Что такое цифровое государство
Оцифровка государства
Чуть менее года назад премьер утвердил программу развития цифровой экономики в России. Ее цель – сделать цифровые данные ключевым фактором производства товаров и услуг. Достичь этого авторы программы предлагают, в частности, за счет улучшения интернет-инфраструктуры. Как следует из программы, к 2024 г. 97% российских домохозяйств должны будут получить широкополосный доступ в интернет со скоростью не менее 100 МБит/с (при средней скорости в 12 МБит/с по итогам 2016 г.), при этом во всех городах-миллионниках появится устойчивое покрытие 5G, а 95% сетевого трафика будет маршрутизироваться через отечественные сети. Доля же России на глобальном рынке услуг по хранению и обработке данных должна будет увеличиться с менее чем 1% до 10%.
Другим средством должно будет стать создание цифровых платформ – систем электронного взаимодействия поставщиков и потребителей услуг в десяти основных сферах экономики – здравоохранении, образовании, финансах, связи, энергетике, торговле, сельском хозяйстве, промышленном производстве, логистике и на транспорте. Использование платформ должно будет повысить производительность в этих секторах, однако, как подчеркивают эксперты ЦСР в докладе «Государство как платформа», их нецелесообразно внедрять раздельно – в таком случае цифровые базы данных окажутся столь же разрозненными, что и нынешние информационные системы, только на более высоком технологическом уровне.
Чтобы избежать этой ошибки, эксперты ЦСР предлагают развивать цифровые платформы в парадигме «Государства как Платформы», призванной унифицировать и стандартизировать переход на «цифру» органов государственной власти.
Принципы реформирования системы госуправления
Сохранение нынешних темпов реформирования принципов госуправления входит во все большее противоречие со стремительно меняющейся экономикой, а кажущаяся модернизация процессов является на самом деле их простой «оцифровкой», которая на деле не меняет ничего. Выходом из этого тупика, как полагают эксперты ЦСР, является ориентация госуправления на человека, которая была бы сопряжена с минимизацией человеческого фактора в предоставлении государственных услуг. На практике это означает использование в госуправлении следующих принципов:
Расширение доступа к достоверным данным и технологиям их анализа в конечном счете может улучшить качество любых управленческих решений (стратегических, тактических и оперативных), пусть даже полная алгоритмизация возможна только для решения оперативных проблем. Такая унификация наряду с обеспечением доступа к данным даст серьезный толчок развитию регионов.
Цифровая трансформация: ключевые изменения
Государство как Платформа
Для объяснения идеи «Государства-как-Платформы» эксперты ЦСР прибегают к метафоре экосистемы, в которой взаимодействуют три группы субъектов отношений — государство, граждане и бизнес. Каждая из этих групп стремится добиться собственных интересов: государство – повышения качества госуправления и конкурентоспособности страны; граждане – улучшения и удешевления услуг, помогающих повысить уровень благосостояния; бизнес – расширения рынков сбыта и повышения рентабельности с использованием современной инфраструктуры. В будущем эти группы должны взаимодействовать на Государственной цифровой платформе (ГЦП), состоящей из нескольких уровней.
Основные элементы экосистемы ГкП
Самым базовым является уровень первичной обработки данных, на котором они агрегируются для построения электронных сервисов (к примеру, Единой системы идентификации и аутентификации), услугами которых компании и граждане смогут воспользоваться с помощью мобильных приложений или физических интерфейсов (тех же МФЦ). На практике это будет означать автоматизацию государственных услуг, предоставление которых будет строиться на базе технологий big data.
Цифровое государство будущего / Мария Шклярук и Савва Шипов ответили на 10 вопросов, каким будет государство будущего
Как полагают эксперты ЦСР, после запуска технологической платформы ее программное обеспечение необходимо дезинтегрировать, сделав ее набором связанных, но самостоятельных микропроцессоров – это обеспечит устойчивость системы к сбоям и упростит ее обновление, эксплуатацию и масштабирование. Важно будет также использовать программное обеспечение с открытым исходным кодом (open source): это позволит снизить финансовые расходы, привлечь отечественных разработчиков и приспособить платформу к специфическим потребностям конкретных организаций.
Бизнес-архитектура ГЦП
Кто должен создавать Платформу?
Как следует управлять созданием «Государства-как-Платформы»? По мнению экспертов ЦСР, на высшем государственном уровне должны закладываться цели платформы и параметры ее финансирования, а на среднем – должна осуществляться разработка сервисов, которые бы позволили ее использовать в каждодневном режиме. В переводе с технократического языка это означает, что создание платформы целесообразно поручить вице-премьеру правительства, который бы обеспечивал проекту высокий политический статус. Оперативную работу над проектом должен вести Центр цифровой трансформации госуправления, которому бы были подчинены Программный офис (ответственный за техническое содержание проекта), Центр компетенции (выполняющий роль проектировщика Платформы) и Оператор ГЦП (который примет в эксплуатацию разработанный сервис и отладит его работу). Своя роль будет отведена и уполномоченным сотрудникам министерств, которые будут вести работу над Платформой на ведомственном уровне.
Структура управления развертывания ГЦП
Факторы конечного успеха
Создание Платформы потребует не только разработки нормативной базы (и корректировки уже имеющихся актов), но и широкого обновления кадров, которые сегодня, в большинстве своем, не обладают должными цифровыми компетенциями. В конечном счете, успех реформы будет определяться:
Судьба проекта также будет зависеть от того, удастся ли его инициаторам справиться с возможными трудностями. К их числу относится и низкая скорость обновления нормативной базы, и сопротивление государственных структур, и невысокое качество данных в уже действующих хранилищах. Однако неопреодолимыми эти барьеры назвать нельзя, тем более что в случае успеха эффективность госаппарата повысится, тогда как бюрократическая нагрузка на бизнес и многих бюджетников (врачей, учителей), наоборот, снизится. И потому игра стоит свеч.
Рекомендуем также познакомиться с публикацией, подготовленной по итогам обсуждения цифровизации в Государственной Думе
Кто такие управленцы «Цифрового государства». Объясняет ИГСУ РАНХиГС
В преддверие старта приемной кампании в России мы рассказываем об уникальных программах институтов РАНХиГС. Сегодня мы представляем программу «Цифровое государство». Кто такие управленцы в условиях развития информационного общества? Как долго нужно учиться, чтобы стать эффективным руководителем? И почему именно эта программа поможет добиться успеха? Подробнее – в нашем материале.
1. Чем уникальна программа «Цифровое государство»?
«Цифровое государство» – первая программа в России, которая готовит управленцев, умеющих работать в стремительно меняющемся мире. В основу программы заложен опыт и рекомендации лучших российских и зарубежных экспертов в области внедрения цифровых технологий в государственное и корпоративное управление. Учить будут преподаватели-практики из государственного и коммерческого секторов.
2. Что я буду изучать?
В программе – современные тенденции в области цифровизации государственного управления и общественной жизни. Слушатели пройдут практику в структурных подразделениях органов власти и в организациях, которые работают в области цифровизации. Кстати, кроме изучения цифровых технологий и инфраструктуры информационного общества, программа включает в себя управленческий, финансово-экономический и социально-гуманитарный блоки.
Вот некоторые дисциплины, которые преподают на программе:
• Управление эффективностью в государственном секторе;
• Управление цифровыми изменениями и инновациями;
• Информационная инфраструктура организации.
3. А где я потом смогу работать?
Выпускники программы востребованы:
• в различных международных компаниях;
• в органах государственной и муниципальной власти;
• государственных компаниях и корпорациях;
• в коммерческих организациях (провайдерах госзаказов по цифровизации).
4. Сколько длится обучение и какова его стоимость?
Длительность обучения на очной форме 2 года, стоимость обучения – 290 000 рублей в год.
На заочной учатся 2,5 года, стоимость обучения – 170 000 рублей в год.
5. И еще: а кто конкретно меня будет учить?
Директор программы Илья Винокуров.
Преподаватели – Иван Фост, Вячеслав Бутин, Дмитрий Мариничев, Евгений Алёшкин, Ольга Гершензон, Юрий Бутенко, Алексей Щегольцов, Сергей Зубков, Элина Сидоренко, Алексей Бутов и другие.
ИГСУ – Институт государственной службы и управления. Это один из самых крупных институтов Президентской академии, где ведется подготовка профессиональных управленческих кадров нового поколения, одинаково востребованных как в органах государственной власти, так и в бизнес-структурах.
7. А чем еще хорош Институт государственной службы и управления?
ИГСУ РАНХиГС – это международный институт, где наряду с российскими преподавателями преподают профессора из ведущих университетов мира, обучаются слушатели из других стран. А еще здесь аккумулируется и изучается международный опыт государственного и корпоративного управления и формируются условия для интеграции в глобальное образовательное пространство.
8. А как мне к вам поступить?
Процедура поступления состоит из четырёх этапов:
Заполнение заявления о приёме
Прохождение вступительного экзамена (тестирование)
Подписание согласия о зачислении и договора на обучение
9. Какие еще есть интересные программы магистратуры в ИГСУ?
Если вы планируете работать в сфере государственного и муниципального управления, обратите внимание на программы «Система государственного и муниципального управления», «Управление изменениями».
Для тех, кто хочет учиться на программе с экономическим уклоном, институт предлагает, например, такие программы, как «Государственное регулирование экономики», «Управление инвестициями и инновациями в экономике».
10. Где я могу ознакомиться с полным перечнем учебных программ ИГСУ?
Обо всех программах обучения можно узнать на сайте ИГСУ в разделе «Образование».
Электронное государство будущего
«I have a dream…»
Мартин Лютер Кинг
У меня есть мечта. Мечта об обществе всеобщего процветания, справедливости и равных возможностей, обществе заботы и всестороннего развития каждого человека. Обществе, где важен и нужен каждый, обществе любви и сотрудничества между людьми.
Реально ли построить такое общество на нашей планете, полной войн, страданий, нищеты, неравенства, эксплуатации человека человеком? На планете, где 8 богатейших людей богаче, чем 3,5 миллиарда бедных?
Может быть, вы посчитаете меня наивным идеалистом, но я уверен, что построить такое общество возможно и сегодня созрели для этого все необходимые условия.
Конечно же, при нынешней экономической системе и системе власти такое общество вряд ли удастся построить. Нам нужно начинать проектировать общество будущего с нуля. Нужно государство, созданное на совершенно других принципах.
Что потребуется для построения такого общества:
Эти требования диктуют нам совершенно иную организацию государства и общества, иную экономическую и политическую систему.
Чтобы добиться заявленных амбициозных целей, потребуется сквозная цифровизация всего общества. Нужно, чтобы управление всеми процессами в стране было изначально цифровым. Чтобы все информационные потоки создавались в цифровой форме. Бумажные документы не должны оцифровываться – они не должны создаваться вообще.
Нам нужна единая информационная среда, единая централизованная информационная система, выстроенная не хаотично, а по тщательно спроектированному плану. Глубоко продуманная, хорошо защищенная, знающая все о каждом, заботящаяся о каждом, думающая о каждом, помогающая каждому. Позволяющая спланировать, организовать все процессы в стране с максимальной эффективностью, помогающая удовлетворить потребности и раскрыть потенциал каждого.
Нам нужно, чтобы в центре государства находился не отдельный чиновник или государственный аппарат, а электронная система, которая будет воплощать в жизнь волю всего народа.
История
Попытки создания подобной информационной системы уже предпринимались. «Общегосударственная автоматизированная система учёта и обработки информации» (ОГАС) — проект системы автоматизированного управления экономикой СССР, основанной на принципах кибернетики, включающей в себя вычислительную сеть, связывающую центры сбора данных, расположенные во всех регионах страны.
Разрабатывалась в СССР еще с 1950-х годов под руководством А.И. Китова и в 1960-70-х годах под руководством академика Виктора Глушкова. «Технический проект системы ОГАС» появился в начале 1980-х, но так и не был утвержден руководством СССР. С 1990-х годов проект ОГАС потерял актуальность в связи с переходом страны от социалистических методов управления экономикой к рыночным.
Причины провала ОГАС в СССР
Предпосылки
В наши дни открываются новые возможности для реализации данного проекта. Уровень развития цифровых технологий и сетей связи намного опережает возможности, имевшиеся во времена СССР и делают реализацию проекта системы гораздо более дешевой, эффективной, а значит и более реалистичной. Вычислительные мощности современных суперкомпьютеров позволяют решать любые задачи учета, планирования производства и распределения товаров и услуг в реальном времени. Наличие персональных компьютеров и смартфонов почти в каждом доме позволяет привлечь к участию в работе системы каждого гражданина страны.
Создать сверхмощную централизованную государственную цифровую систему, которая заменит привычное нам государство и станет своеобразным «мозгом» для всей страны. Подключить к системе всех граждан, все предприятия и организации, все государственные органы. И перевести все коммуникации между ними в цифровую форму.
ОГАС 2.0
Подсистемы ОГАС 2.0
Организационно-техническая структура
Аппаратная архитектура
Программная архитектура
Сетевая архитектура
Архитектура безопасности
Веб-интерфейс
Резюме
Внедрение централизованной общегосударственной электронной системы позволит отказаться от хаотичных и жестоких механизмов саморегуляции капиталистической экономики – конкуренции, стремления к максимизации прибыли, экономического принуждения, эксплуатации человека человеком, и заменить их более эффективными и гуманными технологиями управления экономикой, основанными на точном математическом расчете и планировании. Это позволит реализовать более совершенное и справедливое политико-экономическое устройство общества.
