Что такое целевая нагрузка
В. А. Пучков Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при закупках робототехнических комплексов, беспилотных летательных аппаратов и прикладного программного обеспечения к ним рук
Главная > Решение
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
Требования к бортовому оборудованию БЛА:
выдача информации об обнаруженных объектах в реальном режиме времени с копированием информации на бортовой накопитель;
использование унифицированных каналов связи и передачи данных;
определение с высокой точностью собственных координат БЛА в пространстве, направления и скорости движения;
сохранение устойчивости функционирования в различных климатических условиях, в условиях РХБ заражения, повышенной турбулентности атмосферы;
обеспечение применения целевых (полезных) нагрузок различного назначения;
исключение непреднамеренных помех бортовым радиоэлектронным средствам при использовании целевых (полезных) нагрузок;
обеспечение ведения объективного контроля.
Требования к целевым (полезным) нагрузкам БЛА.
Полезная нагрузка – всё оборудование БЛА, кроме планёра и двигательной установки.
Требования к средствам разведки (мониторинга):
высокие точностные характеристики определения координат объектов, в т. ч. подвижных;
обеспечение ведения видовой разведки (мониторинга) в различных спектральных диапазонах без смены целевых нагрузок, радиолокационной и радиотехнической разведки воздушных, наземных и надводных целей (для комплексов с БЛА большой дальности (тяжелого класса) и средней дальности (тяжелого и среднего класса);
для комплексов с БЛА малой дальности (легкого класса):
а) обеспечение автоматического слежения за одним объектом (целью);
б) обеспечение ведения видовой разведки (мониторинга) в видимом и инфракрасном диапазонах спектра без смены целевых нагрузок, радиолокационной и радиотехнической разведки наземных и надводных целей;
обеспечение ведения видовой разведки (мониторинга) в видимом и инфракрасном диапазонах спектра (для комплексов с БЛА ближнего действия (малого класса).
Требования к сменным модулям целевой нагрузки.
Модуль с гиростабилизированной оптико-электронной системой дневного диапазона работы с уровнем стабилизации не более 300 микрорад, позволяющим получить устойчивое высококачественное изображение при крене БЛА ±45°, а также поворот ТВ-средств по тангажу на углы от +75° до минус 45° и по крену в пределах ±175° с наличием цветной ТВ-камеры с CCD – матрицей (не менее 450 ТВЛ (вертикальные телевизионные линии) и объектива с 10-ти кратным оптическим увеличением.
Модуль с гиростабилизированной оптико-электронной системой ночного диапазона работы с уровнем стабилизации не более 300 микрорад, позволяющим получить устойчивое высококачественное изображение при крене БЛА ±45°, а также поворот ТВ-средств по тангажу на углы от +75° до минус 45° и по крену в пределах ±175° с наличием тепловизора с неохлаждаемой матрицей и форматом элементов 640×512 и спектральным диапазоном 8-12 мкм. При этом тепловизор должен обеспечивать инверсию цветов отображаемого изображения и его не менее чем 2-х кратное увеличение.
Модуль для получения фотоснимков с наличием цифрового фотоаппарата, содержащего матрицу не менее 11 млн. пикселей. При этом отснятые фотокадры должны сохраняться на карте памяти и быть привязаны к данным телеметрии, а также наличием цветной ТВ-камеры для предварительного обзора местности в интересующем направлении с разрешением не менее 420 ТВЛ.
Модуль с газоанализатором (требования к применяемому газоанализатору обусловлены унификацией целевой нагрузкой и определяются в ходе проведения опытно-конструкторских работ).
Модуль с индикатором радиоактивности (требования к применяемому индикатору обусловлены унификацией целевой нагрузкой и определяются в ходе проведения опытно-конструкторских работ).
Модуль целевой нагрузки для оповещения населения (требования к применяемому индикатору обусловлены унификацией целевой нагрузкой и определяются в ходе проведения опытно-конструкторских работ).
Модуль целевой нагрузки с ретранслятором для передачи радиосигналов (требования к применяемому индикатору обусловлены унификацией целевой нагрузкой и определяются в ходе проведения опытноконструкторских работ).
Посадочные (стыковочные) места модулей целевой нагрузки летательных аппаратов различных типов должны быть взаимозаменяемыми.
Требования к аппаратуре для ведения РХБ разведки:
Обнаружение в автоматическом режиме РХБ заражения и передача регистрируемого сигнала (информации) на ПДУ;
для комплексов с БЛА вертолетного типа – осуществление в автоматическом режиме отбора проб с объектов окружающей среды и атмосферных аэрозолей радиоактивных веществ, биологических агентов, отравляющих веществ и паров отравляющих веществ.
Требования к аппаратуре топогеодезического обеспечения.
Для комплексов с БЛА большой дальности (тяжелого класса):
оперативное получение высокоточной геопространственной
для комплексов с БЛА средней дальности (тяжелого и среднего класса):
оперативное получение высокоточной геопространственной
Для комплексов с БЛА малой дальности (легкого класса):
оперативное получение высокоточной геопространственной
Для комплексов с БЛА ближнего действия (малого класса): оперативное получение высокоточной геопространственной
информации на отдельные участки местности;
оперативное обеспечение средствами функциональных дополнений спасательных формирований.
прием, регистрация и отображение команд управления, передаваемых в АСУ;
автоматизированное планирование применения БЛА; дистанционный контроль работоспособности БЛА при их подготовке к взлету (пуску);
возможность внесения изменений в программу-задание БЛА и автоматизированного управления БЛА и установленной на борту целевой нагрузки на любом из этапов полета;
прием от БЛА по радиолинии, регистрация и отображение траекторной и телеметрической информации (в том числе о работоспособности целевой нагрузки);
сбор, отображение, анализ и автоматическая обработка данных, поступающих от целевой нагрузки БЛА;
передача обработанных данных в системы управления, в том числе в потоковом режиме;
простота, информативность и удобство работы со специальным программным обеспечением комплекса с БЛА;
возможность управления БЛА ближнего действия и малой дальности (легкого, малого и мини класса) в движении;
оборудование ПДУ на базе автомобиля повышенной проходимости с полным приводом.
БЕСПИЛОТНЫЕ ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ
В области беспилотных летательных аппаратов выставка МАКС-2017 привлекла внимание, в первую очередь, демонстрацией беспилотных вертолетов, созданных вполне солидными организациями.
ВРТ300. АО «Вертолеты России» впервые представило два прототипа БЛА, разработанные компанией «ВР-Технологии». Арктический вариант (Arctic Supervision, ВРТ-001) для ведения ледовой разведки и эксплуатации в условиях Арктики демонстрировался в павильоне С2, вариант с увеличенной дальностью полета для задач мониторинга и дистанционного зондирования (Opticvision, ВРТ-002) — на статической стоянке.
Приоритетными задачами арктического варианта являются развитие транспортной системы Северного морского пути, а также помощь в освоении Арктики. Для этих целей комплекс оснащен бортовым радиолокатором бокового обзора X-диапазона высокого разрешения, который позволяет оперативно оценить динамику ледовой обстановки. Наличие дизельного двигателя и возможности корабельного базирования делают его незаменимым как на ледоколах, так и на буровых платформах.
Благодаря большой массе целевой нагрузки (70 кг), комплекс может использоваться для транспортировки различных грузов, таких как продукты и медикаменты, с корабля на полярную станцию и обратно. Также к задачам комплекса относятся оценка толщины льда по пути движе ния судна, обеспечение поисково-спасательных работ на море и определение параметров крупных ледяных полей, пригодных для размещения научных полярных станций.
Аппарат с увеличенной дальностью предназначен для развития системы диагностики, предупреждения и ликвидации аварийных ситуаций в сфере добычи и транспортировки энергоресурсов. К прочим задачам комплекса относятся: диагностика воздушных линий электропередачи, картографирование, транспортировка грузов, поисковые работы, мониторинг экологической обстановки, дорог и объектов придорожной инфраструктуры.
В настоящее время комплекс проходит наземные испытания, летные испытания и сертификация запланированы на 2018—2019 гг.
Основные характеристики БЛА ВРТ300
RHV-30. Беспилотный конвертоплан RHV-30 (летающая лаборатория) уже знаком публике по выставке HeliRussia 2017. К четвертому кварталу 2017 г. аппарат RHV-30 выйдет на второй этап испытаний, в ходе которого он будет проверен на различных режимах, в разных погодных условиях и с элементами полезной нагрузки. К концу 2018 г. можно говорить о начале серийного производства.
Полученный технический задел ляжет в основу создания конвертоплана взлетной массой до 2000 кг. При его создании предполагается использовать технологию сверхпроводимости, разработанную компанией «СуперОкс» (соответствующее соглашение о сотрудничестве было подписано на выставке). Это позволит снизить массу силовой установки, агрегатов электрогенерирующей системы и систем электроснабжения.
В ходе выставки АО «Вертолеты России» и концерн радиостроения «Вега» подписали меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве, предполагающий совместную разработку комплексов с беспилотными летательными аппаратами (КБЛА). Подписанный документ предполагает также сотрудничество в области разработки и освоения серийного производства БЛА вертолетного типа берегового и корабельного базирования в интересах Минобороны РФ и других силовых структур. Стороны подтвердили заинтересованность в совместном продвижении технологий на отечественный и международный рынок. В этих целях меморандумом предусмотрено оказание взаимной организационной и информационной поддержки, совместное участие в тендерах, выполнение контрактов и участие в организации выставок, конференций и симпозиумов.
БПВ-500. На своем стенде НПП «Радар ммс» продемонстрировало беспилотный вертолет БПВ-500. Он входит в состав комплекса для мониторинга с воздуха земной, водной и ледовой поверхности, различных объектов в труднодоступной или опасной для человека местности.
Максимальная взлетная масса вертолета 500 кг, масса целевой нагрузки до 150 кг, продолжительность полета 5.5 ч, радиус действия 320 км.
«Орион-Э». Это первый в России средневысотный БЛА большой продолжительности полета (MALE). Летные испытания подтвердили его расчетные характеристики, в том числе время полета 24 ч, полезную нагрузку 200 кг, высоту полета до 7500 м. 19 июля группа «Кронштадт» провела презентацию аппарата, но на стенде показала только модели, хотя известно, что опытный аппарат вышел на испытания весной 2016 г., а летом и осенью того же года летал в ЛИИ.
В ходе выставки группа «Кронштадт» подписала соглашение о сотрудничестве с «Рособорон экспортом» по экспортному продвижению аппарата. По словам генерального директора группы Армена Исаакяна, уже подписан ряд соглашений с потенциальными заказчиками.
«Орион-2». Модель тяжелого БЛА большой продолжительности полета «Орион-2» также была показана в павильоне группы «Кронштадт». Пока выполнены предпроектные исследования, ведется разработка сертификационного базиса.
Летная модель БЛА внеаэродромного базирования
Демонстратор БЛА вертикального взлета и посадки
Кроме того, группа «Кронштадт» представила демонстратор БЛА вертикального взлета и посадки (максимальная взлетная масса 30 кг) и летную модель БЛА внеаэродромного базирования (взлетная масса 10 кг) для исследования управляемости на различных режимах полета и демонстрации летных качеств (выполнено более 30 полетов).
Основные характеристики БЛА «Орион»
Взлетная масса, кг 1000 5000
Целевая нагрузка, кг 60—200 1000
Размах крыла, м 16 36
Крейсерская скорость, км/ч 120—200 350
Высота полета, м 7500 12 000
Дальность полета, км 250* Более 5000
Продолжительность полета, ч 24** Более 24
Длина ВПП, м Н. д. 1000
* Радиус применения в прямой радиовидимости;
300 км — с применением БЛА-ретранслятора.
** Со стандартной целевой нагрузкой 60 кг.
БАС ЮРИК. Демонстратор грузового БЛА оригинальной схемы уже могли видеть посетители выставки HeliRussia 2017. Он разработан НПО «Авиационно-космические технологии» (г. Пятигорск) и АО «Электроавтоматика» (г. Ставрополь). Проектное название расшифровывается как беспилотная автоматическая система юстировки работ исследуемой конструкции. БАС ЮРИК предназначена в первую очередь для поиска и спасения людей, логистики, оперативной перевозки грузов.
Конструкция обеспечивает оперативность и простоту сборки, которая занимает около 15 мин. Аппарат массой 150 кг может переносить груз до 120 кг на расстояние до 50 км. Макси мальная расчетная дальность полета 200 км, максимальная расчетная скорость 250 км/ч. В настоящее время БЛА проходит летные испытания, начало серийного производства запланировано на 2019 г.
«Вин Лун I». Натурный макет БЛА «Вин Лун I» привезла на выставку китайская импортно-экспортная корпорация CATIC впервые. «Мы привезли этот аппарат на МАКС без конкретной цели. Просто хотели показать, что у нас есть возможность разрабатывать БЛА такого типа», — отметил представитель корпорации. Первый полет опытного образца состоялся в 2009 г. Теперь аппараты «Вин Лун I» продаются другим странам и используются в различных целях. Внешне он напоминает американские аппараты
MQ-1 и MQ-9, но китайские авиастроители утверждают, что это полностью самостоятельная разработка и не является копией зарубежной техники. Внешнее сходство можно объяснить общими задачами и схожими техническими решениями, но цена аппарата в четыре раза ниже, чем у американских аналогов.
Основные характеристики БЛА «Вин Лун I»
«Эникс». Российская компания (г. Казань) представила на выставке практически весь спектр своей продукции, среди которой новый БЛА Т16, мишень Е17 и комплекс дистанционного наблюдения «Элерон-5». БЛА Т16 и «Элерон-5» уже эксплуатируются, а мишень Е17 (развитие мишени Е95) существует пока в виде макета.
БЛА Т16 предназначен для разведки: просмотр ландшафта, обнаружение пожаров. По сравнению с базовой моделью («Элерон-3СВ») БЛА «Элерон-5» менее бесшумен, имеет увеличенные скороподъемность и продолжительность полета.
ZALA AERO. Традиционно богатую экспозицию представила группа компаний ZALA
«РИКОР Электро никс». Три БЛА вертикального взлета и посадки продемонстрировало ОАО «РИКОР Электро никс» (г. Арзамас Нижего родской области). Схема аппаратов с четырьмя подъемными электродвигателями и одним маршевым электродвигателем защищена патентом. Среди них компактный аппарат для ранцевого комплекса мобильных групп служб быстрого реагирования АЛ-210. При массе 4.5 кг он может нести полезную нагрузку 0.5 км, имеет максимальную скорость 120 км/ч и способен находиться в воздухе 1.5 ч. Общая масса комплекса 10 кг, время развертывания 10 мин. Еще два аппарата демонстрировались в виде моделей: многоцелевой БЛА АЛ-310 массой 11 кг (может нести под фюзеляжем груз массой до 5 кг на дальность до 300 км) и АЛ-510 (масса 60 кг, полезная нагрузка 15 кг).
БЛА «Буревестник МБ»
БЛА на стенде 558-го авиаремонтного завода (г. Барановичи)
Иран. Несколько моделей беспилотных аппаратов демонстрировались на стенде Республики Иран. Среди них БЛА Hamaseh (взлетная масса 415 кг, продолжительность полета до 11 ч, радиус действия 200 км, способен взлетать и садиться по-самолетному, предусмотрен катапультный старт и посадка на парашюте); БЛА Mohajer 6 (взлетная масса 600 кг, дальность полета 200 км, продолжительность полета 12 ч, два узла наружной подвески вооружения массой до 40 кг); реактивный многоцелевой БЛА Karar III, способный использоваться как в качестве мишени, так и в качестве бомбардировщика. Кроме моделей на стенде был представлен и реальный аппарат — разведывательный БЛА Yasir. Он выполнен по традиционной для БЛА такого класса компоновке, максимальная взлетная масса 21 кг, продолжительность полета 8 ч.
Игра на опережение: как Россия идет к лидерству в сфере производства БПЛА
Обманчивый успех
Вспоминается, сколько во время «триумфального» дебюта турецких ударных дронов периода Карабахской войны в адрес России было сказано слов по поводу отсутствия у нее такого современного средства ведения боевых действий. Подобные высказывания неслись со всех сторон, заполняя информационное поле и создавая видимость того, что РФ отстала от «передовых армий» и уже никогда не компенсирует это отставание, а следовательно — не сможет в условиях современной войны успешно решать задачи на поле боя.
. ❌. Очередной турецкий БПЛА Байрактар был сбит сегодня в небе над Арцахом.
Однако триумф «Байрактаров» и других БПЛА в Карабахе, если разобраться, стал скорее имиджевым, чем тактическим. Турецкие беспилотники и иже с ними больше приобрели на полях войны информационной, чем реальной, прекрасно отыграв рекламную кампанию красивыми картинками поражения наземных целей. Впрочем, это совершенно не помогло им впечатлить российских профильных специалистов. Почему, спросит иной читатель? А потому, что в российской армии без всякой рекламы уже давно существуют и вполне прекрасно себя чувствуют в любых условиях несколько типов боевых беспилотных летательных аппаратов, способных решать над полем боя самый широкий круг задач. И все это делается без рекламы, зато эффективно.
Российские разработки
Итак, российские БПЛА — какие они и что они умеют? Начнем с того, что в России разработкой и производством беспилотников занимаются сразу несколько компаний, реализующих не только принцип конкурентного предложения заказчику лучших машин, но и возможность строить аппараты в серийных количествах в разных регионах страны.
Начало работ над беспилотными разведчиками было положено еще в СССР, когда в ОКБ Туполева разработали несколько типов реактивных беспилотных самолетов-разведчиков, принятых на вооружение эскадрилий БПЛА. Однако то были машины, соответствующие времени — своими размерами они напоминали реактивные истребители со всеми сопутствующими демаскирующими признаками и дороговизной эксплуатации. Первые относительно «миниатюрные» боевые беспилотные машины появились у российских военных еще в период Первой кампании, когда стало совершенно ясно, что за такими аппаратами будущее. Первые БПЛА типа «Пчела» наглядно показали, как использование беспилотников способно сохранить жизни военнослужащих разведывательных подразделений и при этом выполнить задачи войсковой разведки.
Участники конкурса «Соколиная охота» готовят БПЛА «Орлан-10» и «Элерон» к запуску на полигоне Князе-Волконский в Хабаровском крае#Минобороны #ВВО #СоколинаяОхота #АрМИ2021 #Конкурсы pic.twitter.com/ziEdc2yImi
К 2008 году на вооружение российской армии было принято сразу несколько типов БПЛА. Аппарат под названием «Элерон», оснащенный электрическим двигателем, позволял вести оптико-электронное наблюдение и решать задачи воздушной разведки на дальность до 50 км в течение двух с половиной часов. Это позволяло командирам тактического звена получать практически всю интересующую их информацию по складывающейся обстановке в назначенной полосе действий.
Другой аппарат под названием «Типчак» позволял осуществлять аэрофотосъемку с удалением от точки старта от 30 до 120 км (в зависимости от модификации) и находиться в воздухе от 3 до 8 часов. На обоих этих аппаратах целевая нагрузка (вид применяемого разведывательного и иного оборудования) могла меняться буквально за несколько минут, позволяя операторам решать конкретные задачи.
С 2010 года на вооружение был принят «Орлан-10», который к настоящему времени в армии представлен более чем тысячей единиц, являясь по сути самым распространенным аппаратом такого типа. Его целевая нагрузка позволяет решать еще более широкий круг задач в сравнении с предыдущими образцами. При взлетном весе до 18 кг «Орлан-10» способен работать на дальность более ста километров, оставаясь в воздухе до 16 часов. Один оператор может управлять сразу четырьмя «самолетами», что позволяет командирам иметь представление о тактической обстановке на немалой площади.
С 2016 года ряды ВС РФ пополняет БПЛА «Тахион», который при весе 25 кг способен действовать на дальность до 40 км, вести воздушную разведку, осуществлять наблюдение и целеуказание, а также корректировать огонь артиллерии и реактивных систем залпового огня. Аппарат обладает электрическим двигателем и способен нести 5 кг целевой нагрузки.
Инновационные новинки
Два года назад министр обороны России Сергей Шойгу докладывал, что в Сирии успешно прошли испытания нового ударного БПЛА «Иноходец», который в указанных районах применял бомбы и ракеты по объектам, занятым группами террористов. Известно, что «Иноходец» способен действовать на расстоянии 250 км, находиться в воздухе около суток и при этом нести боевую нагрузку до 200 кг. Этот аппарат применяет корректируемые бомбы КАБ-20, КАБ-50, управляемые планирующие УПАБ-50, обычные «классические» свободнопадающие фугасные бомбы ФАБ-50 и ракеты Х-50.
Минобороны России опубликовало кадры первого полета новейшего беспилотного летательного аппарата «Охотник».
Испытания новейшего боевого комплекса проводятся на одном из аэродромов Минобороны Россииhttps://t.co/bqBSINELBy #Минобороны #БЛА #Охотник #БПЛА #МинистерствоОбороны pic.twitter.com/R34Pn0qvhF
И напоследок хочется вспомнить об аппарате «Альтиус-У», о поставках которого на вооружение российской армии, как пишет пресса, недавно был подписан контракт. Пятитонная машина представляет собой сверхдальний БПЛА, который способен действовать на дальность порядка 10 тысяч километров и находиться в воздухе около двух суток. Начиная с этого года аппараты данного типа начнут пополнять ряды ВС РФ и привлекаться к выполнению боевых задач по предназначению. Целевая нагрузка этого БПЛА составляет одну тонну, а уж богатая фантазия читателей сама может нарисовать весь «ассортиментный перечень» средств, которые могут быть подвешены к аппарату.
Вот и получается, что без привлечения особого внимания Россия уже давно решила все основные вопросы, касающиеся разработки, производства и боевого применения беспилотных авиационных средств. В этом деле мы опередили множество «развитых капиталистических государств».
Данная статья является исключительно мнением автора и может не совпадать с позицией редакции.