Что такое царицыно в москве
Царицыно
Дворцово-парковый ансамбль «Царицыно»
Музей-заповедник «Царицыно», расположенный на юго-восточной окраине столицы, включает одноименный дворцово-парковый ансамбль, памятник архитектуры XVIII века, и прилегающие к нему Царицынские пруды и пейзажный парк. По площади это крупнейший музейный комплекс Москвы, по значимости – один из самых важных.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Царицыно с высоты
История комплекса
В старину Царицыно называлось Черной Грязью и принадлежало племени вятичей: здесь они устраивали святилища, воздвигали жертвенники и хоронили своих вождей. Потом две женщины — княгиня Соломония и княжна Мария (дочь Кантемира) — прокляли эти земли за то, что мужчины испортили им жизни.
В XVIII веке территория перешла к Димитрию Кантемиру, сподвижнику Петра I. Его потомок продал имение Екатерине II, давшей ему новое название в соответствии со своей «должностью». Императрица увлеченно принялась за обустройство объекта, привлекла к проекту Василия Баженова и Матвея Казакова, крупнейших архитекторов своего времени. Денег на воплощение задуманного, как это часто случается с мегапроектами, не хватило, и ансамбль был полностью приведен в порядок только в XXI веке. Музей-заповедник был основан в 1984 году, в 2007 году были завершены основные реставрационные работы.
Василий Баженов. «Вид Царицына села». Проектный чертёж. 1776 Фигурный мост в Царицыно
Архитектурные особенности комплекса
Хотя подлинно готических памятников архитектуры в России считанные единицы, неоготика XVIII века нашла отклик в душе отечественных мастеров, совмещавших стрельчатые арки, башни, резные фасады с элементами барокко и классицизма. Краснокирпичный, белокаменный дворцовый ансамбль в Царицыно признается самым ярким воплощением «русской готики» в стране.
Творения Баженова
Покрытый невысоким куполом двухэтажный Кухонный корпус, или Хлебный дом, представляющий собой в плане квадрат со скругленными углами, был предназначен для обслуживания аппетитов императорского двора. Здесь должно было разместиться более 80 кухонь и кладовых. Название зданию дала эмблема в виде хлеба с солью. Василий Баженов подготовил проект, но заканчивали строительство через много лет после его смерти, в XIX веке. Полностью завершены компактные Малый и Средний дворец, или Оперный дом, где проводили время императрица, ее сын и узкий круг их ближайших друзей. Большая часть построек для свиты была безвозвратно утрачена, за исключением трех Кавалерийских корпусов, стилистически гармонирующих с дворцами. Декоративные мосты и ворота, по замыслу архитектора, указывают на границы комплекса, но при отсутствии стен не несут функциональной нагрузки.
Большой Дворец царицыно Памятник архитекторам Царицыно — Василию Баженову и Матвею Казакову
Наследие Казакова
Центральное здание ансамбля первоначально проектировал и строил Баженов, но Екатерине почти завершенное сооружение показалось слишком мрачным. Исполнять волю императрицы пришлось Матвею Казакову, который спроектировал гигантский дворец с величественной центральной галереей и множеством башен. Идущее полным ходом строительство прервали из-за проблем с финансированием, а затем и вовсе заморозили. Весь XIX и большую часть XX века гости Царицыно любовались на все более ветшавшие руины, пока не было принято решение восстановить здание по сохранившимся документам. Новый Большой дворец построен из современных материалов, но соответствует общему духу и стилю Царицынского ансамбля.
Постоянная экспозиция музея
Большинство гостей приезжают в Царицыно побродить по парку и полюбоваться красочными ажурными стенами дворцов, но и внутри зданий есть немало интересного. В просторных залах представлено более 40000 произведений декоративно-прикладного искусства народов, когда-то входивших в состав СССР, и предметы, имевшие отношение к императорской семье. Среди наиболее необычных экспонатов украшения XII века, чудом уцелевшие сервизы-современники дворца, и портреты владелицы всей этой роскоши. Фотосъемка экспонатов разрешается, но без применения вспышки.
Мост над центральным прудом Царицыно Храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне
Временные выставки
В Царицыно привозят ценные экспонаты из музеев Москвы и регионов, интересные тематические коллекции составляются из предметов, входящих в фонды музея. В 2015 году здесь проходят выставки фарфора на военную тематику, скульптуры усадьбы-музея Останкино, шпалер французских мастеров. Уточнять возможность фотосъемки следует у сотрудников музея.
Музейный комплекс как концертная площадка
Музей-заповедник «Царицыно» стал центром притяжения любителей классической музыки и литературы. В Атриуме Хлебного дома устраивают органные концерты, выступления чтецов, в Музыкальной гостиной звучат камерные произведения. Баженовский зал рассчитан на 100 гостей, здесь проходят наиболее заметные мероприятия.
Оперный дом в Царицыно Внутри Большого Дворца III Кавалерский корпус
Царицынский парк и оранжереи
Пейзажный парк, так популярный в ландшафтной архитектуре XVIII века, стал одним из первых в России, разбитым вне петербургских дворцов мастерами, специально приглашенными из Англии. При первой хозяйке и в начале XIX века три огромных оранжереи не только радовали глаз посетителей, но и приносили немалый доход. Отсюда поставляли экзотические фрукты, овощи и зелень к столам аристократии. Затем интерес к элитным сельскохозяйственным проектам пропал, восстановили постройки менее 10 лет назад. Просторные оранжереи по-прежнему используются по назначению: в них выращиваются экзотические растения из разных уголков мира, причем ассортимент видов воспроизведен в точности как при Екатерине. По оранжереям и парку водят тематические экскурсии для взрослых и детей: в Первом корпусе гостей ждет встреча с вечноцветущим Зимним садом, Второй и Виноградный отданы под плодовые, ягодные и овощные культуры.
Осень в Царицыно Есть орех?
Информация для посетителей
Осмотру оранжерей в Царицыно можно посвятить целый день, поэтому и билеты в них продаются отдельно и стоят 250 рублей. Льготники: школьники и студенты, пенсионеры, инвалиды – приобретают льготные билеты за 80 рублей. Доступ в парк свободный с 6 утра до полуночи, но по историческим газонам и клумбам ходить запрещено. Оранжереи открываются в 11 утра и принимают посетителей до 18-20 часов вечера со среды по воскресенье, понедельник и вторник – выходные дни. Гостям предложат экскурсии и образовательные программы, об участии в которых нужно позаботиться при планировании визита. Опытные гиды расскажут туристам о языке цветов в XVIII веке, о роли растений в христианских обрядах, об истории садово-паркового искусства и даже научат правильно сажать семена и ухаживать за экзотическими видами фруктовых деревьев.
Вид на Верхний пруд
Царицынские пруды
Появившиеся задолго до строительства екатерининской усадьбы пруды пришли в упадок после смерти Екатерины, их привели в порядок уже в нашем столетии, обустроили искусственные острова и пристани. Сегодня это старейшие и самые крупные из сохранившихся в столице искусственных водных сооружений. Пруды закрыты для купания, но здесь можно кататься на катамаранах и лодках.
Легенды Царицыно
Московские диггеры рассказывают, что в Царицыно есть подземные ходы, связывающие Малый и Большой дворцы, и что там собираются сектанты. Ученые нашли в феврале 1993 года крупную геопатогенную зону под главным дворцом ансамбля. Старожилы вспоминают легенды о проклятиях и размышляют, долго ли простоит новое сооружение.
Информация для гостей музея-заповедника «Царицыно»
Найти музей несложно, он расположен в шаговой доступности от станций метро «Орехово» и «Царицыно», точный адрес: ул. Дольская, 1. В Большом дворце и в Парадном вестибюле на подземном уровне открыты кафе, несколько пунктов питания действует на территории парка. Практически все объекты доступны для посетителей на инвалидных колясках. В парк запрещено приводить домашних животных, здесь нельзя кататься на велосипедах. В порядке компенсации за эти неудобства гостям создают все условия для активного отдыха: зимой на территории заповедника прокладывают лыжные трассы и заливают каток, летом организуют скалодром. Телефон для справок: +7(495)325-48-44. Официальный сайт музея-заповедника «Царицыно»: www.tsaritsyno-museum.ru.
Храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне
Время работы и стоимость билетов
Со вторника по воскресенье дворцовый комплекс открыт с 11 утра до 18-20 часов вечера, понедельник – выходной день. Посетители могут приобрести единый билет на весь комплекс, включая оранжереи, действительный в течение месяца, за 650 рублей. Вход только в Большой дворец и Хлебный дом стоит 200 рублей, как и в Оперный дом. Льготники заплатят 200 рублей за общий билет и по 80 за посещение отдельных дворцов.
Дополнительные услуги
Поскольку общая площадь Царицыно занимает более 100 га, осмотреть все самое интересное за один раз технически сложно. Для удобства посетителей предусмотрены платные поездки по парку на электромобиле по нескольким популярным маршрутам.
Новогоднее представление 4+ 18 декабря — 2 января 2022, по расписанию
Спектакль по мотивам знаменитой сказки для детей от 4 до 10 лет
Назначаю Вам встречу в саду
Выставка 1 декабря — 10 мая 2022
История изящного садоводства в России
История ткачества. Ведущие центры и мастера Европы
Приглашаем на лекцию из параллельной программы к IV Триеннале текстильного искусства. Вход – по билету в музей и по регистрации. 04.12.21, 21:00
Выставки
Посёлок Ленино в годы Великой Отечественной войны
К 80-летию битвы за Москву
Театрократия. Екатерина II и опера
Выставка 19 сентября — 9 января 2022
Становление русского музыкального театра в XVIII веке. Выставка-фестиваль и публичная программа «Театр и музей. Опыты взаимодействия»
Назначаю Вам встречу в саду
Выставка 1 декабря — 10 мая 2022
История изящного садоводства в России
IV Триеннале текстильного искусства и современного гобелена
Выставка 8 июля — 10 марта 2022
Десятилетний юбилей одного из главных выставочных проектов «Царицына»
Другое дерево
Выставка 10 ноября — 27 марта 2022
Авторское ювелирное искусство, скульптура и арт-объекты из дерева
Выставка новых поступлений
Выставка 20 октября — 12 июня 2022
Предметы искусства, пополнившие музейный фонд за последние десять лет
Новости
В «Царицыне» можно отправить новогоднее письмо Деду Морозу
Объявлен набор в творческую лабораторию «Чёрная Грязь. Апсайкл-украшения» для подростков от 13 до 16 лет
ГМЗ «Царицыно» стал призером Международного фестиваля аудиовизуального и мультимедийного наследия
Молодые люди могут посетить «Царицыно» по «Пушкинской карте»
Как купить билеты на сайте музея и на портале mos.ru
Обратите внимание
В связи с проведением реставрационных работ временно перекрыты тротуары вокруг фасадов Большого дворца.
Покупка билетов в музей возможна только онлайн. Подробности представлены по ссылке .
События
Ночное Царицыно
Экскурсия по расписанию
Знакомство с царицынским архитектурным ансамблем в ночное время. Очередная экскурсия пройдет 4 декабря, в 20:05.
История ткачества. Ведущие центры и мастера Европы
лекция 4 декабря, 14:00
Из параллельной программы к IV Триеннале текстильного искусства
Китаянки
спектакль 12+ 9 октября — 9 января 2022, по расписанию
Из параллельной программы к выставке «Театрократия. Екатерина II и опера»
Творческая лаборатория «Чёрная Грязь. Апсайкл-украшения»
для подростков от 13 до 16 лет 15 января 2022 — 19 марта 2022
Бесплатные занятия в рамках образовательной программы к выставке «Другое дерево»
Тепло в ладонях
арт-терапевтическое занятие 7+ по расписанию
Знакомство с выставкой и мастер-класс в технике «сухого» или «мокрого» валяния на выбор
Заповедные прогулки. Декабрь
Интерактивная программа 4+ 01—31 декабря
Программа из цикла познавательных экскурсий для родителей с детьми
Творчество Эдит Паулс-Вигнере
лекция 18 декабря, 14:00
Из параллельной программы к IV Триеннале текстильного искусства
Первая опера
Из параллельной программы к выставке «Театрократия. Екатерина II и опера». Для детей от 3 до 6 лет и их родителей
Мастерская театрального эскиза
мастер-класс 8+ 26 сентября — 19 декабря, 15:00 – 17:00
Из параллельной программы к выставке «Театрократия. Екатерина II и опера». Для детей от 8 до 11 лет и их родителей
Екатерина и барочный сторителлинг
мастер-класс 12+ 29 сентября — 29 декабря, 16:00 – 18:00
Из параллельной программы к выставке «Театрократия. Екатерина II и опера». Для подростков от 12 до 18 лет
Создаем оперу
Из параллельной программы к выставке «Театрократия. Екатерина II и опера». Для детей от 7 до 11 лет и их родителей
Экскурсия по выставке «Театрократия. Екатерина II и опера»
экскурсия 6+ 19 сентября — 9 января 2022, по расписанию
Увлекательная история становления русского музыкального театра в XVIII веке и театрократии Екатерины II
Концерты
Музыка Вены
Концерт из цикла «Музыкальный салон Екатерины Великой»
В программе:
В тени Баха
Концерт из цикла «Абонемент «В тени великих композиторов»»
В программе:
И. Кунау, Д. Букстехуде, Г. Телеман
Полифония веры
Концерт из цикла «Книга книг»
В программе:
С. Росси, М. Равель, И. Брамс, М. Брух, Б. Марчелло
Игра света и тени
Концерт из цикла «Органные концерты»
В программе:
М. Маре, Ф. Ребель, Р. де Визе, Ф. Франкер, Ж. Б. Форкре
Зима в музыке Перселла
Концерт из цикла «Фестиваль «Навстречу Рождеству»»
В программе:
Спектакль на музыку Генри Перселла
О девяти музах на Парнасе, музыкальных цветах и спасительной нити Ариадны
Концерт из цикла «Клавирные истории для больших и маленьких»
Музей-заповедник Царицыно
В новых царских владениях был построен дворцовый комплекс, который возводился как подмосковная резиденция императрицы Екатерины II. Его строительство в 1775 году было поручено архитектору В.И. Баженову, а затем М.Ф. Казакову. После смерти Екатерины II все работы в Царицыне были прекращены. Постройки долгие годы разрушались.
В 1984 году был образован Музей декоративно-прикладного искусства народов СССР и началось постепенное восстановление архитектурного ансамбля.
Екатерина II в Царицыне
В 1767 году императрица Екатерина ІІ прибыла в Москву и пожелала видеть живописные окрестности древней столицы. Государыня посетила село Коломенское, Цареборисово и село Сабурово, на другом берегу реки она увидела поместье Кантемиров, утопающее в зелени. Через семь лет село Черная Грязь было куплено императрицей. Свои воспоминания она записала так: «Однажды, устав бродить по долинам и лугам Коломенского, я отправилась на большую дорогу, ведущую из Москвы в Каширу, город, который существует на свете, но не значится на карте. Эта дорога привела к громадному пруду, связанному с другим, еще огромнейшим: но второй пруд, богатый прелестнейшими видами, не принадлежал ее величеству (умершей Елизавете Петровне), а некоему князю Кантемиру, её соседу. Второй пруд соединялся с третьим прудом, который образовал бесчисленное множество заливов».
Выкупив за 25000 рублей так полюбившееся ей поместье, императрица написала: «Я назвала его Царицыным селом. Эта дивная местность, которая, по всеобщим отзывам, представляет собой земной рай, раньше называлась «Черною Грязью››.
Василий Баженов в Царицыне
Императрица поручила В.И. Баженову, которого называла «мой архитектор›› срочно составить эскизный проект подмосковной царской усадьбы в виде ряда отдельных павильонов. Архитектор за несколько дней набросал карандашом более десятка планов не похожих друг на друга павильонов. И достаточно скоро приступил к строительству нового царского дворцово-паркового ансамбля. Баженовский дворец в Царицыне состоял из трех павильонов, расположенных подковообразно на небольшом расстоянии один от другого.
В первых числах июня 1785 года императрица приехала в Царицыно посмотреть на постройки и выразила свое недовольство увиденным.
Сенатор И.И. Козлов в воспоминаниях написал об этом визите Екатерины: «Славный Баженов приводил к окончанию отличный готический дворец в селе Царицыне, когда императрица в 1785 году внезапно посетила древнюю столицу. Назначен день для обозрения здания, и с отличным благоволением приказано Баженову представить там жену и детей. Дворец не понравился; государыня, в гневе возвращаясь к экипажам, приказывает начальнику Кремлевской Экспедиции Михаилу Михайловичу Измайлову сломать оный до основания››.
По указу императрицы дворец был разобран, а Баженов больше не получал заказов от императрицы. От его работы в Царицыне сохранился проектный чертеж «Вид Царицына села» и некоторые постройки, среди которых Фигурный мост, законченный в 1778 году.
Матвей Казаков в Царицыне
Возглавить строительство Екатерина поручила другому выдающемуся русскому архитектору — Матвею Федоровичу Казакову. Принято считать, что М.Ф. Казаков приступил к работам в 1786 году. Он, как и его предшественник, спроектировал дворец в виде двух сооружений, соединенных между собою узкой галереей. Постройкам был придан характер псевдоготической архитектуры.
В ноябре 1796 года Екатерина Великая внезапно скончалась. К этому моменту строительство Большого Царицынского дворца почти завершилось, здание было покрыто временной крышей, начались внутренние отделочные работы. Новому императору, Павлу I усадьба не приглянулась, и по его указу в Царицыне никаких работ более не производилось.
К середине ХІХ века дворец больше походил на развалины.
Царицыно в XIX–XX веках
В ХІХ веке дворец в Царицыне два раза собирались достроить, сначала для вдовы Александра І, а потом, в 1830-х годах, для самого Николая І. Постройки М.Ф. Казакова неоднократно думали приспособить под какое-либо общественное учреждение.
В начале 80-х годов ХІХ века дворец, не ремонтированный и необжитой в течение целого столетия, пришел в плачевное состояние. Во избежание какого-либо происшествия или пожара решено было снять с него остатки крыши и уничтожить покрытия башен. С тех пор и до конца XX века дворец существовал как живописные руины.
100 лет спустя, когда в Царицыне открылся музей, началось постепенное восстановление архитектурного ансамбля. В 1992 году музей был преобразован в Историко-архитектурный художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно». Выставки и постоянная экспозиция размещались в павильонах, построенных по проекту Баженова: сначала во Втором Кавалерском корпусе, позже — в Малом дворце и Оперном доме.
В 2005–2007 годах прошла масштабная реконструкция дворцового комплекса. С того времени постоянные экспозиции разместились в залах Хлебного дома и Большого дворца. В 2011 году был открыт воссозданный по чертежам XIX века Оранжерейный комплекс.
В настоящий момент в залах дворца проходят концерты классической музыки, работает образовательная программа для детей и взрослых. Посетители могут познакомиться с экспозицией просвещенной истории и археологии Царицыно, и многих других.
Государственный музей-заповедник. Дворцово-парковый ансамбль. Парк-музей. Территория мечты и фантазии. Оранжереи. Пруды. Курганы. Романтические аллеи и уединённые беседки. Выставки русской скульптуры и европейской живописи. Экскурсии и мастер-классы. Концерты и фестивали. Истории и загадки. Всё это — Царицыно.
Жемчужина музея — грандиозный дворцовый комплекс XVIII века. Его строят как загородную резиденцию для Екатерины II. Более двадцати лет над постройкой трудятся выдающиеся русские архитекторы Василий Баженов и Матвей Казаков. После смерти императрицы все работы прекращаются. Живописный парк превращается в место загородных прогулок москвичей. Во второй половине XIX века вокруг руин возводится дачный посёлок. Он быстро набирает популярность – особенно среди писателей и художников. В 1927 году в Царицыне создается краеведческий музей. В 1984 году большинство исторических зданий передают Музею декоративно-прикладного искусства народов СССР. А в 2007 году здесь официально открывается полностью отреставрированный дворцово-парковый ансамбль.
Примерно 4 000 лет назад на месте будущего музея стоит поселение бронзового века. Здесь живут высокие люди с несколько удлиненными лицами. Они пасут коров и делают керамические изделия с узорами «зигзаг» и «ёлочка». Через пару тысячелетий их сменяют деловитые мужчины и женщины железного века. Они говорят на финно-угорских языках. Затем в Царицыно приходят вятичи. Они живут в землянках. Почитают языческих богов и носят яркие украшения. Умерших вятичи хоронят в курганах: их до сих пор можно видеть на территории парка как память о тех далеких и таинственных временах.
С XVII века будущая территория парка-музея «Царицыно» — местность под названием Черная Грязь принадлежит в основном русским царям или их фаворитам. Здесь строит хоромы боярин Стрешнев — тесть первого русского царя Михаила Романова. Царь Алексей Михайлович приписывает Черную Грязь к своей подмосковной резиденции Коломенское. Затем она достаётся Василию Голицыну – фавориту царевны Софьи – и его сыну Алексею. Голицыны с размахом строят себе новую усадьбу — трехъярусные хоромы с галереями. Оформлением занимается целая артель художников. В хоромах царит «разноцветье». Дом окружен березовой рощей и плодовым садом.
После государственного переворота и воцарения Петра I Голицыны отправляются в ссылку. Петр дарит Черную Грязь своему союзнику в русско-турецкой войне — молдавскому правителю Дмитрию Кантемиру. Тот выстраивает новый дом (как описывает его один из гостей) «на китайский манер, с отлогими крышами на два ската, с галереями, по которым можно ходить перед окнами вокруг всего строения, и со многими маленькими башнями, со всех сторон открытыми и обтянутыми только парусиною для свежести воздуха и защиты от солнца. Он весь деревянный, но так как раскрашен и стоит на высоком месте, то издали кажется великолепным».
В 1723 Черная грязь достается сыновьям Кантемира. Кроме великолепных деревянных построек здесь теперь два плодовых сада и оранжерея с экзотическими фруктами. Повсюду царит атмосфера сельского покоя. Именно в таком виде застает Черную Грязь императрица Екатерина II. Весной 1775 года она прогуливается по окрестностям с сыном и невесткой. Усадьба Кантемиров и живописные пейзажи приводят ее в восторг. Сделка совершается всего за неделю. В конце мая 1775 года Екатерина покупает имение и окрестные деревни за 30 000 рублей. Тем же летом выходит указ о переименовании села Черная Грязь в село Царицыно.
Летом 1775 года Екатерина II неоднократно посещает новое имение вместе с Григорием Потемкиным. Придворный архитектор Василий Баженов получает приказ заняться проектированием и постройкой новой императорской резиденции «во вкусе готики». Баженов понимает «вкус готики» как сплав древнерусского зодчества и московского барокко. Для построек используются кирпич и белый камень — как в старину. В плане пять дворцов для императрицы и ее семьи. Целая россыпь построек для свиты и прислуги. Павильоны и декоративные сооружения. При этом все здания разной геометрической формы и гармонично вписываются в существующий ландшафт. Архитектор старается сохранить исторический вид и красоту старого парка.
Екатерина II утверждает проект. С 1776 по 1785 годы в Царицыне кипит работа. Но идет она трудно: проблемы с финансированием и стройматериалами заставляют Баженова постоянно писать письма чиновникам и брать кредиты под собственное имущество. 3 июня 1785 года Екатерина бегло инспектирует несколько залов Главного дворца и молча уезжает. Работой она недовольна. Помещения кажутся ей слишком тесными и узкими. Однако (как считают некоторые исследователи) истинная причина недовольства Екатерины — в фигуре самого Баженова. Архитектор тесно общается с масонами и переписывается с руководителем московской ложи Новиковым. Новиков же выступает за передачу власти сыну Екатерины – Павлу. Императрица усматривает во всех этих действиях заговор и решает покончить со всеми его фигурантами разом. Баженов отстраняется от должности. Дальнейшие работы в Царицыне Екатерина поручает его ученику и помощнику Матвею Казакову. Тот полностью разбирает уже готовый Главный корпус и возводит на его месте новый дворец с замковыми крышами и башнями. Но процесс идет медленно: финансирование вновь сокращается из-за очередной русско-турецкой войны. Потом умирает Потемкин. А в 1796 году умирает и сама Екатерина II. Работа останавливается.
В начале XIX века благоустраивается парк. Появляются каменные павильоны. Царицыно становится излюбленным местом гуляний — что-то вроде пригородного парка культуры и отдыха. Корпуса переоборудуются под кофейный дом и гостиницу. В павильонах можно пообедать и выпить пива. В 1860 году император Александр II принимает выгодное решение — сдавать ветшающие дворцовые корпуса и земельные участки в аренду. С этого момента в Царицыне начинается длительный период дачной застройки. Здесь отдыхают писатели и художники. Композиторы и артисты. К концу XIX века Царицыно превращается в благоустроенный и престижный дачный поселок.
После Октябрьской революции Царицыно с прилегающими к нему территориями переименовывается в поселок Ленино. Начинается конфискация дач. В старинных постройках устраиваются коммунальные квартиры. В 1927 году – к 10-летию Октябрьской революции – в одном из корпусов открывается Царицынский историко-художественный и краеведческий музей. Он пользуется популярностью: ежегодно более 20 тысяч граждан приезжают посмотреть на коллекции баженовских чертежей и находки из курганов вятичей. Но в 1930-е годы музей переименовывают в Ленинский краеведческий музей садово-огородного района. Характер экспозиции резко меняется в сторону демонстрации сельскохозяйственных достижений. Место портретов и канделябров занимают макеты тракторов и плугов. Проводятся выставки «День урожая» и «Весенняя посевная кампания». Музей быстро теряет популярность у публики – и его закрывают. В 1936 году Моссовет предлагает устроить во дворце и других корпусах дом отдыха. Однако эти планы не сбываются: начинается война.
В послевоенные годы здания царицынского ансамбля занимают райисполком и районный архив. Клуб и музыкальное училище. В конце 1960-х годов начинается массовая застройка района Орехово-Борисово: коммуналки в старых дачах расселяют. Вокруг Царицынского ансамбля устанавливается охранная зона площадью более 1000 га.
В 1984 году в Москве открывается Государственный музей декоративно-прикладного искусства народов СССР. Стараниями его первого директора – художника Ильи Глазунова – Царицынский ансамбль со всеми постройками переходит в ведение музея. Тогда же в мастерских «Моспроекта-2» готовится масштабный проект реставрационных работ. В 1986 году Министерство культуры СССР подписывает договор на производство этих работ с польским государственным предприятием «Мастерские по реставрации памятников старины». С 1987 по 1995 год идут работы по восстановлению старинных зданий: российские и польские мастера восстанавливают почти все — остаются нереставрированными лишь Большой дворец и Хлебный дом. Парк и павильоны также нуждаются в благоустройстве. Эти работы ведутся с 2005 по 2007 годы. Проект реконструкции разрабатывают все те же мастерские «Моспроекта-2».
2 сентября 2007 года официально открывается реконструированный дворцовый комплекс «Царицыно». С этого момента памятник получает новую жизнь.