Что такое цифровизация бизнеса

Что такое цифровизация бизнеса. Смотреть фото Что такое цифровизация бизнеса. Смотреть картинку Что такое цифровизация бизнеса. Картинка про Что такое цифровизация бизнеса. Фото Что такое цифровизация бизнеса

Давайте разберем, что это (простыми словами) — цифровизация деятельности компании. Это не просто маркетинговый термин, это целая реальность, которая требует от любого направления предприятия радикальной смены методов и подходов к практике взаимодействия с клиентами. В 21 веке необходимо уметь быстро адаптироваться, оптимизировать и менять технику, подстраиваясь под резко меняющуюся обстановку. Без диджитализации фирма обречена на отставание и забвение.

В статье выясним, как этот подход поможет повысить производительность каждого сотрудника, уровень удовлетворенности клиентов и эффективность функционирования производства в целом.

Что такое цифровизация бизнеса. Смотреть фото Что такое цифровизация бизнеса. Смотреть картинку Что такое цифровизация бизнеса. Картинка про Что такое цифровизация бизнеса. Фото Что такое цифровизация бизнеса

Цифровая трансформация бизнеса: что это такое

Так называют процесс по внедрению новейших технологий в разные участки деятельности, а также глубокое преобразование продуктов. Подобный подход учитывает не просто приобретение нового оборудования или ПО. Это готовность к комплексным переменам, которые затрагивают культуру корпорации, корректное управление и внешние коммуникации.

Если все делать правильно, то повысится плодотворность каждого из работников и эффективность предприятия в целом. Компания зарабатывает положительную репутацию, считается продвинутой в обществе.

Определение цифровой трансформации применимо не только к отдельным организациям. Целые отрасли выбирают этот путь, чтобы соответствовать меняющейся реальности. С помощью этих критериев и прорывных технологий меняется жизнь каждого человека и операционная модель фирмы.

Давайте разберемся, что это такое. Об изменениях мы слышим все чаще. Появился блокчейн, за ним дополненная реальность, ИИ и многое другое. Эти вещи кардинально меняют экономику и место предприятий внутри нее. Они воздействуют на сегменты бизнеса, на отношения и самих людей. Когда подобным прорывом стали интернет и электричество.

Ожидания потребителей постоянно растут, они хотят получать желаемое все быстрее и качественнее. Особенно такие требования касаются юных пользователей.

Они хотят получить кредит или консультацию, иметь доступ к собственным расходам, заказывать товары и смотреть информацию, причем все быстро. Все, чем они пользуются, должно быть удобно и интуитивно понято. Мир уже успел привыкнуть к тому, что потребности удовлетворяются мгновенно, онлайн-чаты работают, а подход к каждому клиенту — индивидуальный.

Чтобы отвечать ожиданиям людей, мало просто автоматизировать бизнес-процессы. Необходимо изобрести модель, в которой значительно повысится скорость принятия решений, улучшится количество вариантов действий.

Просто оцифровывать уже существующее — дорого и часто бесполезно. Лучше найти способ обрести новое конкурентное преимущество и начать его внедрять. Например, стоит организовать целую систему самообслуживания, а не автоматизировать работу специалистов с покупателями.

Что такое цифровизация бизнеса. Смотреть фото Что такое цифровизация бизнеса. Смотреть картинку Что такое цифровизация бизнеса. Картинка про Что такое цифровизация бизнеса. Фото Что такое цифровизация бизнеса

Цифровизация процессов компании: что это такое

Это не только вопрос техники и анализа полученных данных, а серьезное преобразование имеющейся структуры и стратегии фирмы, проработка влияния на человека. Это трансформация, которая поможет прорваться далеко вперед, выделиться на фоне конкурентов.

Прежде чем перестраиваться, стоит выбрать те области, в которых максимально наиболее плотно идет взаимодействие с человеком. Чтобы правильно провести реинжиниринг, нужно пересмотреть работу и решить, как можно обойти ограничения в рамках имеющихся ресурсов.

Несколько примеров из разных областей:

Еще одно преимущество цифровизации направлений бизнеса — это возможность собирать информацию о клиентах и их опыте. Когда данных становится достаточно, то открываются горизонты адаптации разных сценариев под ожидания каждого конкретного посетителя.

Повысив скорость принятия решений в компании за счет адаптивности к новым реалиям, внедрения новейших технологий, вы сможете соответствовать высоким ожиданиям потребителей.

Современные технические достижения позволяют предугадывать ответы и целые сценарии коммуникации с людьми. Это позволяет выдавать им уточненные консультации, предлагать требуемые продукты и их аналоги, советовать и увеличивать чек.

Источник

Пять уровней цифровизации бизнеса: как в России стать компанией будущего

Что такое цифровизация бизнеса. Смотреть фото Что такое цифровизация бизнеса. Смотреть картинку Что такое цифровизация бизнеса. Картинка про Что такое цифровизация бизнеса. Фото Что такое цифровизация бизнеса

Об экспертах: команда консалтинговой фирмы UXSSR.

По итогам первого полугодия 2020 года только 11% российского бизнеса отличается высоким уровнем цифровизации. Общий индекс цифровизации составляет 50 пунктов из 100.

На диаграмме, созданной по результатам опроса KMDA в 2020 году, показаны уровни развития цифровой инфраструктуры компаний в России:

Что такое цифровизация бизнеса. Смотреть фото Что такое цифровизация бизнеса. Смотреть картинку Что такое цифровизация бизнеса. Картинка про Что такое цифровизация бизнеса. Фото Что такое цифровизация бизнеса

Как видно из этой диаграммы, 83% российских бизнесов находятся на первой-второй стадии цифровизации. Это значит, что у них нет CRM-системы, организованного сбора и анализа данных, возможности анализировать свою аудиторию и ее нужды. А значит, они не могут развиваться настолько быстро, чтобы успевать за меняющимся миром.

Первый уровень цифровизации

Запустить процесс цифровой трансформации сможет объяснение сотрудникам основных принципов цифровизации и мотивация руководителя. Согласно исследованию НАФИ, всего 14% руководителей заинтересованы в цифровизации бизнеса, но они часто ей пренебрегают, думая, что раз их предприятие и так зарабатывает деньги, то менять ничего не надо. Но тем самым они пренебрегают своим будущим успехом и расширением бизнеса. Осознать, что цифровая трансформация необходима — это уже первый шаг.

После этого нужно объяснить команде, зачем нужна цифровизация и как она поможет в работе, в том числе — упростит их деятельность. Чтобы обучить сотрудников и подготовить их к переменам, необходимо повысить «цифровой интеллект» (Digital IQ) компании:

Что такое цифровизация бизнеса. Смотреть фото Что такое цифровизация бизнеса. Смотреть картинку Что такое цифровизация бизнеса. Картинка про Что такое цифровизация бизнеса. Фото Что такое цифровизация бизнеса

Второй уровень цифровизации

После того, как вы начали уверенно себя чувствовать на первом уровне, пора переходить на второй. С этим вам поможет установка CRM, ERP и правильный сбор и анализ данных.

По данным Росстата, уровень проникновения CRM — системы управления взаимоотношениями с клиентом — в России в 2019 году составлял всего 15,7%. С учетом пандемии и перехода большинства компаний на удаленку этот показатель несомненно продолжит рост. Пока нет четких цифр использования CRM в 2020 и 2021 годах, однако уже известно, что за 2020 год в России было продано лицензий на ₽5 млрд, а объем рынка внедрения составил от ₽10 млрд до ₽20 млрд.

Пока многие финансисты и аналитики говорят о тренде на использование CRM, малый бизнес не спешит внедрять эти системы из-за ряда причин:

Получается замкнутый круг — на втором уровне цифровизации находится малый бизнес, в котором отсутствуют автоматизированные механизмы сбора и анализа данных вроде CRM-систем. Чтобы перейти на следующие уровни и расширяться, им необходимо внедрить эти инструменты. Но из-за указанных причин они отказываются это делать и остаются на низших уровнях цифровизации.

Что такое цифровизация бизнеса. Смотреть фото Что такое цифровизация бизнеса. Смотреть картинку Что такое цифровизация бизнеса. Картинка про Что такое цифровизация бизнеса. Фото Что такое цифровизация бизнеса

При этом польза от внедрения CRM и ERP-систем намного превышает риски. Эти механизмы помогают компаниям правильно собирать и анализировать данные, то есть изучить своих потребителей и их потребности, а также ключевые показатели своего бизнеса. На основе этих данных они могут расширяться и добавлять новые продукты или услуги в свое предложение.

Третий уровень цифровизации

Чтобы попасть на третий уровень цифровой трансформации, компаниям нужно корректное описание бизнес-процессов и четкая ИТ-стратегия.

Такая стратегия разрабатывается на трех организационных уровнях:

ИТ-стратегия нужна, чтобы не слить бюджет, оцифровывая все процессы без расстановки приоритетов. При ее разработке необходимо выполнить анализ и определить, какие конкурентные преимущества есть на всех уровнях, и какие инструменты подойдут для каждого из них.

Например, отделу маркетинга точно нужна CRM-система. Она поможет выстраивать отношения с клиентами, автоматизировать бизнес-процессы, управлять финансами, отправлять рассылки покупателям и сообщать им о новых предложениях и акциях.

Для финансового департамента CRM может быть не нужна, но им не обойтись без учетной системы и финансовых инструментов, чтобы вести бухгалтерию и планировать бюджет.

Что такое цифровизация бизнеса. Смотреть фото Что такое цифровизация бизнеса. Смотреть картинку Что такое цифровизация бизнеса. Картинка про Что такое цифровизация бизнеса. Фото Что такое цифровизация бизнеса

Для большинства компаний третий уровень цифровизации даст необходимые преимущества, чтобы успешно вести бизнес. Но чтобы стать цифровым гигантом и перейти на четвертый и пятый уровни, недостаточно лишь подготовить ИТ-стратегию, необходимо заложить в этой стратегии продвинутые инструменты автоматизации: предикативную самокоррекцию и открытые интерфейсы.

Четвертый уровень цифровизации

Именно инструменты предикативной самокоррекции помогут бизнесу перейти на четвертый уровень цифровой трансформации.

Предикативная (она же предсказательная) аналитика — это интеллектуальный анализ данных, который включает статистическое моделирование, изучение исторического опыта и планирование результатов на основе полученных моделей. Сегодня такой аналитикой пользуются передовые компании: крупные ретейлеры, банки.

С помощью предикативной аналитики можно прогнозировать спрос на товары в зависимости от погоды и других факторов, оценивать качество заемщика по тому, как он ведет себя в социальных сетях.

Что такое цифровизация бизнеса. Смотреть фото Что такое цифровизация бизнеса. Смотреть картинку Что такое цифровизация бизнеса. Картинка про Что такое цифровизация бизнеса. Фото Что такое цифровизация бизнеса

«Внедрение инструментов предикативности позволяет дополнительно увеличить устойчивость и эффективность цифровой инфраструктуры, строить гипотезы и играть на опережение по сравнению с конкурентами. Исходя из аналитического отчета KMDA, посвященного цифровой трансформации, только 3% компаний сейчас используют такие инструменты», — подчеркивают эксперты консалтинговой фирмы UXSSR.

Здесь также важно понимать, что предикативный анализ сейчас стал намного доступнее — не обязательно открывать отдел, который будет заниматься анализом. Уже есть компании, которые на аутсорсинге предлагают готовые шаблоны для настройки самых популярных прогнозов.

Пятый уровень цифровизации

За переход и закрепление на пятом уровне цифровизации отвечает целый комплекс инструментов, которые называются открытой цифровой инфраструктурой. Главное здесь — это использование открытых цифровых интерфейсов (API).

Внедрение API дает возможность бизнесам открывать свои системы сторонним разработчикам. Это увеличивает аудиторию и дает пользователям более бесшовный опыт. Простой пример использования API — это регистрация на сайте с использованием данных вашей страницы в соцсетях.

Технологии API позволяют эффективно решать три задачи любого бизнеса: его развитие, разработку продуктов и сервисов, управление ресурсами и поставками. Именно поэтому можно утверждать, что именно за открытым подходом стоит будущее, и многие крупные компании это понимают.

Подобрать примеры компани для первых четырех уровней несложно, но на пятом уровне цифровизации находится не так много российских бизнесов. Среди них можно выделить X5 Retail Group.

Что такое цифровизация бизнеса. Смотреть фото Что такое цифровизация бизнеса. Смотреть картинку Что такое цифровизация бизнеса. Картинка про Что такое цифровизация бизнеса. Фото Что такое цифровизация бизнеса

Почему мы считаем, что Х5 находится на пятом уровне цифровизации?

Открытые цифровые интерфейсы. В 2020 году поставщики Х5 получили возможность загружать данные о товарах онлайн по API. Теперь зарегистрированные пользователи площадки смогут установить себе софт одного из контент-провайдеров и передавать через него данные о своих товарах сразу в систему X5.

Прозрачное взаимодействие с поставщиками. Сеть «Перекресток» разработала и внедрила сквозную систему управления жизненным циклом товаров Product Lifecycle Management (PLMX). PLMX позволит сократить срок запуска новых СТМ-товаров (собственной торговой марки. — РБК Тренды) на 38%. С ее помощью можно управлять запуском новых СТМ-товаров в течение всего их жизненного цикла: от момента формирования идеи по товару и проработки его деталей до попадания на полку супермаркета и сбора аналитики по продажам.

Удобное взаимодействие с клиентом. X5 Retail Group запускают новый продукт — подписку на различные сервисы по типу «Сбер Прайм» и «Яндекс Плюс». В рамках сервиса подписки компания планирует сделать персональные скидки в сетях «Пятерочка», «Перекресток», онлайн-сервисе «Перекресток Впрок», доставках «Быстро» и «Около» до 10%. Кроме того, компания хочет привлечь партнеров, например, химчистки, и предоставить скидки на их услуги.

Выводы

Цифровая трансформация уже происходит, хотите вы этого или нет. И именно она определяет будущее вашей компании и ваши взаимоотношения с клиентами.

Но даже цифровым гигантам на пятом уровне нельзя расслабляться, потому что технологии развиваются очень быстро, а с ними растут и потребности клиентов.

Также стоит отметить, что уже довольно скоро появятся шестой и седьмой уровни цифровизации.

Есть и хорошие новости — чтобы внедрить инновации у себя, не обязательно быть цифровым гигантом. Многие функции можно отдать на аутсорсинг. Но для этого важно понимать:

Среди приоритетных направлений цифровизации мы выделяем следующие:

Источник

Цифровая трансформация бизнеса: как и зачем меняться в digital-эру

Цифровая трансформация — модный, но всё ещё не до конца понятный термин. Что он включает и почему касается не только программистов? Разбираемся вместе с куратором факультета Цифровая трансформация Московской школы коммуникаций MACS Максимом Григорьевым.

Прорывные технологии и капитализация бизнеса

Цифровая трансформация — это глубокое преобразование продуктов, бизнес- и операционной модели организации с помощью прорывных технологий.

Что такое прорывные технологии? О них мы слышим повсюду последние несколько лет: блокчейн, интернет вещей, искусственный интеллект, дополненная реальность и многоe другое. В английском, кстати, технологии называются разрушительными, “Disruptive Technologies”. Но, в русском это слово явно имеет отрицательное значение, мы называем их прорывными. Так они называются потому, что радикально преобразуют экономику, сегменты бизнеса, организации, отношения в обществе и самих людей. В свое время именно такими технологиями были паровой двигатель, электричество, компьютеры и Интернет.

Почему прорывные технологии повышают ценность бизнеса? Всё просто. Они не просто оптимизируют эффективность и увеличивают производительность компании, они, как мощный рычаг, позволяют создать принципиально новые цепочки добавления ценности, придумать новые более прибыльные и полезные клиенту продукты. Соответственно, растет прибыль компании и инвестиционная привлекательность. Сегодня потенциал развития экономики во многом обусловлен именно прорывными технологиями. По прогнозам McKinsey, доля цифрового бизнеса составит до 34% мирового ВВП уже к 2020 году. Процесс цифровой трансформации актуален для любой сферы нашей жизни. Мобильное приложение налоговой службы, онлайн-банкинг, блокчейн-реестры в страховых компаниях, техподдержка клининговой компании в виде чат-бота, таргетированная реклама и медицинская диагностика использующие большие данные и искусственный интеллект, торговые маркетплейсы — все эти инновационные “фишки” являются далеко не полным набором примеров использования современных цифровых технологий.

Компаниям, которые не придали особую важность использованию этих технологий, становится все сложнее конкурировать с цифровой элитой. Так, например, яркий представитель цифровой экономики Uber поглотил практически все небольшие сервисы такси, а Airbnb приносит все больше убытков классическим моделям гостиничного бизнеса.

Цифровая трансформация и коммуникации

Многие предприниматели считают, что для цифровой трансформации бизнеса достаточно нанять программистов, чтобы разработать сайты, мобильные приложения, электронные кошельки и чат-ботов в дополнение к тому, что уже есть. Это заблуждение. Цифровая трансформация — это не просто автоматизация (т. е. внедрение технологий в существующее производство). Она подразумевает изменение бизнес-структуры, стратегии развития бизнеса, корпоративной культуры, системы продаж, управления командой и процессами в целом, а также, еще более радикальные изменения, когда создаются абсолютно новые продукты, сервисы и даже целые отрасли.

Существует три направления цифровой трансформации: клиентский опыт, операционные процессы и бизнес-модели. Обычно компании не идут сразу по всем трем. Одни выбирают стратегию роста за счет лучшего понимания клиента и увеличения точек контакта с ним. Другие — за счет цифровизации и реинжиниринга внутренних процессов и повышения производительности работников. Третьи — меняют границы бизнес-моделей, создают цифровые продукты и сервисные надстройки и осваивают новые рынки.

Как минимум два из трех направлений цифровой трансформации напрямую касаются коммуникаций — внутренних и внешних.

В частности, существенно видоизменяются задачи CEO и HR-директоров. Организационная структура компании становится гибче. Появляются новые позиции, в том числе топ-уровня, например, CDO (Chief Digital Officer), директор по цифровой трансформации или, например, Директор по подбору digital специалистов. Требования к компетенциям «старых» сотрудников меняются: директор по развитию всё чаще должен владеть технологиями, а производитель контента — работать со статистикой и аналитикой внимания. Узкие специализации перестают цениться. Растет значение дополнительного профессионального обучения и переквалификации.

Ключевой задачей внутренних коммуникаций становится настройка культурного кода бренда среди сотрудников. Техническая работа «кадровика» отдаётся на откуп программам на основе big data и machine learning. На его место приходит HR-эксперт, сосредоточенный на человеческом капитале компании и развитии бренда работодателя. Задача же CEO — уже не только общее управление и повышение капитализации бизнеса, но формирование видения компании в цифровой вселенной и уверенная трансляция этого образа сотрудникам и стейкхолдерам.

Сложно представить успех трансформации в организации, которая делает ставку на жесткую субординацию, консервативные модели принятия решений, бюрократизацию процессов. Максимальная коллаборация, совместное творчество, общение на равных и укрепление горизонтальных связей внутри компании намного ближе современному, цифровому миру.

С другой стороны, технологии big data и искусственный интеллект трансформируют пользовательский опыт и позволяют кардинально увеличить прибыль. Это означает появление новых задач у внешних коммуникаторов: маркетологов, пиарщиков и специалистов по продажам. Возрастает роль аналитики внимания, точечной работы с клиентом и digital-маркетинга.

В частности, PR-специалисты и маркетологи могут измерить эффективность коммуникации исходя из бизнес-показателей и корректировать информационную кампанию с точностью до каждой эмоции отдельного пользователя.

«Внешняя коммуникация стала не просто положительной или отрицательной — она стала умной. Цифровая трансформация сделала возможным объединение PR и аналитики. Стратегию бренда теперь можно измерять как качественными, так и количественными показателями», — Анастасия Полонская, ex-руководитель пресс-службы Ассоциации ФинТех и преподаватель Московской школы коммуникаций MACS.

Другой наблюдаемый эффект трансформации — новые форматы и места присутствия контента, связанные с тем, что аудитория все больше времени проводит в сети.

Учиться сегодня, чтобы опередить конкурентов завтра

Самые востребованные технические компетенции (hard skills):

В отношении hard skills одинаково важны компетенции в области архитектуры системы и прорывных технологий. Два этих аспекта — как поле и фишки для настольной игры: цифровая трансформация может быть эффективной лишь с учетом и того, и другого. Как никогда рынку требуется знание инновационных моделей работы. Специалистов с такими компетенциями ждут на позиции change-менеджеров, innovation-менеджеров и e-лидеров.

Самые востребованные soft skills:

Сложности цифровой трансформации

Сложность перваякритическая нехватка компетентных специалистов. В сентябре этого года в Московской школе продвинутых коммуникаций MACS запускается первая фундаментальная программа «Цифровая трансформация» по подготовке дипломированных коммуникаторов в области преобразования бизнеса. Куратор программы Максим Григорьев — в прошлом руководитель Центра финансовых технологий Центробанка. В числе образовательных дисциплин — тренд-аналитика, архитектура цифровой системы, построение эффективных операционных и бизнес-моделей, digital маркетинг и управление процессом цифровой трансформации. Школой предусмотрены скидки для обучения корпоративных клиентов и комплексные программы для решения задач компании.

«Главный навык специалистов по цифровой трансформации — это постоянное обновление знаний и инструментов, lifelong learning. Ни одна технология, тем более цифровая, не живет вечно. Актуальное фундаментальное образование плюс способность быстро переучиваться — основные факторы успеха в digital-эру», — Надежда Макова, директор Московской школы коммуникаций MACS.

Сложность вторая — ограничения скорости преобразований. Организация не трансформируется одномоментно, и некоторое время digital продукты существуют параллельно с аналоговыми. Операционная модель организации должна позволять работу как в классическом, так и в инновационном режиме, чтобы перемены прошли с минимальными рисками. Нередко между цифровыми и традиционными отделами компании возникает конкуренция. Ответственность за решение проблемы ложится на профессиональный менеджмент.

«В Банке России мы сначала подготовили операционный ландшафт и внедрили проектное управление, эффективное как в классической парадигме waterfall, так и в гибкой модели. Только после этого была запущена программа реинжиниринга бизнес-процессов и формирования целевой бизнес-модели», — Максим Григорьев, ex-руководитель Центра Финансовых технологий Банка России.

Сложность третья — консерватизм высшего руководства. Цифровая трансформация предполагает дополнительные расходы времени, сил и денег, и не все к этому готовы. А основные KPI, от которых зависят и бонусы, часто нацелены на достижение сиюминутных финансовых результатов. Ключом к успеху становится гибкость руководства и готовность наделить полномочиями тех сотрудников, которые обладают необходимыми цифровыми компетенциями. И очень важно, реальное, а не на словах, понимание потенциала прорывных технологий и неизбежности трансформации.

Цифровая трансформация — процесс долгий, сложный и дорогой. Но её эффект на производительность и эффективность бизнеса способен оправдать все затраты. Актуальные навыки и инструменты вкупе с профессиональным и гибким руководством — залог успешного преобразования на рынке. Главное, помнить, что инвестировать в развитие компании всегда проще тогда, когда ресурсы для этого еще есть.

Источник

Цифровизация для малого и среднего бизнеса: модный термин или реальная возможность заработать?

О том, что весь мир переходит в цифру, сейчас говорят из каждого утюга. В цифре – будущее, неиссякаемые клиенты и уверенный поток прибыли. Однако, если оставить в стороне вопросы цифровизации какой-нибудь отрасли или гиганта типа Сбербанка, то что значит «цифровизация» для представителя малого или среднего бизнеса?

Цифровая трансформация – это терра инкогнита для многих компаний. Миллионных бюджетов на нее нет, а как трансформироваться шаг за шагом – непонятно. «Не зная брода, не суйся в воду» — эту истину мы хорошо усвоили и в непонятное соваться опасаемся.

С одной стороны, цифровизация – это постепенный перевод на другой технологический уровень и в онлайн всех ключевых процессов: то, как мы создаем продукт, то, как работаем с поставщиками, с покупателями, с коллегами, как ведем документооборот, как продаем, как контролируем качество. Даже в небольшом ИП этих процессов больше десятка. Поэтому она часто видится айсбергом, к которому не подступиться.

С другой стороны, интернет и в целом цифровые коммуникации формируют ложное ощущение, что здесь все происходит быстро. Действительно, цифровая воронка продаж быстрее и эффективнее оффлайн-методов. Но перевести какой-то процесс на цифровые рельсы – это, считай, заменить основные средства производства. Поэтому компании часто разочаровываются, когда понимают, что быстро не получается.

Чтобы перейти «в цифру», не нужно разрабатывать сложные стратегии, которые потом будет сложно воплощать. Для этого важно понимать:
А) какое направление трансформации для вас сейчас ключевое
Б) какая цифровая бизнес-модель подходит вашему бизнесу
В) в чем будет ваше конкурентное цифровое преимущество

Здесь нет общего правила. В зависимости от специфики компании можно начинать с любого из обозначенных ниже направлений. Выбирайте то, где вы сможете увидеть быстрый результат и которое сможет стать опорой для следующих шагов:

Сейчас их насчитывается больше 20 и постоянно возникают новые. Приведу здесь несколько самых успешных моделей, которые срабатывают в самых разных сферах и разных странах.

Модель электронной коммерции

Проще говоря, продажа товаров и услуг онлайн. Можно делать просто магазин, а можно – маркетплейс, который объединяет на одной площадке много продавцов и покупателей.

Пример: Озон и Вайлдберриз сначала торговали книгами/одеждой, а сейчас продают все! Примеры тематических маркетплейсов услуг: GdeMaterial, GigAnt, YouDo, Airbnb, Kwork.

В чем идея? Точное соединение спроса и предложения. Возможность работать в узкой нише (маркетплейс свадебных салонов или товаров для садоводов)

Требования: здесь важен удобный интерфейс, корректный matching (механизм поиска партнеров или продавцов), удобное логистическое решение.

По подписке можно продавать все, что угодно: книги, боксы для рукоделия, детские развивашки, еду, информацию, услуги красоты и т.д.

Примеры: одна из самых известных подписок в области копирайтинга у Максима Ильяхова, в области инноваций – у Наташи Бабаевой), в области саморазвития – у Развивейшн.

В чем идея? Продажа конкретного товара или услуги в течение определенного времени. Человек подписался, и ты точно знаешь, что квартал/ полгода/ год у тебя есть клиент.

Требования: прозрачные каналы продаж и создание базы лояльных покупателей.

Модель Фримиум/бесплатного продукта

Способов монетизации тут много: базовая версия – бесплатна, продвинутые – платно; базовый функционал – бесплатно, продвинутый – платно; платное обучение или материалы по теме, связанной с основным продуктом и т.д.

Примеры: Evernote, Trello, Miro, Dropbox, Zoom, Todoist.

В чем идея? Ты создаешь сервис, приложение, информационный продукт с целью, чтобы им начало пользоваться как можно большее количество людей, часть из которых со временем станет платными пользователями.

Требования: быстро масштабируемый продукт, возможности для «обрастания» дополнительными платными фичами.

Понятно, что моделей много больше, чем упомянутых в материале. Мы не ставили себе задачей описать их все (это тема другого материала), скорее, обозначить направления, в которых необходимо смотреть, если вы всерьез поднимаете вопрос перехода в цифру.

Здесь нужно провести ревизию всего, что у вас есть: клиентская база, филиалы, линейка продуктов – для того, чтобы понять, что из этого вы сможете превратить в свое преимущество.

Возможно, у вас есть прокачанные каналы коммуникаций, по которым вы очень дешево получаете новых клиентов; возможно, у вас эффективная логистика и доставка – это ваш конек; возможно, у вас отличные партнерства, которые позволяют дотянуться до очень широкой аудитории. Любой аспект, которым сильна ваша компания и который можно реализовать в онлайне, может стать вашим цифровым преимуществом.

Chris Skinner, диджитал-эксперт, автор блога The Finanser

Сложно подсчитать, сколько раз Криса Скиннера выбирали лидером мнений и инфлюенсером в сфере банкинга, финтеха и цифровизации. По крайней мере, в 40 самых влиятельных людей в финтех-сфере по версии the Wall Street Journal он входит последние 10 лет.

Все эти титулы он получил, консультируя компании по переходу на цифровые рельсы, среди них BBVA, China Merchants Bank, DBS, ING and JPMorgan Chase. Скиннер – мозг цифровизации. Недавно вышла его 16я (!) книга Doing Digital, ну а самые горячие новости и инсайты он по-прежнему выкладывает у себя в блоге.

Simon Taylor, ведущий подкаста Fintech Insider и популярной рассылки Fintech Brain Food

Подкаст, где Саймон является одним из со-ведущих, гордо носит номер 1 среди подкастов, посвященных финтеху, технологиям и переходе в цифру.

Он специализируется на банках, где внедряет технологию блокчейна, децентрализованные платежи и финтех-сервисы, преодолевая традиционно консервативные банковские порядки. Ну, а более широкую известность ему принесла работа в акселераторе банка Barclays, где он выпустил в свет больше сотни стартапов.

Это не персональный блог Ананда, а блог его компании, но тут масса интереснейших материалов на тему цифровизации отдельных отраслей, отдельных стран и регионов, отдельных аспектов самой цифровизации.

Поскольку CB Insights – это исследовательская платформа, работающая с большими данными, то в их исследованиях можно найти массу полезных цифр, последних трендов, проиллюстрированных данными, а не просто описанием – все это позволяет принимать решения, опираясь на фактуру и цифры, ну и в целом держать нос по ветру.

Если не брать в расчет статьи из официальных СМИ, где пишут о цифровизации отдельных отраслей и госкомпаний, то о переходе в цифру компаний МСБ мало кто рассказывает грамотно и понятно. Но мы все же нашли несколько интересных аккаунтов в фейсбуке.

Денис Бурлаков, СЕО компаний RBK.money и osnova

Денис – это одно из важных имен в сфере финтеха в России, его команда выкатила первый в мире open-source платежный процессинг. Деньги будущего, бесконтактные платежи, цифровой след, переход бизнеса в онлайн, бизнес-модели и продажи в онлайне – это все его сфера экспертизы.

Пишет он занимательно и разнопланово: от анализа рынка стартапов, цифровизации Арктики и цифровых профилей до стратегий выживания малых компаний в эпоху экосистем и советов по переходу бизнеса «в цифру».

Борис – организатор в ПрактикаDays и он же за главного в D2C.ru – акселераторе для растущих ритейл и маркетплейс брендов. Поэтому если вам интересен такой формат как маркетплейсы, онлайн-ритейл, интернет-сервисы и магазины, то подписывайтесь на его аккаунт.

Основные темы: много интервью с владельцами компаний, которые работают онлайн, разбираются, как выстраивать бизнес, удерживать клиентов и чуток рыночной аналитики.

Аркадий Морейнис, основатель Product University

В разное время Аркадий делал свои стартапы, управлял Анти-акселератором и фабрикой стартапов, инвестировал в чужие проекты. Сейчас его основной фокус – Product University, где он с командой готовит продакт-менеджеров.

Собственно, это и есть главная область экспертизы Аркадия – разработка цифровых продуктов или услуг и вывод их на рынок.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *