Что такое цельнокатаное колесо

ЦЕЛЬНОКАТАНОЕ КОЛЕСО

безбандажное дисковое колесо, получаемое путем проковки и последующей прокатки между специальными вальцами, имеющее толстый обод (70—80 мм), снабженный гребнем, с поверхностью катания установленного профиля. Ц. к. значительно прочнее колес Гриффина и могут поэтому ставиться под товарные и пассаж. вагоны. Изготовляются из твердой стали.

Смотреть что такое «ЦЕЛЬНОКАТАНОЕ КОЛЕСО» в других словарях:

колесо цельнокатаное — колесо цельнокатаное: Определение по ГОСТ 9036, ГОСТ 10791. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

колесо — 2.1 колесо: Вращающийся и передающий нагрузку узел (элемент), расположенный между шиной и ступицей. Колесо обычно состоит из двух основных частей: обода; центрального диска. Источник: ГОСТ Р 52390 2005: Транспортные средства. Колеса дисковые.… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ГОСТ 10791-2011: Колеса цельнокатаные. Технические условия — Терминология ГОСТ 10791 2011: Колеса цельнокатаные. Технические условия оригинал документа: 3.2 колесо цельнокатаное: Колесо, изготавливаемое из цельной заготовки методом деформирования в нагретом состоянии (горячего деформирования) и состоящее… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ГОСТ 11018-2000: Тяговый подвижной состав железных дорог колеи 1520 мм. Колесные пары. Общие технические условия — Терминология ГОСТ 11018 2000: Тяговый подвижной состав железных дорог колеи 1520 мм. Колесные пары. Общие технические условия оригинал документа: бандаж: Определение по ГОСТ 398. Определения термина из разных документов: бандаж допуск… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Колёсная пара — Стандартная вагонная колесная пара Колёсная пара основной элемент ходовой части транспортного средства. Термин применяется, как правило, по отношению к рельсовому транспорту … Википедия

Колесная пара — Колёсная пара основной элемент ходовых частей подвижного состава рельсового транспорта[1]. Колёсные пары в подавляющем большинстве являются глухими, то есть оба колеса жёстко насажены на цельную ось. Такая конструкция фактически из одной детали… … Википедия

Источник

Что такое цельнокатаное колесо

All-rolled wheels. Specifications

Дата введения 2012-01-01

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2008* «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены».

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН открытым акционерным обществом «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (ОАО «ВНИИЖТ»), открытым акционерным обществом «Уральский институт металлов» (ОАО «УИМ»), открытым акционерным обществом «Научно-исследовательский институт вагоностроения», Институтом черной металлургии НАН Украины

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ по переписке Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 46 от 15 марта 2011 г.)

За принятие стандарта проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Минэкономики Республики Армения

Госстандарт Республики Беларусь

Госстандарт Республики Казахстан

6 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 июня 2011 г. N 142-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 10791-2011 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2012 г.

7 На момент принятия стандарта использованы следующие правоохранные документы: патент от 27.05.2008 г. N 2259279 (Российская Федерация), патент от 20.12.2009 г. N 2376149 (Российская Федерация), патент от 28.08.2009 г. N 012106 (Украина)

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта публикуется в указателе «Национальные стандарты».

ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 5, 2012 год

Поправка внесена изготовителем базы данных

Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 3, 2020; ИУС N 9, 2020

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 15.309-98 Система разработки и постановки продукции на производство. Испытания и приемка выпускаемой продукции. Основные положения

ГОСТ 15.902-2014 Система разработки и постановки продукции на производство. Железнодорожный подвижной состав. Порядок разработки и постановки на производство

ГОСТ 25.506-85 Расчеты и испытания на прочность. Методы механических испытаний металлов. Определение характеристик трещиностойкости (вязкости разрушения) при статическом нагружении

ГОСТ 25.507-85 Расчеты и испытания на прочность в машиностроении. Методы испытания на усталость при эксплуатационных режимах нагружения. Общие требования

ГОСТ 1497-84 (ИСО 6892-84) Металлы. Методы испытаний на растяжение

ГОСТ 1778-70 (ИСО 4967-79) Сталь. Металлографические методы определения неметаллических включений

ГОСТ 2789-73 Шероховатость поверхности. Параметры и характеристики

ГОСТ 7565-81 (ИСО 377-2-89) Чугун, сталь и сплавы. Метод отбора проб для определения химического состава

ГОСТ 7566-2018 Металлопродукция. Правила приемки, маркировка, упаковка, транспортирование и хранение

ГОСТ 9012-59 (ИСО 410-82, ИСО 6506-81) Металлы. Метод измерения твердости по Бринеллю

ГОСТ 9378-93 (ИСО 2632-1-85, ИСО 2632-2-85) Образцы шероховатости поверхности (сравнения). Общие технические условия

ГОСТ 9454-78 Металлы. Метод испытания на ударный изгиб при пониженных, комнатной и повышенных температурах

ГОСТ 10243-75 Сталь. Методы испытаний и оценки макроструктуры

ГОСТ 11018-2011 Колесные пары тягового подвижного состава железных дорог колеи 1520 мм. Общие технические условия

ГОСТ 11964-81 Дробь чугунная и стальная техническая. Общие технические условия

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 17745-90 Стали и сплавы. Методы определения газов

ГОСТ 18895-97 Сталь. Метод фотоэлектрического спектрального анализа

ГОСТ 19300-86 Средства измерений шероховатости поверхности профильным методом. Профилографы-профилометры контактные. Типы и основные параметры

ГОСТ 22536.0-87 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Общие требования к методам анализа

ГОСТ 22536.1-88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения общего углерода и графита

ГОСТ 22536.2-87 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения серы

ГОСТ 22536.3-88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения фосфора

ГОСТ 22536.4-88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения кремния

ГОСТ 22536.5-87 (ИСО 629-82) Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения марганца

ГОСТ 22536.7-88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения хрома

ГОСТ 22536.8-87 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения меди

ГОСТ 22536.9-88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения никеля

ГОСТ 22536.11-87 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения титана

ГОСТ 22536.12-88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения ванадия

ГОСТ 28033-89 Сталь. Метод рентгенофлюоресцентного анализа

ГОСТ 31373-2008 Колесные пары локомотивов и моторвагонного подвижного состава. Расчеты и испытания на прочность

ГОСТ 32773-2014 Цельнокатаные колеса, бандажи и центры колесные катаные для железнодорожного подвижного состава. Шкалы эталонов макроструктур

ГОСТ 32894-2014 Продукция железнодорожного назначения. Инспекторский контроль. Общие положения

ГОСТ 33783-2016 Колесные пары железнодорожного подвижного состава. Методы определения показателей прочности

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 плавка: Объем стали, выплавляемой единовременно в сталеплавильном агрегате. При выплавке стали в агрегатах большой емкости и разливке ее в два и более ковша каждый ковш металла считают самостоятельной плавкой.

Источник

Что такое цельнокатаное колесо

All-rolled wheels. Specifications

Дата введения 2005-07-01

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-97 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (ФГУП ВНИИЖТ) МПС России, Федеральным государственным научно-исследовательским институтом вагоностроения (ФГУП ГосНИИВ), Институтом черной металлургии Украины (ИЧМО) и ОАО «Уральский институт металлов» (ГНЦ РФ ОАО УИМ)

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 25 от 26 мая 2004 г.)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны
по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Госстандарт Республики Беларусь

Госстандарт Республики Казахстан

4 Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений международного стандарта ИСО 1005-6-94 «Подвижной состав железных дорог. Часть 6. Безбандажные колеса для подвижного состава. Технические условия поставки»

5 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 октября 2004 г. N 32-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 10791-2004 введен в действие непосредственно в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2005 г.

6 ВЗАМЕН ГОСТ 10791-89


Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта публикуется в указателе «Национальные стандарты».

ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 9, 2005 год

Поправка внесена изготовителем базы данных

1 Область применения

Допускается по согласованию между изготовителем и потребителем изготовлять колеса в соответствии с требованиями приложения А.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 8.010-99* Государственная система обеспечения единства измерений. Методика выполнения измерений

* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 8.563-96.

Источник

Колеса цельнокатаные. Конструкция и размеры

Стандарт распространяется на цельнокатаные колеса для колесных пар тележек грузовых и пассажирских вагонов локомотивной тяги, немоторных вагонов электро- и дизель-поездов, а также путевых машин железных дорог колеи 1520 (1524) мм. Стандарт не распространяется на колеса, предназначенные для ремонта колесных пар.

Что такое цельнокатаное колесо. Смотреть фото Что такое цельнокатаное колесо. Смотреть картинку Что такое цельнокатаное колесо. Картинка про Что такое цельнокатаное колесо. Фото Что такое цельнокатаное колесо

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

КОНСТРУКЦИЯ И РАЗМЕРЫ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

Конструкция и размеры

Solid-rolled wheels.
Design and dimensions

Срок действия с 01.01.90

Несоблюдение стандарта преследуется по закону

Настоящий стандарт распространяется на цельнокатаные колеса для колесных пар тележек грузовых и пассажирских вагонов локомотивной тяги, немоторных вагонов электро- и дизель-поездов, а также путевых машин железных дорог колеи 1520 (1524) мм.

Стандарт не распространяется на колеса, предназначенные для ремонта колесных пар.

1. Конструкция и основные размеры колес должны соответствовать указанным на черт. 1 и 4 (приложение 1).

Цельнокатаное колесо диаметром по кругу катания 957 мм

* Размеры обеспечиваются инструментом;

** Размеры для справок.

1. Допускается по заказу потребителя изготовлять колеса шириной обода (135 ± 1) мм; по согласованию с потребителем поставка колес с необработанной торцевой поверхностью ступицы с внутренней стороны 82 + 10.

Профиль поверхности обода колеса

Что такое цельнокатаное колесо. Смотреть фото Что такое цельнокатаное колесо. Смотреть картинку Что такое цельнокатаное колесо. Картинка про Что такое цельнокатаное колесо. Фото Что такое цельнокатаное колесо

* Размеры (100 ± 1) мм; (40 ± 0,3) мм; (R 15 ± 0,2) мм, а также (45 ± 1)° обеспечиваются инструментом.

** Размеры для справок,

Объединенный профиль поверхности обода колеса

Что такое цельнокатаное колесо. Смотреть фото Что такое цельнокатаное колесо. Смотреть картинку Что такое цельнокатаное колесо. Картинка про Что такое цельнокатаное колесо. Фото Что такое цельнокатаное колесо

* Размеры обеспечиваются инструментом.

** Размеры для справок.

Координаты точек, мм

обработка наружной поверхности ступицы и боковой поверхности обода с наружной стороны колеса с шероховатостью Rz £ 80 мкм, а также всех поверхностей диска или их частей с шероховатостью Rz £ 40 мкм;

после обработки наличие черновины;

отпечатки на поверхности катания и гребня глубиной не более 0,3 мм;

по заказу потребителя изготовление колес без обработки поверхности отверстия ступицы, а также колес с наружным диаметром ступицы 266 +5 мм;

2. Профиль поверхности обода колеса должен соответствовать указанному на черт. 2, 3 и 5 (приложение 2).

Профиль колеса, указанный на черт. 2, распространяется на колеса для колесных пар тележек грузовых и пассажирских вагонов локомотивной тяги, немоторных вагонов электро- и дизель-поездов, а также путевых машин.

3. Профиль поверхности обода колеса по черт. 2 следует проверять шаблоном, приведенным на черт. 6 (приложение 3), профиль поверхности обода колеса по черт. 3 следует проверять шаблоном, приведенным на черт. 7 (приложение 4); а профиль поверхности обода колеса по черт. 5 (приложение 2) следует проверять шаблоном, приведенным на черт. 8 (приложение 5).

При проверке шаблон должен быть плотно прижат к внутренней грани обода колеса и к одной из точек поверхности катания или гребня.

4. Разность толщины и разность ширины обода по периметру в одном колесе должна быть не более 2 мм, но в пределах поля допусков на эти размеры.

Ширину обода колеса и ее разность проверяют вне места расположения знаков маркировки на расстоянии не менее 150 мм от крайних знаков маркировки.

Разность ширины обода определяют разностью наибольших и наименьших измерений расстояний между боковыми поверхностями обода с наружной и внутренней сторон колеса.

5. Боковая поверхность обода с внутренней стороны колеса должна быть плоской.

Допускаются следующие виды отклонений от плоскостности обода:

Коробление определяют по максимальному зазору по периметру колеса между боковой поверхностью обода с внутренней стороны колеса и плоскостью специального шаблона или разметочной плиты и проверяют наложением шаблона на боковую поверхность обода с внутренней стороны колеса или наложением колеса внутренней стороной на контрольную плиту.

Поднутрение или развал проверяют при помощи специального шаблона в радиальных сечениях обода по периметру колеса и определяют размером зазора между плоскостью шаблона, наложенного на боковую поверхность обода, и основанием гребня или боковой поверхностью обода на расстоянии 10 мм от внутреннего диаметра.

6. Сопряжения внутренних поверхностей обода с его боковыми поверхностями должны быть выполнены в виде скруглений радиусом не более 6 мм или фасок того же размера.

7. Диаметр внутренней поверхности обода с наружной стороны колеса должен быть равен диаметру внутренней поверхности обода с внутренней стороны колеса или быть меньше его, но в пределах поля допуска на диаметр.

8. Разность толщины диска по периметру одного радиуса должна быть не более 2 мм, но в пределах поля допуска на эти размеры.

При автоматическом контроле толщину диска определяют минимальные размеры в зонах у обода и у ступицы, при этом определяют расстояние между двумя точками поверхности диска, лежащими на прямой, параллельно оси колеса.

9. Диск по длине должен быть конусообразным.

Толщина прокатанной части диска на расстоянии до 130 мм по прямой от точки внутренней поверхности обода, расположенной на расстоянии 10 мм от боковой поверхности обода с внутренней стороны колеса, допускается равной толщине диска у обода. Переход от штампованной части к прокатанной должен быть плавным. В месте перехода допускается уступ высотой не более 2 мм при условии, что пересекающиеся плоскости штампованной и катаной частей должны образовывать тупой угол. Высоту уступа контролируют шаблоном с опорами на диск на расстоянии 10 мм от уступа и высотой опор 2 мм.

10. Допуск параллельности торцевых поверхностей ступицы относительно боковой поверхности обода с внутренней стороны колеса 2,5 мм.

Допуск параллельности указанных поверхностей определяют разностью (по диаметру обода) расстояний от боковой поверхности обода с внутренней стороны колеса у основания гребня до плоскости, проходящей через торцевую поверхность ступицы.

Сопряжения торцевых поверхностей ступицы с ее наружными поверхностями должны быть скруглены радиусом не более 10 мм или иметь фаску того же размера.

Разностенность определяют по наибольшей разности размеров толщины стенки ступицы, измеренной на расстоянии 10 мм от торцевых поверхностей.

12. Диаметр d отверстия ступицы колеса по черт. 1 должен быть равен 190-4 мм.

По заказу потребителя допускается изготовлять колеса па черт. 1 диаметром d = 175-4 мм.

Эксцентриситет колеса определяют полуразностью наибольшего и наименьшего из радиальных измерений в одной плоскости при измерении от поверхности отверстия ступицы до круга катания колес.

14. Допуск круглости колеса по кругу катания 0,25 мм.

Допуск круглости колеса определяют полуразностью наибольшего и наименьшего размеров диаметра круга катания.

15. Масса колеса приведена в приложении 6.

Цельнокатаное колесо диаметром по кругу катания 1050 мм для ремонта вагонов

Что такое цельнокатаное колесо. Смотреть фото Что такое цельнокатаное колесо. Смотреть картинку Что такое цельнокатаное колесо. Картинка про Что такое цельнокатаное колесо. Фото Что такое цельнокатаное колесо

* Размеры обеспечиваются инструментом.

** Размеры для справок.

Криволинейный профиль поверхности обода колеса для вагонов промышленного транспорта

Источник

Не литьем, так катаньем, или чем отличаются железнодорожные колеса

В чем разница между цельнокатаными ж/д колесами и литыми, какова цена вопроса и как их использование влияет на безопасность движения?

Об этом ЦТС поговорил с Александром Бабаченко, директором Института черной металлургии им. З.И. Некрасова НАН Украины.

В чем разница между цельнокатаными и литыми колесами, если говорить о технологии их производства?

Между этими двумя технологиями есть одно принципиальное отличие: при производстве литых железнодорожных колес отсутствует такой этап, как горячая пластическая деформация, тогда как при изготовлении цельнокатаных колес он присутствует.

Что такое горячая пластическая деформация?

При горячей пластической деформации литая стальная заготовка придается форме близкой к форме колеса.

При производстве цельнокатаных колес пластическая деформация позволяет раздробить дендриты, что положительно влияет на вязкие характеристики (трещиностойкость, вязкость разрушения, усталостная прочность, ударная вязкость и др.). В этом заключается главное отличие цельнокатаных колес от литых.

А дендриты это что такое?

Если сравнить структуру литого и цельнокатаного колеса, то у литого видна исходная крупнодендритная структура. Что имеется в виду? Когда металл затвердевает, то формируются кристаллы, форма которых внешне напоминает ветки дерева с центральным стволом. Так как металл неоднороден, то его затвердевание происходит не при одной температуре, а в интервале температур. И вот эти «ветки» увеличиваются, смыкаются между собой. И если такая структура колеса сохраняется, то при эксплуатации трещины очень легко образуются и развиваются в междендритном пространстве.

Как правило, в литом металле, в колесах невозможно избежать несплошностей или пор. В ободе это является недопустимым дефектом.

Этот дефект устраняет пластическая деформация, о которой вы сказали?

Да, горячая пластическая деформация очень часто приводит к завариванию этих пор под влиянием высокой температуры и усилий обжатия, значительно уменьшая их количество, а в некоторых случаях она даже сводит их к нулю.

Зачем тогда в принципе выпускаются литые колеса? Или это как-то обусловлено исторически?

Процессы появления этих колес шли параллельно. Главный вопрос заключается в их себестоимости, которая у литого колеса ниже, прежде всего, за счет отсутствия одного этапа производства. Поэтому развитие колесопрокатного производства в мире пошло по двум направлениям. Однако на постсоветском пространстве литые колеса не применялись.

Литые колеса во всем мире применяются только на замкнутых маршрутах. Например, на маршруте «порт-рудник» ездят составы с литыми колесами. Эти колеса дешевые, и в случае происшествия собственник состава и ж/д полотна несет только экономические потери, не связанные с безопасностью пассажиров.

Если говорить о мировом опыте, где все же используются литые колеса?

Страны Северной Америки допускают применение литых колес. Но только потому, что у них слабо развито пассажирское ж/д движение. А вот в европейских странах литые колеса полностью запрещены именно по соображениям безопасности. В Швейцарии, например, совсем недавно был вынесен очередной запрет.

А как насчет Бразилии и ЮАР?

В этих странах они применяются только на закрытых маршрутах.

Сами китайцы стараются практически не применять литые колеса. В КНР построены собственные мощности по производству цельнокатаных колес. Соответственно, возникла проблема, куда девать литые колеса.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Обозначение:ГОСТ 9036-88
Название рус.:Колеса цельнокатаные. Конструкция и размеры
Статус:не действует
Заменяет собой:ГОСТ 9036-76 «Колеса цельнокатаные. Конструкция и размеры»
Заменен:ГОСТ 10791-2011 «Колеса цельнокатаные. Технические условия»
Дата актуализации текста:05.05.2017
Дата добавления в базу:01.09.2013
Дата введения в действие:01.01.1990
Дата окончания срока действия:01.01.2012
Утвержден:21.12.1988 Госстандарт СССР (USSR Gosstandart 4340)
Опубликован:Издательство стандартов (1989 г. )
Ссылки для скачивания: