Что такое циркумполярная арктическая цивилизация
Что такое циркумполярная арктическая цивилизация
Цивилизация возникла 1 в. назад.
Цивилизация переформатирует свои социокульты в новые форматы через 5 в. в будущем.
.
Это локальный тип цивилизации, которая активно формируется в 20-21 века. Главной характерной чертой формирующейся циркумполярной цивилизации является преодоление издержек индустриализации, преобладание перспективных тенденций эволюции северного города на экологических и социокультурных основаниях. (Ложникова)
Циркумполярная цивилизация простирается вокруг Северного полюса и отличается от других видов цивилизаций тем, что здесь коренные народы создали жизнь, приспособленную к природно-географическим условиям, отличающимся агрессивным воздействием длительного жестокого холода и полярной ночи к биологическим характеристикам человека..
Концом цивилизации станет переход человечества на возобновляемые источники энергии, что станет возможным при отказе на государственную собственность на землю.
Формулировка понятия «циркумполярная цивилизация» была введена еще в 1995 году.
Ученые предложили версию о том, что наряду с локальными цивилизациями классического типа существует и арктическая, или циркумполярная, цивилизация, которую признало международное научное сообщество. Она объединяет северные части трех цивилизаций: евразийской, западноевропейской и североамериканской.
У многочисленных народностей России, Швеции, Дании, Финляндии, Норвегии, Канады и США можно проследить общий «арктический» генотип, а также единые языковые и культурные традиции, несмотря на географическую удаленность друг от друга.
Арктическая цивилизация располагается вокруг Северного полюса и отличается тем, что коренные народы создали жизнь, приспособленную к агрессивным природно-географическим условиям. Так, в России в эту систему входят народы Архангельской и Мурманской областей, республик Карелии и Коми, Ямало-Ненецкого, Долгано-Ненецкого, Чукотского и Ханты-Мансийского автономных округов, а также Республики Саха (Якутия).
В судьбе земной цивилизации народам Севера и Арктики принадлежит особая роль, ведь именно здесь сконцентрированы богатейшие энергетические и биологические ресурсы, а также все виды полезных ископаемых.
Э то локальный тип цивилизации, которая активно формируется в 20-21 века. Главной характерной чертой формирующейся циркумполярной цивилизации является преодоление издержек индустриализации, преобладание перспективных тенденций эволюции северного города на экологических и социокультурных основаниях. (Ложникова)
Ц иркумполярная цивилизация простирается вокруг Северного полюса и отличается от других видов цивилизаций тем, что здесь коренные народы создали жизнь, приспособленную к природно-географическим условиям, отличающимся агрессивным воздействием длительного жестокого холода и полярной ночи к биологическим характеристикам человека.
О ни характеризуются тем, что в них проживают малочисленные народности, имеющие свои устойчивые языковые, культурные и др. традиции, во многом, сходные, что даёт возможность объединить их в одну, циркумполярную цивилизацию. (Ложникова)
Ж ителем циркумполярной цивилизации считается мир арктический человек. Мир арктического человека существует тысячелетиями и доказывает высоту духа, силу воли, неисчерпаемую пытливость интеллекта и стремление к красоте души человеческой сущности. Создан локальный тип цивилизации в зоне многолетней мерзлоты, вечного снега и льда.
П од арктическими народами циркумполярной цивилизации понимается коренное население приполярной зоны Северного полушария. Обычно к ним относят народы Северной Азии и Северной Америки, преимущественно обитающие в тундре (чукчей, коряков, юкагиров, тельменов-камчадалов, алеутов, эскимосов), иногда и население западных тундровых и таёжных областей: саамов (лопарей), ненцев, энцев и нганасан, северных якутов, эвенков, эвенов. (Ложникова)
П онятие «коренные северные народы» («малочисленные народы» или «народы Севера») включает представителей 30 национальностей РФ: саамы, ненцы манси, энцы, сеты, селькупы, эвенки, юкагиры, долганы, эскимосы, чукчи, коряки, аулеты, ительмены, алюторцы, тофалары, ульчи, нанайцы, нивхи, удэгейцы, негидальцы, ороки, орочи, чуванцы, шорцы, телеуты, кумандинцы, тоджинцы. (Ложникова)
П роецирование на географическую карту полушария мест расположения и маршруты распространения мегалитов по территории Евразии и Северной Америки, позволили выявить циркумполярную тенденцию зарождения и распространения мегалитической культуры. Словно лучи от солнца по своеобразной траектории: сначала на юго-восток, а затем, неизбежно поворачивая на запад, двигались народы, оставляя материальные следы своего пребывания.
П рактически везде в местах их пребывания, культурная традиция более поздних народов сохранила символ правостороннего знака «бон» (или как сейчас его называют на санскрите – «свастика»). Есть все основания полагать, что таким незамысловатым образом в сознании древних закладывался маршрут следования и освоения мирового пространства носителями древней культуры Арктиды. (Трошин)
Ц иркумполярная цивилизация развивается в экстремальных условиях, поэтому природа всегда являлась первоосновой существования северных народов. Самобытность культуры народов Севера связана с рациональностью природопользования, жизни в гармонии с природной средой обитания и с опорой на высокие гуманистические ценности единства человека и природы. Это является важнейшим компонентом, который циркумполярная цивилизация вносит в культурное наследие человечества.
С ерия научных открытий на севере Евразии и Америки, существенно корректирует устоявшиеся представления о месте северных культур в контексте мировой истории. Северные культуры в свете новых данных предстают не «отголосками» южных цивилизаций, а явлениями глобального порядка, обусловившими формирование круга уникальных культур и циркумполярных этнических сообществ
Р азвиваемая философами идея арктической цивилизации как интегрированного комплекса социальных организмов циркумполярной зоны является одной из предпосылок её не только научно-теоретического, но и социально-практического выделения из окружающей цивилизованной среды и её последующего становления. Разум действительно может стать необходимым условием формирования арктической цивилизации.
М ногие коренные народы, живущие вблизи Северного Ледовитого океана, имеют единые корни, общее культурное прошлое. Арктические народы поддерживали интенсивные культурные контакты, составляли единый относительно непрерывный циркумполярный этнокультурный массив, который впоследствии был разделён административными границами в интересах государств умеренного пояса. (Попков)
Что такое циркумполярная арктическая цивилизация
В книге доктора социологических наук У.А. Винокуровой и доктора экономических наук Ю.В. Яковца на русском и английском языках излагается теория арктической циркумполярной цивилизации, воспринимаемой как исторический феномен в развитии человечества, занимающий особое место в системе локальных цивилизаций пятого поколения. Данная теория признана в качестве научного открытия и авторам выдано свидетельство Международной академией авторов научных открытий и изобретений и РАЕН (2013 г.). Формула открытия: «Установлено неизвестное ранее явление существования арктической циркумполярной цивилизации как пространство взаимодействия локальных цивилизаций в арктической зоне, обладающее составляющими генотипа цивилизаций с выделением коренных народов Арктики как носителей ситемы социокультурных ноосферных ценностей».
Цивилизационные исследования, направленные на изучение современного человека и общества, становятся ведущими трендами наук о земле и социогуманитарного знания. Многообразие цивилизаций располагается по оси Запад-Восток. Между тем, решение проблем благополучия человека на земле в большей степени сосредотачивается на Севере, Арктический океан приобретает возрастающее значение для природосбережения и обеспечения качества жизни и безопасности человека на планете.
Циркумполярная цивилизация – это симбиоз традиционной северной духовности и новейших научных инноваций и технологий жизнеобеспечения. Она сочетает достижения предыдущих цивилизаций и обеспечивает высокий уровень жизни, безопасность природной и социальной среды в крайне неблагоприятных условиях влияния фактора холода и мерзлоты.
На основе научного открытия формируется российская научная школа «Арктическая циркумполярная цивилизация», ведутся междисциплинарные научные исследования, преподавание в высшей школе, подготовка научно-преподавательских кадров, действует виртуальный открытый университет диалога цивилизаций, проводится научная экспертиза законов и программ.
В данном оригинальном учебном пособии изложены генотипы цивилизаций, определены особенности генотипа арктической циркумполярной цивилизации и его характеристик: природно-экологической, демографической, технологической, экономической, геополитической и социокультурной. Представлен краткий исторический очерк возникновения и развития данной цивилизации, начиная с неолитической революции и завершая сценариями будущего Арктики. Показаны неизбежность освоения богатейших ресурсов региона в XXI в. и связанные с этим экологические, технологические, социальные, геополитические и цивилизационные проблемы. Рассмотрены сценарии будущего Арктики – инерционный и инновационно-прорывной.
Учебное пособие снабжено вопросами для самообразования, темами для рефератов и курсовых работ, библиографией и этнической картой Арктики.
Для преподавателей, студентов, магистрантов и аспирантов, а также для всех, кто интересуется жизнью Арктики.
При ближайшем рассмотрении оказывается, что теория «циркумполярной цивилизации» служит идейным основанием для «новой политики» Запада по отношению к т. н. «коренным народам». Находящиеся на службе у глобализма этнополитологи утверждают, что на смену прежним «традиционалистским» и «протекционистским» подходам в политике по отношению к «коренным народам», в том числе, в случае с Россией к малым народам Севера, идет новая т. н. «демократическая политика». Она якобы позволит малым народам Севера самим решать свои проблемы при минимальном влиянии внешнего мира, но при этом, правда, при «разумной опеке» и режиме максимального благоприятствования со стороны государства и неправительственных организаций (sic!). В случае с Россией транснациональная (наднациональная) новая «демократическая политика» по отношению к малым народам Севера будто бы исключит «субъективный фактор» при проведении региональной политики, как со стороны местных элит, так и федерального центра. Т. е., фактически, нам разъясняют, что государство Российское перестанет быть главным фактором при проведении политики по отношению к малым народам Севера. На этой сцене его потеснят новые «демократические» акторы.
Истоки новой «демократической политики» уходят в 50-60-е гг. ХХ в. Но, на самом деле, первые импульсы к ней дало антиимпериалистическое движение народов Третьего мира, порожденные тогда крахом мировой колониальной системы. Ее инициатором в ООН и других международных организациях были политические круги из Движения неприсоединения. И лишь позднее эту политику освобождения Третьего мира оседлал и начал приспосабливать для своих нужд «золотой миллиард».
Итак, что такое «коренной народ» в определении этого документа международного права?
2. Указание самих народов на их принадлежность к числу коренных рассматривается как основополагающий критерий для отнесения их к этой категории (ст. 1. § 2).
Составной частью концепции «коренного народа» является связь его с территорией. Раздел 2-ой конвенции МОТ № 169 1989 г. специально рассматривал проблему собственности «коренных народов» на земли:
1. Земли и территории имеют особую важность для культуры и духовных ценностей коренных народов (ст. 13. § 1);
2. Под землей и территорией понимаются вся окружающая среда районов, которые занимают или используют иным образом соответствующие народы (ст. 13. § 2);
3. За коренными народами признаются права собственности и владения на земли, которые они традиционно занимают (ст. 14. § 1);
4. Специальные меры принимаются для охраны прав коренных народов на природные ресурсы, относящиеся к их землям. Эти права включают право указанных народов на участие в пользовании и управлении этими ресурсами и в их сохранении (ст. 15. § 1);
Отметим характерную особенность новой «демократической политики» по отношению к «коренным народам». В момент общего торжества либерализма «демократическая политика» принципы этого либерализма, с их абстрактно понимаемым экономическим и политическим равенством, как раз и отвергает через установление коллективных прав этнических групп, связанных с приоритетами в области природопользования, образования, социального обеспечения и т. д. Поэтому «демократическая политика» сразу же находит отторжение у местного населения, отнесенного к «некоренной» его части.
1) в определении конкретных бенефициариев прав;
2) в определении кадастров территории традиционного землепользования;
3) в определении видов использования природных ресурсов и форм их собственности.
Обратим внимание и на то, что рассматриваемый федеральный закон № 78-ФЗ, в отличие от международной конвенции № 169, не закрепляет за коренными малочисленными народами право собственности на земли «традиционного проживания, хозяйственной деятельности и природопользования».
Расхождение в трактовке в российском законодательстве понятия «коренной народ» с международным стандартом было в очередной раз продемонстрировано в распоряжении правительства Российской Федерации «Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» от 4 февраля 2009 г. Во введении было дано следующее разъяснение: «Российская Федерация является одним из крупнейших многонациональных государств в мире, где проживают более 160 народов, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры. Преобладающее большинство народов страны на протяжении веков сложились как этнические общности на территории России, и в этом смысле они являются коренными народами, сыгравшими историческую роль в формировании российского государства». Напомним, что по международной конвенции МОТ № 169 коренными народами в суверенных государствах, рассматриваются потомки тех, кто населял эту страну, в период ее завоевания или колонизации.
Не стояло на месте последние годы в трактовке прав «коренных народов» и международное законодательство. Последним документом здесь стала декларация ООН о правах коренных народов, принятая на 107-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 13 сентября 2007 г. Отметим, что в этом документе окончательно выпало упоминание о связи «коренных народов» с племенным и полуплеменным образом жизни. Речь в декларации ООН идет исключительно о «коренных народах». Новым стало то, что декларация дополнительно добавила в международное законодательство в самых решительных выражениях положения о политических правах «коренных народов»:
1. Коренные народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие (ст. 3); 2. Коренные народы при осуществлении их права на самоопределение имеют право на автономию или самоуправление в вопросах, относящихся к их внутренним и местным делам, а также путям и средствам финансирования их автономных функций (ст. 4) При этом статья 46 Декларации, правда, оговаривает, что ничто в ней «не может толковаться как подразумевающее какое либо право любого государства, народа, группы лиц или отдельного лица заниматься любой деятельностью или совершать любые действия в нарушение Устава Организации Объединенных Наций или рассматриваться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности и политического единства суверенных и независимых государств». Однако в связи с этим отметим провокационную по содержанию статью 9 декларации: «Коренные народы и принадлежащие к ним лица имеют право принадлежать к коренной общине или народности в соответствии с традициями и обычаями данной общины или народности». В оригинальном английском тексте речь идет, на самом деле о праве принадлежать к нации (to belong to an indigenous community or nation). Под последней же, как раз и может пониматься собственная государственность. Поэтому не случайно, что Россия воздержалась от голосования по этой декларации ООН и потребовала внести ряд изменений в русский текст этого документа. Заметим, что против декларации выступили США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, т. е. государства, возникшие на базе англо-саксонских колоний. Но при ближайшем рассмотрении следует признать, что «новая демократическая политика» по отношению к «коренным народам» не несет угроз США, поскольку с формально-юридической правовой точки зрения проблема территорий давно решена. Индейцы Северо-Американского континента были истреблены, оставшееся туземное население согнано в резервации, и с ним об этом правительство США под угрозой истребления подписало договоры. Заметим также, что более половины индейцев Канады также проживает в резервациях.
Специфике этого конфликта в Баренцеве регионе и его действующих персонажах будет посвящено продолжение этой статьи.
Что такое циркумполярная арктическая цивилизация
Цивилизация возникла 400 в. назад.
Цивилизация переформатирует свои социокульты в новые форматы через 2 в. в будущем.
Арктическая цивилизация автохтонная, прачеловеческая цивилизация ледникового периода.
С наступлением ледников носители цивилизации отступали по горным прологам на юг, после таяния ледников люди перебирались на свою исконную территорию, следуя генетической памяти. При этом они вносили в выстраиваемую заново Арктическую цивилизацию, новые элементы социокультов, позаимствованные в течение тысяч лет у южан.
Поэтому и Арктическая цивилизация будущего формируется сейчас из разнородных социокультов, как слоёный пирог.
В настоящее время Арктическая цивилизация – это гибридная цивилизация, возникающая в результате взаимодействия современных мировых цивилизаций.
Будущее Арктической цивилизации исследователи видят в слиянии Западной технологической социокультурной парадигмы с древней культурой выживания в северных условиях, чем отличаются все цивилизации Арктического типа.
Но это будет уже новая, неарктическая, цивилизация.
О бъективно формируясь, как гибридное образование, арктическая цивилизация является, можно сказать, экспериментальной площадкой, где проверяется конкретная возможность реального достижения глобального цивилизационного компромисса.
В рамках самой арктической цивилизации существует исторический и современный опыт достижения компромиссов межэтнического и межконфессионального согласия на базе рационального выбора. Пример Югры и Ямала показывает, что ресурсное освоение северных территорий является результатом научно-технического прогресса и, соответственно, результатом человеческого разума.
На рубеже тысячелетий развертывается цивилизационная революция, итогом которой будет смена отжившей свой исторический срок двухсотлетней индустриальной мировой цивилизации гуманистической интегральной цивилизацией.
С уществование ряда признаков цивилизованности в общественном поведении коренных народов Севера подтверждает факт существования арктической цивилизации или различных её вариантов в историческом прошлом. Наличие государственных и автономных образований коренных народов Севера в настоящем, координация деятельности этих образований, например, Северного Форума, под знаком общей им северной модели культуры позволяет говорить о конкретной и реальной возможности становления, а быть может, возрождения северной цивилизации. (Попков)
Пятисотлетний цикл четвертого поколения локальных цивилизаций постепенно заменяется более дифференцированным пятым поколением.
Возникли локальные цивилизации пятого поколения. И процесс дифференциации локальных цивилизаций не прекращается.
Арктическая цивилизация будущего относится к локальным цивилизациям пятого поколения. Она не имеет собственной обособленной геополитической составляющей, а является пространством взаимодействия трех цивилизаций – евразийской, западноевропейской и североамериканской.
А рктика не очень благоприятное место для развития цивилизаций. Там невозможно земледелие, из скотоводства возможно только оленеводство, которое предполагает кочевой образ жизни.
Особенности условий в Арктике отличаются суровыми погодно-климатическими условиями, с особым низкотемпературным режимом, особым режимом и формой выпадения осадков.
Гидросфера Арктики представлена, в частности, относительно замкнутым водоемом – Северным Ледовитым Океаном, имеющим переменную глубину от 5 км. До 200 м. Средняя глубина 1200 м., значительное по площади ледовое покрытие (более 4 млн. кв. км), соленую переохлажденную воду (-0, 9 град. С). Кроме того, гидросфера представлена огромным числом рек самой разной мощности водосброса. Вода в большом объеме представлена не только, жидкой, но и твердой фазой, в виде больших масс снега и льда.
Лед в Арктике имеет множество форм: от ледового покрытия океанской поверхности, до ледяных островов, ледников и айсбергов. Мощный процесс образования айсбергов идет в Гренландии. Ледовое покрытие, изменение его площади, изменения ледовых масс многими механизмами связаны с погодой и уровнем вод Мирового Океана. Сезонные колебания ледового покрытия в окраинных и внутренних морях океана определяют условия сезонного судоходства. Режимы волнообразования существенно различаются в разных частях океана. В некоторых важных хозяйственных регионах высота волн во время шторма достигает 11 метров.
Высота приливов колеблется от одного до шести метров. Значительны колебания уровня воды от нагонных процессов. Литосфера Арктики имеет многочисленные и разнообразные формы. Если Антарктика – это континент, окруженный водой, то Арктика – это океан, окруженный прибрежными территориями.
Литосфера Арктики представлена в форме глубоководного дна, подводных хребтов, обширной шельфовой зоны, суши в виде огромного числа островов, архипелагов, береговой зоны со сложным рельефом и прибрежных территорий. Для литосферы Арктики характерны вечная мерзлота и отсутствие почвенного покрова на значительной части территории.
Для воздуха над Арктикой характерно повышенное атмосферное давление в течение большей части года, низкие температуры, относительно устойчивые сезонные режим и направления перемещения воздушных масс. Влажность воздушных масс низкая.
Большие ледовые и снежные массы, переохлажденная океанская вода создают значительную холодовую инерцию. Много тепла круглогодично поступает в Арктику вместе с теплыми водами океанского течения из Атлантики. Это определяет значительную биологическую продуктивность соответствующего сектора океана.
Колебания площади ледового покрытия океанской поверхности влияет на суммарное отражение солнечной энергии, и ее поглощение. Уменьшение площади ледяного покрова ведет к увеличению поглощения солнечного света и к дальнейшему усилению таяния льдов.
В течение долгой полярной ночи в Арктике идет процесс выхолаживания всех геосфер, в течение полярного дня идет интенсивный прогрев. Энергетический годовой баланс в разных регионах Арктики различается очень сильно.
Арктика отличается слабостью растительного покрова, высокой уязвимостью арктических экосистем, в частности, экосистемы Северного Ледовитого Океана.
По хозяйственному укладу и системе жизнеобеспечения Арктическая цивилизация близка к российской, и относится к производящему, а не присваивающему типу. В культурном плане она базируется на иных принципах, заложенных в протестанской форме христианства.
Это новая разновидность цивилизаций, которая находится на территории трех материков и трех цивилизаций, не менее имея общие цивилизационные черты и, общую судьбу – и в прошлом, и в будущем. По сути дела это пространство взаимодействия трех цивилизаций.
Признаками цивилизованности принято считать наличие общественного разделения труда, городов, классов и государственности, письменного права, контроль над территориями проживания. Всего этого нет в явной форме в жизни коренных народов Севера. Но это общество в полной мере соответствует тому определению цивилизации, которое ей придавали французские мыслители, имея в виду цивилизацию как общество, основанное на началах разума и справедливости, пожалуй. Сегодня этому определению не соответствует ни одна из существовавших в истории человечества локальных цивилизаций
Судьба Арктической цивилизации становится водоразделом между двумя сценариями будущего: сведется ли оно к размыванию и растворению самобытной арктической цивилизации под натиском глобализации и климатических изменений – или ее ждет иная, оптимистическая судьба – возрождения на базе партнерства государств и цивилизаций этого региона.
Представляет интерес судьба арктической цивилизации как цивилизации нового исторического типа. Обителью разума, как известно, является философия. Поэтому развиваемая философами идея арктической цивилизации как интегрированного комплекса социальных организмов циркумполярной зоны является одной из предпосылок её не только научно-теоретического, но и социально-практического выделения из окружающей цивилизованной среды и её последующего становления.
Р азум действительно может стать необходимым условием формирования арктической цивилизации. На наш взгляд, едва ли стоит стесняться не совсем обычных, выбивающихся из историософской традиции идей, если они захватывают умы не только интеллигенции, но и лидеров государственных образований циркумполярной зоны. Ведь сам акт выделения тех или других цивилизаций в истории человечества – есть продукт недавней, не столь уж систематичной и далеко не для всех убедительной рефлексии.
Арктической Цивилизации, имеющей собственные технологические основы, еще только предстоит сформироваться. Человечеству предстоит создать полномасштабную систему технологий Арктической Цивилизации со всеми ее отраслевыми составляющими в одном из крайне специфических регионов планеты.
Единая для всех арктических стран специфика Арктики будет диктовать общность технологических, экономических и организационных подходов.
Идея Арктической Цивилизации подразумевает предстоящее возникновение единой технологической культуры на просторах Арктики.
В практическом плане идея Арктической Цивилизации – это идея целевого планирования и совместного, экономически эффективного формирования технологических основ цивилизации в Арктике группой государств на принципах партнерства цивилизаций.
Уровень научного, инженерного и технологического развития является одной из важнейших характеристик любой цивилизации. От него напрямую зависит экономика, экономическая мощь, форма и темп общественного развития. Кроме того, своеобразие материальной культуры цивилизации определятся своеобразием набора тех технологий и тех материалов, которые в ней созданы и применяются, своеобразием форм организационных и производственных структур, характерных для нее.
Арктика является перспективным регионом для постоянного проживания десятков миллионов людей. Имеющиеся современные технологии, уже сформированные инженерные подходы и найденные технические решения позволяют создать в Арктике комфортные условия жизнедеятельности.
Арктика может стать технологически и экономически самостоятельным, самодостаточным регионом планеты. Для этого необходимо разработать огромное число новейших технологий.
Нужно создавать целостную разветвленную систему привлечения в указанную сферу инвестиций, систему создания экономической мотивации инвесторов и интеллектуальной мотивации ученых, инженеров, технологов, других специалистов, систему подготовки и поддержки инноваторов. В решении поставленных задач огромную роль должна сыграть правильно выстроенная и точно реализуемая концепция технологических основ Арктической Цивилизации.
Важнейшими природными ресурсами Арктики, кроме запасов газа и других полезных ископаемых, являются вода и холод. Их объединение создает лед. Технологически простое получение льда позволяет разработать и применять технологию строительства изо льда. Ледяные фундаменты, ледяные автомобильные и железные дороги, ледяные причальные сооружения, ледяные подводные сооружения и т.д. – примеры экологически корректных и приемлемых сооружений и соответствующих строительных технологий для Арктики.
Важнейшие внешнеэкономические условия, в контексте которых необходимо оценивать все, связанное с Арктикой, – это, с одной стороны, ориентированность современной мировой экономики на газ, как энергоноситель, но, с другой стороны, труднодоступность газа и других полезных ископаемых в Арктике, высокий уровень производственных издержек при добыче, активный и постоянный поиск всеми странами альтернативных углеводородам источников энергии.
О бщеисторический вывод из этого состоит в том, что там, где создаются возможности для возникновения цивилизации, не только в земледельческом обществе, но и в обществах, основанных на других ресурсах, в определённых условиях зарождение цивилизации возможно. Другое дело то, что, в условиях тех климатов, которые в наши дни на Земле господствуют, реально настоящие цивилизации возникали только там, где было земледелие. Там где были другие источники, как бы богаты они не были, зачатки цивилизации иногда возникали, но потом увядали, когда хотя бы немножко изменялись в худшую сторону природные условия.
П редставляет интерес судьба арктической цивилизации как цивилизации нового исторического типа. Обителью разума, как известно, является философия. Поэтому развиваемая философами идея арктической цивилизации как интегрированного комплекса социальных организмов циркумполярной зоны является одной из предпосылок её не только научно-теоретического, но и социально-практического выделения из окружающей цивилизованной среды и её последующего становления. Разум действительно может стать необходимым условием формирования арктической цивилизации. (Попков)
Э то первая цивилизация, которая должна основываться на принципах разума и справедливости. Разумность действий и поступков в суровых, обладающих низкой биопродуктивностью геоклимактических условиях – это вопрос жизни и смерти для постоянного населения северных территорий. В рамках самой арктической цивилизации существует исторический и современный опыт достижения компромиссов межэтнического и межконфессионального согласия на базе рационального выбора.
Особенности генотипа арктической цивилизации определяются следующими обстоятельствами:
1. Климатические особенности, природные ресурсы, окружающая среда и ее влияние на человека и общество;
Территория Арктики составляет 18, 4 млн. кв. км, здесь всего 3, 5 млн. человек –0, 26 человека на квадратный километр. Если рассматривать пространство Совета стран Арктики, составной частью которых является арктическая территория, то на них приходится 37, 5 млн. кв. км территории (38, 6% территории земли), 503 млн. человек (7, 45% населения планеты), 16 трлн. долл. валового национального дохода по паритету покупательной способности – 22, 5% от мирового ВНД.
Цивилизации и государства, имеющие свои территории в Арктической цивилизации: Евразийская цивилизация. Россия.
Североамериканская цивилизация. США. Канада.
Западноевропейская цивилизация. Норвегия. Швеция. Финляндия. Гренландия. Исландия.
Арктические страны располагают большими запасами энергетических ресурсов, поставляют на мировой рынок значительную долю энергии (Россия, Норвегия, Канада), и в то же время являются крупными загрязнителями атмосферы (особенно США и Россия) (см. табл.2).
Страны Арктики потребляют 29% мировой энергии; на душу населения – в 3, 7 раз выше мирового уровня.
Основные экосистемы – тундра, тайга, арктическая пустыня.
В Арктике сконцентрировано до одной четверти перспективных запасов углеводородов мира, существенная часть других минеральных ресурсов (золото, никель, алмазы и др.).
Для коренных народов Арктики характерен веками складывавшийся естественный образ хозяйствования и жизни, обеспечивающий гармоничную коэволюцию общества и природы.
Сохранение и передача из поколения в поколение этого первичного, естественного подхода составляют фундамент арктической цивилизации, подрываемый бурными волнами индустриальной мировой цивилизации, ориентированной на покорение природы, нанесение ущерба окружающей среде ради извлечения прибыли.
В течение тысячелетий развитие цивилизации мало затронуло Арктику, где поддерживалось равновесие в коэволюции общества и природы. Однако со второй половины прошлого века начался процесс активного промышленного освоения Арктики, включения в орбиту индустриальной мировой цивилизации с ее симптомами – покорением природы и безжалостным разрушением экосистем.
2. Численность, динамика и структура населения, расовые, национальные и этнические особенности, расселение.
Население собственно Арктики отличается малочисленностью (всего 0, 05% от населения Земли), разбросанностью поселений, слабыми транспортными связями, кочевым или полукочевым образом жизни значительной части коренного населения. Коренное население Севера в России по переписи 2002 г. – якуты (143, 9 тыс. чел.), ненцы (41, 3 тыс.), ханты (28, 7 тыс.), эскимосы (28, 1 тыс.), чукчи (15, 8 тыс.), манси (11, 4 тыс.).
Канадские эскимосы и другие живут небольшими поселениями, часть из них кочует. Средняя продолжительность жизни меньше, чем в других регионах арктических стран, высока младенческая и детская смертность, во многих регионах распространен алкоголизм; низкий уровень грамотности коренного населения. Вторжение индустриальной цивилизации и быстрый рост иммигрантов нарушают привычный образ жизни коренных народов Арктики.
Демография народов Арктики двухслойна, в ней встречаются две разные эпохи с разным укладом жизни и разрывом в века. Коренное население живет небольшими общинами, значительная его часть (особенно занимающаяся оленеводством) ведет кочевой образ жизни, у него практически нет городов; это строй и образ жизни, характерные для древней цивилизации. В то же время пришлое население живет, как правило, в городах, промышленных центрах, с образом жизни, присущим индустриальной цивилизации.
3. Уровень и темпы технологического развития, состав применяемых технических систем в производстве и в быту, инновационная активность.
Особенностью неолитической революции в регионах Арктики являлось то, что она не сопровождалась развитием земледелия и строительством городов. Неолитическая революция, а затем бронзовый и железный века, которые пришли сюда позднее, чем в основные центры цивилизационного прогресса к северу от экватора, сохранили в качестве основных занятий населения Арктики охоту, рыболовство, оленеводство, морской зверобойный промысел на китов, тюленей, моржей, добычу пушнины, в обмен на которую приобретали у других народов металлические изделия, ремесленные, а затем промышленные товары.
Лишь во второй половине XX века в Арктику стала проникать техника IV технологического уклада. Отсюда отставание от основных регионов арктических стран по уровню производительности труда. Здесь осторожно относятся к инновациям, которые могут нарушать традиционный тип хозяйствования и образ жизни.
Особенность технологий Севера состоит в том, что их приходится применять в условиях крайне низких температур, в удаленности от центров производства новой техники. Отсюда особые требования к экологической надежности и эффективности технических систем.
У коренных народов Севера преобладает набор орудий труда и технологии, сохраняющийся практически неизменным в течение многих веков. Инновации здесь редки, преобладает консервативное отношение к технологиям, передаваемым из поколения в поколение при жестком соблюдении экологических норм.
В индустриальных анклавах преобладает современная техника последних технологических укладов и поколений, адаптированная к условиям Севера, при высоком уровне инновационной активности.
4. Особенности экономического строя, состав и соотношение экономических укладов, структура и динамика экономики, втянутость в мировую экономику.
Экономический строй арктической цивилизации причудлив и состоит в противоборстве индустриального и доиндустриального (во многом первобытного) экономического строя с ускоряющимся вытеснением последнего.
В городах и промышленных регионах Арктики проявляется все более паразитический характер позднеиндустриального экономического строя с преобладанием частнокапиталистической собственности, монополий и рыночной конкуренции. Здесь диктуют свои условия монополистический, государственно-монополистический и транснациональный экономические уклады.
На другом полюсе – традиционный доиндустриальный экономический строй, который базируется на общественной собственности, совместном ведении хозяйства (особенно при кочевом оленеводстве), общественной собственности на пастбища, леса, рыбные угодья, натуральном хозяйстве, частично втянутом в торговый оборот (фактории, ярмарки). Здесь преобладает натурально-патриархальный уклад, подтачиваемый быстро развивающимся мелкотоварным укладом.
Уровень среднедушевых доходов на этих полюсах значительно различается. Для коренных народов положение в ряде стран (например, на Аляске) отличается признанием их права на получение доли в рентных доходах от эксплуатации принадлежащих им природных ресурсов, а также разнообразными формами поддержки со стороны государств.
Экономическая составляющая арктической цивилизации представляет собой пеструю смесь элементов доиндустриального и позднеиндустриального экономического строя с диктатом со стороны последнего, солидарной (общинной), частной и государственной собственности, натурально-патриархального и рыночного хозяйства.
Солидарная экономика коренных народов севера больше отвечает ее естественному назначению: миссия экономики – удовлетворить потребности людей, а не извлекать прибыль. Этот принцип в большей мере отвечает сущности интегрального экономического строя, чем индустриальная жестко-конкурентная экономика.
5. Особенности социально-политического строя, место в геополитическом пространстве, в системе взаимодействия цивилизаций, уровень милитаризации.
Арктическая цивилизация не имеет самостоятельного суверенного политического ядра, государственных границ; она является территорией диалога и партнерства трех локальных цивилизаций пятого поколения – евразийской, западноевропейской, североамериканской.
Здесь обычно выделяются автономные образования. Во всех странах приняты законы в защиту интересов коренных народов Севера; во многих странах – программы развития арктических регионов. В большинстве стран Арктики существуют специализированные государственные органы по управлению коренными народами Севера, им предоставляются значительные льготы, культурная автономия.
Формируется и геополитическое партнерство стран Арктики. В 1991 г. была принята международная стратегия охраны окружающей среды арктических регионов. В 1996 г. для реализации этой стратегии был создан Совет стран Арктики, в который вошли восемь стран трех локальных цивилизаций и в качестве постоянных членов – представители коренных народов Севера (Arctic Council 2002).
Этот уникальный геополитический институт служит критерием осуществления стратегий диалога и партнерства государств и цивилизаций Арктики на общей, весьма сложной по природно-климатическим условиям территории. Это яркий пример роли такого диалога и партнерства для обеспечения устойчивого развития этого важнейшего региона планеты с учетом интересов будущих поколений.
6. Уровень развития науки, образования, своеобразие культуры, нравственности, религиозных взглядов, система цивилизационных ценностей.
По всем этим элементам в зоне Арктики наблюдается деление на два полюса.
На одном полюсе – иммигранты из более развитых регионов своей страны или из других стран и цивилизаций. Они, как правило, обладают обширными знаниями и высокой квалификацией, агрессивны и смелы в поиске, преодолевая арктические трудности, авантюристичны и инновационно активны, исповедуют христианство в той или иной его разновидности Прожив десятилетия в новых для себя условиях, они приобретают некоторые новые черты, отличающие их от своих предков.
На другом полюсе – коренные народы Арктики. Они меньше вооружены знаниями и современными навыками, хотя и из них порой выходят яркие таланты. Однако в среднем уровень образования значительно ниже, но зато сохраняется приверженность к своей самобытной, передаваемой от поколения к поколению культуре, традиционным верованиям, гуманистически – ноосферной нравственности, веками сложившейся системе цивилиазционных ценностей.
От того, какой в перспективе будет баланс этих полюсов, зависит судьба арктической цивилизации – сохранится ли она в самобытности в системе цивилизационного и культурного разнообразия или будет поглощена безжалостным обезличенным Молохом позднеиндустриальной цивилизации.
У никальность Арктики и Севера состоит в том, что эти регионы богаты не только ресурсами, но, главное, именно Арктика и Север предложат миру альтернативный способ существования, получивший название «циркумполярная цивилизация». Арктика и Север могут стать следующим после бурно развивающегося Азиатско-Тихоокеанского региона глобальным центром мирового развития.
И этот исторический шанс нам нельзя упустить. Арктика и Север должны стать площадкой для отработки широкого спектра инновационных подходов, новых типов автономных поселений, новых форм общения и телекоммуникаций, новых типов энергетики, новых социально-организационных технологий, новых типов локальных универсальных промышленных центров, новых видов транспорта.
О ни призваны стать лидерами развития природосберегающих технологий и воплотить опережающую модель взаимоотношений природы, человека и устойчивого развития региона на длительную перспективу.
О снованием выделения «северной цивилизации» служит одна из сторон света. И сразу возникает вопрос о соотношении северной цивилизации с другими, ассоциирующимися с остальными сторонами света. Но если о западной и восточной цивилизациях в литературе говорится довольно часто, то о южной, например, даже не упоминается.
В озможно, главной отличительной характеристикой будет существующий в каждой из них особый тип соотношения порядка и хаоса, заданный спецификой архетипов автохтонных культур.
Сценарии будущего арктической цивилизации.
Рассматривая будущее Арктики, ЮНЕП предложил четыре сценария, четыре стратегии (в докладах ГЕО-3 и ГЕО-4).
Приоритет рынка – по сути инерционный сценарий завершения разрушения арктической цивилизации под напором рыночных механизмов и агрессивной неолиберальной глобализации; Совету стран Арктики останется только бессильно наблюдать за этим процессом.
Приоритет стратегии – если государства арктических стран активно вмешаются в происходящие тревожные тенденции и сумеют их пересилить, используя при этом и Совет стран Арктики.
Приоритет безопасности – безопасности для сильных держав, которые устремятся в борьбу за освоение ресурсов Арктики, не считаясь с интересами коренных народов и иных стран и цивилизаций, что может привести к превращению Арктики в новый очаг «холодной войны», в зону межцивилизационных и межстрановых конфликтов и столкновений, с чем не сможет справиться Совет арктических стран.
Приоритет устойчивости – если будет выработана и реализована при главенстве Совета стран Арктики долгосрочная стратегия устойчивого развития и эффективного освоения ресурсов арктического региона при обеспечении экологической безопасности.
В Арктике лежит ключ к экологическим трансформациям и изменениям климата на планете в наступившем столетии. Не все здесь зависит от человека и общества, существуют объективные тенденции.
Осваивать ресурсы Арктики могут только люди, обладающие высокой квалификацией, инновационным духом и умением, смелостью и мужеством, чтобы жить и трудиться, продолжать род и содержать семью в суровых климатических условиях Арктики.
Арктическая цивилизация является самой малонаселенной, а среди коренных народов трудно найти кадры, которые решат сложные инновационные проблемы. Поэтому потребуется приток новых кадров, прежде всего высококвалифицированной и готовой к испытаниям молодежи. Одним вахтовым методом эту проблему не решить.
Потребуется создать комфортные условия для труда и жизни десятков, а в перспективе и сотен тысяч людей, принципиально новые подходы к решению этой проблемы. Одним из таких подходов является строительство купольных экогородов в Арктике с искусственным микроклиматом, максимально благоприятными условиями для отдыха, лечения, образования, общения, воспитания подрастающего поколения.
Другая социальная проблема глобального значения состоит в необходимости обеспечить сохранение и возрождение коренных народов Севера – носителей самобытной арктической цивилизации, преодолеть опасные тенденции в их демографическом и социокультурном развитии, учесть их интересы как исконных хозяев ресурсов Арктики, сочетать традиционный образ жизни и труда с достижениями XXI века.