Что такое циркуляция судна

Поворотливость судна

Что такое циркуляция судна. Смотреть фото Что такое циркуляция судна. Смотреть картинку Что такое циркуляция судна. Картинка про Что такое циркуляция судна. Фото Что такое циркуляция судна Что такое циркуляция судна. Смотреть фото Что такое циркуляция судна. Смотреть картинку Что такое циркуляция судна. Картинка про Что такое циркуляция судна. Фото Что такое циркуляция судна

Что такое циркуляция судна. Смотреть фото Что такое циркуляция судна. Смотреть картинку Что такое циркуляция судна. Картинка про Что такое циркуляция судна. Фото Что такое циркуляция судна Что такое циркуляция судна. Смотреть фото Что такое циркуляция судна. Смотреть картинку Что такое циркуляция судна. Картинка про Что такое циркуляция судна. Фото Что такое циркуляция судна

Что такое циркуляция судна. Смотреть фото Что такое циркуляция судна. Смотреть картинку Что такое циркуляция судна. Картинка про Что такое циркуляция судна. Фото Что такое циркуляция судна Циркуляцией называют траекторию, описываемую центром тяжести судна, при движении с отклоненным на постоянный угол рулем (рис. 1.25). Циркуляция характеризуется линейной и угловой скоростями, радиусом кривизны и углом дрейфа.

Угол между вектором линейной скорости судна и диаметральной плоскостью называют углом дрейфа (β).

Эти характеристики не остаются постоянными на протяжении всего маневра.

Циркуляцию принято разбивать на три периода:

Рис. 1.25. Траектория судна на циркуляции

Что такое циркуляция судна. Смотреть фото Что такое циркуляция судна. Смотреть картинку Что такое циркуляция судна. Картинка про Что такое циркуляция судна. Фото Что такое циркуляция судна

Период установившийся циркуляции – период, начинающийся по окончании эволюционного, характеризуется равновесием действующих на судно сил: упора винта, гидродинамических сил на руле и корпусе, центробежной силы. Траектория движения центра тяжести (ЦТ) судна превращается в траекторию правильной окружности или близкой к ней.

Геометрически траектория циркуляции характеризуется следующими элементами:

Источник

Циркуляция судна и её элементы

Одним из наиболее важных моментов планирования маршрута в стеснённых водах является расчёт и планирование поворотов с учётом циркуляции. Кривая линия, которую описывает центр тяжести (ЦТ) судна при перекладке руля на некоторый постоянный угол называется циркуляцией.

За начало циркуляции принимается момент начала перекладки руля. Циркуляция характеризуется линейной и угловой скоростями, радиусом кривизны и углом дрейфа. Эти характеристики не остаются постоянными. Процесс циркуляции принято делить на три периода.

Первый – маневренный, продолжается в течении времени перекладки руля.

Второй – эволюционный, начинается с момента окончания перекладки руля и заканчивается, когда характеристики циркуляции примут установившиеся значения.

Третий – установившийся, начинается с момента окончания второго периода и продолжается до тех пор, пока руль остается в переложенном положении.

Типичная траектория циркуляции показана на рисунке и характеризуется следующими элементами:

Что такое циркуляция судна. Смотреть фото Что такое циркуляция судна. Смотреть картинку Что такое циркуляция судна. Картинка про Что такое циркуляция судна. Фото Что такое циркуляция судна

L1 — выдвиг – расстояние, на которое смещается ЦТ судна в направлении первоначального курса от начальной точки циркуляции до точки, соответствующей изменению курса на 90 градусов;

L2 — прямое смещение – расстояние от линии первоначального курса по нормали до ЦТ судна к моменту изменения курса на 90 градусов;

L3 — обратное смещение – максимальное смещение ЦТ судна от линии первоначального курса в сторону, обратную направлению поворота, происходящее в начале циркуляции под влиянием боковой силы руля, вызывающей дрейф судна;

Dт — тактический диаметр циркуляции – расстояние между положениями диаметральной плоскости (ДП) судна до начала поворота и в момент изменения курса на 180 градусов;

Dуст — диаметр установившейся циркуляции – расстояние между положениями ДП судна на двух последовательных курсах, отличающихся на 180 градусов при установившемся движении.

Источник

Циркуляция

Криволинейная траектория движения центра тяжести G при перекладке руля на некоторый угол и удержания его в этом положении, называется циркуляцией

Различают 4 периода циркуляции:

Что такое циркуляция судна. Смотреть фото Что такое циркуляция судна. Смотреть картинку Что такое циркуляция судна. Картинка про Что такое циркуляция судна. Фото Что такое циркуляция судна

Что такое циркуляция судна. Смотреть фото Что такое циркуляция судна. Смотреть картинку Что такое циркуляция судна. Картинка про Что такое циркуляция судна. Фото Что такое циркуляция судна

В начальный, эволюционный пе­риод циркуляции на перо руля, вы­веденное из ДП, действует гидро­динамическая сила, одна из со­ставляющих которой направлена перпендикулярно к ДП, и вызывает дрейф судна. Под действием упора винта и боковой силы судно движется вперед и смещается в сторону, противоположную перекладке руля. Поэтому наряду с дрейфом возни­кает обратное смещение судна в сторону, противоположную повороту. Траектория циркуляции в первый момент искажается. Обратное сме­щение уменьшается по мере воз­растания центробежной силы инер­ции, приложенной к центру тяжести судна и направленной во внешнюю сторону поворота. Обратное смеще­ние выносит судно за внешнюю сто­рону циркуляции. И хотя оно не пре­вышает полуширины судна, учиты­вать его надо, особенно при крутых поворотах в узкости.

В период установившейся цирку­ляции моменты сил, действующих на руль и корпус судна, уравно­вешиваются и судно совершает движение по окружности. Нарушение параметров движения судна может произойти при изменении угла пе­рекладки руля, скорости судна или под воздействием внешних сил.

Тактический диаметр циркуляции Dт — это расстояние между перво­начальным курсом судна и после его поворота на 180 ° и составляет 4—6 длин морских транспортных судов.

Диаметр установившейся цирку­ляции Dц — это диаметр окружности, по которой движется центр тяжести судна во время установившейся цир­куляции. Тактический диаметр циркуляции примерно на 10 % больше диамет­ра установившейся циркуляции.

Диаметр циркуляции зависит от многих факторов: длины, ширины, осадки, загрузки, скорости судна, дифферента, крена, стороны и угла прокладки, количества гребных вин­тов и рулей и др.

При циркуляции. ДП судна не совпадает с касательной к криволи­нейной траектории движения центра тяжести. В результате этого обра­зуется угол дрейфа Р. Нос судна смещается внутрь кривой циркуля­ции, а корма во внешнюю сторону. С увеличением скорости угол дрейфа увеличивается, и наоборот. Изза наличия угла дрейфа судно на цир­куляции занимает полосу воды боль­ше своей величины. Это необходимо учитывать судоводителям при манев­рировании и расхождении в стес­ненных условиях плавания.

Следующий элемент, характеризующий поворотливость судна — пери­од циркуляции. Это время, за кото­рое судно поворачивается на 360 °. Он зависит от скорости судна и угла перекладки руля. С увеличением скорости и угла перекладки руля период циркуляции уменьшается. При перекладке руля в первона­чальный момент появляется крен судна в сторону поворота. Он ис­чезает в начале движения на цир­куляции и при дальнейшем движении судно получает крен в обратную сто­рону поворота. Это объясняется тем, что вначале на судно дей­ствует кренящий момент М’кр, возни­кающий от силы Р — давления воды на перо руля и силы R бокового со­противления. При даль­нейшем повороте судна на него на­чинают действовать центробежная сила инерции К, приложенная к центру тяжести судна (G) и направ­ленная во внешнюю сторону пово­рота, и сила бокового сопротивле­ния R. Эти две силы образуют мо­мент М’кр, значительно больший, чем М’кр, который кренит судно на борт, противоположный переложен­ному рулю (противоположную сто­рону поворота).

Источник

Циркуляция судна. Элементы циркуляции. Диаметр установившейся циркуляции.

Поворотливость судна — способность изменять направление движения под воздействием руля (средств управления) и двигаться по траектории данной кривизны. Движение судна с переложенным рулём по криволинейной траектории называют циркуляцией.
Циркуляция судна разделяется на три периода:
— маневренный, равный времени перекладки руля;
— эволюционный — с момента окончания перекладки руля до момента когда линейная и угловая скорость судна приобретают установившиеся значения;
— установившийся – от окончания эволюционного периода и до тех пор, пока руль остаётся в переложенном положении.
Чёткую границу между эволюционным периодом и установившейся циркуляцией обозначить невозможно, так как изменение элементов движения затухает постепенно. Условно можно считать, что после поворота на 160–180° движение приобретает характер, близкий к установившемуся. Таким образом, практическое маневрирование судна происходит всегда при неустановившемся режиме.
Траектория криволинейного движения центра тяжести судна, то есть его циркуляция характеризуется следующими элементами (рис.1):

1. Диаметр циркуляции — основная характеристика поворотливости корабля (судна). Различают диаметр тактической циркуляции и диаметр установившейся циркуляции. Величина диаметра циркуляции находится в зависимости от отношения длины к ширине, площади руля и угла его перекладки, а также скорости корабля и отсутствия влияния внешних сил, таких как ветер, волнение и течение. Диаметр циркуляции измеряется в метрах, кабельтовых или длинах корпуса корабля (в среднем он составляет от 4 до 8 длин корпуса).
Тактический диаметр циркуляции (Dт) — расстояние по нормали между линиями обратных курсов после поворота корабля на первые 180°. Определяется при углах перекладки руля 15° и 25°.
Диаметр установившейся циркуляции (Dуст) — диаметр окружности, по которой движется центр массы корабля после того, как угловая скорость и крен на циркуляции станут постоянными, обычно после поворота корабля на 180°.
2. Выдвиг (l1) — расстояние, на которое смещается центр тяжести судна в направлении первоначального курса от точки начала циркуляции до точки, соответствующей изменению курса судна на 90°.
3. Прямое смещение (l2) — расстояние от первоначального курса судна до точки положения центра тяжести в момент поворота судна на 90°;
4. Обратное cмещение (l3) — наибольшее расстояние, на которое смещается центр тяжести судна от линии первоначального курса в сторону противоположную повороту.
Значение элементов циркуляции, выражаемых в долях диаметра циркуляции Dуст, лежат в относительно узких пределах и для судов различных типов изменяются следующим образом:
Дт = (0,9 ± 1,2) × Dуст;
l1 = (0,6 ± 1,3) × Dуст;
l2 = (0,25 ± 0,5) × Dуст;
l3 = (0 ± 0,1) × Dуст.
Для морских транспортных судов Dуст составляет 4-6 длин судна. Кроме указанных элементов к характеристикам циркуляции относят:
— период установившейся циркуляции:
Т — время поворота судна на 360°;
— угловую скорость вращения судна на установившейся циркуляции:
ω = 2π / Т.
С погрешностью 5 % можно считать, что скорость транспортных судов на циркуляции с рулём на борту при повороте на 60° составляет 80%, на 90° — 73%, на 180°- 58% первоначальной.
Элементы циркуляции при маневрировании удобнее выражать в безразмерном виде – в длинах корпуса: в таком виде легче сравнивать между собой поворотливость различных судов. Чем меньше безразмерная величина, тем лучше поворотливость. Элементы циркуляции обычного транспортного судна для данного угла перекладки руля практически не зависят от начальной скорости при установившемся режиме работы двигателя. Если при перекладке руля увеличить обороты винта, то судно совершит поворот более крутой, чем при неизменяемом режиме главного двигателя.
При выполнении циркуляции можно определить её элементы, если произвести последовательные определения места судна по каким — либо ориентирам через небольшие интервалы времени (15-30 с.). В момент каждой обсервации записывают измеряемые навигационные параметры и курс судна. Нанеся точки на планшет и соединив, их плавной кривой, получают траекторию судна, с которой в принятом масштабе снимают элементы циркуляции. Определения места судна можно получить по пеленгу и дистанциям свободноплавающего ориентира, например плотика. При таком способе автоматически исключается влияние неизвестного течения, а также не требуется специального полигона.

Источник

Циркуляция судна, и ее элементы. Скорость судна и угол дрейфа при циркуляции. Полюс поворота и учет его при выполнении поворотов

Что такое циркуляция судна. Смотреть фото Что такое циркуляция судна. Смотреть картинку Что такое циркуляция судна. Картинка про Что такое циркуляция судна. Фото Что такое циркуляция судна Что такое циркуляция судна. Смотреть фото Что такое циркуляция судна. Смотреть картинку Что такое циркуляция судна. Картинка про Что такое циркуляция судна. Фото Что такое циркуляция судна Что такое циркуляция судна. Смотреть фото Что такое циркуляция судна. Смотреть картинку Что такое циркуляция судна. Картинка про Что такое циркуляция судна. Фото Что такое циркуляция судна Что такое циркуляция судна. Смотреть фото Что такое циркуляция судна. Смотреть картинку Что такое циркуляция судна. Картинка про Что такое циркуляция судна. Фото Что такое циркуляция судна

Что такое циркуляция судна. Смотреть фото Что такое циркуляция судна. Смотреть картинку Что такое циркуляция судна. Картинка про Что такое циркуляция судна. Фото Что такое циркуляция судна

Что такое циркуляция судна. Смотреть фото Что такое циркуляция судна. Смотреть картинку Что такое циркуляция судна. Картинка про Что такое циркуляция судна. Фото Что такое циркуляция судна

При таком движении нос судна (рис.1) направлен внутрь циркуляции, а угол а0 между касательной к траектории ЦТ и диаметральной плоскостью (ДП) наз. угломдрейфа на циркуляции.

Центр кривизны данного участка траектории наз. центром циркуляции (ЦЦ), а расстояние от ЦЦ до ЦТ (точка О) радиусом циркуляции.

На рис. 1 видно, что различные точки по длине судна движутся по траекториям с разными радиусами кривизны при общем ЦЦ и имеют разные углы дрейфа. Для точки, рас­положенной в кормовой оконечности, радиус циркуляции и угол дрейфа — максимальны. На ДПсудна имеется особая точка—полюс поворота(ПП), которой угол дрейфа равен нулю, Положение ПП, определяемое перпендикуляром, опущенным из ЦЦ на ДП, сме­щено от ЦТ по ДП в нос приблизительно на 0,4 длины судна; величина такого смещения на различных судах изменяется в небольших пределах. Для точек на ДП, расположенных по разные стороны от ПП, углы дрейфа имеют противоположные знаки. Угловая скорость судна в процессе циркуляции сначала быстро возрастает, достигает максимума, а затем, по мере смещения точки приложения силы Yo в сторону кормы, несколько снижается. Когда моменты сил РуиYo уравновесят друг друга, угловая скорость приобретает установившееся значение.

С погрешностью ±5% можно’ считать, что скорость транспортных судов на циркуляции с рулем на борту при повороте на 60° составляет 80%, на 90°—73%, на 180° — 58% перво­начальной.

Циркуляция судна разделяется на тря периода: маневренный, равный времени перекладки руля; эволюционный — с момента окончания перекладки руля до момента, когда линей­ная и угловая скорости судна приобретают установившиеся значения; установившийся — от окончания эволюционного периода и до тех пор, пока руль остается в переложенном положении. Элементами, характеризующими типичную циркуляцию, являются (рис.2):

-выдвиг l1 — расстояние, на которое перемещается ЦТ судна в направлении первона­чального курса с момента перекладки руля до изменения курса на 90°;

-прямое смещение l2 — расстояние от линии первоначального курса до ЦТ судна в момент, когда его курс изменился на 90°;

-обратное смещение l3— расстояние, на которое под влиянием боковой силы руля ЦТ судна смещается от линии первоначального курса в сторону, обратную направлению поворота;

-тактический диаметр циркуляции DT — кратчайшее расстояние между ДП судна в начале поворота а ее положением в момент изменения курса на 180°;

-диаметр установившейся циркуляции Dуст — расстояние между положениями ДП судна для двух последовательных курсов, отличающихся на 180°, при установившемся дви­жении.

Четкую границу между эволюционным периодом и установившейся циркуляцией обозна­чить невозможно, так как изменение элементов движения затухает постепенно. Условно можно считать, что после поворота на 160—180° движение приобретает характер, близкий кустановившемуся. Таким образом, практическое маневрирование судна происходит всегда при неустановившемся режиме.

Элементы циркуляции при маневрировании удобнее выражать в безразмерном виде — в длинах корпуса:

в таком виде легче сравнивать между собой поворотливость различных судов. Чем меньше безразмерная величина, тем лучше поворотливость.

Элементы циркуляции обычного транспортного судна для данного угла перекладки руля практически не зависят от начальной скорости при установившемся режиме работы двигателя. Однако, если при перекладке руля увеличить обороты винта, то судно совершит поворот более крутой,чем при неизменяемом режиме главного двигателя (ГД).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *