Что такое церковь ихняя с башенкой определение

ЗИККУРАТ

Полезное

Смотреть что такое «ЗИККУРАТ» в других словарях:

Зиккурат — (аккадск.), в архитектуре Древней Месопотамии культовая ярусная башня. Зиккураты имели 3 7 ярусов в форме усеченных пирамид или параллелепипедов из кирпича сырца, соединявшихся лестницами и пологими подъёмами пандусами. Наиболее известен… … Художественная энциклопедия

Зиккурат — в Уре. Зиккурат (от вавилонского слова sigguratu «вершина», в том числе «вершина горы») многоступенчатое культовое сооружение в древнем Междуреч … Википедия

Зиккурат — Этеменанки в Вавилоне (т.н. Вавилонская башня). Сер. 7 в. до н.э. Реконструкция. ЗИККУРАТ (аккадское), в архитектуре Древней Месопотамии культовая башня. Зиккураты имели 3 7 ярусов из кирпича сырца, соединявшихся лестницами и пандусами. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

зиккурат — >.н. Вавилонская башня). Сер. 7 в. до н.э. Реконструкция. /> Зиккурат Этеменанки в Вавилоне (.н. Вавилонская башня). Сер. 7 в. до н.э. Реконструкция. Зиккурат Этеменанки в Вавилоне (.н. Вавилонская башня). Сер. 7 в. до н.э. Реконструкция.… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

зиккурат — пирамида, храм, башня Словарь русских синонимов. зиккурат сущ., кол во синонимов: 3 • башня (45) • пирамида … Словарь синонимов

ЗИККУРАТ — (аккадск.) в архитектуре Др. Месопотамии культовая башня. Зиккураты имели 3 7 ярусов из кирпича сырца, соединявшихся лестницами и пандусами … Большой Энциклопедический словарь

Зиккурат — в архитектуре Древней Месопотамии культовая башня. Зиккураты имели 3 7 ярусов из кирпича сырца, соединявшихся лестницами и пандусами … Исторический словарь

Зиккурат — ступенчатая башня в месопотамском храмовом строительстве. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии

зиккурат — Ступенчатое сооружение без внутренних помещений,образующее подножие храма [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики архитектура, основные понятия EN zigguratzikkurat DE Sikkurat FR ziggourat … Справочник технического переводчика

Зиккурат — (аккадское) культовое сооружение в древнем Двуречье, представлявшее собой сырцовую башню из поставленных друг на друга параллелепипедов или усечённых пирамид (от 3 до 7), не имевших интерьера (исключение верхний объём, в котором… … Большая советская энциклопедия

Источник

редкие и устаревшие слова из рассказа «кавказский пленник» Л. Н. Толстой Желательно больше, спасибо!

Глава первая
Выправил отпуск — оформил отпуск.
Провожатые солдаты — солдаты, которые сопровождали группу людей; охрана.
Солнце уже и за полдни перешло — миновал полдень.
Нападусь на татар — внезапно встречу татар.
Лошадь охотницкая — лошадь, которую не надо понукать, которая легко понимает, что нужно делать.
Взнесла его на кручь — лошадь вместе со всадником легко поднялась на крутую гору.
Плетью ожаривает — сильно бьет плетью.
Стал он окорачивать — стал натягивать поводья, чтобы остановить лошадь.
Лошадь разнеслась — лошадь мчится, не может остановиться.
Трепенулась — вздрогнула.
Ногаец — ногайцы — народ в России, говорят на языке тюркской группы.

Глава третья
Три аршина. Аршин — мера длины, равная 71,12 см; три аршина — 2,13 м.
Утвердил их — твердо, устойчиво поставил, прикрепил.
Захрапит и отвернется (старик) — начнет возмущенно дышать, так что возникает звук, похожий на храп, и отвернется, чтобы не смотреть на человека другой веры.
За камень притулиться — спрятаться за камнем, прижавшись к нему.

Глава четвертая
Под мышки да под лытки — под мышки и за ноги под сгибы коленей.
Заробел — испытал робость, испугался.

Глава пятая
Овца перхает в закуте — овца судорожно кашляет в закуте, т. е. в хлеву для мелкого скота.
Высожары спускаться стали. Высожары, или Стожары, или Плеяды — рассеянное звездное скопление в созвездии Тельца; в летнее время Стожары в первую половину ночи стоят высоко в небе, а во второй половине ночи постепенно спускаются к горизонту.
Рассолодел. Солод — продукт, который приготовляется из зерна, пророщенного во влаге и тепле, затем засушенного и крупно смолотого; здесь рассолодел — стал влажным (потным), словно бы рыхлым (слабые мышцы), вялым.

Глава шестая
Камень вострый — камень острый.
Лягу в лесу, передню́ю — спрячусь в лесу, пережду день, дождусь темноты.

Источник

Исследовательская работа по литературе «Особенности языка рассказа-были Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»

ХХ III МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНКУРС ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2»

Особенности языка рассказа-были Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».

Вернер Мария Ивановна

полное наименование образовательной организации (согласно Уставу)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2»

Тема: Особенности языка рассказа-были Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».

II.4 Словообразовательные средства языка——————————— стр.1

В чём своеобразие языка «Кавказского пленника»? Л.Н.Толстой писал об этом так: «Это образец тех приемов и языка, которым я пишу и буду писать для больших», «работа над языком ужасная, надо, чтобы все было красиво, коротко, просто и, главное, ясно». Он замечал, что «длинный закрученный период, с вставочными и вводными предложениями, не только не есть красота, но он почти всегда скрывает слабость мысли и всегда неясность мысли».

Я заинтересовалась этой темой и выдвинула гипотезу : я предполагаю, что язык рассказа чрезвычайно богат и разнообразен, а художественно – изобразительные средства и особенности языка привлекают внимание при чтении, вызывают живой интерес к произведению и оставляют глубокое впечатление от прочитанного и остаются в памяти.

Актуальность: Рассказ «Кавказский пленник» Л.Н.Толстого есть образец мастерства языка, простота и ясность которого несёт читателям мысли о мире, дружбе, толерантности, необходимые в нашем мире.

Для достижения целей решались следующие задачи:

— изучить литературу по данной теме;

— проанализировать жанровое своеобразие, язык повествования;

— провести анкетирование учащихся и родителей;

обобщить полученные данные.

Методы исследования: изучение литературы и справочников, работа с текстом, анкетирование родителей и учащихся.

II . 1. Жанр и особенности языка повествования

II.2 Лексические средства языка.

«Выправил отпуск» — оформил отпуск.

«Провожатые солдаты» — солдаты, которые сопровождали группу людей; охрана.

«Солнце уже и за полдни перешло» — миновал полдень.

«Нападусь на татар» — внезапно встречу татар.

«Лошадь охотницкая» — лошадь, которую не надо понукать, которая легко понимает, что нужно делать.

«Взнесла его на кручь» — лошадь вместе со всадником легко поднялась на крутую гору.

«Плетью ожаривает» — сильно бьет плетью.

«Стал он окорачивать» — стал натягивать поводья, чтобы остановить лошадь.

«Лошадь разнеслась» — лошадь мчится, не может остановиться.

«Ногаец» — ногайцы — народ в России, говорят на языке тюркской групп.

«Распояской» — без пояса.

«Бешмет» — мужская и женская распашная одежда, поддеваемая под кафтан, чекмень, черкеску у народов Средней Азии, Кавказа, Сибири.

«Храп мокрый» — морда мокрая.

«Галунчиком обшит». Галун — плотная лента или тесьма, часто с серебристой или золотой нитью.

«Башмачки сафьянные». Сафьян — тонкая, мягкая, обычно ярко окрашенная кожа, выделанная из шкур коз или овец.

«На рукавах оторочено красным» — рукава обшиты красным (галуном, тесьмой, лентой).

«Монисто из русских полтинников» — ожерелье из русских монет в 50 копеек (в то время полтинники были серебряными).

«Церковь ихняя, с башенкой» — мечеть с минаретом.

«Чистый, как ток». Ток — площадка для молотьбы; на току всегда чисто, потому что здесь собирают зерна и сметают в сторону полову.

«Войлок» — плотный толстый материал из валяной шерсти.

«Масло коровье распущено в чашке» — масло коровье (сливочное) лежит, растаявшее, в чашке.

«Лоханка»— деревянная круглая или продолговатая посуда, здесь — для мытья рук.

«Три аршина». Аршин — мера длины, равная 71,12 см; три аршина — 2,13 м.

«Утвердил их» — твердо, устойчиво поставил, прикрепил.

«Захрапит и отвернется» (старик) — начнет возмущенно дышать, так что возникает звук, похожий на храп, и отвернется, чтобы не смотреть на человека другой веры.

«За камень притулиться» — спрятаться за камнем, прижавшись к нему.

«Под мышки да под лытки» — под мышки и за ноги под сгибы коленей.

«Заробел» — испытал робость, испугался.

«Овца перхает в закуте» — овца судорожно кашляет в закуте, т. е. в хлеву для мелкого скота.

«Высожары спускаться стали». Высожары, или Стожары, или Плеяды — рассеянное звездное скопление в созвездии Тельца; в летнее время Стожары в первую половину ночи стоят высоко в небе, а во второй половине ночи постепенно спускаются к горизонту.

«Рассолодел». Солод — продукт, который приготовляется из зерна, пророщенного во влаге и тепле, затем засушенного и крупно смолотого; здесь рассолодел — стал влажным (потным), словно бы рыхлым (слабые мышцы), вялым.

Для выражения отношения к Дине автором использованы слова с положительной оценкой умница, лицом красивая.

Использование однокоренных слов в одном предложении указывает на особую роль этих слов в предложении: «Ехали они долго с горы на гору, переехали вброд реку, выехали на дорогу и поехали лощиной». Дорога домой будет длинной и трудной для Жилина.

В тексте рассказа отмечается обилие сравнений при описании старика: «борода и усы…белые, как пух; лицо сморщенное и красное, как кирпич; нос крючком, как у ястреба; идёт…, как волк озирается». Необычные, оригинальные сравнения с живым миром природы помогают наглядно представить внешность старика, который невзлюбил русского пленного. Толстой — мастер портрета, и не только психологического. Нескольких слов достаточно, чтобы мы увидели Дину с ее ручонками, «тоненькими, как прутики», глазками, блестящими, как звездочки. Другие сравнения: «прыгнет, как коза дикая; проговорил что-то, точно ругается; кормить, как князей…»

Рассказ восхищает изображением великолепной кавказской природы. Описания пейзажей словно переносят нас к месту развернувшихся событий.

Особое внимание на сравнение автор обращает при описании природных явлений: «туман, как молоко, белеется»; «маячит что-то в долине, точно дым из труб»; «белые, как сахар, горы стоят под снегом»; «тихо, как вымерло всё».

Для описания местного колорита, повторяются определения – эпитеты : «красный татарин, лошадь добрая, собака злая-презлая, в чистом поле, голая степь».

Дополняют психологический портрет героев синонимы: черноватый «быстрый, живой».

С помощью метафор Толстому удалось сделать текст запоминающимся, усилить его изобразительность: «аулы дымятся», «стало солнышко закатываться», «долина загорелась», «месяц народился», «звёзды высоко стоят», «туман расходиться стал», «роса пала», «сердце оборвалось», «горы всё выше и выше поднимаются». С помощью метафор Толстому удалось сделать текст запоминающимся, усилить его изобразительность.

При описании природы автор прибегает к олицетворению : «Высожары спускаться стали»; «ружьё уехало», «идут часы», «лес идёт», «месяц встаёт», «тучки заходить стали», «месяц ещё скорее выбирается»; «ползёт под гору тень», «все к нему приближается, ручьи бегут…» Природа, как человек, подгоняет Жилина, торопит, не даёт возможности передохнуть на пути к своим, к свободе. Только выносливому человеку это под силу.

узкий длинный кафтан, затянутый в талии, без ворота и с клинообразным воротом на груди (у кавказских горцев и казаков);

Имена: Абдул-Мурат, Кази-Мугамед.

II.3. Морфологические средства

Фразы в рассказе нередко начинаются с глагола, со сказуемого, за которым идёт существительное, местоимение, подлежащее: «Служил на Кавказе офицером один барин», «Пишет ему старуха мать…», «Пошёл он к полковнику, выправил отпуск»…Обратный порядок слов приближает рассказ-повествование к разговорной речи, выделяет роль глаголов, усиливает выразительность речи.

Писатель называет каждое движение и изменение состояния человека поэтапно. Нагнетание глаголов активизирует напряжение читателя: «Она взяла кувшин, побежала, принесла хлеба пресного на дощечке круглой и опять села, изогнулась, глаз не спускает, смотрит». «Села на коленочки, начала выворачивать». «А Жилину пить хочется, в горле пересохло. Думает: «Хоть бы пришли проведать». «Слышит – отпирают сарай». «Как заплачет Дина, закрылась руками, побежала на гору…». «Перекрестился Жилин, подхватил рукой замок…, пошел по дороге, ногу волочит, на зарево поглядывает».

В качестве подлежащего Толстой часто использует имена прилагательные в роли существительных: «черноватый» подошёл; «чёрный» смеётся, понял; «красный» сидит, бежит «малый», «мёртвый» лежит, раздал «рыжий» денег…

II.4.Словообразовательные выразительные средства

Автор в описании внешнего вида татарских детей и женщин использует уменьшительно-ласкательные суффиксы : молоденькая, татарчонка, в рубашонке, девочка тоненькая, худенькая, Динушка, глазёнки, ручонки, тоненькая, худенькая, коленочки.

Кроме морфологических, традиционных способов словообразования, встречается и неморфологический : переход одной части речи в другую. Например: «черноватый» подошёл; «чёрный» смеётся, понял; «красный» сидит, бежит «малый», «мёртвый» лежит, раздал «рыжий» денег. Имена прилагательные перешли в имена существительные.

II.5.Синтаксические средства языка

Язык «Кавказского пленника» очень похож на язык сказок и былин. Предложения начинаются с глагола-сказуемого, за ним идет подлежащее. «Слышит Жилин…», «как закричит Костылин…» и т. д.

Л.Н. Толстой использовал большой арсенал имеющихся в языке синтаксических средств без использования определений к именам существительным и глаголам, чтобы не рассеивать внимание и не заслонять главное. Это придает речи лаконизм, динамичность, создают интонацию доверительности, активизируют восприятие читателей, как бы вовлекая их в ход мыслей повествователя.

Предложения с обращением, например:

«Ну, Костылин, пойдем, попытаемся последний раз; я тебя подсажу».

«Снеси на место, Дина, а то хватятся…».

«Братцы! Выручай, братцы!»

Односоставные предложения, например:

«Полюбится тебе, может, и женишься и совсем останешься».

Предложения простые с однородными членами, например :

«Пошёл он к полковнику, выправил отпуск, простился с товарищами, поставил своим солдатам четыре ведра водки на прощанье и собрался ехать».

«Идет Жилин, все тени держится».

« Едут степью, разговаривают да поглядывают по сторонам».

Сложные предложения, например:

«Принялся опять Жилин за замок, а Дина села подле него на корточках, за плечо его держит».

« Жилин спешит, а месяц еще скорее выбирается».

«Он увидал, стал назад поворачивать; и татары его увидали, пустились к нему, сами на скаку выхватывают ружья из чехлов».

« Жилин губами и руками показал, чтобы пить ему дали».

Восклицательные предложения, например:

«Хорошо, Иван, хорошо!»

«Ай, урус! ай, Иван!» «Братцы! выручай, братцы!»

«Это большой человек!»

«Как взрадуется Дина!»

Побудительные предложения, например:

«Ты подожди внизу, а я только взгляну».

«Снеси на место, а то хватятся…»

Вопросительные предложения, например:

«А много ли он хочет выкупа?»

«Зачем ты к старику ходил?»

«А не уехать ли одному без солдат? Или не ездить?»

Очень важную роль в рассказе играет диалог. Он чаще и движет действие.

В своем исследовании мне было интересно выяснить:

— запомнился ли рассказ «Кавказский пленник» моим одноклассникам и чем;

— выявить, насколько родители учеников сохранили в своей памяти воспоминания о прочитанном рассказе еще в школьные годы.

Для этого учащимся и родителям были предложены следующие вопросы:

1. Знаком ли Вам рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»?

2. Помните ли Вы, кто является главным героем рассказа?

3. Какими, на Ваш взгляд, чертами характера обладает главный герой – Жилин?

4. Как Вы считаете, является ли образ главного героя образцом «характера русского народа»?

5. Считаете ли Вы рассказ «Кавказский пленник» своеобразным примером, как оставаться в самых суровых условиях человеком?

6. Легким или сложным оказался для Вас язык писателя в рассказе «Кавказский пленник»

В анкетировании приняли участие 23 ученика 5 «А» класса и 23 родителя.

Нет – 3 человека (13%)

Да – 23 человека. (100%)

Затрудняюсь ответить – 5 (22%)

Нет – 3 человека (13%)

Да – 23 человека (100%)

Таким образом, проанализировав результаты анкетирования обучающихся и родителей, я пришла к выводу, что рассказ «Кавказский пленник» запомнился читателям не только сюжетом, героями, но и языком. Рассказ «Кавказский пленник» написан таким мастером слова, с таким совершенством, что, прочитав его один раз, мы запоминаем его героев на всю жизнь.

V. Заключение. Выводы.

В данном исследовании выявлены языковые особенности повествования с точки зрения лексики, словообразования, морфологии и синтаксиса.

Основными особенностями языка рассказа «Кавказский пленник» являются:

1. Введение в текст выражений и стилистических оборотов, просторечий, не свойственных современному литературному языку.

3. Использование писателем тюркских слов для лучшего описания исторической эпохи, жизни кавказских народов, достоверности событий.

4. Создание простых синтаксических форм, чтобы не рассеивать внимание читателя, не заслонять главное.

5. Возможность донести до каждого читателя идею произведения:

люди должны жить в дружбе, пусть им не мешает война. Только труд и уважение сближают людей, помогают преодолеть национальную разобщённость. Война и вражда античеловечны.

В.И. Даль. Пословицы русского народа. Москва.: Художественная литература, 1957.

3. Я.В. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. Литература 5 класс. – М.: Просвещение, 2013, с. 230-258.

4. Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М., 1983.

Работая над своей темой, я получил ценную и полезную информацию, которая мне очень пригодится в изучении творчества Л.Н.Толстого в школе.

Я думаю, что, зная о роли Кавказа в жизни и творчестве писателя, мне будет легче раскрыть не только образы героев произведений, связанных с Кавказом, но и других произведений писателя, представить их такими, какими хотел видеть Толстой.

Кроме того, я научился лучше работать с литературой, выбирать и находить в ней, на мой взгляд, самое главное.

1. Знаком ли Вам рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»?

«Да, знаком» – 9 человек.

«Что-то слышал» – 1 человек.

«Затрудняюсь ответить» – 0

2. Помните ли Вы, кто является главным героем рассказа?

«Да, помню» – 7 человек.

«Затрудняюсь ответить» – 3 человека.

3. Какими, на Ваш взгляд, чертами характера обладает главный герой – Жилин?

«Храбрость, отвага» – 6 человек.

«Честность, преданность, благодарность» – 3 человека.

«Заботливость, доброжелательность» – 1 человека.

«Предупредительность, дальновидность» – 0.

4. Как Вы считаете, является ли образ главного героя «характером народным»?

«Да, считаю» – 8 человек.

«Скорее нет, чем да» – 2 человека.

«Нет, это не «народный характер» – 0.

5. Считаете ли Вы рассказ «Кавказский пленник» своеобразной книгой жизни?

Источник

Конспект урока по литературе 5 класс «Краткость и выразительность языка рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник. Рассказ, сюжет, композиция, идея произведения».

Тема:Краткость и выразительность языка рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»

Цель: знакомство уч-ся с понятиями жанр, сюжет, композиция, идея произведения;

развитие речи учащихся;

развитие творческих способностей обучающихся (синквейн).

Урок развития речи

Краткость и выразительность языка рассказа.

— рассказ от лица Жилина о дружбе с Диной;

— синквейн о Жилине.
Обратим внимание учеников на короткие предложения, которыми написан рассказ. Краткость и в то же время глубина — главные достоинства рассказа.

Словарная работа (по группам)
Каждая группа школьников, которые работали с редкими, малопонятными словами и выражениями из глав рассказа, обсуждает друг с другом слова, которые ученики выписали дома. Очень важна работа по объяснению смысла слов путем подбора синонимов и обращения к толковым словарям. Группа выделяет одного-двух представителей, которые готовятся отвечать от ее имени. Затем слушаем ответ учеников о значении редких слов.
Внимания требует значительное количество слов и выражений. Будем помнить, что кажущееся естественным и понятным нам, взрослым, может вызывать значительные трудности для детей. В то же время незнание значения даже одного слова в предложении (тем более если оно ключевое) часто делает для детей непонятным все предложение.

Глава первая
Выправил отпуск — оформил отпуск.
Провожатые солдаты — солдаты, которые сопровождали группу людей; охрана.
Солнце уже и за полдни перешло — миновал полдень.
Нападусь на татар — внезапно встречу татар.
Лошадь охотницкая — лошадь, которую не надо понукать, которая легко понимает, что нужно делать.
Взнесла его на кручь — лошадь вместе со всадником легко поднялась на крутую гору.
Плетью ожаривает — сильно бьет плетью.
Стал он окорачивать — стал натягивать поводья, чтобы остановить лошадь.
Лошадь разнеслась — лошадь мчится, не может остановиться.
Трепенулась — вздрогнула.
Ногаец — ногайцы — народ в России, говорят на языке тюркской группы.

Глава третья
Три аршина. Аршин — мера длины, равная 71,12 см; три аршина — 2,13 м.
Утвердил их — твердо, устойчиво поставил, прикрепил.
Захрапит и отвернется (старик) — начнет возмущенно дышать, так что возникает звук, похожий на храп, и отвернется, чтобы не смотреть на человека другой веры.
За камень притулиться — спрятаться за камнем, прижавшись к нему.

Глава четвертая
Под мышки да под лытки — под мышки и за ноги под сгибы коленей.
Заробел — испытал робость, испугался.

Глава шестая
Камень вострый — камень острый.
Лягу в лесу, передню́ю — спрячусь в лесу, пережду день, дождусь темноты.

Подведем итоги: краткость языка рассказа делает его понятным и увлекательным, употребление старинных народных слов делает рассказ выразительным и запоминающимся.

Сюжет — это цепь событий, происходящих в произведении.

— В чем заключается сюжет рассказа «Кавказский пленник»?

Рассказ — небольшое повествовательное произведение, которое объединено одним сюжетом и состоит из нескольких эпизодов.

Идея — главная мысль произведения.

Идея рассказа в том, что упорство и мужество всегда побеждают. Писатель осуждает вражду между народами, считает ее бессмысленной.

Домашнее задание
Письменно подготовить ответ на вопрос: в чем, по-вашему, заключается идея рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»?

Что такое церковь ихняя с башенкой определение. Смотреть фото Что такое церковь ихняя с башенкой определение. Смотреть картинку Что такое церковь ихняя с башенкой определение. Картинка про Что такое церковь ихняя с башенкой определение. Фото Что такое церковь ихняя с башенкой определение

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что такое церковь ихняя с башенкой определение. Смотреть фото Что такое церковь ихняя с башенкой определение. Смотреть картинку Что такое церковь ихняя с башенкой определение. Картинка про Что такое церковь ихняя с башенкой определение. Фото Что такое церковь ихняя с башенкой определение

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Что такое церковь ихняя с башенкой определение. Смотреть фото Что такое церковь ихняя с башенкой определение. Смотреть картинку Что такое церковь ихняя с башенкой определение. Картинка про Что такое церковь ихняя с башенкой определение. Фото Что такое церковь ихняя с башенкой определение

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что такое церковь ихняя с башенкой определение. Смотреть фото Что такое церковь ихняя с башенкой определение. Смотреть картинку Что такое церковь ихняя с башенкой определение. Картинка про Что такое церковь ихняя с башенкой определение. Фото Что такое церковь ихняя с башенкой определение

Тема:Краткость и выразительность языка рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»

Цель: знакомство уч-ся с понятиями жанр, сюжет, композиция, идея произведения;

развитие речи учащихся;

развитие творческих способностей обучающихся (синквейн).

Урок развития речи

I. Краткость и выразительность языка рассказа.

— рассказ от лица Жилина о дружбе с Диной;

— синквейн о Жилине.
Обратим внимание учеников на короткие предложения, которыми написан рассказ. Краткость и в то же время глубина — главные достоинства рассказа.

Словарная работа (по группам)
Каждая группа школьников, которые работали с редкими, малопонятными словами и выражениями из глав рассказа, обсуждает друг с другом слова, которые ученики выписали дома. Очень важна работа по объяснению смысла слов путем подбора синонимов и обращения к толковым словарям. Группа выделяет одного-двух представителей, которые готовятся отвечать от ее имени. Затем слушаем ответ учеников о значении редких слов.
Внимания требует значительное количество слов и выражений. Будем помнить, что кажущееся естественным и понятным нам, взрослым, может вызывать значительные трудности для детей. В то же время незнание значения даже одного слова в предложении (тем более если оно ключевое) часто делает для детей непонятным все предложение.

Глава первая
Выправил отпуск — оформил отпуск.
Провожатые солдаты — солдаты, которые сопровождали группу людей; охрана.
Солнце уже и за полдни перешло — миновал полдень.
Нападусь на татар — внезапно встречу татар.
Лошадь охотницкая — лошадь, которую не надо понукать, которая легко понимает, что нужно делать.
Взнесла его на кручь — лошадь вместе со всадником легко поднялась на крутую гору.
Плетью ожаривает — сильно бьет плетью.
Стал он окорачивать — стал натягивать поводья, чтобы остановить лошадь.
Лошадь разнеслась — лошадь мчится, не может остановиться.
Трепенулась — вздрогнула.
Ногаец — ногайцы — народ в России, говорят на языке тюркской группы.

Глава третья
Три аршина. Аршин — мера длины, равная 71,12 см; три аршина — 2,13 м.
Утвердил их — твердо, устойчиво поставил, прикрепил.
Захрапит и отвернется (старик) — начнет возмущенно дышать, так что возникает звук, похожий на храп, и отвернется, чтобы не смотреть на человека другой веры.
За камень притулиться — спрятаться за камнем, прижавшись к нему.

Глава четвертая
Под мышки да под лытки — под мышки и за ноги под сгибы коленей.
Заробел — испытал робость, испугался.

Глава шестая
Камень вострый — камень острый.
Лягу в лесу, передню́ю — спрячусь в лесу, пережду день, дождусь темноты.

Подведем итоги: краткость языка рассказа делает его понятным и увлекательным, употребление старинных народных слов делает рассказ выразительным и запоминающимся.

Сюжет — это цепь событий, происходящих в произведении.

— В чем заключается сюжет рассказа «Кавказский пленник»?

Рассказ — небольшое повествовательное произведение, которое объединено одним сюжетом и состоит из нескольких эпизодов.

Идея — главная мысль произведения.

Идея рассказа в том, что упорство и мужество всегда побеждают. Писатель осуждает вражду между народами, считает ее бессмысленной.

Домашнее задание
Письменно подготовить ответ на вопрос: в чем, по-вашему, заключается идея рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *