Что такое цикл в музыке

Циклические формы (музыка)

Циклические формы в музыке, часто сокращённо, циклы — музыкальные формы, предполагающие наличие отдельных частей, самостоятельных по строению, но связанных единством замысла. В истории академической музыки известны циклы «прелюдия-фуга», сюитные циклы, сонатно-симфонические, вокальные циклы. Циклом может называться также ряд связанных между собой произведений (каждое из которых может обладать или не обладать циклической формой) или концертных программ. В неакадемической музыке (джазе, роке) к циклическим формам относят концептуальные альбомы и некоторые другие крупные формы.

Цикл «прелюдия-фуга»

Двухчастный цикл «прелюдия-фуга» известен со времен барокко. Он предполагает функционализацию прелюдии как импровизационного вступления к фуге.

Циклы «прелюдия-фуга» могут объединяться в более крупные циклы на основе какого-либо формального или тематического принципа. Наиболее известный пример — «Хорошо темперированный клавир» И. С. Баха, построенный по принципу определенного чередования ладотоновых соответствий. Пример из музыки XX века — «24 прелюдии и фуги» Д. Д. Шостаковича.

Сюитный цикл

Для сюиты, известной с XVI века, характерны:

Вершины жанра в музыке барокко — сюиты И. С. Баха и Г. Ф. Генделя, в классический период — В. А. Моцарта и Й. Гайдна. В XIX веке крупные композиторы обращались к жанру сюиты в основном в целях стилизации (Э. Григ, М. Равель и др.).

В XX веке жанр сюиты был существенно переосмыслен, к нему применены новые приемы (таковы, например, додекафонические оркестровые сюиты А. Шёнберга и А. Берга), охвачен новый материал (так, в сюите П. Хиндемита «1922 год» использованы модные танцы соответствующего времени: шимми, бостон, регтайм).

К сюитной форме тяготеют и некоторые произведения неакадемической музыки (в основном, прогрессивного рока). В качестве примеров можно назвать «Lizard» с одноименного альбома рок-группы King Crimson и «Atom Heart Mother» с одноименного альбома группы Pink Floyd. Однако «рок-сюитами» часто называют и композиции, тяготеющие скорее к свободным и смешанным формам (в традиционной музыкально-теоретической терминологии).

Сонатно-симфонический цикл

К сонатно-симфоническому циклу относятся наиболее абстрактные жанры академической музыки, такие как симфония, соната, концерт. Для него характерны:

Классическая соната формировалась в течение XVIII века, вершины развития достигла в венской классике и остается, с некоторыми оговорками, живым жанром. Симфония как жанр сформировалась в середине XVIII века, вершины развития достигла также в венской классике и остается живым жанром академической музыки. (Симфоническую форму не следует путать с симфонизмом, который может быть свойствен и произведениям, не относящимся к этой форме). Во второй половине XX века для многих произведений этого жанра стал свойствен лейтмотивный и монотематический принципы. Концерт как разновидность сонатно-симфонического циклического произведения, для которого характерно противопоставление звучания полного состава ансамбля и отдельных групп или солистов, сложился в известном ныне виде к концу XVIII века.

Свободные и смешанные формы

Музыкальное произведение может состоять из частей, объединенных по иному, нежели в перечисленных жанрах, принципу, и все же обладать в той или иной мере циклическим характером. Таковы многие жанры прикладной духовной музыки (месса, духовный концерт, всенощная), кантаты, вокальные и вокально-хоровые циклы (сюжетные и лирические).

Крупные циклы

В цикл могут объединяться и целые произведения (каждое из которых, в свою очередь, может обладать или не обладать циклическим характером). Таковы упомянутые выше циклы прелюдий и фуг, тетралогия Р. Вагнера «Кольцо нибелунга», концептуальные альбомы во внеакадемической музыке, а также отдельные крупные произведения джазовой и рок-музыки.

Источник

Циклические формы в музыке

Цикли́ческие фо́рмы в му́зыке — музыкальные формы произведения, предполагающие наличие отдельных частей, самостоятельных по строению, но связанных единством замысла. В истории академической музыки известны циклы «прелюдия-фуга», сюитные циклы, сонатно-симфонические циклы. Циклом может называться также ряд связанных между собой произведений (каждое из которых может обладать или не обладать циклической формой) или концертных программ. Во внеакадемической музыке (джазе, роке) к циклическим формам могут тяготеть концептуальные альбомы и отдельные крупные произведения.

Содержание

Цикл «прелюдия-фуга»

Двухчастный цикл «прелюдия-фуга» известен со времен барокко. Он предполагает функционализацию прелюдии как импровизационного вступления к фуге.

Циклы «прелюдия-фуга» могут объединяться в более крупные циклы на основе какого-либо формального или тематического принципа. Наиболее известный пример — «Хорошо темперированный клавир» И. С. Баха, построенный по принципу определенного чередования ладотоновых соответствий. Пример из музыки XX века — «24 прелюдии и фуги» Д. Д. Шостаковича.

Сюитный цикл

Для сюиты, известной с XVI века, характерны:

Вершины жанра в музыке барокко — сюиты И. С. Баха и Г. Ф. Генделя, в классический период — В. А. Моцарта и Й. Гайдна. В XIX веке крупные композиторы обращались к жанру сюиты в основном в целях стилизации (Э. Григ, М. Равель и др.).

В XX веке жанр сюиты был существенно переосмыслен, к нему применены новые приемы (таковы, например, додекафонические оркестровые сюиты А. Шёнбрерга и А. Берга), охвачен новый материал (так, в сюите П. Хиндемита «1922 год» использованы модные танцы соответствующего времени: шимми, бостон, регтайм).

К сюитной форме тяготеют и некоторые произведения неакадемической музыки (в основном, прогрессивного рока). В качестве примеров можно назвать «Lizard» с одноименного альбома рок-группы King Crimson и «Atom Heart Mother» с одноименного альбома группы Pink Floyd. Однако «рок-сюитами» часто называют и композиции, тяготеющие скорее к свободным и смешанным формам (в традиционной музыкально-теоретической терминологии).

Сонатно-симфонический цикл

К сонатно-симфоническому циклу относятся наиболее абстрактные жанры академической музыки, такие как симфония, соната, квартет, концерт. Для него характерны:

Классическая соната формировалась в течение XVIII века, вершины развития достигла в венской классике и остается, с некоторыми оговорками, живым жанром. Симфония как жанр сформировалась в середине XVIII века, вершины развития достигла также в венской классике и остается живым жанром академической музыки. (Симфоническую форму не следует путать с симфонизмом, который может быть свойствен и произведениям, не относящимся к этой форме). Квартет приобрел форму сонатного цикла в творчестве Й. Гайдна и далее развивался в творчестве венских классиков. Во второй половине XX века для многих произведений этого жанра стал свойствен лейтмотивный и монотематический принципы. Концерт как разновидность сонатно-симфонического циклического произведения, для которого характерно противопоставление звучания полного состава ансамбля и отдельных групп или солистов, сложился в известном ныне виде к концу XVIII века.

Свободные и смешанные формы

Музыкальное произведение может состоять из частей, объединенных по иному, нежели в перечисленных жанрах, принципу, и все же обладать в той или иной мере циклическим характером. Таковы многие жанры прикладной духовной музыки (месса, духовный концерт, всенощная), кантаты, вокальные и вокально-хоровые циклы (сюжетные и лирические).

Крупные циклы

В цикл могут объединяться и целые произведения (каждое из которых, в свою очередь, может обладать или не обладать циклическим характером). Таковы упомянутые выше циклы прелюдий и фуг, тетралогия Р. Вагнера «Кольцо нибелунга», концептуальные альбомы во внеакадемической музыке, а также отдельные крупные произведения джазовой и рок-музыки.

Источник

Циклические формы инструментальной музыки

Циклические формы инструментальной музыки

«Кончерто гроссо» А.Шнитке

Сюиты, инструментальные концерты, сонаты, симфонии относятся к циклическим формам музыки. К этим формам обращались как композиторы прошлого, так и наши современники.

Свой концерт композитор посвятил своим друзьям и первым исполнителям этой музыки скрипачам Гидону Кремеру и Татьяне Гринденко. «Сочиняя концерт, я не только слышал их, но и видел, как они играют. Их сценическое поведение доставляет слушателям и зрителям эстетическое наслаждение».

«Сюита в старинном стиле» А.Шнитке.

В 1-й половине XVIII в., когда клавирное искусство достигло своего расцвета, сюиты превратились в музыку для слушания. Их стали предварять прелюдии, в них включались инструментальные арии. Возникли сюиты, состоящие из программных пьес-картинок.

Во 2-й половине XVIII в., во времена Гайдна, Моцарта, Бетховена, сюита уже воспринималась как нечто старомодное. Хотя легкие развлекательные оркестровые сочинения венских классиков (дивертисменты, серенады) написаны в форме сюит, например знакомое вам «Рондо» из «Маленькой ночной серенады» В.А.Моцарта.

В XIX в. мода на сюиту возродилась. Русские композиторы XIX в. также сочиняли сюиты. Вам знакомы отдельные пьесы из фортепианной сюиты «Картинки с выставки» М.Мусоргского, симфонической сюиты «Шехерезада» Н.А. Римского-Корсакова, сюиты для оркестра «Моцартиана» П.И.Чайковского. У него же впервые появились сюиты из музыки балетов. Они стали звучать независимо от театра, как самостоятельные симфонические произведения. В XX в. возникли сюиты из кинофильмов.

Источник

Что такое цикл в музыке

Музыкальная форма называется циклической, если она состоит из нескольких частей, самостоятельных по форме, контрастирующих по характеру, но связанных единством идейно-художественного замысла.

В практике встречаются следующие виды циклов:

— крупный вокально-симфонический цикл.

В классификации основным является разделение всех циклических форм на два типа: сюитный и сонатно-симфонический циклы.

Черты сюитного цикла: обособленность и контрастность частей, их объединение внешними признаками (программность, общая жанровая сфера, общая тональность и др.), нерегламентированное количество частей, отсутствие внутреннего «сквозного» развития, единства. Главное выразительно-смысловое качество сюиты – широкий охват различных явлений действительности.

Черты сонатно-симфонического цикла: объединение частей на основе «сквозного» развития, единство, связность при контрастности и законченности частей, регламентация количества частей, какая-либо часть выполняет роль кульминации. Важным качеством сонатно-симфонического цикла являются тематический, темповый, тональный, структурный контрасты частей при их тонких интонационных связях.

Эта разновидность совмещает признаки сюитного и сонатно-симфонического циклов. При яркой динамике и общей тональности части контрастируют в фактурном и структурном планах.

Помимо прелюдии и фуги, известны следующие разновидности цикла в доклассической музыке: токката и фуга, фантазия и фуга (И. С. Бах), в классической и послеклассической возникли свободные варианты цикла (например, «Интродукция» и Allegro и т. д.).

Слово «сюита» означает «последовательность». Исторически сложилось три типа сюит:

Старинная сюита зародилась в XVI в. во Франции и Италии. Она была связана с бытовой танцевальной музыкой, принципом чередования медленных и быстрых частей.

В старинной сюите выдерживалась последовательность четырех «обязательных» танцев: аллеманда, куранта, сарабанда, жига.

Аллеманда – танец немецкого происхождения. Хороводный танец-шествие степенно-серьезного характера. Двухдольный метр, полифоническая фактура.

Куранта (от итал. «текуче») – трехдольный оживленный сольный танец (исполнялся парой танцоров) с полифонической фактурой.

Сарабанда – танец испанского происхождения. Имеет величественный характер, иногда скорбного или лирического плана. Темп как медленный, так и быстрый. В творчестве Баха и Генделя преобладают медленные трехдольные сарабанды.

Ритмическая особенность сарабанды – остановка на второй доле такта. Фактура гомофонная или чисто аккордовая.

Жига – ирландский матросский танец. Очень быстрый темп, фугированное изложение. Ритмическая особенность – триольное движение.

За основным танцем могла следовать его вариация, она называлась дублем. Возможны два одноименных танца и возвращение первого (Менуэт I – Менуэт II – Менуэт I). Помимо обязательных, вводились дополнительные номера: прелюдия, увертюра, менуэт, гавот, буррэ, ария, скерцо и др.

Все танцы объединяет общая тональность, а преобладающая форма – старинная двухчастная.

Лучшими образцами старинной сюиты являются сюиты Баха: Французские и Английские для клавира, оркестровые сюиты, скрипичные, виолончельные партиты (итальянское название сюиты) – как разновидность крупной сюиты из шести пьес.

Значение старинной сюиты состоит в том, что она послужила источником формирования сложной трехчастной формы, вариаций, сонатного цикла.

Классическая сюита сформировалась во второй половине XVIII в. в творчестве Гайдна и Моцарта. Встречается в виде серенад, дивертисментов, кассаций. В классической сюите отсутствует танцевальность, а по строению частей и тональному плану она приближается к сонатно-симфоническому циклу.

Новая сюита (XIX – XX вв.) Новая сюита объединяется программным замыслом и охватывает более широкий круг жанров и образов. Количество частей от трех до десяти и более. Крайние части пишутся в главной тональности, в остальных частях – принцип тонального сопоставления. В формах частей не только простые, но и сложные структуры.

Три основных типа новой сюиты: 1) сюита, где программа объединяет разнохарактерные нетанцевальные части. Основоположник этого типа – Р. Шуман («Карнавал», «Бабочки»). Другие образцы – «Картинки с выставки» Мусоргского, «Шехеразада» Римского-Корсакова. 2) сюита, где сочетаются танцевальность с программностью (Чайковский. 1, 2, 3 сюиты, «Моцартиана»). 3) сюита, составленная на основе музыки балета, драмы, кинофильма (Григ. «Пер Гюнт»; Бизе. «Арлезианка»; Прокофьев. «Ромео и Джульетта»).

Сонатно-симфоническим циклом (или сонатным) называется циклическое произведение, принадлежащее к одному из таких жанров (соната, симфония, концерт, трио, квартет и т. п.), в которых принято хотя бы одну часть (в типичных случаях первую) излагать в сонатной форме.

Сонатно-симфонический цикл преемственно связан со старинной сюитой, но отличается большей контрастностью и бóльшим единством. Раскрытие глубокого и серьезного содержания на основе значительного развития ярких музыкальных образов, на основе контрастности частей музыкального произведения при единстве общего замысла и цельности музыкальной формы – таковы характерные черты сонатно-симфонических циклов. Таким образом, в сонатно-симфонических циклах наиболее ярко проявляется симфоничность как высший тип музыкального мышления.

Основными формами использования сонатно-симфонического цикла являются:

Эти жанры сложились в творчестве венских классиков, найдя вершинное проявление в сонатах Бетховена. В дальнейшем, в музыке XIX – XX вв. классические закономерности претерпевают значительные изменения в творчестве русских классиков (Чайковский), романтиков, в произведениях Прокофьева, Шостаковича.

Симфония – произведение сонатного типа для оркестра. Небольшие симфонии иногда называются симфониеттами.

Соната – произведение, написанное для одного или двух инструментов (соната для фортепиано, соната для скрипки и фортепиано и т. д.).

Инструментальный концерт – произведение сонатного типа для солиста и оркестра. Количество частей – три (отсутствует скерцо).

Более сложные ансамбли сонатного типа называются по составу инструментов: трио, квартет, квинтет и т. д.

Таким образом, сонатно-симфонический цикл объединяет произведения определенного типа, но разнообразен по составу инструментов.

Строение сонатно-симфонического цикла

Сонатно-симфонический цикл обычно трех – или четырехчастен. Трехчастность более присуща сонатным циклам, четырехчастность – симфониям.

I часть носит действенный, драматический, нередко конфликтный характер и излагается в развитой сонатной форме.

II часть медленная, лирического характера. Излагается: в сложной трехчастной форме, вариационной, сонатной форме без разработки, реже – в других формах.

III часть. Скерцо или менуэт, вводит жанрово-бытовой элемент. Впервые скерцо вместо менуэта стал использовать Бетховен. Форма III части – сложная трехчастная.

Финал характеризуется оживленным движением с чертами танцевальности, песенности, иногда торжественности. Форма: сонатная, рондо-соната, рондо, тема с вариациями.

Описанное соотношение частей стало нормой сонатно-симфонического цикла. Тем не менее даже у венских классиков существует два типа четырехчастного цикла:

1) Гайдн, Моцарт (см. выше);

2) Бетховен (I часть, скерцо, медленная часть, финал).

Встречались и трехчастные циклы, в которых обычно отсутствовало скерцо. Реже появлялись двухчастные циклы (I часть – сонатная форма, IIчасть – рондо или вариации). Например: легкие сонаты Бетховена, трио Чайковского «Памяти великого художника».

В более поздних произведениях встречаются пятичастные циклы (2-я симфония Скрябина, 3-я симфония Чайковского), возможно и большее количество частей, возникающее как усложнение норматива (два скерцо, две медленные части и т. п.).

Тональные и тематические связи между частями

Единство цикла достигается тональными и тематическими связями, складывающимися в ряд закономерностей.

Крайние части пишутся, как правило, в одной тональности (при минорной I части финал обычно в одноименном мажоре).

По тональности I части называется тональность всего цикла. II часть – обычно в близкородственной тональности (S, одноименная, параллельная и др.). III часть у классиков в главной тональности, у композиторов XIX – XX вв. возможны далекие тональности.

Очень важны для единства цикла интонационные связи между частями. Они могут проявляться в самых разнообразных формах. Например: в «Патетической» сонате Бетховена тема финала объединяет интонации Пп I части и основной темы медленной части. Помимо таких связей возможно проведение в разных частях одного и того же мотива или темы (подобие лейтмотива в опере). Например: Чайковский. Симфония № 4; Шостакович. Симфония № 5; тема «судьбы» в 5-й симфонии Бетховена. Во многих случаях в какой-либо части появляются реминисценции тем предыдущих частей.

Источник

Цикл имеет несколько значений в области Музыка. Акустически, это относится к одной полной вибрации, базовой единице Герц один цикл в секунду. [1] Теоретически интервальный цикл представляет собой набор классов высоты тона, созданный последовательностью одинаковых интервалов. Отдельные части, которые объединяются в более крупные произведения, считаются циклами, например, движения сюиты, симфонии, сонаты или струнного квартета. [2] Это определение может применяться ко всему, начиная с настроек Массы или цикл песен к оперному циклу. Цикл также относится к полному исполнению отдельного произведения композитора в одном жанре. [3]

Содержание

Ритмические циклы

Индийская классическая музыка

В Индийская классическая музыка, специфическая ритмическая структура, известная как тала повторяется на протяжении всей раги и используется как основа для импровизации партий ударных.

Музыка Индонезии

в гамелан музыка Индонезии, есть вложенные гонг циклы, определяющие ритмический каркас произведения. Такая езда на велосипеде называется колотомия. Точно так же, как определенные гармонические циклы определяют жанр многих западных пьес (например, блюза), пьесы гамелана классифицируются в соответствии с их колотомической структурой. Некоторые другие стили музыки, например гагаку или пи фат, были проанализированы колотомически.

Музыкальные традиции Африки к югу от Сахары

Смешанные циклы

Различные типы музыкальных циклов могут пересекаться. Одним из примеров является изоритм, средневековая практика использования мелодических и ритмических циклов в один или два голоса. Существует определенная последовательность материала высоты тона (известная как цвет) и отдельная последовательность ритмических значений (известная как Talea), который имеет разную длину. Если длины двух циклов равны относительно простой, появится сложная мелодия. Большинство композиций, использующих эту технику, заканчиваются при совпадении двух циклов.

Аналогичный процесс используется в серийная музыка, хотя количество различных перекрывающихся циклов может быть довольно большим и кодировать самые разные музыкальные параметры, такие как динамика, артикуляция, тембр, регистр, и так далее.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *