Что такое царство божье

О Царстве Божием

Что такое царство божье. Смотреть фото Что такое царство божье. Смотреть картинку Что такое царство божье. Картинка про Что такое царство божье. Фото Что такое царство божье

Некоторые христиане ошибочно думают, будто Царство Божие установится на небесах и лишь в будущем. Но разве Спаситель не говорил: «Приблизилось Царство Небесное»? Разве не вразумлял слушателей Своих, чтобы приняли они это Царство и вошли в него? Нет, братья! Царство Небесное есть и начнется на земле этой, среди людей; оно есть невидимая, внутренняя жизнь человека, когда он полностью подчиняет свое сердце евангельской истине и живет согласно заповедям Спасителя. Вот как объяснял это апостол Павел: Божие Царство не есть лишь «пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе».

Жизнь человека состоит из двух составляющих: одна – внутренняя, невидимая, вторая – внешняя, видимая. Первая – это все духовные качества и помыслы человека, то есть мышление, рассуждение, намерение, желание, наклонности, любовь и ненависть, радость или печаль. Одним словом, все то, что человек чувствует внутри своего сердца. А вторая – это все видимые действия человека: речь, движение и все остальные многочисленные внешние физические действия. Понятно, что все эти внешние действия человека и вся его видимая жизнь зависят от внутренних его душевных свойств; следовательно, любые дела и поступки человека являются такими, каковыми являются его духовные свойства и наклонности, так как человек делает и проявляет только то, что есть в его сердце и разуме. Но когда Спаситель говорит: «Приблизилось Царство Небесное, примите его и войдите в него», – тем самым Он учит нас, чтобы мы подчинили сердце и душу свою Божиему Евангелию, чтобы вся внутренняя, духовная жизнь строилась согласно евангельским заповедям; чтобы мысли и желания, свойства и наклонности, любовь и ненависть – все было подчинено слову Божиему. А когда мы достигнем этого состояния и когда вся наша внутренняя жизнь будет подчинена Евангелию, тогда и внешние наши действия будут добрыми, богоугодными, тогда все наше существо войдет в Царство Божие.

«Что же делать? – скажет иной. – Я и вправду всем сердцем желаю быть принадлежащим Царству Божию… Да и кто же не желает этого?! Но грехи и бессилие мое не пускают меня, земля и сама плоть моя удерживают меня». Все это прекрасно знал и понимал Спаситель, поэтому и сказал: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Есть только одно условие, при котором человек может войти в Церковь Божию, – покаяние. Человек, который по-прежнему прилеплен к греху, сердце которого полно лишь недобрых стремлений, только после покаяния сможет войти в Царство Божие.

Пример того, что такое покаяние и как должен каяться человек, – покаяние грешной женщины из Евангелия (см.: Лк. 7: 36–38). Когда Спаситель наш находился в доме фарисея Симона, женщина эта, не боясь того, что грех и позор ее станут известны всем присутствующим там, упала в ноги Спасителю, слезами своими омыла их и волосами своими осушила их; при этом она не произнесла ни одного слова, только стоны и плачь говорили о том, как отягощена была совесть ее, как ей было стыдно за грехи свои, как переживала она за бесчестие свое и каким горячим сердцем и с какой надеждой вымаливала прощение Господа. Точно так же должен каяться и ты, брат мой; так же и тебе должно быть стыдно за грехи свои; так же и ты должен переживать бесчестие свое, коль желаешь заслужить Царство Небесное. Оно словно богатый и знаменитый город, жители и купцы которого весьма состоятельны и знатны. Может ли какой-нибудь нищий поравняться с ними, не должен ли он сначала приобрести равного богатства? Так же и христианин – если он сначала не приобретет духовного богатства, которое есть добродетель, не будет причислен к тем, кто пребывает в Царстве Небесном.

А теперь, брат мой возлюбленный, зная все это, углубись в себя, оцени и скажи себе, можешь ли ты считать себя достойным Царства Небесного? Получил ли гражданство духовного царства? Или до сих пор являешься духовно нищим и не можешь причислить себя к тем, кто достоин Царства Божиего? Уже давно Царство сие звонит в колокол у сердца твоего и ждет, что ты примешь его, но, увы! не видит до сих пор покаяния твоего – а ты обещал это; не видит до сих пор, чтобы ты отверг землю и порожденные ею грехи.

Не говори, брат, что ты христианин, что ты был крещен, что веришь в Евангелие, ходишь в храм и своевременно причащаешься. Все это, конечно, хорошо, и без этого, конечно, человек не сможет войти в Царство Небесное. Однако человек может все это исполнять как должно, но все же не быть гражданином Царства Божия, ибо формально хоть и совершает все это, но сердце его все же подчинено греху и привязано к земле, все же земное он любит больше, чем Господа.

Брат мой возлюбленный! Все свое сердце и разум свой должен ты подчинить Евангелию! Не можешь ты служить двум господам одновременно – и земному, и Богу. Господь не примет половину твоего сердца; Он желает, чтобы все сердце твое и весь разум твой принадлежали Ему. Пожертвуй Ему все сердце. Велико и желанно звание твое, брат, которым удостоил тебя Господь, – быть гражданином Царства Божия.

Спаситель утвердил на земле Царство сие и нам, христианам, доверил распространение, укрепление и усиление его. Каждый из нас должен приложить все силы и средства, чтобы способствовать распространению Царства Его. Если жизнь твоя добрая и добродетельная, если словом и делом стараешься ты расширять и укреплять Царство Божие, тогда знай, что ты друг Христа, поскольку ты соработаешь Ему, являешься помощником Его; а если плохим, недостойным своим поведением ты препятствуешь этому и соблазняешь брата своего, то окажешься врагом Христа, поскольку таким поведением ты рушишь здание Его, ты разоряешь Царство Его.

Возрадуемся же, братья, так как Господь всем нам дал достоинство Царства Своего! Но будем почтительны и осторожны, дабы из-за грехов своих не потерять эту честь.

Источник

Царство Божие

I. ПОНЯТИЕ

Слова, используемые в Библии для передачи понятия «царство» [евр. малхут; греч. басилейа], означают: «царская власть», «царское владычество». Слово «царство» имеет два значения: «правление царя» и «территория, подвластная царю» (ср. Пс. 144:13 ; Мф. 25:34 ). В Ев. от Матфея чаще употребляется другое словосочетание – «Царство Небесное» (32 раза; «Царство Божие» – только в Мф. 6:33 ; Мф. 12:28 ; Мф. 19:24 ; Мф. 21:31.43 ), но эти выражения синонимичны. Ц.Б. означает прежде всего неогранич. власть Господа над миром – над царством природы и Духа ( Пс. 102:19 ). Но помимо этого, подразумевается и нечто другое, а именно: господство Бога, Которому мы себя подчиняем и Которому добровольно и с радостью служим. Иисус учит молиться о пришествии этого Царства, этой цар. власти Бога ( Мф. 6:10 ). Ц.Б. одноврем. пребывает в настоящем и в будущем. Природу его нельзя назвать ни чисто земной, ни чисто неземной, ни чисто духовной ( 1Пар. 29:11 ); односторонняя трактовка привела бы к сужению этого библ. понятия.

II. БИБЛИЯ О ЦАРСТВЕ БОЖИЕМ

Ц.Б., отчасти проявляющееся в настоящем, во всей своей полноте придет в будущем. В ВЗ сообщается о зарождении Ц.Б., о том, что противостоит ему на земле, излагаются пророч. обетования, касающиеся этого Царства и его будущего. НЗ показывает Того, в Ком «Царство Божие» на земле проявляется воочию: Иисуса Христа. Где находится Христос, там и наступает Ц.Б. Но только со Вторым пришествием Иисуса в славе Ц.Б. обретет свое совершенство на земле:

1) ВЕТХОЗАВЕТНОЕ ВОЗВЕЩЕНИЕ ЦАРСТВА БОЖИЕГО И ЕГО ОЖИДАНИЕ.

Говоря о ветхозаветной истории Ц.Б., прежде всего следует иметь в виду миссию ⇒ Израиль (⇒ Пятикнижие Моисея, I,Б). Чтобы установить Свое Царство на земле, Бог избрал народ, которым стал особым образом руководить, чтобы через него всем остальным народам открылась Божья сущность ( Исх. 19:5.6 ). Чтобы вооружить Израиль для исполнения высокого поручения, Бог посылал ему Своих ⇒ пророков, устами которых Он давал народу указания ( Иер. 7:25 ). Но народ Израиля сопротивлялся водит-ву Бога и препятствовал осуществлению Ц.Б. на земле (см. Неем. 9:6–37 ). С резкими обличениями израильтян выступали пророки, возвещая суд над избранным Божьим народом. И наказание пришло. Палестина была завоевана врагами, а народ уведен в ⇒ плен. Но Бог не отказался от Своего замысла. Предсказания пророков о грядущем Царстве, в котором свершатся Божьи замыслы, должны были исполниться.

2) ЦАРСТВО БОЖИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.

«Основным законом» цар. власти Бога по праву считается ⇒ Нагорная проповедь, в которой перечислены основные правила, действующие в Царстве Божием. Жертв. смертью Иисуса, Его воскресением и вознесением созданы духовные предпосылки для того, чтобы древние обетования о Ц.Б. на земле и о миссии Израиля смогли осуществиться. Очевидно, именно этого ожидали ученики Иисуса перед Его вознесением: «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» ( Деян. 1:6 ). Отвечая на этот вопрос, Воскресший не опроверг высказанное предположение, но сказал, что право устанавливать времена и сроки принадлежит одному лишь Отцу.

3) ГРЯДУЩАЯ ПОЛНОТА ЦАРСТВА БОЖИЕГО.

Присутствие Ц.Б. пока сокрыто от людей и познается только верой. Но со Вторым пришествием Господа Ц.Б. установится в силе и славе. Здесь следует различать два аспекта: а) грядущее Царство сначала будет земным; тогда сбудутся многие пророч. предсказания (напр., Ис. 2:2–4 ; Ис. 11:6–9 ; Зах. 8:13.20–23 ). На основании Свящ. Писания можно говорить о ⇒ тысячелетнем царстве ( Откр. 20:1–6 ). В этом сбудется предсказание о призвании Израиля. Иисус, придя на землю во второй раз, будет вершить суд над народами, решая, кто достоин «наследовать» Его Царство ( Мф. 25:31–46 ).

Источник

Царство Божие (Небесное)

«…покай­тесь, ибо при­бли­зи­лось Цар­ство Небес­ное»
( Мф.4:17 )

Ца́рство Бо́жие 1) — Цар­ство Небес­ное, область оби­та­ния свет­лых анге­лов и почив­ших о Гос­поде святых (людей); 2) Цер­ковь Хри­стова; 3) дей­ствие бла­го­дати Свя­того Духа в уве­ро­вав­шем в Иисуса Христа чело­веке; 4) (иногда) весь мир, как нахо­дя­щийся под вла­стью Над­мир­ного Царя, Бога.

Что такое царство божье. Смотреть фото Что такое царство божье. Смотреть картинку Что такое царство божье. Картинка про Что такое царство божье. Фото Что такое царство божье

Во всей пол­ноте Цар­ство Божье откро­ется после Вто­рого При­ше­ствия Хри­стова.

Цар­ство Небес (Небес­ное) – это сло­во­со­че­та­ние встре­ча­ется только в Еван­ге­лии по Матфею. Другие еван­ге­ли­сты гово­рят о Цар­стве Божием (Бога). Евреи из бла­го­че­сти­вых побуж­де­ний избе­гали упо­треб­ле­ния имени Бога и заме­няли его раз­ными опи­са­тель­ными обо­ро­тами: Небо, Вели­кий Царь, Имя и т.д.

Цар­ство Божие есть состо­я­ние чело­ве­че­ского есте­ства, обнов­лен­ного Боже­ствен­ной бла­го­да­тью, есть воца­ре­ние Иисуса Христа в чело­ве­че­ском уме и сердце дей­ствием Свя­того Духа. Цар­ство Божие в этом веке не при­хо­дит внеш­ним обра­зом, но обре­та­ется внутри чело­века. Об этом сказал Иисус Хри­стос: «Быв же спро­шен фари­се­ями, когда придет Цар­ствие Божие, отве­чал им: не придет Цар­ствие Божие при­мет­ным обра­зом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Цар­ствие Божие внутрь вас есть» ( Лук.17:20-21 ).

Цар­ство Божие в чело­веке есть пре­бы­ва­ние Бога внутри любя­щего Его чело­века: «кто любит Меня, тот соблю­дет слово Мое; и Отец Мой воз­лю­бит его, и Мы придем к нему и оби­тель у него сотво­рим» ( Ин.14:23,24 ); «Се, стою у двери и стучу: если кто услы­шит голос Мой и отво­рит дверь, войду к нему, и буду вече­рять с ним, и он со Мною» ( Откр.3:20 ). Все­ля­ясь в чело­века бла­го­да­тью Свя­того Духа и пре­бы­вая в нем, Хри­стос ста­но­вится для «тех, кои пре­дают себя Его цар­ству и гос­под­ству, Путе­во­ди­те­лем, Пра­ви­те­лем, Учи­те­лем, Песту­ном, Пред­ста­те­лем, Помощ­ни­ком, Изба­ви­те­лем от вся­кого греха» (св. Симеон Новый Бого­слов).

Силой сози­да­ю­щей Цар­ство Божие в чело­веке явля­ется бла­го­дать Свя­того Духа. Для под­ви­за­ю­ще­гося хри­сти­а­нина нет ничего дра­го­цен­нее ее, потому что с ее помо­щью душе, истинно веру­ю­щей во Христа пред­стоит из испор­чен­ного и пороч­ного состо­я­ния «перейти в состо­я­ние иное, доброе, и нынеш­нее уни­чи­жен­ное есте­ство изме­нить в есте­ство иное, боже­ствен­ное, сде­латься есте­ством новым» (св. Мака­рий Еги­пет­ский). Поэтому апо­стол Павел сказал, что Цар­ство Божие есть «пра­вед­ность и мир и радость во Святом Духе» ( Рим.14:17 ). Поэтому святые отцы назвали саму бла­го­дать Свя­того Духа Цар­ствием Божьим, исполь­зо­вали слова Цар­ство Божие и бла­го­дать как сино­нимы. «Под­ви­зай­тесь, – гово­рит св. Симеон Новый Бого­слов, – стя­жать созна­тельно внутрь нас Цар­ство Небес­ное, то есть бла­го­дать Свя­того Духа», «Цар­ствие Божие есть Святой Дух», – гово­рит св. Максим Испо­вед­ник и св. Гри­го­рий Нис­ский. Для стя­жа­ния бла­го­дати Свя­того Духа необ­хо­дим хри­сти­ан­ский подвиг, обна­ру­жи­ва­ю­щий реши­мость чело­века жить в Боге.

Спа­си­тель упо­доб­ляет Цар­ство Небес­ное:

мит­ро­по­лит Ила­рион (Алфеев):
Нрав­ствен­ное учение Христа постро­ено на фун­да­мен­таль­ном утвер­жде­нии о Цар­стве Божием как о реаль­но­сти не только буду­щего, посмерт­ного суще­ство­ва­ния, но и земной жизни чело­века. По словам Спа­си­теля, Цар­ство Небес­ное силою берется, и упо­треб­ля­ю­щие усилие вос­хи­щают его ( Мф.11:12 ), то есть вос­хи­щают здесь, на земле. В прит­чах Иисуса Цар­ство Божие упо­доб­ля­ется семени, бро­шен­ному в землю (см.: Мф.13:24 ); зерну гор­чич­ному (см.: Мф.13:31 ); закваске в тесте (см.: Мф.13:33 ); сокро­вищу, скры­тому на поле (см.: Мф.13:44 ); дра­го­цен­ной жем­чу­жине (см.: Мф.13:45 ); неводу, заки­ну­тому в море и захва­тив­шему рыб вся­кого рода (см.: Мф.13:47 ); царю, кото­рый захо­тел сосчи­таться с рабами своими (см.: Мф.18:23 ); хозя­ину дома, наняв­шему работ­ни­ков в вино­град­ник свой (см.: Мф.20:1 ); царю, сде­лав­шему брач­ный пир для сына своего (см.: Мф.22:2 ). Все эти образы заим­ство­ваны из повсе­днев­ной чело­ве­че­ской жизни и обра­щены к опыту чело­века, живу­щего в мире сем, а не уже пере­шед­шего в мир иной.
Хри­стос гово­рит о том, что Цар­ство Небес­ное при­над­ле­жит нищим духом (см.: Мф.5:3 ), изгнан­ным за правду (см.: Мф.5:10 ), детям (см.: Мф.19:14 ), о том, что Цар­ство Его не от мира сего ( Ин.18:36 ). Обра­ща­ясь к уче­ни­кам, Спа­си­тель уве­ще­вает их: Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш бла­го­во­лил дать вам Цар­ство ( Лк.12:32 ). Таким обра­зом, Цар­ство Божие уже даро­вано, уже осу­ществ­ля­ется в жизни хри­стиан. Через веру во Христа и сле­до­ва­ние Его запо­ве­дям люди при­об­ща­ются к тому Цар­ству Божию, пол­нота кото­рого будет реа­ли­зо­вана после Вто­рого При­ше­ствия Спа­си­теля, но кото­рое тем не менее уже незримо при­сут­ствует в Церкви, состав­ляя серд­це­вину ее бытия.

мит­ро­по­лит Сурож­ский Анто­ний :
Еван­ге­лие гово­рит нам, что Цар­ство Божие прежде всего внутри нас самих. Если мы не можем найти Цар­ства Божия внутри себя, если мы не можем встре­тить Бога внутри, в своих глу­би­нах, то очень мало­ве­ро­ятно, чтобы мы Его встре­тили где-то вне себя.
Когда первый кос­мо­навт Гага­рин воз­вра­тился из «кос­моса» и сделал свое зна­ме­ни­тое заяв­ле­ние, что Бога в небе­сах он не встре­тил, один мос­ков­ский свя­щен­ник заме­тил, что «если Вы не встре­тили Его на земле, Вы нико­гда не уви­дите Его на небе­сах». Если я не могу сопри­кос­нуться с Богом, так ска­зать, под соб­ствен­ной кожей, в том малень­ком мире, кото­рым я явля­юсь, то очень мало­ве­ро­ятно, что даже встре­тив Его лицом к лицу, я Его узнаю.

Святой Иоанн Зла­то­устый сказал:
«Найди дверь своего сердца, и ты уви­дишь, что это дверь в Цар­ство Божие«. Поэтому обра­щаться надо внутрь себя, а не наружу – но особым обра­зом. Речь не о том, чтобы при­бег­нуть к само­ана­лизу; я также не имею в виду, что внутрь надо идти при­е­мами пси­хо­ана­лиза или пси­хо­ло­гии. Это не путе­ше­ствие в сущ­ность моего соб­ствен­ного «я»; это путь через, сквозь мое «я», чтобы из соб­ствен­ных глубин выныр­нуть там, где Бог есть, где Бог и мы встре­тимся.

иеро­мо­нах Иов (Гуме­ров):
С самого начала Своей про­по­веди Гос­подь наш Иисус Хри­стос первое место отво­дит Цар­ству Небес­ному: покай­тесь, ибо при­бли­зи­лось Цар­ство Небес­ное ( Мф.3:2 ).
Слово цар­ство (евр. малхут; греч. баси­лейа) в биб­лей­ских книгах имеет два зна­че­ния: «прав­ле­ние царя» и «тер­ри­то­рия, под­власт­ная царю». Еван­ге­лист Матфей 32 раза упо­треб­ляет выра­же­ние Цар­ство Небес­ное и 5 раз Цар­ство Божие ( Мф.6:33; 12:28; 19:24; 21:31, 43 ). У еван­ге­ли­стов Марка, Луки и Иоанна – только Цар­ство Божие. Срав­не­ние парал­лель­ных мест убеж­дает, что выра­же­ния эти сино­ни­мичны. Цар­ство Божие пред­став­ляет собой абсо­лют­ную власть (гос­под­ство) Бога над види­мым и неви­ди­мым миром. Неко­то­рые места свя­щен­ных книг пока­зы­вают, что поня­тие Цар­ство Божие имеет еще один смысл: гос­под­ство (власть) Гос­пода Бога, Кото­рому мы себя по соб­ствен­ной воле под­чи­няем и Кото­рому доб­ро­вольно и с радо­стью служим.
Где нахо­дится Хри­стос, там и насту­пает Его Цар­ство, кото­рое не от мира сего ( Ин.18:36 ). Это самый глав­ный пункт рас­хож­де­ния между Иису­сом Хри­стом и иудей­скими вождями, кото­рые ожи­дали в лице Мессии зем­ного царя. Они думали, что он низ­ло­жит и упразд­нит все тогдаш­ние цар­ства на земле, соста­вит из всего рода чело­ве­че­ского единую дер­жаву, в коей иудеи должны занять первое место. На такие ожи­да­ния, несо­мненно, Иисус Хри­стос отве­тил: Цар­ство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Цар­ство Мое, то слу­жи­тели Мои под­ви­за­лись бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Цар­ство Мое не отсюда ( Ин.18:36 ).
Во время Своего зем­ного слу­же­ния Спа­си­тель посте­пенно рас­кры­вает тайны Цар­ства. Уви­деть его может только тот, кто родится свыше от Духа ( Ин.3:1-8 ). Оно не явля­ется при­над­леж­но­стью только иудеев: многие придут с востока и запада и воз­ля­гут с Авра­амом, Иса­а­ком и Иако­вом в Цар­стве Небес­ном ( Мф.8:11 ). Все веру­ю­щие в Иисуса Христа полу­чают его в дар, отве­тив на призыв Гос­пода (1Фесс.2:12): Я заве­ща­ваю вам, как заве­щал Мне Отец Мой, Цар­ство ( Лк.22:29 ). Оно воз­рас­тает подобно зерну гор­чич­ному ( Мф.13:31 ) и подобно закваске изме­няет жизнь ( Мф.13:33 ). Для веру­ю­щих в Еван­ге­лие и пока­яв­шихся Цар­ствие Божие про­яв­ля­ется уже в насто­я­щем, но во всей пол­ноте придет в буду­щем. Когда же испол­нятся сроки и будет Второе при­ше­ствие Гос­пода нашего Иисуса Христа, Цар­ство Божие уста­но­вится в силе и славе: И седь­мой Ангел вос­тру­бил, и раз­да­лись на небе гром­кие голоса, гово­ря­щие: цар­ство мира соде­ла­лось [цар­ством] Гос­пода нашего и Христа Его, и будет цар­ство­вать во веки веков ( Откр.11:15 ).
Гос­подь опре­де­ляет жизнь и состо­я­ние тех, кто войдет в Цар­ство Небес­ное словом бла­жен­ство (Нагор­ная про­по­ведь. – Мф.5:3-12 ). Цар­ствие Божие внутрь вас есть ( Лк.17:21 ). В свя­то­оте­че­ской экзе­ге­тике, начи­ная с Ори­гена, данное место пони­ма­ется как ука­за­ние на особое бла­го­дат­ное духов­ное состо­я­ние, кото­рое может стя­жать пра­вед­ник. Это бого­слов­ское пони­ма­ние пол­но­стью согла­су­ется с пред­ше­ству­ю­щим стихом: Быв же спро­шен фари­се­ями, когда придет Цар­ствие Божие, отве­чал им: не придет Цар­ствие Божие при­мет­ным обра­зом (17:20). Преп. Иоанн Кас­сиан Рим­ля­нин пишет: если цар­ство Божие внутри нас нахо­дится, и это цар­ство есть пра­вед­ность, мир и радость, то кто их имеет, тот, без сомне­ния, нахо­дится в цар­стве Божием (Собе­се­до­ва­ние первое. Гл. 13).
Святые уже здесь при­об­ща­ются к Цар­ству бла­го­дати. Н.А. Мото­ви­лов рас­ска­зы­вает о беседе с преп. Сера­фи­мом Саров­ским: «И когда я взгля­нул после этих слов в лицо его, то напал на меня еще боль­ший бла­го­го­вей­ный ужас. Пред­ставьте себе в сере­дине солнца, в самой бли­ста­тель­ной ярко­сти его полу­ден­ных лучей, лицо чело­века, раз­го­ва­ри­ва­ю­щего с вами. Вы, напри­мер, видите дви­же­ние уст его и его глаз, изме­не­ние в самих очер­та­ниях лица, чув­ству­ете, что кто-то вас держит руками за плечи, но не видите не только рук его, но ни самих себя, ни его самого, а только один осле­пи­тель­ней­ший свет, про­сти­ра­ю­щийся на несколько сажен кругом…» (Записки Нико­лая Алек­сан­дро­вича Мото­ви­лова…, М., 2005, с. 212). Как это дости­га­ется? По словам св. Сера­фима: Так в стя­жа­нии этого-то Духа Божия и состоит истин­ная цель нашей жизни хри­сти­ан­ской, а молитва, бдение, пост, мило­стыня и другие ради Христа дела­е­мые доб­ро­де­тели суть только сред­ства к стя­жа­нию Духа Божьего.

Цар­ство Божие пони­ма­ется более как состо­я­ние души, нежели кон­крет­ное место. «Цар­ствие Божие внутрь вас есть» ( Лк.17:21 ). Цель жизни хри­сти­ан­ской состоит в дости­же­ние един­ства с Богом, рас­кры­тие в чело­веке образа и подо­бия Бога. Мы можем насле­до­вать Цар­ствие Божие, лишь если во всём упо­до­бимся Богу: «будьте совер­шенны, как совер­шен Отец ваш Небес­ный» ( Мф.5:48 ).

Источник

Что такое Царство Божие и Царство Небесное согласно Библии?

Опубликовано в: 14.06.2014. Обновление 20.08.21

ЦАРСТВО БОЖИЕ

Царство Божие (Небесное) — царствование и владычество Бога (Неба), проявление Его святых свойств. Оно было предсказано в Ветхом Завете (Дан 2.44; 7.14), явлено в Иисусе Христе (Лк 1.33) и было основой Его учения (только в Евангелии от Матфея упоминается 50 раз). Как думают некоторые — оно является эквивалентом Церкви.

Что такое Царство Божие и Царство Небесное согласно Библии?

Что такое царство божье. Смотреть фото Что такое царство божье. Смотреть картинку Что такое царство божье. Картинка про Что такое царство божье. Фото Что такое царство божьеЧто такое Царство Божие и Царство Небесное согласно Библии?

ПОНЯТИЕ — ЦАРСТВО БОЖИЕ

Слова, используемые в Библии для передачи понятия «царство» [евр. малхут; греч. басилейа], означают: «царская власть», царское владычество». Слово «царство» имеет два значения: «правление царя» и «территория, подвластная царю» (ср. Пс 144:13; Мф 25:34).

В Евангелие от Матфея чаще употребляется другое словосочетание — «Царство Небесное» (32 раза; «Царство Божие» — только в Мф 6:33; 12:28; 19:24; 21:31, 43), но эти выражения синонимичны.

Царство Божие означает прежде всего неограниченную власть Господа над миром — над царством природы и Духа (Пс 102:19)

19 Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает.
(Пс.102:19)

Но помимо этого, подразумевается и нечто другое, а именно: господство Бога, Которому мы себя подчиняем и Которому добровольно и с радостью служим.

Иисус учит молиться о пришествии этого Царства, этой царственной власти Бога (Мф 6:10)

10 да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
(Матф.6:10)

Царство Божие одновремеменно пребывает в настоящем и в будущем!

Природу его нельзя назвать ни чисто земной, ни чисто неземной, ни чисто духовной (1Пар 29:11); односторонняя трактовка привела бы к сужению этого библейского понятия.

11 Твое, Господи, величие, и могущество, и слава, и победа и великолепие, и все, [что] на небе и на земле, [Твое]: Твое, Господи, царство, и Ты превыше всего, как Владычествующий.
(1Пар.29:11)

БИБЛИЯ О ЦАРСТВЕ БОЖИЕМ

Царство Божие, отчасти проявляющееся в настоящем, во всей своей полноте придет в будущем.

В Ветхом Завете сообщается о зарождении Царства Божьего, о том, что противостоит ему на земле, излагаются пророческие обетования, касающиеся этого Царства и его будущего.

Новый Завет показывает Того, в Ком «Царство Божие» на земле проявляется воочию: Иисуса Христа. Где находится Христос, там и наступает Царство Божие. Но только со Вторым пришествием Иисуса в славе Царство Божие обретет свое совершенство на земле:

Ветхозаветное возвещение Царства Божиего и его ожидание

Говоря о ветхозаветной истории Царства Божьего, прежде всего следует иметь в виду миссию Израиля. Чтобы установить Свое Царство на земле, Бог избрал народ, которым стал особым образом руководить, чтобы через него всем остальным народам открылась Божья сущность.

5 итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля,
6 а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым.
(Исх.19:5,6)

Чтобы вооружить Израиль для исполнения высокого поручения, Бог посылал ему Своих пророков, устами которых Он давал народу указания.

25 С того дня, как отцы ваши вышли из земли Египетской, до сего дня Я посылал к вам всех рабов Моих — пророков, посылал всякий день с раннего утра;
(Иер.7:25)

Но народ Израиля сопротивлялся водительству Бога и препятствовал осуществлению Царству Божьему на земле (см. Неем 9:6-37).

С резкими обличениями израильтян выступали пророки, возвещая суд над избранным Божьим народом. И наказание пришло. Палестина была завоевана врагами, а народ уведен в плен. Но Бог не отказался от Своего замысла.

2 И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы.
3 И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима.
4 И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать.
(Ис.2:2-4)

1 И будет в последние дни: гора дома Господня поставлена будет во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней народы.
2 И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню и в дом Бога Иаковлева, и Он научит нас путям Своим, и будем ходить по стезям Его, ибо от Сиона выйдет закон и слово Господне — из Иерусалима.
3 И будет Он судить многие народы, и обличит многие племена в отдаленных странах; и перекуют они мечи свои на орала и копья свои — на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать.
4 Но каждый будет сидеть под своею виноградною лозою и под своею смоковницею, и никто не будет устрашать их, ибо уста Господа Саваофа изрекли это.
5 Ибо все народы ходят, каждый во имя своего бога; а мы будем ходить во имя Господа Бога нашего во веки веков.
(Мих.4:1-5)

Израиль станет благословением «посреди земли» (Ис 19:24). Это царство на земле установит Царь из рода Давида. Он будет «производить суд и правду на земле» (Ис 11:1,2; Иер 33:15). В то время как для земных царств характерно звериное начало (см. Дан 7), грядущее Царство Божие исполнено человеческих черт.

Его представляет «как-бы Сын человеческий» (Дан 7:13). Оно сменит все предшествующие земные царства и заступит на их место (Дан 2:44). В грядущем Царстве Божием жизнь будет подчинена новым установлениям, соответствующих Божьей воле (Иер 31:33; Иез 36:25 и след.).

Царство Божие в современном мире

Иоанн Креститель и Иисус объявляли, что Царство Божие «приблизилось»:

2 и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
(Матф.3:2)

17 С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
(Матф.4:17)

Иоанн говорил, что это Царство установит Тот, Кто идет за ним. Вся проповедь Иисуса наполнена напряженным ожиданием: Царство Божие уже на пороге, оно уже наступило в Иисусе, но о приходе Царства все же следует молиться.

10 да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
(Матф.6:10)

7 ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное;
(Матф.10:7)

28 Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие.
(Матф.12:28)

В Своих притчах (Мф 13) Иисус говорит о возрастании этого Царства; данный процесс будет завершен могущественным вмешательством Бога (притча о неводе, ст. 47-50).

47 Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода,
48 который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон.
49 Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных,
50 и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов.
(Матф.13:47-50)

Царь этого Царства

Царь этого Царства — Сам Иисус, посланный Богом! Его Царство носит духовный характер, оно «не от мира сего»

36 Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда.
(Иоан.18:36)

Тот, кто желает «увидеть» Царство Божие и ждет его «пришествия», должен быть рожден «свыше», т.е. «от Духа»:

1 Между фарисеями был некто, именем Никодим, [один] из начальников Иудейских.
2 Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог.
3 Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.
4 Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?
5 Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.
6 Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.
7 Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше.
8 Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.
(Иоан.3:1-8)

Царство Божие не может

Царство Божие не может считаться принадлежностью только иудеев. Оно доступно каждому, кто находится в правильных отношениях с Богом

11 Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном;
(Матф.8:11)

«Основным законом» царства власти Бога по праву считается Нагорная проповедь, в которой перечислены основные правила, действующие в Царстве Божием.

Жертвенной смертью Иисуса, Его воскресением и вознесением созданы духовные предпосылки для того, чтобы древние обетования о Царстве Божьем на земле и о миссии Израиля смогли осуществиться. Очевидно, именно этого ожидали ученики Иисуса перед Его вознесением:

6 Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?
(Деян.1:6)

Отвечая на этот вопрос, Воскресший не опроверг высказанное предположение, но сказал, что право устанавливать времена и сроки принадлежит одному лишь Отцу. Самим же ученикам довелось пережить событие, имевшее чрезвычайно важное значение в истории Царства Божьего, когда апостолы «исполнились … Духа Святого» (Деян 2).

С того дня, дня Пятидесятницы, Царство Божие охватывает всех, кто верит во Христа, в великую, вселенскую Церковь Христову, которая представлена на земле поместными церквами, но не ограничивается ими.

Воплощается Царство Божие

В Церкви, которая есть Тело Христово, воплощается Царство Божие. Внутри нее исчезают все национальные, религиозные и социальные различия

28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
(Гал.3:28)

Поскольку Христос — поставленный Богом Царь Царства Божьего, то это Царство по праву называется Царством Христа

11 ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.
(2Пет.1:11)

Верующий в Христа введен в Его Царство:

13 избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего,
(Кол.1:13)

где торжествуют «праведность и мир и радость во Святом Духе»:

17 Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе.
(Рим.14:17)

Подданные этого Царства еще живут в мире:

15 Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла.
(Иоан.17:15)

но они уже могут общаться с Богом; они сопричастны Небесному Царству:

20 Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа,
(Фил.3:20)

1 Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога;
2 о горнем помышляйте, а не о земном.
3 Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге.
(Кол.3:1-3)

Грядущая полнота Царства Божиего

Присутствие Царства Божиего пока сокрыто от людей и познается только верой. Но со Вторым пришествием Господа Царство Божие установится в силе и славе. Здесь следует различать два аспекта.

Царство сначала будет земным

а грядущее Царство сначала будет земным; тогда сбудутся многие пророческие предсказания (напр., Ис 2:2-4; 11:6-9; Зах 8:13,20-23).

2 И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы.
3 И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима.
4 И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать.
(Ис.2:2-4)

6 Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их.
7 И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому.
8 И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи.
9 Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море.
(Ис.11:6-9)

13 И будет: как вы, дом Иудин и дом Израилев, были проклятием у народов, так Я спасу вас, и вы будете благословением; не бойтесь; да укрепятся руки ваши!
(Зах.8:13)

20 Так говорит Господь Саваоф: еще будут приходить народы и жители многих городов;
21 и пойдут жители одного города к жителям другого и скажут: пойдем молиться лицу Господа и взыщем Господа Саваофа; [и каждый] [скажет]: пойду и я.
22 И будут приходить многие племена и сильные народы, чтобы взыскать Господа Саваофа в Иерусалиме и помолиться лицу Господа.
23 Так говорит Господь Саваоф: будет в те дни, возьмутся десять человек из всех разноязычных народов, возьмутся за полу Иудея и будут говорить: мы пойдем с тобою, ибо мы слышали, что с вами Бог.
(Зах.8:20-23)

На основании Священного Писания можно говорить о тысячелетнем царстве (Откр 20:1-6).

В этом сбудется предсказание о призвании Израиля. Иисус, придя на землю во второй раз, будет вершить суд над народами, решая, кто достоин «наследовать» Его Царство (Мф 25:31-46).

Нельзя относить библейского высказывания о земном Царстве Христа только к духовной сфере, тем самым обесценивая их. Когда-то с неба будет объявлено: «Царство мира соделалось Царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков» (Откр 11:15).

Земное Царство Христа

б земное Царство Христа следует, однако, отличать от последнего совершенства всего сотворенного, когда Христос передаст Свою царственную власть в руки Отца, и всякая власть и сила окажутся упраздненными (1Кор 15:24)

24 А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу.
(1Кор.15:24)

Упоминание в Библии

А. Прокомментированная тема

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *