так и одинарные.
Рис. 6.37. Крепление швартовного троса на кнехте
Для проводки швартовов с автоматических лебедок обычно устанавливают универсальные поворотные клюзы (рис. 6.39). Такие клюзы предохраняют трос от перетирания. На судах, следующих по Панамскому каналу, где проводка судна через шлюзы осуществляется с помощью береговых тягачей, обязательно устанавливают панамские клюзы, имеющие больший радиус кривизны рабочей поверхности, чем у бортового, и лучше приспособленные для работы со швартовами большого диаметра.
Рис. 6.39. Клюз универсальный
Киповые планки. Киповые планки предназначены для изменения направления швартова (рис. 6.40). На большинстве современных судов устанавливают киповые планки из отдельно стоящих двух-трех роульсов. Киповые планки без роульсов обычно применяют только на небольших судах при малом диаметре швартовного троса.
Рис. 6.40. Киповые планки:
а) – с тремя роульсами; б) – с двумя роульсами; в) – без роульсов
Роульсы уменьшают износ тросов и снижают усилие, необходимое для их выбирания. Отводные (палубные) роульсы устанавливают около швартовного механизма, что предотвращает перекос швартова на барабане (турачке) (рис. 6.41).
Вьюшки и банкеты. Для хранения швартовных тросов используют банкеты и вьюшки (рис. 6.42, 6.43). Последние представляют собой горизонтальный барабан, вал которого закреплен в подшипниках станины. По бокам барабан имеет диски, препятствующие сходу троса.
Рис. 6.43. Трос на банкете
Рис. 6.44. Бросательный конец
Конец крепят за огон швартова и последний подают через швартовный или буксирный клюз (рис. 6.45). Выброску укладывают в шлаги и, удерживая за свободный конец, бросают на причал. С помощью этого лёгкого троса на берег вытягиваются сравнительно тяжёлые швартовы. Бросательный конец изготовляют из линя длиной около 25 метров.
Кранцы применяют для предохранения корпуса судна от повреждения при швартовке. Мягкие кранцы чаще всего делают плетеными из старого растительного троса. Применяют также пробковые кранцы, представляющие собой небольшой шаровидный мешок, заполненный мелкой пробкой. В последнее время все более широкое применение находят пневматические кранцы.
Переносные стопоры. Выбранный с помощью механизма швартовный трос переносят на кнехты и закрепляют. Чтобы при переносе троса он не потравливался, на него предварительно накладывают стопор. Стопор крепится к рыму у основания кнехта или за обух на палубе судна.
При работе со стальными швартовыми следует использовать цепные стопоры с длиной цепочки не менее 2 м, калибра 10 мм и растительным тросом длиной не менее 1,5 м на ходовом конце (рис. 6.46). Применение цепных стопоров для растительных и синтетических тросов недопустимо.
Рис. 6.46. Удержание швартовного троса стопором
Стопор вытягивают вдоль швартова по направлению натяжения (рис. 6.47). Когда швартов взят на стопор, не следует резко сбрасывать с турачки или шпиля трос, чтобы рывком не оторвать стопор. Швартов следует сначала осторожно по-травить обратным ходом шпиля или брашпиля, не снимая шлагов с барабана, и только убедившись, что стопор надежно держит швартов, последний быстро переложить на кнехт. На больших судах могут применяться стационарные винтовые стопоры, в которых трос зажимается винтом между щеками. Стационарные стопоры установлены на палубе между клюзом или киповой планкой и кнехтом.
Рис 6.47. Переносные стопоры:
а) – цепной; б) – растительный
Выбирание и закрепление швартовных тросов значительно упрощается при использовании кнехтов с вращающимися тумбами. Швартов накладывают «восьмерками» на тумбу кнехта и подают на турачку брашпиля. При выбирании троса тумбы кнехта проворачиваются, свободно пропуская трос. После снятия троса с турачки брашпиля он не будет потравливаться, так как тумбы имеют стопор, который препятствует их повороту в обратном направлении.
Швартовые механизмы. Для выбирания швартовов могут быть использованы как специально установленные для этой цели швартовные механизмы (например, швартовные шпили, лебедки и т. д.), так и другие палубные механизмы (например, брашпили, грузовые лебедки и т. д.), имеющие швартовные барабаны.
Рис. 6.48. Использование турачки брашпиля
Для выбирания швартовных тросов на баке используют турачки брашпиля (рис. 6.48). Швартовые шпили устанавливаются для работы с кормовыми швартовыми. Они занимают мало места на палубе, привод шпиля располагается под палубой (рис. 6.49).
Рис. 6.49. Швартовный шпиль
Автоматические швартовные лебедки могут устанавливаться для работы с кормовыми и носовыми швартовами (рис.6.50). Швартов постоянно находится на барабане лебедки, не требуется его предварительной подготовки перед подачей и переноса на кнехты после обтягивания. Лебедки автоматически подтягивают судно, выбирая слабину троса, или потравливают слишком сильно натянутый трос при изменении положения судна относительно причала в процессе грузовых операций, во время прилива или отлива.
Рис. 6.50. Автоматические лебедки
Швартовное устройство должно содержаться в исправном состоянии, обеспечивающем его постоянную готовность к действию. Кнехты, швартовные клюзы, киповые планки, направляющие роульсы должны быть всегда достаточно гладкими для предотвращения преждевременного износа тросов. Ролики, роульсы и другие подвижные элементы должны легко вращаться, быть хорошо расхожены и смазаны. Цепные и тросовые стопоры, глаголь-гаки должны быть исправны.
При наличии автоматических швартовных лебедок и швартовных поворотных клюзов следует периодически проворачивать ролики клюзов и регулярно смазывать трущиеся части.
Стальной швартовный трос подлежит замене, если в любом месте на его длине, равной восьми диаметрам, число обрывов проволок составляет 10% и более общего числа проволок, а также при чрезмерной деформации троса.
Растительный трос подлежит замене при разрыве каболок, прелости, значительном износе или деформации. Синтетические канаты подлежат замене, если количество обрывов и повреждений в виде надрывов нитей составляет 15 % и более числа нитей в канате.
Швартовные устройства
Содержание
Общая характеристика швартовных устройств
Швартовное устройство предназначено для удержания судна у берегового или плавучего причального сооружения. Кроме этого, швартовное устройство позволяет перемещать судно вдоль причала на ограниченное расстояние.
В состав швартовного устройства входят:
Швартовные операции и удержание судна у причального сооружения обеспечиваются швартовными механизмами. Иногда для этой цели используются механизмы других устройств.
Обычную швартовную операцию можно разделить на три этапа: подход судна к месту швартовки на безопасное расстояние; сближение судна с причалом и гашение инерции его движения; швартовка и стоянка судна у причала. По району проведения швартовные операции делятся на портовые, рейдовые и морские.
Механизмы швартовных устройств
На судах морского флота для выполнения швартовных операций применяют механизмы, конструктивная классификация которых приведена на рис. 15.57. По типу привода механизмы швартовных устройств разделяются на паровые, пневматические, электрические и гидравлические.
Шпили
Шпили. Это- швартовные механизмы с вертикальным барабаном, дающим возможность принимать горизонтальный швартовный канат с любого направления. Шпили, устанавливаемые на судах любых размеров и назначений, служат для выбирания стальных, растительных и синтетических канатов. Обычно швартовные шпили имеют две или три скорости выбирания швартовного каната (малую, номинальную, наибольшую), что позволяет варьировать тяговые усилия и продолжительность работы. Швартовный шпиль имеет автоматический нормально замкнутый тормоз с устройством для ручного растормаживания (для безопасного выполнения работы). При прекращении подачи энергии к приводному двигателю тормоз должен удерживать турачку в неподвижном состоянии при действии в канате статического усилия, равного не менее 1,5 номинального тягового усилия шпиля.
Узлы крепления швартовных шпилей, баллеры и их опоры должны выдерживать разрывное усилие расчетного стального каната, приложенное к середине турачки. При этом расчетные напряжения не должны превышать 0,95 предела текучести материала.
У электрических швартовных безбаллерных шпилей (рис. 15.58) электродвигатель и приводной механизм, состоящий из трех пар цилиндрических зубчатых передач, смонтированы внутри барабана шпиля. Такая конструкция позволила уменьшить габариты, повысить надежность конструкции и КПД шпиля (из-за отсутствия червячных передач). Кроме того, сократилась трудоемкость монтажа шпилей на судне.
Баллерные однопалубные электрические шпили с подпалубным расположением двигателя и червячного редуктора (рис. 15.59, б) позволяют освободить палубу от механизмов и обеспечить удобную работу со швартовами. Однако неудобство эксплуатации ограничивает применение таких шпилей.
Этого недостатка лишены баллерные двухпалубные электрические шпили типов ШД (рис. 15.60, а) К (рис. 15.60, б) и гидравлических КН (рис. 15.61). Они обеспечивают хорошую защиту механизмов от атмосферных воздействий; трудоемкость их монтажа значительно снижена. Вертикально расположенный двигатель шпилей типов К и КН смонтирован на корпусе круглого в плане редуктора. В отличие от механизма с горизонтальным электродвигателем и червячным редуктором такое решение позволяет применить цилиндрический редуктор и повысить КПД передачи. Промежуточный баллер таких шпилей соединяется с баллером швартовного барабана и вертикальным валом редуктора с помощью фланцевых муфт.
Автоматический баллерный швартовный шпиль (рис. 15.62) снабжен устройством для автоматического контроля натяжения в швартовном тросе при изменении осадки судна или отливах-приливах. Часть шпиля предусмотрена для хранения каната. Она состоит из двух или трех турачек конической формы с общим баллером. Канат при выбирании наматывается в один ряд сначала на нижнюю турачку. При достижении верхней части конуса канат по специальной канавке переходит на следующую турачку и наматывается на нее. Для плотной укладки швартовного каната на турачки предусмотрен прижимной ролик.
При использовании автоматических швартовных шпилей канаты практически не подвержены воздействию внешней среды; снижается численность экипажа, участвующего в швартовных операциях; уменьшается площадь палубы, отводимая под швартовное устройство, так как отпадает необходимость во вьюшке для швартовного каната.
Швартовные лебедки
Швартовные лебедки предназначены:
Швартовные лебедки делятся на автоматические и неавтоматические.
Автоматические швартовные лебедки также должны:
В конструкции автоматических швартовных лебедок должна предусматриваться возможность использования их с брашпильной приставкой для выполнения якорно-швартовных операций.
По сравнению с традиционными швартовными механизмами швартовные лебедки сокращают количество подаваемых канатов и использование ручного труда, а также повышают безопасность швартовных операций.
Электрогидравлическая автоматическая швартовная однобарабанная лебедка ЛЭГША-6 (рис. 15.63, а и 15.64, а) имеет два канато-укладчика. Конструкция лебедки позволяет использовать ее в комбинации с брашпильной приставкой, а также производить динамическое торможение судна. Лебедка ЛЭГША-6 снабжена автономным гидроприводом, обеспечивающим плавную бесступенчатую регулировку скорости выбирания каната, бесшумность работы, надежное предохранение механизма от перегрузок. Однако опыт эксплуатации лебедки ЛЭГША-6 показал, что ее конструкция сложна и требует высокой квалификации обслуживающего персонала. Гидравлические автоматические швартовные однобарабанные лебедки MV показаны на рис. 15.63, б и 15.64, б, в.
Электрическая автоматическая швартовная лебедка ЛЭША-2 (рис. 15.65, а) не позволяет производить динамическое торможение при швартовке судна из-за возможных разрывов канатов. Кроме того, из-за высоких скоростей работы лебедки ЛЭША-2 без нагрузки требуется установка дополнительного гидропривода с насосом, работающим от самостоятельного электродвигателя. Указанные недостатки лебедки ЛЭША-2 снижают эффективность применения ее на судах.
Конструкция лебедки SMV (рис. 15.65, 6) в отличие от лебедки ЛЭША-2, позволяет эксплуатировать ее с брашпильными приставками. Для ускорения швартовных операций применяют двухбарабанные швартовные лебедки MV, в которых один привод используется для механизации работ с двумя канатами. При этом только один швартовный барабан может работать в автоматическом режиме. На лебедках MV и SMV могут применяться как стальные, так и синтетические канаты.
ТУРАЧКА
Смотреть что такое «ТУРАЧКА» в других словарях:
турачка — сущ., кол во синонимов: 1 • барабан (34) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
барабан — вал, цилиндр; тамбур; чанго, дамара, инструмент, поркюпайн, царга, тамбурин, бутара, обечайка, доли, нагара, турачка, баньгу, тимпан, бурат, тулумбас, набат, бочка, вьюшка, дхол, барабанчик, доол Словарь русских синонимов. барабан сущ. • тамбур… … Словарь синонимов
ТЮРИК — вост. и сиб. тюряк, тюрячок (от турить, гнать?) турачка и архан. турачек, мотушка, кубышка (лубочная, гнутая, или дуплянка) на оси, которую быстро вертят, погоняя ладонью, и наматывая на ее пряжу с воробьев. | Тюряк, род деревянной воронки, для… … Толковый словарь Даля
Морские термины — Эта страница глоссарий. # А … Википедия
двухпалубный шпиль — Якорный, якорно швартовный или швартовный шпиль, у которого привод расположен на палубе, находящейся ниже палубы, где расположены звездочка и (или) турачка шпиля. [ГОСТ 26069 86] Тематики палубные механизмы, судовые устройства EN double deck… … Справочник технического переводчика
Двухпалубный шпиль — 16. Двухпалубный шпиль D. Ankerspill in Zweideckausführung E. Double deck capstan F. Cabestan à deux étages Якорный, якорно швартовный или швартовный шпиль, у которого привод расположен на палубе, находящейся ниже палубы, где расположены… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ 26069-86: Механизмы палубные и судовые устройства. Термины и определения — Терминология ГОСТ 26069 86: Механизмы палубные и судовые устройства. Термины и определения оригинал документа: D. Ankereinrichtung Е. Anchor handling gear F. Appareil de mouillage Палубный механизм, предназначенный для отдачи и подъема якорей и… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Турачка
На палубе боцман проводит практические занятия среди матросов на знание судовой материальной части. Матросы стоят полукругом возле лебёдки. Боцман, показывая пальцем на турачку: «Запомните, это турачка! Повторяю, ту-рач-ка!», «Зураб, повтори, что это такое?», «А почему Зураб! Как что, так сразу Зураб. ».
На следующий день поднимаюсь на пеленгаторную палубу**, проверить антенное хозяйство. Справа по борту, на трапе, идущем вверх, стоит боцман с банкой солидола и кисточкой наносит жирным слоем смазку на ступени трапа и леерные ограждения***. Спрашиваю его, ты, что совсем с дуба рухнул! Зачем ты это делаешь?! Боцман невозмутимо отвечает: «Как зачем, дорогой! Чтобы не ржавело!»
Захожу на камбуз с проверкой судовой трансляции в поисках очередного короткого замыкания. Радиоточка находится над механической тестомешалкой. Рядом суетится повар с довольным выражением на лице, подхватывая переваливающееся через край тесто и причитая: «Вах, какое тесто сегодня удалось! Не успеваю подхватывать!»
Внимательно посмотрев на тестомешалку, сразу замечаю тоненькую струйку машинного масла вытекающего в чан с тестом из редуктора через не закрученное болтом технологическое отверстие.
Снимаю радиоточку с переборки**** и обнаруживаю внутри тараканью сходку, состоящую как минимум из нескольких сотен экземпляров, дружно поедающих изоляцию проводов. Поворачиваюсь к повару и говорю: «Вахо, есть предложение! Давай в твоё тесто тараканов добавим? Будет ещё вкуснее, как с изюмом!»
Перед выходом с камбуза взгляд падает на сегодняшнее меню:
Первое блюдо – супь скоцки
Второе блюдо – макарони скоцки
Третье блюдо – компоти суки
Видимо тут понадобится расшифровка:
Первое блюдо – суп с клёцками
Второе блюдо – макароны по-флотски
Третье блюдо – компот из сухофруктов
После очередной не удачной швартовки к плавбазе, практические занятия на знание швартовных механизмов и умение ими управлять. Матросы стоят возле той же лебёдки. Боцман, показывая пальцем на турачку: «Запомните, это турачка! Повторяю, ту-рач-ка, ТУ-РАЧ-КА!», «Гиви, повтори, что я сказал?», «Что ты ко мне пристал как банный лист! Спроси лучше у Зураба!».
Обеденное время. Захожу в офицерскую столовую. Картина не меняется, с грустью смотрю на два больших таза с жареной ледяной рыбой. Надоела она до чёртиков, видеть её уже не могу. Появляется буфетчик (практикант Батумского Мореходного Училища), спрашивает: «Радист, почему такой грустный, а?» Даже ответить не знаю, что. Просто настроения нет.
«Ты со мной поговори, я умный, и настроение хорошее будет», не унимается грузинский паренёк. Я возьми да спроси: « Автандил, вот вас в мореходке учат, а ты столицу Соединённых Штатов Америки знаешь?»
Буфетчик не растерявшись, сходу отвечает: «Хорошо учат. Конечно, знаю. Мексика!»
На шлюпочной палубе боцман тирует смазкой лопаря*****. Обращаю его внимание на то, что в дежурной шлюпке вёсла сложены не правильно, вальками****** в разнобой.
Боцман долго не может понять, что от него хотят, потом машет рукой и говорит: «Отстань, не видишь, я занят! Не знаю я никакого Валька! Сам ему скажи об этом».
В радиорубку заглядывает старпом. Радист, поставь хорошую музыку, да!
Музыка у меня была, взял из дома вместе с четырьмя томиками пьес Мольера, которые тогда так и не прочитал.
Музыка на магнитной ленте «Свема» 525 м. Репертуар следующий, Frank Zappa: “Sheik Yerbouti”, “The man from utopia”, “Apostrophe”, “Joe’s Garage Acts I, II & III” и т.д.
Альтернативы у грузин не было, как сейчас на выборах. Рыбу мы ловили сугубо под музыку дорогого Frank Zappa.
Понимаю, как им было не просто, и, как правило, через полчаса в радиорубке появлялась делегация с просьбой выключить хотя бы внешнюю трансляцию на палубы или сделать тише.
Палуба. Боцман. Швартовная команда. Закрепление материала по швартовным операциям. Боцман, положив несколько шлагов каната на турачку, спрашивает: «Томаз, что это такое?». Вокруг все подсказывают, скажи, скажи ему.
«Тамаз, это ТУРАЧКА, повтори, это ТУ-РАЧ-КА!», не унимается боцман.
Томаз, затушив ботинком о палубу сигаретный окурок: «Не буду я ничего говорить! Не знаю я, что это такое! Достал уже всех!»
Состав швартовного устройства
Швартовное устройство служит для крепления судна к причалу, борту другого судна, рейдовым бочкам, палам, а также перетяжки вдоль причалов.
В состав швартовного устройства входят:
швартовные тросы;кнехты;швартовные клюзы и направляющие роульсы;киповые планки (с роульсами и без них);вьюшки и банкеты;
швартовные механизмы (турачки брашпиля, шпиль, лебедки);
вспомогательные приспособления (стопора, кранцы, скобы, бросательные концы).
Швартовные тросы. В качестве швартовных концов используются растительные, стальные и синтетические тросы.Количество и размер тросов определяются согласно характеристики снабжения данного судна.
Стальные тросы применяются все реже, так как они плохо воспринимают динамические нагрузки, требуют больших физических усилий при передаче с борта судна на причал. Наиболее распространенными на морских судах являются стальные швартовы диаметром от 19 до 28 мм.
Широкое распространение получили швартовы, изготовленные из синтетических тросов. Они легче равнопрочных им стальных и растительных швартовов,обладают хорошей гибкостью, которая сохраняется при относительно низких температурах.
Наиболее удобны швартовы из полипропиленового или териленового тросов. Они по прочности уступают нейлоновым, но из-за меньшей упругости лучше фиксируют положение судна у причала и менее опасны в работе при использовании швартовых механизмов.
Особенно удобны полипропиленовые швартовы при заводке на большие расстояния, так как они плавают. В то же время они обладают небольшой устойчивостью к истиранию и оплавляются при трении. Не разрешается использовать синтетические тросы, не прошедшие антистатическую обработку и не имеющие сертификатов.
Чтобы использовать положительные качества синтетических тросов различных видов выпускаются комбинированные синтетические тросы. На швартовых лебедках, где швартовы стальные, та его часть, которая идет на берег, изготовляется из синтетического троса в виде так называемой «пружины».
Для своевременного обнаружения дефектов швартовы должны не реже 1 раза в 6 месяцев подвергаться тщательному осмотру. Осмотр также необходимо производить после стоянки на швартовых в экстремальных условиях.
На одном конце швартовного троса имеется петля − огон, который надевают на береговую тумбу или крепят скобой к рыму швартовной бочки. Другой конец троса закрепляют на кнехтах, установленных на палубе судна.
Крепление швартовного троса на кнехте
Кнехты представляют собой парные чугунные или стальные тумбы, расположенные на некотором расстоянии друг от друга, но имеющие общее основание. Кроме обыкновенных кнехтов, в некоторых случаях, особенно на низкобортных судах, применяются крестовые кнехты, которые могут быть как двойные, так и одинарные.
Швартовные тросы на кнехтах закрепляют наложением ряда шлагов в виде восьмерки таким образом, чтобы ходовой конец троса находился сверху. Обычно накладывают две-три полные восьмерки и только в исключительных случаях доводят число шлагов до 10. Чтобы не происходило самосбрасывания троса, на него накладывают схватку. Для крепления каждого швартова,поданного на берег, должен быть отдельный кнехт.
Клюзы. Для пропуска швартовов с судна на берег в фальшборте делают швартовный клюз — круглое или овальное отверстие, окаймленное литой рамой с гладкими закругленными краями. В настоящее время все более широкое применение находят универсальные клюзы, имеющие поворотную обойму и роульсы. Такие клюзы предохраняют трос от перетирания.
Киповые планки. В тех местах, где фальшборта нет, вместо швартовных клюзов устанавливают киповые планки, предохраняющие трос от перетирания и придающие ему необходимое направление. Имеется несколько типов киповых планок. Киповые планки без роульсов обычно применяют только на небольших судах при малом диаметре швартовного троса. Роульсы уменьшают износ тросов и снижают усилие, необходимое для их выбирания.
а) – с тремя роульсами; б) – с двумя роульсами; в) – без роульсов
Кроме киповых планок, для изменения направления троса применяют такженаправляющие роульсы, которые располагают на палубе у швартовных механизмов.
Вьюшки и банкеты. Для хранения швартовных тросов используют банкеты и вьюшки.
Последние представляют собой горизонтальный барабан, вал которого закреплен в подшипниках станины. По бокам барабан имеет диски, препятствующие сходу троса.
Подготовленное для швартовки рабочее место:
Кранцы применяют для предохранения корпуса судна от повреждения при швартовке. Мягкие кранцы чаще всего делают плетеными из старого растительного троса.
Применяют также пробковые кранцы, представляющие собой небольшой шаровидный мешок, заполненный мелкой пробкой. В последнее время все более широкое применение находят пневматические кранцы.
Швартовые механизмы. В качестве швартовных механизмов для выбирания и обтягивания швартовов используются шпили, швартовные простые и автоматические лебедки, брашпили (для работы с носовыми швартовыми).
Швартовые шпили устанавливаются для работы с кормовыми швартовыми.
Они занимают мало места на палубе, привод шпиля располагается под палубой.
Для выбирания швартовных тросов на баке используют швартовные турачки брашпиля.
Использование турачки брашпиля
Автоматические швартовные лебедки могут устанавливаться для работы с кормовыми и носовыми швартовами. Швартов постоянно находится на барабане лебедки, не требуется его предварительной подготовки перед подачей и переноса на кнехты после обтягивания. Автоматическая лебедка самостоятельно потравливает швартов при его чрезмерном натяжении или подбирает, если швартов получил слабину.
Переносные стопоры. Выбранный с помощью механизма швартовный трос переносят на кнехты и закрепляют. Чтобы при переносе троса он не потравливался, на него предварительно накладывают стопор.
Переносные стопоры: а) – цепной; б) – растительный
Стопор крепится к рыму у основания кнехта или за обух на палубе судна. При работе со стальными швартовыми следует использовать цепные стопоры с длиной цепочки не менее 2 м, калибра 10 мм и растительным тросом длиной не менее 1,5 м на ходовом конце. Применение цепных стопоров для растительных и синтетических тросов недопустимо.
Крепление переносного стопора к кнехту
Стопор вытягивают вдоль швартова по направлению натяжения. Когда швартов взят на стопор, не следует резко сбрасывать с турачки или шпиля трос,чтобы рывком не оторвать стопор. Швартов следует сначала осторожно потравить обратным ходом шпиля или брашпиля, не снимая шлагов с барабана, и только убедившись, что стопор надежно держит швартов, последний быстро переложить на кнехт.
На больших судах могут применяться стационарные винтовые стопоры, в которых трос зажимается винтом между щеками.
Удержание швартовного троса стопором
Стационарные стопоры установлены на палубе между клюзом или киповой планкой и кнехтом. Выбирание и закрепление швартовных тросов значительно упрощается при использовании кнехтов с вращающимися тумбами, которые начали применять в последнее время.
Швартов накладывают «восьмерками» на тумбу кнехта и подают на турачку брашпиля. При выбирании троса тумбы кнехта проворачиваются, свободно пропуская трос. После снятия троса с турачки брашпиля он не будет потравливаться, так как тумбы имеют стопор, который препятствует их повороту в обратном направлении.