Что такое црпт в маркировке
Центр развития перспективных технологий создан для реализации глобальных проектов в цифровой экономике, формирует необходимую экспертную и технологическую инфраструктуру
На основе государственно-частного партнерства центр создает Единую национальную систему цифровой маркировки и прослеживания товаров — Честный ЗНАК
Она позволит сделать товарный рынок страны транспарентным и создать полноценную систему гарантии подлинности товаров. Для реализации проекта была создана дочерняя компания Оператор-ЦРПТ.
Центр обладает исключительными технологическими компетенциями и экспертными возможностями для того, чтобы обеспечивать полный цикл маркировки, прослеживания и локализации производства оборудования, вывода на рынок инновационных технологических решений.
ЦРПТ создает национальный каталог товаров — важную составляющую единой системы цифровой маркировки и прослеживания товаров.
Компания «ТрекМарк», находящаяся под операционным управлением ЦРПТ, представляет комплексные решения для системы маркировки и локализует производство необходимого для российского рынка оборудования.
ЦРПТ разрабатывает цифровую платформу для беспрепятственного движения товаров через границы стран Евразийского союза.
Соглашение гармонизирует порядок обмена информацией между странами и применяемые средства маркировки, что позволит объединить создаваемые или уже запущенные в странах системы и даст возможность увидеть движение товара с момента ввода в оборот до момента продажи.
ЦРПТ как система цифровой идентификации и прослеживания товаров
ЦРПТ, или Центр развития перспективных технологий образован в 2017 году для внедрения цифровых решений в экономике. Наделенный исключительными компетенциями, формирует основу, позволяющую отслеживать полный цикл движения продукции, производимой не только в РФ, но и ввозимой из-за границы. Такая мера позволяет создать полнофункциональную систему гарантии качества продаваемого товара, защитить бизнес и конечного потребителя от контрафакта и контрабандной продукции.
При создании ЦРПТ использована форма государственно-частного партнерства. Так, 50 % принадлежит USM Holdings, 25 % — госкорпорации «Ростех» и 25 % — «Элвис-Плюс групп». Подобная модель сотрудничества позволяет реализовывать проекты быстрее, чем государственная. Это обусловлено тем, что бизнес-сообщество наиболее заинтересовано в прозрачности рынка, а государство — в повышении налоговых поступлений и исключении коррупционной составляющей.
Пройдите опрос и узнайте стоимость внедрения
маркировки «под ключ
В ноябре 2017 года, после удачного завершения эксперимента по маркировке шуб, проводимого совместно со странами-участницами ЕАЭС, Правительством РФ принято решение о разработке системы тотальной прослеживаемости оборота отдельных категорий товаров в России. Внедрение инноваций планировалось проводить поэтапно, без ущерба для бизнес-процессов.
В декабре 2017 года Президент РФ одобрил предложение Правительства РФ о создании системы мониторинга, однако окончательно решение было принято в феврале 2018-го. Распоряжением № 791-р от 28 апреля того же года была утверждена модель работы системы, базирующейся на следующих основных принципах:
Предполагалось, что созданием ИС и последующим техническим сопровождением будет заниматься непосредственно ЦРПТ. Но, учитывая то, что последний в настоящее время занимается реализацией нескольких других глобальных цифровых проектов, принято решение, что эти функции будут переданы ООО «Оператор-ЦРТП » — дочерней организации Центра. Ее полномочия закреплены Распоряжением Правительства РФ от 3 апреля 2019 № 620-р.
Касса для маркировки Атол Sigma 7
Касса для маркировки Эвотор 7.2
Сканер для маркировки Vioteh VT2420
Оператор ЦРПТ : как подготовиться бизнесу для работы в системе
Первоначально для маркировки было решено применять технологию радиочастотной идентификации (Radio Frequency IDentification). Однако из-за высокой стоимости RFID-метки было принято заменить на более дешевый вариант — Data Matrix. Двумерный код отличается существенным объемом памяти (до 2 000 байт) и легко читается даже с поврежденной марки. Кроме того, бизнесу нет необходимости приобретать дополнительное оборудование, так как он считывается обычным 2D-сканером.
За маркировку и прослеживание товара отвечает Единая информационная система «Честный ЗНАК». Платформа обеспечивает прозрачность экономических процессов и защищена от несанкционированного доступа извне. Весь процесс цифровой идентификации выглядит следующим образом:
Информация о передвижении на любом этапе автоматически передается в ИС Оператора ЦРПТ и предоставляется контролирующим органам, в том числе ФНС. Также доступна функция «Общественный контроль» — с помощью специального приложения, потребитель, считав Data Matrix, может получить полную информацию о производителе и качестве товара еще до его приобретения.
1. Задай вопрос нашему специалисту в конце статьи.
2. Получи подробную консультацию и полное описание нюансов!
3. Или найди уже готовый ответ в комментариях наших читателей.
Архитектура системы выстроена таким образом, чтобы ритейлерам, кроме онлайн-касс и сканеров, не потребовалось дополнительное оборудование. Вместе с тем, некоторые производители могут столкнуться с трудностями при нанесении идентификатора. Так, если в пищевой отрасли маркировку можно нанести типографским способом вместе с наименованием и другой информацией, то на лекарственных препаратах такой способ не всегда приемлем.
В целом для работы с маркированной продукцией предпринимателю потребуется:
Информация о последних новостях в сфере маркировки, проводимых ООО «Оператор ЦРПТ » мероприятиях, содержится на официальном сайте компании — честныйзнак.рф. Также здесь размещены ответы на многие интересующие вопросы, касаемые цифровой идентификации продукции: какие товары подлежат идентификации, что делать в случае обнаружения подделки, какова ответственность за нарушение маркировки и прочие. Кроме того, на портале потребитель может скачать приложение, с помощью которого предоставляется возможность проверить приобретаемый товар на подлинность.
Для бизнеса доступны сведения о требованиях к оборудованию для работы в системе маркировки, параметрах совместимости ПО и т. д. Также предоставляется функция «Проверка сканера», где предприниматель может протестировать свое оборудование на возможность считывать код DataMatrix, и при необходимости скачать инструкцию по настройке. Бизнесменам нужно знать, что для участия в обороте маркированных товаров обязательна регистрация в системе «Честный ЗНАК» (за исключением пилотных проектов, предполагающих добровольное участие).
Личный кабинет ЦРПТ — краткая инструкция по работе в системе
Чтобы стать участником системы, бизнесмену необходимо подать заявку на регистрацию, получить усиленную квалифицированную электронную подпись (перечень документов, необходимых для ее оформления представлен на сайте ИС) и авторизоваться на портале.
При первом входе в личный кабинет ЦРПТ нужно заполнить профиль компании или ИП. Пошагово это выглядит следующим образом:
Договор формируется автоматически и подписывается со стороны бизнесмена с помощью КЭП. В дальнейшем статус подписания можно отслеживать в разделе «Пользователь» —> «Документы от оператора».
ЭДО Лайт от ЦРПТ — бесплатный сервис для малого бизнеса
Оператор предоставляет бесплатные услуги электронного документооборота, поэтому при отсутствии ЭДО нужно оформить заявку на подключение. Сервис интегрирован в ЛК пользователя и позволяет обмениваться юридически значимой документацией.
Разработанный инструмент в основном предназначен для представителей малого и среднего бизнеса с целью упрощения их работы в ИС. Функциональность ЭДО Лайт от ЦРПТ направлена на работу исключительно с маркированной продукцией и ограничена возможностью передачи не более 1 000 документов в год. Обмен неформализованными документами не поддерживается.
ЦРПТ как система цифровой идентификации и контроля перемещения товаров
В данной статье вы узнаете о том, что такое ООО «Оператор ЦРПТ», какую роль он играет в экономике страны и как подготовить бизнес к работе в данной системе. Вы узнаете о последних новостях в сфере маркировки товаров, а также о возможностях личного кабинета ЦРПТ.
ЦРПТ, или Центр развития перспективных технологий был основан в 2017 г., для обеспечения внедрения цифровых решений в российскую экономику. Получив особые возможности, ЦРПТ создает условия, обеспечивающие возможность контроля за полным жизненным циклом не только отечественного, но и иностранного товара. Данная мера даёт возможность формирования полноценной системы гарантии качества реализуемой продукции, а также позволяет защитить покупателей от приобретения поддельных товаров.
В ноябре 2017 г. был удачно завершен эксперимент по маркировке шуб, который проводился вместе со странами, участницами ЕАЭС. Тогда же Российское правительство предложило создание системы общего контроля перемещения товаров на территории РФ. Введение новой системы работы предполагалось в несколько этапов, чтобы не нанести сильного ущерба бизнес-процессам. Уже в конце 2017 г. данное предложение было одобрено Президентом России, но окончательное решение приняли только к февралю 2018 года. Позже в апреле 2018 г. была утверждена общая модель работы:
Нанесение идентификаторов на каждый производимый или ввозимый товар.
Формирование общей информационной базы, в которой будут содержаться данные о полном жизненном пути товара, начиная от его изготовления (или ввоза) и заканчивая реализацией конечному потребителю.
Юридическая значимость сведений, пересылаемых в ИС участниками оборота, а также назначение ответственности за их некорректное или несвоевременное представление.
Формирование национального каталога, который бы включал в себя все данные о маркируемом товаре.
Доступность сведений о товарах, изготовленных в России, кроме запрещённых и ограниченных в распространении.
Изначально предусматривалось, что формированием ИС и последующим её техническим сопровождением будет заниматься непосредственно ЦРПТ, но так как позже они стали реализовывать ещё несколько крупных и значительных цифровых проектов, данные функции были переложены на дочернюю компанию ООО «Оператор-ЦРТП». На данный момент её полномочия закреплены на законодательном уровне.
Оператор ЦРПТ: как подготовить бизнес к работе в системе
Изначально для маркировки товаров использовались RFID-метки, но из-за их высокой себестоимости, было принято решение о замене идентификаторов более экономичными кодами DataMatrix. Данный код имеет большой объём памяти (до 2000 байт) и может распознаваться даже с поврежденной этикетки. К тому же участникам оборота нет необходимости в приобретении большого количества дополнительного оборудования, ведь DataMatrix распознаётся простым 2D-сканером.
Этапы цифровой идентификации:
Изготовитель, либо импортёр маркируют каждый произведённый, либо ввезённый товар.
Все последующие участники оборота отмечают в системе все перемещения товара, вплоть до ритейлера.
Ритейлер принимает товар путём сканирования маркировочного кода и отображает его в системе учёта.
При реализации товара конечному потребителю, ККМ перенаправляет данные об убытии товара ОФС, а тот, в свою очередь, в систему ЧЗ.
Данные на каждом этапе перемещения маркированного товара поступают в ИС оператора ЦРПТ, а также в остальные контролирующие органы, включая Федеральную налоговую службу.
К тому же есть функция «Общественного контроля». Так при помощи специализированного приложения, любой желающий может получить доступ к данным об изготовителе и подлинности товара ещё до его приобретения.
Система работы с маркированными товарами продумана таким образом, чтобы розничным продавцам не потребовалось никакого дополнительного оборудования, кроме ККМ и 2D сканера штрих-кода. Однако некоторые изготовители могут столкнуться со сложностями в нанесении маркировочных кодов. Так, например, если в пищевой промышленности маркировочный код можно будет нанести в типографии вместе с общими данными (названием, составом и т.п), то при изготовлении, например, медикаментов, данный способ будет неприемлемым.
В общем, для работы с маркированными товарами предпринимателю необходимо:
Зарегистрироваться в системе ЭДО. Лучше заблаговременно выбрать оператора.
Приобрести оборудование для работы с маркировочными кодами (ККМ, 2D сканер штрих-кодов).
Установить необходимое кассовое ПО или, по возможности, обновить имеющееся.
Заключить договор с ОФД.
Создать учётную систему, для хранения и учёта маркировочных кодов.
IT-решение для интеграции с ИС.
Возможности официального сайта ООО « Оператор – ЦРПТ»
Данные о последних изменениях и новостях в сфере маркировки товаров можно найти на официальном сайте ЦРПТ – честныйзнак.рф. Здесь можно найти ответы практически на все интересующие в данной области вопросы (к примеру, какие товары обязательно маркировать, что делать, если товар оказался поддельным и многое другое). Также можно скачать на сайте мобильное приложение, при помощи которого потребители могут осуществить проверку купленного товара на подлинность.
Предприниматели смогут найти на сайте данные о требованиях законодательства к оборудованию, используемому для работы с маркировкой (характеристики, ПО и т.п). Также здесь есть функция «проверки сканера». С её помощью любой желающий сможет проверить, распознаёт ли его сканер коды DataMatrix, и, в случае необходимости, загрузить пособие по его настройке. Все хозяйствующие субъекты должны помнить, что для работы с маркированными товарами необходимо обязательно зарегистрироваться в системе ЧЗ.
Личный кабинет ЦРПТ: общая инструкция по работе в системе
Для регистрации в системе участнику оборота необходимо оставить на сайте заявку, а также приобрести (если этого нет) КЭЦП на имя руководителя организации, после чего зарегистрироваться на сайте.
Во время первого входа в ЛК ЦРПТ, требуется заполнить карточку (профиль) организации:
Укажите тип участника оборота (изготовитель, импортёр, дистрибьютор, ритейлер).
Указать идентификационный код, предоставленный оператором ЭДО, кликнуть на кнопку «Продолжить». Если вы ещё не заключали договор с оператором ЭДО, то необходимо кликнуть на кнопку «Пропустить».
Указать товарную группу, в которой состоит участник.
После этого на экране автоматически заполнится форма с указанием данных о хозяйствующем субъекте. Необходимо внимательно их изучить и, если допущены ошибки, обратиться в службу техподдержки для изменения данных. Также на данном этапе можно разграничить права доступа.
Завершающий этап – в форму вносятся реквизиты организации, необходимые для подписания договора с оператором.
Договор автоматически генерируется, после чего заверяется сторонами при помощи КЭЦП. В будущем изменения статуса договора можно будет посмотреть во вкладке «Пользователь»→«Документы от оператора».
ЭДО Лайт от ЦРПТ: бесплатный сервис для представителей малого бизнеса
Также оператор бесплатно предоставляет услуги ЭДО, поэтому если Вы ещё не заключили договора на оказание данных услуг, то на сайте можно оставить заявку на их подключение. Данный сервис встроен в ЛК пользователя и даёт участникам возможность обмениваться юридической документацией.
Данный инструмент, в основном, предусмотрен для представителей малого и среднего бизнеса и основной его задачей является облегчение работы в ИС.
Возможности ЭДО Лайт от ЦРПТ направлены прежде всего на работу с маркированными товарами, к тому же есть ограничения по количеству передаваемых документов (не более 1000 в год).
ЦРПТ: последние новости в сфере маркировки
Переложив обязанности по ведению ИС на дочернюю компанию, ЦРПТ сосредоточил своё внимание на создании новой цифровой платформы, которая гарантирует беспрепятственное перемещение маркированных товаров через границы ЕС. Также формируется единый национальный каталог товаров, который будет выполнен в формате стандартного справочника. Также планируется постоянное пополнение товарной номенклатуры, расширение функционала, а также внедрение на платформу дополнительных сервисов, призванных облегчить работу.
Среди последних новостей, ЦРПТ объявил о запуске цифровой идентификации товарных комплектов в сфере лёгкой промышленности, а также фотоаппаратуры и парфюмерии. Теперь участники оборота смогут составлять товарные наборы (к примеру, постельного белья) и получать на них единый код.
МДЛП — ЦРПТ «заморозил» внесение поправок и изменений в интерфейс API
Также ЦРПТ объявил о «заморозке» проведения глобальных изменений в ПО МДЛП. Изменения интерфейсов остановлены для того, чтобы предприниматели имели возможность в спокойной обстановке присоединиться и протестировать действующую систему. Данную инициативу поддержали крупные фармацевтические компании, они также считают, что «Приостановка» даст возможность легче адаптироваться к новым требованиям.
ЦРПТ.ру — российский подход к маркировке получил признание в Давосе
На прошедшем в начале 2020 года всемирном экономическом форуме, эксперты дали оценку Российскому подходу к внедрению маркировки и системы отслеживания товаров. Они сошлись во мнении, что данное новшество определенно принесёт пользу не только экономике страны в целом, но и каждому конкретному потребителю, заинтересованному в приобретении качественных товаров.
Помимо всего прочего, платформа ЦРПТ удивила участников Давосского форума своей масштабностью. Ведь она имеет самый большой охват товарных групп в мире, и, в конечном счёте, даст правительству возможность контроля большинства товаров во всех отраслях. По предварительным подсчётам, данный подход может повысить ВВП страны примерно на 1,2%.
Система маркировки ЦРПТ «Честный ЗНАК»
ЦРПТ — Центр развития перспективных технологий
ЦРПТ анонсировал систему «Честный Знак», это система национальной прослеживаемости товара и его маркировки. Одна из основных задач системы «Честный знак» гарантировать подлинность продукта, которые приобретают жители России, а также увеличить прозрачность на товарных рынках
Маркировка ЦРПТ или, вернее сказать, системы «Честный знак» входят два основных компонента:
— маркировка
— прослеживаемость
Система маркировки ЦРПТ «Честный ЗНАК» это площадка, которая объединит потребителей не равнодушных к прозрачности на товарных рынках и легальный бизнес
Система маркировки ЦРПТ «Честный ЗНАК» не позволит продать нелегальный товар, так как онлайн касса синхронизируется с системой маркировки «Честный ЗНАК»
Просмотреть товар и оценить его легальность можно с помощью приложения «Честный ЗНАК». Принцип работы данного приложения прост оно считывает код Data Matrix и мгновенно выдает результат на дисплей пользователя о данном товаре
Также в системе маркировки ЦРПТ «Честный ЗНАК» появится возможность пожаловаться на недобросовестных производителей и тем самым сократить рынок нелегальной продукции
Также в приложения «Честный ЗНАК» разрабатывается возможность получения бонусов для самых активных граждан
Всё о маркировке товаров
В течение ближайших пяти лет в России будет планомерно вводиться система маркировки различных групп товаров. Под контроль потребителей и государства попадут не только рынки лекарств и табака, но и шин, фотоаппаратов и духов. Зачем нужна эта «реформа» и к чему уже сейчас нужно готовиться бизнесу?
Оглавление:
В декабре 2017 года президент одобрил создание Единой системы сплошной маркировки и прослеживаемости товаров. Распоряжение от 28.04.2018 №791-р определило базовые принципы в модели функционирования системы маркировки товаров средствами идентификации. Эти базовые принципы предусматривают:
Что такое маркировка
С 1 января 2019 года действует Федеральный закон от 25.12.2018 N 488-ФЗ. В нем нет термина «маркировка», но есть такие определения, как «товары, маркированные средствами идентификации» и «код маркировки».
Товары, маркированные средствами идентификации, — это товары, на которые нанесены средства идентификации и достоверные сведения о которых (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации и материальных носителях, содержащих средства идентификации) содержатся в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.
Код маркировки — уникальная последовательность символов, состоящая из кода идентификации и кода проверки.
В Концепции маркировка определяется как комплекс действий по идентификации единицы или совокупности единиц товара с помощью нанесения средства идентификации или контрольного знака со средством идентификации. Она необходима для обеспечения прослеживаемости товаров при их движении по товаропроводящей сети.
Зачем в России внедряется маркировка
К 2024 году по поручению правительства должна быть создана сквозная система маркировки товаров контрольными идентификационными знаками. То есть предполагается, что к этому времени основная масса потребительских товаров, которая продается, производится и импортируется в страну, должна быть промаркирована в единой системе.
По словам Андрея Кириллова, операционного директора Центра развития перспективных технологий, основная задача, которую ставит перед собой государство в рамках этого проекта, — это защита жизни и здоровья граждан, повышение уровня их безопасности. Так, например, сегодня шансов купить легальную воду, кроме как в крупных сетях в крупных городах, у людей фактически нет — 60 % бутилированной воды является поддельной.
«Единая система маркировки обеспечит достоверность того, что продаваемый продукт был произведен на такой-то фабрике, был доставлен через такие-то каналы товародвижения и был продан на кассе в таком-то магазине», — объясняет Андрей Кириллов.
В результате внедрения системы маркировки с рынка уйдут предприятия, уклоняющиеся от налогов и занимающиеся контрафактом, — те, что конкурируют с остальными участниками рынка недобросовестно. Честные производители в свою очередь, наоборот, увеличат долю за счет повышения прозрачности рынка.
Очевидные преимущества от маркировки получит потребитель. Помимо возможности приобретать только легальный и качественный товар он будет иметь возможность давать прямую обратную связь по нелегальным товарам контролирующим органам. Инструмент общественного контроля будет реализован в виде специального приложения, и им можно будет пользоваться с помощью смартфона.
Какие товары участвуют в системе маркировки
Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-Р утвердило перечень из 10 товарных групп, подлежащих обязательной маркировке.
В настоящее время уже существуют системы маркировки для алкоголя и меховых изделий. Они продемонстрировали эффективность. Так, например, благодаря запуску обязательной маркировки шуб в 2016 году только за год доля легального оборота изделий выросла в 10 раз. А в рамках эксперимента по маркировке лекарств было выявлено нарушений на полмиллиарда рублей и пресечены случаи вторичной продажи дорогостоящих препаратов.
На сегодняшний день в пилотных проектах участвуют следующие товарные группы:
Осуществляется подготовка проектов по маркировке шин, молока.
Оператор системы маркировки
В Федеральном законе от 25.12.2018 № 488-ФЗ уточняется, что оператора системы маркировки определяет Правительство. И таким оператором был назначен Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Сейчас это, по сути, частный партнер в государственно-частном партнерстве. Именно ЦРПТ занимается реализацией Единой национальной системы цифровой маркировки и прослеживаемости товаров «Честный знак».
ЦРПТ самостоятельно генерирует код маркировки, обеспечивает его защиту, разрабатывает и эксплуатирует платформу системы. Также центр работает над созданием единого каталога товаров, занимается локализацией производства оборудования для маркировки.
Этапы внедрения маркировки
2024 год определен правительством как год полноценного функционирования Единой национальной системы маркировки. При этом производителям дается время на то, чтобы «обкатать» систему: с 2018 года стартовала добровольная маркировка Data Matrix кодами табака, обуви и лекарственных препаратов.
Чтобы подключиться к пилотному проекту, достаточно подать заявку на участие. Для полноценного участия также необходима усиленная квалифицированная электронная подпись. Если у вас есть такая подпись для торгов, ЕГАИС, ЭДО, отчетности, то можно использовать ее. Также для подключения к пилоту вам потребуется обновить прошивку онлайн-кассы, то есть обратиться к поставщикам соответствующих решений и оборудования, настроить систему электронного документооборота (ЭДО), обновить товароучетную программу и купить 2D-сканер для считывания кода.
Если исходить из сроков, обозначенных в Распоряжении Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-Р, то переход на маркировку товаров начнется с 2019 года.
В таблице указаны даты эксперимента и даты перехода на систему:
Товар | Старт эксперимента | Обязательное использование |
Лекарства | С 1 февраля 2017 года | С 1 июля 2020 года |
Табак | С января 2018 года | С 1 июля 2020 года |
Обувь | С 1 июня 2018 года | С 1 июля 2020 года |
Шины и покрышки | Нет официальной информации | С 1 декабря 2019 года |
Духи и туалетная вода | С 1 марта по 30 ноября 2019 года | С 1 декабря 2019 года |
Товары легкой промышленности (трикотажные блузки, пальто и полупальто, плащи и куртки, ветровки и штормовки, постельное, столовое, туалетное и кухонное белье | Нет официальной информации | С 1 декабря 2019 года |
Фотоаппараты и лампы-вспышки | С 1 марта по 30 ноября 2019 года | С 1 декабря 2019 года |
Пиво | С 1 июля 2018 года | Нет официальной информации |
Что такое «Честный знак»?
Вся система цифровой маркировки и прослеживаемости товаров называется «Честный знак». И она включает два компонента:
Приложение «Честный знак» уже доступно для скачивания в App Store и Google Play. С помощью любого смартфона, в котором оно установлено, можно считать Data Matrix код или другой тип маркировки на упаковке товара и моментально получить результаты проверки.
Через приложение потребитель может сообщить контролирующим органам об обнаружении контрафакта. Чтобы мотивировать граждан участвовать в процессе общественного контроля, инициаторы внедрения системы маркировки планируют вознаграждать активных участников бонусными программами за помощь в борьбе с контрафактом.
Что будет, если потребитель захочет купить товар, которого нет в системе маркировки?
Андрей Кириллов, операционный директор Центра развития перспективных технологий, подчеркивает, что ФНС выступает за уведомительный порядок контроля. Это значит, что и покупателя, и продавца система уведомляет о том, что совершается сделка с продуктом, который выглядит как контрафактный, но не запрещает им совершить эту сделку.
Что такое Национальный каталог товаров?
В рамках системы маркировки «Честный знак» существуют различные подсистемы, но одна из основных — это Национальный каталог товаров. Он будет содержать информацию по всем маркированным товарным категориям, и эта информация будет использоваться далее в ОФД и в розничных сетях для контроля операций по этим товарным категориям.
Предполагается, что все участники товарооборота получат бесплатный и свободный доступ к каталогу. При этом производители, дистрибьюторы и розничные сети, как обещает ЦРПТ, не будут нести затраты на управление данными.
С учетом тех категорий товаров, для которых система маркировки станет обязательной уже в 2019 году, каталог сначала будет интегрирован с федеральными информационными ресурсами Россельхознадзора, Росаккредитации, Роскачества и ФНС. В нем будет храниться разрешительная и сопроводительная документация, без которой, например, невозможна продажа лекарств и продуктов животного происхождения.
Национальный каталог товаров также будет работать с классификаторами ТН ВЭД, ОКПД 2, ОКВЭД 2 и КТРУ, системой GS1.
Data Matrix код и его криптозащищенность
Система маркировки товаров предполагает, что на упаковке каждой бутылки, пачки сигарет, лекарства будет размещаться Data Matrix код, что позволит эффективно бороться с контрафактом и контрабандой.
Data Matrix код представляет собой уникальный ключ к информации о товаре в базе данных системы «Честный знак». Код наносится один раз при производстве товара. С его помощью, войдя в систему (онлайн или через мобильное приложение), можно получить доступ ко всей информации о товаре: место, дата и время производства, срок годности, процесс перехода товара от собственника к собственнику, дата и место продажи. Такой код практически невозможно подделать, поскольку в него вложены сложные криптографические технологии.
Data Matrix код состоит из двух частей:
На каждом этапе движение товара будет фиксироваться в системе «Честный знак». Это позволит получать информацию о производителе товара, его характеристиках, в том числе сроке годности для некоторых категорий товаров.
В ЦРПТ отмечают, что система маркировки в России будет радикально отличаться от той, что существует в других странах. Основное отличие заключается в едином центре эмиссии кода: код выпускается в одном месте, то есть только одна компания (ЦРПТ) в рамках партнерства с государством отвечает за выпуск этого кода. В других странах каждое предприятие выпускает свой код.
Как работает система маркировки
Процесс включает следующие этапы:
Если соединить все перечисленные этапы, то получится следующая схема:
Оператор маркировки ЦРПТ генерирует коды и ведет список всех участников оборота. Это значит, что каждая организация, участвующая в обороте (передача товара путем купли-продажи, импорта, экспорта), должна будет зарегистрироваться в системе маркировки. Далее производитель товара или импортер должен заказывать коды и, соответственно, уметь их наносить на товар до момента передачи и до момента провоза через границу (товар должен быть маркирован до момента попадания на территорию РФ).
После этого каждый раз при передаче товара другому юрлицу необходимо будет уведомлять оператора маркировки о том, что товар был отгружен (это делает отправитель) или что товар быть получен (это делает получатель). Например, в табаке такая передача регистрируется путем формирования электронного первичного документа, то есть стороны между собой подписывают первичный документ, в котором перечислены все коды маркируемого товара, и дальше этот первичный документ представляется ЦРПТ. На основании первичного документа ЦРПТ переносит коды от одного собственника другому.
После того, как производитель заказал код, нанес и зарегистрировал в системе, что он ввел его в оборот, можно прослеживать, через кого и куда он был перемещен, до самого конца, когда происходит продажа через кассу и код выбывает из оборота.
Схема может усложняться, например, если код выбывает из оборота не через кассу: списание товара, хищение, брак, порча, возвраты и т.д.
Как бизнес должен подготовиться к маркировке
Прежде всего бизнесу нужно смириться с мыслью о том, что маркировка неизбежна. Начиная с 2019 года придется озадачиться ее внедрением и подготовиться к определенным финансовым затратам, которые будут сильно зависеть от степени вовлеченности в процесс маркировки и уровня автоматизации в компании.
Нужно оценить ситуацию и ответить на ряд вопросов. Потребуются ли вам онлайн-кассы? Придется ли менять оборудование? Нужен ли будет электронный документооборот (ЭДО)? Так, если у компании уже есть ЭДО, то достаточно будет только доработать процессы и подключить систему маркировки.
Чек-лист: что нужно для внедрения системы маркировки
Лучше уже сейчас изучить эту тему, чтобы определиться с оператором и обсудить с ним варианты налаживания бизнес-процессов в компании и подключения контрагентов.
Поскольку на упаковку товара будет наноситься Data Matrix код, то необходимо иметь оборудование, умеющее этот код считывать. Например, 1D-сканер с этой задачей не справится.
Если вы работаете с табаком и используете слабые 2D-сканеры, то будьте готовы к тому, что такие сканеры тоже не смогут считать Data Matrix код. Поэтому обратите внимание на поставщиков оборудования и их возможности.
Обратите внимание на то, какие касса и кассовое ПО у вас установлены: умеют ли они сейчас работать с маркированным товаром? Поинтересуйтесь об этом у своего поставщика.
Удостоверьтесь в том, что оператор фискальных данных умеет взаимодействовать с ЦРПТ и передавать необходимые сведения.
Проанализируйте их состояние и возможности. Если вы до сих пор пользуетесь старой самописной системой, то нужно озаботиться вопросом хранения и учета кодов маркировки.
Нужно определиться, каким решением вы будете пользоваться: разработаете собственное или воспользуетесь тем, что предлагают профильные IT-компании.
Пока у бизнеса есть время на то, чтобы подключиться к пилотным проектам, посмотреть, как устроена система маркировки в их отрасли, и решить существующие проблемы.
Участие СКБ Контура в системе маркировки
Компания СКБ Контур является оператором ЭДО и фискальных данных, ее системы интегрированы с информационной системой регулятора, что исключает необходимость прямого взаимодействия клиента с регулятором и позволяет клиенту оперативно решать свои задачи.
Маркировка — это совокупность различных бизнес-процессов. Исходя из этого СКБ Контур предлагает комплексное решение по автоматизации всех бизнес-процессов, которые участвуют в процессе маркировки товара. Кроме того, компания оказывает экспертную поддержку в методологии и технологиях, а также предлагает различные интеграционные решения или решения «под ключ».
Если у вас маленький неавтоматизированный магазин, то вам как раз подойдет решение «под ключ» – Контур.Маркет. Вы просто покупаете готовый комплект продуктов и в дальнейшем не заботитесь о том, как работать с ЕГАИС и маркированным товаром, как осуществлять ЭДО, приемку и учет товаров. Вместе с этим решением вы получаете все необходимое оборудование и кассовое ПО.
Обратите внимание на то, что для соблюдения правил оборота маркированной продукции на всех этапах работы с ней, в том числе и вывода кода маркировки из оборота, необходимо подключение ОФД.
Контур.ОФД отправляет с кассы данные о продаже маркированного товара единому оператору по маркировке — ЦРПТ. Благодаря этому уникальный идентификационный знак выводится из оборота, и оператор маркировки сразу же получает сведения о продаже данного товара. Контур.ОФД взаимодействует со всеми видами онлайн-касс и товароучетных систем.
Онлайн-кассы для торговли маркированными товарами
Торговым сетям и крупному бизнесу (оптовики, дистрибьюторы, производители) необходимы другие возможности: ЭДО, автоматизированный учет и обработка входящих и исходящих документов, интеграционные решения, позволяющие автоматизировать бизнес-процессы. Для таких клиентов решения подбираются с учетом их процессов, желаний, степени автоматизации и текущих систем. Они получают работающий и связанный комплекс инструментов для работы.
Торговым сетям подойдет Контур.EDI. Это решение ускоряет процесс обработки заказов, избавляя от ошибок ручного ввода наименования и количества номенклатуры, сокращает время создания документов в учетной системе, формирует электронные юридически значимые документы.
Кроме того, требуется подключение ОФД — это позволит соблюдать правила оборота маркированной продукции на всех этапах работы с ней. Данные о продаже маркированного товара ЦРПТ отправляет Контур.ОФД, оператор взаимодействует со всеми видами онлайн-касс и товароучетных систем.
Оставить заявку на подключение торговых сетей
Для крупного бизнеса есть Диадок. Сервис позволяет отправлять и получать электронные документы, хранить документы в электронном архиве, приглашать к работе контрагентов, производить сверку взаиморасчетов и многое другое.
Если компания самостоятельно разрабатывает решение под себя, то ей могут потребоваться услуги по его интеграции с информационной системой ЦРПТ. СКБ Контур может предложить API для взаимодействия с ЦРПТ. Имея опыт работы с большим количеством клиентов, компания располагает всеми необходимыми ресурсами для оказания необходимой техподдержки в таких случаях.
Для соблюдения правил оборота маркированной продукции необходимо подключить ОФД, чтобы данные о продаже маркированного товара отправлялись ЦРПТ. Контур.ОФД выполняет эту задачу, взаимодействуя со всеми видами онлайн-касс и товароучетных систем.
Оставить заявку на интеграцию для крупного бизнеса
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.