Что такое цивилизация как стадия развития общества
Что такое цивилизация
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. В век высоких технологий не принято задумываться о том, что было в далеком прошлом.
Многим кажется, что человек всегда был таким разумным, как сейчас и мог также масштабно создавать свою культуру (вторую природу) как сейчас.
Однако миллионы лет люди жили в дикости и не имели цивилизации в отличие от наших современников. Сегодня мы узнаем, что такое цивилизация, какими признаками она обладает и сколько ее видов принято выделять в науке.
Цивилизация — это.
Цивилизация (от лат. civilis – государственный, гражданский) — это определенная стадия развития человеческого общества, которая отражает достижение некоторого уровня социальности.
Уровень социальности выражается в способности создавать культурные ценности, обеспечивать саморегуляцию посредством социальных норм, жить в относительной независимости от природы и ряде других признаков.
Существуют иные подходы к определению цивилизации:
В числе первых ввел в научный оборот понятие цивилизация шотландский ученый Адам Фергюсон. Он предложил собственную периодизацию всемирной истории, состоящую из трех стадий: дикость, варварство и цивилизация.
С началом XX столетия этот подход утратил поддержку в научных кругах, а ему на смену пришло циклическое понимание истории, которое отдает предпочтение цивилизации как локальной форме существования.
Признаки цивилизации
При определении перехода от архаичного периода к цивилизации большое значение имеют признаки, на основании которых обозначается появление нового формата жизни общества.
Важную роль в решении этого вопроса сыграл английский ученый Гордон Чайлд, выделивший следующие признаки цивилизации:
В 1959 году после научной дискуссии в Чикаго было принято решение обобщить эти признаки и свести к трем основным — строительство городов и монументальных сооружений, а также изобретение письменности.
Важным признаком цивилизации можно считать культурную самоидентификацию людей, олицетворяющих себя с тем или иным сообществом.
Она постоянно изменяется, что приводит к сдвигу цивилизационных границ. Вспомним, как менялось понятие гражданин Рима. Сначала это были исключительно обитатели Вечного города, а во времена империи в эту категорию включили жителей многочисленных провинций, поэтому парфяне, ливийцы или египтяне также могли считаться римлянами.
Виды цивилизаций
Современная наука не выработала единого подхода к пониманию видов цивилизации, поэтому существуют подходы различных ученых, которые по-своему определяли типологию.
Всего выделил 21 цивилизацию, в числе которых православная христианская в России.
Они независимы друг от друга и проходят все стадии от зарождения до гибели. В концепции Шпенглера 9 цивилизаций от египетской, вавилонской и индийской до зарождающейся русско-сибирской.
Он рассматривал ее как биологический организм и считал, что период жизни ограничен 1200—1400 годами. Данилевский выделил 10 цивилизаций, среди которых римская, греческая, индийская, китайская, египетская, славянская и другие.
По его мнению, в будущем военные столкновения приобретут новый формат — они будут вестись не между странами, а между культурами. Он выделил 5 типов цивилизаций, называя их государствами:
Чем цивилизации отличаются от выделенных классиками марксизма (что это?) формаций можно узнать здесь:
Западная и восточная цивилизации
В общемировом масштабе выделяют цивилизации Востока и Запада. Несмотря на географическое название между ними существуют глубинные культурно-исторические различия, что нередко приводило и приводит к противостоянию.
Как писал Р.Киплинг:
Запад есть запад, восток есть восток
Не встретиться им никогда.
Лишь у подножья Престола Божья
В день страшного суда.
Западная цивилизация представляет собой мир рациональных людей, стремящихся подчинить природу. Они ставят во главу угла свободу личности и неприкосновенность ее собственности. Основу экономики составляют рыночные отношения.
В соответствии с принципами демократии (что это?) человеку дается право участвовать в политике и бороться за свои права. Запад в любой период своего существования стремится к прогрессу и развивается поступательно.
Восточная цивилизация характеризуется эмоционально целостным восприятием действительности. Она нацелена на гармоничные взаимоотношения с природой и созерцание окружающего мира.
Приоритет в развитии отдается подчинению интересов личности обществу и государству.
В политической сфере доминирует идея сильного государства в форме восточной деспотии. В духовном плане преобладает традиционность, стремление к воспроизведению подобных ценностей, а развитие общества имеет цикличный характер.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (7)
Сейчас появляется все больше групп населения, которые умышленно отказываются от благ цивилизации, называя большинство достижений злом и отходом от истоков. На мой взгляд, это очень узколобое мышление.
Если наука изобрела вредный пластик, это еще не значит, что нужно отказаться от вакцины, гигиены и других здравых вещей. Во всем нужен баланс без крайностей, а еще не помешает поднять уровень культуры.
Все эти характеристики цивилизаций из разряда астрологических прогнозов, особенно, что касается восточной цивилизации, которая якобы живёт в гармонии с природой, хотя по уровню всяких загрязнений в окружающую среду восток впереди планеты всей.
Иван: с западной еще сложнее. Ее и цивилизацией назвать трудно, ибо агрессия Запада, проявляемая на протяжении столетий, никак не вяжется с этим гуманистическим понятием.
Восточная цивилизация — это слишком общее понятие, неужели кто-то думает, что менталитет русского человека ближе к менталитету китайца, а не француза или англичанина.
Если взять шкалу Кардашева, то наша цивилизация находится на самом низшем уровне развития, можно сказать, мы ещё первобытные люди.
Несмотря на все достижения человечества, думаю, мы сильно переоцениваем свое влияние на планету. Кроме того, проблемы с экологией вполне решаемы, было бы желание.
Думаю, что цивилизация началась с того момента, как человек обрёл разум и неважно, что люди тогда жили в пещерах, всё равно это была цивилизация, пусть и примитивная.
что такое цивилизация? нужно подробное определение
Цивилизация – это один из этапов развития общества. Цивилизация определяется абстрактными представлениями, регулирующими поведение и взаимоотношения людей в этом обществе. Цивилизация невозможна без городов, письменности, экономики, политики и других подобных явлений.
Цивилизация – это высший этап развития общества. Для того, чтобы достичь цивилизации, общество должно пройти многие предварительные периоды: научиться возделывать поля и приручать животных, создавать предметы материальной культуры, строить города, изобрести письменность и установить правила морали. Таким образом, процесс становления цивилизации – очень длительный и занимает не одну тысячу лет.
Кроме этого, можно понимать слово «цивилизация» как конкретное общество со своей культурой, существовавшее в прошлом или существующее в наше время. Это древнеегипетская, шумерская, ассирийская, вавилонская, индийская, китайская и многие другие цивилизации, они имели большое значение в истории. Чтобы понять, что такое цивилизация, нужно обратить внимание на связь культурных норм, по которым живет данная страна или народ. Если же народ подчиняется чужому культурному влиянию и отказывается от своих индивидуальных особенностей, то он прекращает своё существование как самостоятельная цивилизация, и тогда такое определение к нему применить уже нельзя.
Люди не эволюционировали естественным путем на Земле. Современный человек действительно появился в результате эволюции (эволюции размеров). Но начальным пунктом этой эволюции были не дикие обезьяны, а многометровые люди-великаны.
Человек с самого начала был создан в нынешнем виде. Ни какой эволюции человека от обезьяны, никакого постепенного изменения внешности не было. Т. е. современный человек не является продуктом эволюции от обезьяны. И люди и обезьяны были созданы одновременно. Неандертальцы, питекантропы и кроманьонцы – это не промежуточные звенья на пути от обезьяны к современному человеку, а обычные малоразвитые люди, отклонения от нормы.
Периодически на нашей планете менялись климатические и природные условия. При этом все живущие на Земле организмы были вынуждены к этим условиям приспосабливаться. Как правило, в первую очередь всегда погибали гиганты, а мелкие организмы выживали. Именно в результате такого естественного отбора динозавры вымерли, а их современники тараканы не только дожили до наших дней, но и достигли невероятной выносливости. Это была эволюция не просто видов животного мира и растений, не движение от простого к сложному, а только их размеров.
Первые люди достигали роста 52 м. И все растения и животные окружающие их, были таких же исполинских размеров. Наряду с великанами на Земле существовали люди более низкого роста, которые жили отдельно от своих великорослых собратьев. Рост людей зависел от климатических условий, от среды, от национальных особенностей. Такой порядок вещей сохранился и до наших дней.
Есть высокорослые нации и низкорослые. Высокие люди, как правило, живут в местах с хорошим, ровным климатом. В тех же местностях, которые славятся суровыми погодными условиями, выживают только низкорослые народы, к примеру, эскимосы, чукчи, пигмеи и т. д.
То есть, к примеру, если наступит резкое похолодание на Земле и повсюду будет такой же холод, как за Полярным кругом, то через несколько поколений все люди на планете будут примерно одного маленького роста, похожие на чукчей и эскимосов.
Таким же путем (по размерам) происходит эволюция у животных и растений.
Таким образом, глобальное изменение климата происходило на Земле уже 4-е раза. Каждый раз условия жизни на планете становились все хуже и хуже. Люди, животные и растения соответственно уменьшались в размерах. Каждое такое изменение влекло за собой гибель предыдущей цивилизации и рождение новой из ее остатков.
То есть если первые люди на Земле достигали роста 52 метра. То во второй цивилизации средний рост человека составлял уже 36 метров, в третьей 18, в четвертой – 6, в нашей пятой – 1,5–2 метра. (Если не будем беречь природу, то следующая цивилизация землян будет иметь средний рост в 50 см.).
Люди не эволюционировали естественным путем на Земле. Современный человек действительно появился в результате эволюции (эволюции размеров). Но начальным пунктом этой эволюции были не дикие обезьяны, а многометровые люди-великаны.
Человек с самого начала был создан в нынешнем виде. Ни какой эволюции человека от обезьяны, никакого постепенного изменения внешности не было. Т. е. современный человек не является продуктом эволюции от обезьяны. И люди и обезьяны были созданы одновременно. Неандертальцы, питекантропы и кроманьонцы – это не промежуточные звенья на пути от обезьяны к современному человеку, а обычные малоразвитые люди, отклонения от нормы.
Периодически на нашей планете менялись климатические и природные условия. При этом все живущие на Земле организмы были вынуждены к этим условиям приспосабливаться. Как правило, в первую очередь всегда погибали гиганты, а мелкие организмы выживали. Именно в результате такого естественного отбора динозавры вымерли, а их современники тараканы не только дожили до наших дней, но и достигли невероятной выносливости. Это была эволюция не просто видов животного мира и растений, не движение от простого к сложному, а только их размеров.
Первые люди достигали роста 52 м. И все растения и животные окружающие их, были таких же исполинских размеров. Наряду с великанами на Земле существовали люди более низкого роста, которые жили отдельно от своих великорослых собратьев. Рост людей зависел от климатических условий, от среды, от национальных особенностей. Такой порядок вещей сохранился и до наших дней.
Есть высокорослые нации и низкорослые. Высокие люди, как правило, живут в местах с хорошим, ровным климатом. В тех же местностях, которые славятся суровыми погодными условиями, выживают только низкорослые народы, к примеру, эскимосы, чукчи, пигмеи и т. д.
То есть, к примеру, если наступит резкое похолодание на Земле и повсюду будет такой же холод, как за Полярным кругом, то через несколько поколений все люди на планете будут примерно одного маленького роста, похожие на чукчей и эскимосов.
Таким же путем (по размерам) происходит эволюция у животных и растений.
Таким образом, глобальное изменение климата происходило на Земле уже 4-е раза. Каждый раз условия жизни на планете становились все хуже и хуже. Люди, животные и растения соответственно уменьшались в размерах. Каждое такое изменение влекло за собой гибель предыдущей цивилизации и рождение новой из ее остатков.
То есть если первые люди на Земле достигали роста 52 метра. То во второй цивилизации средний рост человека составлял уже 36 метров, в третьей 18, в четвертой – 6, в нашей пятой – 1,5–2 метра. (Если не будем беречь природу, то следующая цивилизация землян будет иметь средний рост в 50 см.).
Обществоведение. 11 класс
*§ 3-1. Цивилизация как культурно-исторический процесс
Понятие цивилизации. Понятие «цивилизация» может рассматриваться и как определённая ступень в развитии общества, и как общность людей, объединённых рядом признаков. Понятие «цивилизация» происходит от латинского civilis, что означает гражданский, государственный. К этому понятию до настоящего времени нет единого подхода в науке. Некоторыми учёными цивилизация рассматривается как стадия в развитии общества. Так в работах Л. Моргана ( 1818–1881 ), Ф. Энгельса ( 1820–1895 ) цивилизация – это определённая ступень в развитии общества, которая наступает за дикостью и варварством. Дикость – это эпоха господства присваивающего хозяйства. Варварство – время преобладания скотоводства и земледелия. Цивилизация – период, связанный с появлением частной собственности, ремесла, городских поселений, письменности, государства. Некоторые современные учёные также рассматривают цивилизацию как стадию в развитии общества.
В конце XIX – начале ХХ в. в трудах Н. Данилевского, О. Шпенглера, позднее А. Тойнби активно разрабатывается цивилизационный подход к историческому процессу, в основе которого лежит идея уникальности социальных явлений, своеобразия путей, пройденных отдельными народами (или локальными цивилизациями), которые существовали в разное время и в разных регионах планеты, и одновременно сосуществуют в настоящее время.
По их представлениям, основу общественной жизни составляют более или менее изолированные друг от друга «культурно-исторические типы» (Н. Данилевский), или «цивилизации» (А. Тойнби), проходящие в своём развитии ряд последовательных стадий: зарождение, расцвет, старение, упадок.
Для всех этих концепций характерны такие особенности, как:
Всего философ насчитывал десять цивилизаций: египетская, индийская, иранская, еврейская, греческая, римская, новосемитская (аравийская), германо-романская (европейская). К этим состоявшимся (по Данилевскому, «естественным») группам он причислял два «сомнительных» типа цивилизаций: древнеамериканскую и перуанскую (индейскую), погибших насильственной смертью и не успевших завершить своего развития. Что касается новой Америки (современных США), то их значение ещё не было ему ясным. Он колебался, стоит ли признавать их особым культурно-историческим типом.
Учёный отмечал, что начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Каждый тип сам вырабатывает её для себя, при большем или меньшем влиянии чуждых ему предшествовавших или современных цивилизаций.
Философ отвергал географическое деление мировой культуры по частям света. Столь же ошибочным он считал разграничение истории на Древнюю, Средневековую и Новую. Падение Римской империи в 476 г. н. э., событие, ознаменовавшее конец древней истории и начало Средневековья, имело значение для Европы, но отнюдь не для Китая и остальной части человечества. Учёный считал, что у культур Рима, Греции, Индии, Египта и других были свои древний, средневековый и современный периоды.
Он выдвинул идею о существовании множества цивилизаций, являвшихся выражением бесконечно богатого творческого гения человечества. Каждая из них возникает, развивает свои собственные формы жизни (язык, способы общения, труда, формы быта и т. д.), свои моральные и духовные ценности, а затем погибает вместе с ними. Данилевский разделял все народы на три основных класса:
Лишь немногие народы смогли создать великие цивилизации и стать культурно-историческими типами. Все культурно-исторические типы одинаково самобытны и из себя черпают содержание своей исторической жизни. Но не все они реализуют своё содержание с одинаковой полнотой и многосторонностью. Как считал Данилевский, большинство цивилизаций являются созидательными не во всех, а только в одной или нескольких областях деятельности. Так, греческая цивилизация достигла непревзойденных высот в эстетической области, семитская – в религиозной, римская – в области права и политической организации. Прогресс человечества состоит, по Данилевскому, не в том, чтобы идти в одном направлении, а в том, чтобы всё поле, составляющее поприще исторической деятельности, исходить в разных направлениях.
Обоснование понятия культурно-исторического типа имело огромное значение для исторических и социальных наук. После появления работы Данилевского представления о культурном процессе стали глубже и богаче.
По Шпенглеру, цивилизация – это закат и сумерки культуры, когда на место живых и органических форм духовной деятельности приходят механические, массово-уравнительные, государственно-технократические.
Фаустовская и аполлоновская культуры по Шпенглеру
Душу античной культуры, которая избрала в качестве идеального типа протяжённости чувственно-наличное отдельное тело, я буду называть аполлоновской. Со времени Ницше это наименование понятно каждому. Ей я противопоставляю фаустовскую душу, изначальным символом которой является чистое безграничное пространство, а «телом» – западноевропейская культура, расцветшая в X столетии вместе с рождением романского стиля на северных равнинах между Эльбой и Тахо. Аполлоновскими являются статуи обнажённых людей, фаустовским – искусство фуги. Аполлоновскими являются механическая статика, чувственные культы олимпийских богов, политически разобщённые греческие города, участь Эдипа и символ фаллоса; фаустовскими – динамика Галилея, католически-протестантская догматика, великие династии эпохи барокко, с их кабинетной политикой, судьба Лира и идеал Мадонны – от дантовской Беатриче до заключения второй части «Фауста». Аполлоновской является живопись, ограничивающая отдельные тела при помощи резких линий и контуров; фаустовской – живопись, изображающая пространство при помощи светотени. Именно таково отличие между фреской Полигнота и картиной масляными красками Рембрандта.
Почему Фауст стал образом человека западноевропейской культуры?
| | |
История доктора Иоганна Фауста, таинственного мага и некроманта, рассказывающая о том, как он отдался дьяволу, свидетелем каких странных приключений стал и какие подвиги совершил сам, вплоть до того момента, когда наступил час расплаты (книга без автора, Франкфурт, 1587) | Драма Кристофера Марло «Трагическая история доктора Фауста» (Лондон, 1589), в которой впервые показан трагизм судьбы героя. В произведении опоэтизирована личность Фауста, выявлена смелость его духа | «Фауст, трагедия» Гёте (1808). В трагедии Гёте герой немецких преданий обретает наиболее мощное художественное выражение. Фауст, выросший у Гёте в колоссальную фигуру, ставший символом возможностей человека, уже не удовлетворяется объяснениями мира, которые даёт церковь, и живёт с мыслью, что на всё можно найти ответы |
Согласно этой книге Фауст был человеком одержимым гордыней, честолюбцем без совести и без веры. Он не только одержим демоном познания, но и ведёт распутную жизнь. Фауст, благодаря своему договору с дьяволом, летает по воздуху, путешествует по всей планете и по Вселенной, посещает ад и рай. После окончания срока договора черти раздирают Фауста в аду | В центре трагедии образ учёного Иоганна Фауста, который, разочаровавшись в науках и богословии, ищет новых способов познания тайн мироздания и новых средств достижения могущества. Учёный хочет обрести такие способности, которые дали бы ему возможность познать неизведанное, испытать недоступные наслаждения, достигнуть безграничной власти и огромного богатства. Ради всего этого Фауст готов преступить дозволенное, предаться чёрной магии, которая открыла бы доступ к силам тьмы | В поэме Гёте Фауст овладевает знаниями, но отвергает их. Неутомимый искатель, которому чужд бездейственный покой, толкаемый недовольством, жаждет великого дела. Но не найдя пути для созидания, Фауст смотрит на мир с крайним пессимизмом, проклинает весь мир и всё в нём и, уже готовый к самоубийству, заключает контракт с Мефистофелем, продав тому свою душу. Он страстно любит Маргариту, и её любовь спасает его. В отличие от старого мифа, Мефистофелю не удаётся забрать душу Фауста, ангелы уносят на небо его «бессмертную сущность» |
Главная идея концепции Тойнби, которую часто называют «концепцией вызова и ответа», заключается в том, что происхождение и развитие цивилизации возможно только при условии воздействия на общество различных факторов (вызовов), которые требуют от этого общества адекватного ответа на этот вызов.
Брошенный обществу окружающей средой вызов в виде политических, военных, экономических и других проблем, может высвободить те силы в обществе (творческое меньшинство), с помощью которых общество решит проблему. Если на вызов дан адекватный ответ, то создаются благоприятные условия для перехода общества на более высокий уровень развития. Если общество не справляется с вызовом, оно останавливается в своём развитии и приближается к упадку и гибели. В случае слишком мягкого или слишком жёсткого вызова общество либо останется в первоначальном состоянии (цивилизация рождается мёртвой), либо «перенапряжётся» и уже не сможет давать ответ на последующие вызовы (цивилизация застывает в своём развитии).
Российский историк Лев Гумилёв о концепции Тойнби 1 :
«Вызовы» делятся на три сорта: 1. Неблагоприятные природные условия, например, болота в дельте Нила, – вызов для древних египтян; тропический лес Юкатана – вызов для майя; волны Эгейского моря – вызов для эллинов: леса и морозы – вызов для русских. По этой концепции английская культура должна быть порождением дождя и тумана, но этого Тойнби не утверждает. 2. Нападение иноземцев, что тоже можно рассматривать как момент географический (частичные миграции). Так, по А. Тойнби, Австрия потому перегнала в развитии Баварию и Баден, что на неё напали турки. Однако турки напали сначала на Болгарию, Сербию и Венгрию, и те ответили на вызов капитуляцией, а Австрию отстояли гусары Яна Собесского. Пример говорит не в пользу концепции, а против неё. 3. Гниение предшествовавших цивилизаций – вызов, с которым надо бороться. Так, развал эллино-римской цивилизации будто бы «вызвал» византийскую и западноевропейскую цивилизации как реакцию на безобразия древних греков. Это тоже можно отнести к географическим условиям, взятым с учётом координаты времени (смены биоценоза), но, увы, разврат в Византии не уступал римскому, а между падением Западной Римской империи и созданием жизнеспособных феодальных королевств лежало свыше 300 лет. Реакция несколько запоздала».
К какой цивилизации принадлежит Беларусь? Какие признаки можно выделить как уникальные, характерные только для Беларуси?
Ваганне паміж Захадам і Ўсходам і шчырая няпрыхільнасьць ні да аднаго, ні да другога з’яўляецца асноўнаю адзнакаю гісторыі беларускага народу.
Дзесяцёхвяковае ваганне сьведчыць аб тым, што беларусы, як украінцы і балканскія славяны, не маглі шчыра прылучыцца ні да аднаго, ні да другога кірунку. Мы не зрабіліся народам Усходу, але не прынялі й культуры Заходняй Эўропы
Толькі па форме мы лічыліся каталікамі або праваслаўнымі, грамадзянамі Масквы і Расеі або Польшчы. Направер мы былі благімі сынамі і цэрквы і касцёлу і «ojczyzny» і «отечества».
Прыклад Скарыны, аб якім да гэтай пары няведама, хто ён быў такі, ці каталік, ці праваслаўны, і пеўна, што і той і другі разам, адбівае гэтае зьявішча беларускага духу ў індывідуальнасьці, ў душы нашага першага інтэлігэнта. Гэтую рысу беларуская народная інтэлігэнцыя захавала і да нашай пары, але, як бачым, на тое ёсць гістарычныя прычыны.
Але адмовіўшыся ад карысьці выразнай культуры ў яе поўнасці, народ схаваў незалежнасьць свайго духу. І вось зараз, калі набліжаецца вялікі крызыс датыхчасовых ідэалаў, калі ўся «культура» знаходзіцца ў небяспецы і гатова разваліцца ў руіны, беларускі народ – як быццам зьнімаюць з яго векавыя ланцугі – прабуджаецца да жыцьця, да шуканьня новых ідэалаў, да стварэння новых падставаў чалавечага жыцьця.
Гэта – праўда, што мы мала маем, гэта – праўда, што мы шукалі па чужых дарогах і, не знайшоўшы, або здрадзілі бацькаўшчыну і шлі да чужынцаў, або вагаліся паміж варожымі кірункамі. Але зараз прыходзяць часы, калі багач зрабіўся бедаком і пойдзе на вялікі шлях шукаць з намі, гаротнымі, новага багацця, новага чалавечага ідэалу. А з глыбіні вякоў пазірае на нас Скарына, такі ж вагаўшыйся, шукаючы, і, жадаючы нас, кажа:
«Над зімнымі хвалямі Дзьвіны я быў візантыйцам – Юрыем, а ў Кракаве, куды мяне пацягнула за эўрапэйскаю ведай, – лацінікам Францішкам. А дапраўды, я ня быў ні Юрыем, ні Францішкам, а быў вольным, незалежным духам, якога вы шукаеце, духам агульначалавечым толькі ў беларускай скуры. Шукайце ж!»
Цивилизации сближаются или сталкиваются?
Известный американский политолог Сэмюэль Хантингтон опубликовал летом 1993 г. статью «Столкновение цивилизаций?», которая вызвала широкий интерес у представителей социально-политической мысли разных стран. Следует обратить внимание на тот факт, что в заглавии статьи 1993 г. содержался вопросительный знак, который, по мнению Хантингтона, был всеми проигнорирован. В последующем Хантингтон сам стал придерживаться этой точки зрения, о чём свидетельствует следующее положение монографии «Столкновение цивилизаций и передел мирового порядка»:
«Подстегиваемая модернизацией, идёт перестройка глобального политического пространства по культурному принципу. Народы и страны родственных культур сближаются. Народы и страны различных культур, напротив, отдаляются друг от друга. Союзы и блоки, определившиеся идеологией и отношениями сверхдержав, сменяются союзами, диктуемыми принадлежностью к той или иной культуре и цивилизации. Ускоряются процессы, направленные на приведение политических границ в соответствие с культурными, а линии тектонических разломов между цивилизациями становятся осями противостояний и столкновений мировой политики».
Согласно концепции Хантингтона, в современном мире борьба государств была сменена на борьбу между различными цивилизационными группами за удовлетворение человеческих культурных ценностей и потребностей. Можно сказать, что борьба происходит не между различными политическими и социально-экономическими системами, а между различными культурами цивилизаций. Предметом споров становится признание цивилизационной идентичности. Приоритетом становится культурная дифференциация.
Карта этнокультурного разделения цивилизаций, построенная на концепции С. Хантингтона: западная (тёмно-синий), латиноамериканская (фиолетовый), японская (ярко-красный), китайская (тёмно-красный), индийская (оранжевый), исламская (зелёный), православная (бирюза), буддийская культура и африканская культура (коричневый).
Рассмотрите карту цивилизаций С. Хантингтона и обсудите следующие вопросы.
Что говорят о столкновении ценностей разных цивилизаций социологические исследования?
Со второй половины ХХ в. в социологии и социальной психологии стала разрабатываться концепция ценностей как долговременных ориентиров поведения человека. Начиная с 1980-х гг. проводятся сравнительные эмпирические исследования ценностей, которые, с одной стороны, доказывают эмпирическую сравнимость базовых ценностей населения в разных странах, с другой – на основе регулярных опросов позволяют фиксировать, объяснять и предсказывать процессы изменения ценностей.
Беларусь принимает участие в исследованиях с 1990-х гг. В настоящее время учёные обладают огромный массивом данных по Беларуси из шести волн опросов, что позволяет проследить ценностные трансформации в нашем обществе на протяжении периода независимости – с 1990 по 2020 г. За это время накоплен уникальный эмпирический материал, который ещё ждёт тщательной обработки.
Очередные результаты самого авторитетного социологического исследования в мире – World Values Survey, WVS – можно назвать сенсационными для Беларуси?
«Со времени прошлого исследования (длилось с 2011 по 2014 г.) в нашей стране прошла одна из самых заметных этических трансформаций в постсоветском регионе. На этой карте, а точнее графике, по вертикальной оси отложены ценности коллективизма/индивидуализма. Чем ниже, тем больше в обществе ценят коллективные, традиционные ценности, религию, почитают авторитеты и социальную иерархию. Как видим, наша страна (обведена синим) находится довольно высоко, а значит, эти ценности ей чужды, а гораздо ближе индивидуализм. По вертикали в нашей стране изменений с прошлой волны исследования не произошло. А вот в горизонтальной плоскости наблюдается сильное смещение. Здесь отложены ценности сохранения/развития. Чем ближе к левому краю, тем сильнее общество ценит безопасность, сохранение, стабильность, делегирует ответственность за себя государству.
Новые данные показали смещение большинства стран постсоветского блока от левого края в середину карты. То есть от ценностей безопасности к ценностям развития, прогресса, самостоятельности. Однако именно Беларусь сместилась наиболее значительно. Теперь мы занимаем одну из самых передовых позиций в кластере “Православная Европа” (розовый цвет). Получается, что белорусы перестали бояться враждебного мира и выползли из защитной раковины».
1 Гумилёв, Л. Н. Этногенез и биосфера Земли / Л. Гумилёв. – М. : Рольф, 2002. – С. 154–155.