Что такое цап в магнитоле
Все, что вам необходимо знать о ЦАП
Сохранить и прочитать потом —
Как ни досадно, нельзя не признать, что цифроаналоговые преобразователи – один из самых игнорируемых широкой публикой Hi-Fi-компонентов. Хороший и правильно подключенный ЦАП способен резко повысить качество звучания. Если хотите убедиться в этом, читайте наш материал.
Что такое ЦАП? Что он делает?
Звуки, которые мы постоянно слышим – дорожный шум, работающие инструменты, плачущий ребенок в транспорте – представляют собой акустические волны, которые распространяются в воздушной среде к нашим ушам в аналоговой ипостаси.
Аналоговые записи издавались на виниловых дисках и кассетах, однако нежелательный шум и ненадежность этих носителей стимулировали поиск новых форматов. Появление CD открыло дорогу для цифровой революции.
Цифровое аудио кардинально отличается от аналогового. Цифровые музыкальные файлы обычно создаются при помощи импульсно-кодовой модуляции (PCM) в процессе измерения амплитуды аналогового сигнала через равные интервалы времени.
Жизнь в цифре
Значение амплитуды представлено двоичным числом (1 или 0), а длина этого числа называется разрядностью, выраженной в битах. Величина, обратная временному интервалу измерений, является частотой дискретизации.
Например, при записи стандартного CD выборка делается 44 100 раз в секунду. Каждый из «срезов» измеряется с точностью до 16 бит, и результаты измерения сохраняются в 16-разрядном цифровом формате. С другой стороны, при записи трека в Hi-Res-аудио длина «среза» увеличивается до 24 бит, а выборка делается аж 192 000 раз в секунду.
У цифровых аудиоданных могут быть самые разные частота дискретизации, разрядность, форматы кодирования и сжатия – однако независимо от конкретных параметров именно ЦАП должен придать этим данным смысл, максимально точно переведя их из двоичного формата в исходную аналоговую форму.
Зачем нужен отдельный ЦАП?
Сегодня почти любой цифровой компонент оснащен собственным ЦАП, однако далеко не все ЦАП созданы равными. Начнем с того, что они могут поддерживать не все типы файлов.
Плохие модели могут привносить в звучание нежелательный шум из-за непродуманного проектирования печатных плат или вызывать искажения в связи с джиттером.
Джиттером называются ошибки синхронизации. Точная синхронизация цифрового музыкального потока, определяемая генератором тактовых импульсов, жизненно важна для качества воспроизведения, и если ее не удается обеспечить из-за конструктивных недостатков, качество страдает.
Проблема джиттера может возникнуть при любом перемещении цифрового сигнала по плате, но особенно серьезной становится при передаче сигнала между устройствами. В последние годы широкое распространение получили асинхронные ЦАП, именно по этой причине перехватившие у компьютеров обязанности по синхронизации.
Тактовые генераторы, применяющиеся в компонентных ЦАП класса High End, точнее и стабильнее, чем у обычных ПК, и звук в результате получается существенно лучше.
Все зависит от исходного материала
Разумеется, чтобы получить от ЦАП максимально возможный результат, необходимо позаботиться о качестве исходного материала. Не рассчитывайте на чудо, предлагая ему MP3-файлы с битрейтом 128 кбит/с. На самом деле, более качественное декодирование сжатого сигнала может еще сильнее подчеркнуть его недостатки. Для компонентных ЦАП оптимальные результаты обеспечивает контент CD-качества и выше. Обычно музыка с подобным разрешением записана в PCM-форматах без потерь – FLAC, WAV или ALAC (Mac), а также DSD.
DSD и PCM
DSD, или Direct Stream Digital – альтернатива PCM. Этот формат изначально был разработан для архивирования, а позднее применялся для записи Super Audio CD (SACD), продвигавшихся Sony и Philips в конце 90-х и начале 2000-х. Это намного более нишевый формат; в отличие от PCM, его разрядность составляет всего один бит, зато частота дискретизации намного выше – 2,8 МГц у DSD64 и 5,6 МГц у DSD128.
Споры о том, какая система кодирования лучше, продолжаются до сих пор. Мы лишь скажем, что убежденным сторонникам DSD следует внимательно проверять списки характеристик: не все ЦАП поддерживают этот формат.
ЦАП какого типа вам подойдут?
Спектр форм-факторов и габаритов этих устройств огромен, они различаются по функциональности и по числу входов, так что ваш выбор будет зависеть от конкретных потребностей и величины бюджета.
Компактные USB-ЦАП обеспечивают мобильность и удобство по разумной цене. Это могут быть устройства не больше стандартной USB-флэшки (например, AudioQuest DragonFly Black) или карманные аппараты, подключаемые отдельным USB-кабелем (такие как Oppo HA-2 SE).
Чаще всего они получают питание от компьютера, не требуя отдельного источника. Подключений у них обычно немного – выход для наушников и, возможно, линейный выход для активных АС или Hi-Fi-системы.
Стационарные ЦАП
Если вам нужно больше разъемов и не требуется носить ЦАП с места на место, настольное USB-устройство – такое как Audiolab M-DAC – может оказаться более подходящим. Подобные модели обычно более габаритны и требуют подключения к источнику питания, зато помимо USB-порта оснащены еще несколькими цифровыми или аналоговыми входами.
Если собираетесь использовать наушники, обратите внимание на наличие соответствующего выхода.
Наконец, некоторые ЦАП предназначены для работы в составе большой домашней аудиосистемы. У них обычно больше входов (в частности, таких редких, как AES/EBU) и функций. Они могут поддерживать весь спектр форматов Hi-Res-аудио или обеспечивать беспроводную трансляцию со смартфона или планшета посредством Bluetooth. Некоторые даже оснащены регулятором громкости и могут выступать в роли предусилителей.
Статья о цапах, зачем нужны, какие бывают. (в факе не видел)
Самое главное ЗЫ, товарищи, я специально прятал ссылки в текст, чтоб было более менее удобно смотреть о чем говорю и откуда взята инфа, к сожалению не все ссылки открывали. В ссылках есть список ЦАПов, инфа от производителей описание карточек и тд.
Собирая себе комп в машину, пришлось рыть просторы инета, думаю что инфа будет полезна в данном сообществе.
Причем не только обладателям CarPC но и обладателям ГУ.
Цифро-аналоговый преобразователь (ЦАП) — устройство для преобразования цифрового (обычно двоичного) кода в аналоговый сигнал (ток, напряжение или заряд). Цифро-аналоговые преобразователи являются интерфейсом между дискретным цифровым миром и аналоговыми сигналами.
Аналого-цифровой преобразователь (АЦП) производит обратную операцию.
Звуковой ЦАП о… бла бла бла оч длинная статья на вики ()
На что там (вики) обращаем внимание
Применение
ЦАП применяется всегда, когда надо преобразовать сигнал из цифрового представления в аналоговое, например, в проигрывателях компакт дисков…
Наиболее общие типы электронных ЦАП:
Широтно-импульсный модулятор— простейший тип ЦАП. Стабильный источник тока или напряжения периодически включается на время, пропорциональное преобразуемому цифровому коду, далее полученная импульсная последовательность фильтруется аналоговым фильтром нижних частот. Такой способ часто используется для управления скоростью электромоторов, а также становится популярным в Hi-Fi-аудиотехнике;
ЦАП передискретизации, такие как дельта-сигма-ЦАП, основаны на изменяемой плотности импульсов. Передискретизация позволяет использовать ЦАП с меньшей разрядностью для достижения большей разрядности итогового преобразования; часто дельта-сигма ЦАП строится на основе простейшего однобитного ЦАП, который является практически линейным. На ЦАП малой разрядности поступает импульсный сигнал с модулированной плотностью импульсов (c постоянной длительностью импульса, но с изменяемой скважностью), создаваемый с использованием отрицательной обратной связи. Отрицательная обратная связь выступает в роли фильтра верхних частот для шума квантования.
Большинство ЦАП большой разрядности (более 16 бит) построены на этом принципе вследствие его высокой линейности и низкой стоимости. Быстродействие дельта-сигма ЦАП достигает сотни тысяч отсчетов в секунду, разрядность — до 24 бит. Для генерации сигнала с модулированной плотностью импульсов может быть использован простой дельта-сигма модулятор первого порядка или более высокого порядка как MASH (англ. Multi stage noise SHaping). С увеличением частоты передискретизации смягчаются
требования, предъявляемые к выходному фильтру низких частот и улучшается подавление шума квантования;
ЦАП находятся в начале аналогового тракта любой системы, поэтому параметры ЦАП во многом определяют параметры всей системы в целом. Далее перечислены наиболее важные характеристики ЦАП.
• Разрядность — количество различных уровней выходного сигнала, которые ЦАП может воспроизвести. Обычно задается в битах; количество бит есть логарифм по основанию 2 от количества уровней. Например, однобитный ЦАП способен воспроизвести два (2 в первой степени) уровня, а восьмибитный — 256 (2 в восьмеой степени) уровней. Разрядность тесно связана с эффективной разрядностью (англ. ENOB, Effective Number of Bits), которая показывает реальное разрешение, достижимое на данном ЦАП.
• Максимальная частота дискретизации — максимальная частота, на которой ЦАП может работать, выдавая на выходе корректный результат. В соответствии с теоремой Найквиста — Шеннона (известной также как теорема Котельникова), для корректного воспроизведения аналогового сигнала из цифровой формы необходимо, чтобы частота дискретизации была не менее, чем удвоенная максимальная частота в спектре сигнала. Например, для воспроизведения всего слышимого человеком звукового диапазона частот, спектр которого простирается до 20 кГц, необходимо, чтобы звуковой сигнал был дискретизован с частотой не менее 40 кГц. Стандарт Audio CD устанавливает частоту дискретизации звукового сигнала 44,1 кГц; для воспроизведения данного сигнала понадобится ЦАП, способный работать на этой частоте. В дешевых компьютерных звуковых картах частота дискретизации составляет 48 кГц. Сигналы, дискретизованные на других частотах, подвергаются передискретизации до 48 кГц, что частично ухудшает качество сигнала.
Когда посетила первая мысль поставить вместо ГУ кар писишку, первым плюсом, надо сказать основным (для меня), было то что можно менять звуковые карты, мне показалась данная возможность более интересной чем менять головы целиком.
Во первых потому что в головы как не крути, лепят одно и тоже, т.е. если утрировать, у производителея Х есть линейка голов, начальная цена 1000 вымешленных едениц, конечная, за топ модель 10 000 едениц.
На моменты выбора, больше по слухам чем по собственной практике, сделал вывод, что в большинстве случаев, что в дешевой что в дорогой голове, скорее всего один и тот же ЦАП, а ценник растет из-за функционала, более удобные кнопочки, на те еще +500 к цене, несколько подсветок еще 500 к цене, дизайн ваще бесценен и т.д., а цап как был так и остался прежним, если же речь идет о хорошем ЦАПе, то ты заплатишь и за дизайн и за подсветку и еще за кучу всякой ненужной фигни, в итоге голова «золотая» и очень зависимая от того же допустим привода, сдох привод, не смогли починить, купи новую бошку.
Не прельщало честно, тем более была практика, когда при попытке третий раз починить мой альпайн 9845 RB, мастер сказал что все, уже шансов нет, тупо выкинь. Толи мастер такой был, толи альп ставить в копейку было не рационально, это не важно. Он мне был оч дорог, первый более менее хороший аппарат, который я слушал.
Так вот провел небольшое расследование.
Имеем список (я почему-то назвал таблицей) ЦАПов (кликабельно)
Подопытным был выбран Pioneer DEX-P99RS вроде неплохая голова, сам не слушал, но хвалят и претензий к ней никаких. Ценник аппарата по яндексмаркету 30-35 рублей, вполне стоящий (могут быть конечно отклонения но не о цене щас речь), из описаний везде пестрит
«Число бит ЦАП 24»
» 16-битные цифровые данные с CD напрямую передаются 4 x 24-битными цифро-аналоговыми преобразователями (ЦАП) с минимальным искажением»
Далее нужно чуть попариться поискать какой же ЦАП (он же DAC) установлен в данном ГУ, логичнее искать datasheet но получилось найти только по словосочетанию servise manual Pioneer DEX-P99RS, открываем смотрим
Сразу скажу что я в такой документации неочень ориентируюсь но вроде нашел все правильно, ну по крайней мере я нашел 4 ЦАП-а скорее всего это они и есть.
ЦАП под номером AK4396VF.
Сначала меня сбило с толку что его нет в таблице, приведенной выше, но потом он нашелся чуть пониже в аппарате » MYTEK DIGITAL STEREO96 DAC» сам цап выделен синим цветом, т.е. для автора особо неприметный чип, но P99RS играет же хорошо, значит ищем где есть такой же цапик.
Что дальше…а решил загуглить AK4396VF, дабы найти где этот ЦАП засветился, в надежде найти звуковую карточку с ним, как результат:
1. HT Omega Claro Halo XT HiFi soundcard
2. HT Omega Claro Plus+ AD8620BR Op Amp Sound Card
3. Auzentech X-fi Forte 7.1 Soundcard
Можно конечно и поболее инфы нарыть, но цель статьи не найти что-то, а показать логику поиска, ну и так сказать подтолкнуть к поиску звуковых карт на тех ЦАП которые считаются супер пупер нереальными.
Да конечно я понимаю что карта может не заиграть как тот же Pioneer DEX-P99RS, хотя я тут вообще ничего не скажу, нужно пробовать, но я думаю если вставить карточку с более продвинутым ЦАПом, а если она еще будет хорошо исполнена, то полюбому заиграет лучше чем некоторые топовые головы.
А да, ценник на карту в пределах 9 тыщ рублей, правда наверное будут проблемы с покупкой, в России не нашел, хотя опять же не сильно искал, да и заказать например на амазоне не проблема.
Само собой после карты не должно быть процессора, я так понимаю это все понимают 🙂
И роде как, по словам производителя
Using AKM’s multi bit architecture for its modulator the AK4396 delivers a wide dynamic range while preserving linearity for improved THD+N performance
это реальный мультибитник, причем 24х.
Ну и ковыряясь в просторах, решил еще проверить Alpine PXI-H990, надож дать повод для флуда 🙂
По даннным с офф сайта ALPINE
ALPINE F#1 STATUS
Для обеспечения высочайшего качества звучания и поддержки возможностей формата DVD-Audio в процессоре Alpine PXI-H990 используются восемь сверхдорогих ЦАПов Burr-Brown Sign Magnitude 96 кГц/24 бит К-Grade и сложнейший цифровой фильтр типа GIC.
гуглим Burr-Brown Sign Magnitude получаем :
Маркировка PCM1704
Производитель Burr-Brown Corporation (www.burr-brown.com)
Комментарий 24-Bit, 96kHz BiCMOS Sign-Magnitude DIGITAL-TO-ANALOG CONVERTER
Функционал Цифро-аналоговые конверторы (DAC (Digital to Analog Converters))
PCM1704 20 бит, то же, что PCM1702, но только способный принимать 24-битный поток (преобразование все-равно 20-битное)
Т.е. если не наврали с предыдущим «кроликом» у альпа стоит 20 битный а у пионера 24-х 🙂
Но есть одно важное НО
» Грейды :
«L» — самый низкий (Low) — хуже, чем вообще без грейда
«J» — отобранный, лучше, чем безгрейдовый
«K» — отобранный, самый лучший по качеству (лучше «J»)»
PCM1704-K т.е. данный ЦАП очень хорош.
Подводя итоги, не знаю даже что сказать.
Когда вы спрашиваете, или пытаетесь выбрать самостоятельно ГУ, но незнаете на что обратить внимание, яб порекомендовал обратить его именно на то какой внутри ЦАП. Конечно речь идет о выборе не бюджетного варианта.
По идее поиск хороших цапов доступен не только кар писишникам, но и юзерам обычных ГУ, просто нужно рыть даташыты, ну а если твикать, то тут вообще открываются безграничные просторы.
В мануалах сообщества подобной инфы не нашел, надеюсь будет полезна.
Сага Его Величество Звук
§1 Вступление ТЫЦ!
§2 Второе вступление ТЫЦ!
§3. ЦАП ЦАПу рознь.
♫ Итак, мы снова (уже в третий раз? см. вступления) держим в руках болванку CD с записью группы Morcheeba 16 бит/44.1 кГц и флешку с оцифровкой винила Джо Дассена Люксембургский сад в формате WAV 24 бит/192 кГц (тут вы подумали, что я мог бы за это время еще че-нибудь скачать с торрента, но я итак вспотел от объема инфы, поэтому будем слушать то, что есть =). Вставляем диск или флешку (не суть) в магнитолу – цифирки с них считываются и попадают – куда? Правильно, в ЦАП.
ЦАП (DAC) – это цифро-аналоговый преобразователь, кушает цифру в виде 0110001 и отдает на выходе аналоговое тарарам-пам-пам в виде тока, напряжения или заряда. Например, получая на входе «0001», цап сделает из него напряжение 0,3125 В, «0010» — 0,6250 В и т.д
В рекламах магнитол, CD-ресиверов, плееров и прочей техники часто завлекают покупателя наличием 24-битного цапа. Это действительно плюс или маркетинговый ход?
Давайте разберемся.
Есть три основных вида цапов:
1) Мультибитные R-2R
2) Однобитные
3) Дельта-сигма
© И снятся аудиофилам резисторы…
Исторически первыми появились так называемые токовые R-2R цапы. Они построены на матрице, которая состоит из резисторов с сопротивлениями R и 2R. Такие цапы еще называют мультибитными, параллельными.
R-2R цап работает так: принимает цифровой код (длина может быть разной: 16, 18, 20, 24 бита) и в зависимости от числа – выдает на выход ток строго определенного уровня, причем градации выдержаны с очень высокой точностью путем лазерной подгонки номиналов резисторов + приняты меры для обеспечения термостабильности чипа. У некоторых вариантов микросхем есть входы для настройки точности младших разрядов – все серьезно!
Обработка битов идет параллельно – утрированно говоря, взял 24 бита, распределил между своими ребятами-резисторами по одному на каждого, и все дружно отдали на выходе… нет, не 24 бита, а чуть ниже (все не так просто и не совсем так как я написал;-) На выходе токовый эквивалент значений амплитуды суммируется и получается восстановленный с большой точностью аналоговый сигнал.
Например, если вспомнить снящиеся в самых сладких аудиофильских снах цапы от Burr Brown:
PCM63 – на выходе 20 бит
PCM 1702 – 20 бит
PCM 1704 – 20 бит.
Или известнейшие цапы от Philips с маркировкой TDA1541 разных грейдов – все 16 битные.
Это истинные мультибитники. Понятно, что из-за необходимости набрать резистивную матрицу из одинаковых(!) резисторов с точностью в десятые доли процента(!), их стоимость высока. Плюс сложнее организовать питание.
© Один – это много или мало?
Однобитный цап берет 1 бит и отдает 1 бит в аналоговом виде, потом снова берет 1 бит и т.д. Процесс идет последовательно, бит за битом. Однобитник дешевле мультибитника, но генерирует больше шумов. Пример – цапы CXD2552 и CXD2562 от Сони или некогда популярный в 90-е годы цап MASH. Сониевские однобитники можно найти в CD плеерах начала 90х, они до сих пор продаются на барахолках и ценятся за звук(Sony CDP X555ES, например). Сейчас однобитники днем с огнем не найдешь, они встречаются в схемах дешевых микроконтроллеров.
© Урок греческого.
Дельта-сигма цап обозначается ΣΔ DAC. Он работает «оптом» – берет сразу 24 бита, обрабатывает по одному, суммирует сигнал и отдает все 24 бита на выход. Собственно, дельта Σ и сигма Δ – это вычитание и сумма соответственно. Такие цапы быстры в работе, недороги и поэтому широко распространены в нынешней аппаратуре. И некоторые даже в состоянии отдавать аналоговый сигнал хорошего качества.
Таким образом, однобитные ЦАПы и дельта-сигма по сути одно и то же (!), оба обрабатывают числовое значение амплитуды последовательно (бит за битом), поэтому их и называют последовательными. Разница в самом преобразовании между старыми однобитниками и дельта-сигмой заключается в том, что однобитник набирает значение амплитуды от нуля, а дельта-сигма – от предыдущего значения амплитуды. Основное преимущество – низкая себестоимость, основной недостаток – плохая повторяемость (точность) амплитуд сигнала.
© Гибриды это не только Lexus.
У каждого вида цапа есть свои + и –, поэтому логично комбинировать разные схемы. Так появились гибридные цапы.
Например, цапы Burr-Brown PCM1793, 1794, 1738 построены по технологии Advanced Segment: это 24-битные ЦАПы, в которых 16 бит обрабатываются последовательно дельта-сигмой, а 8 бит (самый смак в звуке, например, детальность вч, точность сцены и т.п.) – параллельной схемой на матрице R-2R. Или мб деление на 18 бит : 6 бит, в разных цапах по-разному.
Таким образом, гибридные цапы могут дать звук более высокого качества, чем просто 1-битник или дельта-сигма. Да-да, «икона» от Burr Brown PCM1794 это гибридник!
Для закрепления.
— Однобитные и дельта-сигма цапы — последовательные. Мультибитные — параллельные
— И однобитные, и дельта-сигма, и мультибитные могут выдавать на выходе 14,16,18,20,24 бита. Другое дело как они это делают, насколько быстро и за какие деньги.
Собственно, это и имеется в виду в рекламных описаниях ГУ:
В этом случае 24 бита не означает «мультибит», это преобразуемый формат, а не принцип работы цапа. Т.е. 24 бита мы получаем на выходе в аналоговом виде.
Но на диске оцифровка-то 16-ти битная, помните? На самом деле, в современных дельта-сигма цапах действительно используется передискретизация разрядов в 20 или 24 разряда с целью снижения требований к конечному фильтру нижних частот и, соответственно, к снижению его стоимости. Дополнительные разряды не несут новой информации, это просто нолики на конце, но они помогают фильтру точнее обработать исходные 16-разрядные потоки.
Таким образом, в описаниях современных ГУ в подавляющем большинстве случаев найдете слова Burr Brown и 24-bit DAC, их уже ставят чуть ли не в блендеры. =)
* Burr Brown кстати говоря давно уже куплен Texas Instruments.
* 24-bit DAC это дельта-сигма цапы, способные кушать 16- и 24-битные сигналы. А сколько там будет битов на выходе уже не суть, реальное разрешение не больше 16, но важнее насколько бережно цап работает с каждым битом, хватает ли у него питания, в каком виде (ток или напряжение) он выдает звуковую информацию, какие в нем (а лучше после него) фильтры, какая вокруг него обвязка и т.д. Если повезет, то ваше ГУ будет содержать не простую дельта-сигму, а гибридный цап с (теоретически) бОльшими звуковыми возможностями.
* Но самое главное — применяемый алгоритм апсемплинга (см выше про превращение 16 бит в 24 бит). Мало впаять микросхему с известным именем, апсемплинг это тот секрет, который позволяет по-разному звучать «железу» у разных производителей.
В следующей серии будем искать хорошие (и не очень) цапы в разных гу. Не переключайтесь тыц!
Сага Его Величество Звук
§1 Вступление. ТЫЦ!
§2 Второе вступление. ТЫЦ!
§3. ЦАП ЦАПу рознь. ТЫЦ!
А сегодня покопаемся в магнитолах:
§4. А внутри у него… ЦАП! (+ сенсация)
(текст написан в 2014 году + ваш покорный слуга не профи, просто копатель)
Среди производителей цапов наиболее известны:
Texas Instruments (TI, бывший Burr-Brown)
Wolfson Micro (WM)
Cirrus Logic (CS)
Analog Devices (AD)
Asahi Kasei Microsystems (AKM).
А теперь самое интересное. Посмотрим, какие цапы ставят в ГУ.
Инфа собрана из многочисленных источников, особая благодарность блогерам hackjvc и Игорю известному как Каток. Фотки из тырнета и пару моих =) Начну с сенсации.
/////Alpine.
Алпайновцы совсем не хотят делиться инфой про цапы. То ли хвалиться нечем, то ли просто не считают нужным.
Исключение – Alpine F1 Status CDA-7990, цап Burr Brown PCM1704, собственно чего греха таить лучший из линейки PCM17xx. Это по-настоящему многобитный цап, если помните (ссыль про типы цапов третья сверху).
Но многим будет интереснее узнать, что спрятано в более доступных альпах.
Кстати, заглянув внутрь аппаратов, можно обнаружить ряд перемаркированных микросхем, так что неспециалист типа меня☻ и тем более без схемы не разберется где чего…
В старом Alpine CDE-102 спрятались:
Основной микроконтроллер: MN101E16YBEUB-QT (как в бюджетных JVC!)
CD-DSP-1-bit-DAC: MN6627971AH-QT
MN это чипы от Panasonic (вот поэтому и говорят, что младшие альпы это панасоники).
Смотрим Alpine CDE-120R за 3 рубля: «это выгодное решение в формате 1-DIN, которое позволит Вам узнать, что такое высокое качество звука Alpine и принесет Вам многие часы наслаждения музыкой».
А внутри:
Основной микроконтроллер: MNBE16YTAUB
CD-DSP-1-bit-DAC: MN6627962TC
Те же панасониевские чипы, в которые встроены цапы сами понимаете какого качества. (((
А вот народный любимец Alpine CDE-123R – сколько форумов о нем исписано! На сайте сказано про 1-битный ЦАП и даже медалька есть не понятно за что.
А что внутри? Сидите?
Чип от Тошибы TC94A92FG «CD/MP3 Processors and MCUs with USB Host Controller». На него даже даташита с характеристиками не найти… Так же, как и панасоники MN, этот чип содержит встроенные цапы (даже скромно умалчивают какие), всякие регулировки, фильтры, поэтому и обозвали его процессором — «CD/MP3 Processors», хотя это не тот проц про который вы подумали, без задержек, и правильнее назвать его микроконтроллером. Такие же тошибы TC94A92FG стоят – снова сидите? – в дешевых JVC за 2-3 рубля, типа такой:
Нормально, да? Для беспроцессорного гу микроконтроллер это в принципе главная микросхема, с которой начинается аналоговый звук. Такую экономию можно простить 120-му альпу, но 123-й стоит в 2 раза дороже! Получается, альпы из средней ценовой группы и дешевый дживис внутри одно и то же г. А поклонники альпов никак не поймут что же это за чудо альповский звук… Ооо, конечно, за такую цену померещится все что угодно – и воздушные вч, и поражающая воображение детальность, и т.п… >)
Почему же не впаяли отдельную микросхему более-менее приличного цапа на дельта-сигме, ему цена всего-то несколько долларов на ebay?
А ко встроенным в тошибу цапам доверия ведь никакого…
Теперь перейдем к легендарной серии Alpine 98хх
Когда-то в альпы ставили вольфсонские цапы, но в аппаратах 9812, 9835, 9855, 9880-87 можно найти… тоже микросхемы Toshiba!
На фото чип Toshiba TC94A70FG в алпайне 9880, такой же точно можно найти в музыкальных центрах от Sony, Maranz. Интересно, но высокие комбинационные искажения на сч и вч присущи всей троице, совпадение? Или не зря я такое внимание уделил цапам? *.*
А вот процевые альпы:
Альп 9835 построен на Сониевском DSP-процессоре CXD2729Q-3 – даташит на него тоже не найти (опять тайна магического звука?)
Альп 9855 прячет в себе Тошибу (тьфу, опять ты…) TC94A48FG — одночиповый DSP-процессор со встроенными однобитными дельта-сигма АЦП и ЦАП, а также цифровыми фильтрами, эквалайзерами, басс-бустом и другими улучшайзерами…
А что же новые альпы? к примеру, в альпах-117 и 137 ставят PCM 1754 – дельта-сигма от Burr-Brown. Своими глазами не видел, но так пишут, причем якобы он активен только для USB-тракта, все остальное идет через цапы, встроенные в микрочипы типа тошиб. Не скажу за всякие 178, 185, 195 и проч., но во-первых не понятно почему алпайн долго и упорно не использовал декодеры flac/wav и навязывал нам исключительно попсовую МРаЗь, хотя дело-то копеечное. И вот появились наконец первые альпы, читающие с флешки лосслесс-формат flac. Например, бездисковый Alpine UTE-92BT (с CD есть Alpine CDE-193BT). НО! внутри та же ширпотребная тошиба! Даташитов тоже не найти. Подробнее см. у Михаила Послыхалина halin-kvd.blogspot.ru/2016/03/3.html?m=1, там фото платы для тех кто не верит на слово
И чему тут восхищаться непонятно, зато понятно откуда растет альповская подача звука в стиле «пенопласт скрябает по стекл…» ой, молчу, затопчут же *.*
Таким образом, невероятно но факт:
1. чипы Toshiba TC94A70FG и TC94A92FG стоят в альпах 123 и 9880/9882 ценой 6-7 тыс руб и в JVC самой бюджетной линейки (легко отличить от средней категории по одному USB, а не двум, и по отсутствию чтения WAV), которые между прочим вдвое дешевле альпов. Альпайновцы видимо придумали чудо-прошивку, чтобы извлечь из тошибы мега-звук, и решили развести на этом народ. Ага, только уши не обманешь!
2. такие же Тошибы ставятся в музыкальные центры и ресиверы Sony и Maranz, которые – увы – звуком не блещут. Те же проблемы на вч, что и у альпов.
3. официальных datasheet на DAC и DSP для альпов в свободном виде не найти, что вызывает сомнения в их качестве.
Pioneer.
Самый обсуждаемый аппарат это, конечно, пион 88. Цапы там Burr Brown PCM 1793.
Пион 80 тоже построен на тех же PCM 1793, которых тоже три штуки.
PCM1793 – это гибридник Advanced Segment. Считается неплохим цапом, но не топовым. Один из самых дешевых Advanced Segment.
К слову, внешне пион 9600 не отличить от 80го, но цапы в них разные. И (неудивительно) звук не в пользу 9600.
Более дорогой пион 99 прячет внутри себя 4 цапа AK4396, по одному на каждую пару каналов.
AK4396 это тоже так называемый гибридный цап. В его datasheet написано «Advanced Multi-Bit 192kHz 24-Bit ΔΣ DAC» и на схеме нарисовано два дельта-сигма модулятора. В общем, гибрид мультибитника с дельта-сигмой. По звуку – после AK4399 это самый топовый из творений AKM (Asahi Kasei Microsystems, Япония), а цена-то всего 5 долларов на eBay.
А вот что интересно, проц в 99м какой-то D708E001BRFPA250, я не в курсе что это за абракадабра.
Теперь о доступных пионах. Проблема известна — кроме 80го и 99го, у всех других более бюджетных пионов с увеличением громкости растут искажения, плюс звук такой, как будто тонокомпенсация вшита уже программно. Дело тут конечно не только в цапах, но все же интересно. Вот например в аппараты типа таких
ставят цапы от Asahi Kasei, например, АК 4388. Всяко лучше, чем встроенные в Тошибу *.*
Clarion.
А что же Клары? Честно, не слышал как звучит 9255 — я про DRX 9255. В Кларе Харитоновне стоят одни из самых музыкальных цапов – Burr-Brown PCM1702, дающие честные 20 бит на выходе.
DRX 9255 — не процессорное ГУ, а то что мы видим на схеме ALPHA-Processor — это микросхема от Denon для интерполяции из 16 в 20 бит. Вживую выглядит так (фото из тырнета):
Другая клара, по отчеству Захаровна, — DRZ9255 — это уже процессорный аппарат.
Проц в нем AK7720 от Asahi Kasei, подробнее про него см. ниже — он тот же, как в Clarion 788! ЦАПы —
Burr-Brown PCM1792 из категории Advanced Segment.
То же самое внутри Clarion HX-D2, это просто переименованные по желанию одной из фирм-импортеров DRZ9255.
Спустимся с небес и посмотрим на Клару 788 – имхо, если бы она читала лосслесс, то 80му пиону было бы не так вольготно в этой ценовой категории. К сожалению, клара полностью построена на чипе процессора (DSP) со встроенными в него цапами. Отдельных цапов нет! Потому качество звука полностью ограничено их (цапов) возможностями. Даже громкость регулируется в DSP, до цапов, то есть в цифре (зло!). Теперь понятно, почему с увеличением громкости клара 788 звучит хуже.
Проц (DSP) в Clarion 788 стоит от Asahi Kasei, имеет маркировку AK7720 и содержит в себе (кроме всего прочего) 2канальный ацп и 6канальный цап.
Сравнили? А ведь для многих Alpine CDA 9855 это икона… Поясню:
DR это динамический диапазон, чем больше, тем лучше
S/N это сигнал-шум, чем больше, тем лучше
THD+N это уровень нелинейных искажений, чем меньше тем, лучше.
JVC & Kenwood.
Пока фанаты альпайна и пионера выясняют, чьи искажения приятнее звучат, инженеры «JVCKENWOOD Corporation» штампуют аппараты как китайские батарейки, на любой вкус и цвет. Но порой среди них появляются гу, не в пример альпам, кушающие флак или вавки и, не в пример пионам, аккуратнее обходящиеся со звуком. Последнее больше относится к дживисам.
По нескромному мнению блогера hachjvc, все дживисы можно разделить на три категории:
1. Модели CD-USB с одним USB входом
2. Модели CD-USB с двумя USB входами.
3. Модели с DVD.
Схемотехника 1 категории включает чипы от Toshiba (24-битное DSP с интегрированным цифровым фильтром и 1-bit DAC). Например, TC94A70FG. (а-ля алпайн 9880).
Схемотехника 2 категории построена на микроконтроллерах NEC либо MN от панасоника, но есть внешний 24-bit delta-sigma ЦАП, установленный на дополнительной плате. Модели 2-ой категории могут проигрывать WAV.
Схемотехника моделей 3 категории: контроллер NEC или MN101, реже другие. ЦАПы только внешние 24-битные. На сенсорный дисплей применяют 32-bit микроконтроллер GERDA.
Мне известны аудиофилы, поменявшие 921-й JVC на пион 80 и жалевшие об этом. Потому что в режиме обхода процессора дживис звучит натуральнее на верхах. При этом в 921м стоял цап Burr Brown PCM1780, обычный средненький дельта-сигма (против Advanced segment в пионе). Это к вопросу о том, что не цапом единым определяется звук.
Сейчас выпускается JVC R90BT, преемник 921-го с практически аналогичной схемотехникой и (на мой взгляд) еще более китайским дизайном. Цап тот же PCM1780. Звук на том же уровне.
В процессорном варианте звук дживисов особых эпитетов не заслужил, и цифры это подтверждают — хуже вышеперечисленных dsp в альпах и кларе788. Причем в процевом режиме там идет двойное преобразование аналог-цифра-цифра-аналог, о чем лучше всех знает Каток. magnitola.org/jvc/102270-…koi-bluetooth-jvc-16.html
И два слова о кенвудах. Казалось бы, дживисы и кенвуды – продукты одной компании, но схемы применяют разные.
Например, процевый KIV-700 это совсем не родственник 921го дживиса. Цап дельта-сигма Burr-Brown PCM 1754 (как в альпе 117), получает инфу только от USB, с других источников – через проц.
А в новых кенвудах из бюджетной линейки (например, КММ120) замечены цапы AK4387.
Таким образом,
а) алпайны опустились в моих глазах (правда высоко никогда и не были =) Что из себя представляют новые модели 193 и бездисковый UTE-92BT (про 195 не пишу — не читает lossless!) не слушал, но легко догадаться по их схемотехнике — ссылка выше в тексте.
б) если цап встроен в другую микросхему, то такой вариант звучит хуже, чем цап в виде отдельного чипа
в) в процевых головах пути сигнала, количество и качество его преобразований могут быть разными.
For Example, в Pioneer 88 и 80:
с задержками и эквалайзером: USB или CD [цифра] >> чип-контроллер (декодирование CD, WAV, MP3, WMA) >> DSP (проц) >> DAC (цап PCM1793) [далее аналог] >> постфильтр LPF >> e-vol (регулятор громкости) >> линейники
без задержек и эквалайзера: USB или CD [цифра] >> чип-контроллер (декодирование CD, WAV, MP3, WMA) >> DSP (мимоходом?) >> DAC (цап PCM1793) [далее аналог] >> постфильтр LPF >> e-vol (регулятор громкости) >> линейники
с задержками и эквалайзером: радио [аналог] или блютуз-микрофон [аналог] >> DSP (встроенный АЦП преобразует «аналог — цифра» для задержек)>> DAC pcm 1793 [далее аналог] >> постфильтр LPF >> e-vol (регулятор громкости) >> линейники
без задержек и эквалайзера: радио [аналог] >> e-vol (регулятор громкости) >> линейники
Т.е. в DSP нет встроенных цапов, решение достаточно аудиофильское!
в Clarion 788:
USB или CD [цифра] >> чип-контроллер (декодирование CD, WAV, MP3, WMA) >> DSP (проц: цифровой EQ, фильтры, задержки, цифровой(!) регулятор громкости, встроенный цап) [далее аналог] >> линейники
Т.е. у Клары нет режима обхода процессора, и она всегда звучит так, как звучит DSP.
в JVC 921 и 90:
с задержками и эквалайзером: USB или CD [цифра] >> чип-контроллер (декодирование CD, WAV, MP3, WMA) >> DAC pcm1780 [далее аналог] >> постфильтр LPF >> e-vol (регулятор громкости) >> DSP (встроенный АЦП преобразует «аналог — цифра» для цифрового 5-полосного EQ, фильтров, задержек, далее встроенный DAC преобразует цифру в аналог) >> снова на e-vol (регулятор громкости) >> линейники
без задержек и эквалайзера: USB или CD [цифра] >> чип-контроллер (декодирование CD, MP3, WMA) >> DAC [цифра — аналог] >> постфильтр LPF >> e-vol (регулятор громкости) >> линейники
Теперь наглядно ясно почему дживисы лучше слушать в беспроцевом режиме, с процем получается двойное преобразование.
Про процевые кенвуды инфы нет, но возможно с USB сигнал идет так же как в джисвисах, т.е. если захочется просто поиграться эквалайзером или ввести фильтры-задержки, то сигнал идет в dsp и портится двойным преобразованием.
>> >> >> >>
А напоследок цитата из журнала «Автозвук». В одной из статей там пишут: «Звучание в режиме Bypass мы не оценивали — нет смысла приобретать процессорный аппарат, чтобы потом использовать его без процессора…»
?!
И так думают многие! Потому что это навязывается специально и теперь народ хочет поканалку как панацею от всех проблем…
У кого стоят следующие аппараты:
Kenwood KDC-BT92SD
Kenwood KDC-6051U
Kenwood KIV-700
JVC KD-R921BT
JVC R90 BT, в них предусмотрен режим обхода звукового процессора (Bypass), т.е. проц DSP подключается лишь при вводе регулировок эквалайзера, настроек фильтров и временных задержек, без них – это беспроцессорные аппараты. Просто сравните звук и выберите что лично вам больше по душе, это касается любой аппаратуры.