Что такое целеполагание в управлении

Целеполагание

Любая организация создана для дости­жения определенных целей. Формулировать их, анализировать успешность действий, расставлять приоритеты помогает целеполагание. Поэтому оно является одной из важнейших составляющих управленческой деятельности и общего функционирования любой организации.

Что такое целеполагание

Вкратце, целеполагание – формулирование и постановка целей в определенной сфере деятельности. Но, что важно, целей правильных, обозначающих точное понимание желаемого результата. Это и есть основная задача целеполагания. Постановка правильных целей необходима для формирования, развития и функционирования компания единой целостной системой.

Виды целей в менеджменте

На предприятии выполняется множество различных работ, что определяет и разнообразие целей. Отправной точкой в их постановке является понимание текущего положения фирмы, которое формируется посредством анализа ее сильных и слабых сторон во внутренней и внешней сферах. Основой для формулирования определенной цели могут становиться: миссия и ценности фирмы, принцип работы с партнерами, отношения с клиентами или сотрудниками, проблемы или нужды компании.

В зависимости от функции цели подразделяют по определенным критериям, таким образом, существует несколько классификаций:

2. По сущности самой цели:

Такие цели не должны быть противоречивыми между собой.

Целеполагание и планирование

Целеполагание в менеджменте является одним из ключевых ступеней стратегического бизнес-планирования. Планирование необходимо, чтобы управление компанией было более эффективно, поэтому является важнейшей функцией управления. Основой планирования выступает целеполагание – определение точных задач, обеспечивающих движение в заданном векторе. Ориентир этих задач на конкретный отрезок времени – стратегическое планирование. В нем выделяют три стадии:

Применение планирования позволяет установить четкие цели, своевременно принять решение при помощи методов, которые понятны и уместны, и обеспечить контроль над ситуацией.

Этапы процесса целеполагания

Постановка цели подразделяется на несколько этапов:

Целеполагание по концепции SMART

Принцип целеполагания SMART является одним из самых точных и действенных инструментов в управлении, так как помогает сформировать план действий по достижению поставленных целей. Именно поэтому она так популярна в современном менеджменте. Название этой концепции одновременно является и самостоятельным словом и представляет собой аббревиатуру. Переводится с английского языка, как «умный, ловкий». Расшифровывается же это слово просто: каждая буква – это начало одного из четырех английских слов, характеризующих какая должна быть правильная цель:

Каждую цель нужно проверять на соответствие данным критериям. Это помогает отбросить неактуальные, заведомо провальные и нереализуемые цели.

Долгосрочное планирование по этой концепции не подходит при быстро меняющейся ситуации, когда цели перестают быть актуальными еще до окончания планового времени их достижения.

Пример цели поставленной по SMART: Увеличить продажи Йогурта «Малыш» в Орловской области к декабрю 2017 на 15%.

Сегодня SMART можно приобрести в виде компьютерной программы для установки сотрудникам, посредством которой за каждым работником закрепляется четкий план со сроками.

Таким образом, становится понятно, что целеполагание играет одну из ключевых ролей в деятельности компании. Любое действие начинается с формулировки цели. И если цель поставлена верно, то Вы четко понимаете какой результат хотите получить. А значит, пути и методы получения этого результата будут выбраны правильно, что неминуемо приведет Вас к успеху.

Источник

Урок 2. Целеполагание

Что такое целеполагание в управлении. Смотреть фото Что такое целеполагание в управлении. Смотреть картинку Что такое целеполагание в управлении. Картинка про Что такое целеполагание в управлении. Фото Что такое целеполагание в управлении
Как известно, любое действие человека непосредственно связано с тем, что он затрачивает определённое количество времени на его совершение. И если информация из первого урока научит вас определять и фиксировать свои временные затраты и разбираться в структуре распределения временного ресурса, то знания, которые вы получите отсюда, помогут вам научиться отделять то, на что нужно тратить своё время, от того, на что не нужно.

Здесь речь пойдёт о процессе целеполагания: вы научитесь определять свои истинные цели и второстепенные задачи, а значит, сможете делать то, что позволит вам исключить бесполезную трату времени, и даже ваши минимальные усилия будут приносить вам максимальные результаты.

Содержание

Понятие целеполагания

Принципиальным вопросом после анализа собственных временных трат становится вопрос «Как изменить сложившуюся ситуацию?» Это трудно сделать без размышлений, ведь если мы потратили на что-то своё время, то это значит, что в тот момент мы представляли это дело как важное, нужное — а что делать с таким представлением, не всегда понятно.

Научиться принимать решения относительно необходимости какого-либо дела — значит, соотносить его возможный результат с тем, что вы на самом деле хотите достичь, т.е. с вашей целью. Википедия даёт такое определение цели:

Цель — идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления субъекта; конечный результат, на который преднамеренно направлен процесс.

Ещё одно определение гласит: цель — это мысленная модель желаемого результата, идеальный образ будущего. Если мы знаем, чего хотим достичь в результате, гораздо легче отсеивать среди ежедневных дел ненужные — стоит просто задать вопрос «поможет ли мне это в достижении цели?». Хорошо поставленная цель мотивирует, упорядочивает мысли, упрощает решения и, в конечном счёте, приводит к значительному росту эффективности.

Как сделать так, чтобы цель была хорошо поставлена? Нужно помнить, что она никогда не появляется сама по себе, а является результатом процесса целеполагания — сознательного либо нет. Целеполаганию можно дать такое определение: это процесс выбора одной или нескольких целей с установлением определённых к ним требований (например, параметров отклонений).

Психологическую структуру любой деятельности можно представить в виде следующей схемы:

Что такое целеполагание в управлении. Смотреть фото Что такое целеполагание в управлении. Смотреть картинку Что такое целеполагание в управлении. Картинка про Что такое целеполагание в управлении. Фото Что такое целеполагание в управлении

Как мы видим из представленной схемы, процесс целеполагания и выполнения любого дела может быть осознанным либо неосознанным. Попробуем разобраться, как именно это влияет на вашу продуктивность.

В основе любой человеческой деятельности лежит определённая потребность, проблема либо возможность, которые покоятся на фундаменте определённых жизненных ценностей (мета-целей) личности. Потребности и проблемы могут не осознаваться, в то время как возможности должны быть предварительно замечены. Все они ведут к возникновению определённого мотива — вопреки распространённому определению («мотив есть осознанная потребность»), он не обязательно осознаётся человеком. Словарь практического психолога даёт такую характеристику: «Мотив явлен субъекту в виде специфических переживаний, характерных либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Но для осознания мотива, то есть для включения этих переживаний в культурно обусловленную категориальную систему, требуется особая работа». Отдельно можно говорить о существовании мотивировок — сознательных доводов в пользу того или иного мотива.

О целеполагании как таковом можно говорить в том случае, если человек специально пытается осознать свою цель, проанализировав имеющиеся у него потребности, проблемы или возможности, а затем представив идеальный образ желаемого будущего. В этом случае далее запускается процесс планирования достижения цели, а также конкретные действия.

На рисунке выше хорошо видно, что отсутствие осознаваемой цели приводит к отсутствию этапа планирования, соответственно, поиск ресурсов для достижения неявной цели и соответствующие действия совершаются хаотично. Конечно, этот процесс не позволяет никак контролировать итоговый результат, а усилия, потраченные таким образом, будут напрасными.

Наша задача — сделать этот процесс управляемым, а значит, изучить возможные способы целеполагания.

Упражнение 2.1

Из предложенного списка выберите, пожалуйста, от 5 до 7 ключевых ценностей вашей жизни. Если предложенного списка недостаточно, то придумайте свои.

Что такое целеполагание в управлении. Смотреть фото Что такое целеполагание в управлении. Смотреть картинку Что такое целеполагание в управлении. Картинка про Что такое целеполагание в управлении. Фото Что такое целеполагание в управлении

Упражнение 2.2

Составьте иерархию ваших ценностей. Подумайте, какие из них могут вступить в конфликт друг с другом и как вы его разрешите.

Способы целеполагания

Существуют следующие основные способы целеполагания:

Что такое целеполагание в управлении. Смотреть фото Что такое целеполагание в управлении. Смотреть картинку Что такое целеполагание в управлении. Картинка про Что такое целеполагание в управлении. Фото Что такое целеполагание в управлении

Интуитивный поиск цели наиболее распространён. Алгоритм действий в данном случае предельно понятен: необходимо внимательно относиться к собственным идеям и догадкам, ожидая озарения. Можно предположить, что это единственный способ целеполагания, который «автоматически» встроен в каждого человека. Так происходит потому, что интуитивные цели формируются на основе существующего опыта, знаний и умений человека, а их «проявление» означает переход неосознанной потребности (проблемы) в осознанный мотив действий, чем и запускается процесс целеполагания.

«Изобретение» целей представляет собой «экспериментальный» процесс, основанный на пробном достижении возможной цели в недалёком будущем и (или) в уменьшённом масштабе. Например, это случается, когда вы принимаете важное решение («найти себе хобби по душе»), но не знаете, как конкретно его реализовать. В этом случае вы можете попробовать скрэпбукинг, филателию, вышивание или более экзотические варианты до тех пор, пока не найдёте именно ваше. При этом вашей целью может стать занятие этим видом хобби в течение некоторого времени (месяца, например), а затем вы подводите итог и выбираете то, что вам ближе.

Метод «вычисления» цели работает по следующему алгоритму. Сразу после осознания ключевого мотива («хочу, чтобы у меня была машина») нужно выписать все цели, ведущие к этому, в качестве столбцов таблицы. Необходимо понимать, что цели могут быть разными — «заработать на покупку личного авто», «выпросить автомобиль у мужа», «выиграть автомобиль в лотерею» и даже «украсть у соседа по двору» (шутка). Далее в качестве строк необходимо выписать качественные и количественные критерии, которые существенно влияют на результат достижения цели. Затем достаточно оценить придуманные вами цели, выбрав наилучший вариант в каждой строчке, и просуммировав финальные показатели (см. пример ниже).

Что такое целеполагание в управлении. Смотреть фото Что такое целеполагание в управлении. Смотреть картинку Что такое целеполагание в управлении. Картинка про Что такое целеполагание в управлении. Фото Что такое целеполагание в управлении

Итак, результатом нашего вычисления становится цель «выпросить автомобиль у мужа». Соответственно, становится понятным и то, как эту цель достигать. Тем не менее, нельзя не отметить громоздкость данного способа, сложность подбора и оценки критериев и т.п. Кроме того, как отмечает С. И. Калинин, «попытки «выбрать жениха по Гоголю, приставляя нос Ивана Ивановича к лицу Петра Петровича, скорее всего, обречены на неудачу». Однако, может, вам повезёт?

Наконец, метод «выбор и предписание». Этот метод подразумевает, что у нас уже есть определённое количество кем-то поставленных целей, и нам необходимо всего лишь выбрать одну из них в качестве своей и «предписать» для себя её выполнение. По сути своей, это способ подражания кому-либо и попытка действовать по уже известному алгоритму. Примером такой ситуации может стать постановка цели молодого человека, заканчивающего обучение в школе: мама хочет, чтобы сын стал писателем, отец желает видеть его в качестве юриста, а дедушка и бабушка видят во внуке перспективного металлурга. Не желая выбирать либо не имея такой возможности, молодой человек всегда может выбрать одну из целей, «заготовленных» для него родными, и стремиться к её достижению — так, как будто эта цель была выбрана им самим. Стоит отметить, что это достаточно хороший способ, хотя подходит он далеко не всем (можно вспомнить фильм «Трасса 60», где главному герою отец прочит карьеру юриста, но, в конце концов, герой отказывается от навязанной ему отцом цели).

На заметку. В ряде случаев изначально поставленная цель может оказаться поверхностной. Психологи часто выделяют многослойность цели, а также отмечают многочисленные неточности в формулировке, которые расходятся с действительно желаемым. Чтобы получить действительно хорошо сформулированную цель, необходимо специфицировать её содержание. Так, в примере выше («хочу, чтобы у меня была машина») может содержаться нечто большее, чем просто желание купить транспортное средство — например, желание повысить свой статус, продемонстрировать окружающим собственную самостоятельность, способ приобщиться к интересам определённой группы людей и другие. Осознание глубинного мотива может помочь в достижении истинной цели, повысив уровень понимания себя и обеспечив более качественное удовлетворение исходной потребности.

Методы постановки целей

3.1. SMART

Но не стоит забывать, что цель должна быть максимально точна не только в том, что касается вашего внутреннего восприятия желаемого. Вы совершенно точно должны представлять пути достижения цели, использовать для этого в планировании совершенно конкретные инструменты и искать специфичные ресурсы, и, самое главное, — успеть это сделать в срок (мы же всё-таки говорим про тайм-менеджмент, правда?). Именно для этого была разработана система постановки целей SMART. Своему названию она обязана мнемоническому правилу, объединившему первые буквы англоязычного названия критериев качества цели. Среди них следующие:

Подробнее про SMART-целеполагание вы может прочесть в статье в нашем блоге.

Алгоритм постановки SMART-целей выглядит таким образом:

Предлагаем вам отработать постановку целей по SMART на данном тренажере:

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Упражнение 2.3 от Брайана Трейси

Брайан Трейси, автор книги «Управляй своим временем и удвой результаты», предлагает очень похожий на SMART алгоритм постановки целей, а затем предлагает выполнить с помощью него следующее упражнение.

Возьмите лист бумаги и напишите десять целей на следующий год так, как будто бы они уже реализовались (например, «я купил себе новую Ferrari 458 Italia в бутике на Третьяковском проезде»), а затем выберите из них ту, которая наибольшим образом изменила бы вашу жизнь. Обведите её, а затем выпишите её на отдельном листе и проработайте по критериям SMART.

Упражнение 2.4

Как вы считаете, к какому способу целеполагания (см. п. 2 урока) относится пример из предыдущего упражнения? Почему?

3.2. Проектный метод постановки цели Г. Архангельского

Несмотря на очевидные преимущества SMART-технологии, она эффективна только в том случае, когда известны начальные условия постановки цели и у субъекта целеполагания есть осознанное понимание желаемого образа будущего. Напротив, в жизни часто встречается ситуация, когда подходящая цель ещё не найдена, а изначальные условия быстро изменяются. Тогда можно выделить следующие этапы технологии проектного метода постановки цели:

На заметку. Подробнее про систему Г. Архангельского вы можете прочитать в его книге.

3.3. Метод «цели — ценности»

Обладая знаниями о своих мета-целях (см. упр. 2.1), сформируйте таблицу соотнесения целей и ценностей:

Что такое целеполагание в управлении. Смотреть фото Что такое целеполагание в управлении. Смотреть картинку Что такое целеполагание в управлении. Картинка про Что такое целеполагание в управлении. Фото Что такое целеполагание в управлении

Если по итогам заполнения таблицы выстроить цели по убыванию итогового балла, то можно определить, какая из них вносит наибольший вклад в исполнение ваших мета-целей.

Упражнение 2.5

К какому способу постановки целей относится метод «цели — ценности»?

Целеполагание является наиболее важным, но не единственным этапом тайм-менеджмента, предшествующим реальному выполнению дел, их реализации. Следующим важным этапом является планирование, изучением которого мы займёмся в третьем уроке.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Источник

Целеполагание в бизнесе и методы постановки целей

Бизнес – это процесс управляемый и направляемый. Необходимость планирования осознают все и в разной степени планируют действия на ближайший временной промежуток. Эффективность планирования станет несоизмеримо выше, если будут поставлены не только основные задачи, но и цели, которых необходимо достичь в будущем. Отсутствие четко сформулированных целей приводит к стихийности в существовании, одновременном решении разнонаправленных задач, и как результат к уменьшению шансов достичь успеха в конкурентной среде.

Что такое целеполагание

В психологии и теории управления существует такое определение – целеполагание, которое обозначает процесс выбора и конкретизации целей, поставленных перед человеком или коллективом.

В основе целеполагания бизнеса лежит практическое осознание:

Цели определяются внутренними потребностями и существующей окружающей средой. Разработка и формулировка основных целей – это стратегическое направление, которое служит основой для дальнейшего планирования и постановки тактических задач.

Если применить известное высказывание Наполеона о своей и чужой армии к ситуации бизнеса, то можно утверждать, что, тот, кто не имеет собственных целей, будет вынужден работать на достижение чужих.

Целеполагание – это основа системного подхода к планированию, работающее над формулировкой глобальных интересов, долгосрочных и основополагающих для всех направлений бизнеса.

Профессор Колумбийского университета Джон О’Шонесси утверждает, что при отсутствии конкретных целей существует высокий риск выбрать лучшие способы для выполнения ненужной работы или лучшие пути для получения отрицательных результатов.

Целеполагание предполагает выбор стратегии действий, которая определяет нацеленность и способ существования компании на ближайший период. Стратегия может быть направлена на:

Реализация целеполагания должна определить иерархию целей, разделив их на:

Независимо от места в иерархии, все цели должны быть ограниченными по времени и конкретными. Уровень формулировок предполагает, что по окончании заданного периода можно оценить, достигнуты ли поставленные цели, что не выполнено и почему, какие цели можно и нужно планировать на следующий временной промежуток.

На чем базируется целеполагание

Цели для человека, коллектива и бизнеса не возникают из ниоткуда. В их основе лежат условия существования внутри социума, окружающая среда, а также формируемые ей потребности.

Абрахам Маслоу сформулировал иерархическую пирамиду потребностей, которые начинаются от элементарных физиологических нужд для поддержания жизни. Высший уровень потребностей – самореализация и получение признания общества.

В каждом конкретном случае потребности могут быть разными, все их можно разделить на материальные и духовные. Цели в бизнесе также направлены на получение определенного уровня благосостояния и достижение определенной ступени в общественной жизни.

Кроме удовлетворения потребностей важны желания или мотивы, которые побуждают к действию. Принцип мотивации значительно повышает заинтересованность в достижении индивидуальных и коллективных целей. В бизнесе, вместо потребностей и мотивов, чаще используют определения миссии и видения, через которые декларируются задачи, цели и перспективы, на которые нацелена та или иная компания.

Приступая к процессу целеполагания, необходимо знать правила и основные методы для его выполнения и получения эффективных результатов.

Методы постановки цели

Существуют самые различные методики, которые направлены на правильную формулировку целей. Они частично пересекаются между собой, но каждая затрагивает несколько разных позиций, поэтому при выборе методики можно исходить из своих представлений о том, какими должны быть основные цели.

Большинство методик в своем названии содержит основные критерии, которым должны отвечать намеченные цели. Выбор английской или русской аббревиатуры определяется авторами методики.

Самая популярная техника – это SMART, которая проста и удобна в использовании. Метод позволяет сформулировать цели по наиболее важным критериям:

Specific – точность или конкретность;

Measurable – измеримость в конкретных показателях;

Achievable или attractive – досягаемость и притягательность целей;

Realistiс или relevant – реальность или значимость задач;

Timed-bound – ограниченность во времени конкретными датами.

Метод PURE дает определения, какими должны быть цели:

Understandable – понятными каждому;

Ethical – этичными или отвечающими нравственным установкам.

Несколько другие направления выдвигает методика CLEAR, согласно которой необходимы цели:

Challenge – сложными, бросающими вызов окружающим и самому коллективу;

Legal – законными или легальными;

Environment – не представляющими угрозы для окружающей среды (экологичными);

Acceptable – приемлемыми, не вызывающими внутреннего отторжения;

Realistic – реалистичными или выполнимыми.

Метод КРЕДО утверждает, что цели должны быть:

Е – выражаться в единицах измерения (рублях, штуках, объемах, местах в рейтинге);

Д – достижимыми для конкретного бизнеса;

О – ограниченными во времени.

Эффективным считается метод публичности, согласно которому необходимо:

Целый ряд методик не только определяет, каким критериям должны отвечать цели, но и в каком виде их можно представлять.

Метод американских ученых Ч. Черчмена и Р. Акоффа назван «деревом целей». Он предполагает формулировку целей в виде соподчиненной иерархии задач разного уровня:

Все уровни взаимосвязаны между собой. Дерево целей обычно изображается графически в виде пирамиды или разветвленного дерева, если цели многочисленны. При составлении модели необходимо придерживаться строгой последовательности, чтобы создать упорядоченную и наглядную систему.

Британский психолог Т. Бьюзен создал метод ментальных интеллект-карт, mind maps, при котором цепочка целей составляется путем ассоциативного мышления в виде схематических или художественных рисунков. Такой метод актуален для творческих людей с ярким воображением, для которых главным является создание образа.

Определить важность целей и отделить действительно важные от второстепенных или ненужных можно с помощью метода американского бизнес-тренера Б. Трейси. Он предлагает конкретно и четко сформулировать каждую цель и записать их на отдельных листах. После этого нужно прочитать каждую формулировку и представить, что цель уже достигнута. Если воображаемый результат вызывает удовольствие, гордость, то цель заслуживает воплощения. В противном результате цель не стоит затрат времени и ресурсов, даже если она является социально-значимой для других. Благодаря такой методике создаются уникальные предложения на рынке, не похожие на основную массу предприятий.

Методика Д. Нортона и Р. Каплана носит сокращенное название BSC (balanced scorecard), что переводится как система целеполагания по сбалансированным показателям. Метод заключается в том, что стратегические цели делятся на подчиненные задачи, выраженные в измеримых показателях. Это сложный в исполнении метод, который учитывает не только финансовые, но и другие факторы: коллектив сотрудников, инновационные технологии, бизнес-процессы, работу с потребителями. Разработка системы требует специальной подготовки, но в большинстве случаев такой способ целеполагания имеет высокую результативность именно за счет возможности контроля и оценки выполнения поставленных задач.

Всего разработано более тридцати различных методов, но не все они применимы к бизнесу, часть направлена на самосовершенствование и развитие отдельного человека.

Примеры правильного и неверного формирования целей

Недостаточно ознакомиться с требованиями к формулированию целей, нужно представлять, как это может выглядеть в действительности. С учетом формулировок техники SMART, рассмотрим несколько примеров постановки целей и оценим их эффективность.

Первый вариант разного подхода к целеполаганию:

Первое и второе предложения разительно отличаются по всем показателям – конкретности, измеримости, досягаемости, реальности и ограниченности во времени.

Еще несколько подобных примеров:

Каждая цель должна формулироваться с помощью позитивных формулировок, то есть не указывать на то, от чего нужно избавиться, а определять варианты решения.

Целеполагание – важнейшая стадия в становлении и работе бизнеса, но его эффективность возможна только при контроле результатов на каждом этапе планирования.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *