Что такое цмр расшифровка
CMR (Международная транспортная накладная)
CMR — международная транспортная накладная. Документ, обязательный при международной перевозке грузов
Международная товарно-транспортная накладная, или CMR (англ.: consignment note, нем.: Frachtbrief; фр.: lettre de voiture) — самый важный документ в международных перевозках. CMR — фактическое доказательство международной автомобильной грузовой перевозки, осуществляющейся по Конвенции КДПГ, и содержит в себе практически всю без исключения информацию по перевозке.
Как расшифровывается CMR
В 1978 году в КДПГ включен ряд изменений, касающихся страхования груза и процедуры возмещения ущерба при потере груза. В частности, было установлено, что размер суммы к возмещению не может превышать 8,33 единицы Специальных Прав Заимствования (СПЗ/SDR).
Конвенция КДПГ применяется к любому возмездному договору о перевозке грузов автомобильным транспортом, когда места принятия к перевозке и доставки груза, указанные в договоре, находятся в разных странах (одна из которых входит в Конвенцию).
Ни одна международная автомобильная перевозка и/или грузоперевозка не обходится без международной транспортной накладной.
Многие рассматривают CMR как простую формальность. Сказанное относится, увы, и к отправителю, и к перевозчику и даже к таможне.
Упускают, что конвенция КДПГ содержит не отвлеченные принципы, но, досконально определяет права и ответственность участников международной автомобильной перевозки.
Согласно статье № 4 КДПГ, CMR — договор на международную перевозку груза: «Договор перевозки устанавливается накладной». Одновременно, согласно статье 9, после того как на международную транспортную накладную поставлены подписи отправителя и перевозчика или их штампы, «накладная, поскольку не доказано противного, служит доказательством условий договора».
В любом случае и при любом разбирательстве, особенно при международном, предпочтение всегда отдается Конвенции КДПГ.
В государстве, подписавшем Конвенцию КДПГ, ее положения превалируют над национальным транспортным законодательством.
Компании-участники международных перевозок обращаются к декларации КДПГ, чтобы уяснить свои права, обязанности, возможные риски и способы урегулирования различного рода проблем, то и дело возникающих в процессе перевозки.
Сколько экземпляров СMR необходимо
Международную транспортную накладную составляют минимум в трех экземплярах: один отправителю, второй перевозчику, третий получателю. Иногда бланки бывают разного цвета: розовый – отправителю, зеленый – перевозчику и желтый получателю. При этом ничто не препятствует в случае необходимости сделать дополнительные экземпляры, к примеру, если один экземпляр международной транспортной накладной захочет оставить у себя таможня (а это бывает часто).
В данном документе собраны все главные данные из инвойсов, упаковочных листов, экспортных и транзитных декораций, Книжки МДП, различных сертификатов и свидетельств. Критически важно, чтобы сведения в CMR не только совпадали со сведениями в исходных документах, но «бились» между собой.
Международная транспортная накладная CMR (ЦМР)
Автор: Галина Кардашян Главный бухгалтер-методолог 1С-WiseAdvice
Международная транспортная накладная CMR (ЦМР)
Автор: Галина Кардашян
Главный бухгалтер-методолог 1С-WiseAdvice
Экспортно-импортные операции — весьма сложная сфера бизнеса. Кроме всего прочего, они сопровождаются рядом специфических документов. Один из них — накладная на международные перевозки CMR (ЦМР). Рассмотрим, в чем ее отличие от обычной ТТН и как правильно заполнять этот документ.
Что такое CMR
Можно сказать, что CMR — это товарно-транспортная накладная (ТТН) международного образца. Но «функционал» этого документа намного шире, чем у знакомой всем внутренней ТТН. ЦМР, в отличие от типовой ТТН, содержит не только сведения о поставщике, покупателе и грузе, но и множество другой дополнительной информации: сроки и особые условия поставки, информацию о таможенном оформлении и т.п.
Поэтому правильнее будет понимать, что CMR — не подвид ТТН, а форма многостороннего соглашения, связанного с осуществлением международных перевозок.
ЦМР должна обеспечить соблюдения всеми участниками перевозки требований конвенции от 19.05.56 «О договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ)». Сама аббревиатура CMR соответствует сокращенному наименованию этого договора на французском языке.
На сегодня КДПГ (а значит и CMR) действует на территории более чем 50 государств, в т.ч. — практически во всех европейских странах. СССР подписал конвенцию в 1983 году, РФ в этом смысле является его правопреемником. Бывшие союзные республики СССР, став независимыми государствами, также присоединились к КДПГ в индивидуальном порядке.
Кто должен заполнять CMR
В транспортировке груза задействованы три стороны: поставщик, получатель и перевозчик. Все они принимают участие в оформлении международной накладной.
Оформление таможенной накладной ЦМР обязательно, если:
Однако КДПГ предусматривает несколько исключений, когда даже при выполнении указанных условий CMR не заполняется.
Не требуется использование ЦМР при:
Где взять бланк CMR
Форма CMR одинакова для всех стран-участниц КДПГ. Но практически в каждом государстве разработаны свои нормативные акты, регламентирующие ее заполнение.
В России это — письмо ФТС РФ от 02.05.2012 № 04-30/22006. В приложение к этому документу и содержится типовой бланк ЦМР.
Правила оформления CMR
Правила оформления CMR регулируются (в порядке приоритетности):
Высший приоритет в данном случае принадлежит КДПГ. Если государство присоединилось к этой конвенции, то все противоречащие ей нормы внутреннего законодательства и условия контрактов применяться не должны.
Каких-то специальных требований к заполнению СМР (шрифты, использование определенных авторучек и т.п.) письмо № 22006 не содержит. Общие правила заполнения первичных документов указывают только на то, что запись должна делаться таким образом, чтобы обеспечить сохранность информации при хранении в архиве.
Поэтому здесь можно использовать правила заполнения деклараций и оформлять ЦМР с помощью принтера или же авторучки черного/фиолетового/синего цвета.
Наименования граф в бланке СМР, применяемом в РФ, указаны на русском и немецком языках. А заполняют документ, как правило, на языке страны отправителя.
Обычно CMR оформляют в четырех экземплярах: для поставщика, покупателя, перевозчика и проведения расчетов.
Иногда копию ЦМР делают и для водителя. Если сделка сложная, в ней участвуют посредники, несколько перевозчиков и т.п., то для каждой «дополнительной» стороны тоже нужно изготовить экземпляр CMR.
Образец заполнения бланка накладной CMR
Рассмотрим пример заполнения бланка ЦМР:
Кто заполняет
Содержание графы
Несмотря на достаточно подробную форму CMR, она все равно не может учесть все нюансы, связанные с международными перевозками. Иногда возникают ситуации, не предусмотренные типовой формой. Для таких случаев служит графа CMR № 18, в которую участники сделки могут вносить свои замечания.
Например, водитель может указать, что упаковка груза недостаточно надежна, либо повреждена. Если же претензии к состоянию товара возникнут у получателя, то он тоже должен отразить это в ЦМР.
При отсутствии данных в 18 графе СМР считается, что груз по умолчанию доставлен в полном комплекте, надлежащего качества и без повреждений. Тогда в дальнейшем доказать какие-либо претензии по данной поставке будет практически невозможно.
Чем грозят ошибки в CMR и как их избежать
Неверное заполнение международной автомобильной накладной ЦМР может привести к проблемам как с государственными органами, так и в отношениях с партнерами по сделке.
Если не совпадают данные о товарах в инвойсе и CMR, то такой груз не пройдет таможенный контроль, а к владельцам могут быть применены штрафные санкции.
Также ошибки в ЦМР влекут за собой и конфликтные ситуации при приемке товара, расчетах между продавцом, покупателем и перевозчиком.
Как было показано выше — документ достаточно сложен, к тому же заполняется, как минимум, тремя сторонами сделки.
А если перевозчиков несколько, а в исполнении контракта задействованы посредники, то участников заполнения формы может быть еще больше. Следовательно — возрастает и вероятность появления ошибок.
Чтобы учесть все особенности заполнения ЦМР, необходимо быть опытным специалистом в сфере международной торговли.
Инструкция: как правильно заполнить CMR-накладную
В документообороте, касающемся перевозки товаров между разными странами, нет более важного документа, чем CMR. Что это такое в грузоперевозках, должна знать каждая сторона процесса. Ведь эта накладная призвана подтвердить наличие договора, существующего между отправителем, водителем и получателем продукции. Поэтому при оформлении CMR важно чётко понимать задачи документа и учитывать массу тонкостей, иначе юридических проблем не избежать.
Что такое CMR (ЦМР) и когда требуется
Итак, CMR — это аббревиатура наименования Convention Merchandies Routiers. С английского оно переводится как «Конвенция о международных перевозках грузов с применением автотранспорта». Это соглашение было подписано в Женеве в 1956 году, и с тех пор является значимым для многих европейских и восточных государств, в том числе и в РФ.
Конвенция гласит, что для транспортировки любого груза через границу государства требуется оформление товарно-транспортной накладной CMR. Без этого документа дальнобойщика просто не пропустят через границу.
У международного транспортного документа есть 5 важных функций:
Когда оформляется СMR при грузоперевозке
Международная ТТН выступает необходимым сопроводительным документом, если при перевозке выполняются следующие условия:
Даже если все эти условия соблюдены, есть несколько исключений, когда CMR не требуется. Это:
Бланки CMR: где взять и кто заполняет
Во всех странах-участницах Конвенции КДПГ используется одинаковая форма накладной CMR. Но законы, регламентирующие заполнение документа, в каждом государстве разные. Так, в России главным нормативным актом является письмо ФТС РФ № 04–30/22006 от 2 мая 2012 года.
Выдача формуляров не регламентируется так строго, как, например, Carnet TIR (книжка межнациональной дорожной перевозки). Если для Carnet TIR бланки изготавливаются в типографии и выдаются специально созданным органом, то пустую форму накладной ЦМР можно просто скачать в интернете и распечатать на обычном принтере. Также формуляры можно купить в магазинах транспортной литературы и офисах ассоциаций международных перевозчиков.
Вы можете скачать пустые бланки CMR на нашем сайте:
Образец заполнения CMR
Право на заполнение бланка ЦМР имеют:
Чаще всего бланки заполняют экспедиторы или лично грузоотправители. Последние больше остальных заинтересованы в правильном оформлении накладной, ведь в случае ошибок отвечать придётся им. Кроме того, оригинал CMR с отметками на всех таможнях при экспорте из России является самым ценным документом для возврата экспортного НДС.
Чем грозят ошибки в накладной или её отсутствие
Гораздо проще заранее правильно оформить накладную CMR, чем потом решать проблемы, вызванные её отсутствием или наличием ошибок. Суровость наказания в обоих случаях будет отличаться.
Отсутствие CMR. Если при остановке автомобиля с грузом инспектор выяснил, что товар не сопровождается товарно-транспортным документом, он оформляет протокол административного правонарушения. На основании протокола возбуждают административное дело, по итогу которого нарушитель облагается штрафом в размере 100 000 – 150 000 руб. Протокол оформляется на водителя, поэтому в его интересах проверить наличие накладной ещё во время приёмки груза.
К тому же, большое значение транспортным накладным придают судьи. Если сделка между сторонами пошла не по плану и пришлось обращаться в суд, накладная CMR является ключевым документом для подтверждения перевозки.
Ошибки при заполнении. На границе у водителя могут возникнуть проблемы, если в накладной CRM будут ошибки или незаполненные поля. Но так как большую часть документа заполнял грузоотправитель, ответственность за неправильное оформление ложится на него.
Как гласит ст. 23.17 Кодекса об административных нарушениях, ошибки при составлении товарно-транспортных накладных грозят ответственному юридическому лицу штрафом в размере до 10% от ценности перевозимого груза. Тот же размер штрафа накладывается в том случае, если информация в CRM противоречит информации в сопровождающих документах. Конфискация или арест груза законом не предусмотрены.
Нельзя исключать и конфликты между сторонами: у получателя возникнут вопросы, если при приёмке товара он заметит ошибки в накладной.
Важно! Если груз попеременно сопровождают несколько перевозчиков, но процедура подтверждается одним общим договором, каждый из водителей несёт одинаковую ответственность за ошибки в накладной. Второй, третий и последующие перевозчики при приёмке груза автоматически присоединяются к договору и должны следовать его требованиям.
Как заполняется CRM
Вся информация, которую заносят в CMR-накладную, делится на 2 части. Обе части одинаково значимы для документооборота процедуры. Это:
В бланке накладной CMR для заполнения предусмотрено 29 вопросов. Имеется ещё несколько листов, но они предназначены для оформления таможенными службами и иными ответственными госорганами. Точное число страниц в накладной зависит от характера груза и специфики его транспортировки.
№ | Кто вносит данные | Какая информация вписывается |
1–2 | Отправитель | Полное наименование отправителя и адресата, контактные данные обоих. Сокращения не допускаются. |
3 | Отправитель | Название компании и адрес итоговой точки, куда направляется контейнер с товаром. |
4 | Отправитель | Адрес, где товар погрузили на ТС. Тут же указывается дата и время. |
5 | Отправитель | Список и специфика сопроводительных бумаг. |
6 | Отправитель | Заполняется, если содержимому грузовика (прицепа) присвоен класс опасности. |
7–8 | Отправитель | Характер упаковки и суммарное число грузовых мест (коробки, канистры и т.д.). |
9–10 | Отправитель | Наименование, характер и номенклатурный код перевозимого товара. |
11–12 | Отправитель | Количество кубометров, которые занимает товар, и его вес. Последний указывают в брутто (вместе с упаковкой). |
13 | Отправитель | Стоимость перевозимого товара, лицензирование (при необходимости). Сведения о таможне и инструкция по пересечению границы. |
14 | Отправитель | Заполняется, если товар перевозят в особом арендованном контейнере. Когда товар прибудет на место, контейнер возвращают по адресу, написанному в этом пункте. |
15 | Отправитель | Условия и расходы за поставку продукции согласно Incoterms. |
16 | Поставщик | Данные перевозчика (наименование, реквизиты, печать). |
17 | Второй перевозчик | Заполняется в том случае, если запланирована передача груза другому перевозчику. Вписываются данные второго водителя и его печать. |
18 | Водитель | Пометка о том, что груз принят. Комментарии и замечания по поводу внешнего вида груза. |
19 | Водитель | Сведения о тарифах на перевозку, особенности расчётов после завершения сделки. |
20 | Обговаривается сторонами | Особые условия доставки, требуемые для сохранности груза. Наличие страховки, срочность доставки, температурный и скоростной режим, предпочтительный способ крепления и прочее. |
21 | Отправитель | Место заполнения накладной, дата и время оформления. |
22 | Отправитель | Дата прибытия транспорта под погрузку, время отправки продукции с водителем. Штамп и подпись отправителя. |
23 | Водитель | Информация о водителе (ФИО, контакты, № путевого листа). Штамп компании-перевозчика. |
24 | Адресат | Часы прибытия машины с грузом в конечную точку. Заметка о получении товара, дополненная подписью и штампом уполномоченного лица. |
25–26 | Водитель | Регистрационные номера ТС и прицепа, марка и модель транспортного средства. |
27–29 | Водитель | Заполняется при наличии дополнительных сведений. |
Таким образом, водителю автомобиля, который будет перевозить продукцию, передаётся почти полностью оформленный бланк накладной CMR. Непременно ставятся печати всех сторон, подписи ответственных лиц и пометки об отправке/приёмке.
На первый взгляд форма накладной довольно подробная, и информации в ней содержится предостаточно. Но даже такое количество пунктов не способно предусмотреть все нюансы, относящиеся к грузоперевозкам между разными странами. Нередко возникают непредвиденные ситуации. Специально для них предусмотрен пункт 18: туда участники процесса записывают комментарии. Например, перевозчик или получатель могут указать, что груз упакован в недостаточно надёжный материал.
Видео: Как заполнить CMR накладную
Важно! Внесение комментариев и оговорок от перевозчика в будущем поможет водителю избежать претензий от получателя при вручении товара. Ведь вся ответственность за цельность груза в пути возлагается на перевозчика. Поэтому вопрос о том, кто будет отвечать за испорченный груз, будет решаться на основании информации, указанной в пункте № 18.
Сведения о дополнительной документации
Пятый пункт предусмотрен для внесения информации о разновидностях документов, прикладываемых к CMR. В стандартных случаях это счёт-фактура, акт загрузки транспорта и спецификация груза. Кроме того, графа предусматривает наличие специальных документов, если водителю предстоит перевозить:
Важно убедиться в том, что информация в сопровождающих документах полностью соответствует данным в накладной ЦМР. В противном случае на таможне обязательно возникнут проблемы.
Сколько копий CMR делать и кому отдавать
Стандартно накладная оформляется минимум в 4-х экземплярах:
Если планируется смена машин и водителей на маршруте, для каждого перевозчика должен быть предусмотрен свой экземпляр накладной. При погрузке продукции в несколько автомобилей каждую партию груза дополняют собственной накладной. То же самое касается и тех случаев, когда в конечной точке товары развозятся по нескольким получателям: для каждой выписывается ЦМР.
Важно! Правила оформления CMR в разных государствах отличаются. Например, иногда могут требоваться дополнительные экземпляры накладной (например, документ для тарифного контроля). Этот вопрос следует уточнить заранее.
Важные нюансы при заполнении ЦМР накладной
Нормативные акты не предусматривают каких-либо специальных требований к визуальному оформлению накладной (шрифтов, цвета текста и прочего). Главное требование, которому должны отвечать все транспортные первичные документы — записи должны сохраняться в первоначальном виде при хранении в архиве. Поэтому отправители грузов придерживаются правил, по которым оформляют декларации: заполняют ЦМР на компьютере или шариковой ручкой с синей пастой.
Прочие важные нюансы можно сформулировать так:
Подробное видео о заполении CMR (ЦМР)
К заполнению товарно-транспортной накладной для перевозки груза через границу нужно подходить со всей ответственностью. Ведь из-за малейшей ошибки или исправления товар может так и не добраться до адресата. Правильное заполнение CMR избавит грузоотправителя и перевозчика от лишних финансовых расходов и существенно сэкономит время.
Что такое CMR накладная, для чего она нужна и как правильно заполнить данную форму
Едва ли в деле международных автоперевозок есть более значимая бумага, чем международная накладная CMR. Этот документ, по сути, является подтверждением договора между тремя сторонами: отправителем, перевозчиком и получателем.
Очень важно понимать значение ЦМР, уметь правильно заполнять накладную, чтобы избежать юридических проблем при перевозках или получении. Мы расскажем о предназначении накладной и правилах заполнения этого важного документа.
Международная товарно-транспортная накладная CMR – расшифровка аббревиатуры и назначение документа
CMR (ЦМР) – аббревиатура, произошедшая от французского полного названия Конвенции о международных перевозках грузов с помощью автотранспорта.
Транспортная накладная CMR — это международный документ, чрезвычайно значимый для осуществления автоперевозок международного значения. Это итоговый документ, отражающий основные сведения.
Благодаря ЦМР можно понять следующую информацию:
В ней же указывается на то, что за товар поступил на таможню, в каком виде, в какой день и время, когда именно его принял отправитель и в каком состоянии на момент приема был товар.
Возникла проблема? Позвоните нашему специалисту по таможенным вопросам:
В каких случаях нужна ЦМР
Важно понимать, что количество ЦМР накладных должно соответствовать количеству единиц транспорта.
Если груз опасен, то отправитель непременно указывает в накладной эту опасность и описывает её характер и меры предосторожности для безопасной транспортировки данного груза.
ЦМР по своей сути является фактическим подтверждением осуществления трёхстороннего договора, который заключён между тремя сторонами, непосредственными участниками транспортировки товара на условиях конвенции КДПГ. Да и в случае судебных тяжб, именно CMR и является доказательством своевременного исполнения условий договора (или же неисполнения).
Вся основная информация из транспортных и товарно-сопроводительных документов объединена в ТТН CMR. И главный момент состоит в том, что данные из других документов и информация в ЦМР должны совпадать.
А вот случаи, когда в ЦМР и упаковочном листе, или же в ЦМР и инвойсе, в ЦМР и ТИРе данные разняться, принесут Вам массу сложностей и проблем. Особенно много неприятностей такие несовпадения способны принести тому, кто осуществляет перевозки. Поэтому, ЦМР необходимо тщательно сверять и проверять, так как в противном случае невнимательность может обойтись очень дорого.
ЦМР содержит две категории сведений:
Кроме того, существуют такое обязательное требование к форме CMR, как наличие номера.
Бланк CMR — правила заполнения
В графы под номерами три и четыре мы вписываем адрес места, где груз будут получать, и, соответственно, место, откуда груз забрали. За своевременную отправку и получение товара отвечают фактический отправитель и получатель, их определяют с помощью печатей в двадцать второй строке, где пишется, кто груз отправлял, и в двадцать четвёртой, где пишется, кто именно принял груз.
Нередко, в двадцать второй графе ставится печать фирмы, продавшей товар. В таком случае графа «Отправитель» (он же продавец) и двадцать вторая графа совпадут. В случае, когда фактическим отправителем является не продавец, а сторонняя организация, вносить изменения в данные не стоит, их лишь необходимо дополнить записью по чьему поручению осуществляется перевозка.
Кроме того, ТИР и инвойс нередко дополняются так называемым грузовым манифестом. При ситуации, когда вместить всю информацию в ТИР не представляется возможным, составляется этот грузовой манифест, где всё расписывается подробно.
Графы ТТН с седьмой по одиннадцатую включительно являются одним блоком, где все они взаимосвязаны друг с другом. Для всех пяти граф существует одно правило – каждому товару присваивается свой код ТН ВЭД, вписывается брутто-вес и количество грузовых мест. Да, для каждого товара — свой.
В строку под ними мы должны вписать суммарный итог по весу и количеству грузовых мест. Непременно необходимо подать и электронную декларацию.
Одна из ключевых граф ЦМР – графа тринадцать, таможня назначения или склад временного хранения (СВХ). Эти данные нужно указывать именно здесь. Кроме ЦМР, такие сведения больше нигде не содержаться. А ошибка может стоить слишком дорого. Перевозчик и заказчик должны заранее оговорить и занести эту информацию в заявку. Также, в 13 графу вносится стоимость перевозимых товаров в валюте инвойса.
А в пятнадцатую графу вносятся условия перевозки.
Существует несколько обязательных печатей, которые должны быть внесены в ЦМР. Это, прежде всего, печать получателя, ставящаяся в конце транспортировки груза.
Помимо того, на таможне Вам необходимо поставить печать на границе и при растаможке, в месте, где она будет осуществляться.
Эти печати свидетельствуют о том, что товар поступал на таможню и что его выпуск с таможни разрешён. Также предусмотрено место для печати контроля доставки, при прохождении нескольких таможен, они служат для установки срока прибытия грузов на пост.
Любой бизнесмен, по возможности и не в ущерб делу, старается сэкономить на перевозке товара из одной страны в другую. Для этого нужно знать, как рассчитывается ставка фрахта при том или ином виде грузоперевозок.
Когда необходим знак негабаритный груз ссылка и другие требования к доставке крупногабаритного и тяжеловесного груза.
Особенности оформления CMR и других транспортных документов на видео
CMR страхование, его плюсы и минусы
Такой вид страхования обезопасит экспедитора в случае нанесения вреда грузу при его перевозке. Ведь согласно международным конвенциям перевозчик обязан возмещать ущерб. Ответственность наступает в случае порчи или же потери груза перевозчиком, а также при финансовых убытках, связанных с простоем или срывом доставки, также при возникновении других затрат.
Если же имеется страховой полис ЦМР стандарта, то ущерб может быть возмещён как за счёт перевозчика, так и за счёт страховой, в случае подачи необходимых документов в страховую компанию.
Если у перевозчика имеется страховой ЦМР полис, то он получает такие преимущества:
Но есть и несколько недостатков:
Подведём итоги. Внимательность необходима не только при оформлении CMR, но прочих транспортных документов. Так как ошибки, допущенные при заполнении сопроводительных бумаг, плавно переносятся в ТТН, а о неприятных последствиях этих оплошностей, мы уже писали выше. Поэтому, во избежание лишних «головных болей», будьте компетентны и педантичны.
Дополнительные сведения по теме вы найдёте в рубрике «Транспортные документы».