что такое тщеславие сочинение
Сочинение 9.3: Что такое тщеславие (по тексту Л. Н. Андреева)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 05.01.2020 · Обновлено 04.01.2020
(214 слов) Тщеславие — это гипертрофированное стремление к известности и признанию. Люди, одержимые этим пороком, страдают в погоне за тем, что ошибочно принимают за идеал. В этом и состоит опасность тщеславия для человека.
Подтверждение тому мы находим в тексте Л.Н. Андреева. Энрико был успешным и признанным певцом, но его задевало сравнение с персонажем из древнегреческой мифологии по имени Орфей. Он захотел доказать, что он поет лучше героя легенды, и затмить его славу своей. Для этого он выступил перед ослами, которые, тем не менее, не пожелали его слушать, в отличие от тех животных, которые внимали Орфею. В столь неразумных попытках состязаться с памятью об Орфее, Энрико сорвал голос. «К счастью, тревога оказалась ложною, и через месяц утомленный голос знаменитого певца восстановился до прежнего блеска и силы» — завершает историю автор (предложение 33). Однако тщеславие подвергло Энрико реальной опасности лишиться своего таланта.
Не менее показательный пример описал Н.В. Гоголь в повести «Портрет». Художник хотел славы и богатства, поэтому при первой же возможности заказал рекламную статью в журнале, чтобы все убедились в его одаренности. Однако известность в светских кругах привела к тому, что Чартков стал делать работы на заказ. В этих картинах уже не было места творчеству. Так, тщеславие вытеснило настоящий талант из души творца.
Таким образом, тщеславие — это опасное качество характера, которое заставляет человека жертвовать всем ради признания.
Многомудрый Литрекон призывает Вас не гнаться за одобрением толпы. Чтобы идти своим путем, нужно успешно сдать ОГЭ по русскому языку. Вам в помощь он подготовил сочинение 9.3 о тщеславии и дополнительные примеры из жизни.
Сочинение-рассуждение «О тщеславии»
В статье вы найдете школьное сочинение-рассуждение «О тщеславии». Отражено личное отношение автора к проблеме, приведены примеры из классической литературы.
Текст сочинения
Я не люблю тщеславных людей. Им нравится не просто казаться лучше, они всем своим видом демонстрируют свое превосходство над окружающими.
Есть среди них умные и талантливые люди. Но звездная болезнь известных артистов, спортсменов, политических деятелей часто останавливает их в дальнейшем развитии. Случается, что они лишаются того, чего добились ранее. Леонид Андреев рассказал об Энрико Спаргетти, обладателе чудного голоса. Музыканта сравнивали с Орфеем. Пение мифического героя покоряло и людей, и животных. Он собрал стадо ослов и хотел спеть так, чтобы их всех перекричать. Гордыня Энрико чуть не лишила голоса.
Еще один пример, также закончившийся трагически, описал М.Ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени». Заносчивость Грушницкого, его высокомерие, желание выглядеть всегда правым и неумение признавать свои ошибки привели к тому, что он был убит на дуэли Печориным. Чрезмерное самолюбование сделало его завистливым, лживым, способным на подлость. Он постоянно попадает в неприятные ситуации, поэтому же так рано и бесславно погибает.
А есть такие персоны, кому и вовсе гордиться нечем. Завышенная самооценка мешает признать недостатки в своем характере. Народ в меткой поговорке сравнивает таких людей с пустым колосом, который гордо стоит. Они обычно много говорят, а делают мало. Люди чувствуют это, и часто даже близкие друзья отворачиваются от высокомерного человека. Заносчивых и надменных коллег осуждают в любом коллективе. Одиночество – расплата за тщеславие.
Тщеславные люди с удовольствием слушают хвалебные речи, откровенную лесть принимают за чистую монету. А вот правду и справедливую критику встречают в штыки. Верят в то, чего нет на самом деле, свои достоинства сильно преувеличивают.
Желание прославиться во что бы то ни стало – это и есть тщеславие. Оно действительно опасно. Недаром в христианстве гордыня, синоним этого качества, считается смертным грехом. Поэтому каждый человек должен самокритично относиться к самому себе, уважительно – к другим людям; и стремиться не к почитанию, власти и славе, а к развитию своих личностных качеств и положительных черт характера.
Похожие сочинения:
Не жадничаем, делимся в соцсетях, если статья оказалась полезной:
13 Комментарии
Тщеславие проявляется в стремлении к превосходству над остальными людьми, желании, чтобы человеку льстили и одобряли его. Человеку трудно победить своё тщеславие, ведь все мы хотим, чтобы нас хвалили за то, что мы делаем, за то, как выглядим, чтобы хорошо оценивали наши слова. Тщеславному человеку не хочется, чтобы о нём думали или говорили плохо. Он ищет человеческой похвалы любой ценой, не задумываясь, что, возможно, это одобрение ему совсем не нужно или что, люди, чей похвалы он ищет, являются недостойными судьями его жизни, не могут оценивать его дела, слова и поступки. Мы не должны стремиться к тщеславию, ведь самое главное – это хорошо делать свою работу, любить своих близких, хорошо относиться к окружающим, и тогда нам не нужно никакого одобрения остальных людей, главное, это спокойствие в собственной душе. Если наша душа умиротворённая, значит мы всё делаем правильно. Люди не всегда могут правильно понять вас, им будут мешать их взгляды и предубеждения, слишком ограниченный кругозор. Они не способны на реальную оценку вашей жизни. Часто тщеславие граничит со звёздной болезнью, кичливостью, когда человек как бы присваивает только самому себе все свои достижения и уменьшает заслуги других людей, которые помогали ему добиться успеха. Поэтому тщеславие является негативной чертой характера, с которой надо бороться.
Руслан, полностью согласна, с тщеславием обязательно нужно бороться.
Тщеславие и высокомерие практически одно и то же.
Проблема в том, что тщеславные люди своего тщеславия совсем не видят. Им просто кажется, что они вот такие прекрасные и замечательные, и гордятся этим. Нет никакой критики к своему состоянию.
Анна, в принципе, большинство пороков потому и существует, что люди у себя их не замечают.
С тщеславием действительно обязательно нужно бороться, тщеславные люди очень раздражают.
Елена, согласна. На эту тему есть хорошее выражение, про то, что некоторым людям корону на голове хочется поправить лопатой 🙂
Тщеславие — это тщетность в поисках славы, когда заслуг особых нет, а признания хочется. характерно для глупых, никчемных людей.
Владимир, и правда, спасибо. Хорошо Вы это слово разобрали. И очень точно.
Мне в связи со тщеславием фильм «Адвокат дьявола» вспоминается. Там в конце Аль Пачино говорит, ну что ж, попробуем другой порок — тщеславие.
Сова, фильм отличный. И концовка великолепная. Да, злу наши пороки всегда на руку.
Кто к нам с тщеславием придет, тот от него и погибнет ))))
Сочинение 9.3 «Что такое тщеславие?»
Текст для сочинения:
(1)Знаменитый Энрико Спаргетти по справедливости считался любимцем богов и людей. (2)Сильный и прекрасный собою, он обладал чарующим голосом, уже при первом выступлении своём затмил всех других известных певцов и получил прозвище Орфей.
(3)Как и все певцы, не имеющие времени для литературных занятий, Энрико долгое время совсем не знал, кто такой Орфей, именем которого его называли; и однажды он обратился с вопросом по этому поводу к своему секретарю и другу, Гонорию ди Виетри.
– (4)Скажи мне, кто был этот Орфей, имя которого я так часто слышу как похвалу? (5)И неужели этот тенор был настолько лучше меня, что меня украшают его именем? (6)Я в этом сильно сомневаюсь. (7)Высокообразованный Гонорий в ответ рассказал певцу миф об Орфее.
— (8)Деревья, – повествовал Гонорий, – привлекаемые силою прелестных звуков, толпились вокруг певца и давали ему тень и прохладу; очарованные скалы теснились к нему; птицы лесные оставляли свою чащу, а звери – свои трущобы и тихо и кротко внимали сладким песням Орфея…
— (9)Так это сказка! – со вздохом облегчения сказал гордый певец, но никак не мог примириться с тем, что, хоть и сказочный, Орфей стоит во мнении людей выше его, и, снова слыша его имя, каждый раз чувствовал как бы укол в самое сердце.
— (10)Я хочу доказать Орфею и его поклонникам, что я, Энрико Спаргетти, могу сделать не меньше, чем он. (11)К следующему воскресенью собери в моём загородном саду три или четыре дюжины ослов…
— (12)Ослов! – воскликнул изумлённый и ужаснувшийся Гонорий, но певец гневно топнул ногой и закричал:
— Ну да, ослов! (13)Ты увидишь, что будет с ними, когда их слуха коснётся мой вдохновенный голос.
(14)Наступило воскресенье. (15)И вот – при громе аплодисментов показался на эстраде Энрико Спаргетти, несколько бледный, несколько взволнованный, но решительный и прекрасный в своей смелости.
(16)При первых же звуках чарующего голоса, превратившего всё земное в небесное, два осла сразу взревели, беспомощно захлёбываясь и стеная, в середине возвышая голос почти до раскатов пророческого крика и кончая теми же беспомощными и страдальческими выдыхами. (17)Энрико сделал аккомпаниатору знак переждать и дать господам ослам откричаться.
(18) Но лишь только певец снова открыл рот, уже не два, а десять, двадцать ослов нестройно взревели, путаясь в голосах друг друга и своими громовыми раскатами покрывая не только нежнейшее пианиссимо певца, но и самые его отчаянные форте. (19)Напрасно расстроенный Энрико повышал голос: уже все четыре дюжины ослов мрачно ревели, как в последний день земли.
— (20)Это невозможно! – говорил в уборной Энрико, в слезах припадая на грудь также потрясённого Гонория. – (21)Ах, Гонорий, а ведь над этой песенкой рыдал сам император бразильский! (22)Я сам – сам! – плакал для этих ослов, чего не делал даже для английской королевы… (23)Нет, я их проберу! (24)Долой лирику – я дам им драму. (25)Я их перекричу!
— (26)Пожалей голос, Энрико, я умоляю тебя! – плакал Гонорий.
— (27)А Орфей жалел? (28)Нет, я их перекричу! (29)Я их перереву!
(30)Но и в этот раз все усилия Энрико оказались бесплодными; ослы ревели, как горная лавина, и напрасно, бегая по сцене, старался перекричать их божественный певец – слушателям был виден только его открытый рот.
(31) Так печально окончилось состязание Энрико Спаргетти с Орфеем, и молчаливо разъезжались приглашённые, когда Энрико сказал едва слышно ужаснувшемуся секретарю:
— Гонорий, пригласи доктора. (32)Кажется, я сорвал голос.
(33)К счастью, тревога оказалась ложною, и через месяц утомлённый голос знаменитого певца восстановился до прежнего блеска и силы.
(34)В то же время благодаря стараниям Гонория журналы вполне согласно объяснили непрерывный рёв ослов именно тем, что животные были восхищены и покорены чарующим голосом великого артиста. (35)И прозвище Орфея утвердилось за ним навсегда.
* Андреев Леонид Николаевич (1871-1919) – русский писатель, представитель Серебряного века русской литературы.
Пример сочинения 9.3 «Что такое тщеславие?»
Что такое тщеславие? Я думаю, что тщеславие — это высокомерие, это любовь к славе, к почитанию. Тщеславие — отрицательная черта человека, она даже может нести опасность для него, ведь нередко мы ошибочно принимаем что-то за идеал, гонимся за ним. Докажу свою точку зрения примерами из прочитанного текста и своего личного опыта.
В тексте Л. Андреева Энрико Спаргетти из-за тщеславия чуть не лишился своего таланта — прекрасного голоса. Он хотел доказать, что поет лучше Орфея, героя древнегреческой мифологии, с которым его сравнивали. Для этого Энрико выступил перед ослами, не пожелавшими его слушать, и сорвал голос.
Говоря о тщеславии, я хочу привести в пример историю композиторов Моцарта и Сальери. Сальери завидовал Моцарту, его славе и таланту, из-за чего решился на ужасное преступление. После этого он прослыл не великим композитором, а тщеславным убийцей.
Таким образом, тщеславие — отрицательная черта человека, проявляющаяся в зависти, стремлении к славе и почитанию.
Сочинение ОГЭ 9.3 (15.3). Тщеславие. Чем опасно тщеславие? По Андрееву.
Пример сочинения ОГЭ 9.3 (15.3) по тексту Андреева «Знаменитый Энрико Спаргетти по справедливости считался любимцем богов и людей»
Как вы понимаете значение слова ТЩЕСЛАВИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Чем опасно тщеславие?»
Тщеславие – это чрезмерное стремление к славе, желание казаться лучше других. Синонимом тщеславия является гордыня. Тщеславные люди в своих поступках руководствуются не категориями морали, а только лишь своим желанием быть в центре внимания. Талантливые люди нередко бывают тщеславными. Но такое состояние человеческой души опасно как для общества, так и для самой личности.
Главная опасность тщеславия заключается в том, что такие люди забывают о голосе разума, потому нередко оказываются в глупой, даже опасной ситуации. Примером тщеславного человека может служить Энрико Спаргетти, герой текста Л.Н. Андреева. Он был лучшим певцом своего времени, но этого ему было недостаточно, он хотел превзойти героя легенд Орфея, чьим именем его называли. Гордыня сподвигла Энрико соревноваться с мифическим героем, чьи звуки завораживали даже животных. Тогда наш герой собрал стадо ослов и исполнил им свою музыку, но он не достиг намеченной цели. В попытках перекричать ослов, он сорвал голос, чуть не лишившись таланта, которым так гордился. А вместо вечной славы получил заметку в журнале, о которой договорился его секретарь. Герой текста чуть не потерял свой чудный голос из-за своего тщеславия. Этот пример показывает, что тщеславие портит человека. Двигаемый тщеславием, человек поступает неосмотрительно и может лишиться всего, что имеет.
Таким образом, можно сделать вывод: тщеславие – очень опасное состояние. Это словно кривое зеркало, которое не позволяет человеку видеть свои недостатки, заглушая совесть, голос разума. Тщеславие в итоге может затмить все достоинства человека, а может и вовсе привести его к печальным последствиям.
Аргументы из жизни и литературы на тему «Что такое тщеславие»
Тщеславие называют одним из самых страшных нравственных пороков, поэтому тема «Что такое тщеславие?» актуальна во все времена и над ней предлагают подумать выпускникам, сдающим ОГЭ по русскому языку, и не только выразить свои размышления в сочинении-рассуждении 15.3, но и привести примеры из жизни и литературы по данной теме. Для пополнения банка аргументов и помощи девятиклассникам мы предлагаем несколько литературных произведений, примеры из жизни, высказывания знаменитых людей о тщеславии, которые можно использовать в качестве аргументов.
Проблема
Что такое тщеславие? В чем оно проявляется?
Отношение автора к проблеме
Тщеславие – это одно из отрицательных свойств человеческого характера. Оно выражается в чрезмерном желании человека выглядеть в глазах окружающих лучше, чем он есть на самом деле, производить хорошее впечатление не только в глазах других людей, но и в своем восприятии.
Аргументы
Синонимы к слову тщеславие
Гордость, горделивость, гордыня, высокомерие, заносчивость, надменность, кичливость, претенциозность, спесь, чванство.
Эпитеты к слову тщеславие
Безграничное, безмерное, бесконечное, бесцеремонное, большое, вздорное, вредное, гипертрофированное, глупое, грошовое, детское, дешевое, дикое (разг.), излишнее, легкомысленное, ложное, мальчишеское, мелкое, мелочное, наивное, невежественное, невинное, необыкновенное, непомерное, неумеренное, ничтожное, пустое, раздутое, ребяческое, ребячливое, слепое, тупое, чрезмерное, крупное, сатанинское.
Аргументы из литературы
В русской литературе немало примеров тщеславных героев, которые описываются авторами не менее старательно и ярко, чем образы положительных героев. В главе «Княжна Мери» романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» читатель знакомится с Грушницким – молодым двадцатилетним юнкером, который когда-то служил вместе с Печориным – главным героем произведения, а сейчас судьба вновь свела их на водах. Грушницкий получил хорошее образование, достойное воспитание. Он начитан, в совершенстве владеет французским языком. Поэтому читатель желает видеть и дальше в нем приятного собеседника и положительного героя. Но, как опытный психолог, Печорин беспощадно разбивает эти мечты, объективно рассказывая о характере своего бывшего сослуживца, объясняя все его движения, поступки, слова. Грушницкий носит «толстую солдатскую шинель», прихрамывает на одну ногу, желая произвести впечатление на курортных дам. Он самовлюбленный и подлый позер. Его слова неискренни. Он не умеет слушать, в беседе часто перебивает собеседника, не давая даже возможности закончить фразу, зато сам любит произносить длинные тирады. Всю жизнь он занят только одним собою, поэтому плохо знает людей, их психологию. Печорин безжалостно открывает правду о Грушницком: цель его жизни – сделаться героем романа. Производить эффект на других – настоящее наслаждение для него. Грушницкий не живет, а будто играет только ему одному известную роль. Все это говорит об излишнем тщеславии героя, о желании казаться лучше, чем он есть на самом деле. Такие натуры не могут оглянуться вокруг, чтобы оценить, что происходит вокруг них. Они заботятся в первую очередь о том эффекте, который производят, поэтому часто попадают в неприятные ситуации, как это случилось и с Грушницким.
2. Н.В. Гоголь «Ревизор».
Тщеславный человек, как мы уже выяснили, способен на всякую ложь и глупость для того, чтобы показать себя в более выгодном свете. К таким героям можно отнести одного из главных персонажей комедии «Ревизор» Н.В. Гоголя. Автор переносит нас в провинциальный уездный городишко, где чиновники со страхом ждут приезда ревизора. Волей судьбы безденежье заставило в этом городке задержаться Хлестакова, которого принимают за ревизора. Хлестаков – молодой человек, мелкий чиновник. Его главная страсть в жизни – карты, кутеж, женщины. Он безграмотен, ленив, труслив. Он редко появляется на службе, поэтому застрял на низкой должности, не поднимается по карьерной лестнице. Герой безответственный, беспринципный. Все его тщеславие, желание показать себя высокопоставленным чиновником, успешным, уважаемым и обеспеченным человеком читатель видит в доме у городничего. Здесь он нашел благодарных слушателей, поэтому он играет роль ревизора, нисколько не смущаясь, что на самом деле не является им. Хлестаков вводит в заблуждение не только всю семью городничего, но и всех чиновников города. Желая выглядеть в лучшем свете перед провинциальными людьми, он нагло врет, как говорят, от души. По его словам, в его приятелях числится А.С. Пушкин, сам он иногда пишет произведения, которые даже печатаются, живет в самом лучшем месте, обед ему доставляют к столу из заграницы. Его ложь не знает границ, а совесть при этом у Хлестакова молчит. Такими качествами наделил Н.В. Гоголь героя, чтобы читатель извлек из произведения нужные уроки.
3. «Слово о полку Игореве».