Что такое цинковый гроб
Все, что нужно знать о цинковых гробах
Что собой представляют, зачем нужны и какими бывают современные цинковые гробы. Все ответы в одной статье.
По христианским канонам, верующих полагается хоронить в деревянных гробах. Но металлы для изготовления последнего пристанища стали использовать еще в Средние века. Так, английский монарх Эдуард IV выбрал для своей родственницы не стандартный ящик из дерева, а свинцовый гроб. И стал законодателем моды. По всей Европе представители аристократии стали заказывать себе гробы из металлов — не только из свинца, но также из меди и золота. Их украшали и оснащали кто во что горазд. В XX веке даже помещали в гроб телефоны — для тех, кто опасался впасть в летаргический сон и проснуться в могиле.
Но именно цинковые гробы получили широкое распространение во время войны в Афганистане. Тогда же их стали называть грузом-200.
Что такое цинковый гроб
Поскольку со времен Афганистана все привыкли, что в цинковых гробах перевозят умерших военнослужащих, многие до сих пор считают, что именно это и называется груз-200. На самом деле, сейчас это уже общее название для целого комплекса услуг по транспортировке тел покойных разными видами транспорта. Но откуда такое название?
Дело в том, что общий вес цинкового гроба с телом приблизительно равен 200 кг. Это усредненный показатель, на основе которого рассчитывают общую массу груза при авиаперевозках.
Цинковые гробы, несмотря на название, делают вовсе не из цинка. Раньше такая практика была, однако они слишком много весили (около 300 кг без тела) и очень дорого стоили. Поэтому от этой технологии быстро отказались. И сейчас контейнеры изготавливают из оцинкованной стали. Они имеют массу преимуществ перед старыми цинковыми ящиками: легко поддаются плавке, меньше весят, дешевле стоят, не подвержены коррозии, а цинковое напыление обладает антибактериальными свойствами.
Для чего используют цинковые гробы
Как мы уже сказали, сейчас в цинковых гробах перевозят не только тела военнослужащих. Они используются во многих других случаях. Цинковый гроб необходим для:
Иными словами, в любых случаях, когда облик умершего сильно пострадал или требуется длительная транспортировка на большие расстояния, без груза-200, а, соответственно, и без цинкового гроба — не обойтись.
Какими бывают цинковые гробы
Сегодня цинковые гробы изготавливают не только по индивидуальным размерам, но и под конкретный запрос. В зависимости от того, с какой целью предполагается использовать контейнер, он может быть выполнен:
В наше время для репатриации можно не покупать цинковый гроб, а взять в аренду. Контейнеры многоразовые, они предназначены только для транспортировки, а не для захоронения.
Цинковый гроб
Статьи
Несмотря на то, что христианская религия предписывает хоронить умерших в деревянных гробах, оцинкованные ящики довольно часто применяются в похоронном деле. Сегодня их используют на гражданских похоронах и когда необходима репатриация тел военнослужащих, однако к ним все еще сохранилось негативное отношение.
А между тем, пару сотен лет назад, такое новшество, как железный гроб, считалось невероятно модным и было по карману не каждому знатному человеку.
История возникновения цинкового гроба
Первое известное историкам нестандартное захоронение было проведено еще в XV веке при дворе английского короля Эдуарда IV. Его невестку положили не в традиционное для католиков дерево, я в ящик из свинца.
Позднее, когда искушенная земными развлечениями европейская знать устремила свой взор на обустройство своего последнего пристанища, свинец, медь, золото и другие металлы стали использоваться при оформлении гробов намного чаще. Модели с барельефами, позолотой, перископами и даже телефонными аппаратами (для тех, кто боялся быть захороненным живым) то и дело описывались в газетных статьях.
Широкую известность, а вместе с ней и негативный подтекст, цинковые гробы получили во время участия советских солдат в военных действиях в Афганистане. Тогда же оцинкованные ящики получили свое второе название – «Груз 200».
Особенности гроба
Многие до сих пор связывают это наименование именно с телами умерших военнослужащих. Однако на самом деле оно означает примерный вес контейнера с человеческим телом (200 кг) и необходимо для более быстрого определения общей массы груза на борту самолета.
Первые контейнеры отливали из настоящего цинка. Но такие ящики обходились довольно дорого, а весили под 300 кг. Поэтому новые модели изготавливаются из стальных оцинкованных листов. Благодаря слою цинка они также обладают антибактериальным эффектом, легко поддаются плавке и не подвержены коррозийным процессам. При этом имеют меньший вес и более приемлемую стоимость.
Сфера использования
Цинковые контейнеры применяются для доставки тел умерших в том случае, если:
Также они могут использоваться для погребения утопленников и самоубийц или для перевозки к месту нового захоронения эксгумированных останков.
Основные разновидности цинковых гробов
Все ящики изготавливаются по индивидуальным размерам. Кроме того, в зависимости от назначения сегодня используется несколько вариаций оцинкованных контейнеров:
В последнее время набирает популярность услуга «гроба на прокат». В аренду сдаются обычные цинковые контейнеры, необходимые для репатриации тел, которые служат только для перевозки и не используются при захоронении.
Цинковый гроб
Гробы из цинка используются для транспортировки тела на большие расстояния, а также в том случае, когда труп по тем или иным причинам нельзя в ближайшее время погребать. Цинковые гробы очень часто применяются во время боевых действий, когда трупы солдат нужно перевозить на родину для погребения, что возможно осуществить не сразу. Это очень удобный способ транспортировки, предоставляющий возможность доставить тело даже после продолжительного периода времени после наступления смерти.
Цинк был выбран для изготовления гробов не просто так. Среди преимуществ этого материала можно выделить:
Цинковый гроб позволяет хорошо сохранить тело, препятствует разложению и не причиняет абсолютно никаких неудобств при перевозке. Согласно санитарным нормам ряда стран, использование цинкового гроба для транспортировки трупов – это обязательное условие. Использовать цинковый гроб можно ни один раз, т.к. он применяется не только для того, чтобы похоронить человека, но так же и для перевозки тел. Только в том случае, если погибший получил сильные увечья, ящик не распаивается даже на месте пребывания.
Груз 200
До военных действий в Афганистане, продолжившихся на протяжении 10 лет, большая часть населения СССР никогда не слышала о цинковых гробах: в них не хоронили гражданских лиц, поэтому мало кто был осведомлен о существовании ящиков из оцинкованной стали. О таком способе перевозки трупов массово стало известно после того, как появился многим знакомым в наше время термин “груз 200“. Так стали именовать цинковые ящики, в которых перевозили на родину тела погибших в ходе боевых операций солдат.
Почему цинковый гроб получил такое название? Цифра «200» – это примерный вес одного гроба с телом. Обычно под «грузом 200» подразумевали тело солдата, помещенное в цинковый ящик. В действительности же в таких ящиках транспортировали не только трупы военнослужащих, но и тела гражданских лиц. Однако это было очень редко.
По каким причинам цинковые гробы нельзя вскрывать
Цинковые гробы используют для лучшей сохранности тел. Вскрывать после смерти их крайне нежелательно по следующим причинам:
Если лицо усопшего не подверглось сильным изменениям, делается миниатюрное окошко для того, чтобы близкие и знакомые могли в последний раз увидеть покойного во время похоронной процессии. Во время похорон полное вскрытие цинкового гроба не производится.
Процедура перевозки
Чтобы перевезти труп, купить цинковый гроб недостаточно. Нужно выполнить все необходимые требования, предъявляемые на законодательном уровне. Это непростой процесс, который требует определенных знаний. По этой причине многие люди обращаются в специализированные организации для того, чтобы специалисты помогли организовать перевозку тела. Главное условие – цинковый гроб должен быть опаян. Это необходимо для того, чтобы ящик был полностью герметичным. Это важнейшее условие, предъявляемое к перевозке “груза 200”. Такая необходимость обусловлена предотвращением появления неприятных запахов, что непременно вызовет дискомфорт у пассажиров.
Для перевозки трупа авиа и ЖД сообщением в цинковом гробу нужно:
Стоит отметить, что тело можно перевозиться только в грузовом отделении для багажа, но никак не вместе с пассажирами.
Размеры и стоимость
Ценник на цинковые гробы начинается с 10 тыс. руб. Важно учитывать тот факт, что на окончательную стоимость оказывают влияние все необходимые процедуры для перевозки тела. Поэтому цена может значительно варьироваться.
Для того, чтобы угадать с размером цинкового гроба, нужно учитывать рост и вес усопшего. К росту умершего нужно добавить 15 см – тела вытягиваются в длину. Брать во внимание необходимо габариты тела покойного и размер одежды, которую он носил при жизни.
Цинковый гроб: для чего нужен
После того, как в цинковых гробах доставляли груз 200 самолетом из «горячих точек», за металлическим атрибутом погребального дела прочно закрепилась мрачная слава. Однако еще несколько сотен лет назад достать на похороны цинковый гроб считалось современным и весьма дорогостоящим решением. Поэтому пользовались ими преимущественно представители знати или члены королевских семей.
Модный атрибут
Впервые металлический саркофаг был использован в XV веке при дворе Эдуарда IV. Невестку английского короля похоронили в свинцовом, а не в деревянном гробу, как того требовали религиозные каноны. Точной причины столь странного поступка в исторических документах не содержится. Однако пару столетий спустя историю британской принцессы взяли на вооружение представители аристократии материковой Европы.
Пресытившись балами и великосветскими развлечениями, аристократы стали соревноваться в изяществе погребальных принадлежностей. В моду входят монументальные свинцовые и медные саркофаги, богато украшенные позолотой, коваными элементами, чеканкой и барельефами.
Низкий уровень медицины часто приводил к тому, что людей, впавших в кому признавали мертвыми и по факту хоронили еще живыми. Регулярные новостные сводки о «восставших мертвецах» не давали покоя впечатлительным знатным дамам, которые стали заказывать похоронных дел мастерам особые гробы, оснащенные средствами связи: телефонами, звонками или перископами.
Со временем мода на тяжелые железные гробы стала проходить, а новый виток востребованности металлические ящики получили уже в наши дни. Активные военные действия за пределами государства приносили немало жертв. Погибших воинов нужно было доставлять домой и для этой цели использовали надежные цинковые гробы.
Основные разновидности
В большинстве случаев, цинковые контейнеры производят по индивидуальным размерам, в зависимости от формата дальнейшего использования:
Учитывая обстоятельства, герметично запаянные ящики стали синонимом войны и смерти. Но, на самом деле примерный вес ящика и перевозимого в нем тела составлял 200 кг, что и дало известное многим название. Зная вес можно было быстро рассчитать количество багажа в самолетах без дополнительного взвешивания. Кстати, само определение «груз 200» относительно молодое. Первые ящики отливали из чистого свинца, поэтому их вес доходил до 300 кг. Для современных саркофагов используется оцинкованная сталь. Этот материал меньше весит, имеет приемлемую стоимость и антибактериальные свойства.
Для чего используются?
Согласно законодательству, при перевозке тел умерших на расстояние превышающее тысячу километров его необходимо забальзамировать и поместить в герметичный контейнер. Репатриация усопших из других стран осуществляется на тех же основаниях. Поэтому одной из самых распространенных сфер применения остаются транспортные услуги. Кроме того, цинковый гроб востребован если:
Также в цинковых контейнерах к месту нового захоронения перевозят эксгумированные останки.
Почему гроб цинковый
Цинковые гробы производятся чуть больше века: в 1905 году в России лабораторным путем была получена первая партия этого металла. Ответ на вопрос, почему гробы делают из цинка, прост: его свойства подходят для транспортировки тела. Изначально цинковые гробы были очень дорогими. Сейчас ящики для транспортировки делают из оцинкованной стали, поэтому вопрос, почему гробы делают из цинка, не совсем точен. Этот материал более доступен, и производство цинковых гробов стало массовым. Ящик для транспортировки вместе с оцинкованным гробом может весить от 200 до 300 кг, поэтому обязательно потребуются носильщики гроба.
Первые цинковые гробы
Первые образцы были доступны только очень богатым людям. Так, убитый в Петрограде в 1916 году приближенный к императорской семье старец Григорий Распутин по их распоряжению был похоронен в цинковом гробу, потому что якобы его тело хотели перевозить на родину, в Тобольскую губернию. Могила на самом деле располагалась в Царском селе и позднее по указу министра юстиции А. Ф. Керенского была вскрыта, а тело сожжено. В народе ходят легенды, что временное правительство занималось разграблением мест захоронений царских генералов, чтобы из разоренных цинковых гробов добыть материал на нужды военной промышленности. На самом деле эта процедура была бы бессмысленной: в оцинкованной стали цинка не так уж и много, да и хоронят людей в цинковых гробах крайне редко.
Почему гроб делают из цинка
Обычно герметичные контейнеры из такого материала используются только для транспортировки. Цинк — легкоплавкий материал, поэтому ящик из него легко поддается пайке. Герметичный контейнер служит для перевозки тела на дальние расстояния. Предварительно тело бальзамируют, что сохраняет его на нужный срок, а отсутствие поступления свежего воздуха замедляет процесс разложения. Герметичность запайки позволяет избежать появления неприятного запаха, ведь цинковые гробы перевозятся в грузовом отсеке транспорта, рассчитанного на обычных пассажиров. Для них наличие на борту «груза 200» (второе название цинковых гробов) должно быть незаметным. Поэтому встреча тела, перевозимого таким образом, должна быть максимально сдержанной, без религиозных обрядов и прочих обращающих на себя внимание действий.
Почему цинковый гроб называют «грузом 200»
«Грузом 200» цинковые контейнеры назвали во время массовой перевозки убитых советских солдат из Афганистана. Этот военный термин обозначает примерный вес гроба с помещенным внутрь телом взрослого человека. Расчетный вес 200 кг позволял определить загрузку самолета и избежать перегруза. По другой версии, груз 200 получил название от номера приказа Министерства обороны под номером 200, регламентирующего перевозку военных. Выражение «груз 200» прочно вошло в обиход, потому что доставка убитых в цинковых гробах из мест ведения военных действий была массовой. Самолеты, перевозившие печальный груз на родину, называли “Черными тюльпанами”.
Тела убитых военных тщательно готовились к отправке, помещались в цинковые гробы, а затем в деревянные ящики, на которых указывались данные бойца. В жарком климате Афганистана разложение начиналось очень быстро, тела могли быть изуродованы до неузнаваемости. Палатки, в которых хранились трупы, считались не самым приятным местом, а встреча с работниками таких моргов по приметам сулила гибель в бою. Такие условия доставки тел погибших (или того, что от них осталось) не оставляют сомнений в вопросе, почему гробы делают из цинка.
Когда хоронят в цинковом гробу
Сопровождение «груза 200»
Для того, чтобы цинковый гроб можно было доставить водным, железнодорожным, автомобильным или авиационным транспортом, нужно собрать несколько документов. Например, справка от проводивших опайку должна подтверждать отсутствие посторонних вложений. Существуют транспортировочные ящики, предназначенные только для перевозки тела, а также цинковые гробы для перевозки и захоронения одновременно. Цинковым гробам существует и альтернатива: можно провести процедуру кремации, ведь урну с прахом доставить на Родину намного легче. Более современный и затратный способ транспортировки тела, если по религиозным причинам невозможна кремация, — заморозка.