Что такое целевое направление в колледж после 9 класса
Что такое целевое направление в колледж после 9 класса
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Существенными условиями договора о целевом обучении являются:
1) обязательства заказчика целевого обучения:
а) по организации предоставления и (или) предоставлению гражданину, заключившему договор о целевом обучении, в период обучения мер поддержки, включая меры материального стимулирования, оплату дополнительных платных образовательных услуг, оказываемых за рамками образовательной программы, осваиваемой в соответствии с договором о целевом обучении, предоставление в пользование и (или) оплату жилого помещения в период обучения, и (или) других мер;
б) по трудоустройству гражданина, заключившего договор о целевом обучении, не позднее срока, установленного договором о целевом обучении, с указанием места осуществления трудовой деятельности в соответствии с полученной квалификацией;
2) обязательства гражданина, заключившего договор о целевом обучении:
а) по освоению образовательной программы, указанной в договоре о целевом обучении (с возможностью изменения образовательной программы и (или) формы обучения по согласованию с заказчиком целевого обучения);
б) по осуществлению трудовой деятельности в течение не менее трех лет в соответствии с полученной квалификацией с учетом трудоустройства в срок, установленный таким договором.
3. Сторонами договора о целевом обучении наряду с гражданином, указанным в части 1 настоящей статьи, и заказчиком целевого обучения могут также являться организация, осуществляющая образовательную деятельность, и (или) организация, в которую будет трудоустроен гражданин в соответствии с договором о целевом обучении.
4. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, в которой обучается гражданин, заключивший договор о целевом обучении, учитывает предложения заказчика целевого обучения при организации прохождения указанным гражданином практики, а также по запросу заказчика целевого обучения предоставляет ему сведения о результатах освоения им образовательной программы.
5. В случае неисполнения заказчиком целевого обучения предусмотренных договором о целевом обучении обязательств по трудоустройству гражданина, заключившего договор о целевом обучении, заказчик целевого обучения выплачивает ему компенсацию в размере трехкратной среднемесячной начисленной заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого он должен был быть трудоустроен в соответствии с договором о целевом обучении, на дату отчисления его из организации, осуществляющей образовательную деятельность, в связи с получением образования (завершением обучения).
6. В случае неисполнения гражданином, заключившим договор о целевом обучении, предусмотренных договором о целевом обучении обязательств по освоению образовательной программы и (или) осуществлению трудовой деятельности в течение трех лет он обязан возместить заказчику целевого обучения расходы, связанные с предоставлением мер поддержки.
7. Положение о целевом обучении, включающее в том числе порядок заключения и расторжения договора о целевом обучении, условия определения и изменения места осуществления трудовой деятельности, порядок и основания освобождения сторон от исполнения обязательств по договору о целевом обучении, порядок выплаты компенсации, порядок определения размера расходов и их возмещения, и типовая форма договора о целевом обучении устанавливаются Правительством Российской Федерации.
8. Особенности заключения договора о целевом обучении, стороной которого является федеральный государственный орган, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления и который включает в себя обязательство гражданина, заключившего договор о целевом обучении, по прохождению государственной службы или муниципальной службы после завершения обучения, определяются в порядке, установленном федеральными законами о видах государственной службы или законодательством о муниципальной службе.
Что изменилось в квоте на целевое обучение
Выбор регионов, в которых можно работать, стал значительно меньше
Целевое обучение дает возможность еще до поступления в вуз или в процессе учебы заключить договор с работодателем.
Работодатель гарантирует студенту трудоустройство, платит стипендию или поощряет его как-то иначе, а студент обязуется минимум три года работать на него по окончании университета.
Ежегодно Правительство РФ устанавливает квоту приема на целевое обучение по образовательным программам всех уровней высшего образования — от бакалавриата до аспирантуры. Квота — это процентная доля от всех бюджетных мест, по которой есть целевой набор на ту или иную специальность.
Источник: Распоряжение Правительства РФ № 3303-рPDF, 491 КБ
Как правило, изменения из года в год незаметны: долю мест увеличивают или незначительно сокращают. Но на 2022 год изменения значительные: сократилось количество регионов, которые можно выбрать для работы после целевого обучения, а целевых направлений на ординатуру стало больше — значит, шансов поступить на бюджет не в рамках целевого обучения теперь меньше.
Ординатура — последипломное образование у врачей, которое дает им право вести врачебную деятельность
Курс о больших делах
Коротко о целевом обучении
Целевое обучение — один из способов поступить в вуз в обход общего конкурса с большими баллами, для некоторых специальностей иногда единственный, кроме платного набора, как в случае с некоторыми направлениями ординатуры.
Подробно вопросы целевого обучения, например какой целевой договор считается действительным, я разбирала в другой статье.
Что изменилось
Изменились регионы трудоустройства и доли целевых мест.
Регионы. В распоряжении за 2020 год по большинству специальностей можно было трудоустроиться в любом субъекте страны — конкретные регионы были указаны для немногих специальностей.
Теперь ограничений больше. Например, поступающие на направление 50.03.01 «Искусства и гуманитарные науки» могут быть трудоустроены лишь в четырех регионах: Республика Тыва, Новгородская область, Орловская область и Еврейская автономная область. Хотя в прошлом году список не был ограничен. На направлении подготовки 01.03.05 «Статистика» осталось лишь два региона — Тульская область и Москва. В прошлом распоряжении их было 51.
Магистрам по лесозаготовлению (35.04.02 «Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств») в этом году предлагают четыре региона для трудоустройства: Республика Бурятия, Республика Марий Эл, Республика Саха (Якутия) и Воронежская область против неограниченного списка прошлого года.
По-прежнему не запрещено учиться в одном регионе, устроиться на работу в другом, а регистрацию иметь в третьем. Но изменения означают, что студентам будет сложнее перебираться в столицу или крупные города: ведь придется отрабатывать три года в регионе, в котором был заключен договор — как правило, он подразумевает работу в том же месте.
Если же выпускник не хочет возвращаться, он может расторгнуть договор, но со штрафами: вузу нужно компенсировать расходы на обучение за все годы, а заказчику — всю материальную поддержку, например стипендию.
Количество направлений и мест по квоте. В перечень вошли направления, которых в прошлые годы не было, вроде промышленного рыболовства, изящных искусств и спорта. По некоторым направлениям квот или незначительно увеличилсь, или уменьшилсь.
Стоит обратить внимание, что для ординатуры на следующий год целевая квота в 100% установлена на 33 из 94 программ. Для нынешнего стопроцентной она была только на 22, на 2020 — на 48 специальностях, а на 2019 — на 12.
Квота в 100% означает, что на эту программу нельзя поступить иначе, кроме как заключить договор с заказчиком. Если вам интересна ординатура, лучше каждый год сверяться с распоряжением: возможно, в следующем году квоту в 100% снова увеличат. Нельзя точно сказать, по каким специальностям, ведь увеличения бывают довольно резкими, например с 33 до 100% для детской онкологии. Это и другие направления правительство считает дефицитными.
В колледжи и техникумы — по целевому направлению
Поступление в образовательные учреждения среднего профессионального образования приобретает всё большую популярность. В них идёт около 60% выпускников основной школы, а конкурс в некоторые колледжи страны вырос почти в 2 раза.
С 2019 года согласно изменениям, внесенным в ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ» (ст.56), гражданин, поступающий на обучение по образовательной программе среднего профессионального или высшего образования либо обучающийся по соответствующей образовательной программе, вправе заключить договор о целевом обучении с федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Минпросвещения России приказом от 26 ноября 2018 г. № 243, который вступил в силу со 2 февраля 2019 года, скорректировало Порядок приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования (далее – Порядок).
Согласно изменениям в Порядке:
— Предусмотрена возможность поступить на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по целевому договору. При этом поступающий предъявляет копию договора о целевом обучении, заверенную заказчиком целевого обучения, или незаверенную копию указанного договора с предъявлением его оригинала.
— При приеме будут учитываться определенные индивидуальные достижения граждан, например:
1) наличие статуса победителя и призера в олимпиадах и иных
интеллектуальных и (или) творческих конкурсах, мероприятиях, направленных
на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к
занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной
(научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской,
творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду
научных знаний, творческих и спортивных достижений
2) наличие у поступающего статуса победителя и призера чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья «Абилимпикс«;
3) наличие у поступающего статуса победителя и призера чемпионата
профессионального мастерства, проводимого союзом «Агентство развития
профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы
(Ворлдскиллс Россия)» либо международной организацией «WorldSkills
International».
При подаче документов, подтверждающих результаты индивидуальных достижений, поступающие вправе предоставить их оригинал или ксерокопию.
Результаты индивидуальных достижений и (или) наличие договора о целевом обучении учитываются при равенстве результатов освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанных в представленных поступающими документах об образовании и (или) документах об образовании и о квалификации.
— При наличии результатов индивидуальных достижений и договора о
целевом обучении учитывается в первую очередь договор о целевом
обучении.
— Порядок учета результатов индивидуальных достижений и договора о целевом обучении устанавливается образовательной организацией в правилах приема, утвержденных образовательной организацией, самостоятельно.
— Результаты освоения поступающими образовательной программы
основного общего или среднего общего образования, указанные в
представленных поступающими документах об образовании и (или) документах об образовании и о квалификации, учитываются по общеобразовательным предметам в порядке, установленном в правилах приема, утвержденных образовательной организацией самостоятельно.
Советуем начинать подготовку уже сейчас. Для чего:
Выбрать направление и специальность.
Узнать, где в регионе обучают этим специальностям.
Определиться с образовательным учреждением (колледж, техникум) и ознакомиться с правилами приёма в это учреждение на 2019/20 учебный год.
Найти организацию или орган госвласти, которые могут выдать целевое направление, и обратиться к ним для заключения договора на целевое обучение (предварительно узнать условия и подробности).
Собрать необходимые документы.
Если предстоит выпускной экзамен в школе, то постараться сдать его как можно лучше.
С начала объявления приёма подать документы.
Удачи!
Источник:
приказ Минпросвещения России от 26 ноября 2018 г. № 243 «О внесении изменений в Порядок приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 января 2014 г. № 36»
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_316335/
Приказ Минобрнауки России от 23.01.2014 N 36 (ред. от 26.11.2018) «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования»
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_160060/
5 thoughts on “ В колледжи и техникумы — по целевому направлению ”
Никогда не соглашайтесь на целевое и не подписывайте его. В 2016 нам на первом курсе сунули в училище бумажку пустой бланк и сказали все бюджетники должны отработать после учебы.. Мы подмахнули пустой бланк. Спустя 4 года объявили, что мы должны уехать в деревеньку, где даже транспорт толком не ходит и это за двумя реками. Зимой не выбраться. Больница теперь, куда нас отправили, заставляет снимать жилье у населения, причем население сдает его за 18 тыс. р. Причем искать жилье надо самим, и бог знает, на какого хозяина дома наткнешься. Кроме того, на подружку рассчитывать не приходиться — она выйдет замуж и уедет, а ты останешься в этой ж… один на один с оплатой аренды и тебе некуда будет деться. Ты будешь вынужден запахиваться, чтобы оплатить аренду и быть голодным. При зарплате в 13 тыс. нам надо отдавать по 7 тыс.р и вскладчину даже выжить трудно. при этом отвечать за чужое жилье нам, получается навязали. Кабала почище ипотеки. Не связывайтесь даже!Лучше платить за учебу, брать кредит, чем потом тоже платить также, да еще и больше за аренду жилища.В училище при этом обещали, что там дают жилье, и мы дураки поверили…А больнице-работодателю наплевать, как ты будешь добираться до работы и где жить.Кругом обман. Все остальные, кто платил за учебу, спокойно уйдет в частные клиник и будет зашибать себе на собственное жилье, а ты три года будешь загибаться на чужое. при этом не факт, что ты его вообще найдешь!Кроме того, аренда — это еще один договор и еще одна кабала, которую тебе навязали.Вот только за что ты так наказан непонятно. причем баллов при поступлении ты добрал, но тебе просто сунут бумагу-договор целевой, без указания работодателя.а объявят об адресе работодателя только за два дня перед защитой диплома. Причем скажут, надо быстрее ехать и договориться о работе с будущим работодателем.Но он тебя даже не поймет, скажет — иди и снимай дом
Добрый день, Елизавета! 1.Поступать по целевому направлению никто не заставляет — это ваш выбор. 2.Что за глупость подписывать чистый лист?
А как не подписывать, если в училище дали документ и сказали, то обязательно для всех бюджетников. Вот именно, что выбора-то не было, нас никто и не спрашивал: сказали, хочешь-не хочешь, а раз бюджетник должен подписать.Я бы посмотрела на Вас на студента, если Вам дали договор Ваш зам директора училища, причем всем группам, всему потоку студентов и сказали, «обязан подписать»
Никогда не соглашайтесь на целевое, подписывая пустой бланк в училище. Кабала, потом работодатель заставит снимать жилье, и ты отдашь за аренду больше суммы, чем платное обучение
Если училище обещает, что работодатель дает жилье, не верь.Это обман, тебе придется снимать деревянный дом, дрожать за это чужое имущество и платить большую часть зарплаты за аренду. Целевое — это кабала, лучше платить за учебу, потому что все равно ты выложишь эту сумму и даже больше в итоге за чъем
Добавить комментарий Отменить ответ
Рубрики
Свежие комментарии
Свежие записи
Сайт использует файлы Cookie. Ознакомьтесь с Политикой конфиденциальности, что бы узнать подробности.
Если Вы не хотите, что бы файлы Cookie были использованы отключите их в своём веб-браузере.
Данный блог выражает личное, субъективное мнение автора (ст. 29 конституции РФ) на вопросы образования, создан исключительно в ознакомительных целях, не несёт в себе призывов к каким-либо действиям и не позиционируется как истина в последней инстанции. Подробнее О Блоге
Как работает целевое обучение?
Я поступила в университет по целевому договору. Отучилась две сессии. Какую сумму я должна вернуть организации?
Дарья, ответ на ваш вопрос зависит от того, когда был заключен договор о целевом обучении и поступали ли вы по квоте целевого приема.
Разберу оба варианта, но сначала вкратце объясню, как вообще работает целевое обучение и в каких случаях придется вернуть деньги.
Что такое целевое обучение
Целевое обучение дает возможность еще до поступления в вуз или уже в процессе учебы заключить договор с работодателем. Работодатель гарантирует студенту трудоустройство, платит стипендию или поощряет его как-то иначе, например оплачивает расходы на транспорт или общежитие. А студент осваивает ту образовательную программу, которая указана в договоре между ним и организацией, и обязуется минимум три года работать на этого работодателя.
Например, выпускник одиннадцатого класса решает стать врачом. Он обращается в больницу, где хочет работать, и просит рассмотреть его кандидатуру в штат. Естественно, у него еще нет профильного образования. Выпускник заключает договор с больницей, где будет указано, что он выучится на врача, а лечебное учреждение после выпуска трудоустроит его к себе минимум на три года.
Целевое обучение может предполагать или не предполагать поступление по специальной квоте. Квота целевого приема — это доля от всех бюджетных мест, по которой есть целевой набор на ту или иную специальность. Долю и субъекты РФ для трудоустройства ежегодно утверждают правительство и регионы.
Для заказчиков целевое обучение — возможность заполучить кадры на несколько лет вперед, а для абитуриентов — поддержка и поступление на бюджет с небольшими баллами: по квоте на целевое обучение предусмотрен отдельный конкурс. Подробнее об этом я расскажу ниже.
Заказчик самостоятельно отбирает кандидатов для целевого обучения. В той же сфере медицины приоритет могут отдать кандидату из врачебной династии. Так заказчик будет знать, что абитуриент уже знаком с работой и нагрузками на примере родителей.
Целевое обучение в России регламентируют три нормативных правовых акта:
Отдельные заказчики могут установить свой порядок заключения договоров о целевом обучении. Например:
Как победить выгорание
Договор о целевом обучении
Договор о целевом обучении предполагает две обязательные стороны: гражданина и заказчика. Также в договоре по решению заказчика могут быть прописаны работодатель и образовательная организация.
Вот как это работает на примере из медицинской сферы:
В случае приема по квоте заказчиком могут быть только государственные органы, госкорпорации или организации, у которых в уставном капитале есть доля государства, например «Росатом» или Сбербанк. Конкурс при приеме на места целевой квоты проводится отдельно. В этом случае за обучение платит государство. Заключение договоров по квоте распространено в медицинских вузах: доля от общего числа бюджетных мест в этой сфере — 70%, а порой и 100%.
Абитуриент или студент могут заключить договор о целевом обучении и с частной компанией или с ИП. Но в таком случае речь о квоте не идет, поступать придется по общему конкурсу. Заказчик обязуется поддерживать ученика, а вуз может и не знать, что у поступающего или студента есть с кем-то договор.
Надо ли возвращать деньги за учебу
Какой бы ни была причина ухода с целевого обучения — возможно, захотелось сменить сферу, — ответ на ваш вопрос зависит от двух вводных:
Похоже, учиться вы начали позже 2019 года, поэтому первую вводную пока исключим. Со второй возможны две ситуации.
Договор предполагал поступление в вуз по квоте целевого приема. Такой договор нельзя расторгнуть по соглашению сторон: гражданин несет ответственность за неисполнение обязательств по договору о целевом обучении, если он отчислен из университета или расторг трудовой договор менее чем через три года по собственному желанию.
Студент обязан возместить и меры поддержки, указанные в договоре, и расходы государства на его учебу:
Договор не предполагал поступление в вуз по квоте целевого приема. В этом случае договор можно расторгнуть по соглашению сторон. Гражданин и заказчик должны сделать это письменно.
Из вопроса не совсем ясно, что стоит 36 000 Р : семестр обучения, или это стипендия за полгода, или что-то еще. Но если вы поступили не на целевые места, а по общему конкурсу, то и возмещать государству расходы на обучение не нужно. А компенсацию мер поддержки, если заказчик требует их возместить, урегулируйте с ним в частном порядке.
Договор был заключен до 30 марта 2019 года. На тот момент действовало постановление о порядке заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении. Вопрос о расторжении договора по инициативе гражданина этот документ не регулировал, поэтому нужно смотреть на содержание конкретного договора о целевом обучении. В договоре может быть пункт о возмещении затрат на обучение при расторжении договора и сумма, которую надо вернуть.
Что в итоге
Если вы поступили в вуз после марта 2019 года на целевое место, то вы должны компенсировать заказчику те меры поддержки, что он вам оказывал. А образовательная организация выставит вам штраф за досрочное расторжение договора без уважительной причины. Стоимость обучения по договорам об оказании платных образовательных услуг тут значения не имеет.
Любой человек, который планирует заключить договор о целевом обучении с поступлением по квоте, должен быть готов к ответственности: такой договор нельзя расторгнуть по соглашению сторон. Если гражданин отказывается работать или учиться, то будет обязан и заказчику, и вузу.
Но для тех, кто точно уверен, что хочет работать по специальности и именно на этом месте, это хорошая возможность поступить в вуз в обход общего конкурса.
Что делать? Читатели спрашивают — эксперты Т—Ж отвечают
Целевое обучение в колледже: миф или реальность, инструкция
Современная система образования в России является вполне доступной для каждого желающего освоить профессию, стать дипломированным и квалифицированным специалистом. Но сама «доступность» у каждого человека определяется по-своему. Для одних – это тотальная подготовка ко вступительным испытаниям и успешное преодоление конкурсного отбора собственными силами, для других – использование льгот и привилегий, предписанных на законодательном уровне. Для третьих – хорошие финансовые возможности для обучения по контракту.
Современная система образования в России является вполне доступной для каждого желающего освоить профессию, стать дипломированным и квалифицированным специалистом. Но сама «доступность» у каждого человека определяется по-своему. Для одних – это тотальная подготовка ко вступительным испытаниям и успешное преодоление конкурсного отбора собственными силами, для других – использование льгот и привилегий, предписанных на законодательном уровне. Для третьих – хорошие финансовые возможности для обучения по контракту.
Одним из выгодных и проверенных способов бесплатно освоить желаемую специальность является поступление на основе целевого направления. Сегодня мы расскажем о «целевом обучении» в колледжах и техникумах России, развеяв самые распространенные мифы.
Поступить в колледже проще, чем в ВУЗ?
Ответ на этот вопрос однозначен – да. Для поступления в высшее образовательное заведение необходимо иметь на руках результаты ЕГЭ. Притом, чем они выше, тем лучше для абитуриента. Для подачи документов в среднее профессиональное учебное заведение никакое ЕГЭ или ОГЭ не нужно. В этом случае итоговая аттестация ученика не котируется. Зачисление в колледж производится путем проведения «конкурса аттестатов»: чем выше средний балл документа, тем выше шансы получить бесплатное профессиональное образование.
Доступное количество мест для абитуриентов
Но это не значит, что в колледж берут всех подряд. Конкурс на одно место в престижном техникуме ничуть не ниже, чем в солидном ВУЗе. Количество бюджетных мест ограничено и может зависеть от направления подготовки, возможностей СУЗа, финансирования государства, потребностей региона/города, оснащённости аудиторий и пр.
Важно отметить, что профессиональное становление в колледже может быть бюджетным и платным, притом изначально студенты осваивают программу бакалавриата (в любом случае: будь то СУЗ или ВУЗ). Здесь есть одно существенное отличие: стоимость образовательных услуг колледжа гораздо ниже, чем ВУЗа.
Как поступить в колледж на бюджетное место?
Поступить в СУЗ и освоить профессию бесплатно можно при соблюдении определенных правил и условий.
Во-первых, абитуриент должен иметь на руках полный пакет документов, а при необходимости успешно преодолеть дополнительное вступительное испытание. Данный рубеж проводится преимущественно по «творческой» линии.
Во-вторых, шансы на зачисление выше у тех выпускников школ, у которых в аттестате отсутствуют тройки или средний балл аттестата высокий (от 4,5 до 5,0).
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
В-третьих, поступить в СУЗ можно с помощью льгот, если доказать их действие и наличие документально. Приемная кампания в техникумах практически ничем не отличается от аналогичных мероприятий при наборе абитуриентов в ВУЗ. В СУЗах также выделяют дополнительные места для льготников и целевиков. Так почему бы не воспользоваться легальной привилегией?
Поступить в СУЗ по целевому направлению невозможно?
Это самая грубая ошибка и заблуждение абитуриентов. По статистике более трети поступающих вовсе не знают о данной возможности, а около 40% полагает, что целевое направление предназначено только для поступления в ВУЗ.
На самом деле колледжи и техникумы также успешно практикуют «целевую подготовку» специалистов. Просто в России данная практика пока действует выборочно и встречается чаще при поступлении в ВУЗ.
Обучение по целевому направлению
Действие целевой программы необходимо уточнять непосредственно в выбранном СУЗе, у члена приемной комиссии или в деканате. В России поступить по целевому направлению в колледж можно в 35% случаев. Притом воспользоваться данным вариантом могут как выпускники 9, так и 11 классов. Доля мест для целевого обучения в техникумах едва достигает 5-10% от общего числа вакантных мест.
Существенной разницы между программами бакалавриата в СУЗе и ВУЗе нет. Отличаться могут лишь направления подготовки (перечень специальностей), проходной балл аттестата, дополнительные испытания. Также считается, что в колледже занимаются подготовкой «прикладных профессий».
Как и где брать целевое направление в СУЗ?
Процедура оформления и получение целевого направления для обучения в СУЗе аналогична схеме при поступлении в ВУЗ. Здесь абитуриенту необходимо выполнить ряд действий:
Обратите внимание, что наличие целевого направления не снимает с абитуриента ответственности и обязанности по успешному преодолению вступительных испытаний. Данный рубеж неминуем в любом случае: на общих основаниях, по льготе/квоте или целевой программе.
Целевое направление выдает потенциальный работодатель, который нуждается в пополнении кадрового состава и готов поручиться за Вас перед учебным заведением. Им может быть руководство предприятия или определенное ведомство (например, для медиков – Минздрав, для педагогов – Минобрнауки, для работников транспортных путей и жд-дорог – Минтранс и пр.). Он выписывает целевое направление в конкретный СУЗ, на определённую специальность. Поэтому еще до оформления данного документа абитуриенту необходимо определиться: кем он желает стать, где планирует работать, оценить все условия и пр.
Условия целевого обучения в СУЗе
Освоение профессии по целевому направлению предполагает соблюдение каждой из сторон определённых условий:
Учащийся обязан учиться только на положительные отметки, соблюдать все правила СУЗа, своевременно закрывать сессии. Также он может получать стипендию. Никаких финансовых обязательств перед учебным заведением студент не несет. он будет посещать все занятия, предусмотренные учебным планом, выполнять письменные проекты и иные задания, проходить промежуточную и итоговую аттестацию.
По окончании обучения выпускник обязан отработать определенный период времени у «направителя», в противном случае он должен возместить ему все расходы, связанные с получением образования. В среднем «отработка» при обучении в СУЗе составляет 3 года, а при обучении в Вузе – 5 лет. В случае отчисления студента из колледжа, он будет обязан возместить направителю все расходы, связанные с его профессиональной подготовкой на момент отчисления.
Образовательное заведение должно организовать учебный процесс, предоставив студенту все необходимые инструменты, материалы и условия. Освоение профессии проходит согласно учебному плану и образовательной программе. Раз в семестр организуется аттестация студента, по результатам которой определяется дальнейшая судьба.
Компания, которая выдала целевое направление, заинтересована в обучении специалиста и по окончании образовательного процесса по мере получения диплома об образовании гарантирует зачисление в свой штат, обеспечение трудовым местом.
Компания-целевик полностью несет расходы, связанные с профессиональной подготовкой дипломированного специалиста в СУЗе: образовательные услуги, стипендия, оплата ученического отпуска (если студент уже трудоустроен) и пр.
Достоинства и недостатки целевого обучения в СУЗе
Учебный процесс студента-целевика ничем не отличается от обучения по общим правилам, по мере прохождения конкурсного отбора на общих основаниях или по другой льготе. Правила СУЗа будут одинаковы для всех учащихся.
К плюсам целевого обучения в колледже можно отнести:
К минусам обучения в СУЗе по целевому направлению можно отнести:
В целом, процедура получения целевого направления и обучения по нему стандартна как для СУЗа, так и для ВУЗа. Главное – соблюдать предписанные в договоре правила.
Самыми популярными направлениями обучения по целевому направлению в СУЗах по итогам приемной кампании 2020 стали: информационная безопасность и IT-технологии, инженерия, машиностроение, приборостроение, радиотехника, сестринское дело, лазерные технологии, нанотехнологии и пр.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!