Что такое цивилизация с точки зрения системности

ЕГЭ. Общество. Тема № 11. Цивилизация и её типы

Что такое цивилизация с точки зрения системности. Смотреть фото Что такое цивилизация с точки зрения системности. Смотреть картинку Что такое цивилизация с точки зрения системности. Картинка про Что такое цивилизация с точки зрения системности. Фото Что такое цивилизация с точки зрения системности

Цивилизация – это слово иностранного происхождения, пришло в русский язык из греческого языка и обозначает « гражданский».

Один из путей изучения истории – цивилизационный. Так что же такое цивилизация и каковы её типы?

Цивилизация

Цивилизация – это общество на определённом этапе исторического развития, характеризующееся свойственными ему особенностями развития культуры, причём культуры в широком смысле, то есть того, что создало человечество и что значимое для него, вся материальная и духовная культура.

Существует несколько классификаций цивилизаций.

Первая классификация цивилизаций

это примерно одинаковый уровень экономического, военного развития, политического устройства,

примерно один и тот же уровень знаний об окружающем мире,

одинаковая роль религии, хотя их в мировой цивилизации много,

Так, в период Древнего мир как бы ни отличались Рим и Египет, но они стояли примерно на одном уровне развития(например, войны велись на колесницах и пешими лучниками, не было же тогда в какой-то стране танков).

Линейно-стадиальные цивилизации:

Вторая классификация цивилизаций

Сравнение западной и восточной цивилизации

Цивилизационный подход к изучению истории разрабатывали:

Цивилизация –от латинского «гражданский». В широком смысле – уровень, ступень развития общества, материальной и духовной культуры, следующей за варварством и дикостью. Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для неё образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром.

Употребление термина «цивилизация»:

Локальные цивилизации –большие исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои особенности социально-экономического и культурного развития.

Они могут совпадать с границами государств (китайская), могут включать в себя несколько государств (западноевропейская цивилизация)

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник

помогите ответить на вопросы по ФИЛОСОФИИ

Что такое система:
1. рядоположенность предметов любой природы
2. порядок в расположении предметов одного типа
3. любая совокупность предметов
4. совокупность элементов, находящихся во взаимодействии

Что такое цивилизация с точки зрения системности:
1. совокупность предметов материальной культуры
2. общество, развитие которое определяется техникой
3. общество, имеющее свою специфическую культуру
4. надкультурное образование, связанное едиными принципами жизниустройства

Основой русской религиозной философии рубежа 19-20 вв. является:
1. идеализм
2. рационализм
3. иррационализм
4. прагматизм

Основоположником современного экзистенциализма был:
1. С. Кьеркегор
2. З. Фрейд
3. Ф. Ницше
4. Ж.-П. Сартр

В понимании общества и человека З.Фрейд противостоял:
1. К.Марксу
2.К.Юнгу
3. Платону
4. И.Канту

Что общего между религией и философией
1. метафизические рассуждения
2. научность
3. признание авторитетов
4. вера

Самой ранней мировой религией является:
1.христианство
2. ислам
3. буддизм
4. иудаизм

Что означает термин «ноосфера»:
1. объединение человечества в единую мировую систему
2. сфера господства разума
3. система глобального моделирования окружающей среды
4. глобализация общества

Что означает термин «коэволюция»:
1. взаимодействие индивида и общества
2. совместное, взаимосогласованное развитие человека и природы
3. современная теория эволюции
4. синоним эволюционного подхода

Что такое «Римский клуб»:
1. объединение футбольных болельщиков города Рима
2. Объединение римских политологов с целью борьбы с коррупцией
3. объединение ученых для рассмотрения глобальных проблем современности
4. объединение народов Центральной Италии с целью противостояния промышленно развитому северу

К глобальным проблемам относятся
1. вырубка тропических лесов
2. демографическая проблема
3. экономическое неравенство
4. истощение минеральных ресурсов

4. совокупность элементов, находящихся во взаимодействии

Что такое цивилизация с точки зрения системности:

4. надкультурное образование, связанное едиными принципами жизниустройства

Основой русской религиозной философии рубежа 19-20 вв. является:

Основоположником современного экзистенциализма был:
1. С. Кьеркегор

2. философия иррационализма
3. психологическое направление

В понимании общества и человека З. Фрейд противостоял:
1. К. Марксу

2. взаимоотношения между Богом и человеком

Что общего между религией и философией
1. метафизические рассуждения

Самой ранней мировой религией является:

Какие положения соответствуют Конституции РФ:

4. все перечисленное выше

Что означает термин «ноосфера»:

2. сфера господства разума

Что означает термин «коэволюция»:

2. совместное, взаимосогласованное развитие человека и природы

Что такое «Римский клуб»:

3. объединение ученых для рассмотрения глобальных проблем современности

Источник

Так что же такое цивилизация?

Так что же такое цивилизация?

Сам термин «цивилизация» (от лат. civilis — гражданский, государственный) до сих пор не имеет однозначного толкования. В мировой исторической и философской (в том числе футурологической) литературе он употребляется в четырех смыслах:

1. Как синоним культуры — например, у А. Тойнби и других представителей англо-саксонских школ в историографии и философии.

2. Как определенная стадия в развитии локальных культур, а именно стадия их деградации и упадка. Вспомним нашумевшую в свое время книгу О. Шпенглера «Закат Европы».

3. Как ступени исторического развития человечества, следующие за варварством. Такое понимание цивилизации мы встречаем у Л. Моргана, вслед за ним у Ф. Энгельса, сегодня у А. Тоффлера (США).

4. Как уровень (ступень) развития того или иного региона либо отдельного этноса. В этом смысле говорят об античной цивилизации, цивилизации инков и т. п. Мы видим, что эти понимания в одних случаях в значительной степени накладываются и дополняют друг друга, в других — являются взаимоисключающими.

Для того, чтобы определиться с понятием цивилизации, необходимо, очевидно, предварительно проанализировать ее наиболее существенные черты.

Во-первых, цивилизация есть собственно социальная организация общества. Это означает, что переходная эпоха, скачок от животного царства к социуму завершен; организация общества по кровно-родственному принципу сменилась организацией его по соседско-территориальному, макроэтническому принципу; законы биологические отошли на второй план, подчинившись в своем действии законам социологическим.

Во-вторых, цивилизация с самого начала характеризуется прогрессирующим общественным разделением труда и развитием информационно-транспортной инфраструктуры. Разумеется, речь идет не об инфраструктуре, свойственной современной волне цивилизации, но к концу варварства прыжок от родоплеменной изолированности уже был совершен. Это позволяет характеризовать цивилизацию как социальную организацию со всеобщей связью индивидов и первичных общностей.

В-третьих, целью цивилизации является воспроизводство и приумножение общественного богатства. Собственно говоря, сама цивилизация родилась на базе появившегося (в результате неолитической технической революции и резкого роста производительности труда) прибавочного продукта. Без последнего было бы невозможно отделение труда умственного от труда физического, появление науки и философии, профессионального искусства и т. д. Соответственно под общественным богатством следует понимать не только его вещественно-материальное воплощение, но и ценности духовного порядка, в том числе и свободное время, необходимое индивиду и обществу в целом для их всестороннего развития. В состав социального богатства входит и культура общественных отношений.

Суммируя выделенные черты, можно согласиться с определением, согласно которому цивилизация есть собственно социальная организация общества, характеризующаяся всеобщей связью индивидов и первичных общностей в целях воспроизводства и приумножения общественного богатства[88].

Несколько слов об основаниях (базисах) формаций и цивилизаций, о водоразделе между ними. Вопрос этот до сих пор является дискуссионным, но, очевидно, надо исходить из того, что и в том, и в другом случае базис представляет собой несомненно материальное образование, хотя и принадлежат они к разным сферам общественного бытия: в фундаменте цивилизации в целом и каждой из ее ступеней лежит технико-технологический базис, в связи с чем резонно говорить о трех ступенях (волнах) в развитии цивилизации — земледельческой, индустриальной и информационно-компьютерной[89]. В основе же формации базис экономический, то есть совокупность производственных отношений.

Подчеркивая роль технико-технологического базиса цивилизации, отнюдь не следует непосредственно и только из него выводить все, что характеризует данное конкретное общество. В реальном же историческом процессе все обстоит гораздо сложнее, ибо в фундаменте социума наряду с технико-технологическим базисом присутствуют (и занимают достойное место) также природные (включая демографические) условия жизни общества и этнические, вообще конкретно-исторические особенности жизни и развития данного общества. Все это в совокупности своей и составляет реальный фундамент жизнедеятельности социума как системы. Элиминируя из интерпретации исторического процесса какой-либо из указанных компонентов, мы либо искажаем картину, либо вообще вынуждены отказаться от решения конкретной проблемы.

Как, например, объяснить, почему при одном и том же в принципе технико-технологическом базисе мы обнаруживаем серьезно отличающиеся друг от друга варианты исторического развития?

Почему, скажем, в большинстве регионов земного шара возникновение государства явилось следствием зашедшего уже далеко процесса классообразования, а в некоторых заметно опережало этот процесс? Очевидно, при прочих равных (ceteris paribus) и прежде всего при одном и том же технико-технологическом базисе, налицо какой-то дополнительный фактор, определяющий специфику рассматриваемого явления. В данном случае в качестве дифференцирующего фактора выступали природно-климатические условия, предопределяющие необходимость централизованных усилий по сооружению и эксплуатации крупных ирригационных систем. Здесь государство выступало первоначально прежде всего в своей хозяйственно-организаторской ипостаси, в то время как в других регионах все начиналось с функции классового подавления.

Или — почему (тоже при ceteris paribus) отличаются друг от друга исторические пути разных социально-этнических общностей? Было бы опрометчиво сбрасывать со счетов этнические особенности народов. В частности, при всем неприятии в целом концепции этногенеза и понимания сущности этноса у Л. Н. Гумилева нельзя не заметить то рациональное зерно, которое содержится в его суждениях о пассионарности как мере энергетического наполнения, активности и сопротивляемости этноса внешним воздействиям[90]. Не менее опрометчиво сбрасывать со счетов и исторические особенности развития исследуемого социума. Это замечание справедливо и при решении проблем современности, прогнозировании успеха или неуспеха предпринимаемых реформ. Так, оптимизм в отношении судьбы нынешних политических и экономических реформ у нас значительно уменьшается, как только мы начинаем хоть мало-мальски учитывать собственное историческое наследство. Ведь главное, очевидно, не в том, от какого наследства мы сможет отказаться в ходе реформ, главное в том — от какого отказаться не сможем. А в нашем наследии — и многовековые пласты патриархально-коммунистического, общинного менталитета с его как отрицательными, так и положительными моментами; и массовидный конформизм, вошедший в плоть и кровь в последние несколько десятилетий; и не менее массовидное непослушание; отсутствие сколько-нибудь значимых демократических традиций и многое другое.

Все три рассмотренных компонента фундамента рефлексируются общественной психологией, и это отражение оказывается необходимым связующим звеном между фундаментом общественной жизни и складывающимися на этой основе производственными отношениями, экономическим базисом. Таким образом, неполнота традиционной схемы формации обнаруживается не только в элиминации из фундамента таких важных «кирпичей», как природные (в том числе демографические) условия и этнические (вообще исторические) особенности, но и в игнорировании социально-психологического компонента общественного развития: базис и надстройка оказываются связанными непосредственно.

Источник

Системный подход к цивилизационному развитию человечества в XXI в.

Осуществлен системный подход к цивилизационному развитию человечества в XXI в., разработаны базовые элементы построения планетарного дома общечеловеческой цивилизации постиндустриального мира, основанные на духовности, научно-технологической революции, экологии, освоении космоса, экономике и мировой безопасности. Только системные, согласованные меры по данным шести базовым компонентам могут обеспечить мир и устойчивую жизнь в этом доме. Приведены авторские подходы к инновационной экономике постиндустриальной цивилизации.

Kлючевые слова: цивилизация, глобализация, концепция, инновационная экономика, безопасность, гуманизация, духовность, НТР, космос, экология, управление, регулирование, мировые процессы, валютный союз, совет мудрецов.

In the present article we implement a systematic approach to the development of human civilization in the twenty-first century and develop the basic elements of creating of a planetary home for a universal civilization in the postindustrial world, based on spirituality, scientific and technological revolution, environment study, space exploration, the economy and world security. Only systematic and concerted action according to six basic components can ensure peace and sustainable life in this home. The author presents his own approaches to innovative economy of postindustrial civilization.

Keywords: civilization, globalization, concept, innovative economy, security, humanization, spirituality, NTR, space, environment, management, regulation, global processes, monetary Union, the Council of sages.

Концептуальная идея перехода к постиндустриальной цивилизации

В истории было много кризисов, конфликтов и войн. Но ни разу не складывалась такая критическая ситуация, когда под угрозу ставилась возможность существования земной цивилизации в целом, а проблема ограниченности земли и ресурсов требовала научного решения. Сохранение человеческой цивилизации, вероятность ее последующего успешного развития невозможны без изучения общих закономерностей и пропорций в системе «производство – потребление», выработки основ воспроизводственных циклов и управления глобальными процессами.

Необходимость разработки интегральной концепции перехода к постиндустриальной цивилизации обоснована предпосылками и условиями формирования логики мирового исторического развития, которую пытаются объяснить все ученые мира и мировая общественность, рассматривая проблему с различных точек зрения [Скидельски 2011; Stiglitz 2009; Яковец 2011 ].

Что такое цивилизация с точки зрения системности. Смотреть фото Что такое цивилизация с точки зрения системности. Смотреть картинку Что такое цивилизация с точки зрения системности. Картинка про Что такое цивилизация с точки зрения системности. Фото Что такое цивилизация с точки зрения системности

Рис. Планетарный дом общечеловеческой цивилизации постиндустриального мира

Планетарный дом общечеловеческой цивилизации (см. рис.) и грядущая новая волна научнодуховной революции будут основаны на комбинации шести ключевых базовых элементов перехода к постиндустриальной цивилизации, таких как:

гуманизация мирового сообщества с учетом логики развития мировой истории;

новые научно-технологическая революция, технологические уклады ( VI – VII ТУ);

экология и стабилизация мирового энергопотребления;

освоение космоса, космической энергии и ресурсов Солнечной системы;

переход к инновационной экономике постиндустриальной цивилизации.

Основной целью представляемого проекта является разработка концептуальных положений по формированию новой модели перехода к постиндустриальной цивилизации на основе предлагаемых нами базовых компонентов перехода к постиндустриальному миру : духовности, гуманизации общества (первостепенности, определяющей логику развития мировой истории), научно-технического прогресса (новой научной революции), экологизации общества и материального мира (экологической революции), освоения космоса, мировой безопасности, а также мировой экономической мощности со всеми ее параметрами, которые должны обеспечить устойчивую жизнь в планетарном доме общечеловеческой цивилизации. Концептуальная идея такова, чтобы более 200 государств на планете превратились в членов одной семьи и мирно жили под крышей единого планетарного дома общечеловеческой цивилизации (см. рис.). Все шесть базовых элементов цивилизационного генотипа в первой четверти ХХ І в. переживают глубокую трансформацию в процессе смены индустриальной мировой цивилизации постиндустриальной.

Следует подчеркнуть, что в условиях глобализации и кризисов только интеграционные идеи, совместное рассмотрение и решение проблем быстрее достигнут успеха, чем решения отдельных государств. Для оценки эффективности решений требуются специальные научное мировоззрение и научный инструмент согласования предлагаемых решений с фундаментальными законами природы, не зависящими от точек зрения руководителей государств, транснациональных компаний, масонских, панисламских и других объединений. Если мир на основе планетарной кооперации наций и этносов возьмет на вооружение все достижения, которые сделаны до сих пор, и научный инструмент согласования целей и решений проблем с объективными законами природы, это спасет человеческую цивилизацию и окажет большое содействие созданию I типа Планетарной цивилизации.

Настало время поставить перед мировым сообществом вопрос о глобальной системе управления цивилизацией и регулировании мировых процессов, которые в конц е ХХ и начале ХХ I в. заявили о себе. Это значит, что речь идет о глобальной мировой системе принятия политических и экономических решений. На первом этапе глобального управления миром для решения упомянутых адресных проблем пора вести обоснованный диалог о создании мирового законодательного органа (мирового парламента), исполнительного органа (мирового правительства), судебного органа (мирового суда), совета безопасности, мирового р елигиозного союза только с определенными полномочиями.

Учеными во всем мире создаются и внедряются в жизнь самые разнообразные научно-технические открытия. Но даже лауреатам Нобелевской премии не дано увидеть, каким образом эти внедрения повлияют на различные сферы, в первую очередь на природные процессы, экологические бедствия, катастрофы и т. д. Несмотря на различия в существующих мнениях, этот кризис, как уже упоминалось, системный [ Глазьев и др. 2009; Gleen et al . 2010 ]. Поэтому ответы надо искать исходя из системных подходов, целостности, адекватности решения проблем. Среди них ключевым является гуманистический мировоззренческий подход. В связи с этим наиболее приоритетным считаем решение проблем гуманизации общества и безопасности как основы мирового порядка.

По нашему мнению, нужно изменить взгляды на рыночную экономику, на смену которой приходит инновационная экономика постиндустриальной цивилизации, основанная на новых знаниях, передовой науке и высоких технологиях, конкурентоспособности человеческого капитала со всеми спектрами повышения духовности и обновления системы ценностей.

Научная новизна проекта заключается в комплексном рассмотрении всех составляющих (то есть базовых компонентов) как единого мировоззренческого процесса развития глобального мира и на основе этого разработке проектирования стратегии развития мира и его устойчивого развития при переходе к постиндустриальной цивилизации.

Справедливости ради необходимо заметить, что ранее хотя и были сделаны очень важные научные исследования и открытия, они не смогли обеспечить устойчивого развития в мире из-за разрозненности, бессистемности решения мировых проблем. Благодаря научным достижениям мы далеко продвинулись в одних направлениях, а в других отстали, поэтому и не было сбалансированного развития. К примеру, развитие стран G-8, G-20 в погоне за сверхприбылями в угоду транснациональным компаниям происходило без учета духовной составляющей развития мира. Это признают даже сами миллиардеры (Б. Гейтс и др.). Автор попытался восполнить этот пробел, комплексно используя все составляющие перехода к новому этапу цивилизационного развития.

Впервые показано соединение достижений естественных наук (НТП) с общественными, гуманизацией общества, духовностью, религиями в единую конструкцию планетарного дома (см. рис. ). Далее кратко остановимся на каждом из шести блоков.

Гуманизация мирового сообщества с учетом логики развития мировой истории

Глобальные изменения, мировой кризис приводят к сложным общественно-политическим переменам [ Каку Мичио 2012 ]. Они, как подземные толчки, происходят то в одном, то в другом месте. Их нельзя спрогнозировать, потому что они могут возникнуть в любой точке мира. Мировой кризис, как уже упоминалось, заставляет влиятельные силы общества и тех, кто находится у власти, заблаговременно принимать меры к предотвращению недоверия народа в будущем и искать новые пути выхода из кризиса.

В неустойчивый век глобализации идея о гуманизации общества может стать фактором единения народов и государств. После возрождения и использования многовековых исторических ценностей откроются широкие возможности глобальных изменений в духовно-культурном развитии человека. Главная задача идей гуманизации – изменение мышления человека, его самосознания в соответствии с требованиями нового цивилизованного общества ХХІ в. Многое придется делать по улаживанию разногласий в мире.

Все изложенное свидетельствует о том, что в мировом развитии наступает такой момент, момент истины, когда возникает необходимость выработки новой глобальной стратегии мирового порядка. Думается, начинать надо с выработки правильной государственной идеологии, направленной на сохранение нравственности, духовно-культурных ценностей, традиций. Новой цивилизации, новой культуре будут важны терпимость и светский плюрализм.

Ключевые составляющие гуманизации общества и возрождения духовности с учетом развития мировой истории следующие:

история прошлого, настоящего и будущего;

трансформация мировой психологии, мышления человека;

возрождение духовных и моральных ценностей, мировых религий, в том числе ислама, христианства, буддизма, конфуцианства и др.;

гармоничное развитие общества;

креативное развитие человеческого капитала в условиях резкого уменьшения численности народов мира;

духовная революция в XXI в.

В условиях перехода к экономике, основанной на новых знаниях, целесообразно осуществить модернизацию науки, образования и здравоохранения, что придаст импульс новым технологическим укладам. Следовательно, по этим ключевым направлениям прогресса необходимо принять комплексные кластерные программы для материализации знаний в новые технологии.

Инновационный прорыв осуществится за счет инвестиций, увеличения расходов на здравоохранение, образование и науку, которые дадут импульс развитию нового технологического уклада. В связи с этим в первой четверти XXI в. возможно появление новых институтов, возрождение моральных систем и нравственных ценностей. Международные организации и общественные силы должны благоприятствовать этим изменениям, иначе мир к первой половине XXI в. может захлебнуться в ожесточенных социальных конфликтах, что и происходит в ряде восточных стран. Только такими позитивными действиями международных организаций можно сохранить мир.

Развитие мировой истории показывает, что человечество достигло высоких результатов и прогресса в своем цивилизационном развитии. Наступило время безбедно жить, хотя известно, что в мире голодает более 1,2 млрд населения [ Скидельски 2011 ]. В связи с этим целесообразно установить минимальные барьеры для нормальной жизни и перехода к повышению конкурентоспособности креативной экономики в таких сферах человеческого капитала, как:

здравоохранение (финансирование здравоохранения по рекомендации Всемирной организации здравоохранения должно быть не менее 6 % от ВВП);

наука (для нормального развития государства финансирование науки должно быть не менее 1,5 % от ВВП);

образование (не менее 6 % от ВВП);

культура (не менее 5 % от ВВП);

формирование интеллектуальной экономики, создание искусственного интеллекта;

реализация идеологии потребления конкретного человека и его уровня жизни.

Только путем установления таких минимальных социально-экономических нормативов (неких стандартов жизни) в области человеческого капитала можно реально обеспечить безбедную жизнь. Увязав минимальные нормативы с темпами роста экономики, можно определить нормы уровня и качества жизни для развивающихся стран и стран третьего мира. Если эти нормы обеспечат высокие темпы экономического роста, то автоматически пропорционально повысится уровень жизни населения, зависящий от способностей личности и конкурентоспособности каждого человека, нации, народа и страны в целом.

Отсюда рождается новая парадигма об образованном обществе, человеке. В условиях глобального кризиса именно образование и наука выходят на первый план и становятся базисом всей системы воспроизводственного цикла, начиная с рождения идей и заканчивая получением прибыли для удовлетворения потребности человека, а также запуском инвестиций для нового цивилизационного развития. Качество образования, науки и возрождения духовно-культурных ценностей должно быть основой воспроизводства современного мирового сообщества в XXI в. Если мы хотим сохранить мир, то к образованию нужно отнестись как к общественному благу, а не как к рыночным отношениям, что, к сожалению, продолжается до сих пор. В ХХ I в. формирование нового интеллектуального капитала становится базисной задачей. В связи с этим следует кардинально перестроить всю систему образования, особенно в получении новых знании, чтобы выпускники вузов сразу попадали в сферу процесса воспроизводства, а не в очереди безработных.

Все социальные сферы должны работать на духовное воспроизводство, воспроизводство человеческого капитала, что в результате существенно повлияет на инновационный прорыв. Главными координаторами в этой области должны стать крупные подразделения ООН. Таким образом, ключевыми факторами в развитии человеческого капитала являются инвестиции в человека, разработка новых социально-экономических нормативов, увеличение инновационности и оптимизация потребления.

Экология и стабилизация мирового энергопотребления

По утверждению некоторых ученых, человечество сейчас находится в первой фазе глобальной экологической катастрофы. Но возможности для выхода из экологического тупика еще есть, «точка невозврата» пока не пройдена.

Биосфера Земли имеет огромные ресурсы, которые используются человечеством, но они исчерпаемы и могут закончиться к концу века. Человечество вплотную приблизилось к «точке невозврата», особенно в развитии процессов глобальной экологической катастрофы. В связи с этим сохранение глобальной экосистемы планеты с рациональным использованием природно-ресурсного потенциала Земли является особенно актуальным в ХХ І в. По оценкам некоторых ученых-экспертов, если человечество не примет срочные меры по сохранению экосистемы планеты, экологическая гибель человечества может наступить уже в ХХ І в., то есть на первой фазе – фазе глобальной экологической катастрофы.

После распада СССР ответственность за судьбу человечества переходит к США и развитым странам G-8. Но, к сожалению, они не торопятся.

Задачи планетарного масштаба, биосферы Земли и тем более ноосферной кооперации человечества ставились редко. Теперь же, независимо от статуса государств, приходится идти на компромиссные решения, плодотворно развивать международное сотрудничество, чтобы предотвратить возможные катастрофические экологические последствия для человеческой цивилизации.

Несмотря на бурный рост НТП, приоритетная роль энергетики сохранится еще долго, до конца этого века. Высоким технологиям будущего потребуется громадное количество энергии. Особняком станут проблемы стабилизации мирового энергопотребления, которое превысило 10 млрд т н. э. [Глобальная… 2012]. Как найти баланс между эффективным энергопотреблением и ростом численности населения Земли, с одной стороны, и возможностями природы – с другой? Необходимо выйти на определенные нормативы подушевого энергопотребления путем его снижения и ограничительного потребления. Э ти вопросы после рассм о тр ения в 2015 г. в Париже должны широко обсуждаться на уровне экспертов, рабочих групп ООН с дальнейшим вынесением вопроса на сессии ООН.

В мире планируется ввести в производство очень много солнечных электростанций. В этом плане активно работают США, КНР и ряд других стран. Ограничение глобального потепления до 2 ºС было подтверждено ООН в декларации, принятой Копенгагенской международной конференцией по изменению климата в 2009 г. Но, к сожалению, даже ООН, самая авторитетная организация, не может активно вмешаться и бессильна перед такими мировыми авторитетами, как США, КНР и др. Это свидетельствует о том, что статус ООН недостаточен для решения глобальных проблем, а также не хватает политической воли руководителей. Но когда наступит экологический кризис, уже поздно будет что-либо предпринимать.

Подводя итог, отметим, что если мы действительно идем к гуманизации общества, то необходимость гармоничного развития общества и природы в ХХ І в. становится первостепенной задачей в построении общего планетарного дома общечеловеческой цивилизации. В качестве квинтэссенции всего этого нами рекомендуется принять в ООН энергоэкологическую глобальную стратегию, отраженную в ограничительной предкризисной декларации. Начинается эра энергоэкономики, то есть экономии энергии для нормального, комфортного, безопасного использования ее человечеством, исключающего различные катастрофы и экологический кризис.

Весьма судьбоносным становится поиск выхода из тупиковой ситуации «долины смерти» посредством использования ноосферного энергоэкологического способа производства и потребления солнечной энергии, водородного топлива и энергии магнетизма. Это будет новой парадигмой энергопотребления, новой энергоэкологической революцией второй четверти ХХ I в., базирующейся на освоении VI технологического уклада. Чтобы осуществить этот революционный скачок, нужны огромные усилия партнерства мировой цивилизации.

Мировое освоение космического пространства, космической энергии и ресурсов Солнечной системы

Новая мировая проблема – большая конкуренция мировых держав по вопросам освоения космоса. Здесь будет быстрый скачок, появятся новые открытия, например телепортация атомов, освоение солнечной водородной энергии. Как совместно освоить космос, какие регламенты освоения космоса принять – большой вопрос.

С начала освоения космического пространства военные круги всех сверхдержав задумывались о военной сфере применения космических технологий. По В. И. Вернадскому, духовные ценности были несравненно выше и желанней, чем материальные, тогда как для нынешнего «технологического человека» все обстоит как раз наоборот [Вернадский 1991].

Человек всегда будет стремиться обладать как можно большим количеством энергии, космической или иного ее вида, обеспечивающей движение вперед ; не всегда наука и техника могут дат ь возможность получать энергию во всевозрастающих объемах. Но, как показывает историческое развитие, обязательно будут появляться новые открытия и изобретения, например телепортаци я атомов, что по мо жет человечеству сделать очередной качественный скачок и двигаться к новым достижениям еще более быстрыми шагами. В ближайшей перспективе нач нется эр а солнечной и водородной энерги й ( доля которых на настоящий момент составляет всего лишь 0,5 % от всего потребления ) в противовес энергии ископаемого топлива.

В постиндустриальной цивилизации наземные источники энергии истощаются и будут недостаточными, а также по экологическим соображениям будут лимитированы [Яковец 2011]. В этих условиях на первый план выходит освоение космического пространства, использование космической энергии и ресурсов С олнечной системы для удержания международной стабильности [Субетто 2013].

Нам неизвестно, есть ли и какова цивилизация в космосе или на других планетах. Поэтому с выходом в космос человечество как образец наземной цивилизации должно нести с собой интеллектуальные, духовно-нравственные, гуманистические ценности, чтобы достойно встретиться с возможными цивилизациями других планет. Неразумно связывать устойчивое развитие с постоянным использованием невозобновляемых природных ресурсов, но с использованием возобновляемых источников энергии, ресурсов ноосферы можно разумно подойти к решению главной проблемы устойчивого развития человечества.

В перспективе итогом глобальной цивилизационной революции будут становление интегрального социокультурного строя и переход к гуманистической – ноосферной цивилизации. Необходимо понять, что заселение других планет Солнечной и иных систем разумными существами – главная задача землян! Буквально в ближайшие годы благодаря успехам теоретической и прикладной физики начнется запуск спутников нового поколения, предназначенных для анализа гравитационного излучения в космосе, с помощью которых человечество, возможно, откроет новые внеземные цивилизации, что послужит началом новой эры. Зонд Rosetta уже успешно функционирует вокруг кометы Чурюмова – Герасименко.

Человечество переживает переломный момент своей истории. Он связан с тем, что существующие формы исторического развития на основе личного обогащения отдельных групп людей или даже отдельных государств, транснацио-нальных компаний, эгоистического индивидуализма и т. д. исчерпали себя вследствие вмешательства природных факторов, катаклизмов, потепления климата и других факторов, вооруженных негативными механизмами уничтожения человечества. На это влияют расслоение общества, то есть огромное несоответствие между богатыми и бедными его слоями, голодание 1,3 млрд людей, нехватка воды и других основных потребностей.

Предстоит быстрое освоение VI ТУ, на основе чего возможны выход человечества в эпоху ноосферы, освоение космического пространства, космической энергии и ресурсов Солнечной системы, которые тоже нуждаются в охране и системной безопасности. Поскольку ноосфера как объект управления человечеством находится в полной неизвестности ввиду ее научной неопознанности, человечеству еще далеко до разумного контроля процессов в нашей биосфере и тем более в ноосфере. Если ранее исправление ошибок одного ипотечного кризиса в США стоило немалых сил и средств, то следующие ошибки могут стоить гораздо дороже для материи и человечества, вплоть до их уничтожения.

В отличие от прошлых ошибок человечества, которые происходили до ХХ I в., когда были потеряны сотни миллионов жизней в результате войн, катастроф и других катаклизмов, теперь переход постиндустриальной цивилизации к эпохе ноосферной цивилизации осуществляется на совершенно новых принципах.

По прогнозу Дж. Фридмана, «к 50-м годам ХХ I в. установки для получения солнечной энергии уже должны быть на орбите. На один километр геостационарной орбиты Земли за год приходится поток солнечной энергии, который практически равен количеству энергии, содержащемуся сегодня во всех известных разрабатываемых нефтяных месторождениях Земли» [Фридман 2010].

По нашему мнению, именно переход к ноосферной цивилизации побудит человечество отречься от прежних стереотипов мышления, излечит его от эгоизма, корыстолюбия, поможет возвратить духовно-нравственные ценности. Ноосферная парадигма предъявляет абсолютно новые требования к человечеству. Прежде всего это духовная революция, основанная на интеллектуальной экономике, искусственном интеллекте, гуманизации общества. На духовно-нравственной основе будут достигнуты совершенно новое качество образования, науки, культуры, здоровья, высокая нравственность и мораль, то есть то, что мы потеряли. Следовательно, перед человеком как индивидуумом стоит новая миссия – выживание и сохранение устойчивости в мире. Нужен переход от использования знаний для обогащения, успеха в прибыли, достижения своекорыстных кратковременных целей к новому знанию, освещенному духовным процветанием мирной жизни на Земле, переход к новой цивилизации, к великому единению человечества.

Чудовищной силы террористическую атаку готовит окружающая среда. Климатическая революция на пороге. Эта катастрофа гораздо ближе, чем можно было предполагать, и в ближайшие 20 лет она будет стоить жизни миллионам людей [Дмитриева 2004]. Разумеется, не все эксперты разделяют эти убеждения, но опасения есть и проблема весьма актуальна.

Если глобальный кризис наступит, то все человечество будет безвозвратно утеряно. Не спасут ни высокие заборы собственников-миллиардеров, ни полиция, ни армия, ни милли ардные расходы на вооружение, которые делают США, Россия, Китай и др. Не допустить его можно лишь с возрождением цивилизации, пересмотрев взгляды человечества на самое себя.

В связи с этим проблема безопасности рассматривается нами как целостная система из экономической, социальной, экологической, инновационной, продовольственной, демографической, научно-технологической, информационной, энергетической, космической и других видов безопасности. Только комплексное обеспечение безопасности даст устойчивый результат.

Данные устоявшиеся виды безопасности достаточно исследованы и апробированы [Вернадский 1991; Садовничий и др. 2012 ]. Поэтому экспертам ООН следует разработать основные принципы обеспечения безопасности, предельно допустимые критические значения и показатели, характеризующие все виды национальной безопасности.

Переход к инновационной экономике постиндустриальной цивилизации

Как указывалось ранее, перспективы развития мировой экономики связываются с формированием инновационной экономики, которая может рассматриваться как важнейшее направление развития мира в ХХ I в.

Основоположником современной концепции инновации является Й. Шумпетер [ 2007 ]. Конкуренция представляет собой главный инструмент экономии ресурсов и роста эффективности, одну из движущих сил развития общества в целом.

Как известно, классиком теории «сравнительных преимуществ» является Д. Рикардо [ 2007 ]. В дальнейшем эту идею согласно стадиям развития экономики разрабатывали М. Портер [ 2008 ], Дж. Стиглиц [ Stiglitz 2010 ] и другие ученые мира.

Глобализация и мировой кризис показали, что многие теории, в том числе кейнсианство и монетаризм, верны лишь при определенных допущениях и волнах революции. Отдавая дань воззрениям этих ученых, основоположников инновации и конкурентоспособности, на практике в погоне за сверхприбылью мировые транснациональные корпорации, контролирующие более половины мирового ВВП, зачастую забывают о других составляющих, например о человеческом факторе, нравственности, духовности, резком расслоении общества, его экологизации и т. д.

Жизнь быстро меняется, поэтому в условиях глобализации и мирового кризиса модели М. Портера ввиду объективных причин не оказывают того сильного влияния, какое оказывали раньше. Возникли новые экономические законы, и другие силы начали воздействовать на рынки и преобразовывать их. Ключи мировой экономики были переданы кучке финансовых олигархов, Федеральной резервной системе США (принадлежащей 20 частным банкам США), ТНК, международным финансовым организациям, включая МВФ, ВБ и т. д. Страны «Большой семерки», «Большой двадцатки», крупнейшие мировые организации, в том числе ООН, НАТО, Евросовет, практически пустили на самотек мировые экономические процессы, обслуживаемые долларом и уже неуправляемой эмиссией «современной валюты».

Теперь мир озадачен, как вернуть упущенное, как противостоять мировому вызову кризиса, как обустроить дом общечеловеческой цивилизации и т. д. (см. рис.).

В основе рыночной системы хозяйствования лежит стихийность развития. Но человечество стремится к сознательно управляемому процессу всей экономики, который элиминирует субъективные корни рыночной экономики. Это должен быть объективно обусловленный, сознательно подталкиваемый переход в новую систему координат экономического бытия, расцвет цивилизованной экономики. Миру нужна цивилизованная экономика, и это должно стать основным принципом построения всех экономических процессов и всего воспроизводственного цикла.

На вопрос, куда мы идем и куда нас ведут, можно ответить, что только мировое сообщество совместными усилиями может уберечь человечество от глобальных угроз, гибели. Ни гонка вооружений США, России, КНР и других стран, ни отдельные успехи мировых транснациональных компаний, ни попытки G-8 и G-20, ни такие международные финансовые организации, как МВФ, Всемирный банк, ВТО, ни крупные региональные союзы ЕС, НАТО, БРИКС, ШОС не решат проблемы глобальных мировых вызовов, хотя они и много делают. Поэтому пришло время миру объединиться, исправить все негативное, что натворило человечество, иного пути нет.

2. Формирование новой структуры глобальной системы управления миром. Разработка глобальной «Д орожной карты устойчивого развития м ира » на среднесрочный и долгосрочный периоды.

4. Разработка критериев и показателей международной системы индикаторов устойчивого развития по множественным факторам.

При формировании мировоззренческой модели поэтапного развития мира необходимо учитывать, что:

Человечество переживает эпоху глобальной демографической революции – время, когда после взрывного роста характер развития экономики существенно изменяется и мир переходит к ограниченному воспроизводству.

Мы убеждены, что выстроенная здравыми умами м ирового сообщества под эгидой ООН новая духовно-идеологическая доктрина общечеловеческого развития м ира станет научно-теоретическим эталоном, с помощью которого национальные общества и государства м ира на основе послания ООН каждые пять лет смогут выверять правильность всех своих практических действий в прошлом, настоящем и будущем. Это будет новым шагом в познании закономерностей развития человеческого общества в XXI в.

Вернадский В. И. Научная мысль как планетарное явление. М. : Наука, 1991. (Vernadsky V. I. Scientific Thought as a Planetary Phenomenon. M.: Science, 1991.)

Глазьев С. Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. М. : Экономика, 2010. (Glazyev S. Yu. Strategy for Advanced Development of Russia in the Conditions of the Global Crisis. M.: Ekonomika, 2010.)

Глазьев С. Ю., Сабден О., Арменский А. Е., Наумов Е. А. Интеллектуальная экономика – технологические вызовы ХХI века. Алматы : Эксклюзив, 2009. (Glazyev S. Yu., Sabden O., Armensky A. Ye., Naumov E. A. Intellectual Economy – Technological Challenges of the 21st Century. Almaty: Eksklyuziv, 2009.)

Глобальная экономика и жизнеустройство на пороге новой эпохи: сб. ст. М. : Анкил, 2012. (Global Economy and Life on the Threshold of a New Era: Collected Articles. M.: Ankil, 2012.)

Дмитриева О. Апокалипсис запланирован на завтра // Российская газета. 2004. 26 февраля.(Dmitrieva O. Apocalypse is Scheduled for Tomorrow // Rossiyskaya Gazeta. 2004. 26 February.)

Каку Мичио. Физика будущего. М., 2012. (Kaku Michio. Physics of the Future. M., 2012.)

Кинсли М. Креативный капитализм. М. : Попурри, 2010. (Kinsley M. Creative Capitalism. M.: Popurri, 2010.)

Портер М. Конкурентное преимущество. М. : Альпина Бизнес Букс, 2008. (Porter M. Competitive Advantage. M.: Al’pina Biznes Buks, 2008.)

Рикардо Д. Начало политической экономии и налогового обложения. М. : Эксмо, 2007. (Ricardo D. The Beginning of Political Economy and Taxation. M.: Eksmo, 2007.)

Сабден О., Аширов А. Концепция стратегия выживания человечества в ХХІ веке и продовольственная безопасность. Алматы : Экономика, 2016. (Sabden O., Ashirov A. The Concept of the Survival Strategy of Mankind in the 21st Century and Food Security. Almaty: Ekonomika, 2016.)

Садовничий В. А., Акаев А. А. и др. Моделирование и прогнозирование мирового развития. М. : Изд-во МГУ, 2012. (Sadovnichiy V. A., Akayev A. A. et al. Modeling and Forecasting of World Dynamics. M.: Izdatel’stvo MGU, 2012.)

Скидельски Р. Кейнс: Возвращение мастера. М. : Юнайтед Пресс, 2011. (Skidel’sky R. Keynes: The Return of the Master. M.: Yunaited Press, 2011.)

Субетто А. И. Ноосферно-научные и духовно-нравственные основания выживания человечества в ХXI веке. СПб. : Астерион, 2013. (Subetto A. I. Noospheric-Scientific and Spiritual and Moral Grounds for Human Survival in the 21st Century. St. Petersburg: Asterion, 2013.)

Фридман Д. Следующие 100 лет: прогноз событий ХХІ века. М. : Эксмо, 2010. (Friedman D. The Next 100 Years: A Forecast of the Events for the 21st Century. M.: Eksmo, 2010.)

Шумпетер Й. А. Теория экономического развития. М. : Директ-Медиа, 2007. (Schumpeter J. A. Theory of Economic Development. M.: Direkt-Media, 2007.)

Яковец Ю. В. Глобальные экономические трансформации XXI века. М. : Экономика, 2011. (Yakovets Yu. V. Global Economic Transformations of the 21st Century. M.: Ekonomika, 2011.)

Gleen J., Gordon T., Florescu E. State of the Future (The Millennium Project). Washington, D. C., 2010.

Military Budget of the United States [Электронный ресурс]. URL: http://en.wikipe dia.org/wiki/Military_budget_of_the_ United_States.

Stiglitz J. Freefall. America, Free Markets and the Sinking Economy. N. p. : Norton, 2009.

Stiglitz J. The Stiglitz Report: Reforming the International Monetary and Financial Systems in the Wake of Global Crisis. New York; London, 2010.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *