Что такое цифровой финансовый актив
Закон о цифровых финансовых активах: криптовалюта — это имущество, за доходы от майнинга нужно платить НДФЛ
С 1 января 2021 г. в России вступил в силу закон 259 о цифровой валюте, также известный как «закон о ЦФА». В нём появилось всё, чего мы так долго ждали: определение криптовалюты, токенов, блокчейна и майнинга. Знакомьтесь: 1) цифровая валюта, 2) цифровые финансовые активы, 3) распределённый реестр и 4) действия по выпуску цифровой валюты.
Определение блокчейна в ФЗ-259:
под распределенным реестром понимается совокупность баз данных, тождественность содержащейся информации в которых обеспечивается на основе установленных алгоритмов (алгоритма).
Определение криптовалюты в ФЗ-259:
совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей Российской Федерации, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчетной единицей, и (или) в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных, за исключением оператора и (или) узлов информационной системы, обязанных только обеспечивать соответствие порядка выпуска этих электронных данных и осуществления в их отношении действий по внесению (изменению) записей в такую информационную систему ее правилам.
Для сравнения: определение криптовалюты (‘virtual currency’) в Эстонии.
Согласно последней редакции эстонского Money Laundering and Terrorist Financing Prevention Act, криптовалютой в Эстонии считается цифровая форма ценности, которую возможно цифровым образом передать, сохранить или обменять, которая принимается физическими или юридическими лицами в качестве средства платежа, но которая не является законным платёжным средством какой-либо страны. (‘virtual currency’ means a value represented in the digital form, which is digitally transferable, preservable or tradable and which natural persons or legal persons accept as a payment instrument, but that is not the legal tender of any country).
Разница между цифровыми финансовыми активами и цифровой валютой
Зачастую пользователи путают эти две формулировки, считая их синонимами. На самом деле, это разные понятия. То, что речь о двух разных понятиях, отражено прямо в названии закона: «О цифровых финансовых активах (раз), цифровой валюте (два)…».
По закону о ЦФА, цифровыми финансовыми активами признаются цифровые права, включающие денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске цифровых финансовых активов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, выпуск, учет и обращение которых возможны только путем внесения (изменения) записей в информационную систему на основе распределенного реестра, а также в иные информационные системы.
Согласно статье 14 нового закона, криптовалютой в России запрещено расплачиваться за предоставленные товары, услуги. С точки зрения закона, «…цифровая валюта признается имуществом», поэтому доходы со сделок с ней нужно декларировать по тем же правилам, которые в России применяются к декларированию доходов со сделок с имуществом.
Всем физлицам, а так же российским и иностранным компаниям с 1 января 2021 надо предоставлять в налоговые органы отчет о полученном праве распоряжения криптовалютой, в т. ч. через третьих лиц, проведенных действиях, ее остатках. Подача декларации носит обязательный характер при сделках в криптовалюте, сумма которых превысит 600 000 рублей в год. Срок подачи первой декларации – до 30 апреля 2022.
Не обошёл вниманием закон о цифровой валюте и майнинг. Вместо обсуждавшегося закона о майнинге в России, майнинг определён как «выпуск цифровой валюты» и описан в статье 14 «Оборот цифровой валюты» закона о ЦФА.
Под майнингом в России понимаются действия с использованием объектов российской информационной инфраструктуры и/или пользовательского оборудования, размещенного на территории России, направленные на предоставление возможностей использования цифровой валюты третьими лицами.
Под организацией майнинга (или услугами по майнингу) понимается деятельность с целью выпуска цифровой валюты…
Подлежит ли налогообложению майнинг?
С большой долей вероятности налоговые органы причислят майнинг к предпринимательской деятельности. Для определения собственника криптовалюты в целях налогообложения, вероятнее всего, понадобится раскрытие сведений о хозяине криптокошелька, совершенных сделках купли-продажи. Установление цены валюты сходно с установлением стоимости доходов в иностранной валюте – оно подлежит перерасчету в рубли. Курс крипты может определяться методом сравнения цены на сайтах нескольких бирж.
Другие предложения Правительства РФ
Министерство финансов намеревается внести поправки, предусматривающие административную ответственность и запрещающие майнерам брать крипту в качестве платы за криптодобычу. Это сделает майнинг более сложной процедурой, приведет к тому, что полученные монеты необходимо будет сразу обменивать на фидуциарные деньги.
Минфином подготовлен законопроект о наказании за систематическое непредставление отчетности (за 2 и более отчетных периода), внесение в отчет заведомо ложных данных по крипте, ее остаткам. Для этого в УК предлагается ввести новую ст. 199.5, по которой предусмотреть следующее наказание:
В обоих случаях осужденный может лишиться права занимать определенные должности, осуществлять определенные виды деятельности до 3-х лет.
Под крупным размером будет пониматься сумма операций, совершенных за 3 года, свыше эквивалента в 15 млн. руб. Под особо крупным размером – более 45 млн. рублей. Сумма транзакций будет рассчитываться из рыночной цены крипты. В Кодекс об административных правонарушениях также предложено внести ряд изменений, касающихся установления административной ответственности и наложения штрафных санкций:
Сведения о транзакциях с криптовалютой потребуется представлять в Росфинмониторинг.
Это интересно: операции по купле-продаже криптовалюты, совершенные за пределами России, в банке другого государства, рассматриваются как проведенные на ее территории, подлежат налогообложению, при наличии на момент сделки у гражданина статуса российского налогового резидента (пребывал в Российской Федерации не менее 90 дней в течение 1 года и подал соответствующее заявление).
Что допускается совершать с криптой в России
Так как криптовалюта в РФ признана имуществом, с ней можно производить любые не запрещенные российским законодательством сделки, включая:
Запрещен лишь прием монет в качестве оплаты за реализуемые товары, произведенные работы, предоставленные услуги.
Какие налоги оплачивают владельцы криптовалют
В новом Федеральном законе о ЦФА отсутствуют статьи, касающиеся налогообложения. Но, так как криптовалюта признана действующим российским законодательством имуществом, на нее распространяются налоговые правила, применяемые к имуществу. Она подлежит обложению НДФЛ. Ставка НДФЛ в России составляет 13%, а с годового дохода свыше 5 миллионов рублей – 15%.
Согласно письму Минфина от 24 августа 20 г., № 03-03-06/1/73953 (являющемуся информационно-разъяснительным), криптовалюта подлежит обложению налогом на прибыль. Т. к. в главе 25 Налогового кодекса РФ не указан особый порядок налогообложения прибыли, полученной от транзакций с криптовалютой, она облагается им в общем порядке: из суммы полученного дохода вычитается сумма, потраченная на покупку крипты (даже если транзакция осуществлялась больше 1 года назад), полученный результат умножается на ставку НДФЛ. Уплату необходимо произвести до 15 июля.
Для сведения: несовершеннолетние граждане РФ тоже могут владеть криптой. В этом случае при получении дохода налог за них оплачивают родители.
В случае уклонения от уплаты собственника крипты будет ждать наказание, установленное статьей 122 НК:
Налогоплательщик должен будет оплатить сам налог, штрафную сумму, пени.
Внимание! Если по криптовалюте не проводилось никаких операций (хранилась на криптокошельке), налоговые взносы по ней не производятся.
Что такое цифровой финансовый актив
*Впервые о данном законопроекте мы сообщали здесь.
Закон № 259-ФЗ регулирует два вида активов:
Что относится к цифровым финансовым активам?
Цифровые финансовые активы (ЦФА) – это цифровые права, которые могут включать:
В отличие от цифровой валюты, у ЦФА есть конкретное лицо, которое выпустило ЦФА и обязано выполнить требования, закрепленные ЦФА, по обращению любого обладателя ЦФА.
ЦФА могут комбинироваться вместе с т.н. «утилитарными цифровыми правами», удостоверяющими требования на нефинансовые активы (вещи, интеллектуальную собственность или работы (услуги)) [1]. Выпускать ЦФА могут только юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Для выпуска ЦФА необходимо принять и разместить в сети Интернет решение о выпуске ЦФА, в котором указываются сведения о лице, выпускающем ЦФА, вид и объем прав, закрепленных ЦФА Выпуск, учет и обращение ЦФА возможны только путем внесения записей в информационную систему, определенную решением о выпуске ЦФА. Оператором такой информационной системы может быть только российское юридическое лицо.
Кто может быть обладателем цифровых финансовых активов?
Обладателем ЦФА признается лицо, которое:
Однако уникальный код – это не единственный «ключ» к ЦФА. Утрата кода или отказ обладателя ЦФА передать код не означают, что доступ к ЦФА невозможен.
Оператор информационной системы обязан восстанавливать доступ к ЦФА по требованию обладателя ЦФА, утратившего доступ (например, потерявшего код), а также предоставлять информацию о ЦФА по требованию уполномоченных органов и вносить записи о передаче ЦФА на основании свидетельств о праве на наследство, судебных решений, постановлений судебных приставов и других подобных документов.
Сделки с ЦФА должны совершаться через оператора обмена ЦФА, которым может быть сам оператор информационной системы или отдельное юридическое лицо.
Полномочия Банка России.
Банк России будет вести реестр операторов информационных систем, в которых выпускаются ЦФА, реестр операторов обмена ЦФА и надзирать за их деятельностью.
Кроме того, Банк России может ограничивать или запрещать приобретение определенных категорий ЦФА физическими лицами, не являющимися квалифицированными инвесторами. ЦФА на акции.
ЦФА на акции, в зависимости от того, что указано в решении о выпуске таких ЦФА, могут:
Решение о выпуске ЦФА на акции должно быть адресовано определенному кругу лиц (аналог закрытой подписки). Выпуск ЦФА на акции публичных АО запрещен.
Если ЦФА удостоверяют возможность осуществления прав по акциям, то такие акции должны учитываться в реестре акционеров или депозитарии на «лицевом счете (счете депо) цифровых финансовых активов» (далее – счет ЦФА), который открывается лицу, выпустившему ЦФА.
Выпуск «цифровых акций» (т.е. акций, которые сами являются ЦФА и в ином виде не существуют) должен быть предусмотрен уставом непубличного АО (далее – «цифровое АО») при учреждении.
Цифровое АО не вправе:
Непубличное АО, которое было учреждено как «обычное», не вправе стать цифровым.
Оператором информационной системы, в которой выпущены цифровые акции, может быть только лицо, имеющее лицензию на осуществление деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг. Этот же оператор регистрирует выпуски цифровых акций.
Цифровая валюта – что это?
Цифровая валюта – это совокупность электронных данных, содержащихся в информационной системе, которые «предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа … и (или) в качестве инвестиций», но при этом не являются денежной единицей РФ, иностранного государства или международной денежной/расчетной единицей.
Биткойн и иные электронные данные, подобные биткойну, с точки зрения Закона №259-ФЗ относятся к цифровой валюте.
Хотя Закон №259-ФЗ определяет цифровую валюту как нечто, что предлагается или может быть принято «в качестве средства платежа», этот же закон запрещает принимать цифровую валюту как средство платежа за товары, работы, услуги в пределах российской юрисдикции.
В соответствии со статьей 14 Закона №259-ФЗ российские юридические лица, филиалы, представительства и иные обособленные подразделения иностранных и международных структур, созданные на территории РФ, а также физические лица, находящиеся в РФ не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев (далее – российские лица), «не вправе принимать цифровую валюту в качестве встречного предоставления за передаваемые ими (им) товары, выполняемые ими (им) работы, оказываемые ими (им) услуги или иного способа, позволяющего предполагать оплату цифровой валютой товаров (работ, услуг)».
Какие сделки все-таки разрешены с цифровой валютой?
Примеры сделок с цифровой валютой, которые не указаны в Законе №259-ФЗ как запрещенные и, если следовать принципу «что не запрещено, то разрешено», являются законными для российских лиц:
Конкретный или примерный перечень разрешенных сделок с цифровой валютой Законом №259-ФЗ не установлен.
Нужно ли подавать налоговую декларацию о факте владения цифровой валютой и как может быть организована судебная защита держателей цифровой валюты?
Требования российских лиц, связанные с обладанием цифровой валютой, «подлежат судебной защите только при условии информирования ими о фактах обладания цифровой валютой и совершения гражданско-правовых сделок и (или) операций с цифровой валютой» в порядке, установленном налоговым законодательством РФ.
Вероятно, речь идет о том, что лицо, которое скрыло цифровую валюту от налогообложения и не указало ее в налоговой отчетности, будет лишено судебной защиты, и требования такого лица, связанные с цифровой валютой, не будут рассматриваться российскими судами по существу.
Цифровая валюта признается имуществом в целях Федеральных законов «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», «О несостоятельности (банкротстве)», «Об исполнительном производстве» и «О противодействии коррупции». Например, в случае банкротства или возбуждения исполнительного производства цифровая валюта, принадлежащая должнику, должна быть включена в состав имущества, за счет которого формируется конкурсная масса и погашаются долги.
Вопрос о практической реализации этих законодательных нововведений (в частности, как заставить налогоплательщика или должника предоставить информацию о принадлежащей ему цифровой валюте налоговым органам и кредиторам) остается открытым.
Налогообложение цифровых валют и цифровых финансовых активов
** распространяется на физических лиц-граждан Российской Федерации, а также постоянно проживающих в Российской Федерации на основании вида на жительство иностранных граждан и лиц без гражданства, российских организаций, филиалов и представительств юридических лиц, компаний и других корпоративных образований, обладающих гражданской правоспособностью, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, и международных организаций, созданных на территории Российской Федерации
[1] Выпуск утилитарных цифровых прав регулируется Федеральным законом от 02.08.2019 N 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Адрес: 107076, Москва, ул. Стромынка, д. 18, корп. 5Б
Дума приняла закон «О цифровых финансовых активах». Что важно знать
22 июля Госдума приняла в третьем чтении закон «О цифровых финансовых активах». Документ дает определение криптовалюты, но запрещает ее использование в России для оплаты товаров и услуг. Также под запрет подпадает реклама способов платежа цифровыми деньгами. Новые правила вступят в силу 1 января 2021 года.
Согласно закону, цифровая валюта — это «совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей РФ, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчетной единицей, и (или) в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных».
Что нужно знать о новом законе
Председатель комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков пояснил, что криптовалюту определили как цифровой код, который используется как средство платежа и средство сбережений, как инвестиция. Но в России его запрещается использовать для оплаты товаров и услуг.
Также из документа убрали уголовную и административную ответственность. По словам старшего юриста налоговой практики Bryan Cave Leighton Paiser (Russia) LLP, преподавателя Moscow Digital School Дмитрия Кириллова, это не значит, что такие нормы не будут вынесены в отдельный законопроект. На это намекает заключение Правового управления Госдумы.
«По сравнению с майской редакцией законопроект был существенно переработан. Нормы о регулировании цифровой валюты (криптовалюты в привычном понимании) из отдельного закона перенесены в закон о ЦФА», — пояснил эксперт.
Понятие цифровой валюты закреплено в п. 3 ст. 1 законопроекта «О ЦФА». Оно сделано универсальным и позволяет применять его не только к криптоактивам, выпущенным в российских информационных системах под надзором Банка России, но и, например, к биткоину.
«Это положительное изменение, поскольку изначально в ГК РФ, в закон о краудфандинге и в законопроект «О ЦФА» закладывалось российское происхождение криптоактивов, что выводило за рамки правового поля весь массив мировых криптоактивов и делало перспективы российского крипторынка весьма призрачными», — добавил Кириллов.
По смыслу законопроекта цифровая валюта признается имуществом, но не цифровыми правами, что может потребовать изменений в Гражданский кодекс. Оборот криптовалют в новой редакции регулируется ст. 14 законопроекта.
«Из текста исключены наиболее одиозные положения, позволяющие получать и передавать цифровую валюту только в наследство, в банкротстве или в исполнительном производстве. В то же время сохранен запрет российским резидентам принимать цифровую валюту в оплату товаров, работ и услуг, а также распространять информацию о возможности расчетов цифровой валютой», — подчеркнул юрист.
Сохраняется необходимость декларирования (теперь оно названо информированием) о владении цифровой валютой и о сделках с ней. Это является условием судебной защиты таких операций.
По новой редакции законопроекта «О цифровых финансовых активах» криптовалюту в России можно покупать, выпускать, продавать, совершать другие сделки, но нельзя платить ей российским резидентам. В этом есть определенное противоречие, поскольку само понятие криптовалюты в том же документе предполагает ее использование в качестве средства платежа.
В законопроекте сделана отсылка к отдельным законам, которые будут регулировать майнинг, организацию выпуска и обращения цифровой валюты в России. Не исключено, что эти законы будут содержать иные ограничения для таких операций, предупредил Кириллов.
«В целом новая редакция законопроекта уже не выглядит такой драконовской, как майская, но все еще олицетворяет борьбу Центробанка с денежными суррогатами», — заключил специалист.
Проблемы закона «О цифровых финансовых активах»
21 мая 2020 г. в Минэкономразвития был направлен ряд законопроектов, касающихся оборота и выпуска криптовалют и предусматривающих административную и уголовную ответственность за нарушения в их использовании. Сначала документы раскритиковали в сообществе, затем негативную позицию по ним высказали сразу в нескольких министерствах, в частности, в Минюсте, Минэкономики и Минкомсвязи.
В Российской Ассоциации криптоиндустрии, искусственного интеллекта и блокчейн-технологий (РАКИБ) предупредили, что утверждение документов в майской редакции нанесет «невосполнимый ущерб России». После критики законопроекты признали неудовлетворительными и отправили их на доработку.
Руководитель правового комитета РАКИБ, член Комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения Ассоциации юристов России Елена Гультяева напомнила, что закон «О цифровых финансовых активах» находится на рассмотрении в Госдуме более двух лет. Однако вынесенная на рассмотрение во втором чтении редакция не предусматривает регулирования всего спектра отношений по поводу создания и оборота цифровых активов.
Законопроект по-прежнему не предусматривает возможности удаленной идентификации участников сделок, что не предоставит полноценной возможности привлечения инвестиций на рынок. Однако принятый во втором чтении законопроект может стать одним из инструментов, которые в итоге обеспечат возможность полноценной работы криптоиндустрии в России, считает эксперт. Она добавила, что для этого в законодательстве должны отсутствовать нормы, препятствующие легальному обороту любых цифровых активов, включая криптовалюту.
«В этом смысле положительно оцениваем включение в законопроект понятия цифровой валюты. Сейчас необходим взвешенный подход к формированию закона о цифровой валюте с тем, чтобы принятые нормы обеспечивали баланс интересов государства и бизнеса и предоставляли правовые гарантии участникам для работы с инновационными инструментами», — заключила Гультяева.
«Ключевым для индустрии является закон о цифровой валюте»
Срок вступления закона «О ЦФА» в силу обусловлен началом следующего года, 1 января 2021 г. Сейчас в правительстве идет активная работа по согласованию позиций относительно документа «О цифровой валюте». К сентябрю законодатели надеются прийти к тексту, который больше всего будет готов к публичному обсуждению. В правительстве есть диаметрально противоположные позиции касательно легализации или запрета нового вида активов.
Директор по развитию биржи EXMO Мария Станкевич подчеркнула, что ключевым для индустрии является именно закон «О цифровой валюте», который все еще находится в стадии обсуждения. Именно к этому документу направлялись правки в Минэкономразвития и Госдуму напрямую. По словам Станкевич, закон «О ЦФА» представляет скорее глоссарий понятий, от которого в дальнейшем можно будет отталкиваться в законотворчестве.
«Мы надеемся, что новый документ будет более полный и будет содержать большое количество обновлений, которые были ранее направлены в качестве поправок. Но мы считаем, что радоваться еще рано, поскольку, как мы уже упомянули, текущий закон — не что иное, как глоссарий. Впереди нас могут ждать сюрпризы», — предупредила Станкевич.
В текущем году российские власти разработали план поддержки высокотехнологичных компаний. Цель — стимулировать экспорт российского софта и вернуть российские стартапы из других юрисдикций обратно в страну. При введении регулирования рынка цифровых денег на преференции смогут рассчитывать и блокчейн-проекты. В России помимо программ для цифровых денег разрабатывается и «железо», например, устройства для хранения ЦФА.
Больше новостей о криптовалютах вы найдете в нашем телеграм-канале РБК-Крипто.
Криптовалюта, NFT, цифровые активы: учет и налогообложение в РФ
Виталий Авдеев, к.э.н., аудитор
Audit-it.ru
Содержание
1. Криптовалюта, NFT и цифровые активы: сходства и различия
1.1. Что объединяет криптовалюту, NFT и цифровые активы
1.2. В чем разница между криптовалютой, NFT и цифровыми активами
1.3. Криптовалюта (цифровая валюта)
1.4. Цифровые финансовые активы
1.5. NFT(non-fungible token)
1.6. Цифровой рубль, цифровой юань и другие государственные эл. валюты
2. Правовая сторона, учет и налогообложение операций с криптовалютой, ЦФА и NFT
2.1. Криптовалюта: учет и налогообложение криптовалюты
2.2. Учет цифровых финансовых активов
2.3. Учет NFT
3. Краткие выводы
Криптовалюта, цифровые активы, NFT (эн-эф-ти), цифровой рубль – сейчас об этом не говорит только ленивый. Кто-то сам добывает криптовалюту, кто-то удачно ей спекулирует, кто-то только планирует приобщиться к этой теме, но у всех возникают одинаковые юридические вопросы: что можно, что нельзя, как платить налоги, какой правовой статус в РФ сделок с криптовалютой.
Прежде чем рассмотреть правовые основы, как в российское законодательство вписывается криптовалюта и прочие цифровые активы, разложим по полочкам что есть что. Объяснять буду максимально простым языком, не вдаваясь в технические подробности.
Криптовалюта, NFT и цифровые активы: сходства и различия
Что объединяет криптовалюту, NFT и цифровые активы
Все эти электронные новинки объединяет блокчейн – основанный на криптографических алгоритмах способ ведение реестра, при котором записи (блоки) последовательно «цепляются» друг за друга так, что изменить информацию в реестре задним числом невозможно, это сломает всю цепочку. Записи в таком реестре называются токенами – это некая единица учета записей в блокчейне.
В чем разница между криптовалютой, NFT и цифровыми активами
Несмотря на то, что в основе всех этих вещей лежит блокчейн, дальнейшие технические моменты придают каждой из них важные особенности, которые сильно влияют на правовой статус, законодательное регулирование. Рассмотрим их по отдельности.
Криптовалюта (цифровая валюта)
Криптовалюта – это токены в блокчейне, выполняющие роль денег. Как обычные деньги, эти токены имеют одинаковые характеристики (т.е. обезличены, взаимозаменяемы). Примеры криптовалют: Биткоин (Bitcoin), Эфириум (Ethereum) – это две основные, на самом деле их сотни. Важная особенность, которая делает токены в блокчейне валютой, цифровыми деньгами, которым доверяют и используют в расчетах – децентрализация. Ни у кого нет контроля над блокчейном в такой мере, чтобы исказить его историю или распорядится эл. деньгами (токенами), которые ему не принадлежат. Криптовалюту не могут контролировать ни банки, ни государство – вы производите расчеты без посредников, напрямую. Вся ответственность – только на вас. Потеряли пароль (ключ) от кошелька – прощайтесь с деньгами, вам их никто не вернет, законы криптографии не позволят это сделать.
Если провести аналогию с обычным счетом в банке, то расчеты криптовалютой похожи на расчеты обычными безналичными деньгами (обычные деньги в противовес электронным называют фиатными). У вас есть номер счета и ключ к интернет-банку. Зная счет получателя денег, вы отправляете ему нужную сумму, подписывая своим ключом. С позиции обычного пользователя платежи криптовалютой не сильно отличаются от безналичного денежного обращения (есть даже комиссия за переводы) с одной важной особенностью: никто не заблокирует ваш счет, как это бывает с банками, не изымет с него деньги – у вас есть ключ, а значит полный контроль над счетом. Именно это делает правовую природу криптовалюты сильно отличной от обычной валюты – денежное обращение, неподконтрольное государству.
Другая интересная особенность: данные о суммах на счетах и их движении видят все. Однако стороннему наблюдателю узнать, чей это счет, непросто или даже невозможно. Анонимность сочетается с прозрачностью операций – удивительное свойство криптовалют.
В российском законодательстве криптовалюта называется «цифровая валюта» (п. 3 ст. 1 Федерального закона от 31.07.2020 N 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», далее – Закон). В Законе дано длинное определение, полностью приводить его не буду, упростив и сократив до главного:
Цифровая валюта – совокупность электронных данных, которые можно использовать в качестве средства платежа, не являющегося рублем или инвалютой. В отношении этих данных перед вами никто не несет обязательств, кроме операторов (узлов) системы, которые обеспечивают выпуск и вносят записи по правилам данной информационной системы.
Такое определение вполне отражает суть криптовалют: биткоины, эфириум и другая «крипта» будут являться в соответствии с нашим законодательством цифровой валютой. В случае с биткоином в роли операторов, вносящих изменение в информационную систему, выступают майнеры (люди и организации по всему миру, которые формируют цепочку блокчейна с помощью энергозатратной вычислительной процедуры).
С криптовалютой определились, официальное ее название в РФ – «цифровая валюта».
Цифровые финансовые активы
Цифровые финансовые активы (ЦФА) и цифровая валюта – не одно и то же. Пункт 2 ст. 1 упомянутого выше Закона содержит определение «цифровых финансовых активов» – это (опять упрощаю) цифровые права, включая денежные требования, права на ценные бумаги, на участие в капитале организаций, существующие в виде записей в информационной системе. Причем выпуск ЦФА возможен только в порядке, установленном этим же Законом.
Обратите внимание на главное отличие ЦФА от криптовалюты – криптовалюта становится таковой, где бы и кто бы ее не создал (намайнил): хоть у нас, хоть за границей. А вот выпуск ЦФА в России по Закону возможен только по очень строгим правилам: Банк России ведет реестр операторов, выпускающих ЦФА. Этими операторами могут быть только юридические лица, регулируемые российским правом. К директору такого юрлица предъявляют требования по образованию, стажу работы чуть ли ни как к директору банка. Операторы представляют в Центробанк перечень документов, определяют, какие права подтверждают их ЦФА, правила обращения и т.п. Оператор обязан восстановить вам доступ к ЦФА, если вы его утратили. Почувствуйте разницу с криптовалютой, где доступ восстановить невозможно.
По совокупности признаков, требований, обязательств, которыми Закон описывает ЦФА, становится очевидно принципиально отличие ЦФА от цифровой валюты. ЦФА существует на частном, не децентрализованном блокчейне. Такой блокчейн контролирует определенное юрлицо, которое, в свою очередь, подконтрольно Центральному банку. Если криптовалюта – это неподконтрольное никому средство расчетов, то ЦФА – это про просто способ организовать более эффективное обращение акций, долей посредством блокчейна. У ЦФА нет главного свойства криптовалюты – децентрализации. Поэтому ЦФА – это более понятный с правовой точки зрения объект, о чем поговорим ниже.
NFT (non-fungible token)
Тема последних лет, наделавшая много шума – NFT. С помощью этого диковинного зверя прогрессивные художники, фотографы, музыканты бросились продавать свои цифровые произведения. Смешные картинки продаются за миллионы долларов. Что это за зверь такой?
NFT (non-fungible token) – невзаимозаменяемый токен. Он также как и криптовалюта существует в блокчейне (в виде надстройки к существующему криптовалютному блокчейну – обычно Эфириуму). Эти токены также передаются от пользователя к пользователю, доступ к ним также защищен ключом. Разница в том, что:
а) NFT токены уникальные (невзаимозаменяемые), в то время как токены криптовалюты взаимозаменямые – один биткоин не отличается от другого биткоина, как и один рубль не отличается от другого рубля.
б) NFT невзаимозаменяемы, и это делает возможным вести с их помощью учет прав на конкретные объекты: цифровые фотографии, картины, музыку и другие «файлы». Сам токен NFT не хранит ни фотографии, ни музыку, а заключает в себе точные их характеристики, которые однозначно указывают на объект. Как правило, это объекты цифрового мира – то, что можно сохранить в файл и поместить в Интернет. Учитывать посредством NFT можно и объекты реального мира, по аналогии с тем, как в реестрах учитывают недвижимость или автомобили. Но с объектами вещественного мира основные преимущества децентрализованного цифрового учета исчезают – характеристики таких объектов сложно однозначно определить, их купля-продажа невозможна исключительно путем передачи информации, нужно передавать и саму вещь. Поэтому NFT используют сейчас главным образом как глобальный реестр учета прав на цифровые объекты: фотографии, музыку, платные предметы в компьютерных играх и т.п.
Что дает NFT автору произведения, фотографу, музыканту? Автор посредством выпуска токена NFT на конкретное свое произведение закрепляет за собой право на него, но не в каком-то государственно реестре авторских прав, а в глобальном распределенном реестре – блокчейне, где информацию нельзя изменить задним числом, стереть. Закрепив таким образом свои права, автор может легко продать произведение, переслав новому владельцу соответствующий NFT-токен, так же как переводят с кошелька в кошелек криптовалюту. Все будут видеть эту операцию и знать, что владелец сменился.
NFT-токены российским законодательством никак не определены, они не подпадают ни под определение «цифровые финансовые активы», ни под определение «цифровая валюта». Подобие NFT-токенов могут создавать в РФ в рамках Федерального закона от 02.08.2019 N 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Это закон регламентирует работу в России инвестиционных площадок – это когда на сайте организуют сбор средств в обмен на право требовать в будущем передачу какой-либо вещи или оказание услуги, выполнение работы. Такие права в данном законе именуются «утилитарные цифровые права» (по аналогии с западным название «utility token»). Утилитарными цифровыми правами не может быть право требования имущество, сделки с которым подлежат государственной регистрации или нотариальному удостоверению. С выходом Закона о ЦФА возможность инвестирования на данных платформах путем приобретения утилитарных цифровых прав дополнили возможностью приобретения цифровых финансовых активов. Однако создавать подобные площадки и операторов ЦФА нужно в рамках российского законодательства, использование глобального блокчейна там недопустимо, а значит это не совсем те NFT, про которые мы говорим.
Цифровой рубль, цифровой юань и другие государственные эл. валюты
Сейчас в новостях мы часто слышим, что государства собираются выпустить или уже выпустили, как Китай, свою валюту в цифровом виде. Цифровой юань уже раздают населению Китая, над выпуском цифрового рубля российское государство только раздумывает. Имеет ли «цифровой рубль» какое-то отношение к «цифровой валюте», криптовалюте? Имеет лишь в той части, что выпуск и обращение обеих валют основано на технологии блокчейна. А вот в главном, что отличает криптовалюты от фиатных денег – децентрализация, отсутствие единоличного контроля – цифровой рубль и юань никакого отношения к криптовалюте не имеют.
Цифровой рубль – это всего лишь способ улучшить обращение безналичных денег, переведя их учет на блокчейн. При таком подходе контроль за эмиссией и денежным обращением сохраняется всецело в руках Центрального банка. А ведение реестра транзакций посредством блокчейна делает процесс более дешевым, быстрым, надежным, исключает из него посредников (банки). Более того, если криптовалюта – это головная боль государства, неподконтрольное анонимное денежное обращение, то государственная цифровая валюта – благо, государство сможет проследить движение каждого рубля, все будут под колпаком.
Как мы видим, цифровой рубль по смыслу далек от криптовалюты, поэтому ниже его рассматривать не будем. От себя только добавлю, что тема для государства интересная, наверняка ее продавят даже несмотря на сопротивление банков, которые боятся, что денежные потоки пойдут мимо них, напрямую.
А теперь самое интересно, какие правила в России установлены для работы со всем этим добром, как учитывать и платить налоги.
Правовая сторона, учет и налогообложение операций с криптовалютой, ЦФА и NFT
Криптовалюта: учет и налогообложение криптовалюты
Как было сказано выше, в российском законодательстве криптовалюта именуется «цифровая валюта», определение было дано принятым в 2020 года законом N 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон). С этого момента государство на законодательном уровне признало, что есть такой новый феномен, и с этим нужно что-то делать.
До принятия Закона криптовалюты можно было подвести под понятие «денежные суррогаты». Статья 27 Закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» содержит запрет на выпуск денежных суррогатов. Это старое положение, закон о ЦБ принят в 2002 году, когда криптовалют еще не было. В 2009 году появился биткоин. Российские власти задумались, что с этим делать – для государства смерти подобно лишиться монополии на денежное обращение. В 2016 году Минфин предложил сажать за выпуск и сбыт денежных суррогатов, т.е. за операции с криптовалютой. К счастью, у государства хватило ума этого не делать. Однако положение пользователей криптовалют оставалось неопределенным: будут сажать или нет.
В июле 2020 году приняли Закон о цифровых финансовых активах. Признали, что криптовалюта существует, и это что-то особенное, а не просто денежный суррогат. К сожалению, прояснили не многое. Закон на 90% посвящен ЦФА, которые, как мы говорили выше, не тоже самое, что цифровая валюта. Собственно цифровой валюте посвятили только одну 14-ю статью, которая в переводе на понятный русский язык говорит нам следующее:
1. Выпуском криптовалюты в РФ считается майнинг с использованием доменных имен или сетевых адресов, находящихся в российской доменной зоне, или на оборудовании, которое физически находится в РФ. Т.е. получается, что находясь в РФ майнить крипту в обход закона никак не получится, в терминах закона это будет «организацией выпуска в Российской Федерации цифровой валюты». Само по себе это еще ничего не значит, но сделан задел для налогообложения и прочего регулирования. Ведь если вы майните крипту не в РФ, то подтягивать вас под действие российских законов будет сложнее.
2. Российские юрлица, подразделения иностранных компаний, работающие в России, а также граждане, которые больше 183 дней в году прибывали на территории РФ не могут рассчитываться криптовалютой за товары, работы, услуги. Полностью в Законе это звучит так: «не вправе принимать цифровую валюту в качестве встречного предоставления за передаваемые ими (им) товары, выполняемые ими (им) работы, оказываемые ими (им) услуги или иного способа, позволяющего предполагать оплату цифровой валютой товаров (работ, услуг).»
Обратите внимание, криптовалюта существует в виртуальном мире, поэтому законодатель не мог запретить расчеты криптой «на территории РФ». Пришлось указывать не место, где эти расчеты нельзя вести, а перечислять лиц, которым расчеты запрещены.
3. Запрет на расчеты криптовалютой не лишает возможности совершать прочие операции – покупать или продавать саму криптовалюту за рубли, майнить, дарить. Покупать и продавать за иностранную валюту нельзя – это общее требование валютного законодательства в части расчетов между резидентами (ст. 9 закона N 173-ФЗ от 10.12.2003 «О валютном регулировании и валютном контроле»). Однако в Законе нет ни порядка, ни правил совершения операций с криптовалютой, Закон содержит отсылку к другим федеральным законам, которых пока нет: «Организация выпуска и (или) выпуск, организация обращения цифровой валюты в Российской Федерации регулируются в соответствии с федеральными законами.» (п. 4 ст. 14 Закона).
4. Защиту в суде по вопросам, связанным с криптовалютой, вы получите только в том случае, если проинформируете налоговые органы о фактах обладания или совершения операций с цифровой валютой. Сейчас порядка такого информирования нет, его должны прописать в налоговом законодательстве (на данный момент есть только проект закона, о нем ниже).
5. В России не просто запретили рассчитываться криптой, но и упоминать такую возможность – запретили распространять информацию о подобных предложениях.
Вот и все, что на данный момент говорит российское законодательство о криптовалюте. Теперь давайте думать над самым интересным: как учитывать цифровую валюту и платить налоги.
Налогообложение операций с криптовалютой
Нужно ли платить налог с криптовалюты? Пока мы можем руководствоваться только общими правилами налогообложения дохода физических и прибыли юридических лиц, но на данный момент уже знаем, что планирует государство по этому вопросу. Госдума 17 февраля 2021 приняла в первом чтении законопроект о налогообложении криптовалютных сделок. Налог планируют считать так:
1. Если сумма сделок с криптовалютой за год превысила 600 тыс. руб., вы должны проинформировать об этих операциях налоговые органы. Как получить рублевый эквивалент стоимости крипты? По рыночному курсу, порядок определения которого еще предстоит утвердить. Не сообщите – штраф 10% от максимальной из двух сумм: суммы поступления или суммы списания криптовалюты. Если движения цифровой валюты не было, но вы получили право распоряжаться ей (т.е. получили приватный ключ) – тоже нужно сообщить. Не сообщите – штраф 50 тыс. руб. Сообщать нужно до 30 апреля следующего года.
Более того, в конце 2020 года появился проект изменений в Уголовный кодекс. По нему, не сообщив о крупных суммах криптовалюты (от 15 млн руб.), можно получить от штрафа в 100-300 тысяч рублей до реального срока на 4 года (при суммах от 45 млн, или сговоре лиц, использовании подставных фирм).
2. Для целей налогообложения крипта признается имуществом. Операции с ней не облагаются НДС, но НДФЛ (для физлиц) и налог на прибыль (для юрлиц) платить нужно. Если налог не заплатить, с вас возьмут неуплаченный налог + драконовский штраф 40%. Как предполагается считать налог – специальных норм нет, то есть как с купли-продажи имущества (не важно, на 600 тыс. руб. вы ее продали или меньше). Получили криптовалюту в подарок или не можете подтвердить расходы на ее покупку или производство – 13% НДФЛ со всей суммы; купили дешевле, продали дороже – 13% НДФЛ с положительной разницы. Оформили ИП на упрощенке – налоги по правилам УСН.
Но обратите внимание, описанное выше нельзя принимать как руководство к действию – это всего лишь проект изменений законодательства, он прошел только первое чтение, и к третьему чтению порядок может сильно измениться. Или проект зависнет на годы, ведь законодатели сами до конца не разобрались, как совместить в криптовалюте два понятия: имущества и средства платежа, не являющегося деньгами.
Нужно ли уже сейчас бежать и декларировать крипту? Нет. В проекте заложено, что после вступления в силу закона у налогоплательщика будет время задекларировать имеющуюся цифровую валюту.
Какими налоговыми правилами руководствоваться сейчас? Поскольку в законодательстве нет особых правил налогообложения криптовалют, нужно руководствоваться общими нормами (об этом Минфин говорил еще в 2017 году – письмо от 13.10.2017 г. N 03-04-05/66994, и повторял позднее в письме от 20.08.2019 г. N 03-04-05/63704). Т.е. для физических лиц – налог 13%. В момент, когда вы меняете крипту на фиатные деньги, у вас возникает обязанность по определению налоговой базы (декларация 3-НДФЛ подается до 30 апреля следующего года) и уплате налога (до 15 июля).
Для юрлиц ситуация аналогичная – особого порядка для криптовалют нет, поэтому считаем налог на прибыль в общем порядке (Письмо Минфина от 24.08.2020 г. № 03-03-06/1/73953). Согласно статье 247 НК РФ прибыль определяется как разница между полученными доходами и произведенными расходами.
Самое проблемное в этой ситуации и для физлиц, и для юрлиц – подтвердить расходы, на которые нужно уменьшить доходы от продажи криптовалюты. На слово налоговики не поверят, нужны первичные документы на покупку или подтверждение расходов на создание (майнинг). Едва ли кто-то заключает официальные договоры и составляет акты приема-передачи при покупке цифровой валюты. А в случае с майнингом – не факт, что налоговики смогут сопоставить подтвержденные вами расходы на электроэнергию, оборудование с полученными доходами и признают их как уменьшающие налоговую базу.
Что делать в такой ситуации? Постарайтесь по возможности не обменивать криптовалюту на рубли до урегулирования этого вопроса в российском законодательстве. Декларировать сейчас имеющуюся криптовалюту тоже не имеет смысла. Обратите внимание и на следующую проблему, вероятность которой сейчас даже выше, чем нежелательные налоговые последствия – банк может заблокировать вам счет во исполнение Федерального закон N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Банк потребует подтверждающие документы по зачисленной на карту или расчетный счет сумме. Скриншоты из биткоин-кошельков, криптобирж едва ли их устроят. На моей практике подобные проблемы возникали с куда более понятными транзакциями, чем сделки с криптовалютой. Аналогичная ситуация возможна и в отношении юрлиц, небольшим фирмам также активно блокируют счета по 115-ФЗ.
Бухгалтерский учет криптовалют
В России едва ли можно представить компанию, которая в условиях сохраняющейся правовой неопределенности в отношении криптовалют рискнет учитывать их на балансе. В интернете вы можете найти различные версии, на каких счетах учитывать крипту. Кто-то советует учитывать на счете 58 «Финансовые вложения», другие – в качестве денежных эквивалентов, третьи – добавить в план счетов организации отдельные счета.
Наиболее популярная версия – на счете 58 «Финансовые вложения». Это логичный вариант, по своей сути криптовалюта ближе всего к этому классу активов. Однако есть два момента. Во-первых, криптовалюта не в полной мере подходит под определение финансовых вложений в ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений». Согласно п. 2 данного ПБУ финансовый актив можно принять к учету, при наличии «надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование права у организации на финансовые вложения и на получение денежных средств или других активов, вытекающее из этого права». Разумеется, в случае с криптовалютой таких документов не существует, прав на получение денежных средств или иных активов держателю криптовалюты никто не дает. Второй момент – международный опыт.
Криптовалюта в US GAAP
В начале 2021 года компания Tesla объявила о покупке биткоинов на 1,5 млрд долларов. Разумеется, их нужно поставить на баланс. И вот здесь самое интересное (недавно об этом даже Forbes писал). В самих стандартах US GAAP нет ответа, в качестве какого актива ставить на баланс криптовалюту. Совет по стандартам финансового учёта США (FASB), который отвечает за GAAP, никаких правил для учета криптовалюты пока не выпускал. Проблемой озадачился Американский институт дипломированных общественных бухгалтеров (AICPA), выпустивший гид по учету цифровых активов, по которому получается следующее:
криптовалюта не является деньгами и денежными эквивалентами, потому что это не деньги;
криптовалюта не является финансовыми вложениями по той же причине, что я указал выше применительно к российскому учету – нет права на получения денег или других активов;
криптовалюта не является запасами, потому что это нематериальный объект.
Вывод AICPA: криптовалюта – это нематериальный актив с неопределенным сроком использования. При этом учет подобных активов предполагает списание их обесценения, но прирост стоимости в учете отражения не найдет.
Криптовалюта в МСФО
В МСФО также предлагается учитывать криптовалюту в качестве нематериальных (ответ на этот вопрос дал Комитет по интерпретации МСФО в июне 2019 года). При этом по правилам IFRS 38 «Нематериальные активы» организация должна учитывать криптовалюту только в том случае, если не приобретает ее для перепродажи в рамках своей обычной деятельности – в таком случае криптовалюта учитывается как запасы, по правилам IAS 2 «Запасы». В частности, трейдеры, торгующие криптовалютой, должны учитывать ее как запасы по справедливой стоимости за вычетом расходов на продажу.
В любом случае, организация должна раскрыть, как она учитывает криптовалюту, сделать все раскрытия согласно примененным стандартам. В частности, если учет велся по справедливой стоимости, нужно раскрыть всю информацию, как это требуют пункты 91-99 IFRS 13 «Оценка справедливой стоимости». Комитет по интерпретации также обращает внимание на IAS 10 «События после отчетного периода». Если курс криптовалюты сильно изменился, и организация будет существенно менять ее справедливую стоимость после отчетного периода, эту информацию следует раскрыть в качестве некорректирующего события после отчетной даты.
По моему мнению, подход к учету криптовалюты в качестве нематериального актива в меньшей степени отражает ее суть, чем учет в качестве финансового вложения. В то же время, правила российского бухгалтерского учета все больше сближаются с международными стандартами, поэтому имеет смысл заимствовать принципы учета из МСФО. Впрочем, эти принципы могут еще измениться – вопрос учета криптовалюты непосредственно ни в стандартах МСФО, ни в US GAAP пока отражения не нашел.
Криптовалюта с мультиподписью
Существует еще один момент, который уж точно не вписывается ни в какие стандарты учета – криптовалютные кошельки с мультиподписью (multisig-кошельки). Их смысл в том, что для совершения операций с криптовалютой, хранящейся в таком кошельке, необходима более чем 1 подпись. При этом закрытые ключи, которыми можно подписать транзакцию, могут находиться у абсолютно разных лиц. В этом случае нельзя сказать, кто в каких пропорциях владеет находящейся на счете (в кошельке) криптовалютой. Это похоже на совместное владение имуществом. Именно совместное, а не долевое, т.к. количественное разделение криптовалюты между держателями подписей не происходит. В этом случае шаблоны бухгалтерского учета и налогообложения ломаются напрочь, в существующие сейчас рамки такое не впишешь.
Учет цифровых финансовых активов
Понятие ЦФА подробно определено российским законодательством, о чем писал выше. В отличие от криптовалюты, за ЦФА стоят вполне конкретные права, в частности, права на ценные бумаги, на участие в капитале организации. Все эти права для нас не являются новыми, новым является только «виртуальный» реестр для их учета. Но от того, как вы будете учитывать эти права: в бумажном реестре или на блокчейне, их суть не меняется. Операторы ЦФА живут по российским законам, контролируются Центробанком, статус у такого реестра, не в пример криптовалютному блокчейну, вполне официальный.
Поэтому бухгалтерский учет и налогообложение ЦФА в РФ ведется в том же порядке, в котором всегда учитывались соответствующие права, в данном случае закрепленные ЦФА-токенами. Например, если посредством ЦФА передают акции, то и учитывать их нужно как финансовые вложение на счете 58, а для налогового учета расценивать как операции с ценными бумагами. Подтверждением операций будут служить распечатки из соответствующей информационной системы, в которой обращается данный ЦФА. Или, если ЦФА приобретено в рамках Закона «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ» как право требовать в будущем – это логично расценивать как аванс выданный.
Учет NFT
Чтобы решить, как рассматривать NFT в рамках российского законодательства, нужно обратить внимание на такой момент. Под общее понятие невозобновляемые токены (NFT) вполне подходят и созданные в соответствии с законодательством цифровые финансовые активы. ЦФА – это тоже невозобновляемые токены, посредством которых ведется учет передачи прав. Однако с ЦФА ситуация ясна, описана в Законе, выше мы ее рассмотрели. Далее рассмотрим NFT в том виде, в котором эти токены существуют в глобальном мире: в виде надстройки к децентрализованным криптовалютным протоколами, что делает их ни в коем случае ни ЦФА согласно российскому законодательству.
NFT с правовой точки зрения можно рассматривать следующим образом. Есть объект, обычно это цифровые объекты (файлы с изображением, музыкой), но теоретически могут быть и объекты материального мира, учет прав на которые ведется посредством записей в децентрализованном блокчейне. Правовой статус такой записи – неофициальный общественный консенсус. Множество пользователей во всем мире решило для себя, что NFT – это хороший способ учитывать права на цифровые активы: можно прослеживать, кто сейчас владеет правами (токеном), кто получил исключительные или неисключительные права, кому они были перепроданы. Способ действительно хороший, т.к. блокчейн не подправишь, запись в нем не сотрешь. Однако с правовой точки зрения это не несет каких-либо последствий, если, конечно, конкретные государства не придадут этому процессу законность в своей юрисдикции. Пока государства лишь решают, что с этим делать.
Сама по себе запись о возникновении или переходе права на произведение автора посредством NFT согласно российскому законодательству никакого правового статуса не имеет. Более того, передавать посредством блокчейн-токенов запись о владельце можно вполне достоверно, но первоначальное создание автором такого токена должен кто-то удостоверить. Вам ничего не мешает засунуть в токен картину Моне, выдав ее за свою. Блокчейн – это не инструмент для установления авторских прав. Сейчас роль такого «неофициального авторитета», устанавливающего авторство, берут на себя площадки, торгующие NFT-токенами. Но с точки зрения права, тем более российского, это ровным счетом ничего не значит.
Авторские права регулируются Гражданским кодексом РФ (глава 70 «Авторское право»). Создав произведение, написав музыку или книгу, вы становитесь ее автором без какой-либо официальной регистрации этого факта. А вот далее, в случае операций с этим правом, передачи его другим лицам, без договора не обойтись. Письменный договор требуется и в случае передачи исключительных прав (п. 2 ст. 1234 ГК РФ), и при заключении лицензионного договора (п. 2 ст. 1286 ГК РФ; в устой форме можно передать только права использования произведения в периодическом печатном издании). Это значит, что движение NFT-токена по блокчейну не удостоверяет переход прав на произведение согласно российскому законодательству. Если вы покупатель такого актива и не заключили традиционного договора с правообладателем, то у вас не будет ни юридических прав, ни первичных документов для бухгалтерского и налогового учета. Если вы получили деньги посредством продажи NFT, будет очень сложно ответить на вопросы банка, которые он вправе задать по закону 115-ФЗ. Если купили NFT– на учет его не поставите и при последующей продаже документально подтвердить затраты на его приобретения для налоговой не сможете, рискуя заплатить налоги со всей полученной выручки.
Если подытожить, операции с NFT по российскому законодательству следует рассматривать как сделки без оформления письменного договора. Если дело дойдет до оспаривания прав в суде, вы сможете оперировать в лучшем случае публичным соглашением с интернет-площадкой, где была проведена сделка с NFT, и распечатками из блокчейна. Но наши суды с трудом разбираются даже с уже вполне рядовыми Интернет-делами, предпочитая получить заверенную нотариусом распечатку, что уж говорить от новомодных NFT.
С точки зрения бухгалтерского учета и налогообложения данные сделки также будут рассматриваться как операции без подтверждающих первичных документов, учет таких операций юрлицами недопустим.
Если вы автор, продающий свои произведения посредством NFT, получаете с этого доход, то отсутствие первичных документов не мешает вам задекларировать по году полученную сумму, заплатить в бюджет НДФЛ. Налоговая будет только рада, что вы исполнили свой гражданский долг. А если этого не сделать, то налоговая, которая сейчас с легкостью отслеживает движение по банковским счетам, может задать вам неприятный вопрос – полученный без документального оформления доход не отменяет обязанности заплатить с него 13% НДФЛ.
Краткие выводы
1. Криптовалюту (цифровую валюту) в российском законодательстве определили, признали, но рассчитываться ею запретили. Порядок купли-продажи и налогообложения пока не утвердили.
2. Цифровые финансовые активы (ЦФА) подробно описали в законе, этот частный централизованный блокчейн применяется для ведения реестра некоторых прав, таких как акции, доли в бизнесе. Операторов ЦФА плотно регулирует и контролирует Центробанк.
3. Учет авторских прав посредством NFT, которым сейчас начинает пользоваться прогрессивное человечество, для нашего законодательства не существует. Существуют сами авторские права, которые нужно передавать не посредством какого-то заморского блокчейна, а путем договорных отношений в рамках Гражданского кодекса РФ.
4. Цифровой рубль, цифровой юань – государственные цифровые валюты; это вовсе не криптовалютная история, а лишь практичное использование блокчейна на службе центрального банка.
5. Тема блокчейна, криптовалют настолько технологически сложная, что порождает схемы, которые не вписываются ни в какие действующие нормы. Например, криптовалютные кошельки с мультиподписью или смарт-контракты (правила работы с токеном, которые вносятся непосредственно в блокчейн и выполняются автоматически). На подходе уже новые, еще более необычные варианты применения блокчейна, такие как BitClout. Человечеству только предстоит осмыслить и отрегулировать все это с правовой точки зрения.