что такое тук земной и роса небесная
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Быт. 27:28
Свт. Кирилл Александрийский
да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина
Свт. Филарет (Дроздов)
да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина
От росы небесной. В странах жарких, где дожди редки, недостаток сей восполняется обильною росою вечернею и утреннею. (Plin. Lib. XVIII. C. 41. In Bactris, Africa, Cyrene — siccitas coercet herbas, fruges noctumo tactas rore nutriens.)
Почему в благословениях и проклятиях росою означается влияние воздушных перемен на обилие или скудость плодов земных (Втор. 33:13, 28; Аг. 1:10-11).
И от тучности земной. Как степень земного плодородия зависит частью от растворения воздуха, частью же от свойства земли, то Исаак с дарами от росы небесной соединяет дары от тука земли; то есть желает потомкам своего сына обитания на земле, по свойству своему плодоносной.
Толкование на Книгу Бытия.
Сщмч. Ипполит Римский
да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина
О благословениях Исаака и Иакова.
Еп. Виссарион (Нечаев)
XXIX. Паремия, положенная на вечерне в понедельник шестой седмицы Великого поста (Быт. 27:1–41). В сей паремии повествуется о благословении Исааком Иакова.
И да даст тебе Бог от росы небесныя и от тука земли, и множество пшеницы и вина
«Да даст тебе от росы небесныя и вина», т. е. да дарует тебе Господь в обладание землю, обильно орошаемую росою и с тучною почвой; да благословит эту землю обильными урожаями хлеба и винограда. Благословляющий патриарх говорит о росе, а не о дожде, потому что в жарких странах дожди бывают редко, – в Палестине два раза в году – Дождь ранний в сентябре при сеянии, и дождь поздний в апреле при начале созревания плодов, – и земля напояется каплями росы, накопляющейся ночью чрез охлаждение испарений. Изрекаемое Исааком благословение относится не лично к Иакову и не к его ближайшим потомкам, ибо все они, до водворения в земле обетованной, были странниками (Деян. 7:6), а к народу израильскому, который действительно наследовал землю, обильную хлебом и вином, текущую медом и, при успешном скотоводстве, млеком.
Толкование на паремии из книги Бытия.
Лопухин А.П.
да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина
Толкование на Бытие 27:39
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на Бытие 27:39 / Быт 27:39
Иоанн Златоуст (
Ст. 39−40 И отвечал Исаак, отец его, и сказал ему: вот, от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше; и ты будешь жить мечом твоим и будешь служить брату твоему; будет же время, когда воспротивишься и свергнешь иго его с выи твоей
Так как ты сам, говорит, желаешь получить от меня благословение, то знай, что для меня невозможно сделать противное воле Божией; впрочем и тебе я испрашиваю (от Бога) наслаждение «от росы небесные»; знай, что ты будешь вести военную жизнь. «Мечем твоим жити будеши, и брату твоему поработаеши».
Но слыша это, никто не должен удивляться, что Иаков после этого, страшась брата, делается странником, и удаляется в чужую (землю); никто, судя по такому началу, не должен думать, что пророчество не сбылось. Если Господь обещает что-нибудь, то, хотя бы мы и видели вначале какие-либо случаи, противные обетованиям, — не будем смущаться: ведь невозможно, чтобы (обетования Божии) совершенно не исполнились. А так бывает для того, чтобы праведники, во всех случаях более и более прославляясь, ясно всем нам показывали обилие силы Божией (в них действующей). И это ты можешь видеть в жизни каждого праведника, если со тщанием будешь рассматривать все повествования о них; так и теперь случилось. Не на то смотри, что (Иаков) тотчас обратился в бегство, но подумай о последующей его славе, — о том, что, по прошествии некоторого времени, этот самый, сделавшийся для него страшным, брат оказывает ему такое почтение; и после бедствий в чужой стране, он пришел в столь великую славу, что потомство его распространилось до бесчисленного множества и целый народ стал называться его именем.
Источник: Беседы на книгу Бытия. Беседа 53.
Филарет (Дроздов) (1782−1867)
И отвечал Исаак, отец его, и сказал ему: вот, от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше
Будет в местах обитания твоего тучность земли и роса небесная свыше. Некоторые переводят сие место в знаменовании отрицательном: места обитания твоего чужды будут тучности земли и росы небесной свыше. Но и по первому переводу видно, что сие благословение менее подобного благословения Иаковлева.
Источник: Толкование на Книгу Бытия.
Ипполит Римский
И отвечал Исаак, отец его, и сказал ему: вот, от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше
Следует рассмотреть, имеет ли сказанное блаженным Исааком силу благословения или пророчества? Вот что он говорит: от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше. Действительно, впоследствии произошло так, что народ израильский поселился в земле Ханаанской, которую Иисус Навин разделил между ними (см. Ис. Нав. гл. 1). А слова и от росы небесной свыше означают то, что пророки, подобно облаку, оросили их, открыв им слова Божии.
Источник: О благословениях Исаака и Иакова.
Августин (354−430)
И отвечал Исаак, отец его, и сказал ему: вот, от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше
Почему же, будучи поруганным, Исаак благословил его? Теперь уже по необходимости, уже по принуждению отец сказал сыну: вот, от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше. И затем, чтобы не думал о себе хорошо: и ты будешь жить мечом твоим и будешь служить брату твоему. Тем не менее, чтобы ты не отчаялся о себе, поскольку можешь исправиться: будет же время, когда воспротивишься и свергнешь иго с выи твоей. И вот, он получит от тука земли и от росы небесной свыше.
Однако Исаак, будучи поруганным, не дает, но бросает ему свое благословение. Не случается ли и сейчас в Церкви такое, когда терпят злых людей, желающих внести беспорядок в церковную жизнь, и терпят ради мира, из необходимости сохранить мир допускают их к участию в общих для верующих таинствах? И подчас известно о них, что они злы, и лишь по случаю невозможно предать их суду: чтобы были понижены в звании, чтобы лишились его, чтобы были выгнаны вон, чтобы их отлучить. Если же кто настаивает на обвинениях, то это иногда ведет к проблемам для Церкви. Настоятель церковный тогда вынужден сказать следующее: «Вот, тебе твое от тука земли и от росы небесной свыше, пользуйся таинствами: ты ешь в осуждение себе, пьешь себе в осуждение. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем (1 Кор. 11:29). Ты знаешь, что допущен к таинствам ради мира церковного: все, что имеешь ты в сердце, порождает разлад и разделение. Вот поэтому ты будешь жить мечом твоим. Ведь что до того, что ты получаешь от тука земли и от росы небесной свыше, — ты не будешь жить этим. Нет в этом тебе наслаждения, не сладок тебе Господь (Пс. 134:3). Если бы ты наслаждался этим и Господь был сладок тебе, то ты подражал бы смирению Господа, а не гордыне диавола». Потому, сколько бы ни получал таинства смирения Господа от тука земли и от росы небесной свыше, не оставляет гордыни диавола, который всегда радуется распрям и раздорам (да не совершу я ничего такого!). — «Как бы ты ни участвовал в причащении от тука земли и от росы небесной свыше, ты все равно живешь мечом твоим, и от распрей с раздорами получаешь радость и страх. Поэтому измени себя — свергни иго с выи твоей!».
Лопухин А.П. (1852−1904)
Ст. 39−40 И отвечал Исаак, отец его, и сказал ему: вот, от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше; и ты будешь жить мечом твоим и будешь служить брату твоему; будет же время, когда воспротивишься и свергнешь иго его с выи твоей
«Жить мечом» — жизнь разбойнических нападений на караваны и путников, — такова, действительно, была жизнь идумеев. Пророчество Исаака на них сбывается с точностью. Сначала потомство Исава возрастает, богатеет и имеет царей раньше Израиля (Быт. 36:31). Но уже 1-й царь Израиля Саул имел успех против Едома (1 Цар. 14:47), а при Давиде все идумеи сделались рабами (2 Цар. 8:14), а затем, исключая отдельные восстания при Соломоне (3 Цар. 11:14), Ахазе (4 Цар. 14:7) и др., после разрушения остатков Едома (Ам. 9:11−12; Иер. 49:17), наконец, при И. Гиркане, через обрезание, окончательно вошли в состав Иудейского государства. Но «пришло время» — по Таргуму: «когда Израиль отверг иго закона, то Едом сверг с себя иго его», — и в лице Ирода Вел. и его дома Иудея приняла даже царей от идумеев.
Книга Бытия 27:39
Толкования:
Блж. Августин
И отвечал Исаак, отец его, и сказал ему: вот, от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше
Почему же, будучи поруганным, Исаак благословил его? Теперь уже по необходимости, уже по принуждению отец сказал сыну: вот, от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше. И затем, чтобы не думал о себе хорошо: и ты будешь жить мечом твоим и будешь служить брату твоему. Тем не менее, чтобы ты не отчаялся о себе, поскольку можешь исправиться: будет же время, когда воспротивишься и свергнешь иго с выи твоей. И вот, он получит от тука земли и от росы небесной свыше.
Еп. Виссарион (Нечаев)
XXIX. Паремия, положенная на вечерне в понедельник шестой седмицы Великого поста ( Быт. 27:1–41 ). В сей паремии повествуется о благословении Исааком Иакова.
Отвещав же Исаак отец его, рече ему: се от тука земли будет вселение твое, и от росы небесныя свыше
Лопухин А.П.
Ст. 39-40 И отвечал Исаак, отец его, и сказал ему: вот, от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше; и ты будешь жить мечом твоим и будешь служить брату твоему; будет же время, когда воспротивишься и свергнешь иго его с выи твоей
Свт. Иоанн Златоуст
Ст. 39-40 И отвечал Исаак, отец его, и сказал ему: вот, от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше; и ты будешь жить мечом твоим и будешь служить брату твоему; будет же время, когда воспротивишься и свергнешь иго его с выи твоей
Так как ты сам, говорит, желаешь получить от меня благословение, то знай, что для меня невозможно сделать противное воле Божией; впрочем и тебе я испрашиваю (от Бога) наслаждение «от росы небесные»; знай, что ты будешь вести военную жизнь. «Мечем твоим жити будеши, и брату твоему поработаеши».
Но слыша это, никто не должен удивляться, что Иаков после этого, страшась брата, делается странником, и удаляется в чужую (землю); никто, судя по такому началу, не должен думать, что пророчество не сбылось. Если Господь обещает что-нибудь, то, хотя бы мы и видели вначале какие-либо случаи, противные обетованиям, – не будем смущаться: ведь невозможно, чтобы (обетования Божии) совершенно не исполнились. А так бывает для того, чтобы праведники, во всех случаях более и более прославляясь, ясно всем нам показывали обилие силы Божией (в них действующей). И это ты можешь видеть в жизни каждого праведника, если со тщанием будешь рассматривать все повествования о них; так и теперь случилось. Не на то смотри, что (Иаков) тотчас обратился в бегство, но подумай о последующей его славе, – о том, что, по прошествии некоторого времени, этот самый, сделавшийся для него страшным, брат оказывает ему такое почтение; и после бедствий в чужой стране, он пришел в столь великую славу, что потомство его распространилось до бесчисленного множества и целый народ стал называться его именем.
Свт. Кирилл Александрийский
И отвечал Исаак, отец его, и сказал ему: вот, от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше
Свт. Филарет (Дроздов)
И отвечал Исаак, отец его, и сказал ему: вот, от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше
Будет в местах обитания твоего тучность земли и роса небесная свыше. Некоторые переводят сие место в знаменовании отрицательном: места обитания твоего чужды будут тучности земли и росы небесной свыше. Но и по первому переводу видно, что сие благословение менее подобного благословения Иаковлева.
Сщмч. Ипполит Римский
И отвечал Исаак, отец его, и сказал ему: вот, от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше
Следует рассмотреть, имеет ли сказанное блаженным Исааком силу благословения или пророчества? Вот что он говорит: от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше. Действительно, впоследствии произошло так, что народ израильский поселился в земле Ханаанской, которую Иисус Навин разделил между ними (см. Ис. Нав. гл. 1 ). А слова и от росы небесной свыше означают то, что пророки, подобно облаку, оросили их, открыв им слова Божии.
О благословениях Исаака и Иакова.
Благословение росы
С лово «роса» встречается в Библии 34 раза, и в первую очередь рассматривается как благословение. Оно используется поэтически и символически во многих местах и совершенно отличается от благословения дождя. Со времен Исхода еврейский народ по всей земле молился «Тфилат таль» — молитвой о росе, которая просит Бога вывести свет из тьмы, чтобы привлечь к Себе Самому Израиль, также как корень находит воду из росы.
Дождь всегда привлекает наше внимание, все кто был под дождем, поймут это. Его можно услышать в стуке капель дождя или шуме проливного ливня. Роса же, с другой стороны, молчалива. Она вообще не привлекает к себе внимания. Это можно рассматривать как более скромный, непритязательный вариант дождя — никогда не причиняющий ущерба; нежный, питательный и надежный.
Что такого особенного в росе?
Роса часто остается незамеченной, и нам нужно приложить усилия, чтобы осознать этот утонченный дар от Бога, который говорит о Его непоколебимой любви — Его милостях, которые появляются каждое утро.
Как и в случае с очень многими понятиями, о которых мы читаем в Библии, первый раз, когда понятие упоминается, является ключевым в понимании его значения. В Книге Бытия 27:28 Исаак благословляет Иакова словами:
«Да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина»
Роса в Библии говорит, прежде всего, о щедрости и божественном благословении. Видно, что она спускается вместе с манной и перепелами, которые Бог дал Своим детям в пустыне, и уподобляется учению Моисея. Это восстановление сил, дар и послание с небес — от источника жизни.
Благословение дождя хорошо известно и понятно. Бог посылает дождь как благословение и удерживает его, когда Он хочет исправить и привлечь к Себе внимание Израиля. Дождь является не только благословением, обусловленным поведением, но он также может стать проклятием, если это неправильный дождь в неподходящее время. Сильный ливень может уничтожить весь урожай пшеницы или ячменя, если он приходит слишком поздно. Роса, с другой стороны, безоговорочно появляется каждое утро. И это всегда благословение. Она поддерживает, принося нежное питание земле. Независимо от того, обращаем ли мы на это внимание или нет, роса всегда присутствует. Как бы долго мы ни игнорировали ее или не обращали внимания на ее присутствие, она появляется изо дня в день, не задавая никаких вопросов. как безусловная любовь Бога.
Вот еще несколько ключевых стихов, в которых упоминается «роса»:
«В день силы Твоей народ Твой готов во благолепии святыни; из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое.» (Псалом 109:3)
Чрево прежде денницы может относиться к самому раннему утру, когда появляется роса. Это говорит о свежести; силе ранней стадии жизни. Это ободряет, что Бог может обеспечить юношескую энергию, когда Он призывает нас сражаться вместе с Ним. Он всегда обеспечивает нам пропитание, когда мы с готовностью соглашаемся сражаться рядом с Ним и совершать подвиги вместе с нашим Богом.
«[Единство] как роса Ермонская, сходящая на горы Сионские, ибо там заповедал Господь благословение и жизнь на веки.» (Псалом 132:3)
Здесь псалмопевец пишет о великой радости Бога в нашем единстве: «Как хорошо и как приятно жить братьям вместе!» Это похоже на росу, которая связана с Божьим дающим жизнь благословением.
«Я буду росою для Израиля; он расцветет, как лилия, и пустит корни свои, как Ливан. Расширятся ветви его, и будет красота его, как маслины, и благоухание от него, как от Ливана.» (Осия 14:6-7).
В этом стихе Бог уподобляет Себя росе — великое благословение для Израиля, которое дает расцвет, рост, красоту и аромат. Этот стих также можно рассматривать как вдохновение для Тфилат Таль:
Тфилат таль — Еврейская молитва / молитва о росе
Пусть роса сойдет на благословенную землю.
Наполнит нас прекрасными небесными благословениями.
Пусть свет выйдет из тьмы, чтобы привлечь Израиль
К Тебе, как корень находит воду из росы.
Благослови нашу пищу росой.
Да насладимся мы изобилием, без недостатка.
Награди желание народа, следующего за Тобой
Через пустыню, как овцы, — росой.
Ты Адонай, наш Бог,
Который заставляет ветер дуть и сходить росу,
Для благословения, а не для проклятия.
Аминь.
Для жизни, а не для смерти.
Аминь.
Для полноты, а не для недостатка.
Аминь.
Какая замечательная молитва! Молясь этой молитвой за себя, помолитесь ли также и за Израиль? В частности, чтобы свет Иешуа, Который сиял из тьмы, привлек Израиль к Господу, как корень находит воду из росы.
Источник — oneforisrael.org
Перевод — Ирина Петра для ieshua.org
Последнее: 13.11. Спасибо!
Благословение Иакова
1 Когда Исаак состарился и притупилось зрение глаз его, он призвал старшего сына своего Исава и сказал ему: сын мой! Тот сказал ему: вот я.
2 Он сказал: вот, я состарился; не знаю дня смерти моей;
3 возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле, и налови мне дичи,
4 и приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру.
5 Ревекка слышала, когда Исаак говорил сыну своему Исаву. И пошел Исав в поле достать и принести дичи;
Исаак состарился, и зрение его ослабело. Он захотел благословить своих детей. Исаак любил первенца, Исава, а Ревекка – кроткого послушного Иакова. Но Промысл Господень действовал поверх их воли и предпочтений.
Исааку было открыто, что Исав продал Иакову первородство, и, видимо, отец находился в смущении по этому поводу. Можно ли благословить Исава после случившегося, какова воля Божия? Как человек, он очень хотел преподать ему благословение, но был покорен Промыслу Господню.
Исаак призвал Исава и повелел ему, отправившись на охоту, поймать дичь и приготовить кушанье, которое он любит. Очевидно, что он поступил так не по чревоугодию, а чтобы узнать волю Божию – благоволит ли Господь, чтобы он благословил Исава.
Впрочем, в древности люди считали, что для принятия озарения от Бога человек должен быть в силах, а не изнемогшим от голода или печальным. Отметим, что и в наши дни некоторые поступают неразумно, пытаясь поститься по уставу, строго воздерживаясь от пищи, но не имея ни смирения, ни бодрости, ни молитвенной обращенности к Богу, – и не выдерживают.
6 а Ревекка сказала сыну своему Иакову: вот, я слышала, как отец твой говорил брату твоему Исаву:
7 принеси мне дичи и приготовь мне кушанье; я поем и благословлю тебя пред лицем Господним, пред смертью моею.
8 Теперь, сын мой, послушайся слов моих в том, что я прикажу тебе:
9 пойди в стадо и возьми мне оттуда два козленка хороших, и я приготовлю из них отцу твоему кушанье, какое он любит,
10 а ты принесешь отцу твоему, и он поест, чтобы благословить тебя пред смертью своею.
11 Иаков сказал Ревекке, матери своей: Исав, брат мой, человек косматый, а я человек гладкий;
12 может статься, ощупает меня отец мой, и я буду в глазах его обманщиком и наведу на себя проклятие, а не благословение.
13 Мать его сказала ему: на мне пусть будет проклятие твое, сын мой, только послушайся слов моих и пойди, принеси мне.
14 Он пошел, и взял, и принес матери своей; и мать его сделала кушанье, какое любил отец его.
15 И взяла Ревекка богатую одежду старшего сына своего Исава, бывшую у ней в доме, и одела в нее младшего сына своего Иакова;
16 а руки его и гладкую шею его обложила кожею козлят;
17 и дала кушанье и хлеб, которые она приготовила, в руки Иакову, сыну своему.
Исав отправился на звериную ловлю, а Ревекка велела Иакову принять у отца благословение вместо брата.
Она приготовила кушанье из козленка, чтобы Иаков накормил им отца.
Юноша, привыкший во всем слушаться матери, не противился. Он лишь спросил: “А если отец заметит обман, не получу ли я проклятие вместо благословения? Брат мой человек с волосатой кожей, а у меня кожа гладкая”. Ревекка успокоила сына и обложила его руки кожей молодого козленка, чтобы обман не был раскрыт.
18 Он вошел к отцу своему и сказал: отец мой! Тот сказал: вот я; кто ты, сын мой?
19 Иаков сказал отцу своему: я Исав, первенец твой; я сделал, как ты сказал мне; встань, сядь и поешь дичи моей, чтобы благословила меня душа твоя.
20 И сказал Исаак сыну своему: что так скоро нашел ты, сын мой? Он сказал: потому что Господь Бог твой послал мне навстречу.
21 И сказал Исаак Иакову: подойди, я ощупаю тебя, сын мой, ты ли сын мой Исав, или нет?
22 Иаков подошел к Исааку, отцу своему, и он ощупал его и сказал: голос, голос Иакова; а руки, руки Исавовы.
23 И не узнал его, потому что руки его были, как руки Исава, брата его, косматые; и благословил его
24 и сказал: ты ли сын мой Исав? Он отвечал: я.
25 Исаак сказал: подай мне, я поем дичи сына моего, чтобы благословила тебя душа моя. Иаков подал ему, и он ел; принес ему и вина, и он пил.
26 Исаак, отец его, сказал ему: подойди, поцелуй меня, сын мой.
27 Он подошел и поцеловал его. И ощутил Исаак запах от одежды его и благословил его и сказал: вот, запах от сына моего, как запах от поля, которое благословил Господь;
28 да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина;
29 да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя – прокляты; благословляющие тебя – благословенны!
Благословение, которое Исаак должен был преподать сыну, не было обычным выражением любви или благопожеланием. Это было священнодействие, определяющее судьбы сыновей и их потомства, судьбы целых народов.
Исаак поставил Иакова господином над братьями, прорек, что Господь даст ему от росы небесной и от тука земного. На Святой Земле дожди редки, но недостаток влаги восполняет роса, обильно выпадающая утром и вечером.
Но это благословение имеет и символическое значение: роса небесная указывает на Божество Господа Иисуса Христа, Который станет потомком Иакова, а тук земной – на Его безгрешное человечество.