Что такое цивилизация в экономике
ЕГЭ. Общество. Тема № 11. Цивилизация и её типы
Цивилизация – это слово иностранного происхождения, пришло в русский язык из греческого языка и обозначает « гражданский».
Один из путей изучения истории – цивилизационный. Так что же такое цивилизация и каковы её типы?
Цивилизация
Цивилизация – это общество на определённом этапе исторического развития, характеризующееся свойственными ему особенностями развития культуры, причём культуры в широком смысле, то есть того, что создало человечество и что значимое для него, вся материальная и духовная культура.
Существует несколько классификаций цивилизаций.
Первая классификация цивилизаций
— это примерно одинаковый уровень экономического, военного развития, политического устройства,
— примерно один и тот же уровень знаний об окружающем мире,
—одинаковая роль религии, хотя их в мировой цивилизации много,
Так, в период Древнего мир как бы ни отличались Рим и Египет, но они стояли примерно на одном уровне развития(например, войны велись на колесницах и пешими лучниками, не было же тогда в какой-то стране танков).
Линейно-стадиальные цивилизации:
Вторая классификация цивилизаций
Сравнение западной и восточной цивилизации
Цивилизационный подход к изучению истории разрабатывали:
Цивилизация –от латинского «гражданский». В широком смысле – уровень, ступень развития общества, материальной и духовной культуры, следующей за варварством и дикостью. Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для неё образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром.
Употребление термина «цивилизация»:
Локальные цивилизации –большие исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои особенности социально-экономического и культурного развития.
Они могут совпадать с границами государств (китайская), могут включать в себя несколько государств (западноевропейская цивилизация)
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Значение слова «цивилизация»
1. Уровень общественного развития, материальной и духовной культуры, достигнутый той или иной общественно-экономической формацией. Римская цивилизация. □ Когда он [отец] воспитывался, европейская цивилизация была еще так нова в России, что быть образованным значило быть наименее русским. Герцен, Былое и думы. Новая Европа превзошла своим развитием цивилизацию классического мира. Чернышевский, Пропилеи. Сборник статей…, изд. П. Леонтьевым.
2. Современная мировая культура. — Классу пролетариата принадлежит будущее. Именно он несет в себе подлинно освободительные идеи прогресса, цивилизации. Голубов, Когда крепости не сдаются.
3. Устарелое название третьего периода в развитии общества, наступившего после двух предшествовавших — дикости и варварства (введенное Л. Морганом, Ф. Энгельсом).
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
общефилософское значение — социальная форма движения материи, обеспечивающая её стабильность и способность к саморазвитию путём саморегуляции обмена с окружающей средой (человеческая цивилизация в масштабе космического устройства);
историко-философское значение — единство исторического процесса и совокупность материально-технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса (человеческая цивилизация в истории Земли);
стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определённого уровня социальности (стадия саморегуляции и самопроизводства при относительной независимости от природы, дифференцированности общественного сознания);
локализованное во времени и пространстве общество. Локальные цивилизации являются целостными системами, представляющими собой комплекс экономической, политической, социальной и духовной подсистем и развивающиеся по законам витальных циклов.
Одним из первых термин «цивилизация» в научный оборот ввёл философ Адам Фергюсон, который подразумевал под термином стадию в развитии человеческого общества, характеризующуюся существованием общественных страт, а также городов, письменности и других подобных явлений. Предложенная шотландским учёным стадиальная периодизация мировой истории (дикость — варварство — цивилизация) пользовалась поддержкой в научных кругах в конце XVIII — начале XIX века, но с ростом популярности в конце XIX — начале XX века плюрально-циклического подхода к истории, под общим понятием «цивилизации» всё больше стали подразумеваться «локальные цивилизации».
ЦИВИЛИЗА’ЦИЯ и (устар., по фр. произношению) сивилиза́ция, и, ж. [от латин. civilis — гражданский]. 1. только ед. Высокая степень общественного развития, возникшая на основе товарного производства, разделения труда и обмена (науч.). Дикость, варварство и ц. 2. Вообще общественная культура, достигшая высокой степени развития, а также общество, являющееся носителем такой культуры. Цивилизации древности. 3. только ед. Употр. как обозначение современной европейской культуры. Он был не чужд европейской цивилизации. Чехов. Сивилизация — это такое тонкое нежное вещество, которое нельзя по произволу бросать в грязь. Салтыков-Щедрин. Цивилизация, свобода и богатство при капитализме вызывают мысль об обожравшемся богаче, который гниет заживо и не дает жить тому, что молодо. Ленин.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
цивилиза́ция
1. действие по значению гл. цивилизовать
2. научн. результат такого действия; высокая степень общественного развития, возникшая на основе товарного производства, разделения труда и обмена ◆ Внешностью своею Корсаковка до обмана похожа на хорошую русскую деревушку, и притом глухую, которой ещё не коснулась цивилизация. Чехов, «Остров Сахалин», 1893 г.
4. только ед. современная европейская культура ◆ Судя по его размашистому почерку с завитушками, капулю и тонкому сигарному запаху, он был не чужд европейской цивилизации. Чехов, «Писатель», 1885 г. ◆ Цивилизация, свобода и богатство при капитализме вызывают мысль об обожравшемся богаче, который гниёт заживо и не даёт жить тому, что молодо. Ленин
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: удаль — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
ПОНЯТИЕ И ТИПЫ ЦИВИЛИЗАЦИЙ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ, ИХ ВИДЫ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ.
Цивилизация – прочно сложившийся уклад, материальной и духовной жизни общества, которая воспроизводиться в течении длительного периода времени.
Основные виды цивилизации:1. Традиционная – в основе которой лежит доиндустриальная экономическая система: Господство капитального хозяйства,и рыночного труда.
.2. социалистическая – в основе которой лежит плановая экономическая система.:Индустриальный характер развития,плановоя экономика..
3)Рыночная цивилизация:Основ. Состовляющей яв-ся часная собственность на эк. Ресурсы, рыноч. эк яв-ся спроса-ограниченной
Основу любой цивилизации составляет экономическая система
Экономическая система – это совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нем отношений собственности и хозяйственного механизма. Поняв суть системы, можно понять и многие закономерности хозяйственной жизни. Виды:
· Традиционная в основе лежит доиндустриальная эконом.система. Черты: машинное производство и преобладает ручной труд и натуральное хоз-во; что?как?для кого? Производить решаются в рамках традиций
· Социальстич. Цивилизация в основе лежит плановая экономика. Черты: индустриальный хар-р; общественное разделение труда; господство гос.собственности на эконом.ресурсы
· Плановая экономика-ресурсы ограничены План.эконом. ориентирована на производителя. Черты: постоянный дефицит; производители не имеют стимула к выпуску качественной продукции; утеря ориентиров истинных потребностей
· Рыночная цивилизация в основе рын.экономика. 1)чистый рынок 2)смешанная эконом. 3)переходная. Черты: разделение труда; частная совственность на эконом ресурсы; спрос ограниченной системы. Рын.эконом. ориентирована на потребителя
8.СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ.
Рынок-это система отношений складывающихся в производстве, обмене и распределении благ, а так же в движении денежных средств
Рынки можно квалиф.по ряду признаков: 1)по объекту (товарно-денежные), 2) по организации(оптовые и розничные), 3) по общественным разделениям труда (региональные, национал, местные
Рынок представляет собой многосложную систему, посредством которой бесчисленные индивидуальные, свободно выбранные решения учитываются, суммируются и взаимно уравновешиваются;
— Саморегулирование хозяйственной деятельности. Рыночный механизм обеспечивает самонастройку экономических процессов на рациональный, эффективный режим хозяйствования;
Принцип договорных отношений есть одновременно и принцип обязательности их соблюдения;
— Экономическая ответственность. В условиях рыночной экономики всякое предприятие функционирует на началах самофинансирования, самообеспечения и, естественно, само отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему имуществом, денежными активами. В рыночной экономике ответственность возникает и становится действительной в силу господства частной собственности;
— Конкуренция, состязательность, объективно порождаемая свободой предпринимательства, свободой выбора и личным интересом. Именно конкуренция между покупателями и продавцами, стремящимися добиться своих целей за счет конкурентов, и конечное соглашение между ними приводит к формированию рыночных цен. Конкуренция между производителями заставляет их производить именно те товары,
которые необходимы покупателям, и производить их наиболее эффективным способом;
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ СОБСТВЕННОСТИ. ЕЕ ФОРМЫ.
Собственность (социально-экономические отношения) составляет сердцевину системы экономических отношений общества Стабильность и эффективность развития экономической системы зависит от наличия в ней таких форм собственности, которые в наибольшей степени способствовали развитию производительных сил и отвечали экономическим интересам людей.
Собственность представляет собой общественное явление, которое с разных сторон изучается несколькими общественными науками (философией, экономикой, юриспруденцией и т.д). В экономической науке под собственностью понимают реальные отношения между людьми, складывающиеся в процессе присвоения и хозяйственного использования имущества. Система экономических отношений собственности включает в себя следующие элементы: а) отношение присвоения факторов и результатов производства. б) отношения хозяйственного использования имущества. в) отношения экономической реализации собственности.
Государственная(акции в акционерных обществах различных форм собственности, кроме того, государство может иметь в собственности любое имущество, необходимое для осуществления его функций.) муниципальная(Земли в пределах черты города) частная
В экономической теории прав собственности собственность составляет не ресурс сам по себе, а доля прав по использованию ресурса. Совокупность прав состоит из следующих элементов:
· 1. владения (исключительно физический контроль над благами),
· 2. использования (применение полезных свойств благ для себя),
· 3. управления (право решать, кто и как будет обеспечивать использование благ),
· 4. право на доход (обладать результатами от использования благ),
· 5. право суверена (на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение блага),
· 6. право на безопасность (защиту от экспроприации и от вреда со стороны внешней среды),
· 7. на передачу благ в наследство,
· 8. на бессрочность обладания благом,
· 9. запрет вредного использования (способом, наносимым вред имуществу др.),
· 10. на ответственность в виде взыскания (возможность взыскания блага в уплату долга),
· 11. на остаточный характер (на существование процедур и институтов, обеспечивающих восстановление нарушенных правомочий.
Собственность как общественный институт устанавливает рамки, в пределах которых ведется хозяйственное взаимодействие, определяет «правила игры» путем спецификации прав собственности (закрепление отдельных правомочий за одним или несколькими экономическими субъектами).
Права собственности – права контролировать использование определенных ресурсов и распределять возникающие при этом затраты и выгоды. Реальные – отношение к вещи как к своей, связь самого человека с окружающими его объектами как со своими или как с чужими. Моральные – условия для приобретения прав собственности теми, кто ценит их выше, способен извлечь из них большую пользу. Юридические – нормы поведения по поводу благ, которые любое лицо должно соблюдать в своих взаимодействиях с другими людьми или же нести издержки из-за их несоблюдения.
Частная собственность – означает, что отдельное физическое или юридическое лицо обладает всеми или только некоторыми (из 11) правомочиями собственности в разных комбинациях. Для частных собственников характерно формальное равенство всех субъектов. Основной формой отношений между ними служит договор, заключенный по обоюдному согласию и в их взаимных интересах.
Приватизация – процесс разгосударствования собственности на средства производства, имущество, жилье, землю, производственные ресурсы. Осуществляется посредством продажи государственной и муниципальной собственности в руки коллективов и частных лиц с образованием на их основе корпоративной, акционерной и частной собственности.
Приватизация может осуществляться на основании бесплатной передачи собственности, выкупа п/п на льготных условиях, продажи акций, сдачи п/п в аренду, продажи мелких п/п с аукционов.
10. ТЕОРИЯ ПРАВ СОБСТВЕННОСТИ. 10. ТЕОРИЯ ПРАВ СОБСТВЕННОСТИ
Сегодня наиболее широко представлена теория прав собственности(Рональд Коуз)-собственность это совокупность отдельных элементов или наборов определенных прав:право на владение, использование,управление,на доход от собственности,на продажу,на безопасность собственности,на завещание и наследование,на бессрочное обладание,на взыскание,на возврат полномочий.
Полное право состоит из следующих восьми элементов:
1. Право ведения, т.е. право исключительного физического контроля над благами.
2. Право использования, т.е. право применения полезных свойств благ для себя.
3. Право управления, т.е. право решать, кто и как будет обеспечивать использование благ.
4. Право на доход, т.е. право обладать результатами от использования благ.
5. Право суверена, т.е. право на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение блага.
6. Право на безопасность, т.е. право на защиту от экспроприации благ и от вреда со стороны внешней среды.
7. Право на передачу благ в наследство.
8. Право на бессрочность обладания благом.
Кроме того, существует два элемента:
1. Ответственность в виде взыскания, т.е. возможность взыскания блага в уплату долга.
2. Запрет на использование благ способом, наносящим вред внешней среде.
Вторая отличительная черта теории права собственности заключается в том, что феномен собственности выводится в ней из факта ограниченности ресурсов. Поэтому институт собственности является единственно возможным институтом разрешения проблем «несоразмеримости между надобностью и доступным распоряжению количеством благ
Дата добавления: 2015-01-19 ; просмотров: 29 ; Нарушение авторских прав
Основные принципы функционирования рыночной экономики
2.1. Типы цивилизаций
2.1.1. Классификация цивилизаций
Цивилизация
Разумеется, экономическая система существует не в вакууме и не может быть рассмотрена в полном отрыве от других черт цивилизации как более сложной системы. К таковым относятся: мораль, политика и право; национальные, религиозные, психологические и другие социокультурные факторы; исторические, географические, климатические условия жизни народа и т.п. Поэтому экономическая теория должна принимать во внимание воздействие неэкономических факторов на экономические процессы.
Типы цивилизаций
Объективной реальностью XX в. является сосуществование различных типов цивилизаций, а также их переходных форм ( рис. 2.1).
Ни одна из цивилизаций не существует в чистом, идеальном виде. Это, однако, не мешает определить наиболее общие, характерные черты каждой цивилизации. Рассмотрим их подробнее.
Традиционная цивилизация
Интересно, что и сейчас изолированные племена (например, индейцы бассейна Амазонки), которые соблюдают традиции, успешно выживают, имея, впрочем, очень низкий уровень потребления. А народы, нарушившие вековые традиции, но не перешедшие к иным типам цивилизации, находятся в крайне бедственном состоянии. Так, произошло со значительной частью африканских племен, утративших под воздействием белых колонизаторов старинные обычаи, но не сумевших освоить современные сельскохозяйственные технологии. Их хозяйственная деятельность, в частности, привела к экологической катастрофе (потере плодородного слоя земли) на больших территориях Африки.
Натуральное хозяйство
Другой важной чертой традиционных цивилизаций является преобладание натурального хозяйства. Это значит, что производители и потребители благ непосредственно взаимодействуют друг с другом в рамках общины или какого-то другого относительно небольшого замкнутого сообщества. Они потребляют преимущественно блага, произведенные внутри этой же хозяйственной единицы («сами посеяли, сами убрали, сами съели»). Для данного способа хозяйствования вообще не требуется денег, так как имеет место прямой (натуральный) обмен продуктами и услугами.
Доиндустриальный характер
Наконец, в традиционных цивилизациях отсутствует или очень слабо развито машинное производство и, следовательно, преобладает ручной труд. Поэтому ее часто называют еще и доиндустриальной цивилизационной системой. С этим обстоятельством (как, впрочем, и с доходящим до фанатизма стремлением людей традиционного общества во всем следовать «заветам старины седой») связан и исключительно медленный темп прогресса. Ведь естественные органы человека, в отличие от частей машин, с течением времени изменяются очень медленно, что предполагает сохранение веками одних и тех же технологий. Не случайно современные орудия ручного труда (молоток, топор и т.п.) почти не изменились по сравнению со своими древними предшественниками: и те и другие создавались так, чтобы их было удобно взять рукой.
Однако не будем спешить относиться к традиционной цивилизации как о намертво застывшей системе. Дело в том, что в ее рамках задачи экономического роста и не ставились. Это было общество с сохраняемыми веками культурными и религиозными ценностями, особыми представлениями о соотношении материальных и духовных потребностей. Например, длительные строгие посты наших предков, осуществлявшиеся совершенно добровольно, «для души».
В таких условиях складывался психологический тип человека, который был слабо индивидуализирован, мало способен (да и не стремился) к свободному выбору жизненного пути. Он чувствовал себя комфортно в большой семье, общине, коллективе, где все стороны жизни были строго регламентированы, но зато и ему было гарантировано достойное место в заведенном порядке вещей.
Исторически все народы мира прошли через ступень традиционной цивилизации. В наше время в чистом виде этот тип цивилизации можно найти только у изолированно живущих племен Азии, Африки, Латинской Америки, Австралии и Океании. Их остатки, затронутые или преобразованные товарно-денежными отношениями, довольно широко распространены во многих экономически слаборазвитых странах. В России, в целом являющейся развитой страной, также можно встретить отдельные пережитки той эпохи, начиная от распространенных бытовых примеров вроде самообеспечения горожан картошкой (натуральное хозяйство) и кончая экзотическими случаями нелегального применения рабского труда.
Социалистическая цивилизация
Бурный и противоречивый XX в. прошел под знаком возникновения, становления, развития и распада социалистической цивилизации. Ее центром был СССР, вокруг которого группировались другие страны социализма Центральной и Восточной Европы, Азии, Америки (Куба). Кроме особой экономической системы, социалистическая цивилизация выработала специфическую и весьма высокую культуру, сформировала характерный морально-психологический тип человека.
Государственная собственность
Первая черта социалистической цивилизации заключается в том, что в обществе господствует государственная собственность практически на все экономические ресурсы (землю, недра, предприятия и т.д.). Не должно вводить в заблуждение то, что в социалистических странах она официально именовалась общественной собственностью. На деле практически все права собственности принадлежали именно государству. Ведь общественная собственность провозглашалась единой и неделимой, а следовательно, принадлежащей всему обществу, но никому в отдельности. Правом же реально распоряжаться ею от имени общества обладало только государство.
Централизованное планирование
Ресурсоограниченная экономика
По своему характеру социалистическая цивилизация относится к классу экономических систем, определяемых предложением благ, или, как их называют, к ресурсоограниченным экономикам. Этот термин нуждается в пояснении. Как мы помним, редкость ресурсов присуща любой экономике. Но понятие это относительное: ресурсов мало не вообще, а по отношению к объему потребностей. Существуют две принципиальные возможности приведения в соответствие ресурсов и потребностей. Можно ограничить потребности до размеров имеющихся ресурсов, и тогда все эти (уже заранее ограниченные) потребности будут полностью удовлетворены. Но можно и не ограничивать потребности. В экономике такого типа (именно ее и называют ресурсоограниченной) основным ограничителем будет выступать фактический объем производства или (что то же самое) нехватка ресурсов, необходимых для его организации. Часть потребностей в этом случае остается неудовлетворенной. Например, граждане СССР в принципе могли бы купить 2 и даже 3 млн легковых автомобилей, но существующие мощности позволяли реально выпускать чуть больше 1 млн, что и ограничивало потребление данного блага.
История экономики: конспект лекций
Конспект лекций соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Доступность и краткость изложения позволяют быстро и легко получить основные знания по предмету, подготовиться и успешно сдать зачет и экзамен. Рассматриваются общие вопросы возникновения экономики и ее развития в разные периоды времени, сущность экономики, ее значение, особенности развития в разных странах, формирование мирового рынка и мировой экономики и многое другое. Для студентов экономических вузов и колледжей, а также тех, кто самостоятельно изучает данный предмет.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги История экономики: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
ЛЕКЦИЯ № 3. Экономические цивилизации
1. Древние экономические цивилизации. Экономика охотников
Перед историей этот древнейший тип хозяйства имеет немалые заслуги. Во-первых, он привел к глобальному расселению человечества (на примере современных спортивных достижений это легко понять. Оказывается, человеку под силу переплыть Тихий океан на веслах, а Атлантический — и вовсе вплавь), а во-вторых, это был первый симбиоз человека с другим видом животного мира (приручение собаки).
Чтобы охотиться на крупных животных, требовались большие загонные территории. Поэтому слабыми местами данного типа экономики являлись: перепромысел, ведущий к истощению запасов диких зверей, и прозрачность огромных охотничьих зон для проникновения соседних народов (это породило бесконечные территориальные войны). Миграции народов были вызваны поисками нетронутых ареалов охоты, которые привели к заселению всех континентов.
Охотничьи цивилизации в наше время сохранились только в экстремальных природных условиях — экваториальных тропических лесах (индейцы Амазонки, пигмеи Конго), частично в тундре Арктики, где охотничий промысел сочетается с оленеводством.
2. Цивилизация кочевых скотоводов
Данные цивилизации произошли от загонной охоты: со своими собаками охотники, попадая на естественные маршруты сезонных миграций диких животных, сначала постепенно становились пассивными (подобные некоторым хищникам — волкам, львам), затем активными пастухами, ведущими селекцию животных. Следовательно, скотоводы просто переняли у животных эксплуатацию почвы. Симбиоз человека с разнообразным одомашненным животным миром (особенно мелким и крупным рогатым скотом и лошадью) и породил своеобразный тип степной экономики, построенный на управляемых регулярных миграциях скота в места, где есть трава, из тех мест, где она уже выедена. Не все ясно в сути кочевой экономики в частности, характер собственности на скот и пастбищную территорию. Какова бы ни была собственность, обязательно преобладали при данном типе хозяйства мясомолочная пища, полигамия (многоженство), власть патриархов (при невысокой ценности человеческой личности). Благодаря своей мобильности, скотоводческий тип хозяйства (со скотом мигрирует весь народ) оказал огромное влияние на экономическое развитие всего мира.
Кочевые скотоводческие народы сконцентрировались на просторах Великой степи — огромной равнины, протянувшейся в Евразии от Карпат до тунгусской тайги. Здесь сформировалось хозяйство тюркских, иранских, угро-финских народов. Некоторые из этих народов совершали великие миграции — вплоть до средиземного, черноморского и даже атлантического побережий, что вызвало в социально-экономической жизни целых континентов важные изменения. Миграции печенегов, половцев и других тюркоязычных народов Великой степи в Северное Причерноморье в X–XII вв. и их давление на Киевскую Русь привели к переносу центра государства восточных славян из Приднепровья во Владимиро-Суздальскую Русь, а нашествие монголов в XIII в. — к превращению Руси в полуколонию татаро-монгольского государства Золотая Орда.
Самые грандиозные историко-экономические последствия имела миграция турок в Малую Азию, где они осели, и, образовав свое государство, в XIV–XVI вв. постепенно подчинили себе Балканский, Ближневосточный, Североафриканский и Азово-Черноморский регионы. Турецкая (Османская) империя стала препятствием в средиземноморской торговли Европы со странами Востока и стимулировала поиски других путей, которые в XV в. привели к открытию морского пути в Индию, Америку и созданию мировой экономики.
3. Горские цивилизации
В высоких горах, покрывающих значительную часть земной сути, расселение людей, а значит, и ведение хозяйства, было только возможно по склонам ущелий. Хотя хозяйство горцев включает обычные скотоводство и земледелие, оно имеет одну особенность, которая и делает его отдельным типом экономики. Эта особенность — неизбежный массовый отход молодежи в силу аграрного перенаселения как следствия дефицита пастбищной и пахотной земли. В наше время для пашни нередко используются плоские крыши жилых домов, а увеличение поголовья скота сверх определенных пределов влечет за собой полное исчезновение на горных лугах кормовых трав и зарастание их травами, несъедобными для скота.
В течение многих столетий отход горской молодежи носил исключительно характер военного найма юношей Шотландии, Швейцарии, Северного Кавказа. Из них состояли гвардии целого ряда государств (Англия, Египет и т. д.). С развитием в Европе фабрично-заводской индустрии и железных дорог военный наем городской молодежи уступил место хозяйственному (широко известны западноукраинские, кавказские и прочие строительные артели). И в настоящее время, как бы там ни было местная экономика по-прежнему не в состоянии занять все население горных ущелий, что обуславливает его отходничество, создает ряд политических и экономических проблем как на родине, так и в местах, куда направлен отход.
4. Речные цивилизации
Остальные типы древних цивилизаций основаны главным образом на растениеводстве (симбиозе человека с растениями), таким же древним, как загонная охота. Один из самых древних типов растениеводства сложился в долинах великих рек Востока — Тигра и Евфрата, Хуанхэ, Нила, Аму-Дарьи и др., а также в Центральной и Южной Америке). Здесь режимы земледелия полностью зависели от гидрорежима. Поэтому главным условием производства сельскохозяйственных культур и, следовательно, самого существования людей, было искусственное регулирование режима рек при помощи каналов и дамб для обводнения (гидромелиорации) исключительно плодородной почвы. При жарком климате это обеспечивало в нормальные годы (без стихийных бедствий) довольно высокие урожаи овощей, фруктов, злаков.
Люди регулировали реки, но и вся их жизнь, в свою очередь регулировалась реками. Ирригационная экономика без командно-распределительной системы — без центрального управляющего и учетного органа не могла поддерживать гидромелиоративную сеть вдоль великих рек. Так как ручные земляные работы были исключительно трудоемкими, а материальные стимулы в условиях натурального хозяйства не действовали, управление этими работами должно было быть не только централизованным, но и обожествленным (цари вполне официально считались живыми богами). Огромно значение в управлении хозяйством жрецов и бюрократии, выполняющих функции учета и контроля. Государство, как распорядитель ирригационных работ и распределитель воды, являлось верховным собственником и всех орошаемых земель, которыми распоряжалось через царские (государственные) или храмовые хозяйства. Крестьянские общины имели право наследственного пользования за натуроплату, размер устанавливался не по амбарному, а по биологическому урожаю (определялся до начала жатвы чиновниками).
Итак, в ирригационных системах непосредственным производителем материальных благ был крестьянин, юридически свободный, но обязанный государству трудовой повинностью. Производственный труд рабов по экономическим причинам не мог применяться: не было не только дефицита, но существовал избыток трудовых ресурсов (среди населения трудоспособного возраста). В период разливов рек, когда сельскохозяйственные работы прекращались, эти избыточные трудовые ресурсы было необходимо занять. Поэтому древневосточные государства могли вести строительство грандиозных сооружений силами трудообязанных крестьян египетских пирамид, вавилонской башни, великой китайской стены и пр. Такие сооружения причислять в древности к «чудесам света». Они и сейчас поражают воображение. Огромное число слуг в домах царей и знати, многонациональные гаремы — все это лишний раз подчеркивало престиж деспотии, ее безграничную власть. Поэтому положение рабов не очень отличалось от положения свободного населения: фактически все были рабами государства.