Для внедрения системы потребуются серьезные преобразования всей экономической системы, всего общественно-политического устройства страны.
Система ОГАС 2.0, после ее полномасштабного внедрения, станет полноценной цифровой управляющей системой для всех сфер жизни государства и общества. Позволит реализовать подлинную власть народа, оптимизировать все процессы в стране, повысить эффективность производства, добиться по-настоящему справедливого распределения материальных благ, уменьшить издержки, сделать жизнь граждан страны более простой, удобной и легкой.
Другие результаты использования системы:
Общественная форма собственности на основные средства производства, планирование и полная цифровизация всего общества – вот те ключевые меры, которые вполне могут позволить создать действительно прочное и успешное общество мечты – общество всеобщего процветания, справедливости и равных возможностей для каждого.
Но несмотря на очевидные возможности, роль ИИ, автоматизации и робототехники в госполитике и предоставлении услуг продолжает вызывать споры. Например, удастся ли не позволить алгоритмам, основанным на данных за прошедший период, увековечить или укрепить укоренившиеся за десятилетия сознательные или бессознательные предрассудки или ошибки? Когда допустимо использование моделей глубинного обучения «черного ящика», в которых логика, используемая при принятии решений, возможно, не объяснима и не понятна даже специалистам по данным, разрабатывающими базовые алгоритмы?
Чтобы получить представление об отношении граждан к ИИ и его использованию в управлении, BCG опросила более 14 тыс. интернет-пользователей по всему миру («Взгляд населения на использование искусственного интеллекта (ИИ) в работе государства»). Респондентам задали следующие вопросы: насколько для них приемлем факт принятия определенных решений компьютером, а не человеком? каковы их опасения в связи с использованием ИИ органами власти? насколько они обеспокоены влиянием ИИ на экономику и рабочие места?
Как правило, граждане положительно относятся к идее использования ИИ властями, но уровень поддержки колеблется в зависимости от варианта использования ИИ. В целом респонденты положительно отнеслись ко всем 13 потенциальным видам использования ИИ, охваченных опросом, за исключением принятия решений в системе правосудия (использование ИИ в вопросах налогообложения и социального обеспечения, регулирование ИИ для защиты рабочих мест, использование ИИ для получения «живых данных», а также предиктивной аналитики для обслуживания оборудования, доверить ИИ принятие решений в области правосудия и формирования рекомендаций по медицинскому лечению).
Так, 51% опрошенных не согласились с использованием ИИ для определения невиновности/виновности в уголовном процессе (в России 48% против), а 46% высказались против его использования при принятии решений об условно-досрочном освобождении. Хотя теоретически ИИ может снизить субъективность таких решений, до сих пор существуют обоснованные опасения относительно вероятности ошибки или предвзятости алгоритма. Кроме того, алгоритмы не в состоянии по-настоящему понять смягчающие обстоятельства и сопутствующую информацию, которые, по мнению многих, следует учитывать при принятии таких решений.
С другой стороны, высок уровень поддержки использования ИИ во многих базовых процессах принятия решений органами власти, например, в администрировании налогов и системы социального обеспечения, отслеживании мошенничества и несоблюдения правовых норм, и, в меньшей степени, в вопросах иммиграции и оформлении виз. Высказана существенная поддержка использования ИИ при принятии не связанных с учетом неоднозначных факторов решений, например, для оптимизации дорожного движения и транспортных потоков. Респонденты в значительной мере поддержали использование ИИ для профилактического обслуживания общественной инфраструктуры и оборудования, например, дорог, поездов и автобусов. Наконец, высокая поддержка выражена использованию ИИ в каналах клиентского обслуживания, например, для виртуальных помощников, аватаров и виртуальной и дополненной реальности.
Поддержано применение ИИ в медицинской диагностике и распознавании изображений (приемлемо для 51% респондентов), предоставляющее значительные возможности для повышения быстроты выполнения и точности медицинских диагнозов. С другой стороны, граждане выразили несколько меньшую уверенность в целесообразности применения ИИ для рекомендаций по вопросам лечения, и в целом их отношение к применению ИИ в медицине сильно рознилось от страны к стране.
В среднем примерно каждый пятый респондент «не выразил согласие или несогласие» на вопрос о поддержке ИИ для конкретных случаев применения. Властям следует расширять разъяснительную работу и информирование населения о потенциальных видах применения ИИ, их преимуществах и издержках. Во многих случаях граждане, возможно, даже не знают, что их власти уже используют ИИ для поддержки или автоматизации некоторых из перечисленных видов деятельности.
Не доверяю власти – доверяю ИИ
Хотя результаты опроса выявили ряд очевидных тенденций, углубленный анализ указывает на случаи как совпадения взглядов, так и расхождений между различными регионами и возрастными группами. Население стран, относящихся к группе «новые рынки», как правило, более позитивно оценивает использование ИИ властями. Мы обнаружили, что граждане в странах с развитой экономикой, как правило, менее поддерживают использование ИИ органами власти, чем граждане развивающихся стран. Например, граждане, опрошенные в таких странах, как Эстония, Дания и Швеция, меньше других приветствуют использование искусственного интеллекта, а тройка стран-энтузиастов состоит из Китая, Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) и Индонезии.
Поддержка использования ИИ властями умеренно коррелирует с доверием к власти. Чтобы власти получали поддержку, необходимую для расширенной реализации возможностей ИИ, требуется доверие к институтам власти. Как мы обнаружили, странами, в которых граждане в максимальной мере поддерживают ИИ, являются Индия, Китай, Индонезия, Саудовская Аравия и ОАЭ. Этот показатель практически соответствует перечню стран, демонстрировавших максимальный уровень доверия к органам власти в соответствии с ежегодным глобальным обзором Edelman Trust Barometer 2018 г. В порядке убывания четыре страны на первых местах в этом списке: Китай, ОАЭ, Индонезия и Индия.
Кроме того, наш анализ показал, что страны с развивающейся экономикой и страны, в которых уровень коррупции регистрируется или воспринимается как высокий, также более склонны поддерживать ИИ: Саудовская Аравия (57 место), Китай (77 место), Индия (81 место) и Индонезия (96 место).
Кроме того, граждане более молодого возраста и жители городов выразили минимальное беспокойство по поводу ИИ в ответе на вопрос: «Что вас больше всего беспокоит в отношении использования ИИ властями?» Хотя обнаружить причинно-следственную связь в различных взглядах разных когорт населения не легко, результаты нашего опроса, как правило, связаны с отношением населения к высоким технологиям в других опросах, обычно отражающих относительный опыт, цифровую зрелость и коэффициент принятия таких технологий. Это наводит на мысль, что поддержка использования ИИ со временем, естественно, будет расти, но подчеркивает и необходимость того, чтобы, стремясь заручиться поддержкой принятия ИИ, власти выстраивали коммуникационную политику с учетом опасений разных аудиторий.
Проблемы использования ИИ
Как и прежде, граждан серьёзно беспокоят этические последствия использования ИИ. Впрочем, общий уровень озабоченности ниже, чем ожидалось. Отвечая на вопрос о возможной озабоченности в связи с использованием ИИ властями, 32% граждан выразили обеспокоенность тем, что до сих пор не решены важные этические проблемы, а 25% обеспокоены возможностью предвзятости и дискриминации. Названы и другие серьезные проблемы: отсутствие прозрачности при принятии решений (31%), точность результатов и анализа (25%) и способность государственного сектора использовать ИИ (27%). Общий уровень озабоченности по поводу использования ИИ властями на данном этапе, по-видимому, относительно низок.
Эти данные, возможно, связаны с тем, что население еще только начинает принимать ИИ, или с низким уровнем информированности о потенциальных рисках; возможно действие обоих факторов. С другой стороны, граждане очень обеспокоены влиянием ИИ на трудовую занятость. Отвечая на вопрос о последствиях ИИ для экономики и общества, граждане выразили серьезную обеспокоенность в связи с наличием работы в будущем (согласны 61%), необходимостью регулировать ИИ для защиты рабочих мест (согласны 58%) и потенциальным влиянием ИИ на рабочие места (согласны 54%).
Респонденты приблизительно поровну разделились на согласных и несогласных в ответах на вопрос об адекватности состояния систем налогообложения, образования и социального обеспечения в их странах в мире, в котором ИИ присутствует на каждом шагу. Например, если ИИ действительно приведет к резкому сокращению занятости, как отреагируют системы социального обеспечения и образования? Как это повлияет на налогообложение и на способы финансирования властями свей деятельности? Та же картина наблюдается в ответах на вопрос о том, делают ли власти достаточно для управления воздействием высоких технологий на рабочую силу и экономику и для взаимодействия с населением в вопросах воздействия ИИ.
Что могут сделать власти
Результаты нашего опроса важны и значительны для властей в деле использования и разработки политики в отношении ИИ. Выбор варианта использования ИИ и решение этических вопросов имеют первостепенное значение для снижения обеспокоенности граждан. Граждане явно обеспокоены утратой свободы действий человека при принятии определенных решений, особенно в столь важных областях, как здравоохранение и правосудие. Опасения в связи с возможностью предвзятости и дискриминации являются важнейшим фактором, влияющим на выбор варианта применения ИИ. ИИ обладает потенциалом снижения человеческой предвзятости, как когнитивной, так и социальной, которая влияет на принятие решений человеком. Например, при когнитивной предвзятости люди непропорционально высоко полагаются на первую получаемую информацию вместо того, чтобы беспристрастно взвесить весь объем информации. Социальная предвзятость исходит из убеждений и мировоззрения предшествующих эпох и иногда проявляется в дискриминации. Алгоритмы способны минимизировать как шум, так и предвзятость при принятии решений. Например, алгоритмы могут взвешивать все исходные данные в точном соответствии с инструкциями.
Устранить предвзятость очень сложно. ИИ обучается на данных, большая часть которых получена в результате человеческой деятельности. К сожалению, эта деятельность не избавлена от человеческой предвзятости, так что возможно создание систем, которые усиливают и увековечивают уже существующие предрассудки. Создание моделей, свободных от этой предвзятости, остается серьезной технической проблемой. Например, проведенное в США исследование показало, что система COMPAS, используемая для оценки вероятности рецидивизма уголовных преступников, имеет расовые предубеждения. В некоторых случаях, таких как модели «черного ящика», может отсутствовать возможность понять, как была получена та или иная рекомендация или решение, и, таким образом, удовлетворить традиционные требования властей в отношении объяснимости, прозрачности и возможности проверки. Это тем более актуально для столь сложных инструментов, как нейронные сети и глубинное обучение.
Власти столкнутся с необходимостью тщательно выбирать, как и где запускать пилотные проекты, а в конечном итоге их масштабировать. Кроме того, следует рассматривать вопрос о способах привлечения граждан к участию в этих пилотных проектах. Так, Швейцария изучает возможность переселения лиц, ищущих убежища, в разные регионы страны с использованием ИИ. С конца 2018 года Швейцарский государственный секретариат по миграции и некоммерческая Лаборатория иммиграционной политики приступят к опробованию нового метода для распределения лиц, ищущих убежища, в кантоны по всей стране. Алгоритм позволит чиновникам переселять таких лиц в кантоны, которые оптимально соответствуют характеристикам переселенцев (больше шансов найти работу), а не распределять их случайным образом. Затем программа несколько лет будет отслеживать переселенцев, сравнивая их уровень занятости с показателями других лиц, въехавших в страну одновременно с переселенцами.
Необходимо также создать – или воссоздать – доверие к институтам власти и высокие этические принципы их функционирования. Для граждан чрезвычайно важна прозрачность: властям следует ставить ее во главу угла. Это означает наличие четких представлений об этической значимости ИИ, а также о том, как ИИ будет – и как не будет – применяться. Властям следует подчеркивать роль человека в принятии решений органами власти. В некоторых случаях для принятия решений может использоваться лишь ИИ, но во многих других случаях работа ИИ должен подкрепляться человеческой логикой и играть поддерживающую роль в принятии решений.
Если мы хотим, чтобы граждане доверяли властям в вопросах использования ИИ, критически важным будет вопрос надлежащего надзора за ИИ. Регулирование должно быть тщательно продумано, обеспечивая баланс между необходимостью ограничивать использование властями личных данных и ИИ и одновременно позволяя властям внедрять инновации в использование высоких технологий.
Гражданам следует оказывать поддержку и предоставлять возможность ориентироваться в вопросах новых направлений трудовой деятельности с помощью стратегий обучения на протяжении всей жизни и более целенаправленной профессиональной ориентации.
По мере внедрения ИИ властям надо повышать собственный уровень информированности и готовиться к более широкому применению ИИ. Технологии быстро развиваются, а это значит, что министрам и государственным служащим необходимо базовое понимание ИИ. Они могут ускорять приобретение знаний и опыта, установив партнерские отношения с компаниями, стартапами, университетами и т.д., хотя на это может уйти какое-то время из-за необходимости найма сотрудников и повышения квалификации.