Что такое цифровая педагогика

Эссе на тему «Цифровая педагогика»

Эссе на тему «Я и цифровая педагогика».

Цифровая педагогика сегодня – несомненно, насущная необходимость!

В мире, где правит цифровая индустрия, не может быть иначе. Педагог должен вести за собой ученика, завлечь в мир знаний и интеллекта. Но разве возможно это сделать тому, кто не ориентируется в современных сервисах и способах работы с информацией, не может передать ее или воспользоваться данными, хранящимися с помощью цифровых методов? Сегодняшние ученики – «дети цифры», до них лучше и быстрее донести знания именно в цифровом виде.

Область моей специализации находится в сфере информационных технологий, наши обучающиеся успешно изучают программирование и получают навыки в цифровой отрасли. Они неоднократно доказывали свою профессиональность в соревнованиях и чемпионатах различных уровней, в т.ч. и национальных. Для нас, преподавателей ИТ-дисциплин Орского нефтяного техникума, цифровая педагогика всегда актуальна. Мы просто обязаны идти в ногу со временем, чтобы выпускать конкурентоспособных учеников.

Да и плюсы цифровизации образования очевидны. Это, не только уменьшение доли бумажных отчетов, различных документов и т.п. Это, в большей степени, возможность автоматизации процесса образования, обеспечение обучаемых быстрой обратной связью, персонализация учебной работы, использование настраиваемых учебных материалов, развитие самостоятельности у обучающихся и многое другое, позволяющее ориентироваться в работе и на отдельного ученика, и на группу в целом.

Есть, конечно, и минусы. Цифровые сервисы развиваются, предоставляют нам все новые и новые возможности, а обеспеченность обучающихся и преподавателей средствами, позволяющими их использовать по-прежнему на очень низком уровне. Слишком далеки эти сервисы от народа. Не следует забывать и то, что цифровая педагогика рассчитана на учеников с высокой степенью самоорганизации, а таких, к сожалению, очень не много.

Готова ли я работать в рамках цифровой педагогики (психологически, теоретически, практически и т.п.)? Конечно, да. Мы давно уже применяем цифровые методы в своей работе. Главное, не делать культа, не бросаться из крайности в крайность. Используйте с умом цифровые возможности нашего мира!

Источник

Погружаемся в цифровую педагогику

Тони Райан

29 сентября 2020 • 18:36

Цифровая педагогика подразумевает эффективное обучение с использованием передовых технологий. И один из примеров технологического прогресса в этой области – интерактивная панель Promethean, которая, вероятно, является лучшей в своем роде. Однако важно не только оборудование, но и принципы, как именно вы применяете элементы цифровой педагогики при использовании высокотехнологичных инструментов. Дистанционный формат, например, подразумевает большее количество наглядных материалов, визуальных эффектов.

« Педагогика “цифры”, конечно, может сильно отличаться от традиционного обучения в классе. А в условиях дистанционных занятий дети и вовсе будут учиться по-другому. Впрочем, и работа учителя меняется кардинально: подготовка уроков и даже их проведение занимают больше времени ».

Два момента, на которые стоит обратить внимание в дистанционном обучении: навыки мышления и эмоциональный интеллект. Эти тренды были намечены еще до начала дистанционки. Но сейчас, когда дети могут не посещать школу, потребность в них стала еще острее.

Развиваем навыки мышления

Первая практика – научить детей мыслить максимально конструктивно. От того, каким будет их мышление, во многом зависит качество обучения. Когда мы думаем – и это относится не только к детям – мы усваиваем информацию.

Как научить детей думать? Четыре составляющие:

Анализ. Ученики должны научиться оценивать, делать выводы из услышанного, прочитанного и увиденного, а еще – логически рассуждать.

Запрос. Важно задавать правильные вопросы, чтобы структурировать полученные знания.

Рефлексия (метапознание, внутренний диалог). Развитие мышления – ключ к расширению сознания и умению найти разные способы выполнения задач.

Дизайн-мышление. Ученикам важно понимать, как воплощать новые идеи в жизнь.

Как сформировать метапознание?

Научите ребят вести внутренний диалог, чтобы они могли осознавать мысли, которые возникают у них в голове.

Первый способ. Разместите на экране любую фразу, например: “Небо сегодня затянуто тучами”. Попросите ребят озвучить эти слова у себя в голове с нормальной скоростью речи, не шевеля губами. Попросите их сделать так еще несколько раз, чтобы они почувствовали, каково это – мыслить словами, не произнося их вслух.

Второй способ научиться вести внутренний диалог – придумать какого-то персонажа-партнера, который будет поддерживать ученика. Научите детей разговаривать с персонажем вслух: сначала ребенок задает вопрос, а затем отвечает на него от имени игрушки:

– Как же решить домашку по математике?

– Давай спросим у одноклассников!

А на втором этапе попросите детей оставить игрушку и перевести разговор в свое внутренне пространство – таким образом вы научите их вести внутренний диалог. Из занятия в занятие продолжайте создавать такие ситуации, просите детей отвечать на вопросы в своей голове.

Как развить мышление?

В большинстве случаев качество мышления ученика будет определяться в первые три минуты урока. Поэтому убедитесь, что вы с первых минут приступаете к чему-то, что бросает интеллектуальный. И не забывайте – обо всем, чему вы учите, можно размышлять! А лучшие мыслители – это ученики, которые могут формулировать правильные вопросы. Научите детей задавать вопросы, которые приведут к более глубокому пониманию сути.

Как научить детей задавать правильные вопросы?

Один из эффективных способов, которым руководствовались многие великие педагоги, – создать ситуацию, по формату напоминающую исследование. Суть его в том, чтобы дети сами смогли выделить важные темы для изучения предмета. И для дистанционного обучения такой подход особенно актуален.

Исследование, как известно, процесс долгий, и может занимать не одну неделю. Важно, чтобы на протяжении этого времени ученики, погрузившись в исследовательскую деятельность, задавали себе эти шесть вопросов:

Что я хочу узнать по этой теме?

Какие вопросы по теме возникли на первом этапе?

Чему нужно научиться, чтобы ответить на эти вопросы?

Какие вопросы возникли в процессе погружения в тему?

Как я могу применить свои новые знания?

Во время исследования важны рассуждения и рефлексия – пусть дети думают о том, каким способом можно что-то улучшить. Они могут рефлексировать во время обучения и даже после. Пусть ученики зададут себе вопросы: «что я сделал хорошо?», «как можно улучшить то, что я сделал?».

Связь с потребителем и разъяснение пожеланий.

Разработка идей. Выбор лучшего варианта.

3D-печать прототипа. Тестирование непосредственно с потребителем.

Улучшение дизайна и распечатка финальной версии после получения обратной связи.

Развиваем эмоциональный интеллект

«Эмоциональный интеллект фокусируется на двух аспектах: первый – это способность управлять своими эмоциями и уметь распознавать их, а второй – понимать эмоции других».

Чтобы развить эмоциональный интеллект, важно научиться слушать, когда кто-то говорит. И тут поможет перефразирование – научите детей пересказывать своими словами только что сказанное кем-то другим.

Одним из наиболее важных составляющих эмоционального интеллекта является эмпатия – способность сопереживать и оказывать поддержку другому человеку. И поэтому важно, чтобы ребенок общался с разными людьми и принимал участие в общественных и социальных программах, которые оказывают поддержку нуждающимся.

Ученики должны думать о своей цели – возможно, они захотят в период пандемии поддержать медицинских работников в больницах, написав им письма. Тогда они должны понять, в какие больницы и кому отправлять письма.

Может быть, у них появится мысль помимо писем записать еще несколько коротких видеороликов в поддержку персонала больницы. А когда наступит время отправлять письма, ребятам нужно задуматься над тем, как именно это сделать.

Такой формат позволит ученикам почувствовать единение с внешним миром, поскольку сейчас общение полностью перешло в онлайн-формат, и многие ощущают себя изолированными. А еще это хорошее начало для социального предпринимательства.

«Помните: секрет успешного выполнения любой работы – сосредоточиться на том, что вы делаете в своей повседневной жизни. Вы измените свою жизнь только тогда, когда измените то, что делаете ежедневно».

Как проводить дистанционные занятия эффективно?

Призывайте детей к смене деятельности и к физической активности – не позволяйте им сидеть у экранов весь день. Хорошее правило – вставать и потягиваться, делать упражнения каждые 30 минут и глубокие вдохи, прежде чем снова сесть.

Варьируйте форматы подачи материала, не превращайтесь в говорящую голову на экране. Семь минут – максимум, что вы можете себе позволить, разговаривая с любой возрастной группой, так что попробуйте разные активности: предложите детям нарисовать что-нибудь или записать три вещи, которые они помнят из того, что вы сказали, показывайте короткие видео.

Позволяйте ученикам делать осознанный выбор в пользу того, что именно им нужно изучить.

Помогайте ребятам осваивать самодисциплину – в условиях онлайн-занятий этот навык особенно важен.

Источник

Цифровая педагогика. Бред или суровая реальность

Что такое цифровая педагогика. Смотреть фото Что такое цифровая педагогика. Смотреть картинку Что такое цифровая педагогика. Картинка про Что такое цифровая педагогика. Фото Что такое цифровая педагогика

Современные учителя используют цифровые технологии для улучшения качества преподавания, вовлечения студентов, педагогической работы, которая ничем не отличается от той, которую они применяли в другое время и в более традиционных условиях, освоив её в начале педагогической карьеры. Среди старшего поколения учителей наблюдается буквально паника, связанная с освоением цифровых инструментов. Но успешное обучение в новых условиях требует использования новых учебных технологий, а не применения стандартных общеучебных методик онлайн.

Цифровая педагогика – что это?

Сегодняшние студенты сильно отличаются от студентов прошлого благодаря появлению и быстрому распространению цифровых технологий в последние десятилетия ХХ века. Это требует существенных изменений в навыках и стилях обучения с обеих сторон, педагогических разработок в контексте цифровых и сетевых технологий. Новая «цифровая педагогика» сместила акцент с личного физического (аналогового) взаимодействия на интерактивное, конструктивистское обучение, при котором на равных взаимодействуют ученик и учитель.

Цифровая педагогика предполагает возможность получить доступ к курсу, когда и где пожелаешь, учиться в своем собственном темпе. С ростом использования цифровой педагогики наряду с традиционными методиками сформируется гибридная образовательная среда.

Цифровая педагогика – это не только технологии (хотя очевидно, что онлайн-обучение требует знания технологий): это то, как мы хотим преподавать и как студенты хотят учиться. Технология – это только средство, а цифровая педагогика – это использование цифровых элементов для улучшения или изменения образования.

На начальном этапе методологи с большим энтузиазмом рассматривали возможности внедрения технологий: было много прогнозов о замене учителя компьютером, что привело к негативным отрицательным реакциям на внедрение технологий в классы. Преподаватели начали изучать потенциал новых технологий в преподавании и обучении: технологии способствовали воспитанию независимых студентов, позволили создать режим цифрового обучения. Учителя теперь берут на себя роль модераторов, а технологии становятся больше, чем инструментом: они меняют то, как и что изучает студент. Использование компьютера не делает обучение эффективным само по себе – необходимо понять, как эффективно использовать технологии, выбрать правильную технологию для достижения желаемых результатов обучения. Цифровая педагогика – это изучение того, как преподавать с использованием цифровых технологий.

Что такое цифровая педагогика. Смотреть фото Что такое цифровая педагогика. Смотреть картинку Что такое цифровая педагогика. Картинка про Что такое цифровая педагогика. Фото Что такое цифровая педагогика

Перспективы развития цифровой педагогики

Цифровая педагогика – педагогика, обеспечивающая высокое качество образования с помощью компьютеров и приложений. Если вы используете информационно-коммуникационные технологии, чтобы создать новые возможности для обучения – это цифровая педагогика. Если учитель переносит привычные формы работы в онлайн – это применение ИКТ в традиционном обучении.

Разница между традиционной и цифровой педагогикой

Дети на уроках и дома сидят в телефонах? Значит, надо обернуть это на пользу учёбе, используя как инструмент для выполнения онлайн-заданий! Предложите ученикам создать обучающие материалы и проверочные задания для класса с помощью бесплатных сервисов. Приложение Kahoot! позволяет преподавателям демонстрировать вопросы и ответы на интерактивной доске, а школьникам – выбирать вариант ответа на своих устройствах. По окончании теста студенты увидят результаты учебы на общем экране.

Цифровая педагогика позволяет вовлечь учеников и сэкономить время: готовые задания можно найти онлайн, а проверку домашних заданий (тестов) можно автоматизировать, сосредоточившись на обучении.

Задача учителя – продемонстрировать потенциал цифровых средств ребёнку: с помощью телефона можно определять физические данные, интернет открывает доступ к различным источникам информации, дети учатся командной работе во время создания презентации онлайн, работы над общим документом.

Одна из оптимальных моделей обучения в цифровой педагогике – модель «перевёрнутого класса», когда на уроках дети выполняют практические задания и разбирают сложный материал, а дома знакомятся с новой темой. Что даёт перенос классной работы домой, а домашней – на урок? «Перевёрнутая педагогика» имеет ряд преимуществ, но без инициативы ученика и труда учителя ни один подход не работает.

Первопроходцам цифрового обучения было сложно, ведь обучающих лекций и презентаций было мало. Теперь вы можете использовать готовые видеоролики Фоксфорда на YouTube по всем предметам или создавать материалы с помощью бесплатных программ CamStudio, Ezvid и Movavi.

Источник

Педагогика профессионального медицинского образования

Поиск

последние новости

Что такое цифровая педагогика. Смотреть фото Что такое цифровая педагогика. Смотреть картинку Что такое цифровая педагогика. Картинка про Что такое цифровая педагогика. Фото Что такое цифровая педагогика

На этой неделе выходит четвертый номер нашего журнала за 2021 год. Большинство материалов для него подготовлено преподавателями и сотрудниками Академического образовательного центра фундаментальной и трансляционной медицины (АОЦФТМ) ФГБОУ ДПО РМАНПО (г. Москва).

Что такое цифровая педагогика. Смотреть фото Что такое цифровая педагогика. Смотреть картинку Что такое цифровая педагогика. Картинка про Что такое цифровая педагогика. Фото Что такое цифровая педагогика

Уважаемые коллеги! Поздравляем с профессиональным праздником — Днем преподавателя высшей школы (19 ноября). Дата праздника установлена приказом Министерства науки и высшей школы РФ.

Что такое цифровая педагогика. Смотреть фото Что такое цифровая педагогика. Смотреть картинку Что такое цифровая педагогика. Картинка про Что такое цифровая педагогика. Фото Что такое цифровая педагогика

Начался новый учебный год и мы выпускаем третий номер нашего журнала. Основу номера составляют статьи специалистов Пензенского института усовершенствования врачей (ПИУВ).

Что такое цифровая педагогика. Смотреть фото Что такое цифровая педагогика. Смотреть картинку Что такое цифровая педагогика. Картинка про Что такое цифровая педагогика. Фото Что такое цифровая педагогика

Выходит в свет наш второй номер за 2021 год. В него вошли публикации специалистов НГИУВ — Новокузнецкого государственного института усовершенствования врачей. Также мы публикуем статьи наших коллег из Москвы и Иркутска.

Что такое цифровая педагогика. Смотреть фото Что такое цифровая педагогика. Смотреть картинку Что такое цифровая педагогика. Картинка про Что такое цифровая педагогика. Фото Что такое цифровая педагогика

Публикуем первый номер 2021 года, составленный из статей сотрудников Казанской государственной медицинской академии (КГМА). Тематика: история медицинских научных школ Казани и научной библиотеки КГМА, опыт преподавания различных дисциплин в условиях пандемии и многое другое. В состав номера также вошли две…

Что такое цифровая педагогика. Смотреть фото Что такое цифровая педагогика. Смотреть картинку Что такое цифровая педагогика. Картинка про Что такое цифровая педагогика. Фото Что такое цифровая педагогика

Вот и вышел в свет четвертый номер нашего журнала за 2020 год! Его основу оставили статьи наших коллег из Иркутска — Иркутской государственной медицинской академии.

Архив номеров

Выпуск #1/18

Выпуск #2/20

Н.В. Шестак

СУЩНОСТЬ ЦИФРОВОЙ ПЕДАГОГИКИ: ЦИФРОВИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Введение. Научно-техническая революция как новая реальность привела к появлению новых терминов, в том числе включающих определение «цифровая» – цифровая экономика, цифровое искусство, цифровая педагогика, цифровые медицина и здравоохранение и т.п.

Понятие «цифровая экономика» (digital economy) впервые прозвучало в 1995 году в Массачусетском университете в процессе обсуждения преимуществ информационно-коммуникационных технологий для развития экономики. В соответствии с утвержденной «Стратегией развития информационного общества РФ на 2017–2030 годы» под цифровой экономикой подразумевается «хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг» [1].

Под цифровым искусством искусствоведы понимают творческую деятельность, опирающуюся на информационные (цифровые) технологии, в процессе которой создаются художественные произведения в цифровой форме или созданные с применением специальных компьютерных программ, а также художественные формы, существующие только в компьютерной сетевой среде [2].

Цифровое здравоохранение или цифровая медицина предполагают использование информационных и коммуникационных технологий в целях внедрения электронного делопроизводства в медицинских учреждениях, учета персональных медицинских документов пациентов больниц, телемедицины, высокотехнологичной медицинской помощи и др.

Таким образом, добавление прилагательного «цифровой» к названию конкретной отрасли профессиональной деятельности указывает на ее непосредственную связь с цифровыми компьютерными технологиями, предоставляющими новые возможности развития как самой отрасли в целом, так и конкретной личности, осуществляющей этой деятельность. Отметим, что в данном случае мы имеем в виду непроизводственную сферу профессиональной деятельности, включающую в себя науку, образование, культуру, искусство, здравоохранение, финансы, систему массовых коммуникаций и т.д. Целью нашего исследования является оценка перспектив и трудностей развития цифровых образовательных технологий в высшей школе, внедрение которых направлено прежде всего на формирование современного компетентного специалиста, готового к профессиональной деятельности в современных реалиях.

Этапы развития цифровой педагогики. Изначально под цифровой педагогикой подразумевалась педагогическая деятельность с использованием информационных компьютерных образовательных технологий, то есть современных технических средств обучения (далее – ТСО): электронный проектор вместо диапроектора, позволяющий демонстрировать визуальный материал, сделанный в PowerPoint; электронные доски, электронная почта, интернет, вебинары, телеконференции и, конечно, дистанционные образовательные технологии. Данный этап является очередным витком внедрения ТСО после 60–90-х годов прошлого столетия, когда казалось, что применение кодоскопа или эпидиаскопа, автоматизированных классов контроля и обучения типа «АККОРД» и других технических новинок того времени повысит эффективность учебного процесса и даже позволит заменить преподавателей техническими устройствами. Однако техника требовала методической поддержки, наполнения учебным содержанием, а также преподавателей, способных и желающих ее использовать. В результате первоначальный восторг несколько угас.

Современная позиция, отраженная в журнальных статьях, сводится к тезису, что «цифровая педагогика использует цифровые инструменты для повышения качества преподавания и обучения», при этом отмечается, что цифровая среда не может эффективно функционировать без специально подготовленных преподавателей [3,4].Таким образом на новом технологическом витке ситуация повторяется, так как проблему качества образования нельзя решить только за счет современных достижений в области информационно-коммуникационных технологий. Тем не менее, определение цифровой педагогики как педагогики, обеспечивающей высокое качество образования с помощью компьютеров и программ [5] принимается и продвигается педагогическим сообществом.

Иные точки зрения на цифровизацию образования базируются на идеях индивидуализации, персонализации, точнее, персонализированного обучения. Например, в работе [6, С.30] суть цифровой трансформации образования рассматривается как “достижение необходимых образовательных результатов и движение к персонализации образовательного процесса на основе использования ЦТ” (цифровых технологий – Н.Ш.). Здесь следует отметить, что в статьях, посвященных проблемам внедрения цифровых технологий в образование, появились близкие по значению понятия «цифровая трасформация образования», «цифровизация обучения» [7], «цифровизация образования» [7], которые вряд ли можно считать синонимами.

Известная исследовательская и консалтинговая компания «Gartner», специализирующаяся на рынках информационных технологий, в 1995 году ввела понятие «цикл хайпа», используемое в процессе анализа новых тенденций, следующих за появлением новых технологий. Термин «Hypecycle» в русском языке понимается как цикл ажиотажа, шумихи, общественного интереса, ожиданий, признания.

Смысл «цикла хайпа» заключается в выделении нескольких этапов последовательного развития и внедрения технологической инновации. Для каждого этапа характерна различная степень интереса к конкретной инновации со стороны специалистов и общества.

Этап 1: технологический триггер— появление новой технологии, первые публикации на эту тему (Триггер – спусковой крючок, который приводит в действие некое устройство или систему. Изначально является радиотехническим термином, в современном языке используется в психотерапии, психологии, теории продаж);

Этап 2: пик чрезмерных ожиданий – от новой технологии ожидают революционных перемен; она становится популярной, рекомендуемой к массовому внедрению;

Этап 3: избавление от иллюзий – выявляются профессиональные проблемы, связанные с массовым внедрением технологии, появляются публикации критического плана, профессиональное сообщество отмечает недостатки и “страхи”, связанные с новой технологией;

Этап 4: преодоление недостатков – ведутся исследования по оценке и возможному устранению недостатков; совершенствование и апробация способов использования новой технологии; подготовка кадров для внедрения инновации в коммерческие проекты;

Этап 5: плато продуктивности – зрелость технологии; профессиональное сообщество воспринимает технологию как реальную необходимость, осознавая её достоинства, возможности и ограничения.

Очевидно, что далеко не все технологические инновации доходят даже до второго этапа в силу их бесполезности, невостребованности, малой эффективности.

Возвращаясь к цифровой педагогике, можно предположить, что на данный момент она переходит на третий этап, этап объективной оценки возможностей, преимуществ, эффективности цифровых технологий в образовании, с одной стороны, и ожидаемых потерь, разноплановых проблем и даже опасностей, связанных с отсутствием серьезных научных подходов к их глобальному внедрению на всех уровнях образования.

Не будем преувеличивать возможности и влияние цифровизации на высшее образование. Можно ли утверждать, что цифровая педагогика влияет на цели и задачи высшего образования – нет! Меняется ли существенно содержание обучения – нет! Мы не принимаем в расчет изучение дисциплин, связанных с информатикой, программированием или информационными технологиями в конкретной специальности, так как они являются технологической поддержкой профессии, так же как высшая математика, анатомия или химия. Необходимость приобретения медийно-информационной грамотности (информационной компетентности) в целом определяется осознанием того, что развитие и внедрение в нашу жизнь ИКТ неизбежно, и поэтому массовый потребитель информации, которым является каждый член общества, независимо от его возраста, профессии, социального положения и др. должен обладать соответствующими компетенциями – поиск, получение, анализ, оценивание, использование и создание информации.

Миссия цифровой педагогики как средства обучения обеспечивается технологическими возможностями, которые проявляются отчасти в улучшении старого качества и отчасти в появлении нового качества. Рассмотрим несколько примеров инноваций в области ИКТ, относящихся к цифровой педагогике (табл. 1).Термины в столбце 1 «Средства обучения» заимствованы из материалов Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании [8].

Инновации в области ИКТ

Средства
обучения
Содержание
функции
Наличие
нового
качества
Веб-контент (web content)Текстовая, визуальная и звуковая информация, опубликованная на веб-сайтахОтсутствует
Вики (wiki)Веб-сайт или онлайн-ресурс, в котором каждый может быть создавать ресурсы, в рамках которых контент может создаваться коллективно, путем добавления нового контента или редактирования существующего при просмотре Вики другими пользователямиПрисутствует
Виртуальная реальность, ВР (virtual reality, VR)Созданная на компьютере симуляция, с которой человек может взаимодействовать, «погружаясь» в нее и управляя содержащимися в ней объектами или выполняя ряд действийПрисутствует
Графические программные средства (graphicssoftware)Компьютерные программы (например, Photoshop), предназначенные для создания и редактирования изображений, картинок, фотографий, графиков и рисунковОтсутствует
Дополненная реальность, ДР (augmented reality, AR)Изображение реальной среды, элементы которой дополняются с помощью компьютерных изображений; изображения накладываются на физическую среду в режиме реального времениОтсутствует
Инструменты для планирования и анализа (planning and thinking tools)Компьютерные программы, которые предназначены для подготовки списков, календарей, расписаний, графиков и других документов, используемых в ходе планирования и анализаОтсутствует
Искусственный интеллект, ИИ (artificial intelligence, AI)Моделирование процессов человеческого

мышления с помощью машин, в частности компьютеров

Присутствует

Более того, появляются исследования, доказывающие низкую эффективность применения цифровой педагогики и модной геймификации образования в российских университетах [9].

Однако отсутствие нового качества в цифровых средствах обучения не должно восприниматься как избавление от иллюзий и чрезмерных ожиданий. Выше мы уже говорили об улучшении старого качества. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовании заключается не только в разработке инновационных методов и средств обучения, но и в возможности с новых позиций, в новом ракурсе рассмотреть хорошо известные и апробированные методы и средства обучения. В таблице 2 рассмотрены варианты эволюции методов и средств обучения, наиболее распространенных в среднем профессиональном и высшем образовании.

Технологическая поддержка методов и средств обучения
информационно-коммуникационными технологиями

№ п/пФормы, методы и средства
обучения
Эволюция метода/средства обучения,
обеспеченная ИКТ
1.Малые группы (обмен опытом, study-группы, кружки, взаимопомощь).

Принцип взаимного обучения

Пиринговое обучение

Социальные сети

2.Метод Сократа.

Принцип индивидуального обучения

Skype
3.Лекция как метод устного изложения учебного содержанияВебинары
4.СеминарВизуальная учебная аудитория:

студенты могут говорить друг с другом; видеть друг друга; писать друг другу; писать на виртуальной доске, которую видят все участники учебного процесса, в том числе и преподаватель; предоставлять доступ к своим материалам; работать с программными продуктами, установленными на рабочем месте другого пользователя

5.ДискуссияЧат, форум, блог

Социальные сети

6.Написание рефератов, сочинений, эссе и других письменных работИнтернет

Электронная почта

7.СеминарыАудио-, видео-, телеконференции
8.Практические занятияСимуляционные технологии
9.УчебникЭлектронный учебник
10.Работа в библиотекеЭлектронные библиотеки
11.Устный контрольТестовый контроль, письменный контроль

Переход от этапа 2 (пик чрезмерных ожиданий) к этапу 3 хорошо представлен в работе [10]. Автор обращает внимание на призывы к смене педагогической парадигмы, переходу от «теоретической педагогике» к цифровой, к иной цели образования. Однако мы уже отмечали, что ни цели высшего образования, ни формы обучения, ни принципы и организация педагогической деятельности кардинально не меняются, и о смене парадигмы говорить рано.

Сущность цифровой педагогики. Глобальным изменениям подвергается образовательная среда в целом. Здесь мы еще раз обратимся к ученым компании Gartner, которые предложили дефиницию цифровой профессиональной деятельности, точнее цифрового бизнеса, как новую модель бизнеса, масштабно охватывающую людей и всю сферу их жизни, при помощи информационных технологий, Интернета, и обеспечивающую эффективное персональное обслуживание всех, везде и всегда. В настоящее время мы живем в постиндустриальном обществе – обществе, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешел от преимущественного производства товаров к производству услуг, то есть деятельности, направленной на удовлетворение потребностей человека и общества в целом, и в процессе которой не создается материально-вещественный продукт. Услуги предоставляет любая, созданная и поддерживаемая обществом, инфраструктура: армия, финансы, транспорт, связь, здравоохранение, образование, наука, культура, производство и продажа программного обеспечения и др. В связи с этим философы отмечают развитие «цивилизации услуг». Услуги работников образования не принимают предметной формы и не входят составной частью в стоимость товара. Но эффективные качественные образовательные услуги в современном обществе могут быть предоставлены только на основе ИКТ, методологически определенных и поддержанных цифровой педагогикой.

Цифровая педагогика – это не внедрение цифровых технологий в учебный процесс. В термине «цифровая педагогика» главным понятием, смыслообразующим словом является «педагогика», и поэтому позволим напомнить, что педагогика – наука о специально организованной целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о содержании, формах и методах воспитания, образования и обучения. Соответственно, педагогика высшей школы – отрасль педагогической науки, раздел профессиональной педагогики, изучающий теоретические и практические проблемы высшего образования, основные составляющие образовательного процесса в вузе (закономерности, принципы, формы, методы, технологии, содержание), а также особенности и условия, обеспечивающие эффективное представление образовательных услуг всем обучающимся, везде и всегда. И если мы говорим о цифровой педагогике, то к выше приведенным дефинициям педагогики добавляем слова «при помощи информационных технологий и интернета», подчеркивая, что «цифра» является только средством, механизмом инновационного развития образовательного процесса, которое может существенно повлиять на все выше перечисленные элементы, а также и на самого обучающегося. Это может быть что угодно: от простого использования РowerРoint в аудитории до массовых открытых онлайн-курсов (MOOCs), таких как Udacity и Coursera. Примерами элементов учебного процесса, организованного на основе цифровой педагогики, являются задания по ведению блога, использование социальных сетей для организации дискуссий, применение цифровых инструментов для тестирования идей. Цифровая педагогика расширяет возможности преподавания, обучения и учения, предлагает иные разнообразные способы выполнения самостоятельной работы, проведения практических занятий, оценивания выполненных работ и др. Цифровая педагогика позволяет развивать методы обучения, направленные на приобщение студентов к творческой практике, стимулирующие творческие проявления студентов, применения образных моделей теоретических понятий. При этом необходимо направить педагогические усилия на формирование у студентов стремления к новым знаниям, желания обсудить новые знания, услышать чужое мнение, создать новое знание, что обеспечивается организацией неформального общения в социальных сетях, онлайн-сообществах, блогах, по Scype, WhatsApp, Zoom и т.д. И тогда мы сможем говорить о том, что информационные технологии способствуют развитию и поддержанию познавательной активности обучающихся.

Задачи и риски цифровой педагогики. Все новое непременно сталкивается с ранее сформированными установками и стереотипами, препятствующими внедрению новаций. Зарубежные авторы отмечают, что «барьеры первого порядка для интеграции ИКТ в преподавание и обучение включают в себя нехватку ресурсов, времени, доступа и технической поддержки. Препятствиями второго порядка являются убеждения педагогов относительно ИКТ» [11]. Также следует отметить проблему академической недобросовестности студентов, значительно возросшую благодаря цифровизации, а точнее Интернету – проблему заимствования в студенческих письменных работах [12]. Для российских студентов можно отметить еще одно затруднение – неподготовленность к работе в современной образовательной среде. Крылатая фраза древнегреческого драматурга Менандра «Великое благо тому, кто научился учиться» как нельзя лучше характеризует данную проблему: студенты не обладают необходимыми компетенциями для выполнения письменных работ, требующих четкой постановки вопроса, поиску информации и аргументированных ответов, в большинстве случаев они не умеют и не хотят вести полемику, участвовать в дискуссиях и других формах учебной деятельности, предлагаемых цифровой педагогикой [13].

Здесь опять обратимся к исследованиям в области цифровых бизнес-технологий. В статье [14] предлагается перечень мероприятий, необходимых для осуществления цифровой трансформации предприятия: превратить своих клиентов в партнеров; раскрыть творческий потенциал персонала; преобразовать свои продукты в услуги; сделать все бизнес-процессы гибкими, масштабируемыми и естественными; пересмотреть или при необходимости выработать новую бизнес-модель. На этой основе мы предлагаем модель дорожной карты преобразования образовательного процесса вуза, включающую в себя:

Для перехода в четвертый этап «цикла хайпа» цифровой педагогики, подразумевающего преодоление недостатков, необходимо провести исследования по оценке и возможному устранению этих недостатков, разработке способов использования новых технологий и, конечно, подготовить кадры для внедрения инновации учебный процесс. Массовое внедрение и развитие цифровой педагогики в высшей школе ставят перед ней как наукой следующие задачи:

Решение этих задач требует больших усилий и затрат со стороны государства, общества и педагогического сообщества и поэтому, безусловно связано с рисками, то есть вероятными событиями, в результате наступления которых могут произойти не только положительные, но и отрицательные последствия [12, 15–20].

В качестве рисков цифровой педагогики на данном этапе мы отмечаем:

Рассмотрим более подробно два «риска», касающихся профессорско-преподавательского состава: противостояние преподавателей массовому внедрению ИКТ в учебный процесс и рост безработицы среди педагогов. Эти риски в какой-то степени взаимосвязаны, и на данном этапе неизбежны. Сокращение продолжительности непосредственных контактов преподавателя с обучающимися за счет увеличения доли опосредованной деятельности по управлению учебным процессом в условиях электронного обучения неизбежно приводит к переосмыслению традиционной структуры учебного процесса, оценки учебно-методической работы профессорско-преподавательского состава, пересмотру норм учебной нагрузки преподавателя с учетом специфики конкретной образовательной организации. Кроме того, следует учитывать исторически сформировавшуюся установку профессорско-преподавательского состава на необходимость личного контакта в процессе обучения. Большинство преподавателей уверены, что замена лекции на самостоятельное изучение теоретического материала приводит к снижению качества обучения [20].

Самым глобальным можно считать риск, связанный с падением уровня образования, культуры, нравственности. Академик РАО профессор А.А. Вербицкий отмечает, что в цифровое обучение заложен «реальный риск деградации речи, а вместе с ней и мышления, поскольку оно совершается в речи» [21]. Следствием цифрового обучения школьников являются поверхностные суждения и клиповое мышление. Безграмотные речь и письмо в условиях вытеснения живого общения задерживают формирование познавательной активности. Но стоит ли искать причину безграмотности и прочего только в цифровизации общества в целом и образования, в частности? Школьники по-прежнему ходят в школу и общаются в классах, студенты посещают университеты, готовятся к семинарам и участвуют в дискуссиях. Проблема скорее заключается в том, что педагогические практики не успевают за технологическим прогрессом. Мы просто не готовы к педагогической деятельности в новых условиях, обусловленных не только инновационными технологиями, но прежде всего новыми задачами, поставленными обществом перед сферой образования, а именно: формирование личности, способной к самореализации и самосовершенствованию, способной адаптироваться к любым жизненным ситуациям, в том числе, связанных с профессиональной деятельностью; способной не только критически, но и творчески мыслить, а также работать в команде, что предполагает наличие установки на сотрудничество.

Заключение. Цифровая педагогика должна опираться на иные концепции образования по сравнению с традиционным подходом к организации учебного процесса, получившим распространение в последние века. Современные инновационно-коммуникационные образовательные технологии во многом базируются на философских и психологических концепциях, получавших свое развитие, начиная с середины ХХ века. К ним относятся прагматизм и инструментализм, когнитивизм, конструкционизм, коннективизм [4]. Будущее высшего образования видится в развитии коллаборативного (совместного) обучения (обучение в сотрудничестве), геймификации(от английского gamification – игрофикация), заключающейся в применении подходов, заложенных в компьютерные игры, для разработки и внедрения игровых методов обучения, способствующих повышению мотивации к обучению решениям прикладных задач, наставничества в сети, коллегиальных сред и других образовательных технологий, реализуемых только в помощью ИКТ.

Список литературы

Сведения об авторе

Шестак Надежда Владимировна – доктор педагогических наук, руководитель Центра подготовки педагогов непрерывного профессионального образования, заведующий кафедрой медицинской педагогики, философии и иностранных языков ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России (Москва).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *