Что такое церковь для детей

Конспект занятия по теме «Познавательная экскурсия в «Православный храм» в подготовительной группе

Что такое церковь для детей. Смотреть фото Что такое церковь для детей. Смотреть картинку Что такое церковь для детей. Картинка про Что такое церковь для детей. Фото Что такое церковь для детей Мартыненко Екатерина
Конспект занятия по теме «Познавательная экскурсия в «Православный храм» в подготовительной группе

Мартыненко Екатерина Бейбалаевна

МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 2 «Машенька» г. Ершов Саратовская обл.

Цель: Дать детям представление о православном храме, показать значимость храма для православных христиан в жизни, познакомить с внутренним устройством православного храма и его назначением.

Образовательные. Продолжать формировать у детей представление о православной культуре. Познакомить детей с Храмом Святителя Николая Чудатворца,с его православными традициями. Дать детям представление о расположении и назначении главных частей храма: царские ворота, главные иконы храма, алтарь – святое место. Расширять Знание о местной церкви.

Развивающие. Развивать эстетическое восприятие у детей, связную речь, воображение, логическое мышление.

Воспитательные. Воспитывать у детей ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию нашей Родины. Воспитывать благоговейное отношение к храму и его святыням; благодарность к людям которые создали красивое убранство для храма. Поддерживать в детях желание помогать и бережно относиться к труду людей, прислуживающих в храме. Воспитывать в себе чувство ответственности за свое поведение в обществе.

Предварительная работа: экскурсия в храм «Храм во имя Святителя и Святого Николая Чудатворца»; показ фотографий как сторили священный храм, Беседы на тему «Мы христиане»

Материал: иллюстрации с изображением храма внутри и снаружи, его построение, аудиозапись «Колокольный звон».

Ход НОД.

Дети сегодня мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие, экскурсия по православному храму «Храм во имя Святителя и Святого Николая Чудатворца»

Звучит церковная песня «Храмы России».

Сказала мне мама в дом Божий входя,

«Как дерево может укрыть от дождя,

Так храм защищает пришедший народ

От жизненных бурь и душевных невзгод».

Воспитатель. : Ребята, как вы понимаете строки этого стихотворения? (Ответы детей).

Как вы думаете о чем мы сегодня с вами будем говорить? (Ответы детей).

Воспитатель. Да, ребята, сегодня мы с вами поговорим о православном храме. Но что такое храм? И что значат слова церковь, собор? (Ответы детей).

Сегодня мы с вами поговорим о храме. Я хочу пригласить вас на экскурсию в храм Святителя Николая Чудотворца. Но прежде чем мы туда отправимся давайте вспомним как нужно вести себя в храме. (Ответы детей).

Воспитатель. Правильно ребята. В храме надо соблюдать тишину. Недопустимы громкие разговоры. Мобильные телефоны в храме следует выключить. Если все же необходимо поговорить по телефону, то следует выйти из храма. И еще обязательно надо подумать о соответствующем внешнем виде

Прежде чем войти в храм, давайте рассмотрим его снаружи. (Показ фотографий)

Храм может иметь любую форму. Храм с высокой мачтой – колокольней и наполненными ветром парусами – куполами, устремившегося на восток, к восходу солнца.

Звучит аудиозапись «Колокольный звон».

Воспитатель. К храму Святителя Николая Чудотворца пристроена колокольня. Колокол созывает людей в храм, напоминает о Боге.. С помощью разной силы ударов, темпа, ритма он передает покой или грусть, радость или тревогу. Скажите ребята, что вы чувствуете, когда слышите колокольный звон? (Ответы детей)

Воспитатель. А теперь давайте с вами немного поиграем.

Проводится Игра «Звонарь» Дети идут по кругу держась за руки.На середину выходят два ребенка: один с колокольчиком- «звонарь», другой с завязанными глазами «жмурка». «Звонарь» приговаривая «Дин- дон, дин- дон, отгадай, откуда звон!»— увертывается от «жмурки», который по звуку колокольчика пытается поймать его. Игра повторяется пока все дети не побывают в кругу.

Воспитатель. Подходя к храму мы видим площадку перед храмом, на которой стоят люди, она называется папертью. Паперть – еще не дверь, т. е. преддверие.

Воспитатель. Затем мы попадаем притвор. Притвор — это небольшое пространство между дверью и самым храмом. В притворах теперь часто устраиваются свечные или книжные лавки.

Воспитатель. Входя внутрь храма мы попадаем в среднюю часть храма – это место для прихожан, собравшихся на церковную службу. Всегда посередине храма на высоком четырехугольном столике лежит праздничная икона или образ святого. По этой иконе очень легко определить, какое событие сегодня вспоминает и чествует Православная Церковь.

Воспитатель. Давайте оглядимся. За иконой праздника, возле которой стоят подсвечники, видна небольшая ступенька на площадку – это солея, которая отделяет храмовое пространство от алтаря. Заходить на нее можно только священно- церковнослужителям.

Воспитатель. Посмотрите вверх. В центре изображен Лик Христа Вседержителя. С высоты небесной Он ласково и одновременно державно наблюдает за нами. Окружают Его Ангелы.

Воспитатель. На стенах храма иконы, лампады, фрески… Икона – выражение самого высокого богословия. В храме существует множество икон, и православные христиане любят, остановившись, молиться перед иконой. Иконы могут располагаться на стене в любом порядке. На самом почетном месте иконы Господа и Божией Матери. Перед иконами горят лампады. С древности лампада, кроме того, что она являлась светильником, символизировала и Ангела Божьего.

Воспитатель. Так что же такое храм, и зачем люди ходят в храм? Это место, посвященное Богу, т. е. это дом Бога. Люди приходят в храм, чтобы обращаться к Богу в молитвах, благодарить и славить Бога, служить Ему красивым пением. А сам храм может рассказать нам своими внешними формами и внутренним убранством о событиях истории, о том, чем жили люди ранее, во что они верили, что любили больше всего на свете.

Ребята, наша экскурсия по храму Святителя Николая Чудотворца подошла к концу. Что вы сегодня узнали нового на нашей экскурсии? Понравилось ли вам? (Беседа с детьми)

Что такое церковь для детей. Смотреть фото Что такое церковь для детей. Смотреть картинку Что такое церковь для детей. Картинка про Что такое церковь для детей. Фото Что такое церковь для детейКонспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Экскурсия в осенний парк» Цель: Обогатить и систематизировать знания детей об осени, полюбоваться красотой осенней природы. Задачи: Уточнять и закреплять представления.

Конспект занятия по познавательному развитию «Экскурсия в зимний парк» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект занятия по познавательному.

Что такое церковь для детей. Смотреть фото Что такое церковь для детей. Смотреть картинку Что такое церковь для детей. Картинка про Что такое церковь для детей. Фото Что такое церковь для детейКонспект занятия по теме «Транспорт» в подготовительной группе лингвистического кружка «Happy English» Задачи: 1. Закреплять лексические единицы по теме » Транспорт «. 2. Продолжать формировать навыки фонетической речи и произношения (звук.

Что такое церковь для детей. Смотреть фото Что такое церковь для детей. Смотреть картинку Что такое церковь для детей. Картинка про Что такое церковь для детей. Фото Что такое церковь для детейКонспект занятия в подготовительной группе ДОУ «Колокольный звон» и экскурсия на колокольню в храм По данным ученых, колокола излучают огромное количество резонансных звуковых волн и тем самым очищают пространство. Полно активный колокольный.

Что такое церковь для детей. Смотреть фото Что такое церковь для детей. Смотреть картинку Что такое церковь для детей. Картинка про Что такое церковь для детей. Фото Что такое церковь для детейЭкскурсия учащихся 1 и 2 классов в православный храм егодня православные отмечают праздник архангелов Михаила и Гавриила Этот день в народе называют праздником «Святых Архангелов», «Святых.

Что такое церковь для детей. Смотреть фото Что такое церковь для детей. Смотреть картинку Что такое церковь для детей. Картинка про Что такое церковь для детей. Фото Что такое церковь для детейЭкскурсия с детьми в Октябрьский храм. Фотоотчёт В селе Октябрьское Поворинского района ведётся восстановление храма в честь иконы Казанской Божией Матери. Храм сохранившийся до наших дней,.

Что такое церковь для детей. Смотреть фото Что такое церковь для детей. Смотреть картинку Что такое церковь для детей. Картинка про Что такое церковь для детей. Фото Что такое церковь для детейКонспект занятия в подготовительной группе «Экскурсия в осенний лес» Конспект на тему: » Экскурсия в осенний лес!» (подготовительная группа) Задачи: Обобщить и систематизировать знания детей об осени. Формировать.

Конспект занятия для детей подготовительной группы «Экскурсия в православный храм» Экскурсия проводилась с детьми подготовительной группы с письменного согласия родителей. Предварительная работа: знакомство с жизнью :Преподобного.

Источник

Занятие «Что такое Храм?» в старшей группе в рамках проекта «Маленький гид о жизни и подвиге Василия, Епископа Кинешемского»

Что такое церковь для детей. Смотреть фото Что такое церковь для детей. Смотреть картинку Что такое церковь для детей. Картинка про Что такое церковь для детей. Фото Что такое церковь для детей ИРИНА СМИРНОВА
Занятие «Что такое Храм?» в старшей группе в рамках проекта «Маленький гид о жизни и подвиге Василия, Епископа Кинешемского»

Цель: познакомить детей с понятием «Храм»

1. Познакомить детей с убранством Храма

2. Обогащать словарь детей такими понятиями, как «храм», «икона», «алтарь» и т. д.

3. Воспитывать чувство уважения к православным традициям

4. Развивать навыки работы с иллюстративным материалом.

Развивающая предметно-пространственная среда:патриотический уголок: альбом «Храмы России»

Цель применения ИКТ в НОД: сделать занятие более интересным и доступным.

Технологии: здоровьесберегающая, информационно-коммуникативные

Методы и приемы: компьютерная презентация, показ, рассматривание иллюстраций, беседа, творческая деятельность, игра.

Планируемые результаты: дети имеют представление о понятии «Храм»

Материалы,оборудование: презентация, бутафорская свеча, карандаши, раскраска – церковь.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций «Храмы России», чтение стихов о Родине, православных храмах.

1. Организационный /мотивационный этап

Ребята проходите, обратите внимание на экран. Какая красота на нем изображена!

Чтение стихотворения И. Аксакова «Сельский вечер»

Лишь церковный купол

Как вы думаете, что изображено на экране?

Это ребята православный храм, церковь. А как вы думаете, для чего она нужна? Что там делают?

Вот сейчас мы и узнаем правильные ответы на мои вопросы.

Дети проходят на свои места.

При храме построена колокольня. На ней колокола. Их звоном церковь собирает людей на молитву (звук колокола)

Какие чувства вызывает у вас колокольный звон?

Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов врагов, чтобы собрать всех.

Сейчас колокольный звон созывает верующих на молитву, к богослужению, и чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.

Игра «Передай свечу»

(дети передают бутафорскую свечу и называют правила поведения в Храме)

Итак, давайте подведем итог:

Прежде чем зайти в собор,

Головной сними убор,

Скромную надень одежду,

В брюках в храм идёт невежда,

Голову платком покрой

И тихонько в храме стой.

Мальчику и девочке:

Помощь нищему подай,

Поставь свечку и потом

Осени себя крестом.

Мир храма совсем не похож на мир за его стенами.

–Православный храмделится на три части: притвор, сам храм и алтарь. Притвор – это как бы «перед дверями. Он находится перед самим входом в храм.

Воды тихой речки отражают

Окруженный деревцами Храм.

Годы и столетья пролетают –

Каждый день молитвы слышны там.

Свечи здесь пылают и лампады,

Блики их на образах горят,

Девы Пресвятой святые взгляды

Прямо в душу ласково глядят.

Что мы видим, когда входим в храм?

Правильно, нас встречают иконы, свечи и священники, они здесь служат. Священники учат людей, вместе с ними молятся Богу и стараются им помогать.

В Храме много икон. Это картина, на которой изображен лик святого или события Священной истории. (Православные христиане молятся Христу, ангелам и святым)

Алтарь – важнейшая часть храма. Алтарь символизирует рай, область бытия Бога. (В алтаре обычно молятся священнослужители, и без благословения никто не имеет права туда входить. Первый луч солнца попадает именно в алтарь.

А еще в Храме много свечей. Как вы думаете для чего они нужны?

Творческая мастерская: раскрашивание «Храм»

3. Подведение итогов. Рефлексия.

Сегодня мы славно потрудились, узнали много нового и интересного. Давайте пополним нашу корзину знаний. И снова нам в этом помогут фишки. Каждый из вас кладет свою фишку в корзину и говори, что больше всего понравилось на занятии, о чем вы узнали…

Прикреплённые файлы:

Что такое церковь для детей. Смотреть фото Что такое церковь для детей. Смотреть картинку Что такое церковь для детей. Картинка про Что такое церковь для детей. Фото Что такое церковь для детей«По тропинкам заповедника». Комплексное занятие в старшей группе в рамках краткосрочного проекта «Дикие животные Кузбасса» Цель: Дать детям представление о разнообразии животного мира Кузбасса и об основных причинах вымирания некоторых животных. Задачи: Учить.

Что такое церковь для детей. Смотреть фото Что такое церковь для детей. Смотреть картинку Что такое церковь для детей. Картинка про Что такое церковь для детей. Фото Что такое церковь для детей«Подарок весне-огород на окне.» Занятие во 2-ой младшей группе в рамках проекта «Малыш и природа в ДО» На столах стоят лотки и специальное оборудование для опытов с увеличительными стеклами. У воспитателя в шкатулке лежат разные семена и.

Что такое церковь для детей. Смотреть фото Что такое церковь для детей. Смотреть картинку Что такое церковь для детей. Картинка про Что такое церковь для детей. Фото Что такое церковь для детейИнтегрированное занятие «Береза» (средняя группа) в рамках проекта «Тайны Русской березы» Интеграция образовательных областей: художественно- эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие. Методические задачи:.

Что такое церковь для детей. Смотреть фото Что такое церковь для детей. Смотреть картинку Что такое церковь для детей. Картинка про Что такое церковь для детей. Фото Что такое церковь для детейИнтегрированное занятие в средней группе. «Дымковская уточка» (в рамках проекта «Страна Народных мастеров») Интеграция образовательных областей: художественно- эстетическое развитие (лепка, речевое развитие, социально- коммуникативное развитие,.

Что такое церковь для детей. Смотреть фото Что такое церковь для детей. Смотреть картинку Что такое церковь для детей. Картинка про Что такое церковь для детей. Фото Что такое церковь для детейКонспект НОД в старшей группе «День рождения Земли!» в рамках реализации экологического проекта «Мы — друзья природы!» Цель: создать условия для формирования у воспитанников интереса к экологическим проблемам планеты Земля и чувства ответственности за все.

Что такое церковь для детей. Смотреть фото Что такое церковь для детей. Смотреть картинку Что такое церковь для детей. Картинка про Что такое церковь для детей. Фото Что такое церковь для детейФотоотчет «Экспериментально-исследовательская деятельность «Свойства воды» в рамках проекта «Вода — источник жизни на Земле» Среднесрочный проект по экспериментально-исследовательской деятельности «Вода источник жизни на Земле Часть1. «Свойства воды» Вода в жизни.

Что такое церковь для детей. Смотреть фото Что такое церковь для детей. Смотреть картинку Что такое церковь для детей. Картинка про Что такое церковь для детей. Фото Что такое церковь для детейЭкскурсия в Покровский Собор (Храм Василия Блаженного) В этом году праздник Светлого Христова Воскресения порадовал нас замечательной, тёплой погодой, и мы с семьёй решили очередной раз погулять.

Что такое церковь для детей. Смотреть фото Что такое церковь для детей. Смотреть картинку Что такое церковь для детей. Картинка про Что такое церковь для детей. Фото Что такое церковь для детейЗанятие по социально-коммуникативному развитию «Что такое хорошо, а что такое плохо» в старшей группе Цель: формирование положительного отношения к себе и близким. Задачи: — конкретизировать первоначальные представления о себе (чувства,.

Источник

Беседа о храме. Детям и взрослым.

Что такое церковь для детей. Смотреть фото Что такое церковь для детей. Смотреть картинку Что такое церковь для детей. Картинка про Что такое церковь для детей. Фото Что такое церковь для детей

Что такое церковь для детей. Смотреть фото Что такое церковь для детей. Смотреть картинку Что такое церковь для детей. Картинка про Что такое церковь для детей. Фото Что такое церковь для детей Беседа о храме. Детям и взрослым.

Дорогие дети, и конечно же, родители! Сегодня мы с вами побеседуем о самом прекрасном месте на земле – Храме Божием.

Храм — это место, посвященное Богу. Там молятся Господу, Пресвятой Богородице и святым.

Хотя, мы с вами знаем, что молиться можно и нужно дома, или в пути, если идете куда-нибудь, но главная молитва — общая. Она совершается в Храме.

Над Храмом Божиим возвышается Крест — орудие нашего спасения.

У Храма бывает обычно пять глав. Четыре главы — в честь тех четырех апостолов, из которых каждый написал Евангелие. А пятая глава — в честь Самого Иисуса Христа.

Храм состоит из трех частей.

1 часть – восточная. В этой части находиться алтарь. Это самое важное место в храме. Именно там совершается великое Таинство Евхаристии! Туда не могут входить девочки и женщины. От средней части храма алтарь отгорожен иконостасом. В нем три двери: Царские врата в центре, северные — слева от молящихся и южные — справа от молящихся. Невысокое возвышение перед алтарем называется; амвон.

2 часть – средняя. В средней части храма стоят крещенные люди, то есть – мы с вами.

3 часть – западная. Она находиться в конце храма. В западной части, близко ко входу, стоят кающиеся верующие и оглашенные (готовящиеся позже принять Крещение). Там обычно священник принимает исповедь. Там также находиться и свечной ящик, где продают свечи, лампадное масло и принимают записки. Крыльцо храма называется папертью. В старинных храмах паперть состояла из длинного коридора.

А напоследок, давайте прочтем небольшое четверостишие Евгения Санина, которое называется «Храм – защитник».

Сказала мне мама, в дом Божий вводя:
«Как дерево может укрыть от дождя,
Так храм защищает пришедший народ
От жизненных бурь и душевных невзгод!»
Так что, дорогие дети, Храм – это действительно, самое прекрасное и благодатное место, в котором хочется молиться и долго предолго смотреть на чудные иконы.

Источник

О церковной жизни маленького христианина

Когда сле­дует при­во­дить малень­ких детей на литур­гию? Как при­учить ребенка к цер­ков­ной службе, как доне­сти до него кра­соту цер­ков­ного бого­слу­же­ния и важ­ность пре­бы­ва­ния в храме на литур­гии и дру­гих цер­ков­ных службах?

Про­то­и­е­рей Мак­сим Коз­лов подробно объ­яс­няет роди­те­лям тон­ко­сти воцер­ко­в­ле­ния не только детей, но и самих роди­те­лей, подробно рас­ска­зы­вает, как не допу­стить рас­про­стра­нен­ных оши­бок в цер­ков­ном вос­пи­та­нии детей и как научить детей любить цер­ков­ные бого­слу­же­ния, пони­мать их и иметь искрен­нее жела­ние посе­щать их вме­сте с родителями.

«Малень­ких дети­шек лучше при­во­дить не на целую службу, потому что выдер­жать два с поло­ви­ной часа бого­слу­же­ния им не под силу, – пишет о. Мак­сим. – Самое луч­шее – при­ве­сти ребенка за неко­то­рое время до при­ча­стия, чтобы пре­бы­ва­ние в церкви было для него свет­лым, радост­ным и желан­ным собы­тием, а не тяже­лым и мучи­тель­ным делом, ради кото­рого нужно не есть и долго томиться, ожи­дая непо­нятно чего.

Что такое церковь для детей. Смотреть фото Что такое церковь для детей. Смотреть картинку Что такое церковь для детей. Картинка про Что такое церковь для детей. Фото Что такое церковь для детей

Дума­ется, разумно было бы ездить в храм в один вос­крес­ный день всей семьей, а в сле­ду­ю­щий пусть кто-нибудь из роди­те­лей побу­дет на пол­ной службе, а дру­гой оста­нется с детьми или при­ве­дет их к концу богослужения.

Пока дети малень­кие и у матери ноч­ные корм­ле­ния, посто­ян­ные домаш­ние хло­поты, так что, бывает, дома неко­гда помо­литься, надо ей дать воз­мож­ность хотя бы раз-два в месяц прийти на Боже­ствен­ную литур­гию одной, без детей.

Муж пусть побу­дет с ними дома, даже и в вос­кре­се­нье – Гос­подь при­мет это как жертву, угод­ную Ему.

Вообще-то роди­те­лям с малень­кими детьми лучше при­хо­дить на службу, отда­вая себе отчет в том, что, в такой день они сами не будут иметь воз­мож­но­сти при­ча­ститься. И те, кто любит службу, те, без­условно, собою пожертвуют.

Но, во-пер­вых, не обя­за­тельно водить детей каж­дое вос­кре­се­нье, а во-вто­рых, можно водить их по оче­реди: когда-то мама, когда-то папа, когда-то, даст Бог, бабушка или дедушка или крест­ные родители.

В‑третьих, с малень­ким ребен­ком стоит при­хо­дить к такой части бого­слу­же­ния, кото­рую он спо­со­бен вместить.

Пусть сна­чала это будет десять-пят­на­дцать минут, потом Евха­ри­сти­че­ский канон; через какое-то время, когда детки ста­нут постарше (я спе­ци­ально не назы­ваю воз­раста, так как здесь все очень инди­ви­ду­ально), можно про­быть бого­слу­же­ние начи­ная с чте­ния Еван­ге­лия и до конца.

С какого-то момента, тогда, когда они будут готовы хотя бы неко­то­рым уси­лием про­жи­вать литур­гию созна­тельно, и вся она будет оси­лена целиком.

И только потом – все­нощ­ная, а сна­чала тоже только глав­ней­шие ее моменты – то, что вокруг поли­е­лея, и то, что для детей наи­бо­лее понятно, – сла­во­сло­вие, помазание.

С одной сто­роны, дети с самого ран­него воз­раста должны при­вы­кать к церкви, с дру­гой – они должны при­вы­кать к церкви именно как к дому Божию, а не как к игро­вой пло­щадке для соб­ствен­ного времяпрепровождения.

Но в одних при­хо­дах им про­сто этого не дадут, быст­ренько око­ро­тив и поста­вив на место не только самих детей, а и мамашу, и папашу. В дру­гих при­хо­дах, где к этому отно­сятся помягче, такое дет­ское обще­ние может рас­цве­сти пыш­ным цветом.

Однако в таком слу­чае роди­тели не все­гда должны спе­шить радо­ваться, что их Маня или Вася в вос­кре­се­нье так торо­пятся в цер­ковь, ведь они могут торо­питься не к Богу на литур­гию, а к Дусе, кото­рой нужно пере­дать наклейку, или к Пете, с кото­рым ожи­да­ется важ­ное дело: Вася несет танк, а Петя пушку, и у них пред­стоит репе­ти­ция Ста­лин­град­ской битвы.

Если вни­ма­тель­нее при­смат­ри­ваться к нашим детям, то мы уви­дим, что на службе с ними много чего инте­рес­ного может происходить.

За малень­кими детьми в церкви обя­за­тельно нужно сле­дить. Часто бывает, что мамы и бабушки при­хо­дят с ними на службу и отпус­кают их на волю, видимо, счи­тая, что детьми дол­жен зани­маться кто-то другой.

И они бегают по храму, вокруг церкви, без­об­раз­ни­чают, дерутся, а мамы и бабушки молятся. В резуль­тате полу­ча­ется самое насто­я­щее ате­и­сти­че­ское воспитание.

Такие дети могут вырасти не только ате­и­стами, но даже и бого­бор­цами-рево­лю­ци­о­не­рами, так как у них убито чув­ство бла­го­го­ве­ния перед святыней.

Поэтому каж­дый поход с ребен­ком в цер­ковь – это крест для роди­те­лей и сво­его рода малень­кий подвиг. И к этому так и нужно относиться.

Вы сей­час идете на службу не про­сто Богу помо­литься, а будете зани­маться тяже­лым тру­дом серьез­ного воцер­ко­в­ле­ния сво­его ребенка. Будете помо­гать ему пра­вильно вести себя в церкви, учить его молиться, а не отвлекаться.

Если вы видите, что он устал, вый­дите вме­сте с ним, чтобы поды­шать воз­ду­хом, только при этом не надо есть моро­же­ное и счи­тать ворон. Если ребенку трудно сто­ять в духоте и ему ничего не видно за спи­нами дру­гих людей, отой­дите с ним в сто­рону, но обя­за­тельно будьте все время рядом с ним, чтобы он не чув­ство­вал себя бро­шен­ным в церкви.

Нема­лая про­блема встает перед пра­во­слав­ной семьей, когда дело дохо­дит до при­уче­ния отрока, отро­ко­вицы к бла­го­че­сти­вому и бла­го­го­вей­ному пове­де­нию в храме. Ее лучше рас­смат­ри­вать при­ме­ни­тельно к несколь­ким воз­раст­ным этапам.

Пер­вое время – это время мла­ден­че­ства, когда от ребенка еще ничего не зави­сит, но уже немало зави­сит от роди­те­лей. И здесь нужно пройти сред­ним – цар­ским – путем. С одной сто­роны, очень важно ребенка с регу­ляр­но­стью при­об­щать Свя­тых Хри­сто­вых Таин. Именно с регу­ляр­но­стью, а не то, что на каж­дой службе.

Ведь мы же верим, что дети своих лич­ных гре­хов не имеют, а пер­во­род­ный грех омыт для них в купели Крещения.

Зна­чит, мера усво­е­ния ими бла­го­дат­ных даров Евха­ри­стии суще­ственно выше, чем у боль­шин­ства из взрос­лых, кото­рые то недо­ис­по­ве­ду­ются, то недо­под­го­то­вятся, то рас­се­ются, а то и нагре­шат сразу после При­ча­стия, ска­жем, раз­дра­же­нием или непри­я­тием тех, с кем только что вме­сте под­хо­дили к одной Чаше.

Так что вско­ро­сти можно почти все утра­тить. А как мла­де­нец может утра­тить то, что ему дается в при­ня­тии Свя­тых Хри­сто­вых Таин?

Поэтому задача роди­те­лей – не в том, чтобы обя­за­тельно каж­дое вос­кре­се­нье при­но­сить сво­его мла­денца на при­ча­стие, а в том, чтобы орга­ни­зо­вать свой новый уклад жизни таким обра­зом, чтобы папа и мама, в осо­бен­но­сти мама, не разу­чи­лись молиться на службе и вообще бывать на бого­слу­же­нии отдельно от ребенка (чаще всего ко вто­рому, тре­тьему сво­ему чаду роди­тели уже этому научаются).

Не ред­кость, когда после рож­де­ния ребенка моло­дая мама, кото­рая до того ходила в храм, любила молиться на служ­бах, сама испо­ве­до­ва­лась, при­ча­ща­лась, вдруг обна­ру­жи­вает, что у нее нет такой воз­мож­но­сти, что при­ез­жать в цер­ковь полу­ча­ется только с младенцем.

И что бывать при­хо­дится только на корот­ком отрезке бого­слу­же­ния, так как не сле­дует отста­и­вать с ново­рож­ден­ным на руках целую литур­гию, ведь его есте­ствен­ное гуле­ние, ино­гда и крики не могут не отвле­кать, а иной раз и раз­дра­жать, под­вер­гая испы­та­нию тер­пе­ние сто­я­щих рядом прихожан.

Пер­вое время кор­мя­щая мать из-за всего этого скор­бит, но потом начи­нает при­вы­кать. И хотя фор­мально повто­ряет сокру­ши­тель­ные слова о том, как давно она по-насто­я­щему не сто­яла на службе, как давно не могла все­рьез под­го­то­виться к испо­веди и к при­ча­стию, однако на самом-то деле поти­хо­нечку-поти­хо­нечку всё это ее начи­нает все больше и больше устраивать.

Ведь на службу можно при­ез­жать не к началу и, если вдруг при­е­хала раньше, то можно вме­сте с дру­гими мама­шами выйти в при­твор и пове­сти при­ят­ные раз­го­воры о вос­пи­та­нии ребенка, а потом коро­тенько подойти с ним к Чаше, при­ча­стить и вер­нуться восво­яси домой.

И хотя всем понятно, что такая прак­тика непо­лезна для души, тем не менее она, к сожа­ле­нию, выра­ба­ты­ва­ется в очень мно­гих семьях.

Каким же тут нужно идти путем моло­дым роди­те­лям? Во-пер­вых, разум­ной заме­ной друг друга, а во-вто­рых, если есть какая-то воз­мож­ность, при­бе­га­нием к помощи бабу­шек-деду­шек, крест­ных, дру­зей, няни, кото­рую усердно рабо­та­ю­щий отец может обес­пе­чить для семьи, чтобы то один, то дру­гой роди­тель, а ино­гда и они вме­сте могли бы посто­ять на службе, не думая о соб­ствен­ном, здесь же при­сут­ству­ю­щем младенце.

Это пер­во­на­чаль­ный этап, на кото­ром от ребенка еще ничего не зависит.

Но вот он начи­нает вырас­тать, уже не сидит на руках, уже делает пер­вые шаги, издает неко­то­рые звуки, посте­пенно пере­хо­дя­щие в слова, а затем и в чле­но­раз­дель­ную речь, он начи­нает жить отча­сти само­сто­я­тель­ной, нами не опре­де­ля­е­мой во всех отно­ше­ниях жизнью.

Как в этот период роди­тели должны вести себя с ним в церкви? Самое глав­ное, понять, каковы должны быть частота и дли­тель­ность его при­сут­ствия на бого­слу­же­нии, чтобы оно вос­при­ни­ма­лось ребен­ком с той мерой созна­тель­но­сти и ответ­ствен­но­сти, кото­рые в этом воз­расте ему доступны.

Если он может с помо­щью побуж­да­ю­щих его к порядку папы и мамы побыть на литур­гии десять-пят­на­дцать минут, а дальше начи­нает либо играть с под­свеч­ни­ками, либо бегать со сверст­ни­ками, либо про­сто ныть, то зна­чит, десять-пят­на­дцать минут – это мак­си­маль­ный срок, кото­рый малень­кий ребе­нок дол­жен при­сут­ство­вать на бого­слу­же­нии, и не больше. Потому что иначе воз­ник­нут два вари­анта, и оба они нехороши.

Или по мере воз­рас­та­ния, если вокруг много сверст­ни­ков, ребе­нок нач­нет вос­при­ни­мать цер­ковь как сво­его рода вос­кресно-празд­нич­ный дет­ский сад, или при стро­гих роди­те­лях, кото­рые побуж­дают его к более упо­ря­до­чен­ному пове­де­нию на службе, нач­нет внешне либо внут­ренне (послед­нее даже хуже) про­те­сто­вать про­тив того, что они с ним делают.

И не дай нам Бог вос­пи­тать в наших детях такое отно­ше­ние к церкви.

В любом слу­чае, когда ребе­нок в воз­расте от двух до пяти лет, хотя бы один из его роди­те­лей непре­менно во время службы дол­жен быть рядом с ним.

Нельзя для себя решить: нако­нец-то я вырвался (вырва­лась), стою и молюсь, вроде бы явного бес­по­рядка не про­ис­хо­дит, пусть уж тогда мой отпрыск как-нибудь сам в сво­бод­ном пла­ва­нии про­су­ще­ствует это время.

Это наши дети, и мы за них отве­чаем перед Богом, перед при­хо­дом, перед общи­ной, в кото­рую их при­вели. И чтобы от них не было ни для кого ника­кого соблазна, отвле­че­ния, бес­по­рядка и шума, к ним надо быть пре­дельно вни­ма­тель­ными. Наш пря­мой долг любви по отно­ше­нию к тем людям, вме­сте с кото­рыми мы состав­ляем тот или иной при­ход, пом­нить, что нельзя пере­ла­гать свои бре­мена на кого-то другого.

Дальше начи­на­ется пере­ход­ный этап, когда ребе­нок делает боль­шой ска­чок в созна­тель­ном вос­при­я­тии дей­стви­тель­но­сти. У раз­ных детей он может начи­наться в раз­ном воз­расте, у кого-то в четыре-пять лет, у кого-то в шесть-семь, это зави­сит от духов­ного, и отча­сти от пси­хо­фи­зи­че­ского раз­ви­тия ребенка.

Поэтому на этом этапе очень важно, чтобы ребе­нок посте­пенно пере­хо­дил от инту­и­тивно-душев­ного вос­при­я­тия бого­слу­же­ния к более осо­знан­ному. А для этого необ­хо­димо начи­нать учить его тому, что в церкви про­ис­хо­дит, учить глав­ней­шим частям бого­слу­же­ния, тому, что такое причастие.

И нико­гда, ни в каком воз­расте, нельзя детей обма­ны­вать, ни в коем слу­чае нельзя гово­рить: «Батюшка даст тебе медок» или «Тебе с ложечки дадут вкус­нень­кого, слад­кую водичку».

Даже с сильно каприз­ни­ча­ю­щим ребен­ком нельзя себе такого поз­во­лять. А ведь не ред­кость, что бук­вально у Чаши сво­ему шести­лет­нему чаду мама гово­рит: «Иди ско­рей, батюшка даст тебе в ложечке сладенького».

А бывает и так: малень­кий, непри­выч­ный еще к цер­ков­ной жизни чело­ве­чек бьется, кри­чит: «Не хочу, не буду!», а папа и мама ведут его к при­ча­стию, держа за руки и за ноги.

Но, если он до такой сте­пени не готов, не лучше ли соб­ствен­ным тер­пе­нием и лич­ной молит­вой раз за разом при­учать его к пре­бы­ва­нию в церкви, чтобы оно стало радост­ной встре­чей со Хри­стом, а не вос­по­ми­на­нием о наси­лии, кото­рое над ним было сотворено?

Пусть, не пони­мая сути, ребе­нок знает, что идет при­ча­щаться, что это потир, а не чашка, что это лжица, а не ложка, и что при­ча­стие – это что-то совер­шенно осо­бен­ное, чего в осталь­ной жизни не бывает.

Ника­кая фальшь и ника­кое сюсю­ка­нье со сто­роны роди­те­лей нико­гда не должны иметь места. Тем более на грани школь­ного воз­раста ребенка, когда мера его осо­зна­ния того, что про­ис­хо­дит в церкви, ста­но­вится зна­чи­тельно большей.

И со своей сто­роны мы должны поза­бо­титься о том, чтобы это время не упустить.

Озна­чает ли это, что дети в шесть-семь лет уже могут оста­ваться на службе без кон­троля со сто­роны близ­ких? Как пра­вило, нет. Поэтому в этот период начи­на­ются иного рода искушения.

Уже и хит­рость появ­ля­ется: то почаще выбе­жать из храма по вдруг обра­зо­вав­шейся той или дру­гой нужде, то ускольз­нуть в такой уго­лок, где папа с мамой не уви­дят и где можно при­ятно про­ве­сти время в раз­го­во­рах с дру­зьями, пошеп­тать что-то друг другу на ушко или рас­смот­реть при­не­сен­ные игрушки.

И, конечно же, не для того, чтобы нака­зать за это, а для того, чтобы помочь с этим иску­ше­нием спра­виться, роди­тели должны быть на службе рядом со сво­ими детьми.

Сле­ду­ю­щий этап – это этап под­рост­ко­вого воз­раста, когда роди­те­лям нужно посте­пенно отпус­кать ребенка от себя. В хри­сти­ан­ском вос­пи­та­нии это вообще очень важ­ный жиз­нен­ный этап.

Потому что если до под­рост­ко­вого воз­раста вера наших детей была по пре­иму­ще­ству опре­де­лена нашей верой, верой каких-то дру­гих авто­ри­тет­ных для них людей (свя­щен­ника, крест­ных, стар­ших дру­зей, дру­зей семьи), то при пере­ходе к отро­че­ству ребе­нок дол­жен обре­сти свою соб­ствен­ную веру.

Теперь уже он начи­нает верить не потому, что мама и папа верят, или батюшка так гово­рит, или еще что-то, но потому, что сам при­ни­мает то, что гово­рится в «Сим­воле веры», и уже сам осо­знанно может ска­зать: «Я верую», а не только «Мы веруем» – как и каж­дый из нас гово­рит: «Верую», хотя на литур­гии мы поем слова этой молитвы все вместе.

И по отно­ше­нию к пове­де­нию в храме роди­те­лей со сво­ими уже под­рос­шими детьми это общее пра­вило сво­боды применимо.

Как бы нам ни хоте­лось по душе, по сердцу обрат­ного, нужно отка­заться от тоталь­ного кон­троля за тем, что ребе­нок делает, как он молится, как кре­стится, не пере­ми­на­ется ли с ноги на ногу, доста­точно ли подробно исповедуется.

Отка­заться от вопро­сов: куда ты выхо­дил, что ты делал, почему так долго отсут­ство­вал? В этот пере­ход­ный период мак­си­мум, что мы можем сде­лать – это не помешать.

Ну, а дальше, когда ребе­нок ста­но­вится совсем взрос­лым, дай Бог, чтобы мы вме­сте могли сто­ять с ним в одном при­ходе на одном бого­слу­же­нии и вме­сте по своей сво­бод­ной доб­рой воле под­хо­дить к Чаше.

Но, впро­чем, если слу­чится такое, что мы ста­нем ходить в один храм, а он – в дру­гой, не надо этому огор­чаться. Огор­чаться нужно, только если наш ребе­нок вовсе не ока­жется в ограде церковной.

Можно ли как-то помочь детям, кото­рые по воз­расту уже начи­нают выста­и­вать всю службу и им сна­чала инте­ресно, но потом довольно быстро ста­но­вится скучно, они утом­ля­ются, так как мало что понимают?

Мне кажется, что это не то чтобы не суще­ству­ю­щая про­блема, но про­блема доста­точно несложно реша­е­мая при сколько-то ответ­ствен­ном отно­ше­нии к ней родителей.

И тут можно вспом­нить одно из самых ярких про­из­ве­де­ний рус­ской лите­ра­туры – «Лето Гос­подне» Ивана Шме­лева, повест­ву­ю­щее об ощу­ще­ниях и пере­жи­ва­ниях пяти-семи­лет­него ребенка в церкви.

Ну, право же, не скучно было Сереже во время бого­слу­же­ния! А почему? Потому что сама жизнь есте­ствен­ным обра­зом была с этим сопря­жена и рядом жили люди, кото­рым, во-пер­вых, самим не тяжело было сто­ять на все­нощ­ной, а во-вто­рых, охотно и не в тягость рас­ска­зы­вать ему о том, что в церкви про­ис­хо­дит, что это за служба, какой праздник.

Но ведь никто этого у нас не отнял, и точно так же, пре­одо­лев соб­ствен­ную лень, уста­лость, жела­ние пре­по­ру­чить крест­ным роди­те­лям, учи­те­лям в вос­крес­ной школе рели­ги­оз­ное обу­че­ние своих детей, у нас все­гда есть воз­мож­ность рас­ска­зы­вать о том, что про­ис­хо­дит в годо­вом круге бого­слу­же­ния, какого свя­того сего­дня поминают.

Мы можем пере­ска­зать сво­ими сло­вами то место из Еван­ге­лия, кото­рое будет читаться в вос­кре­се­нье, и мно­гое-мно­гое другое.

Семи­лет­ний ребе­нок (мы видим это на при­мере детей вос­крес­ной школы) за пол­года без труда усва­и­вает всё чино­по­сле­до­ва­ние литур­гии, пре­красно начи­нает пони­мать слова Херу­вим­ской песни: «Иже Херу­вимы тайно образующе…».

Он может знать, кто такие Херу­вимы, кто их тайно изоб­ра­жает, что такое Вели­кий вход. Детям это дается нетрудно, они легко все запо­ми­нают, нужно про­сто им об этом говорить.

Про­блема непо­ни­ма­ния бого­слу­же­ния воз­ни­кает у фор­мально воцер­ко­в­лен­ных, но рели­ги­озно без­гра­мот­ных роди­те­лей, кото­рые сами тол­ком не пони­мают, что на литур­гии про­ис­хо­дит, и отсюда не нахо­дят слов, как сво­ему ребенку объ­яс­нить, что такое те же екте­нии, анти­фоны, и сами из-за этого ску­чают на богослужениях.

Но ску­ча­ю­щий сам не научит и сво­его ребенка с инте­ре­сом сто­ять на вос­крес­ной литур­гии. Вот в чем суть этой про­блемы, а вовсе не в труд­но­сти вос­при­я­тия малень­кими детьми слов цер­ков­ной службы. Повторю: детям семи-восьми лет на службе хорошо, и они вполне спо­собны вос­при­ни­мать глав­ное в литургии.

Ну, что может быть непо­нят­ного в запо­ве­дях бла­жен­ства, в сло­вах Евха­ри­сти­че­ского канона, кото­рые можно объ­яс­нить на про­тя­же­нии двух-трех бесед, в сло­вах молитвы Гос­под­ней или Бого­ро­дич­ной молитвы «Достойно есть», кото­рые они и так должны выучить к этому возрасту?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *